Социально-культурная деятельность как средство профилактики эмоциональных нарушений подростков
Диссертация
Устойчивый рост негативных явлений в подростково-молодежной среде, с одной стороныошибки в выборе средств и методов социально-педагогической деятельности в профилактике эмоциональных нарушений подростков, с другойа также приоритетная роль досуговой деятельности, как ведущей формы жизнедеятельности молодого человека, изменяют систему взглядов на предмет социально-культурной деятельности в системе… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. Теоретические основы профилактики эмоциональных нарушений подростков средствами социально-культурной деятельности. ^
- 1. 1. Сущность понятия «эмоциональная сфера» личности и характеристика ее составляющих. I ^
- 1. 2. Источники эмоционального неблагополучия личности
- 1. 3. Возрастные кризы как фактор возникновения эмоциональных неблагополучий личности. ^
- 1. 4. Роль социально-культурной деятельности в процессе профилактики эмоциональных нарушений у подростков" о
- ГЛАВА 2. Опытно-экспериментальная работа по профилактике эмоциональных нарушений подростков средствами социально- 106 культурной деятельности. 1WU
- 2. 1. Изучение эмоционального неблагополучия
- ПОДРОСТКОВ
- 2. 2. Обеспечение профилактики эмоциональных неблагополучий подростков
Список литературы
- Акимова, Л.А. Социология досуга: Учеб. пособие / Л. А. Акимова М.: МГУКИ, 2003. — 124 с.
- Акопов, Н.Э. Вредные привычки и их последствия. Краснодар: Кн. Изд-во, 1981.-94 с.
- Актуальные проблемы социально-культурной деятельности / Ред. кол. Т. Г. Киселева (отв. ред.), Б. Г. Мосалев, Ю. А. Стрельцов: Сб. статей. -М.: МГУК, 1995.- 121 с.
- Ананьев, Б.Г. Человек, как предмет познания / Б. Г. Ананьев. Л.: Изд-во ЛГУ, 1968.-339с.
- Андреева, Г. М. Социальная психология / Г. М. Андреева. — М.: Наука, 1994. —324 с.
- Андреенкова, Н.В. Проблемы социализации личности / Н. В. Андреенкова. // Социальные исследования. Вып 3. М., 1970. — 1 Юс.
- Ариарский, М.А. Прикладная культурология. 2-е изд., испр и доп. -СПб.: ЭГО, 2001.- 251с.
- Асмолов, А.Г. Личность как предмет психологического исследования / А. Г. Асмолов. — М.: Изд-во МГУ, 1984. 104с.
- Атлас социокультурных реабилитационных технологий / Автор-сост. Ю. С. Моздокова. М.: Изд-во МГУКИ, 2002. — 131 с.
- Ю.Байбородова, Л. В. Школа творчества: (Опыт создания воспитательной системы школы-комплекса) / Л. В. Байбородова, О. Г. Важнова, М. И. Рожков. — Ярославль, 1995. 380с. И. Бакланова, Н. К. Профессиональное мастерство работника культуры /
- Березина, В.А. Дополнительное образование детей как средство их творческого развития: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1998. -24с.
- Бердяев, Н.А. Философия творчества, культуры и искусства: В 2 т. / Н. А. Бердяев. М.: Искусство, 1994. — Т. 1. — 542 с.
- Бернс, Р. Развитие «Я"-концепции и воспитание / Р. Берне. — М.: Прогресс, 1986.-420с.
- Беседина, В. А. Нравственное воспитание молодежи в клубе: (Психологические и культурные аспекты) / В. А. Беседина. Л.: Ленингр. орг. общества «Знание» РСФСР, 1988. — 16с.
- Беседина, В.А. Психологические аспекты клубной работы / В. А. Беседина. М.: Советская Россия, 1987. — 100с.
- Бирюкова, Ю.Н. Формирование здорового образа жизни у учащихся общеобразовательной школы на основе здоровьесберегающих технорлогий: Дис. канд. пед. наук. Краснодар, 2004. — 168 с.
- Бланков, С.А., Фокин В. М., Вилке А. Я. Предупреждение наркомании несовершеннолетних. М., 1989.
- Блонский, П.П. Трудные школьники / П. П. Блонский. М.: Работник просвещения, 1930.- 131с.
- Бодалев, А.А. Восприятие и понимание человека человеком / А. А. Бодалев. М.: Изд-во МГУ, 1982. — 199с.
- Бодалев, А.А. и др. Общение и формирование личности школьника / Под ред. А. А. Бодалева. — М.: Педагогика, 1987. 149с.
- Божович, Jl.И. Избранные психологические труды: Проблемы формирования личности / Л.И. Божович- Под ред. Д. И. Фельдштейна. -М.:Междунар. пед. акад., 1995. 209 с.
- Божович, Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе / Л. И. Божович // Вопросы психологии. 1978. — № 4. — С.23−33.
- Бреслав, Г. М. Эмоции и воля: ложная дихотомия / Г. М. Бреслав // Новые исследования в психологии. М.: Изд-во МГУ, 1997. — С. 122 127.
- Буданова, Г. П. Концепция дополнительного образования. Информационно-справочные материалы о системе дополнительного образования детей в Российской Федерации. / Г. П. Буданова и др. -М.: МОиПОРФ, 1993.-24с.
- Вершловский, С.Г. Социальные проблемы воспитания молодежи / С. Г. Вершловский. Л., 1978. — С.214−216.
- Вдовенко, Т.В. Социальная работа в сфере досуга в странах Западной Европы / Т. В. Вдовенко. СПб: СПбГУП, 1999. — 164 с.
- Внешкольное воспитание и образование: опыт и перспективы: Сб. метод, материалов / Под ред. Н. В. Семяшкиной. — Архангельск, 1994. -Вып. 1.-42 с.
- Волкова, Н.В. Влияние личности старшеклассников на сверстников в коллективной жизнедеятельности.: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -СПб, 1993.- 17с.
- Вопросы внеклассной и внешкольной работы с детьми. М, 1955.- 114 с.
- Вопросы воспитательной деятельности внешкольных учреждений:
- Сб.науч.тр. / НИИ общ. педагогики АПН СССР- под ред. Б. Е. Ширвиндта, М. Б. Коваль. — М., 1980. 83с.
- Воронина, Е.Ю. Ролевые игры что это такое. Методическое пособие / Е. Ю. Воронина, ОЛ. Белоконь. — М.: МосГорСюн, 1997. — 62с.
- Воронцов, Б.Н. Разумные потребности личности: сущность, критерии и пути формирования / Б. Н. Воронцов. Воронеж: ВГУ, 1990. — 11 Ос.
- Воспитательная деятельность внешкольных учреждений: Сб. научн. тр. / М. Б. Коваль и др. — М.: Изд. АПН СССР, 1986. 104с.
- Воспитательная деятельность клубных учреждений: содержание и методы / Редкол.: Г. П. Блинов и др. м., 1983. — 133с.
- Воспитательная работа клуба с детьми и подростками / Проблемы дифференцированного подхода: Сборн. научн. трудов. JL, 1980. -157с.
- Воспитательная работа по месту жительства. М.: Профиздат, 1973. -80с.
- Воспитательная работа с учащимися вне школы (в микрорайоне школы). -М.: Педагогика, 1981. 144с.
- Вострокнутов, Н.В. Школьная дезадаптация: ключевые проблемы диагностики и реабилитации / Н. В. Вострокнутов // Школьная дезадаптация. Эмоциональные и стрессовые расстройства у детей и подростков. М., 1995. — С. 8−11.
- Вторичная профилактика аддиктивных форм поведения у детей и подростков: Пособие для врачей /А.А.Баранов, В. Р. Кучма и др. М., 2004. — 64 с.
- Вульфов, Б.З. Организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы: Содержание и методика деятельности / Б. З. Вульфов, М. М. Поташник. — М.: Просвещение, 1983. 207с.
- Выготский, JI.C. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка / JI.C. Выготский // Вопросы психологии. 1966. — № 6. — С. 15−22.
- Выготский, J1.C. Избранные психологические исследования / Л. С. Выготский. Под ред. и со вступ. статьей А. Н. Леонтьева и А. Р. Лурия. -М.: Изд-во АПН СССР, 1956. 519 с.
- Газман, О.С. Гуманизм и свобода / О. С. Газман // Гуманизация воспитания в современных условиях. -М., 1995.
- Галигузова, Л.Н. Становление потребности детей в общении со взрослым и сверстником / Л. Н. Галигузова, М. И. Лисина // Исследования по проблемам возрастной и педагогической психологии. -М., 1980.-С. 55−58.
- Гарбузов, В.И. Практическая психотерапия или как вернуть ребенку уверенность в себе, истинное достоинство и здоровье / В. И. Гарбузов. -СПб.: АО «Сфера», 1994. С.57−66.
- Гилинский, Я.И. Стадии социализации индивида / Я. И. Гилинский // Человек и общество. Л., 1971. — Вып.9. — С.44−45.
- Гимазетдинова, О.В. Научно-педагогические основы организации досуга детей и подростков: Теория, методика и организация культурно-просветительной деятельности: Монография / О. В. Гимазетдинова, В. К. Крючек. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2003. — 218 с.
- Голод, С.И. Стабильность семьи: социологический и демографический анализ / С. И. Голод. М., 2000. — 294 с.
- Григорьева, Е.И. Методика организации детского и юношеского творчества / Е. И. Григорьева. Тамбов: ТГУ им. Г. Р. Державина, 1997. -48с.
- Григорьева, Е.И. Современные технологии социально-культурной деятельности: Учеб.- метод, пособие / Е. И. Григорьева. Тамбов: ТГУ им. Г. Р. Державина, 1998.-24 с.
- Григорьева, Е.И. Самодеятельное художественное творчество как основа возрождения национальных культурных традиций / Е. И. Григорьева, Е. В. Великанова. Тамбов: ТГТУ, 2000. — 118 с.
- Гурьева, В.А. Юношеская психопатия и алкоголизм / В. А. Гурьева,
- В.Я. Гиндикан. М., 1995.-216 с.
- Давыдов, В.В. Младший школьник как субъект учебной деятельности / В. В. Давыдов. -М., Просвещение, 1992. -212с.
- Данилова, Е.Н. Контуры социальных групповых идентификаций личности в современном российском обществе. Социальная идентификация личности / Е. Н. Данилова, В. А. Ядов. М., 1993.
- Девиантное поведение детей и подростков: проблемы и пути их решения / Под ред. В. А. Никитина. М., 1996. — 154 с.
- Демакова, И.Д. Должность или призвание: Беседы с организатором внеурочной воспитательной работы / И. Д. Демакова. М.: Просвещение, 1991.— 159с.
- Долженкова, М.И. Традиционная тамбовская народная художественная культура: Учебн. пос. по курсам «Регионоведение» и «Теория и история народной художественной культуры» / М. И. Долженкова. -Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 2000. 259 с.
- Дополнительное образование. Материалы МО РФ о положении дел в образовании и перспективах на будущее // Вестник образования. -1992.-N6−7.
- Дополнительное образование детей. Сборник нормативных документов 1991 1995гг. (в 2-х частях).- М., 1995.
- Дополнительное образование: опыт и перспективы развития // Под научн. ред. С. В. Сальцевой М., 1997. — 89с.
- Дополнительное образование детей фактор развития творческой личности: Тезисы и материалы Всероссийской науч.-практ. конференции «Проблемы становления и развития образовательного процесса в учреждениях дополнительного образования детей». — СПб., 1998.
- Дубровина, И.В. Школьная психологическая служба: Вопросы теории и практики / И. В. Дубровина. М., 1991. — 232с.
- Дуликов, В.З. Социально-культурная работа за рубежом: Учеб. пособие / В. З. Дуликов. -М.: МГУКИ, 2003. 116 с.
- Евладова, Е.Б. Дополнительное образование: Содержание и перспективы развития / Е. Б. Евладова, Л. А. Николаева // Педагогика.-1995.- № 5. -С. 39−43.
- Еникеева, Д.Д. Как предупредить алкоголизм и наркоманию у подростков. М.: Издательский центр «Академия». 1999. — С. 119.
- Еремин, В.Н. Улица подросток — воспитание / В. Н. Еремин. — М., Просвещение, 1991.-47с.
- Жарков, А.Д. Новые аспекты информационно-просветительской работы культурно-досуговых учреждений / А. Д. Жарков. М, 1991.
- Жарков, А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности. Учеб. пособие для студентов вузов культуры и искусств / А. Д. Жарков. М., 1998.
- Жизненное самоопределение социально незащищенных подростков: проблемы, поиск, решения / Под. ред. А. Я. Журкиной. М., 1995.-75с.
- Захаров, А.И. Как помочь нашим детям избавиться от страха / А.И.
- Зюбин // Профтехобразование. 1983. — № 12. — С.50−52. 87.3юбин, JI.H. Учебно-воспитательная работа с трудными учащимися / JI.H. Зюбин. — М.: Высшая школа, 1982. — 191с.
- Иванов, В.Н. Девиантное поведение: причины и масштабы / В. Н. Иванов // Социально-политический журнал. -1995. № 2. — С.47−57.
- Иванов, И. П. Энциклопедия коллективных творческих дел / И. П. Иванов. — М.: Педагогика, 1989. 206с.
- Изучение личности школьника учителем / Под ред. З. И. Васильева и др. — М.: Педагогика, 1991.- 135 с.
- Изучение мотивации поведения детей и подростков / Под ред. J1.B. Божович, П. В. Благонадеот.- М.: Педагогика, 1992. 298 с.
- Инновационные технологии обучения культурно-досуговой деятельности: Сб. науч. статей. Вып.4. / Под научн. ред. А. Д. Жаркова.- М.:Изд-во МГУКИ, 2003. 153 с.
- Иовчук, Н.М. Детско-подростковые психические расстройства / Н. М. Иовчук. М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2002. — 80 с.
- Караковский, В.А. Воспитать гражданина: Записки директора школы № 825 г. Москвы / В. А. Караковский. — М.: Московский рабочий, 1987. 142с.
- Караковский, В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности -основа целостного учебно-воспитательного процесса / В. А. Караковский.-М.: 1993.-80с.
- Караковский, В.А. Чтобы воспитание было успешным / В. А. Караковский. — М.: Знание, 1979. 95с.
- Кащенко, В.П. Педагогическая коррекция: Исправление недостатков характера у детей и подростков / В. П. Кащенко. М.: Просвещение, 1994.-223 с.
- Киселева, Т.Г. Культурология и социальная педагогика: Линии сопряжения // Современные проблемы культурологического образования: Сб. статей / Науч. ред. Т. Г. Киселева. М.: МГИК, 1993. -С. 20−25.
- Киселева, Т.Г. Социально-культурная деятельность: история, теоретические основы, сферы реализации, субъекты, ресурсы, технологии / Т. Г. Киселева, Ю. Д. Красильников. М., МГУКИ, 2001.136 с.
- Китаев Смык, Л. А. Психология стресса. — М., Изд-во «Наука», 1983.-368 с.
- Ковалёв, А.Г. Воспитание чувств / А. Г. Ковалёв. М.: Педагогика, 1971. — 195 с.
- Коваль, М.Б. Деятельность внешкольных учреждений в помощь школе: Метод, рекомендации / АПН СССР, НИИ общ. пробл. воспитания / Под ред. М. Б. Коваль. М.: АПН СССР, 1985. — 52с.
- Коваль, М.Б. Педагогика внешкольного учреждения / М.Б.
- Коваль. Москва-Оренбург, 1994. — 62с.
- Коваль, М.Б. Понятийно-терминологический словарь: Для педагогов дополнительного образования / М. Б. Коваль. М.- Оренбург: Оренбург. Обл. ИУУ, 1996. — 23с.
- Коваль, М.Б. Становление и развитие системы воспитательной деятельности внешкольных объединений: Дис. докт. пед. наук. -М., 1991.-340 с.
- Кон, И.С. НТР и проблемы социализации молодежи / И. С. Кон. — М.: Знание, 1988.-63с.
- Кон, И. С. Открытие «Я"/ И. С. Кон. М.: Политиздат, 1978. — 367 с.
- Кон, И. С. Психология ранней юности: Книга для учителя / И. С. Кон. — М.: Просвещение, 1989. 254с.
- Кон, И. С. Психология старшеклассника / И. С. Кон. — М.: Просвещение, 1982.-207с.
- Кон, И. С. Ребенок и общество: (Историко-этнографическая перспектива) / И. С. Кон. — М.: Наука, 1988. 269с.
- Кон, И. С. Социология личности / И. С. Кон. — М.: Политиздат, 1967.-383с.
- Конвенция о правах ребенка. UNICEE, Детский фонд ООН. — 20 с.
- Кони, А.Ф. Самоубийство в законе и в жизни. // Собр. соч.: В 8 т. -М., 1966.-Т. 4.-С. 454−481.
- Краевский, В.В. Соотношение педагогической науки и педагогической практики / В. В. Краевский.- М., Знание, 1974. 64с.
- Красильников, Ю.Д. Основы теории культурно-просветительной работы: Учебное пособие / Ю. Д. Красильников. М.: МГИК, 1982. — 80 с.
- Краткий психологический словарь / Сост. JI.A. Карпенко- под общ.ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М, 1985. — С.195.
- Крупская, Н.К. Педагогические сочинения: В 6 т. / Н. К. Крупская.1. М.: Педагогика, 1980.
- Кряквин, В.Я. Организационно-педагогические основы социально-психологической адаптации подростков / В. Я. Кряквин. -Челябинск, 1997.-235с.
- Культурно-досуговая деятельность: Учебник / Под научн. ред. академика РАЕН А. Д. Жаркова и профессора В. М. Чижикова. М.: МГУК, 1998.-462 с.
- Куприянов, Б.В. Ситуационно-ролевая игра в социальном воспитании старшеклассников / Б. В. Куприянов, А. Е. Подобин. -Кострома: КГПУ, 1998. 56с.
- Лебединский, В.В. Нарушения психического развития у детей / В. В. Лебединский. М.: Изд-во МГУ, 1985. — 167 с.
- Лендрет, Г. Л. Игровая терапия: искусство отношений / Г. Л. Лендрет.- М.: Мир, 1994.
- Леонтьев, А.А. Деятельность и общение / А. А. Леонтьев // Вопросы философии. 1979. -№ 1. С. 121−132.
- Леонтьев, А.Н. Деятельность, сознание, личность/ А. А. Леонтьев.- М., 1975. 303 с.
- Леонтьев, А.Н. Проблемы развития психики / А. А. Леонтьев. -М.: Изд-во МГУ, 1972. С. 95−108.
- Лешер, В.Ю. Развитие творческого потенциала подростка в учреждениях дополнительного образования. Автореф. дис.. канд. пед. наук, — Оренбург, 2000. 24 с.
- Лисовский, В.Т. О чем спорят старшеклассники / В. Т. Лисовский.
- М.: Педагогика, 1990.- 190с.
- Личко, А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков / А. Е. Личко. —Л., 1991.-354 с.
- Личко, А.Е. Подростковая наркология / А. Е. Личко, В. С. Битенский. Л.: Медицина, 1991.
- Логинова, Л.Г. Аттестация и аккредитация учреждений дополнительного образования детей / Л. Г. Логинова. — М.: Гуманит. центр Владос, 1999. 238с.
- Логинова, Л.Г. Проблема определения выпускника учреждения дополнительного образования детей / Л. Г. Логинова // Материалы городской научно-практической конференции «Воспитание юного москвича в системе дополнительного образования». М., 1997. — С.61 -62.
- Логинова, Л. Г. Требования к программам дополнительного образования детей (подходы к определению) / Л. Г. Логинова // Дополнительное образование детей — фактор развития творческой личности.- СПб., 1998.- С. 48−58.
- Лурия, А.Р. Мозг человека и психические процессы / А. Р. Лурия -М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963.
- Лутошкин, А.Н. Как вести за собой: Старшеклассникам об основах организаторской работы / А. Н. Лутошкин. — М.: Просвещение, 1978.- 159с.
- Лутошкин, А.И. Эмоциональная жизнь детского коллектива / А. Н. Лутошкин. М.: Педагогика, 1978. — 96с.
- Лутошкин, А.Н. Эмоциональные потенциалы коллектива / А. Н. Лутошкин. М.: Педагогика, 1988. — 125с.
- Лучанкин, А.И. Социально-клубная работа с молодежью: проблемы и подходы. 3-е изд., исправ. и реком. / А. И. Лучанкин, А. А. Сняцкий. Екатеринбург: УрО РАН, Ин КОТ, 1997. — 396 с.
- Люблинская, А.А. Очерки психического развития ребенка / А. А. Люблинская.- М.: Просвещение, 1965. 363 с.
- Макаревич, Е.В. Организационно-педагогические условия формирования у школьников потребности в здоровом образе жизни: Автореф. .канд. пед. наук. -М., 2000. -24 с.
- Макаренко, А.С. Коллектив и воспитание личности / А. С. Макаренко. — Челябинск: Юж.-Урал. Кн. Изд-во, 1988. 261с.
- Макаренко, А.С. Мои педагогические воззрения / А. С. Макаренко // Собр. соч.-Т.5.-М., 1958.- 289с.
- Макаренко, А.С. О воспитании молодежи / А. С. Макаренко // Собр. соч.: В 8 Т.-Т.5.-М.: Просвещение, 1983.- 588с.
- Макарян, Е.С. Вопросы системного рассмотрения культуры и человеческой деятельности / Е. С. Макарян. Ереван, 1972. — С. 14−15.
- Макеева, А.Г. Долго ли до беды? Педагогическая профилактика детского наркотизма / А. Г. Макеева, И. А. Лысенко. М.: ДИНКА-ПРЕСС, 2000.- С. 3−6.
- Максютин, Н.Ф. Культура. Досуг. Социально-культурная деятельность: Учебное пособие / Н. Ф. Максютин. Казань, 1999. — 77 с.
- Малинин, Г. А. Воспитательная система С.Т.Шацкого / Г. А. Малинин, Ф. А. Фрадкин. — М.: Прометей, 1993. 173с.
- Маркова, А.К. Формирование мотивации учения / А. К. Маркова. -М.: Просвещение, 1990.-192с.
- Мартынова, В.Ф. Взаимосвязь деятельности и гуманизации отношений в детских творческих коллективах: Автореф. дис.канд. пед. наук.- СПб., 1994, — 18с.
- Маслоу, А. Мотивация и личность/ А. Маслоу- Пер. с англ. СПб: Евразия, 1999.-478с.
- Махов, Ф.С. Организатор внешкольной и внеклассной воспитательной работы / Ф. С. Махов, Б.З. Вульфов- М., 1983. 138 с.
- Мацукевич, О.Ю. Социокультурные технологии в практике ресоциализации сиротства / О. Ю. Мацукевич // Совершенствование подготовки кадров сферы культуры: Традиции и новации. М., МГУКИ, 2004. -С.89−91.
- Медынский, Е.Н. Энциклопедия внешкольного образования / Е. Н. Медынский. М.: Государственное издательство, 1923. -234 с.
- Мерлин, B.C. Становление индивидуальности и социализации индивидуума. Проблемы личности / B.C. Мерлин. Т.1. — М., 1970.
- Милославова, И.А. Понятие и структура социальной адаптации: Дис. канд. филос. наук. Л., 1974. — 189 с.
- Миньковский, Г. М. Неблагополучная семья и противоправное поведение подростков / Г. М. Миньковский. // Социологическое исследование. 2002. — № 2. — 106 с.
- Молодежь: будущее России. М.: НИУ при Институте молодежи, 1995. — 218с.
- Морозова, Н.А. Учебно-методическое обеспечение дополнительного педагогического образования: Автореф. дис.канд. пед. наук. М., 1995. — 24с.
- Мосалев, Б. Г. Социокультурное многообразие: Опыт целостного осмысления: Автореф. дис. д-ра культурологии. М., 1999. — 46 с.
- Мосалев, Б.Г. Культура как способ регуляции поведения человека / Б. Г. Мосалев // Социально-культурная деятельность: опыт, проблемы, перспективы. М.: МГУКИ, 2002. — С. 13−20.
- Мудрик, А.В. Личность школьника и ее воспитание в детском коллективе / А. В. Мудрик. М.: Знание, 1983. — 96с.
- Мудрик, А.В. Общение в процессе воспитания: Учебн. пособиедля студентов вузов / А. В. Мудрик. М.: Педагогическое общество России, 2001.-320с.
- Мудрик, А.В. Общение как фактор воспитания школьников / А. В. Мудрик. М.: Педагогика, 1984. — 111с.
- Мудрик, А.В. Современный старшеклассник: проблемы самоопределения / А. В. Мудрик. М.: Знание, 1977. — 62с.
- Мудрик, А.В. Социализация и «смутное время» / А. В. Мудрик. — М.:3нание, 1991.-78с.
- Мудрик, А.В. Социальная педагогика: Учебн. для студ. пед. вузов / А.В. Мудрик- Под ред. В. А. Сластенина. М.: Академия, 2000. — 200 с.
- Налчаджян, А. А. Социально-психологическая адаптация личности / А. А. Налчаджян. Ереван, 1988. — 348 с.
- Народное образование в СССР: Сб. документов 1917—1973 гг. — М.: Педагогика, 1974. 559с.
- Немов, Р.С. Психология: Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений: в 2 кн. Кн. 2. Психология образования. М., 1994.
- Никитина, Г. Я. История культурно-досуговой деятельности: Учебное пособие / Г. Я. Никитина. М.: МГУК, 1998. — 65 с.
- Новаторов, В.Е. Культурно-досуговая деятельность. Словарь-справочник / В. Е. Новаторов. Омск, 1992.
- Новаторов, В.Е. Организаторы досуга / В. Е. Новаторов. М.: Советская Россия, 1987. — 117с.
- Новикова, Л.И. Воспитательная система: исходные позиции / Л.И. Новикова//Советская педагогика. 1991. — № 11.- С.25−30.
- Новикова, Л.И. Педагогическая деятельность коллектива: вопросы теории / Л. И. Новикова. М.: Педагогика, 1978. — 144с.
- Новоселова, А.С. Специфика воспитательной работы с педагогически запущенными подростками / А. С. Новоселова. Пермь, 1988.- 196 с.
- Обухов, Д.А. Социально-педагогическая адаптация подростков в учреждениях дополнительного образования: Дис.. канд. пед. наук.-Челябинск, 2000.-196 с
- Общение и формирование личности школьника: Опыт экспериментально-психологических исследований А. А. Бодалев и др. / Под ред. А. А. Бодалева, Р. Л. Кричевского. — М.: Педагогика, 1987. -149с.
- Ольшанский, Д.В. Взросление «Я» / Д. В. Ольшанский, — М.: Знание, 1988.-190 с.
- Ольшанский, Д.В. «Я сам!» (Очерки становления и развития детского «Я») / Д. В. Ольшанский. М.: Знание, 1986. — 93 с.
- Островский, А.И. Теория и практика педагогической профилактики правонарушений школьников-подростков. Автореф. дис. докт. пед. наук / А. И. Островский. Ташкент, 1990.- 45с.
- Острогорский, А.Н. Самоубийства и их причины. // Северный вестник. 1898. — № 5. — С.32−56.
- Панфилова, М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов, родителей. -М.: «Изд-во ГНОМ и Д». 2000, 160 с.
- Педагогическая энциклопедия. В 4-х тт. М.: Советская энциклопедия, 1968.
- Петровский, А.В. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А. В. Петровского. М.: Просвещение, 1973. — 288 с.
- Петровский, А.В. К пониманию личности в психологии / А. В. Петровский // Вопросы психологии. 1981. — № 2. — С.40−46.
- Петровский, А.В. Личность. Деятельность. Коллектив / А. В. Петровский.- М.: Просвещение, 1982. 255 с.
- Петровский, А.В. Социальная психология коллектива / А. В. Петровский. — М.: Просвещение, 1978. 176с.
- Пирожков, В.Ф. Криминальная психология / В. Ф. Пирожков. Кн.2: Подросток в условиях изоляции. М.: Ось-89,1998.- 320 с.
- Поддержка социально незащищенных подростков / Научн. ред. А .Я. Журкина-М., 1997.- 118 с.
- Подросток нашего двора: Опыт, проблемы, перспективы развития: Тезисы докладов на межрегиональной научно-практической конференции / Под ред. Е. И. Григорьевой, Е. В. Великановой. Тамбов, 1999.-45 с.
- Подросток: проблемы социальной адаптации. Документы и материалы // Серия: Гос. мол. полит, в РФ: документы, опыт, практика. М.: Институт молодежи. Центр образования молодежи «Демократия и развитие», 1995. — 98 с.
- Полукаров, В.В. Подростковый клуб: самодеятельность, творчество, самоопределение / В. В. Полукаров. М: Знание, 1988. -79с.
- Попцов, С.Б. Продуктивное обучение подростков в учреждениях дополнительного образования. Автореф. дис.. канд. пед. наук. -Оренбург, 1999.-18 с.
- Правовые основы предупреждения и преодоления девиантного поведения детей и подростков // Государство и право. 1999. — № 5. -97с.
- Прихожан, A.M. Причины, профилактика и преодоление тревожности // Психологическая наука и образование. 1998. — № 3. — С. 11−18.
- Птичкина, Е.Л. Внутрисемейные детерминанты девиантного поведения старших подростков: Автореф. дис.. канд. психол. наук:1900.13 / Рос. акад. образования. М. 2001. — 24 с.
- Развитие школы как инновационный процесс: Методическое пособие / Под ред. М. М. Поташника. М, 1994.
- Реан, А. А. Характерологические особенности подростков-делинквентов / А. А. Реан // Вопросы психологии. — 1991. — № 4.-С. 14−22.
- Ремшмидт, X. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности: Пер. с нем. / X. Ремшмидт. М.: Мир, 1994,320 с.
- Роджерс, К. Эмпатия: Пер. с англ. / К. Роджерс // Психология эмоций: Тексты. М, 1984. — 280 с.
- Рожков, М.И. Социальные пробы как фактор социализации учащихся / М. И. Рожков // Ярославский педагогический вестник. — 1994. — № 1.-С.44−128.
- Российская педагогическая энциклопедия / Под ред. А. А. Давыдова Т.1. — М, 1993- Т. 2. — М., 1999.
- Российская социологическая энциклопедия / Под общ. ред. академ. РАН Т. В. Осипова. М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРП, 1998.-672 с.
- Рубинштейн, C.JI. Проблемы общей психологии / C. J1. Рубинштейн. М.: Педагогика, 1976. — 416 с.
- Рычкова, Н.А. Поведенческие расстройства у детей: диагностика, психопрофилактика и коррекция / Н. А. Рычкова. М.: Тандем, изд-во «Гном-экспресс», 1998. — 84 с.
- Рязанова, Д.В. Социальная адаптация школьника: Дис.. канд. пед. наук. М., 1995. — 154 с.
- Сарджвеладзе, Н.И. Личность и ее взаимодействие с социальной средой / Н. И. Сарджвеладзе. Тбилиси: Мецниереба, 1989. — 205 с.
- Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие / Г. К. Селевко. М.: Народное образование, 1998. -256с.
- Семенова, В.В. Качественные методы: введение в гуманистическую социологию / В. В. Семенова. М.: Добросвет, 1998.- 292с.
- Сикорская, Л. Профильный лагерь по реабилитации подростковой группы риска / Л. Сикорская. М., 1995. — 101с.
- Скаткин, М.Н. Методология и методика педагогического исследования: В помощь начинающему исследователю / М. Н. Скаткин.- М.: Педагогика, 1986. 152с.
- Скачков, А.В. Дополнительное образование как социально-педагогическая проблема: Дис.канд. пед. наук. Ростов — на — Дону, 1996.- 189с.
- Слободчиков, В.И. Образовательная среда: реализация целей образования в пространстве культуры / В. И. Слободчиков // Новые ценности образования: культурные модели школ. Вып. 7. — М., 1997. -с. 177−185.
- Смелзер, Н.Дж. Социология: Пер. с англ. / Н.Дж. Смелзер. — М.: Феникс, 1994.-687с.
- Сметанина, Н.И. Организация свободного времени учащихся как предмет педагогического руководства: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1991, — 17 с.
- Смирнов, Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. М.: АПК и ПРО, 2002. — 121 с.
- Смирнова, Е.О. Проблема общения ребенка и взрослого в работах Л.С.Выготского и М. И. Лисиной / Е. О. Смирнова // Вопросы психологии. 1996. — № 6. — С.76−87.
- Совинок, П.И. Выборы сферы трудовой деятельности школьников во внеурочное время / П. И. Совинок. М., 1991. — 67с.
- Современные технологии социально-культурной деятельности: Учеб. пособие / Под науч. ред. проф. Е. И. Григорьевой. Тамбов: Першина, 2004.-512 с.
- Соколов, Э.В. Досуг как составная часть социального образа жизни / Э. В. Соколов // Молодежь и культура: Сб. научн. тр. ЛГИК им. Н. К. Крупской. Л., 1977. — 206 с.
- Соколов, Э.В. Свободное время и культура досуга / Э. В. Соколов. -Л., 1977.-208 с.
- Социализация личности: Исторический опыт советского периода и современные тенденции: Сб. науч. тр. / Под ред. М. Г. Плоховой и Ф. А. Фрадкина. — М., 1993. 147с.
- Социальная работа с молодежью: Сб. научных статей и нормативных документов / Центр социально-психологической помощи молодежи «Шанс». Под ред. Куприяновой Г. В. Тула, 1999. — 124 е.
- Социально-культурная деятельность: поиски, проблемы, перспективы: Сборник статей / Науч. ред. Т. Г. Киселева, Ю. А. Стрельцов. М., МГУК, 1996. -147с.
- Социально-культурная деятельность: поиски, проблемы, перспективы: Сборник статей / Ред. коллегия Т. Г. Киселева (отв. ред.), Б. Г. Мосалев, Ю. А. Стрельцов. М., МГУК, 1999. — 132 с.
- Социальные технологии в сфере культуры и досуга. Опыт. Проблемы. Инновации: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Тамбов: Издательство ТГУ им. Г. Р. Державина, 2001. — 372с.
- Степанов, В.Г. Психология трудных школьников / В. Г. Степанов.- М.: Академия, 1996. — 320с.
- Стрельцов, Ю.А. Культурология досуга: Учеб. пос. / Ю. А. Стрельцов. Изд.2-е. — М.: МГУКИ, 2003. — 296 с.
- Стрельцов, Ю.А. Свободное время и развитие социокультурной деятельности / Ю. А. Стрельцов // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. М: Изд-во МГУКИ. — № 1. — 2003. — С. 76−85.
- Стрельцов, Ю.А. Человек в мире общения: Основы досуговой синергетики: Учеб. пособие /Ю.А. Стрельцов. М.: МГУКИ, 1 999 200 с.
- Суртаев, В .Я. Социально-педагогические особенности молодежного досуга / В. Я. Суртаев. Ростов-на-Дону, 1997. — С. 31 -41.
- Сухомлинский, В.А. Избранные произведения: В 5 т. / В.А. Сухомлинский- Ред. кол. А. Г. Дзеверин и др. — Киев: Рад. школа, 1979. -Т. 1,2,4.
- Сухомлинский, В.А. Как воспитать настоящего человека / В. А. Сухомлинский.-М.: Педагогика, 1990.-286с.
- Татьянченко, Д. Алгоритм разработки концепции дополнительного образования детей / Д. Татьянченко, С. Воровщиков, Т. Фомина-Внешкольник, 1998.- № 5.
- Титов, Б.А. Социализация детей, подростков и юношества в сфере досуга / Б. А. Титов. СПб: Санкт-Петербургская государственная академия культуры, 1996. — 275 с.
- Титов, Б.А. Социально-культурный потенциал системы дополнительного образования / Б. А. Титов // Дополнительное образование детей — фактор развития творческой личности. СПб., 1998.-С. 18−22.
- Туев, В.В. Социально-культурная деятельность как понятие (включение в дискуссию) / В. В. Туев // Ученые записки / Науч. ред.
- Киселева Т.Г., Черниченко В. И., Ярошенко Н. Н. -М.: МГУКИ, 2001. -С.25-39.
- Ураков, И.Г. Возрастные аспекты начального этапа формирования женского алкоголизма / И. Г. Ураков, И. Б. Власова // Клинические аспекты алкоголизма в подростковом возрасте. — М., 1982.-С. 51−53.
- Ушинский, К.Д. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. / К. Д. Ушинский. М.: Педагогика, 1974.
- Фельдштейн, Д. И. Психология воспитания подростка / Д. И. Фельдштейн. — М.: Знание, 1978. -47с.
- Фельдштейн, Д. И. Психология развития личности в онтогенезе / Д. И. Фельдштейн. — М.: Педагогика, 1989. 206с.
- Философские проблемы теории адаптации / Под ред. Г. И. Царегородцева. М., 1975. С. 232−234.
- Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. — 7-е изд., перераб. и доп.— М., 2001. 719с.
- Философский энциклопедический словарь / Под ред. Л. Ф. Ильичева и др. М.: Сов. энциклопедия, 1983. — 840 с.
- Флиер, А.Я. «Культура мира» и культурная компетентность личности / А. Я. Флиер // Вестник МГУКИ. № 1. — 2004. — С. 18−33.
- Флиер, А.Я. Российская культурология и ее общие основания как системы знаний / А. Я. Флиер // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. М: МГУКИ. -№ 1.-2003.-С. 34−45.
- Фришман, И.И. Методика работы педагога дополнительного образования: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / И. И. Фришман. М.- Издательский центр «Академия», 2001. — 160 с.
- Фролова, Г. И. Организация и методика клубной работы с детьми и подростками: Учеб. пособие для ин-тов культуры / Г. И. Фролова. — М.: Просвещение, 1986. 157с.
- Хризман Т.П. Эмоции, речь и активность мозга / Т. П. Хризман,
- B.П.Еремеева, Т. Д. Лоскутова. М.: Педагогика, 1991, 232 с.
- Шабалина, В.В. Зависимое поведение школьников. СПб.: Медицинская пресса, 2001. — 176 с.
- Шабанов, П.Д. Руководство по наркологии. СПб., 1999. — 216 с.
- Шамсутдинова, Д.В. Социально-культурная интеграция личности в сфере досуга / Д. В. Шамсутдинова. Казань: Изд-во Казанск. Ун-та, 2001.-256 с.
- Шацкий, С.Т. Избранные педагогические произведения: В 2 т. /
- C.Т. Шацкий.-Т. 1.-М.: Педагогика, 1990.-370с.
- Шацкий, С.Т. Избранные педагогические произведения: В 2 т. / С. Т. Шацкий.- Т.2. М.: Педагогика, 1990.- 388с.
- Щетинская, А.И. Педагогическое управление деятельностью учреждений дополнительного образования детей: Автореф. дис.канд. пед. наук. М., 1995.-17с.
- Шинкевич, И.В. О некоторых современных тенденциях и проблемах развития сферы внешкольного дополнительного образования детей / И. В. Шинкевич // Внешкольник. Ярославль, 1996. -№ 3. — С. 7−9.
- Шмаков, С.А. Потехе час (Проблема свободного времени) / С. А. Шмаков. — М.: Знание, 1975. — 96с.
- Шульга, Т.И. Методика работы с детьми «группы риска» / Т. И. Шульга, В. Слот, Х.Спаниярд. 2-е изд. доп. — М.: Изд-во УРАО, 2001. -128 с.
- Экологическое движение клуб: Опыт. Перспектива. (Методич.рек.) / Всесоюз. науч.-метод. Центр нар. творчества и культурно-просв. работы Сост. Е. А. Макеева, Н. Н. Фокина. М.: ВНМЦНТИКПР, 1990.-51с.
- Эльконин, Д.Б. Детская психология (Развитие ребенка от рождения до семи лет) / Д. Б. Эльконин. М.: Учпедгиз, 1960. — 328 с.
- Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды / Д.Б. Эльконин- Под ред. В. В. Давыдова, В. П. Зинченко. М.: Педагогика, 1989.- 554 с.
- Эльконин, Д.Б. К проблеме периодизации психологического развития в детском возрасте / Д. Б. Эльконин // Вопросы психологии. -1971. № 4. — С.6−20.
- Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция / В. В. Лебединский, О. С. Никольская, Е. Р. Баенская, М. М. Либлинг. М.: Изд-во МГУ, 1990. — 197 с.
- Эстетическое воспитание молодежи в клубных учреждениях: Сб. научн. трудов / ВЦСПС, Высш. проф. шк. культуры Отв. В. Н. Орлов. -Л.: ВПШК, 1988.- 109с.
- Эхов, С.Ф. Программа дополнительного образования детей: Логика развития и методическое обеспечение / С. Ф. Эхов // Дополнительное образование детей — фактор развития творческой личности. —СПб, 1998.-С. 95−99.
- Ядов, В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения / В. А. Ядов // Методологические проблемы социальной психологии. -М.: Наука, 19 975.-С. 89−106.
- Ядов, В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы / В. А. Ядов. Самара: Самарский университет, 1995.-328 с.
- Якобсон, П. М. Психология чувств / П. М. Якобсон. М, 1958.
- Яковлева, Е.Л. Психическое развитие творческого потенциала личности / Е. Л. Яковлева. М.: «Флинта», 1997. — 224с.
- Ярошенко, Н.Н. Социально-культурная деятельность в контексте формирования новых качеств социального взаимодействия // Ученые записки / Науч. ред. Киселева Т. Г., Черниченко В. И., Ярошенко Н. Н. -М.: МГУКИ, 2001.-С.25−39
- Ярошенко, Н.Н. Социально-культурная деятельность: парадигмы, методология, теория: Монография / Н. Н. Ярошенко. М.: МГУКИ, 2000. — 204 с.
- Ярошенко, Н.Н. Теория внешкольного образования (конец 19 -первая треть 20 века): Хрестоматия / Н. Н. Ярошенко. М., 2000. — 207 с.
- Abandinsky, Н. Drug Abuse: an Introduction / H. Abandinsky. -Chicago, Illinois, 1990. 360 p.
- Activities of the United Nations International Drug Control Program, Report of the Executive Dire.to. // UNDS, 1999. 70 p.
- Bill, J. Helping in Social Work. Rout iedge Kegan Paul / J. Bill. -London, Boston and Henley, 1979. 150 p.
- Drug Dependence and Alcohol related problems. A Manual for Community Health Workers with Guidelines for Trainers // World Health Organization. — Geneva, 1986. — 98 p.