Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Познавательный туризм

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Культурно-познавательный туризм в России является перспективным и востребованным сегментом внутреннего туристического рынка. Каждые выходные множество москвичей устремляются в Санкт-Петербург, в города, входящие в Золотое кольцо России, в Киев, в Минск. Столицы бывших советских республик воспринимаются российскими туристами как «свои» города, случайно, в результате какого-то недоразумения… Читать ещё >

Познавательный туризм (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Познавательный туризм

Глава 1. Общие понятия о туризме

Прежде чем мы начнем подробно освящать основные аспекты познавательного туризма и его центры, обозначим, что же значит само слово «туризм»:

Туризм — временные выезды (иными словами — путешествия) граждан страны, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства в познавательных, оздоровительных, спортивных, профессионально-деловых, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в стране (месте) временного пребывания.

Под понятием познавательного туризма понимается потребность духовного освоения и духовного присвоения культуры мира через его посещение, непосредственное постижение и переживание разных культур в различных местах, где лично увиденное становится достоянием, принадлежностью мысли и чувств туриста, изменяя горизонты его восприятия.

Важная роль при этом отводится подготовке экскурсоводов и качественной разработке самой экскурсии, освоению методики и техники ее проведения.

Рынок познавательного туризма достаточно широк. Он в меньшей степени зависит от возрастной принадлежности туристов, в большей от круга его интересов. Интересовать человека может многое, в особенности что-то непривычное и необычное; поэтому при изучении рынка и разработки тура, при рекламе, особое внимание нужно уделять освещению именно этих сторон туристского маршрута.

Глава 2. Место культуры в жизни человека и туризме

Культурное самовыражение народа всегда вызывает интерес. Природная любознательность туриста в отношении различных уголков мира и населяющих их народов образуют один из наиболее сильных побудительных туристских мотивов. Туризм — наилучший способ знакомства с другой культурой. Гуманитарное значение туризма заключается в использовании его возможностей для развития личности, ее творческого потенциала, расширения горизонта знаний. Стремление к знанию всегда было неотъемлемой чертой человека. Совмещение отдыха с познанием жизни, истории и культуры другого народа — одна из задач, которую в полной мере способен решать туризм. Увидеть мир своими глазами, услышать, ощутить — важные части восстановительной функции туризма, они несут в себе большой гуманитарный потенциал. Знакомство с культурой и обычаями другой страны обогащает духовный мир человека.

Туризм, таким образом, является важным средством создания культурных связей и международного сотрудничества. Развитие культурных факторов внутри региона является средством расширения ресурсов для привлечения туристских потоков. Во многих странах туризм может быть включен в так называемую политику культурных отношений. Уровень культурного развития может быть использован также для создания благоприятного имиджа конкретного региона на туристском рынке. Элементы и факторы культуры могут являться каналами распределения информации о туристских возможностях местности. Успех развития туризма зависит не только от материально-технической базы, соответствующей общепринятым стандартам и требованиям, но и от уникальности национального культурного наследия.

Оценка культурных комплексов для туристских целей может проводиться двумя основными методами

1) ранжированием культурных комплексов по их месту в мировой и отечественной культуре;

2) необходимым и достаточным временем для осмотра достопримечательностей, что позволяет сравнивать разные территории по перспективности историко-культурного потенциала для туризма.

Эти методы во многом субъективны: культурные комплексы, высоко оцениваемые специалистами, не всегда вызывают адекватную реакцию у туристов. Необходимое и достаточное время для осмотра объектов в известной степени определяется их доступностью и построением экскурсионных маршрутов. Наконец, представление о ценности культурных комплексов зависит от уровня образования, национальных особенностей туристов. В большинстве случаев интерес к объектам культуры определяется модой.

Важной характеристикой культурного комплекса является стабильность его соответствия ценностным критериям, сформировавшимся у населения. Этот фактор связан с долговременностью интереса туристов к конкретному культурному объекту. Сохраняется стабильность интереса туристов к таким объектам мирового культурного наследия, как египетские пирамиды, античная архитектура и др. Вместе с тем ряд объектов, например, ленинские места, наиболее посещаемые в советский период в России, утратил свою притягательность с изменением идеологических установок в обществе.

Глава 3. Познавательный туризм в мире

Познавательный туризм сегодня занимает первые места в статистике мировых туристических агентств. Если мы захотим раскрыть это понятие, то познавательный туризм может быть определён как туризм, основной целью которого является изучение культурного наследия какой-либо страны. Развитие этого сегмента туризма является приоритетным направлением туристической отрасли. Сотни тысяч людей во всем мире ежедневно отстаивают часовые очереди, чтобы попасть в музеи. Люди стремятся расширять свой кругозор и продолжать своё самообразование в любом возрасте и в любом месте.

Ещё один вариант познавательного туризма — возможность посещать языковые курсы или мастер-классы, которые можно получить только в этой определённой стране. Например, уроки латиноамериканских танцев лучше брать в Бразилии, танца живота — в Египте или Сирии, фламенко — в Испании. А лучший способ изучения иностранных языков — улететь на месяц в соответствующую страну и обучаться по специальным программам. Подобные формы обучения дают возможность общаться с жителями разных стран, с представителями различных культур, обмениваться информацией, опытом, узнавать больше о жизни других людей.

Познавательный туризм связан с информационным потреблением рекреационных ресурсов. Познавательный туризм редко выступает в качестве самостоятельного направления, обычно познавательные цели путешествия сочетаются с иными — отдых, развлечения. В чистом виде познавательный туризм обычно краткосрочен, имеет продолжительность от одиночной экскурсии до 5—7 дней. В познавательном туризме очень высока доля лиц старшего возраста, что обуславливает требовательность к качеству услуг гостеприимства.

Познавательный туризм концентрируется преимущественно в городах с богатой историей. Наиболее известные культурно-исторические центры сосредоточены в Европе и Азии — Париж, Рим, Венеция, Флоренция, Лондон, Прага, Иерусалим, Пекин. Европейские музеи — настоящие сокровищницы искусства. Среди наиболее известных и посещаемых: Лувр (Париж), Национальная галерея (Лондон), Эрмитаж (Петербург), Прадо (Мадрид), Национальная галерея (Берлин), Галерея Уффици (Флоренция), Художественно-исторический музей (Вена).

Каждый год в мире появляются новые музеи, нередко с весьма экзотичными экспонатами. Своей необычностью они привлекают толпы туристов: музей картофеля (деревня Оттерап, Дания), музей саун (местечко Муурума, Финляндия), музей Несси (графство Ивернесс, Великобритания), музей загадок (Пече, Венгрия), музей мусора (Нью-Джерси, США), музей чертей (Каунас, Литва), музей мышеловок (Марктобердорф, Германия), музей колокольного звона (Углич, Россия).

Для познавательного туризма характерны групповые и индивидуальные поездки. Познавательные цели могут сочетаться с целью отдыха. Познавательная поездка может предшествовать отдыху на курорте либо во время отдыха туристы могут совершать экскурсии, в том числе и в другие города и даже в другие страны. Одной из разновидностей познавательных поездок является автомобильный туризм. По сравнению с путешествиями на других видах транспорта поездки на автомашинах и автобусах предоставляют туристам гораздо большую возможность познакомиться со страной.

По данным Всемирной туристской организации, с 1997 г. наблюдается развитие познавательного туризма, поскольку главные туристские рынки мира, «повзрослев», сменили свою ориентацию — туристов интересуют уже не столько традиционные направления с отдыхом на море, сколько знакомство с рукотворными туристскими достопримечательностями, тематическими парками, мегакурортами и казино. 40% предложений российских фирм — это туры в европейские столицы, маршруты с насыщенной экскурсионной программой. Стоимость таких поездок, как правило, ниже стоимости туров на отдых аналогичной продолжительности. Цены могут варьироваться в зависимости от величины международного авиатарифа, числа экскурсий. Класс отеля обычно не имеет такого значения, как в турах на отдых. Поэтому большинство фирм организуют размещение в двухи трехзвездочных отелях, тем более что в Европе они предоставляют вполне приемлемое для этого вида путешествий обслуживание. Гораздо важнее расположение гостиниц в центре города вблизи удобных транспортных коммуникаций.

Программа тура строится в зависимости от тематики тура.

Досуг на таких турах культурно-познавательного характера: творческие встречи, видеопрограммы о месте отдыха, различные национальные праздники. Спортивные и курортные программы, как правило, не планируются.

Размещение туристов в стационарных турах может быть самым разнообразным — в гостиницах от 1 до 5 звёзд. Основное требование — местонахождение гостиницы в черте города, желательно ближе к его историческому центру. На маршрутных турах туристов размещают, как правило, в гостиницах туристского класса (в разных странах — от 2 до 4 звезд).

На познавательных турах с туристами работают опытные гиды-экскурсоводы. На отдельных тематических экскурсиях — экскурсоводы-искусствоведы. Важно при работе с иностранными туристами предоставлять им экскурсии на родном (в ином случае, на английском) языке. Это является сегодня правилом хорошего тона и негласным правилом хорошего обслуживания. Считается, что перевод искажает восприятие темы и ухудшает качество экскурсии.

В программе туров необходимо выделять свободное время для самостоятельного осмотра города и знакомства с его магазинами. В городах, на посещение которых выделяется всего 1 день, такое время может быть не предусмотрено. Хотя это зависит от построения программы, нагрузки и обилия достопримечательных объектов.

Глава 4. Цели и объекты познавательного туризма

Цели познавательного туризма — посмотреть интересные или просто красивые природные и культурные объекты, получить новую информацию об этих объектах, а также посетить уникальные места, чтобы потом с чувством глубокого удовлетворения думать и говорить: «А я там был». Минимальный набор ресурсов для познавательного туризма может дать любая местность, но для его массового развития требуется определенная концентрация объектов культурного наследия, среди которых можно выделить:

o памятники археологии

o культовую и гражданскую архитектуру

o памятники ландшафтной архитектуры

o малые и большие исторические города

o сельские поселения

o музеи, театры, выставочные залы и др

o социокультурную инфраструктуру

o объекты этнографии, народные промыслы и ремесла, центры прикладного искусства

o технические комплексы и сооружения

Глава 5. Виды познавательного туризма

Существуют две разновидности познавательных туров:

Стационарные туры — с пребыванием туристов в одном городе, туристском центре;

Маршрутные туры — посещение нескольких городов и центров достопримечательностей, выстроенное в виде маршрута путешествия.

При организации маршрутных туров разрабатывается специальный график посещения запланированных пунктов. На город или туристский центр выделяется от 1 до 3 дней в зависимости от величины туристского центра и объема достопримечательностей. Наибольшее количество дней выделяется только на самые крупные туристские центры. Кроме того, познавательные туры имеют массу тематических разновидностей: исторические экскурсии, театральные, фольклорные, этнографические, литературные, природоведческие и др.

Так же познавательный туризм можно разделить на:

· Этнографический туризм

· Религиозный туризм

· Событийный туризм

· Сельский туризм

· Спортивная охота и рыбалка

· Лечебный туризм

· Экологический туризм

· Образовательный туризм

· Пляжные туры

· Приключенческий/ экстремальный туризм

· Деловой туризм

· Горнолыжный туризм

· Детский туризм

· Железнодорожные туры

· Автобусные туры

· Круизы

· Свадебный туризм

· Яхтенный туризм

Глава 6. Познавательный туризм в России

Культурно-познавательный туризм в России является перспективным и востребованным сегментом внутреннего туристического рынка. Каждые выходные множество москвичей устремляются в Санкт-Петербург, в города, входящие в Золотое кольцо России, в Киев, в Минск. Столицы бывших советских республик воспринимаются российскими туристами как «свои» города, случайно, в результате какого-то недоразумения, оказавшиеся в других государствах. Особенности познавательного туризма по-русски заключаются в том, что при довольно низком уровне реставрации (основные достопримечательности вроде Кремля не в счёт) большинства памятников архитектуры, за каждый шаг надо платить, при этом получая мало информации и небольшой объем собственно впечатлений.

Наибольшее развитие этот вид туризма получил в Центральной России и северо-западном регионе, где сосредоточены основные достопримечательности нашей страны. Одной из разновидностей познавательного туризма является автотуризм, расширяющий возможности для знакомства со страной. Основные экскурсионные центры России — Москва с величественным архитектурным ансамблем Кремля, дворцовый Санкт-Петербург, древние города Золотого кольца — знают во всем мире. Помимо них есть еще и другие уникальные места и достопримечательности, посетив которые каждый россиянин или иностранец получит новые незабываемые впечатления.

познавательный туризм культура экскурсовод

Заключение

Познавательный туризм — это туризм, основной целью которого является ознакомление с памятниками истории и культуры, приобщение к культурным традициям региона, знакомство с этническими особенностями жизни местного населения и т. д. Главной особенностью этого вида туризма является насыщенность поездки экскурсионной программой.

Познавательный туризм сегодня занимает первые места в статистике мировых туристических агентств.

Основные центры познавательного туризма в Европе и Азии — Париж, Рим, Венеция, Флоренция, Лондон, Прага, Иерусалим, Пекин.

Познавательный туризм в России является перспективным и востребованным сегментом внутреннего туристического рынка. Основными центрами познавательного туризма в России являются Москва, Московская область, «Золотой кольцо России», Санкт-Петербург, «Серебряное кольцо России», Соловецкие острова, Нижний Новгород, Казань, Волгоград, Астрахань, Сибирь, Республика Тува, Иркутск и Краснодарский край.

Учитывая все перечисленные центры познавательного туризма, можно сделать вывод, что во всех рассмотренных центрах развитие туристской сферы, а именно познавательного туризма, имеют огромный потенциал и перспективы к дальнейшему развитию, так как на сегодняшний день этот вид туризма — одним из самых популярных у туристов. Следовательно, этот вид туризма будет развиваться и расширять свои границы для людей, желающих познавать и открывать для себя что-то новое.

Выездной туризм в России продолжает набирать обороты довольно внушительными темпами. Практически по всем странам заметно увеличение потока туристов из России. В целом, выездной туризм увеличился на 32%, т. е. более чем на треть или на 3 млн. туристов. Всего же более 12 млн. российских туристов смогли выехать за рубеж в 2010 году.

В то же время въездной туризм в России практически не изменился, увеличившись только на 2%, что составило около 33 тыс. человек. Увеличилась популярность поездок в Россию у граждан Китая, Израиля, Турции, Кореи, Румынии, Хорватии, Малайзии, Словакии, Филиппин, Египта и Туниса. Туристский поток из этих стран возрос более чем на 20%. Но всё же количество иностранных туристов, посещающих нашу страну, очень мало по сравнению с тем, сколько их могло бы быть. При должном уровне развития туристической инфраструктуры Россия могла бы принимать до 40 миллионов туристов в год.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой