Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Оценка эффективности механизма обеспечения экологической безопасности на муниципальном уровне: На примере Новодвинска

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Основным источником риска на территории города является градообразующее предприятие АЦБК, выбросы/сбросы которого и отходы производства являются основными факторами техногенного воздействия и определяют высокую степень влияния на безопасность жизнедеятельности населения, что подтверждается структурой и спектром показателей профзаболеваемости рабочих АЦБК (основное влияние оказывает химический… Читать ещё >

Содержание

  • Список сокращений
  • Глава I. Обзор литературы
    • 1. 1. Экологическая безопасность как один из факторов, определяющих переход России на модель устойчивого развития
    • 1. 2. Критерии оценки эффективности обеспечения экологической безопасности
    • 1. 3. Оценка аут- и синэкологических аспектов жизнедеятельности человека
  • Глава II. Объем и методы исследования
  • Глава III. Результаты собственных исследований и их обсуждение
    • 3. 1. Механизм реализации экологической безопасности МО «Город Ново-двинск»
    • 3. 2. Оценка изменений демографических процессов и социально-экономических условий жизни населения МО «Город Новодвинск»
    • 3. 3. Анализ и оценка состояния здоровья населения МО «Город Новодвинск»
    • 3. 4. Оценка и прогноз техногенного загрязнения МО «Город Новодвинск»
    • 3. 5. Оценка влияния техногенного загрязнения на безопасность жизнедеятельности населения
    • 3. 6. Пути оптимизации экологической безопасности на муниципальном уровне

Оценка эффективности механизма обеспечения экологической безопасности на муниципальном уровне: На примере Новодвинска (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Не будем, однако, слишком обольщаться нашими победами над природой. За каждую такую победу она нам мстит. Каждая из этих побед имеет, правда, в первую очередь те последствия, на которые мы рассчитывали, но во вторую и в третью очередь совсем другие, непредвиденные последствия, которые очень часто уничтожают значение первых".

Ф. Энгельс. Диалектика природы.

В настоящее время современное экологическое состояние территории России можно определить как критическое. Среди регионов России с ограниченными адаптивными возможностями особое место занимают северные территории, к которым относится Архангельская область. За годы промышленного освоения состояние окружающей среды на Севере настолько ухудшилось, что экстремальность условий становится нормой.

В настоящее время состояние здоровья человека в значительной степени связано с ухудшением экологической обстановки в нашей среде обитания.

Исследование проблем региональных особенностей здоровья, изучение специфики медико-демографических показателей и заболеваемости различных контингентов является концептуальной научно-организационной основой развития здравоохранения (Беляков В.Д., 1993; Бабенко А. И., 1995; Гринина О. В., В .Г. Бегиев, 1995, О. П. Щепин, 1996).

При этом существенное внимание уделяется необходимости изучения здоровья людей, проживающих в неблагоприятных экстремальных климато-географических и экологических условиях Европейского Севера (H.A. Агаджа-нян, 1995, 1996; Теддер Ю. Р., 1995; Марачев, А .Г., 1991; Банникова Р. В., 1994, 1998; Ткачев A.B., 1995, 1997 и др.).

Методические основы и стратегические позиции в охране здоровья нашли отражение в трудах О. П. Щепина (1990, 1991), Ю. П. Лисицына (1987, 1993), В. К. Овчарова (1988), Ю. М. Комарова (1994) и др.

Материалы ВОЗ (1993) и современные исследования по взаимосвязи окружающей среды и здоровья свидетельствуют о том, что если окружающая среда находится в состоянии экологической напряженности, то это приводит к изменениям, представляющим потенциальную опасность для здоровья (Н.Ф. Изме-ров, 1994; Р. Г. Оганов, 1994; А. И. Бабенко, 1995 и др.).

Неблагоприятное влияние антропогенного загрязнения, являясь одной из причин нарушения здоровья, усиливается взаимодействием различных факторов, в числе которых большое значение отведено образу жизни, что отражено в работах Ю. П. Лисицына (1989, 1992, 1995). Комплексный подход к изучению здоровья работающих в сочетании с образом жизни находит подтверждение в материалах ВОЗ. Здоровье населения России в настоящее время рассматривается как важнейший фактор обеспечения национальной безопасности страны (Герасименко Н.Ф., 1997).

Особого внимания требуют территории с экологически вредным градообразующим производством. Социальная ситуация в них характеризуется деградацией жизнедеятельности всех сфер общественной жизни. А экологическая ситуация на этих территориях позволяет отнести их к зонам экологического бедствия. В этом случае правомерно ставить вопрос о социальной и экологической безопасности этих территорий.

На Европейском Севере ведущей отраслью промышленности является целлюлозно-бумажное производство (ЦБП), с которым связана экологическая напряженность в промышленных центрах (Архангельск, Новодвинск), входящих в число наиболее загрязненных городов России (Г.В. Селюжицкий, 1989; B.C. Кузнецов, 1992; М. В. Дубченко, 1995; М. Х. Шрага, 1996). Крупнейшим предприятием этой отрасли является Архангельский целлюлозно-бумажный комбинат, расположенный в Новодвинске, выпускающих 10% всей продукции Архангельской области.

Разрабатываемые и частично реализуемые экологические государственные, региональные и локальные программы не способствуют улучшению в целом экологической обстановки и с каждым годом на территории России все больше регионов, городов и поселков становятся опасными для проживания в них населения.

Поэтому необходима разработка новой государственной политики, затрагивающая все уровни управления, и формирование нового правового и экономического механизма регулирования взаимодействия государственных органов различных уровней и природопользователей, включение экологических требований в процедуру оценки социально-экономической эффективности принимаемых управленческих решений.

Данная работа как раз и посвящена возможности оценить эффективность принимаемых управленческих решений в сфере обеспечения экологической безопасности на муниципальном уровне (на примере Новодвинска Архангельской области с развитым целлюлозно-бумажным производством).

Актуальность исследования данной проблемы обусловлена следующими обстоятельствами:

Во-первых, проблема обеспечения экологической безопасности должна решаться в единой, целостной системе национальных интересов и целей России, т. е. являться составной частью национальной безопасности, необходимым условием жизнедеятельности и обеспечения иных видов безопасности (Тер-Акопов, 1994; Т. В. Злотникова, 1996; Г. П. Серов, 1998).

Во-вторых, исследователи проблем безопасности здоровья населения, представители органов законодательной и исполнительной власти все больше осознают, что экологическая безопасность, в конечном итоге, определяется не только загрязняющим эффектом производства, но и социальной и экологической политикой органов местного самоуправления. Так как именно на местном уровне наиболее адекватно улавливаются общественные потребности, и именно местные власти находятся в наиболее тесном контакте с общественными организациями и предприятиями, имея многочисленные рычаги воздействия на них (М.Н. Белогубова, 2000).

В-третьих, показатели состояния здоровья населения в городах с развитой целлюлозно-бумажной промышленностью превышают, т. е. хуже таковых показателей по области (A.A. Дрегало, В. И. Ульяновский, 1999; A.JI. Зашихин, 1999; Р. В. Бузинов, 2001).

В-четвертых, спектр угроз здоровью населения в городах с градообразующим предприятием в условиях многофакторной экстремальности, имеет свою специфику (Ю.Р. Теддер, 1995, 1996; М. Х. Шрага, 1995, 1998; М. Н. Белогубова, 2000).

В-пятых, оценка эффективности любой деятельности, включая деятельность органов местного самоуправления, является в настоящее время наиболее актуальной проблемой в связи с оправданностью вложения средств и отдачей от их вложения с позиции, прежде всего, повышения безопасности здоровья населения и окружающей природной среды.

В-шестых, безопасность здоровья населения в городах с градообразующим предприятием предполагает знание экологической и социальной деятельности государственных структур, угроз их устойчивому развитию и форм защиты.

В-седьмых, реально существует потребность в теоретической разработки научно-обоснованной методологии изучения экологической безопасности и возможности оценки ее эффективности экологически неблагополучных городов и поиске путей их практической реабилитации (Г.П. Серов, 1998).

Цель работы. Оценить эффективность механизма обеспечения экологической безопасности на муниципальном уровне и предложить наиболее приемлемые и научно-обоснованные пути его оптимизации.

Задачи:

1. Проанализировать деятельность органов местного самоуправления города Новодвинска, раскрывая особенности механизма и экологической политики на местном уровне по обеспечению экологической безопасности.

2. Изучить и оценить, определяя степень комфортности проживания, особенности демографических процессов и социально-экономических условий жизни населения МО «Город Новодвинск».

3. Проанализировать и оценить состояние здоровья населения МО «Город Новодвинск, выявляя специфические и «экологически зависимые» заболевания.

4. Проанализировать, оценить и спрогнозировать уровень техногенного загрязнения на территории Новодвинска, выявляя основные факторы техногенного воздействия и определяя степень их влияния на безопасность жизнедеятельности населения.

5. Оценить эффективность обеспечения экологической безопасности на муниципальном уровне Новодвинска, сопоставляя результаты исследования.

6. Предложить наиболее приемлемые и научно-обоснованные пути оптимизации экологической безопасности на муниципальном уровне.

Научная новизна исследования. Научная новизна работы состоит в том, что впервые в рамках единого комплексного исследования выполнен анализ деятельности органов местного самоуправления по обеспечению экологической безопасности вверенной им территориииспользуя новый подход при оценке эффективности этой деятельности — антропоэкологический, изучены и оценены результаты этой деятельности в социальной и экологической сфередоказана зависимость состояния здоровья от техногенных факторов воздействия и выявлен спектр «экологически зависимых» болезней, обусловленных деятельностью целлюлозно-бумажного производства.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Результаты исследования данной работы могут внести коррективы и быть использованы при формировании и реализации региональных и локальных программ развития Архангельской области и городов. Предлагаемая методология оценки деятельности может быть взята за основу для определения эффективности работы как органов местного самоуправления и производственных структур, так и органов власти субъектов Федерации и самой Федерации в целом.

Материалы исследования позволили правильно определить оптимальную стратегию обеспечения экологической безопасности на муниципальном уровне и минимизировать экологические риски и ущербы для здоровья населения в условиях многофакторной экстремальности.

Основные материалы и выводы исследования используются в вузах для преподавания учебных курсов по «Экономике природопользования», «Экологическому менеджменту», «Регионалистике», «Политологии», «Статистике», «Общественного здоровья», «Социальной экологии» и др.

Апробация работы. Отдельные направления работы выполнялись в рамках совместного проекта между институтом управления, права и повышения квалификации ПГУ и Норвежским институтом городских и региональных исследований (Договор от 6.01.2000) и является частью проекта №ВЯ «Современные стратегии окружающей среды и отдельные промышленные города». Отдельные положения работы представлены в итоговом докладе этих учреждений на международной научной конференции «Стратегия для развития Восточноевропейских городов» (Прага, сентябрь 2001).

Материалы диссертации доложены на международной научно-практической конференции «Состояние и перспективы развития экологической обстановки в бассейне великих рек центральной части России» (Смоленск, сентябрь 2001), десятом международном Соловецком форуме (Архангельск, сентябрь 2001), московском семинаре № 10 МГТУ «Инженерная защита окружающей среды» по теме «Решение вопросов защиты окружающей среды городов Архангельской области (на примере Новодвинска)» (Москва, январь 2001), заседании проблемной комиссии СГМУ «Медико-биологические проблемы Севера», (Архангельск, апрель 2001).

Основные положения диссертации, выносимые на защиту.

1 .Доказывается необходимость и возможность использования антропоэкологи-ческой оценки как критерия определения эффективности в деятельности муниципальных органов власти по обеспечению экологической безопасности, как альтернативной оценки в дополнении к существующему экономическому подходу.

2.Основным источником риска на территории города является градообразующее предприятие АЦБК, выбросы/сбросы которого и отходы производства являются основными факторами техногенного воздействия и определяют высокую степень влияния на безопасность жизнедеятельности населения, что подтверждается структурой и спектром показателей профзаболеваемости рабочих АЦБК (основное влияние оказывает химический фактор воздействия, тогда как по области — физический), данными корреляционного анализа, установившими зависимость проявления всех специфических для города групп заболеваний, как у всего населения, так и в отдельных возрастных группах от техногенных выбросов/сбросов АЦБК.

3.Использование статистических методов сравнительного анализа позволяет выявить спектр «экологически зависимых» болезней, связанных с деятельностью целлюлозно-бумажного производства, что подтверждается данными корреляционного анализа и доказывает техногенно-экологическую обусловленность здоровья населения. Учитывая степень и спектр заболеваемости населения города и техногенную перегруженность, Новодвинск можно отнести к районам экологического бедствия.

4.Доказывается неэффективность существующего механизма обеспечения экологической безопасности на муниципальном уровне на примере МО «Город Новодвинск», посредством сопоставления показателей антропоэкологической оценки, полученных в ходе исследования, с результатами деятельности органов местного самоуправления.

5.Данная оценка работы органов муниципалитета основывается на выявлении кризисной степени комфортности проживания в городе, подтверждаемой низким уровнем жизни большей части населения, отрицательными показателями естественного прироста, техногенной перегруженностью окружающей природной среды, уровнем и спектром общей и первичной заболеваемости различных классов болезней среди населения всех возрастных групп и субъективным восприятием населения города своих условий и качества жизни.

Публикации. По материалам диссертации опубликовано 6 печатных работ.

153 Выводы.

1.Новодвинск по уровню техногенного загрязнения продолжает оставаться одним из самых грязных городов области. Основным техногенным источником загрязнения в городе является градообразующее предприятие АЦБК (доля выбросов — 97%, доля сбросов — 87% в 1999 г.), выбросы/сбросы которого и отходы производства являются основным фактором техногенного воздействия.

2.Степень комфортности проживания в городе является кризисной. Это подтверждается низким уровнем жизни большей части населения с учетом величины прожиточного минимума (от 50% населения в 1996 г. до 32% в 2000 г. с денежным доходом ниже величины прожиточного минимумаучитывая, что количество пенсионеров в Новодвинске 1А часть, размер пенсий составляет в среднем 30−50% от прожиточного минимума) — техногенной перегруженностью ОПС (в среднем на одного человека количество выбросов составляет более 1000 кгучитывая, что только 1/3 часть от общего количества промотходов утилизируется и обезвреживается, количество сильно токсичных промотходов 1-го кл. с 1996 г. по 2000 г. увеличилось в 26,4 раза, 2-го кл. — в 12 раз).

3.У населения Новодвинска, подвергающегося комплексному воздействию неблагоприятных экологических факторов, уровень и структура общей и первичной заболеваемости значительно выше, т. е. хуже, чем у жителей других промышленных городов области и средне областных показателей: из 17 групп заболеваний, характеризующих уровень общей заболеваемости, показатели 14 групп в Новодвинске превышали от 1,1 до 2,5−3 раз средне областные данные, по первичной заболеваемости превышение составило по 8 группам у всего населения, по 12 группам у подростков и по 15 группам у детей. По степени заболеваемости и уровню техногенной перегруженности Новодвинск можно отнести к районам экологического бедствия.

4. Данные анализа корреляционных связей между выбросами/сбросами загрязняющих в-в и проявлением отдельных групп заболеваний, а также показатели профзаболеваемости рабочих АЦБК позволили установить основное влияние техногенного фактора на состояние здоровья жителей города. Методом сравни.

154 тельного анализа показателей заболеваемости среди населения Новодвинска, Коряжмы и области удалось выявить «экологически зависимые» группы болезней, связанные с деятельностью предприятий ЦБП — это болезни органов дыхания, костно-мышечной системы, инфекционные болезни и новообразования. 5. Сопоставление результатов деятельности органов МС Новодвинска по ОЭБ с показателями антропоэкологической оценки, полученными в ходе исследования, показало, что при данной форме организации существующий механизм ОЭБ, нормативно закрепленный в РФ на МУ, за исследуемый период был неэффективен.

Практические рекомендации.

1. В целях повышения эффективности механизма ОЭБ:

— принять, что индикаторами (критериями) устойчивого развития МО должны являться: повышение жизненного, социокультурного уровня всех слоев населения, улучшение состояния здоровья населенияповышение средней продолжительности жизни, улучшение качества ОПС;

— учесть, что процедура формирования экологических программ должна уподобляться экологической экспертизе;

— планируя распределение финансовых средств в создаваемых экологических программах, отдавать предпочтение тем составляющим, которые направлены на ликвидацию причин, а не следствий экологических проблем — это, прежде всего, экологизация воспитания и образования, экологизация производства, повышение безопасности производственных технологий, совершенствование системы питьевого водоснабжения и экологического контроля, внедрение системы экоменеджмента на производстве, усиление ответственности за экологические правонарушения и др.;

— объединить усилия руководства МО и предприятий, расположенных на этой территории, и усилить координацию деятельности контролирующих органов через Совет по экологическим вопросам, противоэпидемическую комиссию, штаб ГО и МЧС;

— совершенствуя экономический механизм ОЭБ, ввести в него такие рычаги, как «экологические» налоги, дифференциация экологических платежей для различных типов земельных участков (с земель, входящих в санитарно-защитные зоны, с охранных зон линейных сооружений).

2. В рамках повышения безопасности здоровья населения решить следующие проблемы:

— уточнить совместно с территориальными органами МЧС России и Госгортех-надзора РФ перечень потенциально опасных промышленных объектов и составить декларации их безопасности, внося туда результаты оценки их воздействия на ОПС;

— уточнить перечень природных объектов и составить декларации их безопасности, загрязнение которых ведет к возникновению реальной угрозы здоровью и безопасности населения и территории р-на;

— обмен информации по результатам экомониторинга сделать доступным и полным по объему между всеми заинтересо.

— ванными службами и населением;

— расширить план по совершенствованию экоконтроля и ввести в эксплуатацию еще один (законсервированный) стационарный пост Государственной службы наблюдения за состоянием ОПС;

— вынести водозабор за пределы промышленнойй зоны АЦБК и создать зоны санитарной охраны вокруг него.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция РФ от 12 декабря 1993 г.
  2. Закон РСФСР от 19.12.91 № 2060−1 «Об охране окружающей природной среды».
  3. Закон РСФСР «О местном самоуправлении в РСФСР» // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. М., 1991. № 29.
  4. Закон РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 28 августа 1995 г.
  5. Положение об оценке воздействия на окружающую среду в РФ. Утв. приказом Минприроды РФ от 18.07.94, № 222 // Экономика и жизнь, октябрь 1994. № 40.
  6. Распоряжение администрации Архангельской области от 15.10 96 «Об утверждении порядка определения платы за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия на территории Архангельской области».
  7. Распоряжение администрации Архангельской области от 6.01.98 «О передаче полномочий по уменьшению платы за загрязнение природной среды от администрации области органам местного самоуправления».
  8. Постановление администрации Архангельской области от 14.01.98 № 8 «Об утверждении Положения о коллегии по вопросам охраны окружающей среды и природопользования при администрации Архангельской области».
  9. Положение о комитете по охране окружающей среды МО «Город Новодвинск» от 16.10.00.
  10. Распоряжение главы МО «Город Новодвинск» «О выполнении соглашения между комитетом природных ресурсов по Архангельской области и администрации МО „Город Новодвинск“» от 11.01.01 № 20.
  11. Положение о внебюджетном государственном экологическом фонде на территории МО «Город Новодвинск» от 21.12.00.1581.
Заполнить форму текущей работой