Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Дизайн трехмерных орнаментальных структур

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Основоположником проективографии является В. Н. Гамаюнов, чьи фундаментальные труды внесли выдающийся вклад в проективную геометрию. Исследованием проблем проективной геометрии, законов симметрии и комбинаторики занимались М. Берже, Т. Вейль, Н. Сенешаль, О. Я. Боднар, Д. Пидоу, Н. А. Глаголев, М. Веннинджер, В. А. Сомов, Б. В. Нешумов, Е. Д. Щедрин, Ю. Я. Герчук, Р. В. Галиулин, Ю. А. Данилов… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ИСТОРИКО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СТРУКТУРНОГО ФОРМООБРАЗОВАНИЯ
    • 1. 1. Предпосылки развития дизайна
    • 1. 2. Истоки проектной графики
    • 1. 3. Предпосылки появления трехмерных геометрических структур в качестве орнаментов
  • Выводы по первой главе

ГЛАВА 2. ТРЕХМЕРНОЕ КОМПЬЮТЕРНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ МНОГОГРАННЫХ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ СТРУКТУР НА ОСНОВЕ ПРОЕКТИВОГРАФИЧЕСКОГО МЕТОДА ФОРМООБРАЗОВАНИЯ. 2.1. Средства эстетической организации трехмерных орнаментов на основе проективографического метода формообразования.

2.2. Проективографический метод формообразования трехмерных орнаментальных форм различных типов.

2.3. Метод отображения струюурной проективо-графической модели в трехмерной компьютерной графике и поиск новых формообразующих орнаментальных решений на ее основе.

Выводы по второй главе.

ГЛАВА 3. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ КОМПЬЮТЕРНОГО ТРЕХМЕРНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ, ОСНОВАННОГО НА ПРОЕКТИВОГРАФИИ.

3.1. Разработка методики и примерной программы обучения трехмерному компьютерному моделированию на основе проективографии.

3.2. Примеры формообразующих решений, выполненных на основе проективографического метода с применением компьютерных технологий.

Выводы по третьей главе.

Дизайн трехмерных орнаментальных структур (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Возрастающая сложность технических инноваций в современную эпоху высоких технологий привела к возникновению процессов активного поиска новых методов формообразования в сфере дизайна с применением компьютерных технологий.

Компьютерные технологии, переживающие в настояще г время период интенсивного развития, обогатили возможности дизайнеров в такой степени, которая редко достигалась средствами других наук.

В данном исследовании впервые рассматриваются комплекс проблем преобразования виртуальных проективографических структур посредством компьютерного моделирования и методы формообразования трехмерных орнаментальных структур на их основе.

Использование в дизайн-проектировании проективографического метода формообразования с применением компьютерных технологий позволяет решать задачи многовариантного поиска новых форм элементов объемно-пространственной среды на основе законов гармонизации в виртуальной среде, исключая трудоемкие «ручные» методы макетирования из бумаги, картона, ткани, пенопласта, оргстекла, пластилина и т. д.

Интерес к проблемам формообразования характерен для этапов становления многих художественных стилей, именно в период интенсивного развития техники — вначале XX века — в творчестве художников-конструктивистов В. Татлина, А. Родченко, Н. Габо, В. Стенберга, К. Ме-дунецкого, К. Иогансона, JL Поповой, А. Веснина, Г. Клуциса, В. Степановой, А. Лавинского, А. Экстер — позволил концепции формообразования вывести конструктивную структуру на уровень художественной формы. Изучение геометрических структур как основы формообразования, ставшего фундаментом творчества художников-конструктивистов и архитекторов 20-х годов прошлого столетия, продолжается в современных поисках дизайнеров и ученых (С.О. Хан-Магомедов [124, 125, 126, 127],.

A.Н. Лаврентьев [66, 67, 68], Т. К. Стриженова [118], Ф. С. Рогинская [95]).

Основоположником проективографии является В. Н. Гамаюнов [28, 29, 30, 31, 32, 33, 34], чьи фундаментальные труды внесли выдающийся вклад в проективную геометрию. Исследованием проблем проективной геометрии, законов симметрии и комбинаторики занимались М. Берже [4], Т. Вейль [24], Н. Сенешаль [108], О. Я. Боднар [11, 12], Д. Пидоу [81], Н. А. Глаголев [40], М. Веннинджер [19], В. А. Сомов [114, 115], Б. В. Нешумов [79], Е. Д. Щедрин [79], Ю. Я. Герчук [38], Р. В. Галиулин [39], Ю. А. Данилов [42], И. М. Смирнова [113], А. В. Шубников [132], А.В. Коп-цик [132], К. Е. Левитин [65], Н. Н. Шафрановский [130], М. Н. Макарова [71], Л. Тарасов [119], С.О. Хан-Магомедов [124, 125, 126, 127], П. В. Филиппов [122], Е. Вигнер [23], В. И. Трофимов [120].

Вопросы композиции освещены в работах Р. Арнхейма [2], Е.В. Шо-рохова [134], М. В. Кильпе [61], Н. Н. Волкова [21], Е. А. Кибрик [59, 60],.

B.А.Фаворского [121], Б. В. Иогансона [53, 54], М. В. Алпатова [1],.

A.В. Иконникова [52], Г. П. Степанова [52] и др.

Разработка дизайна трехмерных орнаментальных структур требует обширных знаний в области истории и теории орнамента, изложенных в трудах Г. Вейтса [25], Ф. Готтенрота [27], A. Racinet [91], О. Jones [48], Н. Ф. Лоренца [63], А. В. Даля [41], В. И. Бутовского [17], И. Е. Забелина [50], Е. Е. Виолле ле Дюка [26], В. В. Стасова [102, 103, 104, 105], Н. Н. Соболева [106, 107], Н. Г. Рудина [96], Л. Н. Лейтеса [69], В. М. Шугаева [133],.

B.Н. Козлова [57], И. П. Смирнова [113], С. А. Малаховой [72], В.Я. Бере-стневой [8], И. И. Емельянович [47], Н. П. Бесчастнова [5, 6, 7], Т. А. Журавлевой [49], Е. В. Морозовой [77], А. Г. Пушкарева [87, 88], Ю. Я. Герчук [38], Л. М. Буткевич [16], ДВ. Сарабьянова [109], А. И. Рудинской [97], КО. Гартмана [35].

Проблемы развития компьютерных технологий освещены в работах Ф. А. Резникова [92], В. Б. Комягина [92], С. Риса [93], Д. Маргулиса [73], Б. Флеминга [123], Р. Шэмза Мортиера [131], О. Яцюк [135], Э. Романычевой [135], Н. С. Эллиотта [111] и др.

Научное обоснование проективографического метода формообразования объемных орнаментальных структур позволяет расширить диапазон творческих возможностей дизайнеров в создании разнообразных объектов культурно-бытовой среды.

Цель и задачи диссертации. Цель диссертации — разработка проективографического метода формообразования трехмерных орнаментальных структур с использованием компьютерных технологий.

Для реализации этой цели необходимо решить следующие исследовательские задачи:

• исследовать исторические примеры формирования пространственно-геометрических моделей, повлиявших на развитие современного дизайн-проектирования трехмерных орнаментальных структур;

• разработать типологию форм проективографических моделей на основе их внешних признаков для оптимизации процесса формообразования из них определенных, соответствующих этим формам, типов трехмерных орнаментов;

• разработать методику проектирования геометрических трехмерных орнаментальных струюур с использованием компьютерных программ, позволяющую решать задачи многовариантного поиска новых форм элементов обьемно-пространственной среды, которая исключает трудоемкие «ручные» методы макетирования;

• разработать «Программу обучения трехмерному компьютерному моделированию на основе проекгивографии» для дизайнеров.

Объект исследования. Объектом исследования являются наиболее значимые образцы трехмерных орнаментальных структур в истории европейской культуры и дизайна.

Предмет исследования. Предметом исследования является преобразование трехмерных геометрических моделей в орнаментальные структуры различных типов с использованием компьютерных технологий.

Метод исследования. Большой исторический период, охватываемый исследованием, и системность дизайна требуют адекватного метода изучения. Поэтому значительная часть исследования ведется в рамках системно-исторического метода: в качестве развивающейся системы мы рассматриваем метод проектирования трехмерных орнаментальных структур с использованием компьютерных технологий.

В обработке обширного визуального материала использованы методы системно-сравнительного анализа, типологизация, классификация.

Границы исследования. Работа построена на материалах истории, теории дизайна и орнаментального искусства. В сферу исследования включены образцы трехмерных орнаментальных структур из истории европейского и отечественного дизайна. Выбор и организация материалов подчинены задаче выявления наиболее эффективного метода проектирования трехмерных орнаментальных структур различных типов. Поэтому, кроме использования исторических материалов, исследование включает в себя экспериментальный поиск.

За рамками исследования остаются проблемы психологии восприятия трехмерных орнаментальных структур, а также технологические аспекты их производства.

Научная новизна и практическая значимость исследования. Научная новизна исследования обусловлена целью исследования: впервые разработан проективографический метод формообразования трехмерных орнаментальных структур с использованием компьютерных технологий, который обосновывает, расширяет и значительно дополняет существующие в настоящее время композиционные средства гармонизации трехмерных орнаментальных структур.

Апробация и внедрение результатов исследования. Научные положения, содержащиеся в диссертации, докладывались автором на конференциях внутривузовского, межвузовского, всероссийского уровня.

Разработанный в диссертации проективографический метод формообразования трехмерных орнаментальных структур с использованием компьютерных технологий применен в процессе обучения студентов на практических занятиях по дизайну в Карачаево-Черкесском государственном университете, использованы при создании учебно-методического пособия «Дизайн трехмерных орнаментальных структур», экспонированы на ряде художественных выставок.

По теме диссертации опубликовано 14 печатных работ в сборниках научных трудов и тезисов научных конференций в Карачаево-Черкесском государственном университете, Краснодаре, МГОПУ им. М. А. Шолохова.

Диссертация обсуждена и одобрена на заседании кафедры рисунка МГОПУ им. М. А. Шолохова.

Образцы, приведенные в работе, принимали участие во 2-ой Международной выставке «Мир мебели и интерьеров» (2002, Москва), в Форуме «Дизайн в промышленности» (2002, Москва), в Международной выставке архитектуры и дизайна (2003, Москва), размещены в галерее сайта www.newart.nm.ru.

ОБЩИЕ ВЫВОДЫ.

1. Изучен генезис формообразования трехмерных орнаментальных структур, что дало возможность составить таблицу, отображающую проектные возможности многогранников как основы трехмерного орнамента, начиная с эпохи палеолита до настоящего времени.

2. Выявлена историческая роль трехмерного орнамента в эстетической организации объектов культурно-бытовой среды.

3. Разработан метод преобразования проективографических моделей в трехмерные орнаментальные структуры трех типов: 1) из прямолинейных форм элементов- 2) криволинейных форм элементов- 3) сочетания прямолинейных и криволинейных форм элементов.

4. Составлена типология многогранных моделей по внешним формам для возможного проектирования на их основе трехмерных орнаментов трех типов: трехмерный орнамент, состоящий из: 1) прямолинейных форм элементов 2) криволинейных форм элементов- 3) сочетаний прямолинейных и криволинейных форм элементов.

5. Разработана учебная методика проектирования геометрических моделей многогранников с использованием компьютерных технологий и преобразования их в трехмерные орнаменты.

6. Разработана «Программа обучения трехмерному компьютерному моделированию на основе проективографии».

Метод апробирован со студентами Карачаево-Черкесского государственного университета.

Показать весь текст

Список литературы

  1. М.В. Композиция в живописи. — М., 1940.
  2. Р. Искусство и визуальное восприятие. М.: Прогресс, 1974.- 392 с.
  3. Аронов В. Р Теоретические концепции зарубежного дизайна. //Гл. ред.
  4. Л.А. Кузьмичев- ред. кол О. И. Генисарегский, В. Ф. Сидоренко, Е. В. Черневич. — М., ВНИИТЭ, 1992. -124 с.
  5. М. Задачи по геометрии с коментариями и решениями. Пер. сфранц. М.: Мир, 1989. — 304 с.
  6. Н.П. Становление методов художественногопроектирования печатного текстильного рисунка в России. — Автореф. дисс. канд. искусств. — М., 1993. — 17 с.
  7. Н.П. Ткани модерна. // Юный художник, 1990, № 4, с. 4345.
  8. Н.П., Журавлева Т. А. Методы художественногопроектирования текстильного рисунка. — М.: МТИ им. А. Н. Косыгина, 1988. — 72 с.
  9. В.Я., Романова Н. В. Вопросы орнаментации тканей.- М.:
  10. Легкая индустрия, 1977. — 192 с.
  11. Н. Воля к культуре и воля к жизни. М., Творчество, 1990. — С.14.15.
  12. Ю.Бибикова В. И. О происхождении мезинского палеолитическогоорнамента. //Советская археология, 1965, № 1. С. 3−8. П. Боднар О. Я. Золотое сечение в природе и искусстве.-//Техническая эстетика, 1992, № 11.
  13. О.Я. Геометрия в современном формотворчестве. //Сб.
  14. Научно-технический прогресс и проблемы предметно-пространственной среды. М., ВНИИТЭ, 1982.
  15. А.С. Развитие структурной формы. //Техническая эстетика, 1980.
  16. А.Н. Гаспар Монж. М. Наука, 1979. — С. 283.
  17. А.В. Начертательная геометрия: учебник для вузов. — М.:
  18. Высшая школа, 1985. — 286 с.
  19. JI.M. История орнамента. М.: Гуманитарный издательскийцентр ВЛАДОС, 2004. 272 с.
  20. В.И. О приложении эстетического образования кпромышленности в Европе и в России в особенности. — Спб.: Университет. Тип., 1870. 55 с.
  21. М. Модели многогранников. М.: — Мир, 1974. -236 с.
  22. Н.П. Проективографический метод в дизайнеплоскостных и объемных объектов. Методика и практика. //Дис. на соис. уч. степени канд. искусств.- М., 2001. —212 с.
  23. Н.Н. Композиция в живописи. — М.: Искусство, 1977. 263 с.
  24. Н.Н. Числа Фибоначчи. М., 1984.
  25. Е. Этюды о симметрии. Пер. с англ. Ю. А. Данилова под ред.
  26. Я.А. Сморозинского.- М.: Мир, 1971. 320 с.
  27. Г. Симметрия. //Наука, 1968. С. 191.
  28. Г. Внешний быт народов от древнейших до наших дней. Т 1−36 частей). -М.: К. Т. Солдатенков, 1873−1879.
  29. Вилле ле Дюк Е. Е. Русское искусство. Его источники, его составныеэлементы, его высшее развитие, его будущее. Пер. с фр. Н. Султапова, М.: Худож.-промышл. Музей, 1879. — 319 с.
  30. Ф. История внешней культуры. Одежда, домашняя утварь, полевые и военные орудия народов древних и новых времен. Перевод с нем. СЛ. Клячко. T.-l-П. Спб. — М.: М. О. Вольф, 1885.
  31. В.Н. Альтернатива проективографии и начертательнойгеометрии. /Сб. науч. трудов «Формообразование в строительстве и архитектуре». — М.: МИСИ им. В. В. Куйбышева, 1987.- С. 37−77.
  32. В.Н. Геометрические модели летающих тарелок. //Квант.1979, М.-С.2, 4, обл.
  33. В.Н. Системы координат проективографии. /Проблемыматематики и прикладной геометрии в строительстве. Сб. ст., № 172, под ред. Хавинского С .Я, Петухова Л. Г. — М.: МИСИ им. В. В. Куйбышева, 1982.- С. 53−87
  34. В.Н., Гольцева Р. И. Число Платоновых тел. /Проблемыматематики и прикладной геометрии в строительстве. Сб. ст. № 172, под ред. Хавинского С. Я, Петухова Л. Г. — М.: МИСИ им. В. В. Куйбышева, 1982.- С. 111−115
  35. В.Н. Проективография, или Современный феномен ученийо фигурах, пропорциях и отображениях.//Техническая эстетика. 1991. № 4. С.23−27.
  36. В.Н. Арт-дизайн изящных фигур. М.: Изд-во МГОПУ, 1998.-210 с.
  37. В.Н. Картины абстрактного мира. М., — Манускрипт, 1995.- 550 с.
  38. КО. Стили. М.: Искусство, 1998, — 301 с.
  39. В.Л. Включение художественной деятельности в системупроектирования. //Искусство и научно-технический прогресс. М.: Искусство, 1973. —С. 252−281.
  40. В.Л. 0 дизайне. М.: Искусство, 1970. — 192 с.
  41. Ю.А. Что такое орнамент ? — М.: Галарт, 1998. 328 с.
  42. Р.В. Кристаллографическая геометрия. М.: Наука, 1987. —24 с.
  43. JI.B. Обзор русского орнамента. //Зодчий, 1876, № 7, с. 76−79.
  44. Ю.А. Иоганн Кеплер и его «Гармония мира» //Узорысимметрии. М.: Мир, 1980. С. 256−268.
  45. В. П. Геометрия и марсельеза. М.: Знание, 1979. — 222с.
  46. . Абстракция и математическая интуиция. //Математика, кибернетика. 1982, — № 6. С. 17−37.
  47. Г. Трехмерная графика и визуализация. Мау-3 D. М., «Десс1. Ком», 2001.-447 с.
  48. И.Е. Оптимизирующие факторы алгоритма поискадизайнерского решения. //Дис. канд. искусст. Санкт-Петербург, 2001. — 214 с.
  49. И.И., Бесчастнов Н. П. Печатный рисунок на тканипроблемы графической организации). — М.: Легролмбытиздат, 1990.— 224 с.
  50. Jones О. The grammar of ornament. London, 1910. — 270 p.
  51. T.A. Художественное проектирование рисунков тканейпромышленного производства с использованием ЭВМ. — Автореф. Дисс. канд. техн. Наук. М., 1984. — 22 с.
  52. И.Е. Домашний быт русского народа в XV1-XVTI ст. Т. — 1
  53. П, 3 изд. С доп. М.: Т-во тип. А. И. Мамонтова, 18 951 901.
  54. Занимательная биология. //Вещь, 2002, № 4 /28/.- С. 8−12.
  55. А.В. Художественный язык архитектуры.- М.: Искусство, 1985, — С. 174.
  56. .В. О живописи. //Искусство, 1958, № 10.
  57. .В. Молодым художникам о живописи. — М., 1959.
  58. М.И. Практикум по моделированию. М.: Изд. МГЗПИ, 1959.- 191 с.
  59. К. Проектность Мира, культуры, истории. //Декоративноеискусство.- М., 2001, № 1. С. 41- 47.
  60. В.Н. Основы художественного оформления текстильныхизделий: Учебник для Вузов. — М.: Легкая и пищевая промышленность, 1981. — 264 с.
  61. Кокстер Гарольд, Скетт Макдональд, Грейтцер, Самуэль. Новыевстречи с геометрией. /Пер. с англ. А. П. Савина и Л. А. Савиной. Под ред. А. П. Савина. — М.: Наука, 1978. — 223 с.
  62. Е.А. К вопросу о композиции. ПО композиции: сб. ст. — М., 1959.
  63. Е.А. Объективные законы композиции в изобразительномискусстве. //Вопросы философии, 1966, № 10.
  64. М.В. Рисунок и основы композиции. //Учеб. Для проф. учеб.заведений. 4-е изд. Перераб. И доп. — М.: Высшая школа, 1994. 128 с.
  65. Компьютер Арт. № 1, 2001- № 4, 2001. 98 с.
  66. Н.Ф. Орнамент всех времен и стилей с объяснительнымтекстом Н.Ф. Лоренца. — Спб.: Девриен. 1898. — 100 с.
  67. Ю.С. Архитектура и бионика. М.: Стройиздат, 1971.- 118 с.
  68. К.Е. Геометрическая рапсодия. М.- Знание, 1976. — 43 с.
  69. А.Н. Стиль и жилая среда. //Техническая эстетика, № 6.1989.
  70. А.Н. Лаборатория конструктивизма. — М.: Грань, 2000. —256 с.
  71. А.Н. Пропев дика, как настройка визуального мышления.
  72. Дизайн: Сб. науч.тру. Вып. У1 / НИИ теории и истории изобраз. искусства Рос. Академии художеств. // Отв. Ред. Н. В. Воронов. М.: НИИ теории и истории изобраз. искусств Рос. Академии художеств. ВНИИТЭ, 2000. — С. 5964.
  73. Л.Н. Методы художественного оформления тканей. М.:1. Гизлегпром, 1947. -244 с.
  74. Ю.В. Философские вопросы гармонии.//Наука и искусство.
  75. Сб.трудов. Вып.2.-М., 1975.- С. 66−82.
  76. М.Н. Перспектива. М.: Просвещение, 1989.- 192 с.
  77. С.А. Специальная композиция печатного рисунка натекстильных материалах. Учебник для техникумов. М.: Легкая и пищевая промышленность, 1984. — 208 с.
  78. Маргулис Дэн. PHOTOSHOP для профессионалов. Минск, Попурри, 1998. 303 с.
  79. Монж Гаспар. Начертательная геометрия. М.: Изд. АН СССР, 1947.1. С. 9−13.
  80. Н.Д., Пугач Е. И. Макетный метод проектирования вгражданском строительстве. М.: Стройиздат, 1980.- С. 8−9.
  81. М. Гармония как закономерность природы. Золотоесечение. М., 1990.
  82. Е.В. Рисунок русской набивной ткани: спецификакомпозиционного строения. Автореф. дисс. канд. истор. наук. — М., 1988.-29 с.
  83. В. ЭВМ создает проекты. //Правда. -1977.- 18 янв.
  84. .В., Щедрин Е. Д. Художественное проектирование. М.:1. Просвещение, 1979. 175 с.
  85. В.Е. Перспектива.- М.: Искусство, 1970, — С. 182 с
  86. Д. Геометрия и искусство. М.: Мир, 1979.- 332 с.
  87. Т.С. Исследования памятников эпохи энеолита и бронзы. Сб.статей. М.: Изд-во Академии наук СССР, 1963. — 120 с.
  88. А.П. Глиняная антропоморфная пластика трипольскойкультуры (Триполье). Автореф. дисс. канд. истор. наук.- М.: Институт археологии, 1971.-21 с.
  89. Проблемы математики и прикладной геометрии в строительстве. //Сб.трудов № 172, МИСИ, 1982. 204 с.
  90. Ю. Ликвидатор. //Вещь, № 4, 2002. С. 8−12.
  91. В.И., Петров Г. П. Макеты в художественномконструировании. М.: Машиностроение, 1984. 128 с.
  92. А.Г. Лабиринтный орнамент. Возможные путигеометрического формообразования в плоскости. В кн.: Научно-технический прогресс и проблемы предметно-пространственной среды. Материалы конференций, совещаний. — М.: ВНИИТЭ, 1982. — С.39−41.
  93. А.Г. Феномен самоорганизации в орнаменте. — В кн.:
  94. Проблемы художественной выразительности современной предметной среды. Труды ВНИИТЭ, вып. 47. М., 1985. -С. 26−28.
  95. Программы средних общеобразовательных учреждений. Трудовоеобучение. Технология. М.: Просвещение, 1996.- 223 с.
  96. Пути и средства эстетического воспитания, М.: Наука, 1989, — 191 с.
  97. Racinet A. LA ornement polychrome. 2vol. Paris: Librarie ole Firmin1. DidotetCie, 1885−1887.
  98. Ф.А., Комягин В. Б. Видиомонтаж на персональномкомпьютере. М.: Изд-во ТРИУМФ, 2000. -464 с.
  99. Рис С. Анимация персонажей в 3D Studio max. Пер. с англ. Ю.
  100. Стоцкий. Спб.: Питер, 1997. 416 с.
  101. Е.А. Художник в дизайне. М., Искусство, 1974. — 175с.
  102. Ф.С. Советский текстиль. М.: Художественноеакционерное общество АХР, 1930. 96 с.
  103. Ы.Г. Художественное оформление тканей. М.: — Экономика, 1964. 172 с.
  104. А.И. Орнамент искусство математика и художника.
  105. Днепропетровск, 1994. 112 с.
  106. В.И. От ромашки до антимира. М., 1971.
  107. С.Х. Искусствознание и точные науки. //Искусство иточные науки. М.: Наука, 1979. — С. 23.
  108. .А. Происхождеиие и семантика ромбического орнамента.
  109. В кн.: Сб. трудов Научно-исслед. ин-та художественной промышленности. Вып. 5. М., 1072. — С. 127−134.
  110. .А. Космология и мифология земледельцев неолита. //Советская археология, 1965, № 1.- С. 35−36.
  111. В.В. Славянский и восточный орнамент по рукописямдревнего и нового мира. Т. 1−2.- Спб: Ильин, 1884−1887.
  112. В.В. Русский народный орнамент. Вып.1: Шитье. Спб:
  113. Общество поощрения художников, 1872. 26 с.
  114. В.В. Собр. Сочинений, т. 1, отд.1. 1894. — 187 с.
  115. В.В. Происхождение русских былин. М.: Тип. А.И.1. Мамонтова, 1868. 32 с.
  116. Н.Н. Русская народная резьба по дереву. М, — JL: Academia, 1934.-477 с.
  117. Н.Н. Очерки по истории украшения тканей. М.- Л.:1. Academia, 1934. 436 с.
  118. Н. Узоры симметрии. /Под ред. М. Сенешаль, Дж. Флека-пер. с англ. Ю.А. Данилова- под ред. Н. В. Белова, профессора Н. Н. Шефталя. М.: Мир, 1980. — 271 с.
  119. Д.В. Модерн. История стиля. М.: Искусство, 1994.296с.
  120. И.П., Малахова С. А. Художественное оформление тканей итекстильных полотен для повседневной одежды. В кн.: Художественное оформление текстильных изделии. М.: 1988. -С.207−224.
  121. Стивен Эллиотт, Филипп Миллер и др. Внутренний мир 3D STUDIOмах 2. Киев, 1998. — 847 с.
  122. В.Ф., Кузьмичев JI.A. Художественное моделирование вформировании комплексных объектов //Техническая эстетика, № 7, 1982.
  123. И.М. В мире многогранников. М., 1995.
  124. В.А. Новый метод архитектурного проектирования. //Сб.трудов № 172.- М.: Изд. ЛИСИ, 1982.- С. 105−110.
  125. В.А. Новые эпюры бипирамид для реального проектирования. /Проблемы математики и прикладной геометрии в строительстве.Сб. ст. № 172, под ред. Хавинского С. Я., Петухова Л. Г. М.: МИСИ им. В. В. Куйбышева, 1982. -С. 88−93.
  126. В.Ф. Проблемы формы в теории дизайна.- М.: 1975.
  127. Е.Г. Дизайн структурно-геометрических по лей. //Автореферат дис. канд. искусст. М., 2001 — 22 с.
  128. Т.К. Текстиль. В кн.: Советское декоративноеискусство, 1917−1945: Очерки истории. М.: Искусство, 1984.-С. 135−148.
  129. Л. Этот удивительно симметричный мир, М.:1. Просвещение, 1982. 174 с.
  130. В.И., Бегун Г. Б. Структурные конструкции. М.:1. Стройиздат, 1972. 272 с.
  131. В.А. О рисунке. О композиции. //Всупит. статья Заслуж.деят.искусств Киргизской ССР A.1I. Михайлева. Фрунзе, 1966.-77 с.
  132. П.В. Начертательная геометрия многомерногопространства. Л.: Изд. ЛГУ, 1979. — 288 с.
  133. Флеминг Билл. Создание трехмерных персонажей. Урокимастерства: пер. с англ. М.: ДМК, 1999. — 448 с.
  134. Хан-Магомедов C.O. Пионеры советского дизайна. М.: Галант, 1995.-424 с.
  135. Хан-Магомедов С. О. Творческие течения, концепции иорганизация советского авангарда. Т.7. ЮГО-ЛЕФ и конструктивизм. М.: Ладья, 2000. — 228 с.
  136. Д.М. Макетирование и графика в художественномконструировании: учебное пособие. М.: Изд. МАРХИ, 1978.- 36 с.
  137. Художественные и комбинаторные проблемы в формообразовании.- М.: ВНИИТЭ, 1979.
  138. И.И. Симметрия в природе.- Л.: 1985. 165 с.
  139. Шэмз Мортиер Р. Трехмерное моделирование в системе Вгусе.1. М.: ДМК, 2000. 443 с.
  140. Шубников А, С., Концик В. А. Симметрия в науке и искусстве. М.:1. Наука, 1972.- 340 с.
  141. В.М. Орнамент на ткани (теория и методика посгроения).
  142. М.: Легкая индустрия., 1969. 88 с.
  143. Е.В. Композиция. М., 1986. — 207 с. с ил.
  144. О.Г., Романычева Э. Компьютерные технологии в дизайне.
  145. Санкт-Петербург, 2001. 432 с.
Заполнить форму текущей работой