Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Инвестиционная деятельность топливно-энергетического комплекса как фактор обеспечения экономической безопасности Российской Федерации

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Что касается особенностей объекта, то в современном понимании топливно-энергетический комплекс включает в себя следующие элементы: комплекс отраслей, осуществляющих разведку, добычу, переработку и транспортировку первичных энергоресурсов (включая возобновляемые источники энергии) — отрасли и организации, обеспечивающие энергопредприятия машинами и оборудованием (энергомашиностроение… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. СОСТОЯНИЕ ТЭК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 13 И ЕГО ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТ
    • 1. 1. Сущность инвестиционной деятельности в ТЭК
    • 1. 2. Методы регулирования инвестиционной деятельностью ТЭК в Российской Федерации
    • 1. 3. Характеристика инвестиционной деятельности ТЭК в
  • Российской Федерации
  • Выводы по главе
  • Глава II. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В
  • ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ СФЕРЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
    • 2. 1. Особенности*обеспечения, экономической безопасности в энергетическом секторе Российской Федерации
    • 2. 2. Инновационная активность ТЭК — как фактор экономической безопасности в Российской
  • Федерации
    • 2. 3. Современные подходы к обеспечению глобальной и национальной энергетической безопасности
  • Выводы по главе
  • Глава III. МОНИТОРИНГ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТЭК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В КОНТЕКСТЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТРАНЫ
    • 3. 1. Механизмы мониторинга инвестиционной деятельности ТЭК Российской Федерации
    • 3. 2. Формирование состава конкретных индикаторов инвестиционной деятельности ТЭК
    • 3. 3. Совершенствование инвестиционной деятельности
  • ТЭК Российской Федерации в инновационной сфере
  • Выводы по главе

Инвестиционная деятельность топливно-энергетического комплекса как фактор обеспечения экономической безопасности Российской Федерации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Топливно-энергетический комплекс Российской Федерации (далее — ТЭК) является одним из секторов отечественной экономики, определяющих специализацию нашей страны в мировой системе хозяйствования и позволяющих в максимальной степени реализовать национальные конкурентные преимущества. В Энергетической Стратегии Российской Федерации на период до 2030 года1 неоднократно подчеркивается необходимость выполнения энергетическим сектором страны своей важнейшей роли в рамках предусмотренного Концепцией2 перехода на инновационный путь развития экономики: «.являясь крупнейшим заказчиком для многих смежных отраслей промышленности (машиностроение, металлургия, химия и др.) и экономики (строительство, транспорт), российский энергетический сектор внесет весомый вклад в инвестиционное обеспечение инновационного развития отечественной экономики."3.

В то же время роль «локомотива» по сравнению с другими отраслями экономики Российской Федерации создает иллюзию долгосрочности и устойчивого благополучия ТЭК — делает отрасль постоянным и основным донором бюджета. В настоящее время российская топливно-энергетическая отрасль работает в режиме истощения своего производственного потенциала, проедая запас прочности, обеспеченный массированными инвестициями предыдущих поколений. Основные производственные фонды всех отраслей ТЭК по возрастной структуре, степени износа и техническому состоянию.

1 См.: Распоряжение Правительства Российской Федерации «Об утверждении Энергетической стратегии Российской Федерации до 2030 года» № 1715-р от 13 ноября 2009 г. // minenergo.ru.

2 См.: Распоряжение Правительства Российской Федерации «Об утверждении Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020» № 1бб2-р от 17 ноября 2008 г. // kremlin.ru.

3 См.: Распоряжение Правительства Российской Федерации «Об утверждении Энергетической стратегии Российской Федерации до 2030 года» № 1715-р от 13 ноября 2009 г. // minenergo.ru приближаются к критическому уровню, существует опасность обвального выбытия старых фондов, закрытия большого числа скважин в связи с их ухудшающейся рентабельностью. В таких условиях на первый план выходит решение проблемы нехватки инвестиционных ресурсов для поддержания нормального воспроизводственного процесса в отраслях ТЭК и формирования благоприятного инвестиционного климата для обеспечения необходимого притока инвестиций, генерирующих экономический рост.

Высокая степень износа основных фондов в ТЭК создает условия для снижения уровня энергетической безопасности — «одного из главных направлений обеспечения национальной безопасности в экономической сфере на долгосрочную перспективу"1, обусловленного потенциальной возможностью возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера. В связи с этим, в соответствии с Энергетической Стратегией 2030*» для поддержания энергетической безопасности страны необходимо создание устойчивой национальной инновационной системы для обеспечения российского ТЭК высокоэффективными отечественными технологиями и оборудованием, научно-техническими и инновационными решениями.

Российский энергетический сектор влияет и на социальную обстановку в стране, содействует воспроизводству человеческого капитала посредством предоставления энергетических товаров и услуг по социально доступным ценам, обеспечения устойчивого воспроизводства высококвалифицированных кадров и роста качества жизни граждан страны, способствуя переходу к новой модели пространственного.

1 См.: Стратегия национальной безопасности Российской Федерации на период до 2020 года утверждена Указом Президента Российской Федерации № 537 от 12 мая 2009 г. // gov.ru.

2 См.: Распоряжение Правительства Российской Федерации «Об утверждении Энергетической стратегии Российской Федерации до 2030 года» № 1715-р от 13 ноября 2009 г. // minenergo.ru развития, опирающейся на сбалансированное развитие энергетической и транспортной инфраструктуры.

Роль стратегического инвестора ТЭК при переходе к инновационному социально ориентированному типу развития, его важность при обеспечении национальной экономической безопасности, и в то же время износ фондов, связанный с острой нехваткой инвестиционных ресурсов собственно в отраслях энергетического сектора — создают определенную научно-практическую проблему, предопределяющую выбор темы настоящего исследования.

Степень разработанности темы исследования. Изучением топливно-энергетического комплекса, в том числе и, его ролью в стратегии инновационного прорыва, занимались такие отечественные ученые, как Захаров А. Н., Кузык Б. Н., Павлов В-И., Яковец Ю. В! и другие. Однако в этих работах недостаточно рассмотрен ТЭК в, аспекте последних внутренних и внешних вызовов, связанных с переходом экономики Российской Федерации, на инновационныйтип развития, с климатическими изменениями, истощением* топливно-энергетических ресурсов и глобальным мировым" трендом* - переходом, на? возобновляемые источники энергии.

Становление теоретических основ" инвестиционной деятельности связано с трудами таких классиков экономической теориикак Александер Г. Дж., Бейли Дж. В., Гитман Л.Дж., Джонк М. Д., Кейнс Дж.М., Норткотт Д., Самуэльсон П., Фридман М., Шарп. У. и ряда других ученых. Однако в этих работах недостаточно изучены особенности инвестиционной деятельности, ее регуляторы применительно к энергетическому сектору.

Теоретические основы национальнойи экономической безопасности хорошо отражены в работах отечественных ученых: Абалкина Л. И., Возженикова A.B., Корнилова М. Я., Прохожева A.A., Сенчагова В. Г., Фролова А. Н. и др: Вопросами экономической безопасности в условиях глобализации занимались такие зарубежные ученые, как Голдвин Э., Калицки М., Клэйр Т. и др. Вопросами экономической безопасности в энергетической" сфере Российской Федерации, методологией оценки уровня энергетической безопасности^ занимались: Бушуев В .В ., ВоропайН.И., Карданов В. З., Клименко С. М. и др. Однако в этих работах недостаточно уделено внимания инвестиционной деятельности ТЭК в целях повышения экономической безопасности страны.

Теоретические и практические основы инноваций и инновационного инвестирования рассматривались в работах отечественных ученых: Бочарова В. В., Булатова A.C., Валинуровой B.C., Кушлина В. И., Марголин A.M., Петуховой И. В., Фоломьева А. Н. и др. Однако проблемами энергоинноваций, и повышением инновационной активности’предприятий ТЭК уделеноше достаточно внимания:

Таким, образом, недостаточная изученность таких вопросов как повышение эффективности инвестиционной' деятельности топливно-энергетического сектора! и экономической безопасности ТЭК Российской Федерациив. инвестиционной сфере и их взаимосвязей обусловили постановку исследовании следующей научной задачи — теоретическое обоснование основных направлений* совершенствования. инвестиционной деятельности' в целях повышения уровня, экономической безопасности Российской Федерации.

Объектом исследования является совокупность общественных отношений, складывающаяся в инвестиционной деятельности топливно-энергетического комплекса Российской Федерации.

Предметом"исследования, выступает инвестиционная’деятельность топливно-энергетического комплекса в целях повышения уровня экономической безопасности Российской Федерации.

Цель исследованиясостоит в. разработке механизмов, направленных на совершенствование инвестиционной деятельности топливно-энергетического комплекса в целях повышения уровня экономической безопасности Российской Федерации.

Достижение поставленной цели потребовало решения ряда взаимосвязанных исследовательских задач:

— выявить особенности инвестиционной деятельности в топливно-энергетическом секторе;

— проанализировать инвестиционную деятельность ТЭК Российской Федерации на современном этапе;

— выявить особенности обеспечения экономической безопасности в энергетической сфере Российской Федерацииизучить международный опыт по повышению уровня энергетической безопасности;

— разработать предложения по повышению эффективности инвестиционной деятельности ТЭК в целях обеспечения экономической безопасности Российской Федерации.

Теоретическую базу настоящего исследования составили: общая теория национальной безопасностиэкономическая* теориятеоретические основы инвестиций и инноваций, основы термодинамикироссийская и зарубежная научная литература по проблемам энергетики, инвестиций и т. д.

Методологической основой диссертации являются общефилософские и общенаучные приемы и способы изучения социально-политических явлений и процессовсистемный и целевой подходы к проблеме исследованиясравнительный, логический анализ и синтезэкспертные оценкиметоды количественной и качественной обработки информациипринципы дополнительности и гомеостаза.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем:

— разработаны инструменты регулирования инвестиционной деятельностью ТЭК Российской Федерацииопределены национальные интересы, выявлены угрозы национальным интересам в энергетической сфере Российской Федерации на современном этапе развития;

— выявлена сущность и особенности процесса инновационного1 инвестирования в топливно-энергетическом комплексе Российской Федерации;

— выделены объекты мониторинга инвестиционной деятельности ТЭК в целях повышения экономической безопасности Российской-Федерации;

— разработаны индикаторы инвестиционной деятельности топливно-энергетического комплекса в Российской Федерации;

— предложены механизмы по совершенствованию системы технологического прогнозирования^ в энергетикевенчурного и углеродного4 финансирования * в целях повышения эффективности инвестиционнойдеятельности ТЭК в интересах обеспечения энергетической безопасности-Российской Федерации.

На защиту выносятся следующие основные положения, в которых нашла отражение научная новизна работы:

— обосновано, что регулирование инвестиционной деятельности в ТЭК носит комплексный характер и включает в себя' следующие инструменты: структурный, денежно-кредитный, налоговый, ценовой, нормативно-правовой, программно-целевой, институциональный, информационный и стимулирующий;

— обосновано содержание национальных энергетических интересовугроз этим интересам.

В частности, из внутренних и внешних национальных интересовсохранение ресурсной достаточности и экономической доступности, представляющие из себя физические возможности бездефицитного обеспечения энергоресурсами национальной экономики населения и рентабельность такого обеспечения при соответствующей конъюнктуре ценподдержание экологической и технологической допустимости, представляющие из себя возможность добычи, производства и потребления энергоресурсов в рамках существующих на каждом этапе технологий и экологических ограничений, определяющих безопасность функционирования энергетических объектовсоздание условий для устойчивого обеспечения1 энергетическим сектором перехода экономики Российской Федерации на инновационный социально ориентированный тип развитиямеждународный обмен перспективными энергосберегающими технологиямиучастие в разработке технологий по использованию экологически чистых, альтернативных источников энергии.

Из угроз национальным интересам в энергетической сфере Российской Федерации — стремление контролирующих российскую энергетику политических элит, финансово-промышленных групп в сохранении сырьевой направленности российской экономики ради личностных интересовпрепятствие их преобразованиям, влекущим становление инновационной социально ориентированной экономикистремление энергокомпаний переступить экологические требования, требования по охране труда и здоровья персонала, результатом которого может стать невозможность устойчивого развития нации, ради получения сегодня колоссальной энергоренты;

— предложено, что для выполнения инвестиционного мониторинга энергетической безопасности страны необходимо использовать синергетический подход — выделить необходимый и достаточный состав объектов мониторинга — однородную группу свойств, явлений или процессов, количественные оценки которых в совокупности характеризуют инвестиционную деятельность, способствующую реализации национальных энергетических интересов Российской.

1 Подразумевается не только ресурсное (ТЭР), но и инвестиционное, научно-техническое и т. д.

Федерации. Автором предложен механизм мониторинга инвестиционной деятельности в целях повышения уровня энергетической безопасности Российской Федерации, путем введения дополнительных элементовмостов, связующих инвестиционную деятельность с национальными энергетическими интересами, выделяя их конкретные количественные характеристики. В частности, геологоразведка и обеспеченность добычи топлива всех видов его запасамисостояние основных производственных фондов и транспортных узлов, наличие достаточных резервов производственных и транспортных мощностейпродолжительность, строительства энергообъектов' и заделов в строительствеэкспортная политика и присутствие на внешних рынкахэнергоэффективность, энергоемкость экономики, отраслей, процессов, отдельных потребителей- ^ уровень цен на энергоресурсытехнический уровень оборудования и степень, импортной зависимостисоответствие производства, добычи, распределения ТЭР экологическими требованиямфинансовое состояние предприятий* ТЭКинновационная активность предприятий ТЭК и энергоинновации-и т.д.;

— автор на основе проведенного исследования предлагает направления по повышению. эффективности инвестиционной деятельности: совершенствование системы технологического прогнозирования в энергетикесодействие развитию венчурного бизнеса в энергетикесоздание единой системы научных и опытно-конструкторских центров, функционирующих на принципах частно-государственного партнерства и обеспечивающих весь процесс от начала разработки до коммерческой реализации инноваций в сфере ТЭК.

Теоретическая значимость настоящей работы состоит в том, что ее положения создают комплексное представление об инвестиционной деятельности ТЭК Российской Федерацииуточняют некоторые теоретические аспекты национальной энергетической безопасностидополняют существующие методологии по мониторингу инвестиционной деятельности ТЭК в целях повышения 'уровня энергетической безопасности и подготавливают теоретическую базу для дальнейших исследований по предмету диссертации.

Практическая значимость исследования состоит в том, что оно доведено до конкретных практических рекомендаций по совершенствованию инвестиционной деятельности ТЭК Российской Федерации, для оценки энергетической безопасности Российской Федерации, ее субъектов, которые могут быть использованы высшими руководителями Российской Федерации для решения определенного круга социально-экономических задач.

Апробация результатов исследования происходила в форме обсуждения полученных результатов на кафедре управления социальными и экологическими системами Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации», научно-практических конференциях и семинарах, подготовки научных публикаций, внедрения соответствующих научных разработок в учебный процесс и практическую деятельность.

Научно-практические рекомендации автора неоднократно использовались на заседаниях Министерства энергетики Российской Федерации, в том числе при обсуждении концепции государственной системы учета и контроля за производством, перемещением нефти и нефтепродуктов (Государственная система «Нефтеконтроль», 2009;2010 гг.), при разработке проекта Федерального закона «Технический регламент „О безопасности магистральных трубопроводов для транспортировки жидких и газообразных углеводородов“» (2010 г.), на заседании рабочей группы Министерства энергетики Российской Федерации по вопросам использования и утилизации попутного нефтяного газа (февраль 2010 г.).

По результатам исследований автором опубликовано 6 работ общим объемом 5,2 п.л. (в том числе 3 работы в журналах из перечня ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, рекомендованных ВАК Минобрнауки РФ), отражающих основное содержание диссертации.

Структура диссертационной работы. Диссертация состоит из введения, девяти параграфов, объединенных в три главы, заключения, списка литературы.

Выводы по главе.

1. Мониторинг инвестиционной деятельности ТЭК в контексте обеспечения энергетической безопасности страны — это сложная теоретическая и практическая задача. Для ее решения автор диссертационного исследования предлагает исследовать сущность мониторинга инвестиционной деятельности любого объекта, а затем выделить объекты мониторинга энергетической безопасности, подверженные влиянию инвестиций.

2. Мониторинг инвестиционной деятельности объекта реализуется через механизм осуществления наблюдений в режиме реального времени важнейших текущих аспектов и результатов от внедрения инвестиционных проектов, как в детерминированной среде, так и в условиях неопределенности.

3. Допустимым подходом к оценке уровня национальной энергетической безопасности автор признает метод определения уровня защищенности жизненно важных интересов от угроз, разработанный Прохожевым A.A.

4. Задачи мониторинга энергетической безопасности Российской Федерации заключаются в идентификации наблюдаемых и ожидаемых процессов, явлений и параметров, определяющих уровень защищенности жизненно важных интересов на основе системы индикаторов, с одной стороны, перекрывающей всю сферу информационных потребностей, с другой — обеспечивающей максимально возможную достоверность (объективность) получаемой информации.

Для выполнения инвестиционного мониторинга энергетической безопасности страны предлагается использовать синергетический подход, в рамках которого — выделить необходимый и достаточный состав объектов мониторинга — однородную группу свойств, явлений или процессов, количественные оценки которых в совокупности характеризуют инвестиционную деятельность, способствующую реализации национальных энергетических интересов Российской Федерации.

Автором предлагается несколько дополнить методологию Прохожева A.A., используемую для оценки уровня региональной безопасности, и Бушуева В. В., применительно к предмету диссертационного исследования, — введя дополнительные элементымосты, связующие инвестиционную деятельность с национальными энергетическими интересами, и выделив их конкретные количественные характеристики.

5. С учетом анализа отечественного ТЭК, сущности инвестиционной деятельности в топливно-энергетическом1 комплексе, национальных энергетических интересов, угроз энергетической безопасности, концептуальных положений инвестиционного мониторинга и оценки энергетической безопасности предлагается сформировать состав объектов: степень концентрации энергетических мощностей и производства ТЭР, самообеспеченность энергоресурсами территорий^ и потребителей и диверсифицированность энергоснабжениягеологоразведка и обеспеченность добычи* топлива всех видов его запасамихранилища топлива и их емкостьсостояние основных производственных фондов и транспортных узлов, наличие достаточных резервов производственных и транспортных мощностейпродолжительность строительства энергообъектов и заделов в строительствеэкспортная политика и присутствие на внешних рынкахэнергоэффективность, энергоемкость экономики, отраслей, процессов, отдельных потребителейуровень цен на энергоресурсысведения о фактически имеющихся (наблюдавшихся) дефицитах и ограничениях поставок ТЭРгосударственное регулирования отраслей ТЭКтехнический уровень оборудования и степень импортно" зависимостипоставки для. энергетики материально-технических ресурсоввзаимозаменяемость энергоресурсов у потребителейсоответствие производства, добычи, распределения и передачи ТЭР экологическим требованиямфинансовое состояние предприятий ТЭКинновационная активность предприятий ТЭК и энергоинновацийсоциальная активность ТЭК.

Состав объектов инвестиционного мониторинга представляется достаточно полным, хотя, возможно, и не вполне исчерпывающим.

6. Каждому из объектов инвестиционного мониторинга, соответствует большое число значимых индикаторов, что обусловлено комплексным характером инвестиционной деятельности ТЭК, разнообразием энергоносителей и технологий, потребителей ТЭР и-энергопотребляющих процессов. По мнению автора^ диссертационного-исследования, в процедуру индикативногоанализа следует вовлечь индикаторы, в совокупности, покрывающие весь объем информационно-аналитических потребностей инвестиционной деятельности для. решения' задач обеспечения национальной энергетической безопасности. Принтом* каждый индикатор и их совокупность, должны! обеспечить максимально возможную достоверность и актуальность информации.

7. Мировые тренды инвестиционной деятельности энергетического1 сектора' и важность становления энергоэффективной экономики' в нашей стране заставляют автора диссертационного исследования обратить особое внимание на механизмы совершенствования инвестиционной деятельности в рамках объекта «энергоинновации и инновационная активность предприятий ТЭК». Решение этой задачи автор видит в реализации следующих направлений: совершенствование системы технологического прогнозированияв энергетикесодействие развитию венчурного бизнеса в энергетикесоздание единой' системы научных и опытно-конструкторских центров, функционирующих на принципах частно-государственного партнерства и обеспечивающих весь процесс от начала разработки до коммерческой реализации инновацийш сфере ТЭК.

8. Для совершенствования системы технологического прогнозирования в энергетике, по мнению автора настоящего исследования, следует использовать инструменты стратегического информирования: аудит энергоинноваций, «бенчмаркинг», форсайт, оценка развития энерготехнологии.

9. В рамках решения^задачи — совершенствования системы научных и опытно-конструкторских центров в сфере ТЭК, автор предлагает создавать технологические бизнес-инкубаторы в сфере энергосберегающих технологий и производства «чистой энергии». Бизнес-инкубаторы могут быть полезны, для" обеспечения{ поддержки малых исредних научно-технических предприятий на ранних стадиях существования. Бизнес-инкубаторы предлагается" формировать как филиалы ведущих отечественных университетов, государственных структур, дочерних компанийкрупныхкорпораций. Технологические инкубаторы должны предлагать-различные виды поддержки, в том числе и финансовой, с целью создания инновационного1 продукта, до достижения стадгаг самостоятельностиОсновадеятельности таких бизнес инкубаторов — синергия научно-технических знаний и венчурного капитала.

10. В целях содействия" развитию венчурного бизнеса в сфере инноваций в энергетике, автором предлагается использование венчурных фондов, хорошо-зарекомендовавших себя в других отраслях, например, в информационных и сетевых технологиях. Потенциал ОАО «Российская венчурная компания» для венчурного финансирования проектов по энергосберегающим технологиям и производству «чистой энергии» практически не реализован. Автором предлагается крупным корпорациям, таким как ОАО «Роснефть» или ОАО «Лукойл» совместно с ОАО «Российская венчурная компания» сформировать венчурные фонды, для финансирования инновационных энергетических проектов в тех же бизнес-инкубаторах или особых экономических зонах технико-внедренческого типа.

Перспективным направлением инвестиционной поддержки ч создания энергоинноваций, являются проекты совместного осуществления (ПСО). Под ПСО может попасть любой процесс модернизации производства, по завершении которого будет сокращен выброс или снижен объем потребляемого топлива. Автором предлагается в цепочке согласований ПСО использовать ОАО «Сбербанк» или Банк развития и внешнеэкономической деятельности Российской Федерации (ВЭБ) в качестве администратора реестра по квотам. Включение этих структур в процедуру будет означать, что банкиры смогут напрямую инвестировать средства в проекты ПСО, наряду с другими инвесторами, в том числе совместно с иностранными углеродными фондами. Эти меры должны быть проведены совместно с изменением законодательства касающегося правового статуса «выбросов парниковых газов».

11. Использование таких инструментов, как венчурное, углеродное финансирование может значительно улучшить экономику инвестиционного проекта через предоставление дополнительного источника средствсистема технологического прогнозирования и участие государственных структур — может снизить сопутствующие риски и повысить доходность от вложенного капитала.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Топливно-энергетический комплекс Российской Федерации является одним из системообразующих секторов отечественной экономики, и, следовательно, эффективность, адекватность инвестиционной деятельности в нем приобретает определяющее значение для финансового и технического обеспечения инновационного развития российской экономики. Более того, высокая степень износа основных фондов в ТЭК, связанная с недостатком инвестиционных ресурсов, создает условия для снижения уровня экономической безопасности.

Проведенное исследование позволило автору сделать следующие обобщающие выводы:

Инвестиционная деятельность в топливно-энергетическом комплексе имеет свои особенности, связанные как со стратегической важностью самого процесса, так и с особенностями объекта.

Что касается особенностей объекта, то в современном понимании топливно-энергетический комплекс включает в себя следующие элементы: комплекс отраслей, осуществляющих разведку, добычу, переработку и транспортировку первичных энергоресурсов (включая возобновляемые источники энергии) — отрасли и организации, обеспечивающие энергопредприятия машинами и оборудованием (энергомашиностроение), производящие средства транспорта, ведущие научные исследования, конструкторские работы, подготовку и переподготовку кадров для энергосектораорганизации энергетической инфраструктуры — как логистической (энергосбыт, энергоснабжение, распределительные сети и т. п.), так и экономической (банки, биржи и т. п.) — потребители энергии в национальном хозяйстве, включая населениеорганизации, занимающиеся экспортом и импортом энергоресурсоворганы управления энергосектором и его звеньями. Топливно-энергетический комплекс, в статике, рассматривается в виде пирамиды разных пространственных уровней: локальный, региональный, национальныйцивилизационныйглобальныйв динамике энергосектор периодически проходит качественные преобразования, меняясь со сменой поколений техники, технологических укладов, способов производства.

Что касается особенностей процесса, то следует отметить что, инвестиционная деятельность любого объекта начинается с определения инвестиционной стратегии, представляющей комплекс долгосрочных целей, выбор наиболее эффективных путей их достижения и постоянный мониторинг. В условиях Российской Федерации инвестиционная деятельность топливно-энергетического комплекса должна основываться на приоритетах, ориентирах, задающих долгосрочный курс развития энергетического сектора и заложенных в энергетическую стратегию страны. Регулирование инвестиционной деятельности ТЭК носит комплексный характер и включает в себя следующие инструменты: структурный, денежно-кредитный, налоговый, ценовой, нормативно-правовой, программно-целевой, институциональный, информационный и стимулирующий.

На протяжении последних лет российский топливно-энергетический комплекс является одним из самых устойчиво работающих производственных комплексов российской экономики, обеспечивая основной вклад в формирование российского ВВП, экспортной выручки, доходной части бюджетной системы страны. ТЭК Российской Федерации, в особенности добыча топливно-энергетических ресурсов, несмотря на существующие инвестиционные риски привлекателен для инвесторов, хотя за последний год в связи с мировым экономическим кризисом и падением цен на углеводороды наблюдается снижение роста прямых инвестиций, как в целом и по всей отечественной экономике. За исключением электроэнергетики, где в связи с проведением реформыи либерализации рынка электроэнергии за последний год наблюдается небольшой рост.

Вусловиях истощения производственного потенциала ТЭК на первый планвыходит решение проблемы нехватки инвестиционных ресурсов для поддержания нормального воспроизводственного процесса в отраслях комплекса и формирования благоприятного инвестиционного климата для обеспечения необходимого притока инвестиций, генерирующих экономический рост.

В существующей модели развития отечественной топливно-энергетической. отрасли капитал в основном российский, а технологии, сервис, кадры уже1 нередкоиностранные. Применение иностранных технологий закрепляет сырьевой путь развития российской экономики^ Разорвана> существовавшая прежде цепочка — «наука-машиностроение-нефтегазовый сектор», технический" уровень отечественных машин и оборудования для нефтегазовый" промышленности примитивенувеличиваются' поставки* иностранного* наукоемкого оборудования., даже там, где еще недавно*имелись-*конкурентоспособные российские аналоги: Растет экспансия" иностранных сервисных и, инжиниринговых компаний: Решение этой и других проблем, потребует впредстоящих десятилетиях таких инвестиций, которые по своим финансовым масштабам^ технологической сложности и факторам риска намного превосходят все параметры инвестиционной? активности-последних 10 лет.

Главной задачей' ТЭК Российской Федерации в современных условиях является* выполнение энергетическим сектором страны роли стратегического инвестора в рамках намеченного перехода к инновационной социально-ориентированной экономике: ТЭК имеет системообразующее значение, как в экономической, так и социальной жизни нашей страны и должен содействовать воспроизводству человеческого' капитала посредством предоставленияэнергетических товаров и услуг по> социально доступным ценам, обеспечения устойчивого воспроизводства высококвалифицированных кадров и, роста качества жизни? граждан страны.

Ни в отечественнойни в зарубежной научной: литературе нет единых подходов, исчерпывающего определения такого сложного термина как энергетическаябезопасность. Большинство западных аналитиков описывают энергетическую безопасность как надежную-непрерывную поставку адекватных и доступных по стоимости энергоресурсов соответствующего качества для удовлетворения жизненно важных потребностей государства, даже во времена международного кризисаили военного конфликта. Энергетическая безопасность выделяется" в специальный раздел экономической безопасности, связанногос тем, что безопасное функционирование российской экономики во многом определяется состоянием топливно-энергетических отраслей;

Иод энергетической1 безопасностью следует понимать, состояние защищенности жизненно важных: интересов личности,. общества и государства в энергетическом сектореот внутренних и внешних угроз, обеспечивающее устойчивое развитие: В этом определении: особое внимание следует уделить, термину «устойчивое развитие», представляющее развитие для достижения баланса между бедными и богатыми, между настоящим и будущим поколением, между человеком и природой, не ставяпод угрозу культурное, социальное и биологическое многообразие. — .

Результаты анализа Энергетической Стратегии 2020 и ее последователя Энергетической Стратегии 2030 на предмет обеспечения энергетической безопасности для. выявления основных трендов изменения государственной энергетической политикиРоссийской* Федерации показывают, что немного изменилась, цель государственной энергетической политики в сфере обеспечения энергетической безопасности — на государственном уровне видна попытка достижения единого видения будущего нашей странызначительные изменения произошли и в определении принципов государственной энергетической политики в сфере обеспечения энергетической безопасности: кроме простых деклараций Энергетической Стратегии 2020 в Энергетической Стратегии 2030 приведены еще и средства по их реализациив Энергетической Стратегии 2030 отдельное внимание уделено повышению уровня глобальной и национальной энергетической безопасности, в результате международного энергетического сотрудничествана первый план государственной энергетической политики выходят механизмы частно-государственного партнерства, видны попытки поиска эффективного взаимодействия бизнеса и государства в целях обеспечения энергетической безопасности страныинновационная направленность Энергетической Стратегии1 2030: использование такого термина как «инновационные энергоресурсы», стимулирование развития отечественного производства энергоносителей с высокой добавленной стоимостью и т. д.- развитие энергетической инфраструктуры должно быть, предсказуемо и прогнозируемо — видны попытки стратегического и долгосрочного планирования государственной энергетической политики, т. е. отказ от колоссальной энергоренты ради обеспечения надежного будущего последующих поколенийотдельное внимание уделено стимулированию привлечения инвестиций для модернизации основных производственных фондов и недопущению угрожающего энергетической безопасности их уровня износасвоевременности геологоразведки, подготовки и освоения новых месторождений.

Существует тенденция к объединению интересов и получение некоего интегрированного значения. В результате проведенного анализа Энергетической Стратегии 2020 и Энергетической Стратегии 2030, и особенностей ТЭК нашей страны автором выделяются внутренние и внешние национальные интересы в энергетической сфере, угрозы.

Из внутренних национальных энергетических интересов выделены: сохранение ресурсной достаточности и экономической доступности, представляющие из себя физические возможности бездефицитного обеспечения энергоресурсами национальной экономики, населения и рентабельность такого обеспечения при соответствующей конъюнктуре ценподдержание экологической и технологической допустимости, представляющие из себя возможность добычи, производства и потребления энергоресурсов в рамках, существующих на каждом этапе технологий и экологических ограничений, определяющих безопасность функционирования энергетических объектовсоздание условий для устойчивого обеспечения1 энергетическим сектором перехода экономики Российской Федерации на инновационный социально ориентированный тип развития.

Из внешних национальных энергетических интересов выделены: контроль транспортных энергетических магистралей в странах-транзитерах отечественных топливно-энергетических ресурсовмеждународный обмен перспективными энергосберегающими технологиямиучастие в разработке технологий по использованию экологически чистых, альтернативных источников энергииувеличение присутствия российских энергетических компаний в развивающихся странах, богатых топливно-энергетическими ресурсами, в том числе страны Африки, Центральной и Южной Америки (Венесуэла и др.), страны Ближнего Востока и т. д.

Из угроз национальным интересам в энергетической сфере Российской Федерации выделены: стремление контролирующих российскую энергетику политических элит, финансово-промышленных групп сохранения сырьевой направленности российской экономики ради личностных интересовпрепятствие их даже незначительным.

1 Подразумевается не только ресурсное (ТЭР), но и инвестиционное, научно-техническое и т. д. преобразованиям, влекущим становление инновационной социально ориентированной экономикистремление энергокомпаний переступить экологические требования, требования по охране труда и здоровья персонала, результатом которого может стать невозможность устойчивого развития нации, ради получения сегодня колоссальной энергоренты.

Для поддержания экономической безопасности" страны в целом необходимо рассматривать ТЭК в качестве локомотива национальной инновационной системы, формирующего как спрос, так и предложение на рынке инвестиционных ресурсов >и инноваций. По прошествии восьми лет, в течении которых наблюдалась благоприятная конъюнктура цен на отечественные энергоносители, удельный вес организации, осуществляющих технологические инновации снизился, уменьшились затраты на технологические инновации. Из всех факторов, препятствующих технологическим инновациям в сектора отечественной экономики, наиболее значимыми являются: недостаток собственных денежных средств, высокая стоимость нововведений, недостаток финансовой поддержки со стороны государства.

В настоящее время наукоемкие высокотехнологичные сектора ТЭК остро нуждаются в инвестициях. При небольшом росте инновационной активности по всем отраслям экономики, в добыче топливно-энергетических полезных ископаемых наблюдается значительный спад порядка, как впрочем, и в нефтепереработке. В энергетике наблюдается незначительный рост. Если рассматривать инновационную активность по видам инноваций, то во всех отраслях ТЭК наблюдается снижение технологических инноваций, рост организационных и маркетинговых инноваций наблюдается в энергетике и нефтепереработке. В добывающих отраслях спад по всем видам инноваций. Это связано с тем, что доля затрат на технологические, организационные и маркетинговые инновации снижается по всем отраслям ТЭК Российской Федерации.

Диссертантом выделены следующие особенности воспроизводства новых энерготехнологий: целостность совокупности исходных научных знаний, включающих научно-технические, организационно-управленческие, социально-экономические, психологические и другие познаниявысокая степень интеллектуализации труда во всех стадиях единого воспроизводственного процесса, включая распределительно-обменные фазытеснейшая связь с воспроизводственными процессами, опережающими воспроизводство технологий во времениопределяющее воздействие на перевод энергетических систем на инновационный тип развития, на обновления производственного аппаратанаибольшая совокупная эффективность используемых инвестиционных ресурсоввысокая интеграция науки, производства и рынка, с продолжением производства в стадии' потреблениямногообразие источников инвестиций, использование практически всех видов < капитала (акционерного, венчурного, амортизационного, банковского, облигационногопаевого и т. д.).

Современный ТЭК во* всех его звеньях — от поиска и разведки углеводородов до их добычи и первичной переработки — является одной из наиболее технологически передовых и наукоемких сфер* хозяйственной деятельности и необходимо* применение в ТЭК передовых научно-технических и организационно-экономических достижений' и новшеств, при этом инновационное инвестирование должно стать постоянным процессом и стратегическим принципомгосударственной энергетической политики.

Международные подходы к обеспечению национальной энергетической безопасности в основном основываются на принципах глобальной энергетической безопасности, заявленных лидерами стран «Группы восьми» на саммите в Санкт-Петербурге в июле 2006 года. Принятые членами «большой восьмерки» меры привели к созданию механизмов, которые способствовали изменению курса международной энергетической политики, в результате которого 2008 год стал годом, когда впервые инвестиции в создание мощностей возобновляемых источников энергии превысили инвестиции в технологии по использованию ископаемого топлива. Глобальный курс ближайших лет на пути обеспечения энергетической безопасности — инвестиции в возобновляемые экологически чистые источники энергии.

В некоторых странах, например США, Австралия, страны ЕС занимаются планированием энергетической безопасности (energy security planning). В плане по энергетической безопасности, принятом в качестве руководящего пособия для важнейших предприятий энергосектора США, содержится оценка угроз, планирование подготовительных действий, оперативные планы, план устранения недостатков.

Оценка текущего состояния энергетической безопасности играет важную роль при принятии решений по стратегическому инвестированию в ТЭК. В международной практике используется индикативный подход для оценки уровней энергетической безопасности, надежности топливои энергоснабжения территорий, заключающийся в использовании для классификации состояния энергетической безопасности и надежности ресурсов топливно-энергетического комплекса некоторых комбинаций непосредственно оцениваемых исходных параметров (индикаторов или индикативных показателей).

Мониторинг инвестиционной деятельности ТЭК в контексте обеспечения энергетической безопасности страны — это сложная теоретическая и практическая задача и реализуется через механизм осуществления наблюдений в режиме реального времени важнейших I текущих аспектов и результатов от внедрения инвестиционных проектов, как в детерминированной среде, так и в условиях неопределенности.

Допустимым подходом к оценке уровня национальной энергетической безопасности автор признает метод определения уровня защищенности жизненно важных интересов от угроз, разработанный Прохожевым A.A.

Задачи мониторинга энергетической безопасности Российской Федерации заключаются в идентификации наблюдаемых и ожидаемых процессов, явлений и параметров, определяющих уровень защищенности жизненно важных интересов на основе системы индикаторов, с одной стороны, перекрывающей всю сферу информационных потребностей, с другой — обеспечивающей максимально возможную достоверность (объективность) получаемой информации.

С учетом анализа отечественного ТЭК, сущности инвестиционной деятельности в топливно-энергетическом комплексе, национальных энергетических интересов, угроз энергетической безопасности, концептуальных положений инвестиционного мониторинга и оценки энергетической безопасности предлагается' сформировать следующий состав объектов: степень концентрации энергетических мощностей' и производства ТЭР, самообеспеченность i энергоресурсамитерриторий и потребителей и диверсифицированность энергоснабжениягеологоразведка и обеспеченность добычи топлива всех видов его запасамихранилища топлива' и их емкостьсостояние основных производственных фондов* и транспортных узлов, наличие достаточных резервов. производственных и транспортных мощностейпродолжительность строительства энергообъектов и заделов в строительствеэкспортная политика и присутствие на внешних рынкахv энергоэффективность, энергоемкость экономики, отраслей, процессов, отдельных потребителейуровень цен на энергоресурсысведения! о фактически имеющихся (наблюдавшихся) дефицитах и ограничениях поставок ТЭРгосударственное регулирования отраслей ТЭКтехнический уровень оборудования и степень импортной зависимостипоставки для энергетики материально-технических ресурсоввзаимозаменяемость энергоресурсов у потребителейсоответствие производства, добычи, распределения и передачи ТЭР экологическим требованиямфинансовое состояние предприятий ТЭКинновационная активность предприятий ТЭК и энергоинновацийсоциальная активность ТЭК.

Каждому из объектов инвестиционного мониторинга, соответствует большое число значимых индикаторов, что обусловлено комплексным характером инвестиционной деятельности ТЭК, разнообразием энергоносителей и технологий, потребителей ТЭР и энергопотребляющих процессов. В процедуру индикативного анализа следует вовлечь индикаторы, в совокупности, покрывающие весь объем информационно-аналитических потребностей инвестиционной деятельности для решения задач обеспечения национальной энергетической безопасности. При этом каждый индикатор и их совокупность должны обеспечить максимально возможную достоверность и актуальность информации.

Мировые тренды инвестиционной деятельности энергетического сектора и важность становления энергоэффективной экономики в нашей стране заставляют автора диссертационного исследования обратить особое внимание на механизмы совершенствования инвестиционной деятельности в инновационной сфере ТЭК. Решение этой задачи предлагается по следующим направлениям: совершенствование системы технологического прогнозирования в энергетикесодействие развитию венчурного бизнеса в энергетикесоздание единой системы научных и опытно-конструкторских центров, функционирующих на принципах частно-государственного партнерства и обеспечивающих весь процесс от начала разработки до коммерческой реализации инноваций в сфере ТЭК.

Для совершенствования системы технологического прогнозирования в энергетике следует использовать инструменты стратегического информирования: аудит энергоинноваций, «бенчмаркинг», форсайт, оценка развития энерготехнологии.

Для совершенствования системы научных и опытно-конструкторских центров в сфере ТЭК следует создавать технологические бизнес-инкубаторы в сфере энергосберегающих технологий и производства «чистой энергии». Бизнес-инкубаторы предлагается формировать как филиалы ведущих отечественных университетов, государственных структур, дочерних компаний крупных корпораций. Основа деятельности таких бизнес инкубаторов — синергия научно-технических знаний и венчурного капитала.

В целях содействия развитию венчурного бизнеса в сфере инноваций в энергетике, предлагается использование венчурных фондов, хорошо зарекомендовавших себя в других отраслях, например, в информационных и сетевых технологиях. Потенциал ОАО «Российская, венчурная компания» для венчурного финансирования проектов по энергосберегающим технологиям и производству «чистой энергии» практически не реализован. Крупным корпорациям, таким как ОАО «Роснефть» или ОАО «Лукойл» совместно с ОАО «Российская венчурная компания» следует сформировать венчурные фонды, для финансирования инновационных энергетических проектов в тех же бизнес-инкубаторах или особых экономических зонах технико-внедренческого типа.

Перспективным направлением инвестиционной поддержки создания энергоинноваций, являются проекты совместного осуществления (ПСО). Под ПСО может попасть любой процесс модернизации производства, по завершении которого будет сокращен выброс или снижен объем потребляемого топлива. Автором предлагается в цепочке согласований ПСО использовать ОАО «Сбербанк» или Банк развития и внешнеэкономической деятельности Российской Федерации (ВЭБ) в качестве администратора реестра по квотам. Включение этих структур в процедуру будет означать, что банкиры смогут напрямую инвестировать средства в проекты ПСО, наряду с другими инвесторами, в том числе совместно с иностранными углеродными фондами. Эти меры должны быть проведены совместно с изменением законодательства, касающегося правового статуса «выбросов парниковых газов».

Использование этих инструментов может значительно улучшить экономику инвестиционного проекта через предоставление дополнительного источника средств. Система технологического прогнозирования и участие государственных структур может снизить сопутствующие риски и повысить доходность от вложенного капитала.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Послание Президента Российской Федерации Д. А. Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации. 2009 // kxemlin.ru
  2. Распоряжение Правительства Российской Федерации «Об утверждении Энергетической стратегии Российской Федерации до 2020 года» № 1234-р. от 28 августа 2003 г. // minenergo.ru
  3. Распоряжение Правительства Российской Федерации «Об утверждении Энергетической стратегии Российской Федерации до 2030 года». № 1715-р от 13 ноября 2009 г // minenergo.ru
  4. Распоряжение Правительства Российской Федерации «Об утверждении Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020″ № 1662-р 17.11.2008 г.// kremlin.ru
  5. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации на период до 2020 года утверждена Указом Президента Российской Федерации № 537 12.05.2009 г. // gov.ru
  6. Федеральный закон „Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации“ № 261-ФЗ от 23.11.2009 г. // kremlin.ru
  7. Л.И. Избранные труды. В 4-х т. Т. 4: В поисках новой стратегии. (Интересы России, ее экономическая безопасность, бегство капитала и новый шанс) / Вольное экономическое общество России. Сост. Грибанова О. М. М.: ОАО „НПО „Экономика“, 2000.
  8. Л.И. Экономическая безопасность России: угрозы и их отражение // Вопросы экономики. 1994. — № 12.
  9. Л.И. Логика экономического роста. М.: Институт экономики РАН, 2002.
  10. А. Национальная безопасность России в многополярном мире // Мировая экономика и международные отношения. 1999. — № 10.
  11. А. Национальная идея и национальная безопасность // Мировая экономика и международные отношения. 1998. — № 5−6.
  12. А., Городегщш А., Михайлов Б. Экономическая безопасность: оценки проблемы, способы обеспечения // Вопросы экономики. 1994. — № 12.
  13. К. Стратегия экономической безопасности России в контексте мирохозяйственных связей // Вестник МГУ. Сер. 6. М.: Экономика. — 1999. — № 2.
  14. B.C., Бузулуков С. Н., Дрогобыцкий И.H., Щепетова С. Е. Инвестиционный потенциал российской экономики. М.: Экзамен, 2003.
  15. В., Хавранек П. М. Руководство по оценке эффективности инвестиций: Пер. с англ., перераб. и доп. издан. М.: АОЗТ „Интерэкспорт“, ИНФРА-М, 1995.
  16. Г., Шмидт С. Экономический анализ инвестиционных проектов: Пер. с англ. / Под ред. Л. П. Белых. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997.
  17. В.В. Финансово-кредитные методы регулирования рынка инвестиций. М.: Финансы и статистика, 1993.
  18. А. Россия в мировом инвестиционном процессе // Вопросы экономики. 2004. — № 1.
  19. В.В. Энергетическая безопасность России. -Новосибирск: Наука. РАН, 1998.
  20. C.B. Управление инновационным бизнесом. Учебное пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.
  21. JI.C. Инновационно-инвестиционная стратегия: Учеб. пособ. Башкирская академия государственной службы и управления при Президенте Республики Башкоротостан. Уфа, 2007.
  22. В.И. Сборник трудов „О науке“, Т.1. Дубна: Феникс, 1993.
  23. А., Гаврилова О., Гришин Л., Шевелева Е., Касаткин А. Инвестиционные проекты, финансируемые из федерального бюджета: методы оценки эффективности // Российский экономический журнал. — 2006. -№ 1.
  24. A.B. Национальная безопасность в контексте современного политического процесса России: теория и политика обеспечения. Дисс. докт. полит, наук. -М.: РАГС, 2002.
  25. Н.И. Энергетическая безопасность России. М.: Знание, 2000.
  26. Н.И., Клименко С. М. Основные положения и методология мониторинга и индикативного анализа энергетической безопасности России и регионов. Иркутск, 2003.
  27. Л.Дж., Джонк М. Д. Основы инвестирования: Пер. с англ. -М.: Дело, 1997.
  28. С. Пути преодоления инвестиционного кризиса // Вопросы экономики, 2000. № 11.
  29. С.Ю. Теория долгосрочного технико-экономического развития. — М.: Владар, 1993.
  30. М.В. Регулирование процессов обеспечения энергетической безопасности Российской Федерации. Дисс. канд. экон. наук. М.: РАГС, 2009.
  31. В.А., Лещенко М. И. „Инновационно-инвестиционная стратегия промышленности“. МГИУ, 2007.
  32. Дополнительные материалы к Энергетической стратегии Российской Федерации до 2030 года“ // minenergo.ru.
  33. Д. А. Комплексный анализ и контроль инвестиционной деятельности: методология и практика / Под ред. Л. Т. Гиляровской. -М.: Финансы и статистика, 2001.
  34. H.H. Энергетический фактор в сотрудничестве России и ЕС. Менеджмент в России и за рубежом. 2007. — № 6.
  35. В.П. Инвестиционные механизмы регионального развития. Калининград, БИЭФ, 2001.
  36. Инвестиции: Учеб. пособие. 3-е изд., перераб. и доп. / Г. П. Подшиваленко, Н. И. Лахметкина, М. В. Макарова и др. М.: КНОРУС, 2006.
  37. Инвестиции в современной России: риски и безопасность / Под ред. В. К. Левашова. М.: Аналит. центр Ин-та соц.-полит. исслед. РАН. — 1998.
  38. Инвестиционная деятельность. Учебное пособие. /Под ред. Г. П. Подшиваленко и Н. В. Киселевой. М.: Кнорус, 2006.
  39. Инвестиционный процесс: анализ и регулирование / Под ред. В. П. Орешина. -М.: Диалог-МГУ, 1998.
  40. Индикаторы инновационной деятельности: 2009. //Статистический сборник. М.: ГУ-ВШЭ, 2009.
  41. Инновации: Теория, механизм, государственное регулирование: Учеб. пособие. / В. И. Кушлин, А. Н. Козырев, И. В. Петухова /Под ред. Ю. В Яковца. М.: РАГС, 2000.
  42. Дж. Общая теория занятости, процента и денег. М.: Прогресс, 1978.
  43. . А. Знания об устойчивом развитии. М.: Дело, 2005.
  44. В.В. Методы оценки инвестиционных проектов. М.: Финансы и статистика, 2002.
  45. В. Особенности инвестиционной модели России // Проблемы теории и практики управления. 2004. — № 3.
  46. М.Я. Экономическая безопасность России: основы теории и методология исследования. -М.: РАГС, 2008.
  47. В. Инвестиции в российской экономике: новые условия и подходы // Проблемы теории и практики управления. 2000. — № 1.
  48. Н.С. Макроэкономический механизм активизации инвестиционного процесса в России. М.: Высшая школа, 2001.
  49. . Т. Инвестиции М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.
  50. .Н. Россия 2050: Стратегия инновационного прорыва. Т.З. -М.: Институт экономических стратегий, 2005.
  51. .Н., Яковец Ю. В. Глобальная экологическая революция XXI века. М.: Институт экономических стратегий, 2007.
  52. A.B. Инвестиционные механизмы в реальной экономике. М.: МЗ-Пресс, 2001.
  53. А. „Зарубежный опыт управления инвестиционным сектором в экономике“. //Государственная служба. 2007. № 5(49). — 1 октября.
  54. Д. С. Экономика развития. М.: „Экзамен“, 2002.
  55. K.P., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика: Пер. с англ. -М.: Республика, 1992.
  56. A.M. Инвестиции: Учебник. М.: Изд-во РАГС, 2006.
  57. A.M. Экономическая оценка инвестиционных проектов: Учебник. М.: Экономика», 2007.
  58. Материалы Конференции ООН по проблемам глобального изменения климата. Копенгаген, 18.12.2009 г. // kremlin.ru.
  59. Материалы из отчета заседания Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики Российской Федерации, 29.10.2009//kremlin.ru.
  60. Материалы саммита «Глобальная энергетическая безопасность». СПб., 2006 // www. g8russia.ru.
  61. Я.С. Организация и финансирование инвестиций: Учеб. пособие. -М.: ИНФРА-М. 2002.
  62. H.H. Человек и ноосфера. М., 1990.
  63. Н. Инвестиции и государственная инвестиционная политика // Российский экономический журнал. 2002. -№ 8.
  64. Д. Принятие инвестиционных решений: Пер. с англ. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997.
  65. Общая теория национальной безопасности /Под ред. Прохожева A.A. М.: РАГС, 2005.
  66. В.И. Зарубежные инвестиции и развитие ТЭК России //Вестник Московского Университета. 2007. — № 5.
  67. И.Ю. Дисс. канд.экон.наук «Управление инвестиционной деятельностью при инновационном социально ориентированном развитии экономики Российской Федерации». М.: РАГС, 2009.
  68. У. «Трактат о налогах и сборах. Verbum sapienti -слово мудрым. Разное о деньгах». М.: Ось-89, 1997.
  69. A.A. Теория развития и безопасности человека и общества. М., 2006.
  70. Рейтинговое агентство «Эксперт РА» //Эксперт. 15.12.2008 г.
  71. Я. А. Инвестиции в России: тенденции, проблемы, пути решения с учетов зарубежной практики. М., 2000.
  72. Риск-менеджмент / Учебное пособие В. Н. Вяткин, В. А. Гамза и др. /Под ред. И. Юргенса. М.: Дашков и Ко, 2003.
  73. Риск-анализ инвестиционного проекта: Учебник М. В. Грачева, С .Я. Бабаскин, ИМ. Волков. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.
  74. Д. Начало политической экономии и налогового обложения. Избранное. М.: Эксмо, 2007.
  75. В.В. Инновационность развития топливно-энергетического комплекса в Российской Федерации. Сборник статей. -М.: МАКС Пресс, 2010.
  76. В.В. Инновационный и инвестиционный потенциал нефтегазового комплекса Российской Федерации // Сегодня и завтра российской экономики: Научно-аналит. сборник № 32. 2009.
  77. В.В. Особенности инвестиционной деятельности топливно-энергетического комплекса Российской Федерации // Вестник Университета МВД России. 2010. № 4.
  78. В.В. Обеспечение экономической безопасности в энергетическом секторе Российской Федерации. Брошюра. — М., 2009.
  79. В.В. Мониторинг инвестиционной деятельности ТЭК Российской Федерации. Брошюра. — М., 2010.
  80. Российский статистический ежегодник. М.: Госкомстат, 2003.
  81. Российский статистический ежегодник. М.: Госкомстат, 2009.
  82. П. Экономика: В 2-х т. М.: МГП «Алгон», 1992.
  83. КВ., Веретенникова И. И. Организация и финансирование инвестиций: Учеб. пособие. М.: Финансы и статистика, 2000.
  84. В.Б. Финансирование и кредитование инвестиций. -СПб., 1997.
  85. А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М.: Эксмо, 2007.
  86. Стенографический отчет о заседании Государственного совета по вопросу о региональной инвестиционной политике 11.10.2007 г. // kremlin.ru
  87. А.М. Дисс. канд. экон. наук. «Стратегическое планирование инновационной деятельности в Российской Федерации». — М.: РАГС, 2009.
  88. Ф.С. Инвестиционный потенциал региона: Теория. Проблемы. Практика. М.: Экономика, 1999.
  89. Фатхутдинов Р. А, Разработка управленческого решения. -М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1997.
  90. А.Н., Ревазов В. Г. Инновационное инвестирование. -СПб.: Наука, 2001.
  91. М. Количественная теория денег. М.: Эльфпресс, 1996.
  92. А.Н. Безопасность России. М.: Дело, 2000.
  93. Р.Н., Барнес С. Б. Планирование инвестиций: Пер. с англ. -М.: Дело Лтд, 1994.
  94. Чуб Б. А. Управление инвестиционными процессами в регионе. М.: Буквица, 1999.
  95. У.Ф., Александер Г, Дж., БейлиДж.В. Инвестиции: Пер. с англ. -М.: ИНФРА-М, 1997.
  96. LLImi Д.К., Сигел Д. Г. Финансовый менеджмент: Пер. с англ. -М.: Филинъ, 1996.
  97. А.В. Совершенствование инвестиционных процессов в регионе. -М.: ЦЭСПИ, 1997.
  98. И. Теория экономического развития: Пер с англ. — М.: Прогресс, 1982.
  99. Экономикс: Англо-русский словарь-справочник / Э.Дж. Долан, Б. И. Домненко. М.: Лазурь, 1994.
  100. Экономическая безопасность России. / Под ред. Сенчагова В. К., 2-е изд. М.: Дело, 2005.
  101. Энциклопедия систем жизнеобеспечения: Знания об устойчивом развитии. Т. 3. М.: Магистр-Пресс, 2005.
  102. Ю.В. Рента, антирента, квазирента в глобально-цивилизационном измерении. М.: Академкнига, 2003.
  103. Barnett J., Meulbroek L. Honeywell, Inc and Integrated Risk Management // Harvard Business Scholl Review, 2000.
  104. Federal Energy Management Program, US Department of Energy, 2008
  105. Global Trends in Sustainable Energy Investment, New Energy Finance Group, 2009.
  106. Kaliclci and Goldwyn Introduction: the need to integrate energy and foreign policy, 2005.
  107. Michel T. Klare. Energy Security/Security Studies edited by Pau d Williams, Routledge, 2008- Deutch John and Schlesinger James National security Consequences of U.S. Oil Dependency, New York, 2006.
  108. National Energy Security Assessment, Ministry of Resources, Energy, Tourism, Australia, 2009.
Заполнить форму текущей работой