С глубокой древности мыслители искали разгадку тайны феномена сознания. Наука, философия, литература, искусство, техника — все достижения человечества объединили свои усилия, чтобы раскрыть сокровенные тайны нашей духовной жизни.
В течение многих веков не смолкают горячие споры вокруг сущности сознания и воз-можностей его познания. Богословы рассматривают сознание как крохотную искру величе-ственного пламени божественного разума. Идеалисты отстаивают мысль о первичности соз-нания по отношению к материи. Вырывая сознание из объективных связей реального мира и рассматривая его как самостоятельную и созидающую сущность бытия, объективные идеа-листы трактуют сознание как нечто изначальное: оно не только не объяснимо ничем, что су-ществует вне его, но само из себя призвано объяснить все совершающееся в природе, исто-рии и поведении каждого отдельного человека. Идеализм вырывает пропасть между разумом и миром, а материализм ищет общность, единство между явлениями сознания и объективным миром, выводя духовное из материального.
В научной литературе отсутствует ясное и компактное определение сознания. Те пред-ставления, которые сложились к настоящему времени в отношении сознания уходят корнями в работы Уильяма Джеймса. Рассматривая «индивидуальное сознание», Джеймс писал: «Любому человеку понятно его значение, но только до тех пор, пока его не попросят дать ему определение, а между тем точное определение сознания — одна из сложнейших философских задач».
В силу сложности феномена сознания каждая из наук имеет определенный подход к определению сознания.
В современной философии существует понимании того, что истоки глубинных проблем во многом коренятся в самом человеке, в его внутреннем мире. Человек мучается не оттого, что не может справиться с внешними проблемами, а оттого, что не может справиться с самим собой, со своими мыслями, со своим сознанием.
По обыденной привычке мы, как правило, вписываем акты сознания в границы анато-мического очертания человека. Но, возможно, существенным, каким-то первичным образом сознание размещено вне индивида и представляет собой какое-то пространственно-подобное или полевое образование. И поэтому метафоры и символы древности (в том числе мифологические, религиозные) содержат в себе, при условии их расшифровки, больше информации о свойствах сознания, чем любая привязка наблюдаемого поведения к изменениям характеристик мозга.1
__________________
1 Современная философия: словарь и хрестоматия.- Ростов н/Д., 1996. С. 93.
Глава 1 Общественно-историческая природа сознания В процессе антропогенеза и культурной истории человек перешел с биологического на социальный путь развития. Именно возникновения сознания выделило человека из животного мира.
Классики марксизма неоднократно высказывали мысль о том, что ведущими факторами возникновения сознания были труд и язык. Как это стало возможным? В соответствии с общим положением, согласно которому всякое изменение психического отражения происходит вслед за изменением практической деятельности, толчком к возникновению сознания послужило появление новой формы деятельности — коллективного труда. Важно вникнуть в этимологию слова «сознание». Ведь со-знание — это совместное знание.
Идеализм: сознание — развивается спонтанно и может быть понято исключительно из самого себя. Марксизм: невозможно анализировать сознание от других явлений обществен-ной жизни. Сознание возникло, функционирует и развивается из реального взаимодействия человека.
Мозг человека заключает в себе выработанные всей мировой историей человека потен-циал, передающиеся по наследству задатки, которые реализуются в условиях обучения, вос-питания и всей совокупности социальных воздействий. Мозг становиться органом человече-ского сознания только тогда, когда человек вовлекается в общественную жизнь, усваивает исторически выработанные формы культуры.
Обратимся к культурно-исторической теории психики человека Л. С. Выготского. Он рассматривал сознание как целостную систему, выделяя в ней в качестве ее элементов от-дельные психические функции. Эти функции составляют высший уровень психики человека, обобщенно называемый сознанием. Они формируются в ходе социальных взаимодействий и благодаря им, иными словами они имеют социально-историческую природу.
Решающую роль играют социокультурные факторы, которые представлены в виде зна-ково-смысловых систем, имеющих независимый от индивидуального сознания статус и вы-ступающих вместе с тем инструментами его построения.
Наряду с пониманием сознания как «исторического сознания человека» — сознания предметного и социального, возникающего с появлением речи и характеризующегося сис-темным и смысловым строением 1 — мы встречаемся у Выготского с более расширенным значением этого термина, где «сознание» обозначает способ организации психической жиз;
______________________
1 Выготский Л. С. Раннее детство. //Собрание сочинений. Т.4. — М., 1984 — С. 366.
ни, определенный синтез, совокупность связей и отношений между функциями, высшей ступенью развития которой является система (т.е. «сознание» в узком смысле этого слова): так, Выготский говорил о сознании новорожденного, сознании младенца.
Следует отметить и то, что понимание сознания как способа организации душевной жизни дает возможность представить более полную картину последовательного развития сознания в онтои филогенезе, включив в нее стадии формирования предпосылок сознания в собственном смысле слова.