Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Конституционно-правовой статус конституционного собрания

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Так, многие общетеоретические аспекты проблемы формирования современной системы пересмотра Конституции в условиях построения правового государства специально рассматривались в работах: Е. И. Козлова, О. Е. Кутафина, Д. В. Гусева, А. П. Заеца, М. К. Кумышевой, СВ. Полениной, С. Л. Сергевнина, Н. В. Сильченко и др. Нормативную базу исследования составили Конституция Российской Федерации… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • 1. Конституционное Собрание как особый орган в системе государственных органов
    • 1. 1. Созыв Конституционного Собрания
    • 1. 2. Статус членов Конституционного Собрания
  • 2. Способ формирования, численность, рабочие органы и сроки деятельности Конституционного Собрания
  • 3. Полномочия Конституционного Собрания
    • 3. 1. Порядок работы Конституционного Собрания
    • 3. 2. Обеспечение деятельности Конституционного Собрания
  • Заключение
  • Список литературы

Конституционно-правовой статус конституционного собрания (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Основой правопорядка может выступать только Конституция, но не решение большинства парламента, которое в условиях плюралистической демократии, составляющей одну из основ конституционного строя РФ, не всегда постоянно. Именно поэтому в самой Конституции было установлено, что она не может быть отдана на усмотрение Федерального Собрания в своих фундаментальных положениях, касающихся основ конституционного строя и прав человека, а также внесения конституционных поправок и пересмотра Конституции. В частности, положения гл. 1 «Основы конституционного строя», гл. 2 «Права и свободы человека и гражданина» и гл. 9 «Конституционные поправки и пересмотр Конституции» не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием. Это означает, во-первых, важную гарантию рационализирующей функции Конституции как способа установления адекватных потребностям демократического развития общества форм социального, экономического, политического и юридического бытия общества и ее стабильности, поскольку учредительная власть, т. е. власть, учреждающая Конституцию, остается за ее субъектом — многонациональным народом Российской Федерации, конституировавшим себя в качестве единой государственной гражданской нации, — и не может осуществляться Федеральным Собранием; во-вторых, пересмотр Конституции может вести к иному «наполнению» демократического правового государства с присущими ему верховенством права и гарантированными правами человека, но не к отказу от них, т. е. пересмотр Конституции никогда не может простираться до преодоления ее идентичности (соответствия реалиям социально-экономического, политического, духовного и правового развития общества, а также потребностям государственного существования многонационального народа РФ как единой государственной гражданской нации и общим для современного этапа цивилизационного процесса объективным закономерностям, в числе которых демократия, верховенство права, права человека и гражданина).

Если предложение о пересмотре положений гл. 1, 2 и 9 Конституции будет поддержано 3/5 голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, в соответствии с федеральным конституционным законом созывается Конституционное Собрание. Тем самым предусматривается возможность передачи учредительной власти конституанте, т. е. Конституционному Собранию, и определяется механизм такой передачи, в которой доминирующую роль играет парламент — представительный и законодательный орган РФ, что является гарантией эволюционного развития Конституции (в более широком социальном контексте — и общества и государства).

На основании изложенного, рассматриваемая в настоящей работе тема: «Конституционно-правовой статус Конституционного Собрания», является актуальной.

Вопросам состояния и развития конституционно-правового статуса Конституционного Собрания в целом не уделяется достаточное внимание в юридической литературе.

Так, многие общетеоретические аспекты проблемы формирования современной системы пересмотра Конституции в условиях построения правового государства специально рассматривались в работах: Е. И. Козлова, О. Е. Кутафина, Д. В. Гусева, А. П. Заеца, М. К. Кумышевой, СВ. Полениной, С. Л. Сергевнина, Н. В. Сильченко и др.

Однако, несмотря на то что отдельные стороны обозначенной темы получили определенное освещение в работах указанных авторов, существенные изменения основных характеристик внесения конституционных поправок и пересмотра Конституции посредством созыва Конституционного Собрания требуют дальнейшего теоретического изучения, а именно: тенденций его развития, выяснения соотношения в нем федеральных и региональных начал, конституционно-правовых основ, некоторых других вопросов.

Целью работы является характеристика конституционно-правового статуса Конституционного Собрания Российской Федерации.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

1. Изучить Конституционное Собрание как особый орган в системе государственных органов.

2. Проанализировать способ формирования, численность, рабочие органы и сроки деятельности Конституционного Собрания.

3. Рассмотреть полномочия Конституционного Собрания.

Структура работы состоит из введения, основной части (состоящей из трех глав, содержащих подразделы), заключения и списка использованной литературы.

В первой главе изучается Конституционное Собрание как особый орган в системе государственных органов, рассматривается порядок созыва такого Собрания и статус его членов.

Во второй главе анализируются способ формирования, численность, рабочие органы и сроки деятельности Конституционного Собрания.

В третьей главе рассматриваются полномочия Конституционного Собрания: порядок его работы и обеспечение деятельности.

Нормативную базу исследования составили Конституция Российской Федерации; федеральное конституционное законодательство; федеральное законодательство; подзаконные нормативно-правовые акты; практика Конституция Суда Российской Федерации.

При написании работы была также использована научно-методическая литература по общей теории права, конституционному праву, таких авторов как Курячая М. М., Козлова Е. И., Кутафин О. Е., Горбуль Ю. А. и др., статьи из изданий периодической печати.

1. Конституционное Собрание как особый орган в системе государственных органов

1.1. Созыв Конституционного Собрания

Конституция Российской Федерации 1993 г. принималась в условиях глубоких формационных преобразований во всех сферах жизни общества, и в этом смысле она выступала не своеобразным итогом экономического, социального, политического, духовного и юридического развития общества, а была моделью настоящего и будущего. В связи с этим перед авторами проекта Конституции стояли две разновекторные задачи: с одной стороны, предусмотреть возможность уточнения этой модели с учетом опыта и быстро меняющихся реалий социального и юридического развития, с другой — гарантировать стабильность конституционного строя России и составляющих его институтов.

При этом вторая задача воспринималась как более насущная, поскольку предыдущая Конституция в результате ее нарушений, считавшихся не только допустимыми, но и неизбежными, а также многочисленных и не всегда сочетавшихся между собой изменений и дополнений во многом стала беспредметной и не была способна обеспечить рациональность форм общественного бытия и их стабильность в условиях демократии. Устранение крайностей такого позитивистского формализма виделось помимо эластичности самой Конституции в установлении границ для ее изменений, по-разному определявшихся для фундаментальных положений Конституции, которые устанавливали основы конституционного строя России и права человека и гражданина и которые не могли изменяться парламентом, и иных ее положений, изменение которых возможно при условии соблюдения необходимого для изменения Конституции большинства в парламенте и согласия субъектов Федерации.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой