Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Литературные усадьбы России второй половины 19 — нач. 20 века в социокультурном пространстве эпохи

ДипломнаяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Социальную роль культуры невозможно переоценить, поскольку она определяет само содержание любого социального явления, процесса, жизнедеятельности всего общества, социальных групп и личностей. Именно культура организует человеческую жизнь, рождает чувство единства, идентичности членов общества или группы, принадлежащей к одному, данному обществу. Поэтому столь важно понимать преемственность… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Историография
  • 1. Социокультурный контекст эпохи
    • 1. 1. Социокультурная характеристика пореформенной России
    • 1. 2. Социокультурная характеристика России рубежа веков ХIХ-ХХ
  • 2. Писательские усадьбы второй половины ХIХ века
    • 2. 1. Усадьба — творческая мастерская писателя
    • 2. 2. Усадьба как «культурное гнездо»
  • 3. Писательские усадьбы рубежа ХIХ-ХХ в
    • 3. 1. Культурный феномен Ясной Поляны и Мелихова
    • 3. 2. «Приюты литературных муз» эпохи символизма
  • Заключение
  • Список использованной литературы

Литературные усадьбы России второй половины 19 — нач. 20 века в социокультурном пространстве эпохи (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность данной темы определяется тем, что культура — одна из важнейших областей общественной жизни, духовно-творческий потенциал общества. Настало время, обязывающее нас обратиться к собственной истории, которую мы знаем далеко недостаточно.

Еще меньше мы по-настоящему знакомы с нашей отечественной русской культурой. Между тем любой народ, если он хочет оставаться таковым, должен знать и хранить свою историю. Историю не только битв и сражений за свою Родину, но и формирования его самости — историю жизни его духа. Это то, что определяет его неповторимый национальный облик, то, что делает русского человека русским — его культура. Он должен знать историю своей русской культуры.

Социальную роль культуры невозможно переоценить, поскольку она определяет само содержание любого социального явления, процесса, жизнедеятельности всего общества, социальных групп и личностей. Именно культура организует человеческую жизнь, рождает чувство единства, идентичности членов общества или группы, принадлежащей к одному, данному обществу.

Особенно наглядно социальная роль культуры проявляется в переходные эпохи развития общества. Дело в том, что культура настолько широко, повсеместно и глубоко проникла в ткань общественных отношений, что, когда общество переживает периоды нормального, относительно и сравнительно плавного развития, ее роль особе не выделяется, как бы незаметна, сама собой разумеется. Но вот когда общество попадает в кризисную ситуацию, часто связанную с его переходным состоянием, сразу обнаруживается чрезвычайно важное значение и ничем не заменимая, уникальная роль культуры для всей общественной жизни, ее организации, функционирования и развития. Об этом красноречиво говорит и опыт современной России.

Процесс освоения художественного наследия имеет свои особенности. Современная тенденция переосмысления роли и значения культурного наследия состоит в стремлении не только сохранить его в первозданном виде, но и активно включить в канву современной жизни. То есть сам процесс истории художественной культуры выступает здесь не только как процесс сохранения прошлого и накопления культурных ценностей, но и как процесс открытия нового в старом.

Культурное наследие несет в самом себе функцию подлинно современного явления культуры. К этому можно добавить две особенности российского менталитета, аналога которым практически нет в истории западно-европейской художественной культуры.

Первая особенность заключается в том, что отечественное историко-культурное сознание подверглось в XX веке колоссальной деформации, захватившей не только материальную и духовную культуру, но и изменило отношения между поколениями, структуру быта, элементарные нормы морали.

Вторая особенность заключается в том, что происходит активное вторжение историко-культурных реалий прошлых веков в современную духовную ситуацию. Старинный быт, художественные вкус, политические институты старой России становятся моделью социальной активности в современной.

Поэтому столь важно понимать преемственность художественных ценностей не как механическое использование культурного наследия прошлых поколений. Хранить наследство еще не значит ограничиваться этим наследством. Необходимо изучать это наследство и активно включать его в современную социокультурную ситуацию.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Александр Блок в воспоминаниях современников. В 2-х томах. Т. 2. — М.: Худож. лит., 1980. — 527 с.
  2. М.А. Воспоминания об Александре Блоке. — М.: Правда, 1990. — 672 с.
  3. Воспоминания яснополянских крестьян о Л. Н. Толстом. — Тульское книжное изд-во, 1960. — 272 с.
  4. Т.А. Моя жизнь дома и в Ясной Поляне: Воспоминания. — М.: Правда, 1986. — 560 с., 16 л. ил.
  5. Э. Необыкновенные собеседники. — М.: Советский писатель, 1979. — 560 с.
  6. А.Н. Островский в воспоминаниях современников. — М.: Худож. лит-ра, 1966. — 632 с.
  7. Сухотина-Толстая Т. Л. Воспоминания. — М.: Худож. лит., 1976. — 541 с., ил.
  8. Л.Н. Толстой в воспоминаниях современников. В 2-х томах. Т. 1. — Госиздат худож. лит-ры, 1955. — 520 с.
  9. С.Л. Очерки былого. — Госиздат худож. лит-ры, 1956. — 400 с.
  10. И.С. Тургенев в воспоминаниях современников. — М.: Правда, 1988. — 560 с., 16 л. ил.
  11. В.С., Миняева И. М. История Отечества. — М.: Альфа-М, ИНФРА-М, 2004. — 544 с.
  12. Т.С. Русская культура: история и современность. — Ростов н/Д: Феникс, 2006. — 608 с.
  13. П.С. Культурология. — М.: Гардарики, 2000. — 280 с.
  14. С.С. Очерки истории русской культуры начала ХХ в. — М., 1985. — 540 с.
  15. История России. В 2-х томах. Т. 2. С начала ХIХ в. До начала ХХI/Под ред. А. Н. Сахарова. — М.: ООО «Издательство АСТ», ЗАО НПП «Ермак», ООО «Издательство Астрель», 2003. — 862 с., ил.
  16. История русской культуры IХ-ХХ вв./Под ред. Л. В. Кошман. — М.: Дрофа, 2003. — 480 с.
  17. А.И. Культурология. — М.: Академический Проект, 2000. — 736 с.
  18. Культурология: История и теория культуры. — М.: ЦИНО, 1996. — 272 с.
  19. Культурология/Под ред. Н. Г. Багдасарьян. — М.: Высшая школа, 1998. — 511 с.
  20. Культурология/Под ред. Г. В. Драча. — Ростов н/Д: Феникс, 1997. — 576 с.
  21. И.Я. Культурология. — Минск: ТетраСистемс, 2001. — 496 с.
  22. Очерки истории русской культуры второй половины ХIХ века/Под ред. Н. М. Волынкина. — М., 1976. — 340 с.
  23. Очерки истории русской культуры ХIХ века. Т. 1: Общественно-культурная среда. — М., 1998. — 320 с.
  24. Очерки русской культуры ХIХ века. Т. 3: Культурный потенциал общества. — М., 2001. — 300 с.
  25. А.М. О русской истории и культуре. — СПб., 2000. — 250 с.
  26. В.И. Культурология: Учебное пособие. — М.: Гардарики, 1999. — 446 с.
  27. Т.В., Толпыкин В. Е. Культурология. — М.: Гардарики, 2005. — 380 с.
  28. В.В., Боголепов П. К. Тропа к Тургеневу: Документально-художественная книга о жизни и творчестве И. С. Тургенева. — М.: Дет. лит., 1983. — 317 с., ил.
  29. Г. П. А.П. Чехов. Идейные и творческие искания. — 3-е изд. — М, 1984. — 510 с.
  30. Н. Тургенев. — М.: Мол. гвардия, 1964. — 416 с., ил.
  31. Г. И. Музей-усадьба А.Н. Островского. — М.: Олма-пресс, 2003. — 204с.
  32. А.Е. Гроза над соловьиным садом. — Л.: Советский писатель, Ленинградское отделение, 1973. — 608 с.
  33. М.П. Книга о Чехове. — М, 1989. — 382 с.
  34. Л., Иванов Г. Сто великих писателей. — М.: Вече, 2000. — 592 с.
  35. В.Я. Художественный мир прозы А.П. Чехова. — М, 1982. — 126 с.
  36. В.П. Музей-заповедник Щелыково. — Лениздат, 2001. — 294с.
  37. Мир русской усадьбы/Под ред. С. Н. Разгонова. — М.: Русская книга, 1993. — 166 с.
  38. А.Ю. Самые знаменитые усадьбы России. — М.: Вече, 2001. — 416 с.
  39. Н.А., Никитин В. П. Ясная Поляна. — Тула, 1989. — 150 с.
  40. А. В. Архитектура русской усадьбы. — М, 2000. — 203 с.
  41. М.Л. Чехов — художник. — М, 1976. — 222 с.
  42. А.Ф. Карабиха. — Ярославль, 1980. — 160 с.
  43. Течение мелиховской жизни. — М., 1989. — 140 с.
  44. А.П. Мир Чехова. Возникновение и утверждение. — М, 1986. — 379 с.
  45. Н.И. Тропа к Некрасову: Документально-художественная книга о жизни и творчестве Н. А. Некрасова. — М.: Дет. лит., 1987. — 303 с., ил.
  46. Статьи из периодической печати
  47. В.Н. Великолепное Щелыково//Наше наследие. — 1994. — № 29−30.
  48. Мир русской усадьбы//Памятник отечества. — 1992. — № 25. — С. 32−39.
  49. Е. Дворянские гнезда России//Родина. — 2010. — № 4. — С. 28−29.
Заполнить форму текущей работой