Исполнительское искусство гуцульских скрипачей
Диссертация
Все это, естественно, состоялось только при свободном знании автором языка, говоров, этикета, владении необходимыми хозяйственными, бытовыми и поведенческими навыками (вплоть до умения ловить в горной воде форель, разрисовывать пасхальные яички-«писанки», доить козу, приготовить традиционную пищу, вести домашнее хозяйство и т. д.), умении на соответствующем уровне для работы со специалистами… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. ГУЦУЛЬСКОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЕ ИСКУССТВО В
- ЭТНО-КУЛЬТУРНОМ КОНТЕКСТЕ
- 1. 1. Географические и хозяйственные предпосылки
- 1. 2. Ремёсла и художественные промыслы
- 1. 3. Музыкальные инструменты
- 1. 4. Этно-исторические факторы
- 1. 5. Синкретизм традиционной культуры
- 1. 6. Профессионализм гуцульского искусства
- ГЛАВА 2. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ОБЛИК ГУЦУЛЬСКОГО СКРИПИЧНОГО ИСКУССТВА
- 2. 1. Социо-психологические аспекты скрипичного профессионализма
- 2. 2. Талант и мастерство. Творческие аспекты скрипичного профессионализма
- 2. 3. Традиционная музыкальная теория, эстетика и терминология
- 2. 4. Традиционная скрипичная педагогика
- 2. 5. Традиционные исполнительские школы
- 2. 5. 1. Чёрно-Черемошская (Жабьевско-Верховинская) и Селятинско-Шепотская (Буковинская) в сравнительном сопоставлении
- 2. 5. 2. Персоналии
- 3. 1. Исполнительство и жанр
- 3. 2. Исполнитель и композиционная драматургия
- 3. 3. Особенности структурирования формы при ансамблевом исполнительстве
Список литературы
- Абдулнасырова Д.А. Татарская народная скрипичная музыка: Модус культуры и музыкальный феномен: Дис.. канд. искусствоведения / Российский инст. истории искусств.- СПб., 2000.-164 с.
- Агажанов А. Русские народные музыкальные инструменты.- М.- Л.: Музгиз, 1949.- 69 с.
- Алексеев Э.Е. Фольклор в контексте современной культуры: Рассуждения о судьбах народной песни.- М.: Советский композитор, 1988, — 238 с.
- Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс.-Л.: Музыка, 1971.376 с.
- Бабинський Я. Народш театрал! зоваш музичш дшства: Вертеп та Маланка на Покути // Музика та Д1я в традицшному фольклор! / Музична Академ1я iM. М.Лисенка.- Льв1 В, 2001.- С.5−16.
- Банин А.А. Очерк истории изучения русской инструментально-музыкальной культуры бесписьменной традиции // Музыкальная фольклористика.- М, 1986, — Вып.З.- С.105−176.
- Барток Б. Зачем и как собирать народную музыку.- М.: Музгиз, 1959.- 48 с.
- Барток Б. Народная музыка Венгрии и соседних народов.- М.: Музыка, 1966, — 80 с.
- Бейшлаг А. Орнаментика в музыке.- М.: Музыка, 1978.- 320 с.
- Беларуская народная шструментальная музыка / Фонозашсы, на-та-цыя, рэдакцыя i сютэматызацыя найграшоу, уступ, арт. i ка-мент. ГД.Назшай.- М1нск: Навука i тэхшка, 1989.- 655 с.
- Береговский М.Я. Еврейская народная инструментальная музыка.- М.: Советский композитор, 1987.- 280 с.
- Берлянчик М. О развитии интонационного слуха исполнителя (к проблеме межпредметных связей) // Вопросы воспитания музыкального слуха / Ленинградская гос. консерватория, — Л., 1987.-С.20−43.
- Берфорд Т.В. Стилевые истоки творчества Н.Паганини: Дис.. канд. искусствоведения / РИИИ. СПб., 2000.- 213 с.
- Бирюков С.И. Импровизационность в музыке // Советская музыка.- 1977,-№ 3,-С.113−118.
- Благовещенский И.П. Заметки о народной инструментальной музыке // Музыкальная фольклористика.- М., 1986.- Вып.З.- С.279−288.
- Блинова М.П. Музыкальное творчество и закономерности высшей нервной деятельности.- Л.: Музыка, 1974.- 144 с.
- Богатырев П.Г. Традиция и импровизация в народном творчестве // Богатырев П. Г. Вопросы народного искусства, — М., 1971.-С.393−401.
- Бойко Ю.Е. Методика записи народной инструментальной музыки,— М.: ВНМЦ НТиКПР МК СССР, 1985.- 32 с.
- Бойко Ю.Е. Современное состояние народных музыкальных инструментов и инструментально-вокальной музыки русского Северо-Запада: Дис.. канд. искусствоведения / ЛГИТМиК.- Л., 1982. 174 с.
- Бояркин Н.И. Феномен традиционного инструментального многоголосия (на материале мордовской музыки): Дис.. доктора искусствоведения / Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева.- Саранск, 1995.- 275 с.
- Брылёва Л.Г. Онтология самореализации личности как предмет прикладной культурологии: Автореф. дис.. доктора культурологических наук / СПб. Гос. Академия культуры.- СПб., 1998. -41с.
- Большая Советская Энциклопедия: В 30 т.- М.: Советская энциклопедия, 1975.-Т.21, — 639 с.
- Верховинець В.М. Теор1я украшського народного танцю, — Кшв: Мистецтво, 1966.- 150 с.
- Витачек Е.Ф. Очерки по истории изготовления смычковых инструментов. 2-е изд. — М.: Музыка, 1964.- 348 с.
- Водяний Б. Шляхи передач! народноТ нструментально!" музики: етнопедагопчний аспект (на матер1ал1 Захщноподшьского ре-пону). // HayKOBi записки Тернопшьського педушверситету iM. В. Гнатюка. Сер1я: музичне мистецтво.- Тернотль, 1998.- Вип. 9.-С.71−73.
- Водяний Б. Жанрова система та розвиток стшистики народно'.' 1нструментально1 музики Захщного Подшля // HayKOBi записки Тернопшьського державного педагопчного ушверситету im. В. Гнатюка.- Сер1я: Мистецтвознавство.- № 2.- Терноп1ль, 1999.-С.87−92.
- Выбор и сочетание: Открытая форма: Сборник статей к 75-летию Ю. Г. Кона.- Петрозаводск- Санкт-Петербург: Издательство Муз-фонда, 1995.- 176 с.
- Выготский Л.С. Психология искусства: Изд. 3-е, — М.: Искусство, 1983.- 573 с.
- Галицкая С.П. Теоретические вопросы монодии.- Ташкент: ФАН, 1981.- 92 с.
- Гинзбург Л.С. Русский народный смычковый инструмент гудок и его предшественники // Гинзбург Л. Исследования, статьи, очерки.- М.: Советский композитор, 1971.- С. 542.
- Гиппиус Е.В. Общетеоретический взгляд на проблему каталогизации народных мелодий // Актуальные проблемы современной фольклористики.- Л., 1980.- С.23−36.
- Гоберман Д.Н. Росписи гуцульских гончаров Л.: Искусство, 1972.-200 с.
- Гошовский В.Л. Принципы и методы систематизации и каталогизации народных песен в странах Европы,— М.: ВКНМТ СК СССР, 1966, — 23 с.
- Гошовский В.Л. Украинские песни Закарпатья,— М.: Советский ком-позитор, 1968.-479 с.
- Гошовский В.Л. У истоков народной музыки славян: Очерки по музыкальному славяноведению.- М.: Советский композитор, 1971.-364 с.
- Грица С. Межэтнические связи в фольклоре пограничий // Национальные традиции и процесс интернационализации в сфере художественной культуры.- Киев, 1987.- С.73−113.
- Грица С. Фольклор у npocTopi та 4aci. Вибраш стагп.- Терношль: Астон, 2000, — 228 с.
- Гршченко М.О. Украшська народна шструментальна музика // Гршченко М. О. Вибране, — Кшв, 1959, — С.55−103.
- Гуменюк А. Украшсыа народш музичш шструменти- КиУв: Нау-кова думка, 1967 244 с.
- Гусак Р.Д. Традицшна весшьна шструментальна музика Подшля (на матер1ал1 схщно-подшьського Придшстров’я) // ВсеукраТнська науково-творча конференция «Проблеми розвитку художньоТ культури» / Кшвський державний шститут культури.- КиГв, 1994.-С.202−204.
- Гусев В.Е. Эстетика фольклора. Л.: Наука, 1967. — 319 с.
- Гусев В.Е. Фольклор как источник изучения социальной психологии // Проблемы общественной психологии.- М.: Мысль, 1965.-С.374−401.
- Гуцал В. Грае оркестр укра’шських народних шструменпв— К.: Мистецтво, 1978 168 с.
- Гуцулыцина. Кшв: Наукова Думка, 1987.- 470 с.
- Давидюк В. Первюна м! фолопя украшського фольклору.- Луцьк: Вежа, 1997.-296 с.
- Захариева С. Свирачът във фолклорната култура.- София: Изда-телство на Българската Академия на науките, 1987.- 276 с.
- Зеленш Д.К. Про киТвське походження карпатських украшщв-гуцул1 В // УкраУнська етнограф1я.- Ки1 В, 1958.- Т.4.- С. 16−31.
- Земцовский И.И. Проблема варианта в свете музыкальной типологии (Опыт музыковедческой постановки вопроса) // Актуальные проблемы современной фольклористики JL, 1980 — С.36−50.
- Земцовский И.И. Артикуляция фольклора как знак этнической культуры // Этнознаковые функции культуры, — М., 1991- С. 181.
- Казанская Т.Н. О традиционном искусстве народных скрипачей Смоленщины // Музыкальный фольклор.- М., 1974 С. 79−111.
- Казанская Т.Н. Традиционное искусство русских народных скрипачей (на материале инструментального фольклора Смоленской области): Дисс.. канд. искусствоведения, — М., 1990. 303 с.
- Казанская Т.Н. Традиции народного скрипичного искусства Смоленской области // Народные музыкальные инструменты и инструментальная музыка: В 2 ч.- М.: Советский композитор, 1988-Ч.2.- С.78−106.
- Квитка К.В. Избранные труды: В 2 т.- М.: Советский композитор, 1973.- Т.2.- 424 с.
- Квггка К.В. Потреби в справi дослщження народно'1 музики на УкраТш // Кв1тка К. В. Вибраш статп / Упорядкування та комента-pi АЛЛваницького, — Кшв, 1986.- Ч.2.- С.130−141.
- Кирч1 В Р. Гуцульський театр // Вп-чизна.- 1959.- № 3.- С.142−148.
- Кодай 3. Венгерская народная музыка.- Будапешт: Корвина, 1961, — 186 с.
- Кодай 3. Избранные статьи.- М.: Советский композитор, 1982.288 с.
- Колесса Ф. Музикознавч1 пращ.- КиТв: Наукова думка, 1970.- 420 с.
- Колесса Ф. Фольклористичш пращ.- Ки1в: Наукова думка, 1970.416 с.
- Кон Ю.Г. К вопросу о вариантности ладов // Современные вопросы музыкознания.- М., 1976.- С.238−268.
- Кон Ю. Г. Некоторые вопросы ладового строения узбекской народной песни и ее гармонизации.- Ташкент: ФАН, 1979.- 99 с.
- Котляров Б.Я. Голос родной земли: Об искусстве молдавских лаутаров // Вопросы музыкально-исполнительского искусства,-М., 1967 С.46−98.
- Котляров Б.Я. О некоторых особенностях исполнительского стиля в молдавском скрипичном искусстве // Проблемы музыкального фольклора народов СССР.- М., 1973, — С.285−299.
- Котляров Б.Я. О ритмико-агогическом своеобразии народной скрипичной музыки // Памяти К. Квитки М., 1983.- С. 234−240.
- Котляров Б.Я. О скрипичной культуре в Молдавии. Кишинёв: Госиздат Молдавии, 1955 — 79 е.
- Котюк Б. Музиканти весшьних капел космацько'1 традищУ // Друга конференция дослщниюв народно!' музики червоноруських (га-лицько-володимирських) земель. Польов1 дослщження / Льв1вська державна консерватор1я.- Льв1 В, 1991.- С.28−39.
- Кушлик Л. Народш музичш шструменти в календарних обрядах на Гуцулыциш // Традицшна музика Карпат: християнсью звичаУ та обряди (2000-р1ччю Р1здва Христового приев’ячуеться).- 1вано-Франювськ- Льв1 В, 2000.- С.34−39.
- Лапин В.А. Наигрыши на гармонике-хромке П.В.Черемисова.-Новгород: Научно-методический центр народного творчества, 1983.- 100 с.
- Лапин В.А. Русский музыкальный фольклор и история (к феноменологии локальных традиций): Очерки и этюды.- М.: Русская песня, 1995, — 200 с.
- Леви-Брюль Л. Первобытное мышление / Пер. с франц. Под ред. проф. В. К. Никольского и А. В. Киссина.- М.: Атеист, 1930.- 339 с.
- Леви-Строс К. Печальные тропики. М.: Культура, 1994 — 320 с.
- Либерман М., Берлянчик М. Культура звука скрипача: Пути формирования и развития.- М.: Музыка, 1985.- 160 с.
- Лосев А.Ф. Проблемы символа и реалистическое искусство.- М.: Искусство, 1976.- 367 с.
- Лосев А.Ф. Художественные каноны как проблема стиля // Вопросы эстетики.- 1964.- № 6.- С.351−399.
- Лотман Ю.М. О метаязыке типологических описаний культуры // Труды по знаковым системам.- Тарту, 1969.- Т.4.- С. 7−45.
- Луканюк Б. 1нструментальна музика еврейського весшля на Гу-цулыциш // Родовщ: Науков1 записки до icTopii культури).- 1995. Число 2 (II).- С. 20−22.
- Людкевич С. Дослщження i стати- Ки’т: Музична Украша, 1976. -216с.
- Людкевич С. Дв1 проблеми розвитку звукозображальносп // Людкевич С. Дослщження стати- Кшв, 1976 С.19−106.
- Мазель Л.А. Вопросы анализа музыки: Опыт сближения теоретического музыкознания и эстетики, — М.: Советский композитор, 1978.- 352 с.
- Махлина С.Т. Семиотика культуры и искусства: Опыт энциклопедического словаря, — СПб.: СПбГУКИ, 2000.- 4.1,2, — 552 с.
- Мациевская В.И. Особенности традиционного обучения народных гуцульских скрипачей // Проблемы изучения регионально-этни-ческих культур России и образовательные системы.- СПб., 1995.- С.78−82.
- Мациевская В.И. Роль личности музыканта в исполнительском охвате крупных форм гуцульских скрипичных композиций // Тга-dicija ir dabartis (2) / Klaipedos universitetas.- Klaipeda, 1998, — P. 133 138.
- Мациевская В.И. Творческий кодекс профессионального народ-но-го скрипача // Традиционное искусство и человек: Traditional Art and the Man / Российский Институт истории искусств.- СПб., 1997.- С.42−43.
- Мациевский И.В. Гуцульские скрипичные композиции: Дис.. канд. искусствоведения / ЛГИТМиК.- Л., 1970, — 364 с.
- Мациевский И.В. Народная инструментальная музыка как феномен традиционного искусства: Дис.. доктора искусствоведения / Киевская гос. консерватория.- Киев, 1990 Т. 1−2.- 482, 87 с.
- Мациевский И.В. О дифференцированности морфологических доминант в традиционной музыке // Искусство устной традиции: Историческая морфология.- СПб., 2002, — С. 12−27.
- Мациевский И.В. О подвижности и устойчивости структуры в связи с импровизационностью // Славянский музыкальный фольклор,-М., 1972 С.299−339.
- Мациевский И.В. О программности в инструментальной народной музыке // Вопросы теории и эстетики музыки- Л., 1969.-Вып.9 С.205−214.
- Мациевский И.В. «Троиста музыка»: К вопросу о традиционных инструментальных ансамблях // Actes populares.- 14.- Budapest, 1985.- P.95−120.
- Мациевский И.В. Формирование системно-этнофонического метода в органологии // Методы изучения фольклора- Л., 1983 -С.143−170.
- Мащевська В. Виконавсыа особливост1 гуцульсько'1 весшьноТ скрипково1 музики // Актуальш напрямки вщродження та розвит-ку народно-нструментального мистецтва в УкраУш / Укра’шський центр культурних дослщжень.- Кшв, 1995. С.48−51.
- Мащевський I. Жанров1 угрупування в традицшнш украшськш шструментальнш музищ.- Льв1в: Вищий музичний шститут 1 м. М. Лисенка, 2000.-26 с.
- Мащевський 1.1гри i ствголосся.- Тернотль: Астон, 2002.- 172 с.
- Мащевський I. Музичш шструменти Гуцульщини.- 420 е.- Рукопись.
- Мащевський I. Народна шетрументальна культура традищйно похоронно обрядности гуцул1 В // IV конференщя дослщниюв народно!' музики червоноруських (галицко-володимирських) земель Матер1али. Льв1в: BMI, 1993, — С.31−35.
- Мащевський I. Традицшна шетрументальна музика та просто-рове мистецтво // Украшська музика: традицй' та сучастшсть. -Льв1 В, 1993 С.70−93.
- Мироненко Я.П. Молдавско-украинские связи в музыкальном фольклоре: История и современность.- Кишинёв: Штиница, 1988, — 144 с.
- Михайлов М.К. Стиль в музыке.- Л.: Музыка, 1981, — 262 с.
- Мурзша O.I. Деяю спостереження над 1нструментальною музи-кою гуцул1 В // Народна творчють та етнограф1я.- КиТв, I960.- Ч. 1 .-С.91−97.
- Мухамбетова А.И. Народная инструментальная культура казахов. Генезис и программность в свете эволюции форм музицирования: Дис.. канд. искусствоведения.- Алма-Ата, 1975 195 с.
- Мухамбетова А.И. Народная инструментальная культура казахов: Генезис и программность в свете эволюции форм музицирования: Автореф. дис.. канд. искусствоведения. / ЛГИТМиК- Л., 1976, — 16 с.
- Назайкинский Е.В. Звуковой мир музыки.- М.: Музыка, 1988, — 254 с.
- ПЗ.Назина И. Белорусские народные инструменты. Струнные. -Минск: Наука и техника, 1982 120 с.
- Народнъ пъснъ подкарпатскихъ русиновъ / Зобрали: Д. Задор, Ю. Костьо, П. Милославский, — Унгваръ: Выданя Подкарпатского общества наукъ, 1944.- 112 с.
- Народные музыкальные инструменты и инструментальная музыка: В 2-х ч. / Общ. ред. Е.В.Гиппиус- Ред.-сост. И. В. Мациевский,-М.: Сов. композитор, 1987, — Ч.1.- 264 с.
- Народные музыкальные инструменты и инструментальная музыка: В 2-х ч. / Общ. ред. Е.В.Гиппиус- Ред.-сост. И. В. Мациевский,-М.: Сов. композитор, 1988.- Ч.2.- 328 с.
- Потебня О. ЦивЫзащя i народна поезгя // Потебня О. Естетика i поетика слова.- Ки’т, 1985.- С. 159−166.
- Проблема канона в древнем и средневековом искусстве Азии и Африки.- М.: Наука, 1973, — 256 с.
- Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. Л.: ЛГУ, 1946.-365 с.
- Раабен J1.H. История русского и советского скрипичного искусства,-Л.: Музыка, 1978, — 199 с.
- Раабен Л.Н. Об объективном и субъективном в исполнительском искусстве // Вопросы теории и эстетики музыки, — Л., 1962.-Вып.1, — С.20−51.
- Pare Ю.Н. Проблемы воспитания музыкального слуха (о соотно-ше-нии учебного предмета сольфеджио с художественной практикой) // Вопросы воспитания музыкального слуха.- Л., 1987.-С.7−19.
- Ромодин А.В. Исполнитель и традиция: Психолого-артикуляционные аспекты морфологии // Искусство устной традиции: Историческая морфология.- СПб., 2002.- С. 155−162.
- Ромодин А.В. О некоторых особенностях северобелорусских музыкантов-инструменталистов: Ассоциации со скоморохами // Судьбы традиционной культуры СПб., 1998 — С.260- 265.
- Руднева А.В. Курские танки и карагоды.- М.: Советский композитор, 1975.- 309 с.
- Сабан Л. Доля етнохореолопчноГ спадщини Р.Гарасимчука // IV конференщя дослщниюв народно'.' музики червоноруських (гали-цько-володимирських) та сум1жних земель / Вищий музичний ш-ститут iM.M.Лисенка.- Льв1 В, 1993.- С.87−89.
- Сабан Л. Музично-танцювальна традищя еврет захщноукраУн-ських земель // Родовщ: HayKoei записки до icTOpii культури.-Ки1 В, 1995.- Число 2 (II).- С.20−22.
- Сабан Л. Синхронний запис народнотанцювально1 творчост1 // АктуальШ питания методики ф! ксац1'1 та транскрипцп твор1 В на-родно'1 музики / КиТвська державна консерватор1я im. ПЛ. Чай-ковського.- Кшв, 1969.- С.37−40.
- Садыкова В.Н. Проблемы формообразования в азербайджанских инструментальных мугамных импровизациях: Дис.. канд. искусствоведения / ЛГИТМиК.- Л., 1981.- 188 с.
- Свободов В.А. Аппликатура в стиле эволюции виолончельной музыки: Дис.. канд. искусствоведения.- М., 1985 151 с.
- Свободов В.А. Становление и эволюция строя западноевропейских смычковых инструментов // Исполнительское искусство: Виолончель, контрабас- М., 1988- С.26−40.- Труды ГМПИ.-Вып. 99.
- С1мейство струнно-смичкових // Каталог фондовоТ групи музич-них шструмент1 В Льв1вського юторичного музею.- Льв1 В, 1992.-С.3−4.
- Скорабагатчанка А.В. Народная шструментальная культура Бела-рускага Паазер’я.- М1нск: Беларуская навука, 1997.- 472 с.
- Солсо Р. Когнитивная психология. / Пер. с англ. В. П. Зинченка.-М.: Тривола, 1996, — 598 с.
- Сохор А.Н. Вопросы социологии и эстетики музыки: В 2 т.- Л.: Музыка, 1980.- Т.1.- 295 е.- 1981- Т.2.- 295 с.
- Сохор А.Н. Теория музыкальных жанров: Задачи и перспективы // Теоретические проблемы музыкальных форм и жанров.- М., 1971.- С.292−310.
- Сшванки-хрошки. Новини.- КиТв: Наукова думка, 1972.- 559 с.
- Струве Б.А. Процесс формирования виол и скрипок.- М.: Музгиз, 1959.- 266, 28 с.
- Струве Б. А. Смычковый инструментарий в России до Петра 1-СПб, 1949.- Рукопись.- С.7−23.
- Субаналиев С.С. Киргизские музыкальные инструменты.-Фрунзе: Кыргызстан, 1986.- 168 с.
- Супрун Н. Гнат Хоткевич музикант: Музично-теоретичне досль дження — Р1вне: Шста, 1997 — 279 с.
- Толкачёв В.В. Психологическая векторная теория / Курс лекций ЛГУ,-Л., 1995.- Рукопись.- С.6−12, 17−46.
- Тынурист И. Музыкант на эстонской свадьбе // Музыка в свадебном обряде финно-угров и соседних народов.- Таллин, 1986.- С. 320−324.
- Утегалиева С.И. Функциональный контекст традиционного мышления: Дис.. канд. искусствоведения / ЛГИТМиК- Л., 1 987 152 с.
- Флоря Э.П. Музыкальные особенности танцевального фольклора Молдавии: Автореф. дис.. канд. иск. / ЛОЛГК.- Л., 1979.- 20 с.
- Хай М. Характеры особливост1 бойювського музичного стилю // Друга конференщя дослщниюв народно'1 музики червоноруських (галицько-володимирських) земель. Теоретичш студи / Льв1вська державна консерватор1я, — Льв1 В, 1991.- С.30−34.
- Ходорковская Е.С. Музыкальное восприятие в условиях модального многоголосия 16-го века как историко-культурный феномен (опыт характеристики слуховой установки): Дис.. канд. иск. / ЛГИТМиК, — Л., 1985.- 204 с.
- Хорнбостель Э.М., Закс К. Систематика музыкальных инструментов // Народные музыкальные инструменты и инстру-ментальная музыка: В 2ч.-М., 1987, — Ч.2.-С.229−261.
- Хоткевич Г. Воспоминания о моих встречах со слепыми // Хотке-вич Г. Твори: У 2 т.- Кшв, 1966, — Т.1.- С.455−518.
- Хоткевич Г. Музичш шструменти украшського народу, — Харюв: ДВУ, 1930, — 290 с.
- Хоткевич Г. Неизвестные и малоизвестные инструменты (к истории скрипки) // Советская музыка.- 1935.- № 9, — С. 55.
- Христов Ж. Теоретические основы мелодики.- М.: Музыка, 1980.256 с.
- Чекановска А. Музыкальная этнография: Методология и методика.- М.: Советский композитор, 1983.- 192 с.
- Челебиев Ф.И. Азербайджанские ренги: проблемы музыкальной формы: Дис.. канд. искусствоведения / РИИИ.- СПб., 1 999 203 с.
- Черемський К. Повернення традищ'1.- Харшв: Центр Леся Курба-са, 1999.- 288 с.
- Чистов К.В. Пратекст, «нормальный текст» и инвариант как фольклористические категории // Краткое содержание докладов годичной научной сессии Института этнографии АН СССР: 1974−1976,-Л., 1977 С.28−30.
- Чистов К.В. Специфика фольклора в свете теории информации // Вопросы философии. М., 1972.- № 6, — С.108−118.
- Шарден П.Т. де. Феномен человека.- М.: Наука, 1987. 240 с.• 165. Шароши Б. Популярная венгерская народная инструментальнаямелодия // Народные музыкальные инструменты и инструментальная музыка: В 2ч.- М., 1988.- Ч.2.- С.176−183.
- Шахназарова Н.Г. О двух типах музыкального профессионализма в контексте культуры // Профессиональная музыка устной традиции народов Ближнего, Среднего Востока и современность.-Ташкент, 1981, — С. 16−23.
- Шашкина Т.Б. К морфологической проблематике монументальных инструментов с обертоновым интонированием (трембита, колокол) // Проблемы традиционной инструментальной музыки народов СССР, — Л., 1986.- С.69−72.
- Шегебаев П. Аппликатурно-интонационная основа казахской домбровой музыки // Проблемы традиционной инструментальной музыки народов СССР: Инструмент. Исполнитель. Музыка.- Л., 1986 С.135−148.
- Шегебаев П. Домбровые кюи Западного Казахстана: Традиционная форма и индивидуальный стиль: Дис.. канд. искусствоведения / ЛГИТМиК.- Л., 1987.- 160 с.
- Шостак В. Типи народних шструментальних ансамбл1 В Закарпатья // Конференщя дослщниюв народно!' музики захщноукрашських земель / Льв1вська державна консерватор1я.- Льв1 В, 1990.-С.29−30.
- Шульпяков О.Ф. Вопросы методологии развития двигательной техники музыканта-исполнителя (Преимущественно на материале скрипичной педагогики): Дис.. канд. искусствоведения / ЛГИТМиК.-Л., 1968.-201 с.
- Шульпяков О.Ф. Музыкально-исполнительская техника и художественный образ.- Л.: Музыка, 1986.- 125 с.
- Шухевич В. Гуцульщина: В 5 ч. (1898−1912).- Льв1в: Наукове то-вариство iM. Т. Шевченка, 1903.- Т.З.-С.69−77.
- Элиаде М. Шаманизм. Архаические техники экстаза Киев: София, 2000, — 480 с.
- Элынек. О. Музыкальный инструмент и инструментальная музыка: О задачах и методах инструментоведения // Теоретиче-ские проблемы народной инструментальной музыки М., 1974.- С. 2129.
- Юсфин А.Г. Особенности формообразования в некоторых видах народной музыки // Теоретические проблемы музыкальных форм и жанров, — М., 1971.- С. 134−162.
- Якубовская В.А. Слухомоторный синтез в формировании музыканта-исполнителя: Автореф. дис.. кандидата искусствоведения /ЛОЛГК, — Л., 1985.-24 с.
- Ямпольский И.М. Русское скрипичное искусство,— М.: Музгиз, 1951.-516 с.
- Яремко Б. Взаемозв’язок аплжатури з штонащею в бойювських 1мпров1защях на пищавщ // Друга конференщя дослщниюв народно!' музики червоноруських (галицько-володимирських) земель. Теоретичш студи.- Льв1 В, 1991.- С.35−42.
- Яремко Б. Народш музичш шструменти // Гуцульщина.- Кшв, 1987.- С.346−353.
- Яремко Б.И. Народноисполнительские вариантные образцы аппликатур для гуцульской фрилки // Проблемы традиционной инструментальной музыки народов СССР.- JL, 1986.- С. 123−128.
- Яремко Б. Бойювська сошлкова музика.- Льв1в: Сполом, 1998.126 с.
- Яремко Б. Роль виконавства у формуванн! музичноТ традицп (на матер1ал1 укра’шськоУ сопшково1 музики Прикарпаття): Автореф. дис.. канд. мистецтвознавства / Кшвська нацюнальна музична академ1я.-Кшв, 1995.- 18 с.
- Atanassov V. Der Gadulkaspieler und die Multifunktionalitat seines Instrumente // Studia instrumentorum musicae popularis.- Stockholm, 1981, — VII.- S. 120−126.
- Bachmann W. Die Anfange des Streichinstrumentenspiels.- Leipzig: VEB Breitkopf und Hartel Musikverlag, 1964, — 207 S.
- Bartok B. Das ungarische Volkslied.- Berlin- Leipzig: de Gruyter, 1925, — 236 S.
- Bartok B. Die Volksmusik der Rumanen von Maramures Munchen: Sammelbande fur vergleichende Musikwissenschaft, 1923.-339 S.
- Bartok B. Romanian folk dances.- London: BBE, 1978.- P. 155.
- Bierikowski A. Ostatni wiejscy musykanci: Ludzie, obyczaje, muzyka. Warszawa: Wyd. Art., 2001.- 303 s.
- Comisel E. Les genres de la musique populaire roumaine-doina (genre commun aux peuples balkaniques) // Zbornik radova u cast Cvjetka Rihtmana.- Sarajevo, 1986, — P.89−108.
- Dahlig P. Ludowa praktyka muzyczna w komentarzach i opiniach wykonawcow w Polsce- Warszawa: Instytut Sztuki Polskiej Akademii Nauk, 1993, — 309 s.
- Dahlig P. Muzyka ludowa we wspolczesnym spoleczenstwie.-Warszawa: Wydawnictwa Szkolne i Pedagogiczne, 1987, — 128 s.
- Drager H. Die Entwicklung des Streichbogens und seine Anwendung in Europa.- Kassel: Hist., 1937.- 275 S.
- Elschek O. Hudobna veda sucastnosti: Systematika, teoria, vyvin.-Bratislava: VEDA, 1984.- 386 s.
- Elschek O. Instrumenty muzyczne jako przedmiot badan historycz-nych i antropologicznych (przyczynek do koncepcji instrumentologii) //Muzyka.- 1974, — № 1.- S.3−10.
- Felinski Z., Gaertner H. Zasady gry skrzypcowej na podlozu fizjo-logii. Cz.l.- Krakow: Polskie wydawnictwo muzyczne, 1967.- 185 s.
- Ferand E.T. Die Improvisation in der Musik: eine entwicklungsgeschichtliche und psychologische Untersuchung.-Zurich: Universitatsbund.- 1938.- 464 S.
- Galko L. Slovenske spevy.- Bratislava: Editio Opus, 1976. Ill Diel-508 s.
- Harasymczuk R.W. Tancie huculskie- Lwow: Ruch, 1939 156 s.
- Hoerburger F. Musika vulgaris: Lebensgesetze der instrumentalen Volksmusik.- Erlangen: Universitatsbund, 1966.- 107 S.
- Holy D. Probleme der Entwicklung und des Stils der Volksmusik.-Brno: Universita J.E.Purkine, 1969, — 211 S.
- Kaindl R.F. Die Huzulen, Viehzucht und Viehzauer in Ost Karpaten. -Wien: Globus, 1896.-480 S.
- Kaindl R.F. Haus und Hof bei den Huzulen // Mitteilungen der ant-ropologische Geselschaft in Wien.- Wien, 1896.- Bd. 26.- S. 147−185.
- Kamiriski W., Swirek J. Lutnictwo.- Krakow: Polskie wydawnictwo muzyczne, 1972.- 162 s.
- Koiranen A. Finnish Folk Fiddle Style // Finnish-Hungarian Symposium on Music.- 1987.- Tampere, 1991.- P.39−49.
- Kolberg O. Pokucie. Obraz etnograficzny.- Krakow: Uniwersytet Jagellonski, 1883. T. 2, — 299 s.
- Kolberg O. Rus Karpacka.- Wroclaw-Poznan: Polskie towarzystwo ludoznawcze, 1962−1963, — Cz. 1,2.- 340 s.
- Kondracki M. Muzyka Huzulszczyny // Muzyka Polska.- Warszawa, 1935.-Z.7.- S. 186−202.
- Kotula F. Muzykanty.- Warszawa: Ludowa Spoldzielnia Wydawni-cza, 1979.- 394 s.
- Kunz L. Die Volksmusikinstrumente der Tschechoslowakei.- Leipzig: VEB Deutscher Verlag fur Musik, 1974, — 188 S.
- Kurfurst P. Posledni vyvojova faze smyccove lyry ve stredni Evrope.-Straznice: listav lidoveho umeni, 1986, — 126 s.
- Leng L. L’udova hudba Zubajovcov // Musicologica Slovaca. R.III. Bratislava: Vydavatel’stvo Slovenskej akademie vied, 1971.- S.25−140.
- Leng L., Mozi A., Tonkovic P. Variacna technika prednikov oblasti stredneho Slovenska.- Bratislava: Osvetovy 1966.- 92 s.
- Lipinski K. Muzyka do piesni polskich i ruskich ludu galicyjskiego / Zebranych i wydanych przez Waclawa z Oleska Lwow, 1833.
- Macak I. Streichinstrumentenensembles in der Slowakei // Studia instrumentorum musicae popularis.- Stockholm, 1972.- S. 137−145.
- Matsiyevska V. Musical Relicts of the Hutsuls // Ukrainian World.-Kyjiv, 1995.- P.44−45.
- Merriam A. The Anthropology of Music S.I.- Nothwestern University Press, 1964.-358 p.
- Mierczynski St. Muzyka Huculszczyzny- Krakow: PWM, 1965.- 200 s.
- Mozi A., Leng L., Macak I., Demo O. Variacna technika prednikov oblasti vychodneho Slovenska.- Bratislava: Osvetovy ustav, 1969.- 92 s.
- Pavai I. Az erdelyji es a moldavai magyarsag nepi tanczeneje-Budapest: Teleki Laszlo Alapitvany, 1993 430 p.
- Sarosi B. Die Volksmusikinstrumente Ungarns.- Leipzig: Deutscher Verlag fur Musik, 1967.- 148 S.
- Sarosi B. Instrumentalenensembles in Ungarn // Studia instrumento-rum musicae popularis.- Stockholm, 1972.- S. l 16−136.
- Sarosi B. Professionelle und nichtprofessionelle Volkmusikanten in Ungarn // Studia instrumentorum musicae popularis.- Stockholm, 1981.- 7.-S. 10−16.
- Sarosi B. Sackpfeifer, Zigeunermusikanten.- Budapest: Corvina, 1999.- 315 S.
- Schaeffner A. Origine des instruments de musique.- Paris: Mouton, 1968.- P.13−17.
- Schramowski H. Schaffenspsychologische Untersuchungen zur instrumental en Improvisation // Beitrage zur Musukwissenschaft.- Berlin, 1973.-№ 4, — S.235−251.
- Starec R. Strumenti e suonatori in Istria Udine: Designgraf, 1990.314 p.
- Stockman E. Die Darstellung der Arbeit in der instrumental en Hirten-musik // Studia instrumentorum musicae popularis- Stockholm, 1974 3.- S.233−238.
- Stratigrafische Probleme der Volksmusik in der Karpaten und auf dem Balkan.- Bratislava: Verlag der Slowakischen Akademie der Wissen-schaft, 1981, — 300 S.
- Strajnar J. Citira. La musica strumentale in val di Resia- Trieste: DesigngrafUdine, 1988.-255 p.
- Strajnar J. Ein slowenisches Instrumentalensemble in Resia // Studia instmmentorum musicae populariis.- Stockholm, 1972.- 2- S.158−162.
- Suliteanu G. Les implications psychologiques dans la structure du processus de Г improvisation concertant le folklore musical roumain // Yearbook of the IFMC Kingston, 1967, — Vol. 8, — P.435−460.
- Suliteanu G. Poemul popular // Revista de etnografie si folclor.- 1977.-№ 6,-P. 97−107.
- Vincenz S. Na wysokiej poloninie Warszawa: Roj, 1936.- 720 s.
- МАЦИЕВСКАЯ Виктория Игоревна
- ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЕ ИСКУССТВО ГУЦУЛЬСКИХ СКРИПАЧЕЙ
- Специальность 17.00.02. музыкальное искусство