Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Развитие конструктивно-технологических решений для продления срока службы асфальтобетонных покрытий, армированных геосинтетическими материалами

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Анализ результатов отечественных и зарубежных исследований свидетельствует, что армирование асфальтобетонных покрытий геосинтетическими материалами позволяет повысить их сопротивление растягивающим напряжениям от силовых и температурных воздействий, уменьшить трещинообразование, колееоб-разование и увеличить срок службы в 2−4 раза. Об этом свидетельствуют как научные исследования, так и практика… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Состояние вопроса и задачи исследования
    • 1. 1. Опыт применения геосинтетических материалов при строительстве асфальтобетонных покрытий
    • 1. 2. Геосинтетические материалы, используемые для армирования асфальтобетонных покрытий
    • 1. 3. Анализ методов проектирования дорожных одежд с армированным асфальтобетонным покрытием
    • 1. 4. Выводы, цель и задачи исследования
  • 2. Физико-механические свойства геосинтетических материалов, применяемых для армирования асфальтобетонных покрытий
    • 2. 1. Методики и оборудование, используемые для испытаний
      • 2. 1. 1. Определение прочности при растяжении геосинтетических материалов
      • 2. 1. 2. Определение прочности узловых соединений
      • 2. 1. 3. Определение термостойкости
      • 2. 1. 4. Определение характеристик ползучести при растяжении геосинтетических материалов
      • 2. 1. 5. Оценка повреждаемости геосинтетических материалов
      • 2. 1. 6. Оценка прочности после воздействия циклов 58 замораживания-оттаивания
    • 2. 2. Геосинтетические материалы, использованные для исследования
    • 2. 3. Обработка результатов испытаний методами математической статистики
    • 2. 4. Результаты испытаний
      • 2. 4. 1. Результаты определения предела прочности геосинтетических материалов
      • 2. 4. 2. Результаты оценки прочности узловых соединений
      • 2. 4. 3. Результаты оценки термостойкости
      • 2. 4. 4. Результаты определения характеристик ползучести при растяжении
      • 2. 4. 5. Результаты оценки повреждаемости
      • 2. 4. 6. Результаты оценки прочности после воздействия циклов замораживания-оттаивания
  • Выводы по второй главе
  • 3. Анализ напряженно-деформированного состояния армированного асфальтобетонного покрытия
    • 3. 1. Общие положения
    • 3. 2. Моделирование многослойных армированных дорожных одежд с использованием объёмных и стержневых конечных элементов
    • 3. 3. Численная реализация конечно-элементной модели при силовых и температурных воздействиях
    • 3. 4. Анализ результатов численного решения
      • 3. 4. 1. Дорожная одежда жёсткого типа
      • 3. 4. 2. Дорожная одежда нежёсткого типа
    • 3. 5. Оценка адекватности принятой модели
    • 3. 6. Методика и результаты расчета асфальтобетонных слоёв дорожной одежды по раскрытию трещин
    • 3. 7. Особенности методики расчёта на прочность дорожных одежд с асфальтобетонным покрытием, армированным геосетксй
      • 3. 7. 1. Общие положения
      • 3. 7. 2. Особенности расчёта нежёстких дорожных одежд
      • 3. 7. 3. Особенности расчёта жестких дорожных одежд с асфальтобетонным покрытием, армированным геосеткой
  • Выводы по третьей главе
  • 4. Экспериментальная оценка физико-механических свойств армированного асфальтобетона
    • 4. 1. Анализ экспериментальных методов оценки трещиностойкости асфальтобетона
    • 4. 2. Методики и оборудование, используемые для испытаний асфальтобетонных образцов
      • 4. 2. 1. Определение предела прочности на растяжение при изгибе
      • 4. 2. 2. Определение предела прочности при сжатии
      • 4. 2. 3. Определение предела прочности на сдвиг
      • 4. 2. 4. Циклические нагружения на растяжение при изгибе
    • 4. 3. Свойства асфальтобетона, применяемого для испытаний
    • 4. 4. Результаты испытаний асфальтобетонных образцов
      • 4. 4. 1. Результаты определения предела прочности на растяжение при изгибе
      • 4. 4. 2. Результаты определения предела прочности при сжатии асфальтобетонных образцов
      • 4. 4. 3. Результаты определения предела прочности на сдвиг асфальтобетонных образцов
      • 4. 4. 4. Результаты испытаний асфальтобетонных образцов на циклическое нагружение
  • Выводы по четвёртой главе
  • 5. Строительство и обследование опытных участков с армированным асфальтобетонным покрытием в суровых климатических условиях
    • 5. 1. Строительство опытного участка на автомобильной дороге
  • Коротчаево — Заполярное ГНКМ"
    • 5. 2. Строительство опытного участка на автомобильной дороге «Новый Уренгой — Надым»
    • 5. 3. Результаты обследований опытного участка на автомобильной дороге «Коротчаево — Заполярное ГНКМ»
    • 5. 4. Результаты обследования опытного участка автомобильной дороги «Новый Уренгой — Надым»
  • Выводы по пятой главе
  • 6. Оценка экономической эффективности применения геосеток для армирования асфальтобетонных покрытий
    • 6. 1. Определение технико-экономических показателей вариантов устройства асфальтобетонного покрытия
    • 6. 2. Обоснование экономической эффективности применения армированных покрытий
      • 6. 2. 1. Общие положения
      • 6. 2. 2. Результаты расчётов
  • Выводы по шестой главе

Развитие конструктивно-технологических решений для продления срока службы асфальтобетонных покрытий, армированных геосинтетическими материалами (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

За последние годы грузоподъёмность и скорость движения транспортных средств значительно возросли. Увеличиваются нагрузки на дорожное покрытие, которое должно обеспечить безопасное движение транспорта и противостоять по-годно-климатическим факторам. Возрастают требования к транспортно-эксплуатационным показателям покрытий.

Асфальтобетон является наиболее распространённым материалом для покрытий автомобильных дорог и широко используется во всём мире с прошлого века. Однако асфальтобетонные покрытия постепенно исчерпывают свои физические возможности длительно сохранять высокую прочность и сплошность при столь высоких нагрузках. Особенно это характерно для суровых климатических условий Сибири и Крайнего Севера.

Анализ результатов отечественных и зарубежных исследований свидетельствует, что армирование асфальтобетонных покрытий геосинтетическими материалами позволяет повысить их сопротивление растягивающим напряжениям от силовых и температурных воздействий, уменьшить трещинообразование, колееоб-разование и увеличить срок службы в 2−4 раза. Об этом свидетельствуют как научные исследования, так и практика эксплуатации некоторых участков с армированными покрытиями. Однако практика свидетельствует и о том, что далеко не всегда удаётся достичь существенных положительных результатов при армировании покрытий геосинтетическими материалами. Нет единого мнения в вопросах конструирования и расчёта армированных покрытий. Нет определённости в выборе эффективных геосинтетических материалов, в требованиях к прочности, долговечности и деформативности этих материалов. Далеко не всё ясно в вопросах технологии строительства армированных покрытий и механизации работ.

Таким образом, актуальность диссертационной работы заключается в развитии научных положений и практических рекомендаций, на базе которых повышается эффективность строительства асфальтобетонных покрытий, армированных геосинтетическими материалами.

Диссертационная работа выполнена в соответствии с тематическим планом Сибирской государственной автомобильно-дорожной академии (СибАДИ). Исследования выполнялись по прямым договорам с производственными подразделениями. Тема диссертационного исследования включена в программу важнейших НИР Росавтодора на 2007;2008 гг.

Основная идея работы состоит в повышении эффективности строительства армированных асфальтобетонных покрытий в суровых климатических условиях за счёт обоснованного выбора армирующих материалов, совершенствования методов конструирования, расчёта и технологии строительства этих покрытий.

Объектом исследования являются дорожные одежды автомобильных дорог с асфальтобетонным покрытием.

Предмет исследования — закономерности изменения прочностных и дефор-мативных параметров асфальтобетонных покрытий при введении армирующих прослоек из геосинтетических материалов.

Цель диссертационного исследования — научное обоснование конструктивно-технологических решений для продления срока службы асфальтобетонных покрытий, армированных геосинтетическими материалами.

Для достижения поставленной цели сформулированы и решены следующие задачи:

— проанализировать отечественный и международный опыт строительства асфальтобетонных покрытий, армированных геосинтетическими материалами;

— на основе математического моделирования прогнозировать изменения напряжённо-деформированного состояния асфальтобетонных покрытий от силовых воздействий и температурных деформаций при введении различных армирующих прослоек;

— подобрать или разработать методики и, оборудование для экспериментальных исследований, определить прочностные и деформативные свойства геосинтетических материалов и асфальтобетона, армированного этими материалами;

— проверить результаты экспериментально-теоретических исследований путём строительства и обследования опытных участков с армированным асфальтобетонным покрытием;

— дать экономическую оценку предлагаемых конструктивно-технологических решений.

Научная новизна результатов работы заключается в следующем:

— получены новые знания в определении уровня и характера напряжений в асфальтобетонных покрытиях, армированных геосинтетическими материалами;

— экспериментально установлены закономерности изменения механических свойств асфальтобетона, армированного геосетками из стекловолокна и полимеров, и показатели этих свойств для расчёта покрытий дорожных одежд;

— предложена новая регламентация показателей свойств геосеток (плоских георешёток), позволяющая выбирать наиболее эффективные из них для строительства армированных асфальтобетонных покрытий;

Практическая значимость диссертационной работы заключается в том, что на базе проведённых исследований разработаны Рекомендации по применению геосеток и плоских георешёток для армирования асфальтобетонных покрытий, включающие:

— требования к физико-механическим свойствам геосинтетических материалов, применяемых для армирования асфальтобетонных покрытий;

— рекомендации по конструированию и расчёту дорожных одежд с армированным асфальтобетонным покрытием;

— предложения по технологии строительства армированных асфальтобетонных покрытий;

— методику экономической оценки эффективности применения геосинтетических материалов для армирования асфальтобетонных покрытий.

Достоверность научных положений, выводов и рекомендаций подтверждается методологической базой исследований, основанной на фундаментальных теоретических положениях отечественной и зарубежной наукисоблюдением основных принципов физического и математического моделированиядостаточным объёмом экспериментальных данных, полученных с использованием приборов и оборудования, прошедших поверку и аттестациюудовлетворительным совпадением экспериментальных и теоретических результатоврезультатами опытно-производственной проверки результатов теоретических и экспериментальных исследований.

Личный вклад автора заключается в определении цели и задач исследованиявыполнении теоретических и экспериментальных исследованийучастии в опытно-производственном строительстве и обследований опытных участкованализе и обобщении полученных результатов.

На защиту выносятся:

— совокупность экспериментальных и расчётных данных, характеризующих напряжённо-деформированное состояние и физико-механические свойства асфальтобетонных покрытий, армированных геосинтетическими материалами;

— методики экспериментальных исследований прочностных и деформативных свойств геосинтетических материалов и асфальтобетона, армированного этими материалами;

— регламентация показателей свойств геосеток (плоских георешёток), для строительства армированных асфальтобетонных покрытий;

— результаты натурных испытаний армированных асфальтобетонных покрытий;

— значения коэффициентов армирования, позволяющих уточнить стандартную методику расчёта дорожных одежд при введении армирующей прослойки в асфальтобетонное покрытие;

— конструктивно-технологические решения для продления срока службы асфальтобетонных покрытий, армированных геосинтетическими материалами.

Реализация результатов исследования осуществлена путём строительства и обследования опытных участков с армированным асфальтобетонным покрытием. Разработаны и переданы заказчикам «Рекомендации по проектированию, строительству и ремонту асфальтобетонных покрытий с использованием геосеток» (производимых этими заказчиками). Материалы исследования нашли отражение в Рекомендациях по усилению усовершенствованных видов покрытий при капитальном ремонте и ремонте автомобильных дорог, разработанных по гос. заказу.

Росавтодора.

Материалы диссертационного исследования используются в учебном процессе: при подготовке учебных пособий, проведении лекций и практических занятий по дисциплине «Специальные вопросы проектирования дорог» со слушателями ФГЖ и студентами СибАДИ, при разработке дипломных проектов.

Апробация работы. Материалы исследования доложены, обсуждены и получили положительные отзывы на двенадцати конференциях различного уровня: «Второй Международный студенческий форум «Образование, наука, производство» (Белгород, 2004 г) — «I Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых учёных» (Омск, 2006 г) — научно-технической конференции на базе ВладимирАвтоДора (Владимир, 2007 г.) — научно-технической конференции на базе ОмскГазВодПроекта (Омск, 2007 г.) — «II Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых учёных» (Омск, 2007 г) — научно-технической конференции на базе КубаиьАвтоДора (Краснодар, 2007 г.) — научно-техническом семинаре на базе МАДИ (ГТУ) (Москва, 2008 г.) — «III Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых учёных» (Омск, 2008 г), научно-техническом семинаре на базе Министерства Транспорта Республике Татарстан (Казань, 2008 г.) — научно-техническом семинаре на базе Министерства Транспорта Королевства Иордании (Амман, 2008 г.) — научно-техническом семинаре на базе Министерства Транспорта Египта (Каир, 2008 г.) — научно-техническом семинаре на базе Управдора (Киев, 2008 г.).

Публикации. Основные результаты исследования опубликованы в 9 статьях (одна в сборнике, рекомендованном ВАК) в трёх отчётах по НИР.

Структура и объём диссертации. Диссертация состоит из введения, шести глав, общих выводов, списка литературы и приложения. Результаты исследования изложены на 197 страницах основного текста, включающего 124 рисунка, 73 таблицы, библиографию из 193 наименованийобъём приложений 16 страниц.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

И ОБЩИЕ ВЫВОДЫ.

1. На основании проведённых исследований получили развитие научные положения и конструктивно-технологические решения, позволяющие уменьшить трещинообразование и продлить срок службы асфальтобетонных покрытий в суровых климатических условиях Сибири и Крайнего Севера с помощью их армирования геосинтетическими материалами.

2. Моделирование напряжённо-деформированного состояния дорожных одежд с асфальтобетонным покрытием при силовых воздействиях и температурных напряжениях с использованием метода конечных элементов позволило прогнозировать и теоретически подтвердить возможность увеличения прочностных характеристик дорожной одежды при использовании геосинтетического материала в асфальтобетонном покрытии.

Эффективность армирования асфальтобетонных покрытий повышается при использовании высокопрочных геосинтетических материалов с относительно малой деформативностью (Яр >50 кН/м, Еотн < 4%).

Независимо от наличия или отсутствия армирующей прослойки в асфальтобетонном покрытии неизбежно появление трещин, однако, даже в суровых климатических условиях, за счёт конструирования дорожных одежд и применения эффективных геосинтетических материалов можно существенно отдалить срок их появления, увеличить шаг образования и уменьшить ширину раскрытия трещин в 2−4 раза. При этом срок службы армированных покрытий в суровых климатических условиях может быть увеличен до 40%.

3. Эффективность применения геосинтетических материалов зависит от ряда факторов:

— местоположения армирующей прослойки по толщине и ширине покрытия;

— прочности и деформативности армирующего материала;

— величины сцепления между армирующим и армируемым материалом;

— степени повреждаемости геосинтетического материала от воздействия температуры горячей асфальтобетонной смеси и уплотняющих средств.

Предложенная новая регламентация показателей свойств геосинтетических материалов, учитывающая вышеуказанные факторы и другие показатели, позволяет выбрать наиболее эффективные из них для строительства армированных асфальтобетонных покрытий.

4. Методики и оборудование, разработанные автором для экспериментальных исследований и определения механических свойств геосинтетических материалов и асфальтобетона, армированного этими материалами, могут служить основой при дальнейшем совершенствовании нормативно-методической базы по рассматриваемому вопросу.

5. Комплексные испытания геосеток и плоских георешёток позволили экспериментально установить ряд фактов и закономерностей:

— кратковременная и длительная прочность на разрыв зависят от марки и свойств сырьевых материаловдлительная прочность обычно составляет от 70 до 85% от кратковременной;

— все исследованные геосетки и плоские георешётки обладают деформатив-ностью от 1 до 8% при длительном воздействии постоянной нагрузки;

— прочность узловых соединений у стеклосеток мала и обычно не превышает 5% от прочности рёбер, а прочность узловых соединений плоских георешёток из полимерных материалов зависит от технологии их изготовления и может составлять от 30 до 100% от прочности рёбер;

— не все георешётки из полимерных материалов обладают термостойкостью, требуемой при укладке горячего асфальтобетона;

— величина снижения прочности некоторых геосеток после циклического замораживания и оттаивания может достигать 30%;

— в результате сдвигов, каменных материалов, происходящих в асфальтобетонной смеси при её уплотнении гладковальцовыми катками, может происходить существенное повреждение рёбер некоторых геосеток, при этом величина снижения прочности достигает 50%- плоские георешётки из полимерных материалов и геокомпозиты меньше подвержены этому негативному явлению.

6. Экспериментально установлено:

— наличие армирующей прослойки из прочной стеклосетки в растянутой зоне (ниже от центра) образца-балки позволяет повысить предел прочности на растяжение при изгибе асфальтобетона до 20%;

— использование для армирования плоских георешёток из полимерных материалов, обладающих повышенной деформативность, не даёт существенного увеличения предела прочности на растяжение при изгибе образцов из асфальтобетона;

— закономерности изменения модуля упругости асфальтобетона с введением армирующего материала повторяют закономерности изменения предела прочности на растяжение при изгибе;

— при испытаниях на сжатие асфальтобетонных образцов, независимо от марки армирующего материала и температуры испытаний, отличий результатов испытаний армированных асфальтобетонных образцов от неармированных не наблюдается;

— использованные для испытаний армирующие прослойки без композита не ухудшают сцепление между асфальтобетонными слоями, а в случае использования геокомпозита возможно снижение величины сцепления между слоями;

— в зависимости от вида материала использование армирующей прослойки позволяет повысить необходимое количество циклов для доведения асфальтобетонных образцов до разрушения от 10 до 50%.

7. Строительство и обследования опытных участков дорожных одежд с армированным асфальтобетонным покрытием в суровых климатических условиях подтвердило достоверность и обоснованность результатов экспериментально-теоретических исследований. При этом установлено:

— армирование асфальтобетонных покрытий геосинтетическим материалами эффективно только при условии обеспеченности требуемой несущей способности всей дорожной конструкции;

— участковое армирование покрытия (только над швами или трещинами) не даёт ощутимых положительных результатов в условиях I ДКЗ;

— несоблюдение технологических требований и норм при строительстве армированных покрытий может свести на нет все позитивные результаты этого конструктивно-технологического мероприятия (особенно это относится к операции раскладки и надёжной фиксации на основании армирующей прослойки).

8. Разработан ряд конструкций дорожных одежд с армированным асфальтобетонным покрытием, рекомендованных для ремонта, реконструкции и строительства.

Экономическая оценка предлагаемых конструктивно-технологических решений показала, что экономический эффект от строительства армированных асфальтобетонных покрытий может быть достигнут за счёт увеличения срока службы и снижения эксплуатационных затрат. При этом величина экономического эффекта составляет от 200 до 800 тыс. руб. на 1 км и возрастает с повышением категории автомобильной дороги.

9. В результате исследований, в которых принимал непосредственное участие автор, разработан ряд рекомендаций для производителей геосинтетических материалов, переданы для утверждения в Росавтодор «Методические рекомендации по применению геосеток и плоских георешёток для усиления усовершенствованных видов покрытий при капитальном ремонте и ремонте автомобильных дорог». ч 1 2 3 4 5 6 7 8 9.

10 И.

Показать весь текст

Список литературы

  1. A. K. Haghi. Experimental analysis of geotextiles & geofibers composites AASHO. Road test, Washington, 1966, 370 S.
  2. AASHTO, Geotextile Specification for Highway Applications, AASHTO Designation: M 28 800, American Association of State Highway and Transportation Officials, Washington, D. C (2000).
  3. Al-Khateeb G.G., Butlar W.G. Evaluating tensile strength of asphaltic paving maxtures using a hollow-cylinder tensile tester: ISAP. -Copenhagen, 2002.
  4. BS DD ENV ISO 10 722−1. Geotextiles and geotextile-related products Procedure for simulating damage during installation — Installation in granular materials
  5. BS EN 918:1996 Geotextiles and geotextile-related products. Dynamic perforation test (Cone drop test)
  6. Chen-Ming Kuo, Tsung-Rung Hsu «Traffic Induced Reflective Cracking on Pavements with
  7. Geogrid-Reinforced Asphalt
  8. Concrete Overlay» TRB Paper #03−2370
  9. Cho, Y.-H., McCullough, B. F., and Weissmann, J. (1996! «Considerations on finite clement method application in pavement structural analysis.» Transp. Res. Rec. No. 1539, National Research Council, Washington, D.C., 96−101.
  10. Colombier G. Fissuration de’retrait des chausses a assises traitees aux lients hydraligues // Bull. lisison Labo.P.et Ch.-1988.-№ 157. -P. 59−87
  11. DIN EN 14 030. Geotextiles and geotextile-related products Screening test method for determining the resistance to acid and alkaline liquids (ISO/TR 12 960:1998, modified) (includes Amendment Al:2003) — German version EN 14 030:2001 + Al:2003
  12. DIN EN 15 381. Geotextiles and geotextile-related products Requirements for use in pavements and asphalt overlays- German version prEN 15 381:2005
  13. DIN EN ISO 10 319 Geotextiles Wide-width tensile test (ISO 10 319:1993) — German version EN ISO 10 319:1996
  14. DIN EN ISO 12 236. Geosynthetics Static puncture test (CBR test) (ISO 12 236:2006) — German version EN ISO 12 236:2006
  15. DIN EN ISO 3146. Plastics Determination of melting behaviour (melting temperature or melting range) of semi-crystalline polymers by capillary tube and polarizing-microscope methods23
Заполнить форму текущей работой