Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Административно-правовое регулирование банковской деятельности Центральным Банком Российской Федерации

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Рассмотрение названных мер невозможно без, раскрытия сути и — содержания каждой. Так, необходимоисходить из того, что установление требований к финансовой устойчивости кредитной, организации заключается* в. анализе финансового состояния и финансовой устойчивости как самих кредитных организаций, так и их участников (акционеров). Установление требований к приобретателям акций (долей) кредитной… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. Методологические и организационные основы административно-правового регулирования банковской деятельности
    • 1. 1. Методы административно-правового регулирования: понятие и основные принципы
    • 1. 2. Возникновение и развитие методов административного регулирования банковской деятельности
    • 1. 3. Правовые особенности организации банковской системы Российской Федерации в условиях реформирования экономических отношений
  • ГЛАВА II. Современные особенности административно-правового регулирования банковской деятельности Центральным Банком Российской Федерации
    • 2. 1. Специфика основных мер административного воздействия, применяемых Банком России
    • 2. 2. Проблема соотношения мер административно-правового регулирования, используемых Центральным Банком Российской Федерации
    • 2. 3. Пути совершенствования административно-правового регулирования деятельности банков в условиях реформирования банковской сферы

Административно-правовое регулирование банковской деятельности Центральным Банком Российской Федерации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Государственное регулирование любого вида общественных отношений, в том числе и банковской деятельности, требует наличия определенной выстроенной системы организационного обеспечения. Основанием такой системы является правовое регулирование. Оно включает в себя механизм доведения управляющего воздействия государства до объекта управления. В структуре этого механизма можно выделить два направления, одно из которых заключается в том, что существует определенная группа государственных органов, уполномоченная на основе закона осуществлять управленческие действия от имени государства, а вторая, это совокупность форм, методов и способов, используемых этими органами в процессе регулирования банковской деятельности.

Банковская система-, сложившаяся в России, является двухуровневой. Первый уровень занимает Центральный банк РФ, имеющий особый статус. Кредитные организации представляют собой второй уровень банковской системы.

Центральный банк Российской Федерации не отнесен законодательством ни к одной из ветвей государственной власти и его особый статус установлен Конституцией Российской Федерации. Центральный Банк Российской Федерации является основным субъектом управления и административно-правового регулирования финансовых отношений в банковской сфере. При этом он наделен публично-правовым статусом, сочетающимся со статусом частно-правовым, и обладает правом принимать правовые акты в целях выполнения своих функций.

К числу таких функций Центрального Банка Российской Федерации Федеральный закон № 86-ФЗ от 10 июля 2002 г. «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)» (далее

Закон о Банке России) относит функции регулирования и надзора, определяя, что Банк России является органом банковского регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций (ст. 55 Закона о Банке России).

Необходимо отметить, что при надзоре не происходит вмешательства в оперативную деятельность кредитной организации, поскольку согласно требованиям Закона о Банке России (ч. 2 ст. 56), Банк России не имеет права вмешиваться в оперативную деятельность, кредитных организаций, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом. Части 1—2 статьи 56 указанного Федерального закона устанавливают, что «Банк России является органом банковского регулирования и банковского надзора. Банк России осуществляет постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями и банковскими группами банковского законодательства, нормативных актов Банка России, установленных ими обязательных нормативов».

Иными словами, законодательно закреплено, что административно-правовые функции Банка России, отражают его властнуюприроду, но, в то же время, данные отношения власти и подчинения, основываются на принципах невмешательства в вопросы целесообразности деятельности.

За Банком России законодательно закреплены нормотворческие функции. Правовые акты Банка России являются значительной составной частью системы правовых актов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 7 Закона о Банке России Банк России, по вопросам, отнесенным' к его компетенции, издает нормативные акты (в форме указаний, положений, инструкций), обязательные для федеральных органов государственной-власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц, в чем раскрываются конкретные способы и приемы воздействия на волю и поведение участников управленческих отношений, применяемые Банком России.

Разрабатываемые правила имеют нормативную природу, поскольку направлены на многократное применение. По этой причине в основу их разработки должны быть положены актуальные нужды и прогнозируемые потребности в целом банковской системы, а не субъективное видение. Такой подход должен являться принципом формирования и функционирования банковской системы Российской Федерации.

Законодательство содержит ряд принципиальных требований в отношении нормативных актов Банка России, при этом сами нормативные акты получили на практике не всегда однозначное применение и развитие. Качественная нормотворческая деятельность Центрального банка Российской Федерации стала актуальной задачей в аспекте реализации административно-правого. регулирования банковской деятельности.

Эффективное осуществление Банком России своих административных функций и оперативное реагирование на изменения в условиях рыночной экономики является невозможным без качественного и эффективного осуществления Банком России своих нормотворческих полномочий, особенно полномочий в части методов воздействия на участников банковского сектора.

Вместе с тем, должна преобладать роль законодательных норм прямого действия, поскольку только такой подход может обеспечить стабильность правоотношений и усилить гарантии> защиты как самих кредитных организаций, так и их клиентов: Правовые акты Банка России, раскрывающие методы административно-правого регулирования банковской деятельности должны находиться в системной взаимосвязи с требованиями законов, поэтому необходимо выявление их места в системе правовых актов.

Правовое регулирование банковской деятельности носит комплексный характер. При этом административно правовые методы регулирования, совокупность применяемых административных мер, форм и приемов, является важнейшим звеном, направленным на достижение целей правового регулирования.

В качестве целей правового регулирования необходимо рассматривать вопросы юридической защиты и гарантий прав клиентов кредитных организаций, поскольку сущность кредитной организации основана на ее функционировании за* счет привлекаемых денежных средств. В этой части только эффективная и стабильная банковская система позволит защитить общество от возможных потрясений и способствовать экономическому росту.

По этой причине, являясь стратегическим сектором экономики, банковская деятельность нуждается не только в жестком правовом регулировании, но и в государственной поддержке.

Повышение уровня доверия в банковской сфере невозможно без четко проработанных механизмов административного воздействия на участников банковской системы, основанных на принципах последовательности государственной политики, актуальности применяемых мер и прогнозирования возможных потребностей.

Отмеченные обстоятельства свидетельствуют об актуальности и научной практической значимости проблемы методов административно-правового регулирования банковской деятельности, применяемых Банком России, что и предопределило выбор темы диссертационного исследования.

Степень разработанности проблемы.

На современном этапе развития российской юридической науки можно говорить об отсутствии комплексных научных исследований административно-правовых методов регулирования банковской деятельности со стороны Банка России. Вместе с тем необходимо отметить, что общетеоретические вопросы банковской деятельности как: правовой категории достаточно подробно исследованы отечественной наукой.

Основу исследования составил богатый в содержательном смысле теоретический материал ученых, внесших существенный вклад в разработку проблем общей теории права, конституционного права, административного права, финансового, банковского, гражданского права, и иных отраслей права, в том числе касающейся банковской сферы, таких как М. М. Агар ков, А. Ю. Викулин, Я. А. Гейвандов, Л. Г. Ефимова, Е. Ф. Жуков, Д. С. Кидуэлл, Ю. В. Кудрявцев, К. Д. Лубченко, В. В. Масленников, Л. А. Новоселова, О. М. Олейник, Г. В. Петрова, М. В. Пучкова, Ю. Л. Родзинский, С. В. Рыбакова, О. Н. Садиков, Г. Н. Старилов, Б. Н. Топорнин, Г. А. Тосунян, А. В. Турбанов, О. Е. Фомина, НЛО. Хаманева, Н. И: Химичева, В. Е. Чиркищ А.Е. Шерстобитов, Ю. Л. Шульженко, A.M. Экмалян, Н. Д. Эриашвили, А. Ю. Якимов и др.

Проблемы банковского права, его места и роль в структуре отечественнойправовой системы подробно освещалисьв трудах российских правоведов, среди которых можно назвать В. Д. Плагоц, С. А. Голубева, А. Г. Гузнова, А. С. Емельянова, Ю. В. Кучера, В. О. Ли, А. В. Напольнова, В. В. Недорезкова, Т. Оксюк, Е. Н. Пастушенко, Р. Л. Петерсон, С. Пыхтим, Ю. Л. Родзинского, С. В. Рыбакову, К. Ю: Сальникова, О. С. Соколову, А. Сперанского, В. А. Тарачева, B.C. Черникова, Е. В. Черникову и др.

Традиционно в российской правовой науке правовое регулирование банковской, деятельности рассматривается в разрезе банковского права, что предопределяет общую направленность исследований, которые зачастую! не отражают административно-правового подхода и не акцентируют внимания на административно-правовых методах регулирования банковской деятельности.

Основные труды по банковскому праву посвящены гражданско-правовой природе правоотношений в банковской сфере и не всегда учитывают их публично-правовую составляющую.

Административно-правовому регулированию банковской деятельности, совокупности приемов и методов воздействия на участников правоотношений, роли и месту Банка России в складывающихся административных правоотношениях и в структуре публично-правовых отраслей на сегодняшний день в юридической науке пока еще не уделено должного внимания.

Фрагментарно, в основном в рамках финансового и банковского права административно-правовые методы управления банковской системой изучены М. М. Агарковым, О. А. Артемовой, О. А. Беляевой, Д. У. Блэкуэлл, А. А. Вишневским, Я. А. Гейвандовым, С. А. Голубевым, Р. К. Джанбалаевым, Л. Г. Ефимовой, JI.T. Казакбиевой, Ю. В. Кучера, О. И. Лаврушиным, А. А. Маковской, Е. Макаренко, В. В. Масленниковым, В. Ю. Мироновым, А. Е. Морозовым, А. Мурычевым, О. М. Олейник, Е. А. Павлодским, Е. Н. Пастушенко, Т. А. Пахалиной, Г. В. Петровой, Е. Ю. Плетневой, С. В. Рыбаковой, О. В. Савельевой, С. А. Ситарян, А. А. Савостиным, Ю. А. Соколовым, Т. Ф. Сойфер, E.JI. Тураджиевой, С. А. Уразовой, Г. Г. Фетисовым, Е. Е. Фроловой, А. Ж. Харатян, А. Е. Шерстобитовым, О. Ю. Шпитко, A.M. Экмаляном и др.

Вместе с тем, довольно большой массив норм, регулирующих банковскую деятельность, имеет административно-правовую природу. Однако необходимо признать, что сущность отношений административного характера в банковской сфере, их структура, содержание и объем, а так же роль и место в этих отношениях Центрального Банка Российской Федерации на сегодняшний день мало исследованы отечественной правовой наукой. Имеющиеся диссертационные исследования Е. Ю. Плетневой, О. В. Савельевой, E. JL Тураджевой, Е. Е. Фроловой, О. Ю. Шпитко, посвящены лишь отдельным моментам данной проблематики и не рассматривают вопрос в сугубо административно-правовом аспекте с уделением основного внимания Банку России как субъекту административно-правового воздействия.

Очевидно, чтобы обеспечить поступательное развитие в целом банковской системы, требуются* комплексные системные исследования. Об этом убедительно свидетельствует мировой опыт.

При этом, представляется невозможным ограничение регулирования публичной составляющей отношений' в банковской сфере финансовым и банковским правом, поскольку достаточно большой массив норм, регулирующих банковскую деятельность, имеет административно-правовую природу.

Цель и задачи исследования

.

Цель .исследования: Данная работа имеет целью наиболее полно и комплексно, с позиций системного подхода, изучить и, проанализировавохарактеризовать механизм^ административно-правового регулирования банковской деятельности со стороны Центрального Банка Российской Федерации, определитьпринципы такого регулирования, правовую природу возникающих правоотношений, их содержание, место и значение как предмета административно-правового регулирования. Кроме того, изучить основные теоретические вопросы применения, нормативных и ненормативных актов, Центрального Банка Российской Федерации, вопросы их практической реализации, выявить пробелы административно-правового регулирования банковской деятельности и выработать практические рекомендации! ипредложения, направленные на повышение эффективности нормотворческой и правоприменительной деятельности Банка России.

Достижение поставленной цели потребовало разрешения следующих задач:

Задачи исследования: проанализировать социально-экономическое значение банковской системы для определения целей государственного регулирования банковской деятельности;

— выявить особенности правового статуса Банка России на основе конституционных норм и определить его роль в административно-правовом регулировании банковской деятельности;

— изучить правовую природу отношений, складывающихся в сфере административно-правового регулирования банковской деятельности и проанализировать особенности банковской деятельности как объекта административно-правового регулированияраскрыть, применительно к нормотворческой и правоприменительной деятельности, основные черты правового статуса Банка России;

— выявить особенности административно-правовых отношений в банковской сфереохарактеризовать основные проблемы установления и осуществления административно-правового регулирования банковской деятельности со стороны Центрального банка Российской Федерации, в том числе проблему соотношения применения санкций;

— на основе проведенного исследования наметить дальнейшие пути по разработке и совершенствованию законодательства, регулирующего банковскую деятельность, а так же выработать научные рекомендации по совершенствованию правотворческой функции Банка России и практики ее реализации.

Объект исследования. Объектом исследования являются общественные отношения в сфере административно-правового регулирования банковской деятельности, правотворческая и правоприменительная деятельность Центрального Банка Российской Федерации с присущими ей особенностями.

Предмет исследования.

Предмет исследования составляют административно-правовое регулирование банковской деятельности со стороны Банка России, комплекс теоретических и практических вопросов нормотворческой и правоприменительной деятельности Центрального банка Российской Федерации, которые выражают присущие только ей качества, особенности, внутреннюю организацию, состояние и перспективы развития банковского законодательства, а также содержание конкретных административно-правовых норм, регулирующих правоотношения в банковской сфере.

Методологическая основа.

Методологической основой исследования является система научных методов познания, которая позволяет осуществить всесторонний анализ предмета исследования и сделать соответствующие выводы. Для правильного, объективного и полного решения задачи исследования используются методы познания, разработанные философской наукой и применяемых юридическими науками: всеобщий (материалистическая диалектика), общенаучные (анализ, синтез, системный и функциональный подходы, обобщение, сравнение), частно-научные (исторический подход) и частноправовые (толкование, специально-юридический подход, формально-юридический и сравнительно-правовой) методы.

Научная и нормативно-правовая база исследования.

Теоретическую базу диссертационного исследования составляют научные труды российских и ряда зарубежных ученых, занимающихся проблемами административно-правового регулирования. Нормативную основу диссертационного исследования составляют: Конституция РФ, Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», Федеральный закон «О банках и банковской деятельности», другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты РФ (указы Президента РФ, постановления Правительства

РФ, правовые акты Центрального банка Российской Федерации), а так же ненормативные акты Банка России (письма, официальные разъяснения). Для решения отдельных задач исследования потребовался также анализ международно-правовых документов в сфере банковской деятельности, таких как Международные стандарты финансовой отчетности.

Широкий спектр исследований проводился и в сфере правоприменительной деятельности Банка России и в судебной практике. Анализ правового статуса Центрального банка Российской Федерации и места его правовых актов предпринят с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

Научная новизна исследования

Научная новизна исследования обусловлена постановкой проблемы, недостаточной степенью ее теоретической разработанности.

В диссертации сделана попытка комплексного исследования административно-правового регулирования банковской деятельности со стороны Центрального Банка Российской Федерации. В диссертационном исследовании впервые осуществлен системный анализ правового регулирования административных отношений в банковской сфере с позиции относительно обособленной группы общественных отношенийвыявлено значение правовых актов Центрального банка Российской Федерации в аспекте их роли в административно-правовом регулировании деятельности кредитных организацийпоказано значение правовых актов Банка России в аспекте их роли в административно-правовом регулировании деятельности кредитных организаций, а так же выявлена сущность, основные принципы, особенности организации и функционирования банковской системы в Российской Федерации.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Определена правовая природа правоотношений в банковской сфере, которая носит комплексный характер, сочетающий в себе публично-правовые и частно-правовые начала, что предполагает необходимость регулирования данных правоотношений как нормами частного, так и нормамипубличного права, в том числе административного права, исключительно на условиях гибкого сочетания императивного и диспозитивного методов правового1 регулирования.

2. Представлена классификация административно-правовых отношений в банковской сфере, которая включает в себя:

— правоотношения, связанные с реорганизацией и преобразованием кредитных организаций;

— правоотношения по поводу обеспечения финансовой устойчивости кредитных организаций;

— правоотношения в сфере административного надзора за деятельностью кредитных организаций на предмет соблюдения ими положений действующего законодательства;

— правоотношения по реализации мер административно-правовой ответственности за нарушения законодательства в банковской сфере.

3. Выявлено значение правотворчества Центрального банка Российской Федерации, представляющего собой одну из форм его деятельности, которая направлена на достижение таких целей, как обеспечение стабильности финансовой системы, эффективность использования банками общественных средств, мобилизация банковской системы на решение стоящих перед государством экономических и политических задач, обеспечение сохранности денежных средств населения, организация денежного рынка страны и платежной системы, регулирование конкуренции на банковском рынке, обеспечение открытости рынка банковских услуг для всех социальных групп населения. При этом в большой степени правовые акты Банка России направлены на административное регулирование отношений в, банковской сфере и составляют самостоятельную группу источников права. Обосновывается необходимость административно-правового регулирования отношений на основе закона и наделения Банка России правом законодательной инициативы.

4. Сформулировано предложение о необходимости кодификации банковского законодательства с целью определения фундаментальной программной задачи регулирования отношений в банковской сфере. Кодификация позволит в рамках единой структуры, сгруппировать законодательные нормы, относящиеся к банковской сфере на условиях доминирования фундаментальных представлений общества о банках, их роли в экономике, характере собственности, роли государства, межбанковской конкуренции и других положений, выработанных мировой теорией.

5. Обоснована необходимость законодательного установления и закрепления * процессуальных норм, касающихся административно-правового регулирования банковской деятельности со стороны Центрального Банка Российской Федерации, с установлением условий и порядка вынесения Банком России индивидуальных правовых актов применения права, его обжалования и отмены.

6. Сформулировано предложение об ограничении права Банка России на мотивированное суждение в аспекте качественной диагностики состояния кредитной организации четко установленными законодательными критериями и формулировками.

7. Предложено расширить границы административной ответственности за нарушение законодательства в банковской сфере, дополнить главу 15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях «Административные правонарушения в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг» специальными правовыми нормами. г

8. Определено, что административно-предупредительная мера воздействия Банка России на участников отношений в части контроля за использованием ненадлежащих актов должна иметь нормативно-правовое выражение, а не рекомендательное, которыми являются письма Банка России. От этого во многом зависит единообразие в подходе к оценке финансовой деятельности той или иной кредитной организации. Большое значение при определении и нормативном закреплении признаков использования ненадлежащих активов должно уделяться установлению четких и однозначных критериев, а не перечислением возможных вариантов правовых схем.

9. Обосновывается необходимость единого нормативного подхода к определению минимально допустимого значения норматива достаточности капитала (HI) вне зависимости от размера уставного капитала кредитных организаций.

10. Сформулировано предложение о необходимости предусмотреть процедуру направления и порядок рассмотрения возражений кредитной организации по результатам проведенных проверок по аналогии процедуры возражений на акт налоговой проверки, предусмотренной налоговым законодательством.

Теоретическая и практическая значимость диссертации

Теоретическая и практическая значимость работы состоит в выработанных положениях и выводах, которые могут быть, использованы в процессе совершенствования административноправового регулирования банковской деятельности в России: в нормотворческой работе по совершенствованию административного и банковского законодательства;

— в научно-исследовательской работе при анализе актуальных проблем банковских отношений в целом и в сфере государственного регулирования банковской деятельности в частностиI

Кроме того, теоретическая и практическая значимость заключается так же в том, что на основе проведенного исследования сделаны выводы, которые могут расширить основу для дальнейшей теоретической и практической разработки проблем организации в Российской Федерации системы административно-правового регулирования банковской деятельности на основе единых фундаментальных подходов и принципов.

Апробация результатов исследования.

Основные положения диссертации были опубликованы в ряде периодических изданий в виде научных статей и тезисов, а так же внедрены в практику деятельности ряда кредитных организаций.

Полученные в ходе исследования результаты были апробированы диссертантом в процессе трудовой деятельности в кредитных организациях.

Структура исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения, списка использованных источников и литературы.

Заключение

;

Проанализированные в работе методологические и организационные основы административно-правового регулирования' банковской деятельности, а так же современные особенности административного регулированиябанковской деятельности Центральным Банком* Российской Федерации, позволяют сделать вывод о том, что банковская система не. может быть полностью самоуправляющейся? и> нуждается* в определенном? управлении: со стороны государства. Под таким?- государственным управлением необходимо понимать целенаправленное воздействие государства на-общественные отношения в банковскойсфере, гдеБанк России на сегодняшний день является ключевым звеном, наделенным правом в. пределах своих полномочий использовать административное принуждение.

Специфика основных мер административно-правового воздействия, применяемых Банком России, может быть рассмотрена по принципу классического в административной науке разделения мер административного принуждения' на административнопредупредительные меры, меры административного пресечения и административной ответственности.

Исходя из данного подхода, применяемые Банком России к кредитным организациям меры воздействия могут быть сгруппированы в зависимости от их направленности. Так, принятая за основу профилактическая направленность отдельных мер административного воздействия, позволяет по данному принципу отнести ряд применяемых Банком России административных мер к числу административно-предупредительных.

Исходя из классического понимания административно-предупредительных мер, которые не являются мерами наказания^ и. применяются в случае, когда еще нет правонарушения в целях охраны, интересов как средство предотвращения ипредупреждения вредных последствий, к числу административно-предупредительных мер возможно отнести: установление требований к финансовой устойчивости кредитной организацииустановление требований^ к приобретателям акций (долей) кредитной организацииустановление требований в отношении надлежащих активовустановление требований 1 к выполнению обязательных нормативов.

Рассмотрение названных мер невозможно без, раскрытия сути и — содержания каждой. Так, необходимоисходить из того, что установление требований к финансовой устойчивости кредитной, организации заключается* в. анализе финансового состояния и финансовой устойчивости как самих кредитных организаций, так и их участников (акционеров). Установление требований к приобретателям акций (долей) кредитной организации, находит свое выражение так же и в установлении требований к формированию капитала кредитной организации. К числу административно-предупредительных мер можно отнести меры, касающиеся установления требования в части использования в капитале кредитной организации ненадлежащих активовв установлении обязательных нормативов. Установление требований к выполнению обязательных нормативов, как административно-предупредительная мера, раскрывается посредством рассмотрения содержания обязательных нормативов, устанавливаемых Банком России в целях обеспечения устойчивости кредитных организаций. В частности, раскрывается содержание требований Банка России к минимальному размеру уставного капитала, минимальному риску на одного заемщика и группе связанных заемщиков. Сгруппировав применяемые Банком России меры административного предупреждения по общим признакам, например, выделив в качестве административно-предупредительной меры установление требований к выполнению обязательных нормативов, тем не менее, необходимо рассматривать их содержание как самостоятельные элементы. Так, установление требований к ликвидности (норматив ликвидности) является содержанием административно-предупредительной меры Банка России по установлению требований к выполнению обязательных нормативов, но, в то же время, установление требований к ликвидности рассматривается и как самостоятельная административно-предупредительная мера. С позиции отдельных административно-предупредительных мер, применяемых Банком России, необходимо рассматривать меры по установлению БанкомРоссии требований к качеству ссудной задолженности, достаточности собственных средств* (капитала) кредитной организациитребований к максимальному размеру кредитов, банковских гарантий, поручительств, требования к совокупной величине риска по инсайдерам банка.

Определяя специфику мер административного пресечения, за основу целесообразно брать классическое в административном праве понятие меры административного пресечения, которое используется как средство принудительного прекращения происходящих правонарушений, и предотвращения вредных последствий. Аналогичныйt подход целесообразно применять и при рассмотрении мер административной ответственности (наказания). При этом, необходимо исходить из того, что нормативные акты Банка России не учитывают классический подход административной науки, касающийся классификации мер административного принуждения. Вместе с тем, учитывая, что Банк России в своих нормативных актах (Инструкция № 59 от 31.03.1997 г.) классифицирует меры воздействия на два типа: предупредительные и принудительные, исходя из принципа направленности применяемых мер, возможно выделить меры административного пресечения и меры ответственности (наказания):

Выявление содержания названных мер и их отнесение к той или иной группе производится посредством анализанормативных актов Банка России, в частности Инструкции' № 59 от 31.03.1997 г., а так же анализа положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Рассматривая вопросы соотношения мер административно-правового' регулирования, используемых Центральным Банком Российской Федерации, необходимо исходить из того, что на сегодняшний день, что согласно Инструкции № 59* от 31.03.1997 г., принятой целях реализации1 полномочий по надзору за деятельностью-кредитных организаций, определенных Федеральным законом* «О Центральном банке Российской Федерации- (Банке России)» ^ «конкретный состав применяемых Банком России мер воздействия, может включать как меры воздействия только одного типа (предупредительные или принудительные), так и сочетать меры воздействия разных типов, (пункт 1.3 Инструкции). Таким образом, это позволяет сделать вывод о том, что выбор мер, а соответственно и определение их характера, производится регулятором самостоятельно, исходя из положений Федеральных законов «О банках и банковской деятельности», «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» и других нормативных актов Банка России.

В то же время, необходимо учитывать, что выбор Банком России мер, применяемых к кредитным организациям и определение их характера, должно определяться целями административно-правового регулирования. Поэтому, применяемые Банком России меры воздействия и определение их характера (предупредительные, пресекательные, меры ответственности) должны согласовываться с целями управления банковской системой со стороны Банка России. Цели административно-правогоуправления Банка • России определяются1 целями государственной экономической политики, а экономическая политика любого государства преследует, прежде всего, цели экономического роста и стабильности.

Достижение данных целей невозможно без установления общих правовых рамок банковской деятельности и основ построения всей банковской системы, что может быть достигнуто за счет кодификации законодательства, которое на сегодняшний представляется громоздким и подчас запутанным, особенно в части, касающейся нормативных актов Банка России. Постоянное изменение нормативных актов Банка России с одной стороны благоприятно влияет на возможность быстрого реагирования на возникающие проблемы, но с другой стороны создают условия, затрудняющие нормальную работу.

Вместе с тем, необходимо исходить из того, что соотношение законов и подзаконных актов должно быть таким, чтобы подзаконные нормативные акты являлись инструментом оперативного воздействия на банковскую систему, на решение, главным образом, текущих задач при общих условиях, установленных законодательно.

Не менее важным остается вопрос «монопольной власти» Банка России в административном регулировании банковской деятельности. Как отмечают учетные, монопольная* власть Банка России в банковской системе обусловлена тем, что он, согласно действующему законодательству, единолично устанавливает правила осуществления банковской деятельности, в Россиипутем издания нормативных актов (при этом нормотворчество-Банка России регулирует и его собственную деятельность), выступает надзорным органом банковской системы (в том числе и над самим собой), выполняет контрольные функции в отношении кредитных организаций — субъектов второго уровня банковской системы, применяет санкции к тем, кто не выполняет его предписаний и распоряжений, осуществляет банковское лицензирование, а также отзывает лицензии на* осуществление банковской деятельности, выполняет расчетные функции, при этом сам устанавливает правила проведения расчетных операций в Российской Федерации, является эмиссионным центром* России, выступает кредитором в последней инстанции, разрабатывает и проводит учетную политику, активно осуществляет коммерческую деятельность1.

Из этого следует, что по сути Банк России в своем лице в виде единственного органа сосредоточил и нормотворческую и исполнительную и судебную функции в рамках банковской! системы. Такое исключительно положение Центрального банка РФ в, управляемой им же системе приводят к ущемлению интересов' других участников банковской системы.

Изложенное, позволяет прийти к выводу о том, что только совместная деятельность и постоянная координация органов

1 Тосунян Г. Л., В и кули н Л. Ю. Деньги и власть. Теория разделения властей и проблемы банковской системы. M., 2000. С. 94. государственной власти, Банка России и других участников банковской системы позволит добиться эффективного регулирования. Все это говорит о необходимости четкого разграничения полномочий и о создании условий для осуществления взаимодействия.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации. 1993.
  2. Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. № 2 — ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации».// Российские законы. Сборник текстов. — М.: Изд-во БЕК, 2001.
  3. Часть первая Гражданского кодекса Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ. // СЗ РФ. — 1994. — № 32.
  4. Часть вторая Гражданского кодекса Российской Федерации от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ. // СЗ РФ. — 1996. — № 5.
  5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, от 30.12.2001 N 195-ФЗ, принят ГД ФС РФ 20.12.2001, «Российская газета», N 256, 31.12.2001.
  6. Часть первая Налогового кодекса Российской Федерации // СПС «Гарант».
  7. Часть вторая Налогового кодекса Российской Федерации // СПС «Гарант».
  8. Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» // СЗ РФ, 1996, №.1, ст. 1.
  9. Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» // СЗ РФ, 1998, №.7, ст. 785.
  10. Федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности», СЗ РФ, 2001, № 33 (ч.1).
  11. Федеральный закон от 29 октября 1998 г. № 164-ФЗ «О лизинге» (с изм. и доп. на 12.03.2002 г.) // СЗ РФ, 1998, №.44.
  12. Федеральный закон от 16 июля 1998 г. № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)» // СЗ РФ, 1998, № 29.
  13. Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. № 39-Ф3 «О рынке ценных бумаг» (с изм. и доп. на 12.03.2002 г.) // СЗ РФ, 1996, №.17.
  14. Закон РФ от 2.12.1990 № 395−1 «О банках и банковской деятельности».
  15. Федеральный закон от 10 июля 2002 года4 N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 28).
  16. Закон РФ от 09.10.1992 № 3615−1. (ред. от 30.12.2001) «О, валютном регулировании и валютном контроле».
  17. Федеральный закон от 21.11.1996 N 129-ФЗ «Обухгалтерском учете», СЗ РФ. 1996. N 48.
  18. Федеральный закон от 30.11.1995 N 190-ФЗ «О финансово-промышленных группах».
  19. Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-Ф3 «О валютном регулировании и валютном контроле», «Российская газета», N 253, 17.12.2003.
  20. Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», СЗРФ. 2006. N31 (ч. 1).
  21. Федеральный закон от 26.03.1998 N 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях», «Российская газета», N 67, 07.04.1998.
  22. Федеральный Закон «О кредитных историях» N 218-ФЗ от 30 декабря 2004 г, СЗ РФ. 2005. N 1 (ч. 1).
  23. Федеральный закон от 08.07.1999 № 144-ФЗ (с изм. От 03.07.2001) «О реструктуризации кредитных организаций».
  24. Федеральный закон от 25.02.1999 № 40-ФЗ (ред. от 07.08.2001) «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций».
  25. Федеральный закон от 23 декабря 2003 года N 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 52, ст. 5029- 2006, N31).
  26. Федеральный закон от 08.08.01 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем» // СПС «Гарант», ООО НПП «Гарант-Сервис», Москва, 2002.
  27. Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях». // СПС «Гарант», ООО НПП «Гарант-Сервис», Москва, 2002.
  28. Федеральный закон РФ от 17 ноября 1995 г. № 168-ФЗ «О Прокуратуре Российской Федерации». // СЗ РФ. — 2001. — № 47.
  29. Федеральный закон РФ от 11 января 1995 г. № 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации». // Ведомости Федерального Собрания РФ. — 2001. — № 5.
  30. Постановление Правительства РФ от 10 августа 2005 г. N 501 «О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном наосуществление функций по контролю и надзору за деятельностью бюро кредитных историй» // СЗ РФ. 2005. N 33.
  31. Заявление Правительства РФ, ЦБ РФ от 3012.2001 «О стратегии развития банковского сектора Российской Федерации».
  32. Постановление Правительства Российской Федерации № 506 от 30 сентября 2004 года «Об утверждении положения о Федеральной налоговой службе»,"Российская газета", N219, 06.10.2004.
  33. Постановление Пленума ВАС РФ от 27 января 2003 г. N 2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».
  34. Комментарии законов Российской Федерации («О банках и банковской, деятельности», «О Центральном банке Российской Федерации», «О' валютном регулировании и валютном- контроле», «О переводном и простом векселе»). — М.: Фонд «Правовая культура», 1998.
  35. Комментарий к Налоговому кодексу РФ части первой (в редакции Федерального закона от 9 июля 1999 г.). / Под общей редакцией Г. В. Петровой. —М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М, 1999.
  36. Комментарий части* первой ГК РФ. М.: Редакция журнала «Хозяйство и право», Фирма «СПАРК», 1995.
  37. Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации. / Под общей редакцией Ю. В. Кудрявцева. — М.: Фонд «Правовая культура», 1996.
  38. Федеральный закон «О банках и банковской деятельности». Введение. Текст. Комментарии /Под ред. К. Д. Лубенченко. — М.: Издательский дом «Банковское дело», 1998.
  39. О.Е. Постатейный комментарий к Федеральному закону «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» // Справочная правовая система «Гарант».
  40. О.Е. Комментарий’к Закону «О банках и банковской деятельности». // Справочная правовая система «Гарант».
  41. Приказ ЦБ РФ от 25.03.1997 № 02−101 (ред. от 11.01.2001) «О введении в действие Положение Банка России от 25.03.1997 № 56 „О порядке ведения кассовых операций в кредитных организациях на территории"Российской Федерации“.
  42. Письмо ЦБ РФ от 10.02.1992 г. № 14−3-20 (ред. от 29.11.2000) „Положение о сберегательных и депозитных сертификатах кредитных организаций“. 67. „Унифицированные Правила по инкассо“ (Публикация Международной торговой палаты № 322 (ред. 1978 г.).
  43. Приказ ЦБ РФ от 27.08.1997 № 02−371 (ред. от 24.10.1997) „О порядке осуществления переводов иностранной валюты из Российской Федерации и в Российскую Федерацию без открытия текущих валютных счетов“. Порядок утв. ЦБ РФ 27.08.1997, № 508.
  44. Указание Банка России № 1379-У от 18.02.2005 г. „Об оценке финансовой устойчивости' банка в целях признания ее достаточной для участия в системе страхования вкладов“.
  45. Положение Банка России от 05.12.2002 N 205-П"0 правилах ведения* бухгалтерского учета- bs кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации», Вестник Банка России. 2002. N70−71.
  46. Указание Банка России от 25.12.2003 N 1363-У «О составлении и представлении финансовой отчетности кредитными организациями», Вестник Банка России. 2003. N 72.
  47. Указание Банка-России от 25.07.2003 N 1311-У «О порядке отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций при установлении существенной^ недостоверности отчетных данных», Вестник Банка России. 2003 .N51.
  48. Инструкция Банка России от 01.10.1997 N 1 «О порядке регулирования деятельности банков», Вестник Банка России. 1999. N N 33, 42, 43, 56, 60, 66- 2000. NN 26, 53- 2001'. NN 18, 25, 53- 2002. NN 15, 29.
  49. Инструкция Банка России от 16.01.2004 N 110-И' «Об обязательных нормативах банков», Вестник Банка России. 2004. N11.
  50. Инструкция Банка России от 31.03.1997 N 59 «О применении к кредитным организациям мер воздействия», Вестник Банка России. 2002. N 4- 2004. N 44.
  51. Правила ведения бухгалтерского учета? в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации" от 18.06.1997 N 61, утвержденные Приказом ЦБ РФ от 18.06.1997 N 02−263.
  52. Письмо Банка России от 4 сентября 2006 г. N 33−2-14/4447.
  53. Указание ЦБ РФ от 19.03.1999 N 513-У, «Вестник Банка России», N 17, 24.03.1999.
  54. Инструкция ЦБ РФ от 16.01.2004' N 1 Ю-№"0б обязательных нормативах банков1.', Зарегистрирована в Минюсте РФ 06.02.2004 N 5529, «Вестник Банка России», N 11, 11.02.2004.
  55. Письмо Банка России № 106-Т от 10.09.2004 г. «О расчете норматива максимального риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков (Н6)», «Вестник Банка России», N 56, 17.09.2004.
  56. Положение ЦБ РФ от 14.05.2003 N 227-П «О порядке ведения учета и представления-информации об аффилированных лицах кредитных организаций».
  57. Приказ Минфина РФ от 13.01.2000 N 5н. «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету „Информация-об аффилированных лицах“ ПБУ 11/2000″, Зарегистрировано в Минюсте РФ 10.05.2000 N 2215, „Российская газета“, N 92−93, 16.05.2000.
  58. Письмо Банка России от 27.07.2000 N 139-Т, „Вестник Банка России“, N42, 02.08.2000.
  59. Положение Банка России от 20.03.2006 N 283-П „О порядке формирования, кредитными организациями резервов на возможные потери“, „Вестник Банка России“, N26, 04.05.2006:
  60. Инструкция Банка России от ЗОиюня^ 1997 года N 62а „О порядке формирования и использования резерва на возможные потери по ссудам“ („Вестник Банка России“ от 31.12.1997 N 91−92).
  61. Положение Банка России от 24.09.1999 N 89-П „О порядке расчета кредитными организациями размера рыночных рисков“, „Вестник Банка России“, N 60, 29.09.1999.
  62. Письмо Банка России от 30.03.2005 N 50-Т „О постановке кредитных организацию на специальный учет в органах Федерального пробирного надзора“, „Вестник Банка России“, N 18, 06.04.2005.
  63. Инструкция ЦБ РФ от 30.11.2000 N 94-И „О порядке определения массы драгоценных металлов и драгоценных камней иисчисления их стоимости’в Банке России и1 кредитных организациях“.// Вестник Банка России. 2004. N 15.
  64. Инструкция ЦБ РФ от 22.05.1996 N 41 „Об установлении лимитов открытой валютной позиции и контроле за их соблюдением уполномоченными банками • Российской Федерации“. Пункты 1.1, X II Вестник Банка России. 1996. N 15.
  65. Официальное*разъяснение Банка России от 17 декабря 2004 года № 31-ОР „О (применении отдельных положений инструкции Банка России от 16.01.2004 г. № 110-И „Об обязательных нормативах банков“, „Вестник Банка России“, N 73, 23.12.2004.
  66. Инструкция Банка России от 31 марта 1997 г. № 59 „О применении к кредитным организациям мер воздействия за нарушение пруденциальных норм деятельности“ „Вестник Банка России“, N 23, 17.04.1997.
  67. Положение Банка России от 29.03.2004 N 255-П „Об обязательных резервах кредитных организаций“, Зарегистрировано в Минюсте РФ 23 апреля 2004 г. N 5769, „Вестник Банка России“, N 25, 30.04.2004.
  68. Письмо Банка России от 28.02.1997 N 419 „О мерах по усилению надзора за деятельностью кредитных организаций“, „Вестник Банка России“, N 15, 12.03.1997.
  69. Положение Банка России от 02.04.1996 N 264 „Об отзыве лицензии на осуществление банковских операций у кредитных организаций в Российской Федерации“, „Вестник Банка России“, N 16, 17.03.1999.
  70. Письмо Минюста РФ от 27.10.1999 N 8844-ЭР („Экономика и жизнь“, N 46, 1999- „Бюллетень Минюста РФ“, N 11, 1999).
  71. Инструкция Банка России от 11.09.1997 N 65 „О порядке осуществления надзора за банками, имеющими филиалы“, „Вестник Банка России“, N 59, 16.09.1997.
  72. Указание от 14.01.2004 № 1371-У „Об упорядочении актов Банка России“.
  73. Положение ЦБ РФ № 268-П от 19.04.2005 г. „О порядке и критериях оценки финансового положения физических лиц — учредителей (участников) кредитной организации“, (утв. ЦБ РФ 19.04.2005 N 268-П), (Зарегистрировано в Минюсте РФ 24.05.2005 N 6624).
  74. Заявление Правительства РФ, ЦБ РФ от 30.12.2001 „О стратегии развития банковского сектора Российской Федерации“, „Вестник Банка России“, N 5, 18.01.2002.
  75. Административное право России, Курс лекций, под редакцией доктора юридических наук, профессора Н. Ю. Хаманевой, М. ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007 704 с.
  76. Д.М., Административное право: Учебное пособие / Под ред. Проф. Г. А. Туманова. -М.: Юристъ, 1997.
  77. Российское административное право. Учебник / Адушкин Ю. С., Багишаев З. А., Манохин В. М. М.: Юристъ, 1996. — 472 с.
  78. Г. А., Викулин А. Ю. Банковское право России: понятийный аппарат и словарь нормативных терминов: Учебно-практическое пособие /Под ред профессора A.M. Экмаляна.—М.: Юристъ, 2000.
  79. Банковское право Российской Федерации. Общая часть: учебник, под общ.ред. акад. Б. Н. Топорнина.- М.: Юристъ, 1999. <
  80. М.М. Основы банковского права. М., 1996 г.
  81. Агарков М. М: Основы банковского права. Учение о ценных бумагах. М., 1994.
  82. Д.Р. Административно-правовое регулирование предпринимательской деятельности в особых экономических зонах Российской Федерации//"Право и политика“, 2006, N 10
  83. А.П., Кармолицкий А. А., Козлов Ю. М. Указ. Соч.- Бахрах Д. Н., Хазанов С. Д. Формы и методы * деятельности государственной администрации.- Старилов Ю. Н. Указ соч.
  84. С.С. Общие теоретические проблемы системы советского права, Госюриздат, 1961.
  85. Н.Г., Пессель М. А. Денежное обращение, кредит и банки. М.: АО „Финстатинформ“, 1995. — 296с-
  86. А.О. „Понятие и принципы построения банковского законодательства. Специальное банковскоезаконодательство в Российской Федерации“ // Право: теория и практика. М.: Тезарус, 2006, № 14. — С. 25−29.
  87. A.M. Правовое положение Центрального банка Российской Федерации (административно-правовой аспект). Автореферат дисс. к.ю.н., Екатеринбург. — 1997. — 20 с.
  88. Ученые записки. Вып. 8 Издание, Авторы: Редкол.: Бару М. И, Вильнянский С. И. (Отв. ред.), Гордон М. В., Пушкин А. А. Год издания: 1957 г., Харьков, С. 188.
  89. А. Г. Центральный банк в банковской системе России. М.: Спарк. 2001. — 335 с.
  90. А.Г. Банковское право (теория и практика).- М.: Издательство „ПРИОР“, 2000. — 320 с.
  91. А.Ю. Диссертация „Системообразующие понятия банковского законодательства Российской Федерации и их роль в деятельности кредитных организаций. (Финансово-правовой аспект)“. Дис.. канд. юрид. наук: 12.00.12 / Викулин А. Ю. М., 1997. — 145 с.
  92. А.Г. Гузнов, В. Д. Галагоц „Некоторые вопросы, связанные с переходом к системе страхования вкладов“ („Юридическая работа в кредитной организации“, 2005, N 3).
  93. А.Г. Ближайшие перспективы развития российского банковского законодательства // Законодательство. — 1997. -№ 6.
  94. С.А. Центральный банк как орган надзора за банковской деятельностью в России//Право и жизнь. 2000. № 27.
  95. С.А. Роль Центрального банка Российской Федерации в регулировании банковской системы страны.—М.: Юридический Дом „Юстицинформ“, 2000. — 192 с.
  96. Я. А. „Основы правового регулирования банковской системы в Российской Федерации“ // Государство и право. -М.: Наука, 1997, № 6. С. 84−91.
  97. Гейвандов Я1А. Центральный банк РФ, М.: изд-во Московского независимого института международного права, 1997.
  98. Я. А., Докторская диссертация „Государственное регулирование банковской деятельности в Российской: Федерации (теоретические и организационно-правовой анализ). Дис. докт. юрид. наук: 12.00.02 / С.-Пб., 1997. — 355 с.
  99. Я.А. „Банковская деятельность в Российской Федерации (организационно-правовой аспект)“ // Банковское право. -М.: Юрист, 1998, № 1. С. 2−7.
  100. А.А. Гаджиев, Р. А. Шахабасов, Р. К. Джанбалаев, Журнал „Финансы и кредит“ 31 (271) 2007 август.
  101. В.В. О состоянии и перспективах развития банковской системы России / Деньги и кредит. — 2000. № 7. С. 8−12.
  102. В.В. Выступление на XI съезде Ассоциации российских банков // Вестник Банка России. — 2001, № 24. С. 2 — 5.
  103. Л.Г. Банковское право. М.: изд- во БЕК, 1994.
  104. Л.Г. Банковские сделки: право и практика. М., 2001.
  105. Л.Г., Тосунян Г. А. „Опыт правового регулирования деятельности органов управления кредитной системой
  106. Франции и проблемы совершенствования банковской системы России“ // Государство и право. М.: Наука, 1994, № 7. — С. 139−148.
  107. Л.Г. „Понятие и структура банковской системы Российской Федерации“ // Банковское право. М.: Юрист, 2007, № 2. -С. 36−42.
  108. Л.Г. „Банковские операции и их особенности“ // Цивилист. Научно-практический журнал. М.: АНО „Юридические программы“, 2005, № 4. — С. 17−20.
  109. А.Л. „Осуществление банковского надзора за деятельность кредитных организаций и банковских групп“ // Юридические науки. М.: Компания Спутник+, 2006, № 4 (20). — С. 7578.
  110. А.С. Меры финансово-правового принуждения // Правоведение. 2001. N 6.
  111. Банки и банковские операции. Под редакцией Е. Ф. Жукова, М.: изд- во „ЮНИТИ“, 1997.
  112. Л.Т. Диссертация „Банковский надзор за деятельностью кредитных организаций как финансово-правовая категория“. Дис.. канд. юрид. наук: 12.00:14 / Казакбиева Л. Т. М., 2004. — 224*с.I
  113. Кидуэлл Д.“ С., Петерсон Р. Л., Блэкуэлл Д. У. „Финансовые институты, рынки и деньги“ СПб: Питер, 2000.
  114. Ю.В. Диссертация „Административно-правовое регулирование банковской деятельности в Российской Федерации“. Дис.. канд. юрид. наук: 12.00.02 / Кучера Ю. В. Омск, 2000. — 155 с.
  115. С.М. „Теория государства и права“, С-Петербург, Вектор, 2007, 246-с.
  116. О.И. Перспективы развития банковского законодательства / Информационно-аналитическое управление Аппарата Совета Федерации ФС РФ. 2001. — с. 31.
  117. Ли В.О. „Об оценке кредитоспособности заемщика“ // Деньги и кредит. 2005. N 2.
  118. И., „Особенности эволюции банковской системы Российской Империи в 70-е годы XIX века“, Вестник Банка России № 16 (516), 28.02.2001 г.
  119. Е. Основы взаимодействия банков и страховых компаний // Финансовая газета. Региональный выпуск. -№ 40. октябрь 2001 г. — с.19.
  120. В.Ю. „Понятие государственного регулирования банковской деятельности и, банковского регулирования (финансово-правовой аспект)“ // Юридический вестник РГЭУ. Ростов-на-Дону: Изд-во РГЭУ, 2005, № 3. — С. 44−51.
  121. М.В. Особенности правового регулирования контроля и надзора в сфере банковской деятельности в Российской Федерации. Автореф. дисс.. канд: юрид. наук. М, 2002.
  122. В.В., Соколов Ю. А. Национальная банковская система. М., 2002.
  123. А.Е. Диссертация „Финансово-правовое регулирование инвестиционной деятельности кредитных организаций“. Дис.. канд. юрид. наук: 12.00.14 / Морозов А. Е. М., 2001. — 142 с.
  124. Мурычев А.: регулирование банковской деятельности требует совершенствования ИА Альянс-Медиа, Лента предпринимательских новостей, 02−02−2007, http://www.allmedia.ru/newsitem.asp?id=788 795.
  125. А.В. Статья: Капитализация банковской системы как важнейшая составляющая ее конкурентоспособности (Начало) („Инвестиционный банкинг“, 2006, N 3).
  126. В.В., Статья: Драгоценные металлы как объект банковских сделок, („Юридическая работа в кредитной организации“, 2005, N 3).
  127. П.Е. Применение советских правовых норм, Госюриздат, М. 1960, 150 с.
  128. С.И. Словарь русского языка. М, ОНИКС 21 век, Мир и образование, 2004.
  129. Т., Статья „Банк России штрафует кредитные организации“, Бизнес-адвокат, 2005, № 24.
  130. О.М. Основы банковского права. Курс лекций. М., Юристъ, 1997 г.
  131. Н.В., Статья, „Цель наложения штрафа может быть различной“, Юридический портал http://www.lawmix.ru/comm.php?id=3871.
  132. Д.В. Курс лекций „Основы административного права“. Лекция 1.2,Основные характеристики метода административно-правового регулирования. РУДН.
  133. Е.Н. Актуальные вопросы правового регулирования ответственности за нарушения банковского законодательства // Правоведение. 2003. N 5.
  134. Т.А. Диссертация „Финансово-правовые аспекты реструктуризации обязательств кредитной организации“. Дис.. канд. юрид. наук: 12.00.14 / Пахалина Т. А. М., 2003. — 173 с.
  135. Г. В. „Банковская деятельность. (Некоторые правовые аспекты. банковской деятельности)“ // Право и экономика. М.: Юрид. Дом „Юстицинформ“, 2001, № 5. — С. 74−75.
  136. Е.Ю. Диссертация „Финансово-правовые аспекты государственного регулирования банковской деятельности в Российской Федерации“. Дис.. канд. юрид. наук: 12.00.14 / Плетнева Е. Ю. Томск, 2006. — 230 с.
  137. С. Приостановление, аннулирование и отзыв банковской лицензии // Хозяйство и право. 2004. N 1.
  138. Ю.Л. Банковская деятельность. Регулирование и надзор. Сравнительный анализ денежно-кредитного регулирования и контроля США и России. — СПб.: „Альфа“, 2000.
  139. Рыбакова С. В'. Правовое регулирование надзора Банка России за деятельностью кредитных организаций. Автореф. дисс.. канд. юрид. наук. Саратов, 2001.
  140. С.В. Диссертация „Правовое регулирование надзора Банка России за деятельностью кредитных организаций“. Дис.. канд. юрид. наук: 12.00.14 / Рыбакова С. В. Саратов, 2001. — 213 с.
  141. О.В. Диссертация „Административно-правовое регулирование банковской деятельности“. Дис.. канд. юрид. наук: 12.00.14 / Савельева О. В. Ростов-на-Дону, 2005. — 163 с.
  142. К.Ю., Статья: „Новый порядок формирования резервов по ссуде“,"Банковское кредитование», 2005, N 3.
  143. С. А. Тосунян Г. А. «Банковское дело и банковское законодательство в России: опыт, проблемы, перспективы». -М.: Дело Лтд, 1995. 295 с. // Государство и-право. — М.: Наука, 1995, № 5.-С. 157−159.'
  144. О.С. «Административно-правовое регулирование кредитных историй» (Статья, «Финансовое право», 2006, N12).
  145. А., «Когда долг банку погашается не должником (Продолжение)» (Статья «Бухгалтерия и банки», 2006, N 11).
  146. В.М. Центральный банк в системе органов государственной власти Российской Федерации и зарубежных государств. —М.: ОКТБ, 1999. — 64 с.
  147. Столяренко' В. М. Центральный банк — как орган государственной власти. —М., 1999. — 219 с.
  148. В.М. Центральный банк: проблемы правового статуса. — СПб.: Лимбус Пресс, 2001. — 392 с.
  149. В.А. Тарачев «Инсайдеры и аутсайдеры», «Индикатор», ММВБ, Ежемесячный журнал по российскому рынку капиталов. № 1(39), январь 2001 г.
  150. Г. А. «Опыт построения и правового регулирования банковских систем: Россия, Германия, Франция, США «/ М.: Дело Лтд, 1994. 72 с.
  151. Г. Л., Викулин А. Ю., Экмалян A.M. Банковское право Российской Федерации. Общая часть: Учебник / Под общ. ред. Б. Н. Топорнина. М., 1999.
  152. Г. А., Викулин А. Ю. Деньги и власть. Теория разделения властей и проблемы банковской системы. М., 2000.
  153. E.JI. «Обоснование путей совершенствования механизма правового регулирования банковской системы и банковской деятельности (Гражданско-правовой аспект)». Дис.. канд. юрид. наук: 12.00.03 / Тураджева Е. Л. — М., 2004. — 158 с.
  154. С.А. «Банковская система или банковский сектор: исследование системных свойств» // Юридический вестник РГЭУ. Ростов-на-Дону: Изд-во РГЭУ, 2004, № 3.
  155. Фетисов-Г.Г. Устойчивость, стабильность, равновесие и надежность банковской системы: понятия и критерии оценки // Законодательство и экономика. № 8. — август 2002 г.
  156. Е.Е. Диссертация «Лицензирование банковских операций как форма государственного регулирования банковской деятельности (Теория, практика, проблемы)»: Дис.. канд. юрид. наук: 12.00.14 / Фролова Е. Е. М., 2004. — 189 с.
  157. Черников BiO., Черникова Е. В., Статья «Ответственность кредитных организаций за нарушение банковского законодательства», Журнал «Современное право» № 4,2001.
  158. В.Е. Государственное управление. Элементарныйкурс. -М., 2001.-320 с.
  159. А.Е. Правовое положение банков и иныхкредитных учреждений // Правовое регулирование банковской деятельности. М., 1994:
  160. .В., Сущность советского права, Изд. ЛГУ, 1959, с. 139.
  161. Шпитко О. Юг Диссертация «Административно-правовое регулирование в структуре российского банковского права». Дис-. канд. юрид. наук: 12.00.14 / Шпитко О. Ю. Воронеж, 2004. — 245 с.
  162. Ю.Л. Институт конституционного надзора в Российской Федерации. М., 1998. — 112 с.
  163. A.M. «Состояние научных исследований правовых основ банковской системы РФ и перспективы их развития» // Финансовое право. М.: Юрист, 2003, № 6. — С. 2−6.
  164. Н.Д. Банковское право: учебник для вузов.-М.: Закон и право, 1999.
  165. Н.Д. Банковское право. М.: изд-во ЮНИТИ, 1999.
  166. Становление банковской системы России. «МЭиМО"19 962.
  167. БСЭ, 3-е изд., М., 1976, т. 24. Кн. 1.
Заполнить форму текущей работой