Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Личностные трансформации сотрудников милиции общественной безопасности на разных уровнях профессиональной самореализации

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В решениях МВД РФ и других документах (Законодательство субъектов Российской Федерации об административной ответственности в сфере охраны общественного порядка) неоднократно отмечалась необходимость повышать уровень профессиональной подготовки личного состава органов внутренних дел, особенно в свете государственных приоритетов. Нарастающая сложность задач общественной, экономической и социальной… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Новая методология исследования личности. Личность в ценностно-смысловой интерпретации
  • Глава 2. Методологические и теоретические аспекты проблемы профессиональной самореализации личности
  • Глава 3. Трансформации, деформации и регрессии личности в различных профессиональных контекстах
  • Глава 4. Факторы деформации профессиональной самореализации сотрудников милиции общественной 116 безопасности: ценностно-смысловые барьеры и внутриличностные конфликты
  • Глава 5. Профессиональная самореализация сотрудников милиции общественной безопасности на различных уровнях
  • Глава 6. Психологические особенности подготовки сотрудников милиции общественной безопасности в учебных 174 заведениях МВД

Личностные трансформации сотрудников милиции общественной безопасности на разных уровнях профессиональной самореализации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В настоящее время проблема развития и использования человеческого потенциала рассматривается в новом аспекте. Более высокие требования предъявляются к самостоятельности, креативности, инициативности и предприимчивости человека во всех сферах жизни, что вызвано происходящими в обществе изменениями. Человек входит в жизненный мир, картина которого меняется чрезвычайно быстро. В границах жизни одного поколения глубоко преображаются экономика и технологии, политические приоритеты, социокультурные отношения и мировоззренческие устои. «Вместо архаичного общества, в котором вожди думают и решают за всех, наша страна станет обществом умных, свободных и ответственных людей» (Д.А.Медведев).

Однако стремительная динамика социально-экономической ситуации множит и обостряет разнообразные кризисные явления, которые проникают в различные жизненные контексты (семейные, референтные, профессиональные), обостряя внутренние противоречия между личностью и внешним окружением, порождая личностные трансформации. Проблема влияния профессиональной деятельности на личностные особенности профессионала на различных этапах приобретает новые трактовки. Как показывают исследования, каждая профессия предъявляет к личности свои требования (A.C. Гусева, A.A. Деркач, С. Т. Джанерьян, П. Н. Ермаков, Э. Ф. Зеер, А. Д. Кибанов, И. Б. Котова, Е. А. Могилевкин, Т.П. Скрипкина), тем более объемные и настоятельные, чем сложнее и ответственнее ее содержание, чем в большей степени сама специфика этой деятельности зависит от социально-экономической и политической ситуации в обществе. В то же время сама профессиональная деятельность, будучи значимой для человека, оказывает заметное влияние на его ценностные ориентиры, смысложизненные установки, мотивы деятельности (И.В. Абакумова, К.А. Абульханова-Славская, Б. Г. Ананьев, Л. И. Анцыферова, А. Г. Асмолов, A.A. Бодалев, A.A. Деркач, С. Т. Джанерьян, А. И. Донцов, П. Н. Ермаков, Ю. М. Забродин, Е. А. Климов, В. Б. Ольшанский,.

A.B. Петровский, А. А. Реан, З. И. Рябикина, В. И. Слободчиков, В. В. Столин,.

B.Д.Шадриков, Д. И. Фельдштейн, М.С. Яницкий).

Особый интерес у психологов и специалистов кадровых служб вызывают проблемы личностных трансформаций и деформаций, обусловленных профессиональной деятельностью. При всем многообразии работ в этой отрасли, до настоящего времени наблюдается дискретность и эклектизм в трактовке самих базовых понятий проблемы. Так, категория «личностные трансформации» чаще всего трактуется или с позиций деструктивных изменений (например, аддикции, стресс, нарцисизм), или применительно к реабилитационно-коррекционной проблематике. Заметный интерес данная категория получила в рамках деятельностно-смыслового подхода (А.Г. Асмолов), который в последнее годы инициировал переосмысление многих категорий современной психологической науки в методологически новой интерпретации. «Наиболее полную позитивную трактовку этот термин получает в горизонте феномена темпоральности, который отличается от линейного, дискретного физического времени и представляет собой превращение структуры, формации личности (в том числе, смысловой) из одной формы существования в другую форму существования посредством преобразующей, превращающей транзитной работы» (М.Ш. Магомед-Эминов). Это определение позволяет выйти на новые направления в исследовании личностных изменений в различных профессиональных контекстах, не только рассмотреть личностные трансформации с позиции регрессии и негативных изменений, но и понять, как в профессиональном контексте личность становится более устойчивой, целеустремленной и самореализованной. Данный поход позволяет осуществить анализ ценностно-смыслового содержания профессиональной деятельности и динамических составляющих ее мотивации, выявить специфические особенности смысловой сферы личности именно в профессиональном контексте, с позиции позитивных приобретений и негативных утрат. При этом ценностно-смысловое содержание профессиональной деятельности наиболее отчетливо проявляется в самореализации, в качестве важнейшего показателя которой в данной работе мы рассматривали «меру удовлетворенности человека процессом своего труда» (P.A. Зобов, В.Н. Келасьев).

Особый раздел современных антропоцентристких наук (A.B. Буданов, Т. А. Жалагина, В. И. Степаненко, Т. А. Хагуров, В.А. Ядов), но, прежде всего, психологии (Б.Г. Бовин, С. Е. Борисова, O.A. Елдышова, А. И. Китов, А. К. Маркова, Н. И. Мягких, А. Д. Сафронов, Д.О. Трунов), связан с изучением личностных деформаций и изменений в тех профессиях, которые в наибольшей степени ориентированы на непосредственное поддержание стабильности и безопасности в обществе, направлены на обеспечение правопорядка, безопасности граждан и их имущества, особенно на «конфликтных» и «постконфликтных» территориях нашей страны (Марьин М.И., Касперивич Ю.Г.). По мнению Енгалычева В. Ф.: «В силу многопрофильного характера юридической психологии, принадлежащей сразу двум наукам — психологии и праву, — особое место занимают междисциплинарные исследования, совершаемые на ее стыках с другими направлениями психологии, либо родственными науками: правовой педагогики и психопедагогики (A.M. Столяренко, И. Б. Пономарев, В. П. Трубочкин и др.), юридической лингвистики и психолингвистики (В.И. Батов, В. П. Белянин, В. П. Морозов, И. М. Резниченко и др.), судебной психологии и психиатрии (A.C. Андреев, Ю. М. Антонян, С. Г. Бецков, С. Н. Боков, А. О. Бухановский, Н. В. Дворянчиков, И. А. Кудрявцев, О. Ю. Михайлова, Б. В. Шостакович и др.)».

В настоящее время накоплен огромный материал, посвященный проблемам совершенствования профессиональной деятельности специалистов правоохранительных органов и иных государственных структур, связанных с охраной правопорядка (B.C. Агеев, П. П. Баранов, С. П. Безносов, B.JI. Васильев, A.A. Деркач, О. Ю. Михайлова, А. И. Папкин, В. М. Поздняков, A.M. Столяренко, А. Р. Ратинов, В.Ю. Рыбников). Проблеме выявления нежелательных трансформаций смысложизненных ориентаций личности посвящены работы В. И. Деева и А. Н. Смелова. А. Н. Шатохин выделил такие признаки ценностных деформаций, как «обезличивание» сотрудников ОВД, социальное иждивенчество и пассивность, острое ощущение вражды к себе со стороны населения, оценка собственной профессии как мало престижной, отношения конкуренции, антипатия к представителям другим служб милицииВ.Ф. Робозеров в качестве одного из признаков профессиональной деформации сотрудников ОВД приводит феномен социально-психологической субъективной переоценки сотрудниками милиции своей социальной роли, а А. Н. Роша предлагает называть это явление «профессиональным эгоизмом». Однако до настоящего времени нет целостного исследования личностных трансформаций, связанных с особенностями правоохранительной деятельности с точки зрения деятельностно-смыслового подхода.

Несмотря на очевидный общественный и научный интерес к повышению профессиональной компетентности сотрудников милиции общественной безопасности, представляются особенно важным психологические исследования по изучению личностных трансформаций у рядового и младшего начальствующего состава милиции общественной безопасности, поскольку именно они являются трансляторами и непосредственными исполнителями норм правового взаимодействия гражданина и государства. Их профессиональная деятельность существенно отличается от деятельности в иных силовых структурах по многим основным показателям (A.M. Столяренко, И. Б. Пономарев, В.П. Трубочкин). От того, насколько профессионально, грамотно они осуществляют порученные им обязанности, непосредственно взаимодействуют с населением, во многом зависят реальный практический успех правоохранительных органов в целом, позитивный имидж сотрудников милиции, вера населения в то, что они действительно выполняют миссию, возложенную на них государством «Вектор, который мы взяли четыре года назад, — вектор социальной милиции. Это правоохранительный институт правового демократического государства, стоящий на страже конституционных прав и свобод граждан» (Р.Г. Нургалиев).

В решениях МВД РФ и других документах (Законодательство субъектов Российской Федерации об административной ответственности в сфере охраны общественного порядка) неоднократно отмечалась необходимость повышать уровень профессиональной подготовки личного состава органов внутренних дел, особенно в свете государственных приоритетов. Нарастающая сложность задач общественной, экономической и социальной жизни, с одной стороны, и возросшие требования к эффективности деятельности, с другой, повышают роль выполнения этих указаний, а также научного изучения проблемы целостного пролонгированного исследования личностных трансформаций сотрудников МВД на различных уровнях профессиональной самореализации. Многие авторы рассматривают самореализацию как ценностно-мотивационный компонент структуры личности (К.А. Абульханова-Славская, Н. А. Аминов, А. А. Бодалев, В. А. Бодров, Е. И. Головаха, К. М. Гуревич, А. А. Деркач, В. Г. Зазыкин, Т. В. Кудрявцев, Н. В. Кузьмина, А. П. Чернышов и др). Данные проблемы активно исследуются Санкт-Петербургской школой психологии (М.Б. Березин, И. Б. Дерманова, JT.A. Коростылева, Н. Е. Кравченко, Ю. Н. Кулютктин, А. А. Реан, JT. A, Рудкевич, Е. Ф. Рыбалко, О. С. Советова, Е. И. Степанова и др.). Наряду с тем, что термин «самореализация» нередко используется авторами, в справочной литературе его дефиниции отсутствуют, в том числе и в большой советской энциклопедии и в словарях русского языка, отмечает JI.A. Коростылева (1997). Термин «самореализация» (self-realisation) впервые приводится в словаре по философии и психологии издания 1902 года в Лондоне. Там дано такое трактование: «Самореализация — осуществление возможностей «Я». Л. А. Коростылева рассуждает далее, что наиболее близко к понятию «самореализация» понятие «самоосуществление». При этом «самоосуществление» в зарубежных словарях трактуется как свершившийся результат самореализации. Именно самореализацию возможно рассматривать как личностное образование, которое в наибольшей степени отражает специфику влияния профессионального контекста на личностные трансформации.

Противоречие, возникшее между социальным заказом государства по подготовке сотрудников милиции общественной безопасности высокой профессиональной квалификации, свободных от целевых установок коррумпированного сознания, и реальный дефицит целостных исследований по выявлению личностных трансформаций тех, кто непосредственно работает в этой отрасли, определило проблему настоящего исследования — не просто определить те изменения, которые свойственны каждому человеку, живущему в современных условиях и при динамически меняющихся смысложизненных ориентирах, но выявить и проанализировать те базовые трансформации ценностно-смысловой сферы сотрудников МВД, которые становятся психологическим барьером в их успешной профессиональной самореализации, существенным и значимым препятствием на пути исполнения их профессионального долга.

Объект исследования — сотрудники рядового и младшего начальствующего состава милиции общественной безопасности.

Предмет исследования — трансформации личностной сферы сотрудников рядового и младшего начальствующего состава милиции общественной безопасности.

Цель диссертационной работы — выявление личностных трансформаций сотрудников милиции общественной безопасности на разных уровнях профессиональной самореализации.

Цель исследования была конкретизирована в задачах.

Теоретические:

1. Рассмотреть и проанализировать основные подходы и критерии в отечественной и зарубежной психологии к проблеме личностных трансформаций, деформаций и регрессий в зависимости от специфики профессионального контекста.

2. Изучить методологические и теоретические подходы к проблеме V самореализации с позиций профессионального выбора и профессиональной ^ направленности личности в условиях специфического контекста деятельности, ориентированного на поддержание правовых норм взаимодействия граждан и государства, раскрыть сущность понятия ценностно-смысловых барьеров как индивидуальных препятствий в профессиональной самореализации.

3. Рассмотреть личностные особенности в единстве динамических и содержательно-смысловых составляющих ценностно-смысловой сферы и выявить генезис профессиональных затруднений как ценностно-смысловых барьеров в процессе самореализации в работе сотрудников милиции общественной безопасности, описать критерии и характеристики психологической готовности к работе в милиции общественной безопасности.

4. Разработать модель психологического сопровождения и коррекции трансформаций ценностно-смысловой сферы сотрудников милиции общественной безопасности.

Методические:

1. Разработать и реализовать как научно-практическое исследование экспериментально-диагностическую программу выявления личностных трансформаций сотрудников милиции общественной безопасности. Выявить факторы, наиболее существенно влияющие на деформации ценностно-смысловой сферы рядового и младшего начальствующего состава.

2. Провести сравнительный анализ личностных трансформаций на разных этапах профессиональной самореализации сотрудников милиции общественной безопасности, разработать программу преодоления ценностно-смысловых барьеров в профессиональной деятельности.

3. Разработать методическую систему по формированию психологической и личностной готовности к работе по поддержанию общественного порядка сотрудников на разных этапах профессиональной самореализации.

Эмпирические:

1. Эмпирически изучить и проанализировать особенности смысложизненных стратегий сотрудников милиции общественной безопасности на разных этапах профессиональной самореализации, выявить наиболее существенные ценностно-смысловые барьеры как индивидуальные препятствия в профессиональной самореализации и способы их преодоления в реальной практике деятельности.

2. Выявить наиболее существенные различия в готовности к профессиональной деятельности у сотрудников милиции общественной безопасности в условиях разного профессионального регламента и профессионального стажа.

3. Показать зависимость самореализации от профессионально-смысловых установок и ценностных ориентаций у сотрудников разного профессионального стажа, разработать систему профессиональной коррекции и сопровождения.

Методологическими и теоретическими предпосылками исследования являются:

1. Работы отечественных психологов, рассматривающих личность в контексте проблемы жизненного выбора (А.Г. Асмолов, Б. С. Братусь, Ф. Е. Василюк, В. К. Вилюнас, JI.C. Выготский, В. П. Зинченко, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, С. Л. Рубинштейн, В. И. Слободчиков, В. В. Столин, Д.И. Фельдштейн).

2. Теории, рассматривающие самоорганизацию и самореализацию личности в различных жизненных и профессиональных контекстах (Б.Г. Ананьев, Л. И. Анциферова, A.B. Брушлинский, Э. В. Галажинский, В. Е. Клочко, Л. А. Коростылева, Д. А. Леонтьев, А. Маслоу, В.Д. Шадриков).

3. Акмеологический подход к исследованию развития и профессионального становления личности (О.С. Анисимов, С. А. Анисимов, A.A. Бодалев, A.A. Деркач, В. Г. Зазыкин, Н. В. Кузьмина, E.H. Климов, Н. И. Конюхов, Л.Г. Лаптев).

4. Исследования мотивационно-смысловых ориентаций личности в профессиональной сфере (И.В. Абакумова, K.M. Гуревич, С. Т. Джанерьян, П. Н. Ермаков, Э. Ф. Зеер, Т. В. Кудрявцев, Л. М. Митина, Е. А. Молоткова, Е. В. Прокопьева, Н. С. Пряжников, З. И. Рябикина, Н. Б. Стамбулова, В.Ю. Шегурова).

5. Теоретические разработки в области психологии юридического труда и профессиональной деятельности сотрудников милиции (И.А. Бородин, Ю. Ю. Бузакина, B.JI. Васильев, О. Ю. Михайлова, А. Р. Ратинов, В. В. Романов, A.M. Столяренко).

Гипотезы исследования:

1. Трансформации личностной сферы на разных уровнях профессиональной самореализации человека могут проявляться в виде стратегий позитивного личностного роста, обеспечивая высокий уровень профессиональной самореализации, и в виде кризисных стратегий, ведущих к деформациям личности, к регрессии ценностно — смысловой сферы человека.

2. Профессиональная деятельность может существенно влиять на динамику личностных трансформаций на разных уровнях профессиональной самореализации сотрудников милиции общественной безопасности .

3. Кризисные стратегии личностных трансформаций сотрудников милиции общественной безопасности на разных уровнях профессиональной самореализации могут быть обусловлены различными ценностно-смысловыми барьерами, представляя собой индивидуальные препятствия в профессиональной самореализации сотрудников милиции общественной безопасности, регрессирующие личностный потенциал и деформирующие психологическую готовность к деятельности.

4. На разных уровнях профессиональной самореализации личностные трансформации могут существенно влиять на обеспечение эффективности и безопасности динамически-устойчивых характеристик профессиональной деятельности.

5. Личностные особенности в единстве динамических и содержательно-смысловых составляющих ценностно-смысловой сферы могут обеспечивать формирование компетенций, оказывающих существенное.

5 влияние на успешность и эффективность выполнения оперативно — служебных v обязанностей.

6. Необходима разработка модельного обеспечения психологического сопровождения и коррекции личностных трансформаций сотрудников рядового и младшего начальствующего состава милиции общественной безопасности в соответствии с особенностями готовности к профессиональной самореализации на разных уровнях.

Методы и методики исследования.

Для решения поставленных задач был использован следующий методический аппарат.

Для изучения динамики трансформаций ценностно-смысловой сферы сотрудников милиции общественной безопасности в работе использовалось несколько групп методов. Диагностика была организована с помощью так называемых косвенных и прямых методов изучения ценностно-смысловой сферы личности взрослого. Косвенные методы включали анкетирование и экспертное оценивание. Психологическая составляющая диагностики ценностной сферы была ориентирована на прямые методики диагностики мотивации профессиональной деятельности, ценностные и смысложизненные ориентации. Использовались стандартизированные опросники (СЖО, Ценностные ориентации — опросник М. Рокича). Самооценка испытуемых исследовалась с помощью двух методик: «Методика определения уровня общей самооценки» (разработана Г. Н. Казанцевым) и методика «Базовые (ядерные) стремления личности» (О.И. Моткова).

Научная новизна работы:

— Сформулировано новое научное направление по изучению личностных трансформаций, вызванных специфической профессиональной деятельностью.

Впервые в рамках психологического исследования показаны трансформации ценностно-смысловой сферы, инициирующие личностные изменения в зависимости от социокультурной реальности, уровня самореализации и перспектив профессионального роста.

— Установлено, что у сотрудников милиции общественной безопасности личностные трансформации существенно влияют на особенности профессиональной самореализации, при этом динамика трансформаций личностной сферы сотрудников милиции общественной безопасности на разных уровнях профессиональной самореализации может проявляться в виде стратегий, обеспечивающих возможность переживать опыт связей с миром как устойчивое отношение, включающее в себя субъективное ощущение источника собственного опыта (принятие решения, ответственность, выделение значимых профессиональных перспектив).

— Выявлены и эмпирически исследованы стратегии трансформаций ценностно-смысловой сферы как позитивные — обеспечивающие высокий уровень профессиональной самореализации и как кризисные — ведущие к деформациям и регрессиям в отношениях с окружающими людьми и общественными (социальными) структурами.

— Показано, что сотрудники с позитивными стратегиями ориентированы в своих смысложизненных устремлениях на саморазвитие, отличаются наибольшей структурированностью и последовательностью в ситуациях личностного выбора. Они продуктивны в нахождении промежуточных смыслов своих действий, им свойственна активная и просоциальная мировоззренческая позиция.

Выделены основные ценностно-смысловые барьеры, присущие сотрудникам милиции общественной безопасности в зависимости от регламента профессиональной деятельности и профессионального стажа, оказывающие деформирующее и регрессирующее влияние на особенности их самореализации.

— Показано, что особенности возникновения ценностно-смысловых барьеров в условиях работы сотрудников милиции общественной безопасности определяются рядом факторов, наиболее значимыми из которых являются: уровень развития смысловой сферы самого сотрудника, особенности его профессиональной мотивации, ценностные ориентации и общая направленность личности. При этом существенным является направленное воздействие со стороны профессионального окружения, ориентированное на формирование соответствующих смысловых установок как важнейшего катализатора интроспективных потребностей и, как следствие, тех его смысловых интенций, которые выводят, со временем, личность на уровень самореализации, в форме потребности в самопонимании, рефлексии, самооценке при анализе успехов и неудач в процессе профессиональной деятельности.

— Выявлено, что наиболее часто ценностно-смысловые барьеры возникают в связи с рефлексией, вербализацией самоотношения и экстраполяции личностного смысла в новые профессионально необычные ситуации. Эти барьеры проявляются в затрудненной смысловой актуализации соотнесения внешнего объекта деятельности с внутренней потребностью, невозможностью субъективного переноса смыслового содержания одной ситуации в другие профессиональные условия.

Выявлены жизненные отношения, которые инициируют индивидуальную специфику активности субъекта профессиональной деятельности сотрудников милиции общественной безопасности, их личностную направленность на установление оптимального состояния жизненных отношений в данном модусе профессиональной самореализации.

— Разработана модель психологического сопровождения и коррекции сотрудников милиции общественной безопасности, находящихся на разных уровнях профессиональной самореализации, основанной на преодолении ценностно-смысловых барьеров и формировании позитивных ценностно-смысловых установок в контексте профессиональной деятельности.

Практическая значимость исследования: выявлены смысложизненных стратегий сотрудников милиции общественной безопасности на разных этапах профессиональной самореализации;

— определены наиболее существенные ценностно-смысловые барьеры как индивидуальные препятствия в профессиональной самореализации и показаны способы их преодоления в реальной практике деятельности сотрудников милиции общественной безопасностивыявлены наиболее существенные различия в готовности к профессиональной деятельности как ценностно-смысловой установки у сотрудников милиции общественной безопасности в условиях разного профессионального регламента и профессионального стажа;

— показана зависимость самореализации от профессионально-смысловых установок и ценностных ориентаций у сотрудников разного профессионального стажа;

— разработана модель коррекции и сопровождения сотрудников милиции общественной безопасности на разных этапах профессиональной самореализации, которая является перспективной, и показано, что имеются большие резервы по ее реализации в практике подготовки сотрудников милиции общественной безопасности.

Организация и этапы исследования.

Теоретическая и практическая части исследования проводились в несколько этапов:

1 этап — поисково-теоретический. Он включал анализ психологических и юридических источников по проблеме исследования. На этом этапе была выделена проблема, сформулированы цели и задачи исследования, рассмотрены методологические и теоретические подходы к проблеме самореализации с позиций профессионального выбора и профессиональной направленности личности в условиях специфического контекста деятельности, ориентированного на поддержание правовых норм взаимодействия граждан и государства, сформирован инструментарий, разработаны анкеты, отобраны диагностические методики, определена общая логика и детализированная программа исследования.

2 этап— диагностико-экспериментальный. На этом этапе был проведен сравнительно-диагностический анализ личностных трансформаций на разных этапах профессиональной самореализации сотрудников милиции общественной безопасности с разным регламентом работы и профессиональным стажем, разработана и апробирована программа преодоления ценностно-смысловых барьеров в профессиональной деятельности. Разработана модель психологического сопровождения и коррекции трансформаций ценностно-смысловой сферы сотрудников милиции общественной безопасности.

3 этап — описательно-итоговый. Он дал возможность обобщить теоретические и эмпирические материалы о личностных трансформациях и выявить генезис профессиональных затруднений как ценностно-смысловых барьеров в процессе самореализации в работе сотрудников милиции общественной безопасности, описать критерии и характеристики психологической готовности к работе в милиции общественной безопасности.

Достоверность и обоснованность полученных результатов исследования обеспечиваются общей логикой и целостным подходом к решению проблемы, использованием надежных и валидных методов, адекватных целям и задачам исследования, значимой по объему выборкой участвовавших в исследовании учащихся и педагогов, а также применением математико-статистических методов анализа полученных данных, результатами экспериментально-методической работы, практическим подтверждением основных положений исследования.

Экспериментальные базы исследования. Экспериментальная часть исследования осуществлялась на базе ГУВД Ставропольского края: УВД г. Ставрополя, УВД г. Пятигорска, УВД г. Буденновска, РОВД г. Лермонтова, УВД г. Невинномысска, РОВД г. Михайловска, РОВД г. Александровска, РОВД г. Изобильногобатальона дорожно-патрульной службы УВД на КМВ г. Лермонтов и батальона дорожно-патрульной службы г. Ставропольцентра профессиональной подготовки при ГУВД Ставропольского краяГУВД Краснодарского краяГУВД Астраханской областиГУВД Ростовской областиГУВД г. МосквыМВД Карачаево-ЧеркесииМВД Кабардино-БалкарииГУВД Челябинской области.

Апробация работы:

Основные положения и результаты исследования опубликованы в 90 работах автора. Результаты исследования докладывались, обсуждались и получили одобрение на международных, всероссийских, региональных, межвузовских научных конгрессах, конференциях и семинарах: на научно-практической конференции «Демократизация государственного управления и борьба с должностными правонарушениями» (Пермь, 1988) — на 7 съезде общества психологов СССР «Юридическая психология» (Москва, 1989) — на научно-практической конференции «Актуальные вопросы оперативно-служебной деятельности» (Москва, 1989) — на научно-практической конференции «Административно-правовые и организационные вопросы борьбы с правонарушениями в сфере экономики» (Горький, 1990) — на научно-практической конференции «Применение психологических знаний в юридической практике» (Уфа, 1991) — на научно-практической конференции «Профессионально-педагогическая культура преподавателя (Чебоксары, 1992) — на научно-практической конференции: «Актуальные проблемы юридической науки» (Ставрополь, 1995) — на Российской межвузовской научной конференции «Истоки Российской духовной культуры» (Ставрополь, 1996) — на Российской межвузовской научной конференции «Россия на пути формирования политических, экономических, социальных отношений нового типа» (Ставрополь, 1998) — на семинаре-совещании практических психологов органов внутренних дел Ставропольского края (Ставрополь, 1998) — на региональном семинаре практических психологов МВД ГУК и КП «Психологическое обеспечение профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел» (Москва, 2000) — на Всероссийском научно-методическом семинаре «Новый социальный порядок в России: основные черты и способы становления» (Краснодар, 2001) — на международном конгрессе «Мир на Северном Кавказе через языки, образование, культуру» (Пятигорск, 2001, 2004, 2007) — на VIII годичном научном собрании СКСИ «Современное гуманитарное знание о проблемах социального развития» (Ставрополь, 2001) — на научно-практической конференции «Антиобщественный образ жизни несовершеннолетних: вопросы теории и практики» (Ставрополь, 2002) — на международной научно-практической конференции «Проблемы беженцев и вынужденных переселенцев на Северном Кавказе» (Ставрополь, 2003) — на научно-методической конференции «Проблемы понимания и тенденции развития государства и права в 21 веке» (Ставрополь, 2004) — на международной научно-практической конференции «Закон и право: история и современность» (Ставрополь, 2005) — на региональной научно-практической конференции «Экономические и правовые проблемы развития современного российского общества» (Ставрополь, 2005) — на международной научно-практической конференции: «Антитеррор: комплексный подход» (Москва, 2006) — на научно-методической конференции «Общество, право и государство: ретроспективы и перспективы» (Ставрополь, 2006) — на научно-практической конференции: «Практика применения законодательства о государственной гражданской службе» (Сочи, 2007) — на Всероссийской научно-практической конференции «Мировая юстиция России: проблемы теории и практики» (Ставрополь, 2008) — на международной научно-практической конференции «Человеческое измерение кризисного проявления глобализации в полиэтническом регионе» (Ставрополь, 2009) — на научно-практической конференции «Противодействие экстремизма и терроризма в рамках реализации государственной молодежной политики» (Ростов-на-Дону, 2009).

Материалы исследования обсуждены на заседании кафедры общеюридических и специальных дисциплин Института Дружбы народов Кавказа, г. Ставропольна заседаниях кафедр общей психологии и юридической психологии Южного федерального университета, г. Ростов-на-Донуво Всероссийском институте повышения квалификации сотрудников органов внутренних дел, г. Домодедово, Московской областина факультете психологии Краснодарского университета МВД РФ.

Основные результаты проведенной работы нашли реализацию в практике работы Центра профессиональной подготовки при ГУВД Ставропольского края. Материалы диссертации, разработанные автором методики, и результаты исследований используются: при чтении курсов «Юридическая психология», «Общая психология» для студентов Ростовского юридического института Российской правовой академии Министерства юстиции РФв выпускных квалификационных работах студентов Института Дружбы народов Кавказа, г. Ставрополь, и Южного федерального университета, г. Ростов-на-Дону, что подтверждает эффективность проведенного исследования. Практические результаты исследования используются при обучении слушателей Центра профессиональной подготовки при ГУВД Ставропольского края.

Положения, выносимые на защиту:

1. Динамика трансформаций личностной сферы сотрудников милиции общественной безопасности на разных уровнях профессиональной самореализации может проявляться в виде стратегий, обеспечивающих возможность переживать профессиональный опыт как устойчивое отношение. Стратегии личностных трансформаций могут реализовываться как позитивные, обеспечивая высокий уровень профессиональной самореализации, и как кризисные, ведущие к деформациям и регрессиям в отношениях с окружающими людьми и общественными (социальными) структурами.

2. Особенности профессиональной деятельности сотрудников милиции общественной безопасности существенно влияют на динамику трансформаций ценностно-смысловой сферы как контекст, инициирующий личностные изменения в зависимости от социокультурной реальности и перспектив самореализации.

3. Кризисные стратегии личностных трансформаций сотрудников милиции общественной безопасности на разных этапах профессиональной самореализации обусловлены различными ценностно-смысловыми барьерами как субъективными затруднениями в процессе оценки профессиональной значимости ситуации, когда для сотрудника должен раскрыться личностный смысл и возникнуть познавательно-оценочное отношение к содержанию фрагмента постигаемой профессиональной реальности.

4. Ценностно-смысловые барьеры как фактор, обуславливающий кризисные стратегии личностных трансформаций сотрудников милиции общественной безопасности и существенно влияющий на психологическую готовность к профессиональной самореализации, зависит от ценностно-смысловых установок, порождаемых как переживание их личностного отношения к ранее возникшей и уже реализованной ситуации, обеспечивая обратную связь между предшествующим и последующим этапами профессиональной деятельности.

5. Трансформации ценностно-смысловой сферы влияют на обеспечение эффективности и безопасности динамически-устойчивых характеристик профессиональной деятельности сотрудников милиции общественной безопасности, на позиции профессионального выбора и профессиональной направленности личности в условиях специфического контекста деятельности, ориентированного на поддержание правовых норм взаимодействия граждан и государства.

6. Модельное обеспечение психологического сопровождения и коррекции личностных трансформаций сотрудников рядового и младшего начальствующего состава милиции общественной безопасности, ориентированное на преодоление ценностно-смысловых барьеров как индивидуальных затруднений в ситуации личностного выбора, позволяет повысить уровень профессиональной самореализации.

Публикации. Результаты исследования отражены в пяти монографиях, методических рекомендациях, научных статьях и тезисах общим объемом 120 печатных листов.

Структура диссертации: диссертация состоит из введения, шести глав, выводов и рекомендаций, заключения, списка литературы из 290 источников, из которых 21 на иностранных языках, глоссария и приложений.

Выводы, сделанные по результатам работы, соответствуют ранее выдвинутым гипотезам:

1. В современной психологической науке сформировано новое научное направление, которое рассматривает личностные трансформации в специфическом профессиональном контексте и выявляет, как именно профессиональный контекст влияет на личностное, не только разрушая и деформируя его, но и как стимулирующий развитие ценностных интенций личности. Данный поход позволяет осуществить анализ ценностно-смыслового содержания профессиональной деятельности и динамических составляющих ее мотивации, выявить специфические особенности смысловой сферы личности, с позиции позитивных приобретений и негативных утрат.

2. Профессиональная деятельность, в том числе и специфика деятельности сотрудников милиции общественной безопасности, обуславливает личностные трансформации, которые существенно влияют на особенности профессиональной самореализации. Динамика трансформаций личностной сферы сотрудников милиции общественной безопасности на разных уровнях профессиональной самореализации проявляется в виде устойчивых смысложизненных стратегий, обеспечивающих возможность переживать опыт связей с миром в контексте профессиональной деятельности как устойчивое отношение, включающее в себя субъективное ощущение источника собственного опыта (принятие решения, ответственность, выделение значимых профессиональных перспектив). Трансформации ценностно-смысловой сферы личности включают содержательно-смысловые и динамически-мотивационные изменения, а также изменения внутренних связей и отношения между разноуровневыми компонентами и параметрами, определяющими уровень личностной устойчивости и профессиональной надежности сотрудников милиции общественной безопасности.

3. Стратегии трансформаций ценностно-смысловой сферы могут типологизироваться как позитивные, обеспечивающие высокий уровень профессиональной самореализации, и как кризисные, ведущие к деформациям и даже регрессиям в отношениях с окружающими людьми и общественными (социальными) структурами:

— Сотрудники с позитивными стратегиями ориентированы в своих смысложизненных устремлениях на саморазвитие, отличаются наибольшей структурированностью и последовательностью в ситуациях личностного выбора. Они продуктивны в нахождении промежуточных смыслов своих действий, им свойственна активная и просоциальная мировоззренческая позицияи (г=0,3- р<0,01).

— Кризисные стратегии обусловлены наличием ценностно-смысловых барьеров, которые возникают в процессе профессиональной деятельности, препятствуя самореализации личности в этом важнейшем жизненном контексте. Ценностно-смысловые барьеры, присущие сотрудникам милиции общественной безопасности, будут различными в зависимости от объективных и субъективных факторов. К объективным (интерперсональным) факторам относятся регламент профессиональной деятельности (было выявлено, что у участковых и сотрудников ДПС они различны) и профессионального стажа (п=0,4- р<0,01).

— Из субъективных факторов наиболее значимыми являются: уровень развития смысловой сферы самого сотрудника (г=0,4- р<0,001), особенности его профессиональной мотивации (г=0,4- р<0,001), ценностные ориентации (г=0,3- р<0,05), и общая направленность личности (г=0,383- р<0,01). При этом, существенным является направленное воздействие со стороны профессионального окружения, ориентированное на формирование соответствующих смысловых установок как важнейшего катализатора интроспективных потребностей и, как следствие, тех его смысловых интенций, которые выводят, со временем, личность на уровень самореализации, в форме потребности в самопонимании (г=0,278- р<0,05), рефлексии (г=0,3- р<0,05), самооценке (г=0,2- р<0,05) при анализе успехов и неудач в процессе профессиональной деятельности.

4. Наиболее часто ценностно-смысловые барьеры возникают в связи с отсутствием рефлексии (г0, 4- р<0,001)., затруднениями в вербализации самоотношения и экстраполяции личностного смысла в новые профессионально необычные ситуации. Эти барьеры проявляются в затрудненной смысловой актуализации соотнесения внешнего объекта деятельности с внутренней потребностью, невозможностью субъективного переноса смыслового содержания одной ситуации в другие профессиональные условия.

5. Модель психологического сопровождения и коррекции сотрудников милиции общественной безопасности, находящихся на разных уровнях профессиональной самореализации, основанная на преодолении ценностно-смысловых барьеров и формировании позитивных ценностно-смысловых установок в контексте профессиональной деятельности, может быть реализована через повышение общего уровня психологической готовности к профессиональной деятельности.

Основными видами специальных занятий по курсу психологической подготовки, оправдавшими себя в ходе эксперимента, являются:

— занятия на полосе препятствий психологической подготовки и площадках для эмоционально — волевых упражнений, тренировки элементов волевой саморегуляции;

— психорегулирующие тренировки по преодолению ценностно смысловых барьеров. В качестве продуктивных могут быть рекомендованы учебные ситуации, содержательно ориентированные на разделение «Я» и «Мое», через актуализацию «Я», учебные ситуации, направленные на организацию одновременной представленности сознанию двух или больших отношений, ситуации, направленные на осознание факта пересечения жизненных отношений, учебные ситуации, направленные на обнаружение или установление разного рода связей между жизненными отношениями.

— занятия в психологически сложных ситуациях оперативно — служебной деятельности по типу конкретных ситуаций. Различают три этапа реализации конкретных ситуаций по их месту и характеристикам в структуре процесса обучения — стартовая, текущая и игровая. Стартовая конкретная ситуация формируется в начале учебного занятия. Текущая, на этапе выхода из стартовой, существует и непрерывно изменяется вследствие преобразования обучаемым предмета изучения и ведущих действий преподавателя. Итоговая ситуация является главной составляющей конца учебного занятия и отражает как сложившееся состояние обученности обучающегося, так и особенности трансформации его ценностного отношения к изучаемому, на основе которой будет складываться очередная стартовая ситуация. Стартовая и итоговая конкретная ситуации показывают особенности содержательно-смысловых трансформаций, а текущая — мотивационно-динамические изменения у обучающегося с использованием конкретных ситуаций. Общая процессуальная структура системы операционализации конкретных ситуаций заключается в том, что из потенциального центра смыслообразования поступает информация-импульс на уровень актуализации смысла, побуждающая к действию. Потенциальный центр смыслообразования функционирует в соответствии со смысловым уровнем развития обучающегося. Обучающийся (как носитель потенциального смысла) выполняет действия по преобразованию объекта учения (содержание конкретной ситуации), который при этом проявляет свои свойства. Обучающийся воспринимает проявление этих свойств как инициацию к смыслообразованию, в результате чего приобретаются дополнительные возможности действия в конкретной ситуации и актуализируется личностный смысл самой конкретной ситуации. К преподавателю также поступает информация о том, что обучающийся уже усвоил нужное на уровне личностного присвоения, поэтому он может направлять дополнительную • информацию как инициацию о том, что он уже усвоил как новый этап смыслообразования и проникновения на качественно новом уровне- ?

— занятия по изучению основ применения психологии в оперативнослужебной деятельности.

Специальными занятиями по курсу психологической подготовки достигается существенное повышение уровня профессионально психологической подготовленности. В проведенных экспериментах удалось:

— улучшить показатели результатов работы выпускников по задержанию преступников на 43%;

— психологическую устойчивость к специфическим условиям решения оперативно — служебных задач повысить на 53%;

— поднять уровень профессионально — психологических умений на 66%.

В целом психологическая подготовленность слушателей к оперативнослужебной деятельности повысилась на 62%. Необходимо отметить, что полученные результаты удалось достигнуть даже при наличии некоторых недостатков в организации занятий, их методике, уровне педагогического мастерства преподавателей, недостатков материально — технического характера.

Перспективы исследования. Основными психолого — педагогическими путями повышения эффективности проведения психологической подготовки и успешного формирования психологической подготовленности выпускников учебных центров МВД, УВД выступают:

— совершенствование руководства психологической подготовкой;

— детализация планирования психологической подготовки;

— повышение внимания к организации и методике проведения занятий по психологической подготовке;

— учет и адекватная оценка достигаемых результатов;

— кадровое обеспечение психологической подготовки;

— улучшение материально — технической базы психологической подготовки сотрудников милиции общественной безопасности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Показать весь текст

Список литературы

  1. И.В. Обучение и смысл: смыслообразование в учебном процессе (психолого-дидактический подход). — Ростов н/Д: Изд-во Рост, ун-та, 2003.
  2. Абульханова-Славская К. А. Стратегии жизни. — М., 1991.
  3. Абульханова-Славская К. А. Типология личности и гуманистический подход //Гуманистические проблемы психологической теории /Под ред. К. А. Абульхановой-Славской, A.B. Брушлинского. М., 1995.
  4. А.Б. Человек как смысловая модель мира. Пролегомены к психологической теории смысла. — Самара: Издательский дом «Бахрах-М», 2000.
  5. Е.Б., Ахлибинский Б. В. Эволюция понятия системы //Вопросы философии. 1998. -№ 7. — С. 170−178.
  6. A.B. Преодолеть себя. 2-е изд. — М., 1985.
  7. А.И. Психологические особенности очевидцев. М., 1972.
  8. A.A. Становление смысловой профессиональной установки в учебной деятельности студентов-психологов: автореф. дис.. канд. психол. наук: 19.00.07.-М., 2005.- 181 с.
  9. .Г. О проблемах современного человековедения. — М., 1977.
  10. .Г. Человек как предмет познания. Л., 1968.
  11. Л.Н. О взаимосвязи ценностных ориентаций и нравственной активности личности. //http://spf.kemsu.ru/portal/psy2004/ ogl. shtml.
  12. Л.И. Системный подход в психологии личности //Принцип системности в психологических исследованиях /Под ред. Д. Н. Завалишиной, В. А. Барабанщикова. М., 1990.
  13. JI.И. Личность с позиций динамического подхода //Психология личности в социалистическом обществе. Личность и ее жизненный путь /Отв. ред. Б. Ф. Ломов, К.А. Абульхановой-Славская. — М., 1990.-213 с.
  14. Л.И. Психологическая опосредованность социальных воздействий на личность, ее развитие и формирование //Психологические исследования социального развития личности /Отв. ред. И. А. Джидарьян. — М.: ИП АН СССР, 1991.-С. 5−38.
  15. В.Г. Мотивационная регуляция поведения личности: автореф. дис.. докт. психол. наук. -М., 1995.
  16. А.Г. О предмете психологии личности //Вопр. психологии. 1983. -№ 3.- С. 118−125.
  17. А.Г. Психология личности. М.: Изд-во МГУ, 1990.
  18. К.Л., Коваль Е. Г., МирзоевА.А., СаркисовЕ.Х. Факторный анализ структуры волевых качеств сотрудников ОВД //Тезисы докладов к Первой Всесоюзной конференции по психологии управления. — Ч. 1. -М., 1979. -С. 140−141.
  19. БедзюкС.В. Анализ методов сохранения и восстановления профессиональных навыков операторов в процессе эксплуотации технических комплексов в особых условиях // В сб.: Психологические проблемы деятельности в особых условиях. М., 1985. — С. 222—230.
  20. Г. Т. Психологическая подготовка — один из важнейших факторов повышения безопасности космических полетов //Психологический журнал. 1980. — Т. 1. — № 1. — С. 104−107.
  21. Э. Жизнь драмы /Пер. с англ. — М., 1978.
  22. A.A. Восприятие и понимание человека человеком. — М., 1982.
  23. Л.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков. -М., 1972.
  24. В.Б., Попов Л. Л. Условия правомерности применения оружия работниками имлиции при задержания преступников. — М., 1985.
  25. Боровиков В.П. STAT1STICA. Искусство анализа данных. — СПб.: Питер, 2003.
  26. В.П. Популярное введение в программу STATISTICA. -М.: КомпьютерПресс, 1998.
  27. С.С. Патрульно-постовая служба милиции. — JL, 1983.
  28. A.A. Моделирование психики. — М., 1969.
  29. .С. Аномалии личности. М.: Мысль, 1988.
  30. .С. К изучению смысловой сферы личности //Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. 1981. -№ 2. — С. 46−52.
  31. .С. Личностные смыслы по А.Н. Леонтьеву и проблема вертикали сознания //Традиции и перспективы деятельностного подхода в психологии: школа А. Н. Леонтьева /Под ред. А. Е. Войскунского, А. Н. Ждан, O.K. Тихомирова. М.: Смысл, 1999. — С. 285−298.
  32. Н.М., Бочковский Н. С. Морально-психологическая подготовка курсантов учебных подразделенй МВД—УВД. — М., 1975.
  33. Е.П., Михайлова Ю. Н. Жизненный путь как творческий акт //Психологические проблемы самореализации личности /Под ред. Л. А. Головей, Л. А. Коростылевой. — Вып. 3. — СПб., 1999.
  34. И.А., Магомет-Эмиров М.Ш. Мотивация и контроль за действием. М., 1991.
  35. Ф.Е. Жизненный мир и кризис: типологический анализ критических ситуаций //Психол. журнал. 1995. — Т. 16. — № 3. — С. 90−101.
  36. Ф.Е. Психология переживания. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984.
  37. Ф.Е. Типология переживания различных критических ситуаций //Психол. журнал. 1995. — Т. 16. — № 5. — С. 35−48.
  38. В.К. Психологические механизмы мотивации человека. — М., 1990.
  39. В.К. Психология эмоциональных явлений. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976.
  40. И.Ф., Зиним A.M. Типологические признаки внешности человека /Под ред. Т. А. Алексеевой. — М., 1975.
  41. И.А. Акмеологическая концепция подготовки школьного психолога в вузе: автореф. дис.. д-ра. психол. наук: 19.00.13. М., 2006. -442 с.
  42. .Ф., Гутерман М. П. Конфликты и стрессы в деятельности работников органов внутренних дел. — Омск, 1976.
  43. Н.Е. Синдром «психического выгорания» в коммуникативных профессиях //Психология здоровья /Под ред. Г. С. Никифорова. СПб., 2000.
  44. JI.C. Собрание сочинений: в 6 т. Т 5. М.: Педагогика, 1982.
  45. Э.В. К вопросу о методологии изучения самореализации личности в системе родственных понятий //Сиб. психол. ж. — 2000.-№ 13.
  46. Э.В. Методологические проблемы историко-психологического исследования феномена самореализации личности //Психологические проблемы самореализации личности. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2001.-№ 5.-С. 87−101.
  47. Э.В. Самореализация личности как предмет психологического познания //Психология и ее приложения: Ежегодник Рос. психол. об-ва. — М., 2002. — Т. 9. — Вып. 2.
  48. Э.В. Системная детерминация самореализации личности: дис. .д-ра психол. наук: 19.00.01. Томск, 2002. — 320 с.
  49. Э.В., Клочко В. Е. Самореализация личности: системный взгляд. Томск, 2000.
  50. С.Г. Проблема переноса упражнения //В кн.: История советской психологии труда. Тексты. — М., 1983. — С. 157—165.
  51. Ф.М. Проблема мобилизационной готовности на материале спорта: дис.. д-ра психол. наук. -М., 1969.
  52. С. Психологическое консультирование. 4-е изд. — СПб.: Питер, 2002.
  53. . Что такое психология. Т. 1. — М., 1992.
  54. JI.A. Дифференциально-психологические факторы профессионального становления //Психологические проблемы самореализации личности / Под ред. JI.A. Головей, JI.A. Коростылевой. — Вып. 3. СПб., 1999.
  55. И.Б. Проявление направленности активности личности в феномене социально-психологической адаптации //Теоретические и прикладные вопросы психологии /Подред. А. А. Крылова. Вып. 1. — СПб., 1995.
  56. И.Б., Коростылева JI.A. Некоторые аспекты феномена самореализации //Психологические проблемы самореализации личности /Под ред. A.A. Крылова, JI.A. Коростылевой. — СПб., 1997.
  57. Т.Т. Особенности психологической подготовки летного состава средствами физической подготовки //В сб.: Психологическая закалка военнослужащих средствами физической подготовки. Л., 1972. — С. 7−11.
  58. В.Ю. Становление категории «смысл» как проблема историко-психологического исследования: дис.. канд. психол. наук. — Барнаул, 2001. 153 с.
  59. Дорожно-патрульная служба ГАИ /Под ред. И. К. Шахриманьяна. — М., 1981.
  60. М.И., Кандыбович JI.A., Пономаренко В. А. Готовность к деятельности в напряженных ситуациях: психол. аспект. Минск, 1985.
  61. Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. -Л., 1985.
  62. В.Ф. Психологические основы вузовской подготовки специалистов в юридической психологии: дис.. д-ра психол. наук: 19.00.07, 19.00.06. СПб., 2006. — 530 с.
  63. О.Ю. Математическая статистика для психологов: учебник. 3-е изд., испр. — М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2004.
  64. М.В. Эмоциональные аспекты функциональных состояний в деятельности операторов: дис.. канд. психол. наук. — М., 1979. -178 с.
  65. Ю.М. Проблемы диагностики и возможности управления психическими состояниями //В сб.: Эмоциональная регуляция учебной и трудовой деятельности. Москва-Одесса, 1986. — С. 13—14.
  66. Н.И. Обусловленность личностного самоопределения юношества социальными условиями жизнедеятельности: автореф. дис.. канд. психол. наук. — М., 1993.
  67. Л.Д. Биологическая обратная связь в управлении соревновательным стрессом //В кн.: Стресс и тревога в спорте. М., 1983. -С. 250−261.
  68. И.А. Педагогическая психология: учебное пособие. — Ростов-на-Дону: изд-во Феникс, 1997.
  69. С. Психология мотивации /Серия «Новейшая психология». -Вып. 7. — К.: Эльга-Н- Ника-Центр, 2001.
  70. П.Б. Эмоциональная устойчивость оператора //В сб.: Очерки психологии труда. — М., 1974. С. 138−172.
  71. ЗининА.М., Овсянникова М. Н. Установление преступников и других лиц по признакам внешности /Под ред. В. А. Снеткова. — Омск, 1982.
  72. P.A., Келасьев В. Н. Самоорганизация и стратегия обновления российского социума //Вестник СПбГУ. 1997. — Сер. 6. — Вып. 4. — № 27.
  73. P.A., Келасьев В. Н. Самореализация человека: введение в человекознание: учеб. пособие /Серия «Человек в новой России». — Вып. 5. -СПб.: Издательство СПбГУ, 2001.
  74. P.A., Келасьев В. Н. Социальная мифология России и проблема адаптации. СПб., 1997.
  75. Р.А., Келасьев В. Н. Человекознание: сомореализация человека. СПб.: Издательство СПбГУ, 2008. -461 с.
  76. С.А. Восприятие старшеклассниками событий собственного жизненного и профессионального самоопределения: автореф. дис.. канд. психол. наук: 19.00.07. М., 1998. — 25 с.
  77. Е.П. Мотивация и мотивы /Серия «Мастера психологии». -СПб.: Питер, 2002.
  78. Е.П. Мотивы человека теория и методы изучения. — Киев, 1998.
  79. Е.П. Сущность и структура мотива //Психологический журнал. 1995.-№ 2.-С.
  80. И.И. Исследование восприятия и его функционирование (на материале деятельности водителя автомобиля): Автореф. дис.. канд. психол. наук. — М., 1973.
  81. Инженерная, психология в военном деле /Под ред. Б. Ф. Ломова. — М., 1983.
  82. А.К. Самореализация личности как проблема социальной философии: автореф. дис.. канд. психол. наук. -М., 1993.
  83. М.С. Философская теория ценностей. СПб., 1997.
  84. Н.Ф. Основы психотерапии. — М.: «Рефл-бук" — К.: «Ваклер», 1997.
  85. В.А. Формирование профессиональных навыков владения личным оружием у инспектора уголовного розыска. — Омск, 1981.
  86. В.Н. Интегративная концепция человека. СПб., 1992.
  87. А.Дж. Теория личности. — СПб: Речь, 2000.
  88. С.В. Суггестивные методы интенсификации мнемической деятельности: дис.. канд. психол. наук. -М., 1979. -25 с.
  89. Китаев-Смык Л. А. Психология стресса. — М., 1983.
  90. В.Е. Предмет современной психологии: человекообразование и психологическое обеспечение смысловой педагогики
  91. Образование и социальное развитие региона. — Барнаул, 1995. — № 34. — С. 104−113.
  92. КлочкоВ.Е. Становление многомерного мира человека как сущность онтогенеза //Сибирский психол. журн. — Томск, 1998. — № 8−9. — С. 7— 15.
  93. В.Е., Галажинский Э. В. Самоорганизация личности: системный взгляд. — Томск: Изд-во Томского ун-та, 1999. — 154 с.
  94. Е.П. Профессионально важные условия деятельности и основные требования к личности милиционера. — М., 1985.
  95. E.H., Курдюмов С. П. Синергетика как новое мировидение диалог с И. Пригожиным //Философский журнал. — 1992. — № 12. — С.
  96. А.Г. Психология личности. — М., 1969.
  97. JI.M. Организционно-правовые основы работы с кадрами в органах внутренних дел. М., 1979.
  98. JI.M. Правовые основы службы в советской милиции. — М., 1983.
  99. В.Г., Покровский В. М. Психологическая подготовка слушателей на занятиях по самбо //В сб.: Проблемы боевой и физической подготовки слушателей вузов МВД СССР. Минск, 1985. — С. 55−56.
  100. КомарьН.Ф. Из опыта работы младших инспекторов //Веб.: Вопросы совершенствования личного сыска. — М., 1977. С. 10−13.
  101. JI.A. К вопросу о затруднениях самореализации личности (в контексте теории отношений В.Н. Мясищева) //Теория и практика. -СПб., 1994.
  102. JI.A. О субъективных стратегиях актуальной самореализации человека системный подход //Принципы системности в современной психологической науке и практике: в 4 т. Т. 2. — М., 1995.
  103. JI.А. О субъективных стратегиях самореализации //Образ в регуляции деятельности (к 90-летию со дня рождения Д.А. Ошанина). -М., 1997.
  104. Л.А. Особенности стратегий самореализации и стили человека //Психологические проблемы самореализации личности /Под ред Е. Ф. Рыбалко, Л. А. Коростылевой. Вып. 4. — СПб., 2000.
  105. Л.А. Проблема самореализации личности в системе наук о человеке //Психологические проблемы самореализации личности /Под ред. A.A. Крылова, Л. А. Коростылевой. СПб., 1997.
  106. Л.А. Психологические детерминанты самореализации личности //Психологические проблемы самореализации личности /Под ред. A.A. Реана, Л. А. Коростылевой. Вып. 2. — СПб., 1998.
  107. Л.А. Психология самореализации личности брачно-семейные отношения. — СПб., 2000.
  108. Л.А. Психология самореализации личности: подход к проблеме //Психологическая наука традиции, современное состояние и перспективы. Тез. докл. научн. конференции ИП РАН. М., 1997.
  109. Л.А. Психология самореализации личности. Личностные затруднения в профессиональной сфере. СПб.: Речь, 2005. — 222 с.
  110. Л.А. Самореализация в личной жизни как в одной из основных сфер жизнедеятельности //Психологические проблемы самореализации личности /Под ред. Л. А. Головей, Л. А. Коростылевой. -Вып. 3.-СПб., 1999.
  111. Л.А. Самореализация в некоторых основных сферах жизнедеятельности и методы исследования //Психологические проблемысамореализации личности /Под ред. A.A. Реана, JI.A. Коростылевой. Вып. 2. -СПб., 1998.
  112. JI.A. Самореализация как предмет психологического исследования //Теоретические и прикладные вопросы психологии /Под ред. A.A. Крылова. Вып. 3. — 4.1. — СПб., 1997.
  113. JI.A. Самореализация как развитие личности в период взрослости //Теоретические и прикладные вопросы психологии (параметры личности) /Под ред. A.A. Крылова. — Вып. 2. Ч. 2. — СПб., 1995.
  114. JI.A. Самореализация личности как психологическая проблема //Вестн. СПбГУ. 1998. — Сер. 6. — Вып. 4. (№ 21).
  115. JI.A. Теоретико-методологические основы изучения самореализации личности //Психологические проблемы самореализации личности /Под ред. JI.A. Головей, JI.A. Коростылевой. Вып. 3. — СПб., 1999.
  116. JI.A. Уровни самореализации личности //Психологические проблемы самореализации личности /Под ред. Е. Ф. Рыбалко, JI.A. Коростылевой. — Вып. 4. СПб., 2000.
  117. JI.A., Зайцева Ю. Е. О методологических вопросах развития и саморазвития в трудах Б.Г. Ананьева //Психологические проблемы самореализации личности /Под ред. Е. Ф. Рыбалко, JI. А. Коростылевой. — Вып. 4. СПб., 2000.
  118. JI.A., КоржоваЕ.Ю., Королева H.H. Развитие потенциала педагога и личности учащегося. СПб., 1996.
  119. Л.А., Королева H.H., Маркелова В. А. Об особенностях внутреннего мира подростка //Тез. докл. 3-й междунар. конференции «Ребенок в современном мире». СПб., 1996.
  120. Л.А., Королева H.H., Маркелова В. А. Об особенностях внутреннего мира подростков //Тез. докл. 3-й Междунар. конференции «Ребенок в современном мире». СПб., 1996.
  121. Л.А., Кравченко Н. Е. Пути профессиональной и личностной самореализации человека. СПб., 1997. f, г
  122. Л.А., НиконоваА.Я. Особенности самореализации личности на разных этапах жизненного пути //Психологические проблемы самореализации личности /Под ред. Г. С. Никифорова, Л. А. Коростылевой. — Вып. 5.-СПб., 2001.
  123. Л.А., ПапцоваМ.Д. Личностная автономия стратегии перераспределения ответственности в ситуации группового давления //Психологические проблемы самореализации личности /Под ред. A.A. Реана, Л. А. Коростылевой. Вып. 2. — СПб., 1998.
  124. Л.А., СоветоваО.С. Психологические барьеры и готовность к нововведениям. СПб., 1995.
  125. В.И. Самоорганизация жизненного пути личности //Самодвижение. Самоорганизация. Самоуправление. Тез. докл. межвуз. науч. конференции. Пермь, 1987.
  126. Л.Ю. Психологические особенности смысложизненных стратегий студентов разной познавательной направленности, изучающих иностранный язык: дис.. канд. психол. наук: 19.00.07. — Ростов-н/Д, 2005. -156 с.
  127. П.С. Применение субъективных портретов в раскрытии преступлений: автореф. дис.. канд. юридических наук. Свердловск, 1983.
  128. В.В. Социально-психолгические аспекты применения права. — Казань, 1982.
  129. Р. Теория стресса и психофизиологические исследования //В сб.: Эмоциональный стресс. Пер. с англ. Л., 1970. — С. 178−208.
  130. Ф. Тренировка памяти. Пер. с нем. М., 1979.
  131. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. 2-е изд. — М.: Политиздат, 1977.
  132. А.Н. Философия психологии: из научного наследия /Под ред. A.A. Леонтьева, Д. А. Леонтьева. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1994.
  133. Д.А. Виктор Франкл в борьбе за смысл //В. Франкл. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990.
  134. Д.А. От социальных ценностей к личностным: социогенез и феноменология ценностной регуляции деятельности //Вестн. Моск. ун-та. -1996. Сер. 14, Психология. — № 4.
  135. Д.А. Проблема смысла в современной зарубежной психологии (обзор) /Современный человек: цели, ценности, идеалы. Реферативный сборник. Вып. 1. — М.: ИНИОН АН СССР, 1988. — С. 73−100.
  136. Д.А. Психология смысла. — М., 1999.
  137. Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. 2-е, испр. изд. — М.: Смысл, 2003.
  138. Д.А. Самореализация и сущностные силы человека //Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / Под ред. Д. А. Леонтьева, В. Г. Щур. — М., 1997.
  139. Д.А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). — М.: Смысл, 1992. 17 с.
  140. ЛингартИ. Установка и значимость //Веб.: Проблемы формирования социогенных потребностей. Тбилиси, 1974. — С. 276−279.
  141. .Ф. Личность как продукт и субъект общественных отношений //Психология личности в социалистическом обществе: Активность и развитие личности. — М.: Наука, 1989.
  142. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. — М.: Изд-во «Наука», 1984.
  143. .Ф., Сурков E.H. Антиципация в структуре деятельности. — М., 1980.-С. 21.
  144. Магомед-Эминов М. Ш. Определение экстремальной ситуации //Российский психологический журнал. 2009. Т. 6. — № 2. — С. 17−24.
  145. Магомед-Эминов М. Ш. Повседневный и неповседневный жизненные миры личности //Вестник университета. Государственный Университет Управления. — 2009. — № 4. — С. 67—70.
  146. Магомед-Эминов М. Ш. Трансформация самоидентичности личности при горе //Развитие личности. — 2009. — № 1. — С. 110—120.
  147. C.B. Моделирование тактического мышления спортсмена. — М., 1981.
  148. МарищукВ.Л. Психологические основы формирования профессионально значимых качеств: дис.. д-ра психол. наук. — Л., 1982. — 351 с.
  149. МарищукВ.Л., ПлатоновН.К., ПлетницкийЕ.А. Напряженность в полете. -М., 1969.
  150. А.К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения: кн. для учителя. М.: Просвещение, 1983.
  151. М.И., Касперович Ю. Г. Психологическое обеспечение антитеррористической деятельности. — М.: Академия, 2007. — 237 с.
  152. А. Мотивация и личность. — М., 1978.
  153. А. Психология бытия. Пер. с англ. М.: «Рефл-бук», К.: «Ваклер» 1997.
  154. А. Самоактуализация //Психология личности /Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, A.A. Пузырея. М., 1982.
  155. Д. Послание Федеральному Собранию Российской Федерации 12 ноября 2009 //Аналитика событий в России /http://oko-planet.su/politik/politikrus/
  156. B.C. Лекции по психологии мотивов человека. — Пермь, 1971.
  157. МилерянЕ.А. Эмоционально-волевые компоненты надежности оператора //В сб.: Очерки психологии труда оператора. — М., 1974. С. 4−82.
  158. Мотивация //Краткий психологический словарь /Под ред. A.B. Петровского, М. Г. Ярошевского. М., 1985.
  159. В.Н. Психология отношений. М.- Воронеж: Институт практической психологии, 1995.
  160. Н.И. Психологическая напряженность. М., 1976.
  161. В.Е. Тактика задержания вооруженных преступников в жилых помещениях. М., 1978.
  162. Г. С. Здоровье как системное понятие //Психология здоровья /Под ред. Г. С. Никифорова. — СПб., 2000.
  163. И.Б. Философские вопросы моделирования психики. — М., 1969.
  164. A.C. Педагогический аутотренинг в системе средств нравственного перевоспитания осужденных женщин молодежного возраста в условиях НТК. Пермь, 1985.
  165. ОколовичЛЯ. Организация и тактика охраны общественного порядка на транспорте. М., 1984.
  166. ОлпортГ.В. Личность в психологии. М.: «КСП+», СПб.: «Ювента», 1998.
  167. Г. В. Становление личности: избранные труды. — М.: Смысл, 2002.
  168. Организация деятельности строевых частей и подразделений патрульно постовой службы милиции /Под ред. И. Ф. Козина. — М., 1980.
  169. Организация и тактика охраны общественного порядка при проведении масовых спортивных мероприятий /Под ред. Л. Л. Попова. — М., 1985.
  170. В.Н. Психология человека. — СПб., 1997.
  171. ПарыгинБ.Д., Лисовская Е. Б. Проблема самореализации личности //Социально-психологические проблемы НТП. — М., 1982.
  172. Л., Джон О. Психология личности: теория и исследования /Пер. с англ. М.С. Жамкочьян- под ред. B.C. Магуна. М.: Аспект Пресс, 2000.
  173. Л.А. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга. -М., 1982.
  174. . Избранные психологические труды. М., 1969.
  175. В.М. Инструментальная обратная связь и повышение качества управления эмоциональным состоянием //Психологический журнал.1986. Т. 7. — № 5. — С. 119−125.
  176. К.К. Вопросы психологии труда. М., 1970.
  177. K.K. Структура и развитие личности. — М.: Наука, 1986.
  178. К.К., Шварц JI.M. Очерки психологии для летчиков. М.,
  179. И.Б. Конфликты в деятельности и общении работников органов внутренних дел. М., 1988.
  180. Попов JI. JL, Сергеев А. И. Задержание работниками милиции нарушителей порядка и лиц, подозреваемых в в совершении преступления. -М., 1979.
  181. Потребности, мотивы, эмоции. М., 1971.
  182. Практическая психология /Под ред. М. К. Тутушкиной. СПб., 1993.
  183. Проблема человека в западной философии /Под ред. П. С. Гуревича. -М., 1993.
  184. Проект кабинета психологической подготовки учебного центра МВД, УВД /Под ред. A.M. Столяренко. М., 1985.
  185. Профессиональная деятельность детского городского психологического центра /Под ред. Е. И. Рогова. Шахты: «Принтер», 1993.
  186. Е.Ю. «Кризисы разочарования» в развитии профессионального самосознания психологов //Вестник практической психологии образования. — 2006. № 1(6).
  187. Психологические проблемы самореализации личности / Под ред. Л. А. Коростылевой и др. Вып. 1−2. — СПб., 1997,1998.
  188. Психологические тесты /Под ред. A.A. Карелина: в 2 т. Т. 1. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
  189. Психологические тесты /Под ред. Э. Р. Ахмеджанова — М.: «Лист», 1996.
  190. Психология. Словарь /общ. ред. A.B. Петровского, М. Г. Ярошевского. 2-е изд. — М., 1990.
  191. А.Ц. Волевая подготовка в спорте. М., 1969.
  192. А.Ц. Некоторые итоги изучения вопросов волевой подготовки спортсменов // В сб.: Психологическая подготовка. М., 1965. — С. 11−26.
  193. Равнение на передовых: Из опыта работы отдельного батальона патрульно-постовой службы милиции г. Иваново. М., 1980.
  194. П.А. Тактика несения службы патрульными и постовыми милиционерами. М., 1983.
  195. А.Р., Ефремова Г. Х. Психологическая защита и самооправдание в генезисе преступного поведения //В сб.: Личность преступника как объект психологического исследования. -М., 1979. С. 44−62.
  196. РеанА.А. Психология изучения личности: учеб. пособие. — СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 1999.
  197. Я. Экспериментальная психология эмоций. Пер. с польск. М., 1974.
  198. К. Клиентоцентрированная терапия. Пер. с англ. М.: «Рефл-бук», К.: «Ваклер», 1997.
  199. A.B. Индивидуально-групповые варианты толерантности к стрессу как показатели надежности спортсмена //В сб.: Психологический стресс в спорте. Пермь, 1975. — С. 23−30.
  200. A.B. Психологические аспекты подготовки спортсменов высокого класса //В сб.: Психология и современный спорт. — М., 1982. С. 103— 112.
  201. C.JI. Основы общей психологии /Серия «Мастера психологии». — СПб.: Питер, 1999.
  202. C.JI. Основы общей психологии. — М., 1940.
  203. C.JI. Проблемы общей психологии. М., 1979.
  204. А.П. Воспитание волевых качеств и психологическая подготовка впортсмена в процессе тренировок. — М., 1961.
  205. П.А. Актуальные вопросы психологической подготовки спортсмена //В сб.: Психологическая подготовка спортсменов различных видов спорта к соревнованиям. М., 1968. — Вып. 6. — С. 8.
  206. П.А. Психология: учебник для техникумов физкультуры. — М., 1967.
  207. JI.B. Проблемы самореализации человека. — Ростов-на-Дону, 1993.
  208. Л.Г. Влияние мотивов деятельности на воспроизведение в экстремальных условиях: дис.. канд. психол. наук. Алма-Ата, 1978.
  209. А.П. Психологическая подготовка пожарных. — М., 1982.
  210. Самоорганизация: психо- и социогенез /Под ред. В. Н. Келасьева. -СПб., 1996.
  211. Сборник задач по специальной подготовке курсантов подразделений МВД УВД. — М., 1970.
  212. Сборник нормативов по обучению рядового и младшего начальствующего состава милиции в учебных подразделениях и системе служебной подготовки органов внутренних дел. — М., 1981.
  213. Г. Стресс без дистресса. — М., 1979.
  214. А.И. Действия милиционеров на месте происшествия. М.,
  215. СергеюкП.И., Захарова JI.H. Психическая напряженность в моделируемых экстремальных условиях деятельности //Психологический журнал. 1986. — Т. 7. — № 6. — С. 61−67.
  216. A.B. Структурно-содержательные характеристики личностных смыслов // http://spf.kemsu.nL/portal/psy2004/l.l.htm.
  217. Е.В. Методы математической обработки в психологии. — СПб.: Речь, 2002.
  218. П.В. Эмоциональный мозг. -М., 1981.
  219. В.А., Зинин A.M. Техника, тактика и методика изготовления субъективного портрета. — Омск, 1983.
  220. СоветоваО.С. Возможности самореализации личности в контексте психологии инноваций //Психологические проблемы самореализации личности /Под ред. A.A. Крылова, JI.A. Коростылевой. СПб., 1997.
  221. Э.В. Культура и личность. М., 1972.
  222. .А. Мотив и смысл (психолого-педагогическое исследование). М., 1993.
  223. .А. Мотивационно-смысловые образования в структуре личности: автореф. дис.. д-ра психол. наук. М., 1992. — 279 с.
  224. К.С. Собр. соч. в 8 т. Т. 3. — М., 1954−1959. — С. 25.
  225. A.M. Психологическая подготовка личного состава органов внутренних дел. — М., 1987.
  226. A.M. Психологические особенности формирования мастерства оператора радиолокационной станции //в сб.: Труды академии ВПА. -М., 1965.-С. 243−281.
  227. A.M. Психология боевого дежурства и корабельной вахты.-М., 1972.
  228. Типовые и тактические действия патрульного, постового милиционера при обнаружении наиболее распространенных правонарушений (проишествий) и осложнении оперативной обстановки. М., 1967.
  229. Т.М. Жизненный мир как способ саморазвития личности //Философия психологии: возвращение к истокам (к 100-летию со дня смерти B.C. Соловьева). -М.: Смысл, 2001.
  230. O.K. Психология мышления. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984.
  231. O.K., Терехов В. А. Значение и смысл в процессе решения мыслительной задачи //Вопр. психологии. 1969. — № 4. — С. 66—84.
  232. Э. Поведение как молярный феномен /История психологии (10-е-30-е гг. Период открытого кризиса). — 2-е изд. /Под ред. П. Я. Гальперина, А. Н. Ждан. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1992. С. 107−123.
  233. Ю.Г. Словесный портрет. Использование данных словестного портрета в OOP. М., 1980.
  234. Ю.Г. Типы и элементы внешности. М., 1979.
  235. ТорндайкЭ. Воспитание и поведение //Психология личности в трудах зарубежных психологов /Сост. и общая редакция A.A. Реана. СПб: Питер, 2000. — С. 142−149.
  236. Тренировки профессиональной наблюдательности и памяти сотрудников /Под ред. A.M. Столяренко. — М., 1984.
  237. Унесталь JI.-Э., Вайнер Б. Основная психическая тренировка. Психология спорта. Воспитание в спорте //Экспресс-информация. — М., 1986, Вып. 5.-С. 3−12.
  238. УотсонД.Б. Психология как наука о поведении // Психология личности в трудах зарубежных психологов /Сост. и общая редакция A.A. Реана. СПб: Питер, 2000. — С. 149−165.
  239. Л.Б. Психологические способы выявления скрываемого обстоятельства. М., 1979.
  240. Философский энциклопедический словарь /Под ред. Л. Ф. Ильичева и др. — М.: Сов. энциклопедия. — 1983.
  241. С.Л. Реальность и человек. М., 1997.
  242. В. Воля к смыслу. Пер. с англ. М.: Апрель-Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000.
  243. В. Психотерапия на практике. Пер. с нем. СПб.: «Ювента», 1999.
  244. В. Человек в поисках смысла. — М., 1990.
  245. Р., Фейдимен Д. Личность: теории, эксперименты, упражнения. СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2001.
  246. ФрессП. Эмоции //Веб.: Экспериментальная психология. Пер. сфр.-М., 1975.-Вып. 5.-С. 112−195.
  247. Г. Синергетика. М., 1980.
  248. С.С. Искусство психотренинга. Заверши свой гештальт. — Мн.: Изд. В. П. Ильин, 1998.
  249. X. Мотивация и деятельность: в 2 т. — М., 1986.
  250. Дж. Средства повышения возможностей спортсменов. — Хоккей № 1 //Экспресс информация. — М., 1986. — Вып. 7. — С. 3−24.
  251. К., Линдсей Г. Теории личности. — М.: «КСП+», 1997.
  252. Н.В., Пахомов Ю. В. Практические игры в спорте. — М., 1985.
  253. Г. А. Психология саморазвития. М.- Рига, 1995.
  254. Л.А. Самореализация личности как предмет философского исследования: автореф. дис.. канд. наук. — М., 1992.
  255. Человек в зеркале наук /Под ред. А. О. Бороноева. — Вып. 1. СПб., 1991- Вып. 2.-СПб., 1993.
  256. О.Д. Динамика представлений о смысле жизни и акме у студентов в период обучения в вузе // http://akme31 .narod.ru/45.html.
  257. O.A. Исследование эмоциональной устойчивости как важнейшего показателя психологической подготовленности спортсмена к соревнованиям //Веб.: Психологические вопросы спортивной тренировки. — М., 1967.-С. 3−13.
  258. ЧерниловВ.И. Психологические условия совершенствования информационного обеспечения управления органами внутренних дел. — М., 1985.
  259. В.И., Юстицкий В. В. Применение методов психолого-педагогического воздействия при решении оперативно-служебных задач. — Минск, 1989.
  260. Г. К. Самопознание и самореализация личности. Методологические проблемы: автореф. дис.. д-ра психол. наук. — СПб., 1994.
  261. В.И. Самореализация и внутренняя мотивация поведения человека //Вопросы психологии. — 1996. — № 3. — С. 116−132.
  262. В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. — М., 1982.
  263. В.Б. Практическая психология. Инструментарий /Серия «Учебники для высшей школы». Ростов-н/Д: Феникс, 2004.
  264. И.К. Психология деятельности инспектора дорожно-патрульной службы ГАИ МВДСССР. М., 1977.
  265. Л.А. Влияние различных условий тренировки на порог зрительного узнавания //В кн.: Вопросы изучения высшей нейродинамики в связи с проблемами психологии. — М., 1975. — С. 140−167.
  266. Р.В. Формирование и развитие системы профессионально значимых качеств (на примере деятельности токаря-универсала): дис.. канд. психол. наук. — Ярославль, 1981.
  267. Д.П., Шультц С. Э. История современной психологии/ Пер. с англ. — СПб.: Изд-во «Евразия», 1998.
  268. И.Г. Аутогенная тренировка. Пер. с нем. — М., 1985.
  269. Этикет и такт сотрудника милиции. М., 1977.
  270. К. Смысл и назначение истории. М., 1991.
  271. Adler A. The individual psychology of Alfred Adler. A systematic presentation of selections from his writings. -N.-Y., 1956.
  272. Angyal A. Foundations for science of personality. — N.-Y., 1941.
  273. Cantor N., Mischel W., Schwartz J. Social knowledge: structure, content, use and abuse //Cognitive social psychology / Ed. by A. Hastrort, A. Isen. — Amsterdam, 1982.
  274. Dea E.L. The psychology of self-determination. Toronto, 1980.
  275. DeaE.L., RyanR.M. Self-determination and intrinsic motivation in human behaviour. Toronto, 1985.
  276. Ellis A. Reason and emotion in psichotherapy. Munchen, 1962.
  277. FranklV. Man’s search for meaning an introduction to logotherapy. -Boston, 1963.
  278. Fromm E. The cane society. N.-Y, 1955.
  279. Heckhausen H. Motivationsanalyse der Anspruchsniveau. Setzung //Psychologische Forschung. # 1 — 955, 25.
  280. Kintsch W. Cognitive psychology and discourse. L., 1994.
  281. Kluckhohn C. Values and value orientations in the theory of action //Toward a general theory of action / Ed. by T. Parsons, E. Shils. Cambridge, 1951.
  282. Korostilova L.A. Reconstruction of the image of world //International j. of psychology Abstracts of the XXVI International Congress of Psychology. — Monreal, 1996.-Vol. 31.
  283. Korostilyova L.A. The world’s image reconstruction and psychocorrection of the family members //Program and abstracts. A world war and peace. Towards healthy people, families and societies. — Jerusalem, 1997.
  284. Korostyleva L.A. Self-realization of personality, model, creterials, mechanism //International j. of psychology Abstracts of the XXVII International Congress of Psychology. Stockholm, 2000. — Vol. 35.
  285. Maddi S.R. Personality theories: a comparative analysis. Homewood, 1972.
  286. Maslach C., Jackson S. MBI: Maslach Burnout Inventory, manual research edition. California, 1986.
  287. Maslach C., Jackson S. The measurent of experienced burnout //J. of Occupational Behavior. 1981. — Vol. 2.253
Заполнить форму текущей работой