Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Творчество Зинаиды Гиппиус: поэтика лирических жанров

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Процесс литературоведческого изучения творческого наследия Гиппиус начался в шестидесятые годы на западе (Т. Пахмусс), у нас в стране — в восьмидесятые (К. Азадовский, А. Лавров, Н. Богомолов, Н. Осьмакова, Е. Курганов, Д. Полукарова, В. Мескин). В своих работах авторы опираются на публикации, вышедшие в начале века, в частности на «Поэзию 3. Гиппиус» Е. Лундберга (1912) и на исследование М… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА II. ЕРВАЯ ПОЭТИЧЕСКИЙ МИР ЛИРИКИ ЗИНАИДЫ ГИППИУС
    • 1. ОСНОВЫ МИРОВОЗЗРЕНИЯ 3. ГИППИУС
    • 2. МОТИВЫ И ОБРАЗЫ ПОЭЗИИ ЗИНАИДЫ ГИППИУС
    • 3. К ВОПРОСУ О ЛИРИЧЕСКОМ ГЕРОЕ
  • ГЛАВА ВТОРАЯ. ТРАНСФОРМАЦИЯ ЖАНРОВЫХ ПОЭТИЧЕСКИХ) КАНОНОВ В ЛИРИКЕ 3. ГИППИУС
    • 1. ЭЛЕГИЯ
    • 2. ЛИРИКА ОДИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
    • 3. БАЛЛАДА
    • 4. ЖАНР ПОСЛАНИЯ
    • 5. СОНЕТ
  • ГЛАВА ТРЕТЬЯ. ПОЭТИКА ЦИТАЦИИ: БИБЛЕЙСКИЕ МОТИВЫ И ОБРАЗЫ В ПОЭЗИИ ЗИНАИДЫ ГИППИУС

Творчество Зинаиды Гиппиус: поэтика лирических жанров (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Литературное наследие, оставленное Гиппиус, значительно и разнообразно это поэзия, художественная проза, публицистика, драматургия, критика. Но свой путь в литературе она начинала как поэт, и в русской литературе ей принадлежит место, прежде всего как поэту, «мэтру» стиха.

Начало творческого пути поэтессы совпало с началом серебряного века русской культуры, отмеченным смешением различных литературных направлений, философских и религиозных течений. Как отмечал Н. Бердяев, «это была эпоха пробуждения в России самостоятельной философской мысли, расцвета поэзии и обострения эстетической чувствительности, религиозного беспокойства и искания, интереса к мистике и оккультизму» Одни называли это время упадком, декадансом, другие — возрождением, ренессансом. Основными чертами этой эпохи, породившей новое искусство, были разочарование в общественных идеалах, которым служило XIX столетие, уверенность в неблагополучии и гибели современного общества, негативная оценка передовых общественных идей, вспышка увлечения идеалистической философией и пересмотр моральных ценностей. «XIX век с его европоцентризмом, антропоцентризмом и эволюционизмом заканчивался. (.) Искусство до предела сблизившись с действительностью в своем реализме, встало перед реальной угрозой самоуничтожиться, растворившись в действительности, и отшатнулось к противоположной крайности — к программе «искусство для искусства"2.

Смена больших исторических эпох не могла не вызвать сознатель.

1 Бердяев Н. Самопознание: опыт философской автобиографии. М., 1991, С. 129.

2 Гаспаров М. Поэтика «серебряного века» // Русская поэзия «Серебряного века». 1890 -1917: Антология. М., 1993, С. 9. ного стремления нового искусства к выражению нового мировосприятия. Концепции неповторимой творческой Личности, проблема Человека XX века, в душе которого переплелись разные начала: небесное и земное, божественное и дьявольское, духовное и телесное, доброе и злое, правдивое и ложное — все это вело к обновлению поэтических средств.

Поэты-модернисты пытались понять и выразить в своем творчестве суть мироздания, сущность жизни человека, времени и пространства. Создавая «чистое» искусство, основным достоинством которого являлась высокая степень художественности, во главу угла они ставили образное слово Поэта. Слово, которое раскрыло «мучительную несогласованность человеческих переживаний и трагический образ художника, потрясенного столкновением ангелических порывов и демонических страстей"3. Такое слово воспринималось поэтами серебряного века, в частности символистами, как бессмертное, всесильное, беспредельное и многозначное. Именно они начали «великое восстановление самоценности и самостоятельности слова"4. У них оно стало помимо «носителя смысла и значения» еще средством, способным пробуждать в человеке мистические предчувствия, обнаруживать таинственные связи между внутренним миром личности и скрытыми в природе тайными силами"5. Эта идея исходила из отрицания рационализма и обосновывалась принципом интуитивного постижения духовной основы бытия. Но, «возникнув как мятеж против торжествующего позитивизма XIX столетия, символизм вначале.

3 Смирнова Л. А. Единство духовных устремлений в литературе серебряного века // Российский литературоведческий журнал. 1994, № 5−6, С. 7.

4 Нива Ж. Русский символизм // История русской литературы. XX век. Серебряный век. М., 1995, С. 105.

5 Эстетика символизма и декаданса // Лекции по истории эстетики. Кн. 3, ч. 2. Л., 1977, С. 138. принял форму декадентства, т. е. яростного поклонения индивидуализму"6.

Декаденты пытались выработать новую систему моральных ценностей. «Свобода и печаль, и смерть, и красота» — так сформулировал новый лозунг Н. Минский. Свобода, понятая как освобождение личности от идей общественного служения, печаль и смерть как увлечение философией пессимизма, красота при этом понималась как ценность, стоящая вне морали.

В идее преображения мира и личности красотой и духовностью искусства выразился эстетический утопизм модерна. Но искусству, в особенности музыке и поэзии, отводилась особая роль в иррациональном познании мира, прозрении подлинной сути бытия. В этой атмосфере и появились стихи Гиппиус, которые были «отмечены неповторимым клеймом автора, знаком его поэтической индивидуальности», делающей понятие «поэзия Зинаиды Гиппиус» совершенно конкретным, сразу вызывающим (.) впечатление о целостном художественном мире, наделенном своими законами, своими внешними формами, своей логикой, географией, течением времени, — словом, тем, что мы требуем от мира настоящего поэта"7.

В течение многих лет имя Гиппиус было запретным в нашей стране из-за политических взглядов поэтессы, занимавшей по отношению к большевизму непримиримую позицию. Ее произведения у нас не переиздавались, мнения о ее творчестве были односторонними и не соответствующими реальности. Между тем без ее фигуры, входящей в плеяду поэтов серебряного века, невозможно представить русскую литературу.

6 Нива Ж. Указ. соч. С. 105.

7 Богомолов Н. А. «Любовь — одна» // Гиппиус З. Н. Стихотворения. Живые лица. М., 1991, С. 20. конца XIX — первой половины XX века. С литературной деятельностью Гиппиус связано зарождение и становление русского символизма, принципы которого получили теоретическое обоснование и практическое воплощение в ее творчестве.

Процесс литературоведческого изучения творческого наследия Гиппиус начался в шестидесятые годы на западе (Т. Пахмусс), у нас в стране — в восьмидесятые (К. Азадовский, А. Лавров, Н. Богомолов, Н. Осьмакова, Е. Курганов, Д. Полукарова, В. Мескин). В своих работах авторы опираются на публикации, вышедшие в начале века, в частности на «Поэзию 3. Гиппиус» Е. Лундберга (1912) и на исследование М. Шагинян «О блаженстве имущего. Поэзия З. Н. Гиппиус» (1912). Берутся во внимание литературно-критические статьи Д. Святополка-Мирского и В. Брюсова, а также написанные литераторами русского зарубежья воспоминания о поэтессе: Г. Адамовича («Одиночество и свобода», 1955), С. Маковского («На Парнасе «Сербряного века» «, 1962), Г. Струве («Русская литература в изгнании»,, 1953). Недавно вышедшие в свет книги «Литература русского зарубежья» В. Агеносова (1998) и «История русского символизма» А. Пайман (1998) содержат очерки о творчестве поэтессы. Тем не менее всех этих публикаций недостаточно для адекватного осмысления литературной деятельности Гиппиус, творческая индивидуальность которой, сыграла в литературном процессе начала века ведущую роль. В современном литературоведении назрела необходимость создать цельную картину поэтики поэтессы, что и определяет актуальность нашего исследования.

В последнее время поэтическое наследие поэтессы, которое является объектом настоящего исследования, вызывает повышенный интерес. Активизируется процесс литературоведческого изучения творчества Гиппиус, в сферу исследования вовлекаются ранее не изучавшиеся аспекты ее поэтики (А. Захаров, Л. Полукарова, А. Пайман), но поэтика лирических жанров, понимаемая как система художественных принципов, структурно организующих поэтические произведения поэтессы, еще не была предметом специального изучения. Рассматриваемая проблема лишь в некоторых своих аспектах нашла отражение в статьях: «З. Н. Гиппиус: метафизика, личность, творчество» К. Азадовского и А. Лаврова, «Любовь — одна» Н. Богомолова, «» Надо всякую чашу пить до дна". О личности и творчестве З.Н. Гиппиус" Л. Полукаровой, «» Заклинанье" (О поэзии Зинаиды Гиппиус)" В. Мескина, «Декадентская мадонна» Е. Курганова, «О поэтическом мире Зинаиды Гиппиус» А. Захарова.

З.Н.Гиппиус: метафизика, личность, творчество" является вступительной статьей к сборнику Гиппиус «Сочинения. Стихотворения. Проза». В ней авторы помимо обстоятельного рассказа о биографии поэтессы пытаются выявить своеобразие видения мира поэтессой, философско-эстетические основы ее поэзии и прозы. В частности ставится вопрос о «ярко выраженном «символическом» характере поэтического творчества Гиппиус, который проявляется в антитетичности его тем, образов и мотивов. «Стихи Гиппиус словно состоят из намеков, недоговоренностей, умолчаний. В них, при всей остроте наблюдательности и отчетливости мыслей почти отсутствуют приметы материального мира в их самоценном значении. Они возникают, главным образом, как форма внутренних, душевных пульсаций. (.) «Безмерное Я», «большая идея» в творческой метафизике Гиппиус обуславливают трактовку всех тем и мотивов, определяют тональность всех лирических эмоций и настроений, сконцентрированных в ее поэзии"8. Индивидуализмом поэтессы, по мнению авторов, обусловлены главные темы ее лирики — Любовь и Смерть. Анализируя религиозно-философскую концепцию мировоззрения Гиппиус, К. Аза-довский и А. Лавров делают попытку определить истоки религиозности» ее поэзии. По мнению авторов «сравнительно небольшое по объему, неширокое по диапазону лирических тем и мотивов, внешне не яркое и однотонное — в особенности на фоне переливающихся всеми цветами радуги поэтических миров многих ее современников, — стихотворное наследие Гиппиус имеет сугубо свое «лица не общее выраженье», в полной мере запечатлевшее основные черты ее уникальной творческой личности"9.

В работе К. Азадовского и А. Лаврова, так же, как и в статьях Л. Полукаровой и В. Мескина, делается акцент на исследовании духовного мира поэтессы «как источника всех остальных проявлений этой неординарной личности"10. В статьях «Надо всякую чашу пить до дна» и «Заклинанье», главным образом, рассматривается тематика лирического творчества, причем этот вопрос обозначен «пунктирно», с попыткой анализа некоторых стихотворений. В. Мескин, говоря о том, что стихи Гиппиус тесно связаны с идеями эпохи, ставит вопрос о влиянии на ее «миро-видение» философии Вл. Соловьева, на «этические воззрения» — философии Ф. Ницше, сравнивает ее поэтический мир с миром Ф. Сологуба.

Послесловие" Н. Осьмаковой помимо биографического очерка и попытки краткого анализа мемуарной и художественной прозы содержит анализ религиозных и эстетических основ поэтики Гиппиус. Исследова.

8 Азадовский К., Лавров А. «З. Н. Гиппиус: метафизика, личность, творчество» // Гиппиус З. Н. Сочинения. Стихотворения. Проза. Л., 1991, С. 13.

9 Там же. С. 21.

10 Полукарова Л. В. «Надо всякую чашу пить до дна». О личности и творчестве З. Гиппиус // Литература в школе. 1996, № 5, С. 74. тельница делает вывод, что при «эстетической утонченности в ее стихах нет никаких самоценных художественных изысков, эстетических стилизаций, как, впрочем, и следов языческого жизнелюбия. Как при (.) не склонности к самообольщениям, при (.) зрячести Гиппиус удается удержать тончайшую художественную меру, то гармоническое равновесие, которым создается высокое поэтическое качество стиха — ее тайна, без которой не существует настоящей поэзии"11.

Н. Богомолов считает, что «о творчестве Гиппиус должны быть написаны книги, исследующие ее биографию, восстанавливающие канву ее журнальных и газетных предприятий (.), говорящие о взаимоотношениях Гиппиус с крупнейшими русскими писателями и мыслителями своего времени. Пытаться определить ее писательскую индивидуальность, принципы ее мировоззрения без всего этого было бы в высшей степени самонадеянно"12. Поэтому, говоря о поэзии и мемуарах в статье «Любовь — одна», автор пытается «лишь в самых общих чертах восстановить то, что удается определить с достаточной степенью несомненности"13, а именно — говорит о мировоззренческой концепции поэтессы, о ее литературной маске, о новаторских разработках в области стиха.

Более подробно, чем Н. Осьмакова и Н. Богомолов, остановился на биографии поэтессы Е. Курганов в работе «Декадентская мадонна». Рассматривая поэзию Гиппиус, автор выделил доминирующую, по его мнению. общественно-религиозную проблематику («религиозную гражданственность»), которая воплотилась в молитве — «емкой и перспективной литературной форме"14.

11 Осьмакова Н. А. Послесловие// Гиппиус З. Н. Стихи и проза. Тула, 1992, С. 411.

12 Богомолов Н. А. Указ. соч. С. 15.

3Там же. С. 12.

14 Курганов Е. «Декадентская мадонна» // Гиппиус З. Н. Живые лица. Стихи. Дневни.

Молитва — плод долгих ночных и дневных бдений, она аккумулирует в себе духовный опыт личности. Оттого-то в лирике Зинаиды Гиппиус молитва и приобретает большое значение. Она может быть длинной или короткой, всего в несколько строк, но она всегда — диалог и зачастую даже спор с вечностью. И всегда в ней решаются коренные вопросы человеческого бытия. (.) Глубокие, сильные молитвы Зинаиды Гиппиусэто прорыв в вечности, соединение с сокровенным, но они всегда о человеке, о максимальной наполненности его бытия, о трагических противоречиях личности, о путях приближения к идеалу, немыслимо чистому и нередко — и именно в силу этого — непостижимому, о свободе и совести"15.

С точки зрения поставленной нами проблемы интерес представляет работа А. Захарова «О поэтическом мире Зинаиды Гиппиус», в которой автор попытался проанализировать лирику Гиппиус «как целостный художественный мир, развивающийся от периода к периоду, от сборника к сборнику, последовательно и неуклонно, как поэтический «дневник души» лирического «я» «16. В статье автор анализирует тематику лирики Гиппиус, показывает эволюцию внутреннего мира лирического героя, выделяет основные образы ее поэтики. Такие же задачи решает А. Пай-ман, исследуя поэтику Гиппиус. Не смотря на краткость этого исследования, оно дает довольно законченное представление о поэтическом мире поэтессы. Особо автор выделяет «свойственный душе Гиппиус дуализмтемный фон и сильнейшие устремления к свету"17.

Значимость всех рассмотренных работ заключается в том, что впервые в отечественном литературоведении были предприняты попытки ки. Книга 1. Тбилиси, 1991, С. 14.

15 Там же. С. 14−15.

16 Захаров А. Н. О поэтическом мире Зинаиды Гиппиус // Российский литературоведческий журнал. 1994, № 5−6, С. 14.

17 Пайман А. История русского символизма. М., 1998, С. 44 анализа символистской поэтики Гиппиус. Тем не менее, эти работы не содержат исследовательского материала о жанровой специфике лирики поэтессы, о приемах и принципах композиционного построения ее стихотворений.

Цель исследования — определить своеобразие поэтики лирических жанров в творчестве Гиппиус. Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:

1. Выявить особенности религиозно-философских, социально-политических и эстетических взглядов Гиппиус;

2. Систематизировать ведущие мотивы и образы поэтического мира Гиппиус, охарактеризовать его структурные особенности;

3. Выявить особенности образа лирического героя художественного мира Гиппиус;

4. Охарактеризовать и классифицировать жанровые модификации в лирике Гиппиус;

5. Проанализировать принципы построения стихотворений с выделенной жанровой доминантой, с конкретными жанровыми признаками;

6. Выяснить особенности форм и функций литературной цитации в поэтических текстах Гиппиус.

Теоретическая значимость работы определяется системным изучением структуры жанровых модификаций в лирике Гиппиус, возможностью применения полученных выводов в изучении художественных особенностей ее поэтики, а также проблем поэтики символизма.

Материалы и результаты диссертации могут быть использованы в вузовском и школьном курсах, спецкурсах и спецсеминарах по истории русской литературы конца XIX — начала XX века, истории литературных школ и направлений, теории литературы, что составляет практическое значение исследования.

В связи с этим научная новизна исследования определяется новым подходом к изучению поэтики Гиппиус, и в частности жанровой специфики ее лирики, основные аспекты которой еще не осмыслены.

Материалом для исследования послужили сборники стихотворений Гиппиус, ее критические статьи и дневники.

Специфика изучаемого материала и многоаспектность его рассмотрения определили в качестве методологической основы системный подход, предполагающий изучение художественного произведения как целостного образования. В исследовании сочетаются сравнительно-типологический метод, важнейшие положения которого сформулированы в работах по исторической поэтике А. Веселовского, и структурно-семантический анализ, разработанный Ю. Лотманом. ;

На защиту выносятся следующие положения. ;

— системность поэтического мира Гиппиус, верность одним и тем же жизненным и эстетическим принципам обусловлены христианским мировоззрением поэтессы и ее религиозно-философской концепцией мироздания;

— поэтический мир Гиппиус структурирован тематическими и мо-тивными оппозициями и подчиняющимися этим оппозициям иерархически соотносящимися образами;

— на создание образа лирического героя (мужское «я») повлияли два фактора — верность постулатам своей религиозно-философской концепции, претворение их в своем поэтическом творчестве, а также создание мистифицированного литературного образа в его биографической конкретности;

— особенности художественной манеры, творческие искания поэтессы отражаются в жанровой направленности ее лирики, для.

13 которой характерно слияние традиций и новаторства;

— поэтика лирических жанров Гиппиус обусловлена трансформацией жанрообразующих средств и нововведениями в жанровых структурах стихотворений;

— литературная цитация помогает создать Гиппиус многозначность и многоаспектность стиха — те особенности поэтики, что выделяют ее поэзию в литературном процессе конца XIX — начала XX века.

Апробация: основные положения диссертации были изложены на итоговых научных конференциях АГПУ (Астрахань, 1995 — 1999), на У1 Международных Хлебниковских чтениях (Астрахань, 1998), отражены в ряде публикаций, а также использованы в практическом курсе «Русская литература XX века».

Структура: диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы из 240 наименований.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Предложенное исследование лирических жанров в творчестве Гиппиус показывает, что особенности ее жанровой специфики обусловлены с одной стороны — поэтикой символизма, с другой — творческой индивидуальностью поэтессы, а точнее, их синтезом.

А. Пайман в работе «История русского символизма» очень точно отметила, что «возникновение в поэзии той или иной школы можно объяснить по-разному. Можно приписывать его литературной моде, окружающей среде, всякого рода влияниям: психологическим комплексам, социологии, своеобразию нации, истории. Все эти фактора действительно участвуют в сформировании литературного течения. Каждому отдельное художнику приходится так или иначе отзываться на внешние обстоятельства. Однако, чтобы быть убедительным, — убедительным художественно, а не в качестве более или менее типичного культурного явления, — отдельный художник все же обязан черпать материал для творчества из кладезя эмоций, не до конца им самим осознанных"272. Так и в творчестве Гиппиус — некоторые темы и стилистические приемы были привнесены в ее произведения литературной модой, имели свой прецедент. Но, разрабатывая эти темы, поэтесса черпала из глубин собственного опыта.

Влияние философии А. Шопенгауэра, Ф. Ницше, Вл. Соловьева и гностицизма на поэтическое творчество Гиппиус было продиктовано эстетическими постулатами символизма. Мотивы человеческого бессилия, одиночества, обреченности определили в поэзии поэтессы ведущую тему.

272 Пайман А. История русского символизма. М., 1998, С. 52.

— тему смерти. Впоследствии эта тема эволюционирует: от человеческойдо метафизической смерти души.

Преодоление индивидуализма и эгоцентризма, ярко отразившихся в ранней лирике поэтессы, происходит на путях «религиозной общественности», когда в мироощущении Гиппиус возникает «новое религиозное сознание». На этом этапе творчества, как бы в противовес теме смерти, приходит тема любви, которая плавно вписывается в религиозно-философскую концепцию поэтессы. В свою мировоззренческую концепцию Гиппиус включила вопросы пола, преображении плоти, играющие, по ее мнению, главную роль в создании нового общества и нового человека. Конечной целью в ее концепции является рождение новой Личности, подобной Иисусу Христу — Богочеловеку. Так же, как и другие символисты (А. Белый, А. Блок, В. Иванов), поэтесса считала, что высшая цель-Личность достигается лишь теургическим путем, поэтов поэзия как часть «жизнетворчества» должна рождаться в духовной экзальтации и религиозном экстазе художника. Лирику она понимала как путь к прозрению высших тайн и как доступ к сверхчувствительной реальности.

Дуалистическая концепция Гиппиус отражена в ее стихотворениях, в которых мир представлен как хаотическое взаимодействие духа и материи. Этот дуализм проявляется в антонимичности тем и мотивов: богоот-ставленность — и ощущение Бога, прославление смерти — стремление к жизни, сознание греховности — жажда любви, возмущение — смирение. Особенно следует отметить оппозиционную пару «религиозность — демо-номания». С темой Бога у Гиппиус была связана тема Дьявола, в котором она видела падшего ангела, падшую тварь — отражение собственного страдания и унижения. Антитетичность тем, мотивов и образов в лирике поэтессы является проявлением ее творческой индивидуальности, как и то, что лирический герой ее поэзии — мужчина. В этом специфическая черта литературной маски Гиппиус. Восприятие ее поэтических образов обуславливается игрой/мистификацией — универсальным средством для создания литературного образа, условием существования ее поэзии.

Творческой индивидуальностью поэтессы определены не только особенности художественной манеры, творческие искания, отражающиеся в выборе тем, стилистических приемов, образности, но и жанровая специфика ее лирики, представляющая собой слияние традиций и новаторства. Традиционные элегические, балладные, одические жанровые формы, сонет, исповедь и послание в виде жанровых модификаций функционируют в лирике Гиппиус. Проанализировав ряд стихотворений с характерной жанровой доминантой, мы пришли к следующему заключению. Элегическому творчеству Гиппиус присуща философская направленность. Ее стихотворения-элегии выражают как умеренные, радостные, меланхолические чувства, так и тоску, негодование и скорбь. В большей части стихотворений возникает образ смерти-утешительницы, появляется тема погруженности в мир красоты и тайн. Основой всех элегических мотивов Гиппиус являются размышления о бытии, мироздании. Противоречия и диссонансы действительности осознаются поэтессой как следствие пороков и дисгармонии окружающего мира, отражаясь в ее элегиях-раздумьях, элегиях-самоисследованиях.

Новые жанровые формы возникают в результате символистской новаторской модификации Гиппиус балладного жанра. Новаторство заключается в том, что в своих балладах поэтесса затрагивает вопросы философского и общественного характера: истинность чувства, радость жизни, обличение небытия, однообразия в жизни, вопросы духовной и интеллектуальной деградации общества, судьбы, Рока. Ранее эти вопросы не затрагивались балладной жанровой формой. Выбор сюжетов различен: связь с фольклором, с немецким романтизмом, с фантастикой. В балладах Гиппиус модификации подверглись жанроформирующие элементы: в сюжетно-композиционной организации на первый план выходит лирическое начало, эпическое же сжимается, чем увеличивается эмоциональный подтекст. Обращение к необычным эмоционально-психологическим состояниям героев вносит новое наполнение в концептуальный хронотоп, введение эротического элемента — в тип повествования. Это выражается в типе мироощущения лирического героя, особенностях сю-жетосложения и субъектной организации текста — все это совокупность оригинальных жанрообразующих факторов и средств.

Все исследователи творчества Гиппиус высказывают мысль о том, что ее поэзия напоминает лирический дневник. Образующие элементы и средства жанра исповеди, введенные поэтессой в свои стихотворения, доказывают эту мысль. В монологах-исповедях лирически герой пытается выразить «несказанное», найти истину своих идейных исканий. Такие душевные порывы выливаются в молитвенную форму. Молитвам Гиппиус не присуща каноническая форма, ее молитвенная лирика сосредоточена или на тихой просьбе или на страстной мольбе. Необходимо отметить, что жанр исповеди Гиппиус включает в себя две формы: стихотворения-монологи (лирические высказывания от первого лица) и стихотворения-молитвы, сюжетная структура которых построена на исповедальных мотивах. Эти формы оригинальны еще и тем, что в них отразилась антиномичность поэтики поэтессы.

В своей лирике Гиппиус возрождает жанр послания, точнее жанровую тенденцию. Стихотворения-послания объединены главным признаком жанровой структуры: различием позиций адресата и адресанта. В стихотворениях сквозь предметность, бытовую семантику просвечивают биографические черты и автора, и адресата, что немаловажно для жанровой структуры послания. Тематический круг организован образом лирического субъекта, сознание которого создает художественное единство поэтической мысли, что характерно для мироощущения поэтессы. Жанр сонета в творчестве Гиппиус вмещает весь круг тем, ее интересующих. Оригинальность формы, особая лексика, — все работает на аффектацию, выделение жанрообразующих элементов (сюжетосложение, тип героя), выбор которых зависим от метода и стиля творчества поэтессы. Все сонеты соответствуют канонам серебряного века, их тематика разнообразна: философские размышления с элементами пейзажа, элегические медитации с любовными и гражданскими мотивами. Они подчинены тематической структуре сонета — важному жанрообразующему фактору: тезисего развитие — антитезис — синтез, но ни один из сонетов Гиппиус не членится на четыре строфы. Почти все состоят из двух строф, лишь два — из трех. В основу своих сонетов Гиппиус укладывала итальянский или французский тип этого жанра и оригинально их разрабатывала. Эксперименты проводились со строфикой и метром.

Все жанровые образования, анализируемые нами в данной работе, возникли в результате трансформами образующих средств и нововведений в жанровых структурах стихотворений Гиппиус.

Литературная цитация является одним из важных принципов художественного построения поэтических текстов Гиппиус. Все типы цитации имеют в нашем исследовании один прецедентный текст-источникБиблию, что обуславливает обращение поэтессы к библейским образам и мотивам. Все цитаты в текстах несут на себе функцию переосмысления традиции, связанную с концепцией «нового религиозного сознания» поэтессы. Понятие «цитата» рассматривается как общее, родовое, включающее собственно цитату, аллюзию, реминисценцию, а так же «знаки-указания», в которых заключены в «свернутом» виде их тексты/источники. Это имена и атрибуты.

Исследование конкретных форм и функций цитации, ограниченной библейскими рамками, дает право говорить об особенностях поэтического мира Гиппиус, об отражении в нем социально-политической, исторической и духовной действительности, современной поэтессе, об освоении культурных традиций, в частности библейской, что является характерным для поэтики и эстетики символизма.

Исследование поэтики лирических жанров Гиппиус — это важный шаг на пути к изучению всего ее творчества, к его адекватной интерпретации.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Гиппиус 3. Н. Стихотворения. СПб., 1999, 592 с.
  2. З.Н. Опыт свободы. М., 1996. 526 с.
  3. З.Н. Сочинения. Стихотворения. Проза. Л., 1991, 664 с.
  4. З.Н. Стихи и проза. Тула, 1992, 430 с.
  5. З.Н. Стихотворения и поэмы.Т.1−2. Munhen, 1972, 648 с.
  6. З.Н. Стихотворения. Живые лица. М., 1991, 470 с.
  7. З.Н. Тихое пламя: Стихотворения 1889 1938- Из автобиографической прозы- Из дневников. М., 1996, 288 с.
  8. З.Н. Чертова кукла: Проза. Стихотворения. Статьи. М., 1991, 587 с.
  9. А.П. А.Блок и русские поэты XIX века. М., 1990, 246 с.
  10. Г. Одиночество и свобода. Нью-Йорк, 1955, 234 с.
  11. K.M., Лавров A.B. З.Н. Гиппиус: Метафизика, личность, творчество // Гиппиус З.Н. Сочинения.Стихотворения. Проза. Л., 1991, 664 с.
  12. Н.П. «Непостижимый город.» Душа Петербурга. Петербург Достоевского. Петербург Пушкина. Спб., 1991, 335 с.
  13. Апокрифы древних христиан: исследования, тексты, комментарии. М., 1989,333 с.
  14. И.В. Проблемы диалогизма, интертекстуальности и герменевтики: (В интерпретации художественного текста): Лекции к спецкурсу. СПб., 1995, 125 с.
  15. В.Ф. Эстетика русского символизма // Асмус В. Ф. Вопросы теории и истории эстетики. М., 1968, 654.с.
  16. B.C. История русской поэзии 1730 1980 = Компендиум: Учебное пособие. М., 1996, 320 с.
  17. Е. «Кто бури знал.» // Наше наследие. 1990, № 4
  18. Бахтинология: Исследования, переводы, публикации. К столетию рождения М. М. Бахтина (1885- 1995). СПб., 1995, 370 с.
  19. Бахтинский тезаурус. Материалы и исследования: Сб-к ст. М., 1997, 127 с.
  20. А. Символизм как миропонимание. М., 1994, 527 с.
  21. А. Собрание соч. в 4-х т. Т. 1. М., 1992, 378 с.
  22. Н. А. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX -нач. XX в. // О России и русской философской культуре. М., 1990, 389 с.
  23. Бердяев Н.А.: pro et contra. Кн. 1. СПб., 1994, 573 с.
  24. НА. Самопознание: опыт философской автобиографии. М., 1991, 336 с.
  25. А. Собрание соч. в 6-ти т. Т.6. Письма. 1898 1921. Л., 1983.
  26. В.А. Самокритика символизма (из истории проблемы соотношения идеи и образа) //Контекст 1984. М., 1986″ С. 164−194.
  27. ЗГБонецкая Н.К. «Образ автора» как эстетическая категория // Контекст 1985. М&bdquo- 1986.
  28. Ю. Искусство интерпретации и оценки. Опыт прочтения «Медного всадника». М., 1981.
  29. JI.M. Проблемы художественного синтеза в теории русских символистов // Научные доклады высшей школы. Филологические науки. 1990, № 5, С. 12−21.
  30. С. Н. Русская лирика XIX нач. XX в. в свете исторической поэтики. (Субъектно-образная структура). М., 1997, 278 с.
  31. С.Н. Три концепции лирики: Проблемы субъектной структуры // Изв. Рос. АН. Серия лит. и яз. 1995. Т. 54, № 1, С. 18−29.
  32. В.Я. Сила русского глагола: Сб-к ст. М., 1973.
  33. В.Я. Среди стихов: 1894- 1924: Манифесты, Статьи, Рецензии. М., 1990, 714 с.
  34. С.Н. Природа религиозного сознания // Булгаков С. Н. «Свет невечерний». М., 1994.
  35. В. Эстетика романтизма. М., 1966, 478 с.
  36. В.Э. Лирика Пушкинской поры: элегическая школа. СПб, 1994.
  37. О. Пол и характер. М., 1991, 192 с.
  38. Возрождение (Париж). 1969, № 212.
  39. Возрождение (Париж). 1968, № 198.
  40. Возрождение (Париж). 1969, № 211.
  41. Возрождение (Париж). 1970, № 218.
  42. Возрождение (Париж). 1970, № 219.
  43. Возрождение (Париж). 1970, № 220.
  44. Возрождение (Париж). 1970, № 222.
  45. A.A. Русские женщины (Сильфида)// Минувшее. Исторический альманах. 17. М., СПб., 1995.
  46. Воспоминания о серебряном веке. М., 1993, 563 с.
  47. .Ц. Этика преображенного Эроса. М., 1994.
  48. Ю.Ю., Гиршман М. М. Миф автор — художественная целостность: аспекты взаимосвязи // Филологические науки. 1993, № 3, С. 41−48.
  49. Р. А. Очерк русской утопической мысли XX века. М., 1991, 217 с.
  50. M.JI. Избранные статьи. М., 1995, 477 с.
  51. Л.Я. О лирике. М., 1997, 415 с.
  52. А.Л. Автор как субъект текста // Изв. Рос. АН. Сер. лит. и яз. 1993, Т. 52, № 4, С. 12−19.
  53. А. Структура поэтического символа // Художественная форма. М&bdquo- 1927, 146 с.
  54. А. Принципы эстетики. М., 1987, 158 с.
  55. В. поЭтика (этюды о символизме). СПб., 1993, 182 с.
  56. Е.В. Теория и образный мир русского символизма. М., 1989, 176 с.
  57. В.М. Теория стиха. Л., 1975.
  58. А.К. Блуждающие сны и другие работы. М., 1994, 428 с.
  59. А.К. Инвенции. М., 1995, 248 с.
  60. Е. Спор о серебряном веке // Октябрь. 1994, № 10, С. 181 187.
  61. В. Родное и вселенское. М., 1994, 428 с.
  62. Р.В. Баллада в эпоху романтизма // Русский романтизм. Л., 1978,285 с.
  63. И.П. Творчество Мережковского // Москва. 1990, № 8.
  64. История русской поэзии. Т.2. Л., 1969, 459 с.
  65. C.B. Выразительные возможности русского стиха. М., 1971.
  66. Л.Ф. Апокалиптика «серебряного века»: эсхатология в художественном сознании // Человек. М., 1995, № 2, С. 143−154.
  67. Ковчег: Поэзия первой эмиграции. М., 1991, 511 с.
  68. H.A. Словоупотребление в русской поэзии нач. XX в. М., 1986.
  69. И.В., Корж Ю. В. «Дух музыки» в философии русского символизма // Общественные науки и современность. М., 1996, № 4, С. 152−162.
  70. Н.Ф. Понятие «жанр» в его устойчивости и изменчивости // Контекст 1986. М., 1987.
  71. С.И. Некоторые проблемы современной теории сонета // Филологические науки. 1993, № 3, С. 32−41.
  72. Краткий психологичекий словарь. М., 1985.
  73. Культурология. XX век. Словарь. М., 1997, 640 с.
  74. .А. Эстетика слова и язык писателя. Л., 1974.
  75. О. Книга об акмеизме // Ученые записки Московского культурологического лицея № 1310. Серия: Филология. Выпуск 4. № 3 (98).1. М., 1998,236 c. .
  76. Лекции по истории эстетики. Л., 1977, 184 с.
  77. Лермонтовская энциклопедия. М., 1981, 784 с.
  78. Лица: Биографический альманах в 3-х кн. Кн. 1. М.-СПб., 1992, 569 с.
  79. Лица: Биографический альманах в 3-х кн. Кн. 3. М.-СПб., 1992, 568 с.
  80. Н.О. История русской философии. М., 1991, 559 с.
  81. Ю. М. Избранные статьи в 3-х т. Таллинн, 1993, Т.1., 1992, 684 с.
  82. Ю.М. Избранные статьи в 3-х тт. Т.1. Таллинн, 1993, 495 с.
  83. Ю.М. Лекции по структуральной поэтике. Вып. 1. (Введение, Теория стиха) // Ученые записки Тартуского гос. ун-та. Тарту, 1964,158 с.
  84. Ю.М. О поэтах и поэзии. СПб., 1996, 848 с.
  85. А.И. Проблема синтеза искусства в эстетике русского символизма. М., 1992.
  86. Е.А. Русская философская поэзия. М., 1976,192 с.
  87. С. На Парнасе «Серебряного века». Мюнхен, 1962, 324 с.
  88. Д.Е. Поэзия и проза Ал. Блока. Л., 1981.
  89. Д. Больная Россия. Л., 1991, 267 с.
  90. Д. В тихом омуте: Статьи и исследования. М., 1991, 489 с.
  91. Д.С. Испанские мистики. Брюссель, 1988, 378 с.
  92. Д.С. Эстетика и критика. В 2-х т. Т. 1. М., 1994, 672 с.
  93. В.А. Заклинанье (о поэзии 3. Гиппиус) // Русская словесность. 1994, № Г.
  94. З.Г. Функция реминисценций в поэтике А. Блока // Труды по знаковым системам. Тарту, 1973, 572 с.
  95. К.В. А. Блок, А. Белый, В. Брюсов. М., 1997, 479 с.
  96. H.H. Русские символисты. М., 1992, 62 с.
  97. М. Вырождение. М., 1995, 314 с.
  98. О России и русской философской культуре. Философы русского послеоктябрьского зарубежья. М., 1990, 335 с.
  99. Д. Д. Французский символизм. М., 1973, 456 с.
  100. В.В. Стилистика текста. М., 1980.
  101. И. На берегах Сены. М., 1989,
  102. В.Н. Перепутья. Из истории русской поэзии XX в. М., 1976, 367 с.
  103. А. История русского символизма. М., 1998,415 с.
  104. Т. «Прекрасная Дама» Зинаиды Гиппиус // Новый жур-нал= New rev. Нью-Йорк, 1997, Кн. 207.
  105. Т. Зинаида Гиппиус: «Эпоха „Мира искусства“» // Возрождение (Париж). 1968, № 203.
  106. Проблемы поэтики. М. Л., 1925.
  107. М.Ф. Слушайте революцию: Поэзия Ал. Блока советской эпохи. М., 1980,
  108. М. Россия за рубежом. История культуры русской эмиграции 1919- 1939. М., 1994, 296 с.
  109. В.В. Религия и культура. Уединенное. М., 1990.
  110. . «О кресте Твоем высоком.» (Христос в русской поэзии) //Лепта. 1996, № 32.
  111. Русская поэзия «Серебряного века». 1890 1917: Антология. М., 1993, 784 с.
  112. Русская словесность. От теории словесности к структуре текста. Антология. М., 1997, 318 с.
  113. Русская элегия XVIII начала XX века: Сборник. Л., 1991, 640 с.
  114. Русские писатели. Биобиблиографический словарь: В 2 ч. 4.1. А -Л. М., 1990,429 с.
  115. Русский сонет. XYIII нач. XX в. Сб-к. М., 1986.
  116. Русский сонет, первая четверть XX в.: Сб-к. Петрозаводск, 1991.
  117. Русский сонет: Сонеты русских поэтов начала XX века и советских поэтов. М., 1987.
  118. Русский стих: Метрика. Ритмика. Рифма. Строфика: В честь 60-летия M.JI. Гаспарова. М., 1996, 336 с.
  119. Русский эрос, или Философия любви в России. М., 1991, 433 с.
  120. С.Н. Жанна Д’Арк русской религиозной мысли. Интеллектуальный профиль 3. Гиппиус. М., 1992, 63 с.
  121. В.А. Эстетика русского модернизма. Воронеж, 1991, 317 с.
  122. Серебряный век в России: Избранные страницы. М., 1993, 340 с.
  123. Серебряный век русской поэзии. M., 1993.
  124. Серебряный век русской поэзии: Проблемы, документы. М., 1996, 176 с.
  125. Серебряный век: Мемуары. М., 1990.
  126. И. П. Художественный смысл и эволюция поэтических систем. М., 1977, 334 с.
  127. И.П. Порождение интертекста (элементы интертекстуального анализа с примерами из творчества Б.Л. Пастернака). СПб., 1995, 189 с.
  128. А.Л. Мережковские в Париже (1906 1908) // Лица: Биографический альманах в 3-х кн. Кн. 1. М.-СПб., 1992.
  129. Н.М. Китежский павлин: Филологическая проза. Документы. Факты. Версии. М., 1992, 548 с.
  130. B.C. Смысл любви // Сочинения в 2-х томах. Т. 2. М., 1988.
  131. P.C. Русская философская лирика: Проблемы типологии жанров. Красноярск, 1985, 139 с.
  132. Г. Ю. Художественная жизнь России 1900 1910-х годов. М., 1988.
  133. Л.И. Очерки теории и истории русского стиха. М., 1958.
  134. Л.И. Слово в стихе. М., 1982.
  135. В.М. Декаданс: опыт культурологической характеристики // Вестник Московского ун-та. Серия 9. Филология. 1991, № 5, С.25−34.
  136. . В. Стилистика и стихосложение. Курс лекций.1. Л., 1959.
  137. . В. Стилистика. Л., 1983, 336 с.
  138. В. Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследование в области мифопоэтического: Избранное. М., 1995, 623 с.
  139. М.В. Поэтология. М., 1997, 192 с.
  140. Тыняновский сборник. Вып. 10. Шестые — Седьмые — Восьмые Тыняновские чтения. М., 1998,911 с.
  141. О.И. Сонет серебряного века. 14 строк: Единство и борьба противоположностей // Сонет серебряного века: Русский сонет конца XIX начала XX века. М., 1995, 768 с.
  142. Философский энциклопедический словарь. М., 1989, 814 с.
  143. И. Цитата // Русская словесность. 1998, № 1.
  144. О.М. Поэтика сюжета и жанра. М., 1997, 448 с.
  145. Л.Г. Жизнь лирического жанра. Русская элегия от Сумарокова до Некрасова. М., 1973,167 с.
  146. В. Колеблемый треножник: Избранное. М., 1991, 688 с.
  147. Т.Н. Двоемирие и символ в романтизме и символизме // Филологические науки. М., 1999, № 3, С. 35−41.
  148. Христианство: Энциклопедический словарь в 3-х т. Т.2: Л С. М., 1995, 672 с.
  149. Художественная форма. Академия художественных наук. Философское отделение. Комиссия по изучению проблем художественнойформы. М., 1927, 176 с.
  150. Чеховиана. Чехов и «серебряный век». М., 1996, 320 с.
  151. М. О блаженстве имущего. Поэзия З. Н. Гиппиус. М., 1912, 126 с.
  152. М. С. Человек и время. М., 1982, 546 с.
  153. А. Собрание сочинений в 5 т. Т. 1. М., 1991, 395 с.
  154. . О поэзии. Л., 1986, 456 с.
  155. Энциклопедия мистицизма. СПб., 1997, 480 с.
  156. М.Н. «Природа, мир, тайник вселенной.»: Система пейзажных образов в русской поэзии. М., 1990, 302 с.
  157. Эрос. Россия. Серебряный век. М., 1992,304 с.
  158. А.Я. Внутрижанровая типология и пути ее изучения. М., 1985,347 с.
  159. Эстетика: словарь. М., 1989, 684 с.
  160. А. Культура против природы: психология русского модерна: Лит. критика. //Октябрь. 1993, № 7, С.168−192.
  161. Е. Материя стиха. СПб., 1998, 506 с.
  162. P.O. Работы по поэтике. М., 1987
  163. Pachmuss Т. Between Paris and St. Petersburg. Selected diaries.
Заполнить форму текущей работой