Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Методы теории компромиссных игр в задачах управления воздушным движением

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Математическое и компьютерное моделирование — высокоэффективный и относительно низкозатратный метод исследования сложных систем. Особую важность средства и методы математического и компьютерного моделирование приобретают при исследовании таких сложных систем, для которых проведение натурного эксперимента является трудоемкой и дорогостоящей задачей. К таким сложным системам относятся системы ОрВД… Читать ещё >

Содержание

  • Обозначения
  • 1. Концепция ОрВД
    • 1. 1. Введение
    • 1. 2. Требования к разрабатываемым ОрВД
      • 1. 2. 1. Роль человеческого фактора
      • 1. 2. 2. Понятие авиационной безопасности
      • 1. 2. 3. Оценка и анализ авиационной безопасности
      • 1. 2. 4. Глобальный аэронавигационный план
      • 1. 2. 5. Особенности разработки современных систем ОрВД
    • 1. 3. Разрешение конфликтов и оптимизация трафика в распределенных системах как задачи интеллектного управления
      • 1. 3. 1. Концепция свободного полёта
      • 1. 3. 2. Использование регулярной сетки
    • 1. 4. Комплексы имитационного моделирования
  • 2. Модель организации воздушного движения на основе теории компромиссных игр
    • 2. 1. Обзор
    • 2. 2. БОТ — вопросы теории
      • 2. 2. 1. Социальная составляющая функции полезности
      • 2. 2. 2. Теория компромиссных игр
    • 2. 3. Построение модели системы ОрВД на базе ЭОТ
      • 2. 3. 1. Существующие схемы разрешения конфликтов
    • 2. 4. Формирование функции преимуществ ВС
    • 2. 5. Формирование функции рисков ВС
      • 2. 5. 1. Потенциальный конфликт типа столкновение
      • 2. 5. 2. Потенциальный конфликт типа опасное сближение
      • 2. 5. 3. Потенциальный конфликт типа пересечение вихревого следа
    • 2. 6. Модель системы ОрВД на основе БвТ-подхода
  • 3. Моделирование вихревых следов
    • 3. 1. Значимость вихрей для работы систем УВД
    • 3. 2. Воздействие вихревого следа на полет ВС
      • 3. 2. 1. Стандарты разделения ВС для обеспечения вихревой безопасности
    • 3. 3. Классификация ВС по создаваемой турбулентности
      • 3. 3. 1. Формирование единых стандартов обеспечения вихревой безопасности
    • 3. 4. Физика явления
      • 3. 4. 1. Существующие вихревые модели
      • 3. 4. 2. Эволюция вихрей
      • 3. 4. 3. Затухание вихрей
      • 3. 4. 4. Влияние атмосферных условий на образование и эволюцию вихрей
    • 3. 5. Существующие методы обнаружения вихревых возмущений
      • 3. 5. 1. УшсШпе
      • 3. 5. 2. ЬГОАЯ
      • 3. 5. 3. 800АЯ
    • 3. 6. Существующие методы прогнозирования вихревых возмущений
      • 3. 6. 1. Вероятностная модель с двухфазным затуханием (Р2Р)
      • 3. 6. 2. Система прогнозирования вихревых возмущений (УББ)
      • 3. 6. 3. Выводы
    • 3. 7. Эллипсоидальная модель вихревого следа
      • 3. 7. 1. Оценка формы и размеров вихревого эллипсоида
      • 3. 7. 2. Оценка местоположения вихревого эллипсоида
      • 3. 7. 3. Примеры расчета вихревых характеристик для различных типов ВС
  • 4. Сведение общей (ЗБ) задачи оптимального маневрирования ВС к плоским (2Э) маневрам
    • 4. 1. Обзор основных исследований в области моделирования оптимальных траекторий ВС
    • 4. 2. Типы конфликтных ситуаций
    • 4. 3. Численный метод расчета оптимальной траектории изменения высоты
    • 4. 4. Задача выбора оптимального управления ВС при условии избегания конфликтов
      • 4. 4. 1. Постановка задачи в горизонтальной плоскости для нескольких ВС
      • 4. 4. 2. Допущения и ограничения
      • 4. 4. 3. Алгоритм предотвращения конфликтов ВС
      • 4. 4. 4. Оценка эффективности алгоритма
      • 4. 4. 5. Апробация алгоритма
      • 4. 4. 6. Возможные улучшения и модификации
  • 5. Многоагентная среда интеллектуального управления воздушным движением
    • 5. 1. Допущения и ограничения
      • 5. 1. 1. Определение множества допустимых направлений движения ВС
      • 5. 1. 2. Условия достижения точки назначения
    • 5. 2. Возможности среды моделирования
    • 5. 3. Программный комплекс численного моделирования
      • 5. 3. 1. Структура комплекса
      • 5. 3. 2. Требования к автоматизированному рабочему месту
      • 5. 3. 3. Настройки программного комплекса
      • 5. 3. 4. Методика фиксирования конфликтов
    • 5. 4. Показатели оценки работы системы
    • 5. 5. Использование тестовых сценариев
    • 5. 6. Результаты моделирования
      • 5. 6. 1. Сценарий встречного движения
      • 5. 6. 2. Сценарий общей точки пересечения
      • 5. 6. 3. Сценарий пересекающихся потоков
      • 5. 6. 4. Сценарий случайного расположения
      • 5. 6. 5. Выводы

Методы теории компромиссных игр в задачах управления воздушным движением (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

.

Диссертация посвящена исследованию применимости методов теории оптимального управления и теории компромиссных игр {Satisficing Game Theory — SGT) [90] для решения задач построения региональной системы организации воздушного движения (ОрВД) на основе концепции свободного полета (Free Flight) [69], в частности, обеспечения предотвращения конфликтов между воздушными судами (ВС). Задачи организации воздушного движения и предотвращения конфликтов между ВС исследуются в работах Г. С. Бюшгенса,.

A.Б. Куржанского, Е. А. Федосова, Г. А. Крыжановского, В. В. Купина, П. И. Реутова, Т. Г. Анодиной, В. И. Мокшанова, Л. Е. Рудельсона, В. И. Власова, В. П. Мутовкина, В. В. Соломенцева, О. Н. Назимова, A.JI. Ройзенсона, А. И. Болыпева, Е. В. Чепель, Я. Ван Доорна, Д. Янга, Б. Х. Давидсона, B.JI. Суханова, С. А. Трофимова, JI.B. Вишняковой, О. В. Дегтярева, В. П. Егоровой, A.B. Кан,.

B.Н. Канадина, И. Ф. Зубковой, С. Г. Пятко, Э. Я. Фалькова, A.M. Гайфуллина,.

A.B. Бобылева, В. А. Ярошевского, A.C. Белоцерковского, В. В. Вышинского,.

B.JI. Кузнецова, П. В. Филонова, В. Г. Бобрякова, В. В. Александрова, О. В. Карсаева, C.B. Кулешова, A.B. Чунтула, J.K. Kuchar, J.C. Hill, J. Krozel и др. В соответствии с современными воззрениями, в диссертации в понятие воздушного конфликта включены не только столкновения ВС, но также опасные сближения и попадания в вихревые следы окружающих ВС. Для конфликтов типа попадание в спутный след представлен аппроксимационный подход к моделированию вихревых возмущений, возникающих при движении ВС. Разработанная математическая модель эволюции вихревых возмущений и реализованные с ее использованием эффективные алгоритмы маневрирования ВС для избегания вихревых следов на плоскости и в пространстве являются важными и необходимыми компонентами системы ОрВД, или комплекса имитационного моделирования ОрВД. Проверка работоспособности алгоритмов проводится в разработанном автором комплексе имитационного моделирования ОрВД, в основу которого положена концепция свободного полета.

Использование концепции свободного полета означает представление находящихся в воздушном пространстве ВС в виде независимых взаимодействующих агентов. Агенты преследуют свои собственные цели, однако способны (в своих интересах) учитывать цели соседних агентов (работы W.C. Stirling, D.H. Wolpert, J.K. Archibald, F. Bellomi). В настоящее время существует четкая тенденция перехода от централизованных систем ОрВД, где решения принимает диспетчер, к децентрализованным, в которых каждое ВС наделяется большими полномочиями, отсутствует централизованный контроль (работы Г. С. Бюшгенса, Б. Х. Давидсона, B.JI. Суханова, С. А. Трофимова, Н. М. Гревцова, T.S. Perry). За счет снижения нагрузки на диспетчеров ОрВД при децентрализованном подходе снижается роль человеческого фактора при возникновении воздушных конфликтов, а, значит, уменьшается вероятность возникновения авиационных происшествий.

В диссертации рассматривается относительно простая задача движения ВС на плоскости. Плоское движение нередко используется для моделирования сложного движения маневрирующих объектов (работы JI.A. Петросяна, Ф. Л. Черноусько, R. Isaacs). ВС представляет собой безынерционную точку, управляемую по скорости и направлению, на которые обычно накладываются определенные ограничения. Для разрешения конфликтных ситуаций в воздухе (столкновение, опасное сближение, избегание вихревых следов) между ВС, применяется основанный на теории компромиссных игр подход для описания (формализации) процедур принятия решений, который дополняется разработанной математической моделью вихревых возмущений. В рамках применяемого компромиссного подхода разработаны методы построения функций рисков и преимуществ для ВС, в зависимости от типа конфликтной ситуации. Функция риска (ФР) определяет количественную оценку вероятности возникновения конфликтов с окружающими ВС. Функция преимущества (ФП) отражает тенденцию к достижению поставленной цели: применительно к ВСдостижение пункта назначения. Методика построения ФР и ФП в задаче избегания столкновений ВС рассматривалась в работах F. Bellomi, J.K. Archibald.

Математическое и компьютерное моделирование — высокоэффективный и относительно низкозатратный метод исследования сложных систем. Особую важность средства и методы математического и компьютерного моделирование приобретают при исследовании таких сложных систем, для которых проведение натурного эксперимента является трудоемкой и дорогостоящей задачей. К таким сложным системам относятся системы ОрВД. Ошибки в натурных экспериментах в работающей системе ОрВД могут привести к непоправимым последствиям (катастрофам ВС и человеческим жертвам). Введению новых правил должна в обязательном порядке предшествовать их проверка на комплексах имитационного моделирования ОрВД. Аналогично, достаточно сложной задачей является обнаружение спутного следа за движущимся ВС, который не виден для обычного глаза. Воздействие спутного следа на ВС исследовалось в работах В. А. Ярошевского, А. М. Гайфуллина, А. С. Белоцерковского, В. В. Вышинского, А. В. Бобылева, G. Huppertz, F. Barbaresco. Для обнаружения вихревого следа на практике используется различное, порой дорогостоящее, оборудование [40], которым, по тем или иным причинам, не может быть оснащен каждый борт. В этом случае, создание эффективной модели эволюции вихревого следа за ВС, надежно апробированной и работающей на бортовом компьютере ВС, может оказаться решающей альтернативой в решении проблемы избегания вихревого следа.

Цель работы.

Целью работы являются разработка математических основ и исследование поведения и характеристик (жизнеспособности, эффективности, применимости) децентрализованной системы ОрВД, основанной на агентном подходе, в котором для принятия решений используется теория компромиссных игр. Разработка методологии ее применения и создание, на этой основе, программного комплекса для проведения имитационного моделирования коалиционного взаимодействия ВС с целью предотвращения воздушных конфликтов.

Результаты имитационного моделирования работы системы ОрВД, проведенного с использованием разработанного комплекса, свидетельствуют о больших возможностях автоматического разрешения воздушных конфликтов столкновений, опасных сближений и попаданий в вихревые следы ВС.

Основные результаты, выносимые на защиту.

1. Математическая модель управления коалиционным воздушным движением группы п ВС (агентов) сведена к компромиссной игре п агентов с учетом возникновения и необходимости разрешения воздушных конфликтов трех видов: столкновений, опасных сближений, попаданий в вихревые следы.

2. Для каждого из трех видов конфликтов разработана и апробирована методика формирования функций рисков и преимуществ.

3. Для конфликта попадания в вихревой след разработана математическая модель эволюции вихревого следа, образованного ВС. Модель следа зависит от параметров ВС, учитывает его перемещение под действием ветра, опускание и диссипацию. Проведены расчеты характеристик вихревых следов для различных типов ВС.

4. Предложен способ разрешения конфликтов трех видов с помощью маневров ВС только в двух плоскостях. Для маневров в ГП управлением выступают допустимые направления движения ВС. Для маневров в ВП использован метод Брайсона-Миеле, в котором управлением выступают допустимые направление и скорость движения ВС. Для реализации метода Брайсона-Миеле использован численный метод поиска экстремума с помощью изолиний.

5. На языке высокого уровня реализован алгоритм разрешения воздушных конфликтов ВС в соответствии с п. 4. с возможностью многопоточного параллельного выполнения.

6. Разработан программный комплекс для математического моделирования процесса управления воздушным движением с использованием многоагентного подхода на основе 8вТ (п.1) и предложенных методов построения и оценки функций рисков и преимуществ (п.2). Проведен обширный вычислительный эксперимент по оценке работы системы ОрВД, в ходе которого доказана эффективность применения методов и программного обеспечения, представленных в работе, для построения перспективной региональной (на первом этапе) интеллектуальной системы ОрВД (на основе концепции свободного полета).

Методы исследования.

Для решения задачи использовались численные методы, методы линейной алгебры, математической статистики, объектно-ориентированного программирования, паттерны проектирования. Существенным образом в диссертации используются результаты работ исследователей ЦАГИ в области вихревой безопасности A.M. Гайфуллина, B.B. Вышинского, В. А. Ярошевского, A.B. Бобылева.

Научная новизна.

1) Исследованы возможности и разработана методология применения теории компромиссных игр для разрешения конфликтов трех видов в воздушном пространстве в многоагентной среде в классе плоских маневров.

2) Разработаны и апробированы с помощью численных экспериментов методы построения функций риска и преимуществ для ВС.

3) Построены методология и алгоритмы разрешения воздушных конфликтов при помощи плоских маневров ВС (в горизонтальной и вертикальной плоскостях) с использованием математической модели эволюции вихревого следа. Убедительно доказана возможность разрешения достаточно сложных конфликтов в многоагентной среде с использованием только плоских маневров.

4) Построена модель прогнозирования размеров и эволюции следа вихревых возмущений, которые генерируются при движении ВС.

5) Построены основы теории децентрализованной системы ОрВД, базирующейся на теории компромиссных игр.

Практическая значимость.

Развиваемая в диссертация методика применения теории компромиссных игр может быть эффективной в реальных задачах управления воздушным движением для уменьшения роли человеческого фактора (постепенной замены диспетчеров на автоматизированные системы управления) и стать первым шагом к процессу полной автоматизации полёта ВС. Разработанный алгоритм маневрирования ВС может быть использован при разработке комплексов имитационного моделирования, тренажеров и перспективных систем ОрВД. Численная программная реализация алгоритма для ускорения использует параллельные вычисления, делая алгоритм более производительным при росте объемов выборки (количества взаимодействующих ВС).

Полученные результаты наглядно показывают возможность применения алгоритма для разрешения конфликтных ситуаций трех видов, с использованием только маневров в горизонтальной плоскости, без существенного падения показателей эффективности разработанной среды моделирования ОрВД. С другой стороны, очерчен диапазон применения разработанных алгоритмов и выделены те сценарии полета множества ВС, где наблюдается падение эффективности предложенной системы (т.е маневров только в одной горизонтальной плоскости недостаточно для эффективного разрешения конфликтов).

Апробация работы и публикации.

Основные результаты работы докладывались и обсуждались на следующих научных конференциях и семинарах:

1) Юбилейная L научная конференция МФТИ «Современные проблемы фундаментальных и прикладных наук», ноябрь 2007, Долгопрудный.

2) XIX Международная Интернет-ориентированная конференция молодых ученых и студентов по проблемам машиноведения (МИКМУС-2007), декабрь 2007, Москва.

3) Научная конференция «Проблемы машиноведения». Институт машиноведения имени A.A. Благонравова РАН, 12−14 ноября 2008 года, Москва.

4) XVI Международная конференция по вычислительной механике и современным прикладным программным системам (ВМСППС'2009), 2531 мая 2009 г., Алушта.

5) III Международная конференция «Управление развитием крупномасштабных систем MLSD'2009». Институт проблем управления им. В. А. Трапезникова РАН, 5−9 октября 2009 г.

6) XXI Международная Инновационно-ориентированная конференция молодых ученых и студентов «МИКМУС-2009». Институт машиноведения им. A.A. Благонравова РАН, 16−18 ноября 2009.

7) LII Научная конференция МФТИ «Современные проблемы фундаментальных и прикладных наук», 2009, Долгопрудный.

8) VII Всероссийская межвузовская конференция молодых ученых. Санкт-Петербургский государственный университет информационных технологий, механики и оптики, 20−23 апреля 2010 г.

9) VIII Международная конференция по Неравновесным процессам в соплах и струях (NPNJ'2010), 25 — 31 мая 2010 г., Алушта.

10) LIII Научная конференция МФТИ «Современные проблемы фундаментальных и прикладных наук», 2010, Долгопрудный.

11) Научный семинар в ФГУП «Государственный научно-исследовательский институт авиационных систем» (ГосНИИАС), октябрь 2010 г., Москва.

12) XVII Международная конференция по вычислительной механике и современным прикладным программным системам (ВМСППС'2011), 2531 мая 2011 г., Алушта.

13) Научный семинар в ФГУП «Центральный аэрогидродинамический институт имени проф. Н.Е. Жуковского» (ЦАГИ), июнь 2011 г., Жуковский.

14) X Всероссийский съезд по фундаментальным проблемам теоретической и прикладной механики, 24−30 августа 2011 г., Нижний Новгород.

15) V Международная конференция «Управление развитием крупномасштабных систем MLSD'2011». Институт проблем управления им. В. А. Трапезникова РАН, 3−5 октября 2011 г.

16) Российский научно-технический семинар «Состояние и перспективы развития автоматизированных систем планирования использования воздушного пространства в РФ» (ПИВП-2011). Государственный научный центр Российской Федерации ФГУП.

Государственный научно-исследовательский институт авиационных систем (ГосНИИАС)", 22−24 ноября 2011 г.

Основные результаты диссертации опубликованы в 17 статьях, в том числе, в трех статьях [142−144] в журналах из Перечня ВАК РФ, и в прочих журналах и трудах научных конференций[145−158].

Структура и объем диссертации

.

Диссертация состоит из введения и пяти глав. Нумерация определений, формул, теорем, рисунков и т. д. — двойная и раздельная по главам. Первая цифра означает номер главы, вторая — формулы или утверждения. Объем диссертации 118 страниц.

Список литературы

включает 158 наименований.

5.6.5 Выводы.

Проведенное экспериментальное моделирование включило несколько тестовых сценариев. Во всех без исключения сценариях рост числа ВС приводил к росту конфликтов, особенно опасных сближений и попаданий в вихревой след. В то же время, увеличение соотношения константы эгоизма к константе альтруизма до некоторого предела приводило к увеличению эффективности работы системы. В целом, моделирование показало простоту, гибкость (различные сценарии) и хорошую производительность приведенного алгоритма плоского маневрирования, действующего в рамках подхода SGT, без существенного снижения показателей безопасности полета в сравнении с другими схемами разрешения конфликтов [59].

Следующими шагами усовершенствования алгоритма могут стать:

1) поиск оптимального отношения константы эгоизма к константе альтруизма и определение набора параметров, от которых это соотношение зависит;

2) использование физически более правдоподобной модели для описания движения ВС (например, с непрерывным диапазоном разрешенных изменений курса);

3) добавление возможности совершения маневров ВС в вертикальной плоскости (например, по алгоритму предотвращения попадания ВС в вихревой след в вертикальной плоскости главы 4) и выбор оптимального маневра смены курса или изменения высоты полета;

4) проверка работы алгоритма на реальных данных (например, суточных данных о прошедших полетах в каком-либо секторе ВД).

Показать весь текст

Список литературы

  1. About Sodar. Atmospheric Research & Technology, LLC, 2006−03−10. http://www.sodar.com/aboutsodar.htm. Retrieved 2007−05−08.
  2. Agnew P., Hoad D. Climatology study of world airports in the context of wake vortex behavior classes, Proceedings 10th Conference on Aviation, Range and Aerospace Meteorology, Portland, 2002.
  3. Archibald J.K., Hill J.C., Jepsen N.A., Stirling W.C., Frost R.L. A Satiscing Approach to Aircraft Conflict Resolution, volume 38. Cambridge University Press, New York, USA, July 2008.
  4. Astegiani G., Casanova D., Van Engelen J., Isambert E., Treve V. АТС-Wake Report for WP1000 System Requirements, АТС-Wake Dl5, 2003.
  5. Barbaresco F., Wasselin J.P., Jeantet A., Meier U. Wake vortex monitoring and profiling by Doppler X-band radar in all weather conditions // Eurocontrol Innovative Research Group, 2007.
  6. Bellomi F., Bonato R., Nanni V., Tedeschi A. Satisficing Game Theory for distributed conflict resolution and traffic optimisation: a simulation tool and experimental results // Eurocontrol Innovative Research Workshop, 2007.
  7. Bicchi A., Pallottino L. On optimal cooperative conflict resolution for air traffic management systems // IEEE Trans, on Intelligent Transportation Systems, vol. 1, no. 4, pp. 221−232, December 2000.
  8. Blom H., Bakker В., et al. Collision Risk Modeling Of Air Traffic. Final Report for HYBRIDGE Project, NLR, 2003.
  9. Bobylev A., Vyshinsky V., Soudakov G., Yaroshevsky V. Aircraft vortex wake and flight safety // Concepts and technologies of Air Traffic Management, 2nd International Workshop, Zhukovsky, Russia, August 19−21, 2009.
  10. O.Boeing. Statistical summary of commercial jet airplane accidents (Worldwide operations 1959−2001), www.boeing.com, 2002.
  11. Crow S.C. Stability Theory for a Pair of Trailing Vortices in a Turbulent Atmosphere // AIAA Journal, 1970, Vol. 8, No. 12.
  12. A.de Bruin A., Speijker L, Moet H., Krag В., Luckner R., Mason S. S-Wake, Assessment of wake vortex safety, NLR Technical report 2003−243, 76pp, 2003.
  13. Devenport W.J., Rife M.C., Liapis S.I., Follin G.J. The structure and development of a wing-tip vortex // Journal of Fluid Mechanics 312: 67−106, 1996.
  14. Dugail D., Feron E., Bilimoria K. Stability of intersecting aircraft flows using heading change maneuvers for conflict avoidance // Proc. of the American Control Conference, Anchorage, AK, May 2002, pp. 760−766.
  15. FAA 2010. «FAA Pilot/Controller Glossary (P/CG») http://www.faa.gov/airtraffic/publications/ATPubs/PCG
  16. FAA/Eurocontrol Action Plan 14 Wake vortices, June 2003.
  17. Falkov E. Some new applications in ATM based on VDL-4 // Российско-европейский семинар ASTEC'07 «Концепции и технологии ОрВД». М.: ЦАГИ, 2007.-С. 35.
  18. Gerz Т., Ehret T. Wake dynamics and exhaust distribution behind cruising aircraft, AGARD CP 584, 1996.2A. Gerz Т., Holzaepfel F., Darracq D. Commercial Aircraft Wake Vortices. Progress in Aerospace Sciences, Vol. 38, No. 3, pp. 181−208, 2002.
  19. Haynie R. An Investigation Of Capacity And Safety In Near-Terminal Airspace For Guiding Information Technology Adoption. George Mason University dissertation, George Mason University, 2002.
  20. Hinton D., Charnock J., Bagwell D. Design of an aircraft vortex spacing system for airport capacity improvement, AIAA, January 2000.
  21. Holzapfel F, Hofbauer T., Darracq D., Moet H., Gamier F., Ferreira Gago C. Analysis of wake vortex decay mechanisms in the atmosphere, Aerospace Science Technology Vol. 7, 263−275, 2003.
  22. Holzapfel F., Gerz T., Freeh M, Dornbrack A. Wake vortices in a convective boundary layer and their influence on following aircraft, Journal of Aircraft Vol. 37, 1001−1007, 2000.
  23. Huppertz G., Zurheide F., Schroder W. Investigation of vortex-wake/engine-jet interaction in the near wake of a swept wing // Institute of Aerodynamics, RWTH Aachen, 2005.
  24. Hwang I., Tomlin C. Protocol-based conflict resolution for finite information horizon // Proc. of the American Control Conference, vol. 1, Anchorage, AK, May 2002, pp. 748−753.45.1С AO Doc 9156
  25. ICAO Doc. 8168-OPS/611 «Procedures for Air Navigation Services, Aircraft Operations»
  26. ICAO STA/10-WP/23 Десятое специализированное совещание по статистике, Монреаль, 23−27 ноября 2009 года.
  27. IFALPA. Implementation of Reduced Vertical Separation Minima in the CAR/SAM Regions Flight Crew Information Notice. Safety Bulletin, No. 05SAB009, 2005. fh
  28. Irvine R., Hering H. Systematic air traffic management in a regular lattice // 7 USA/Europe ATM 2007 R&D Seminar.
  29. Jackson W., Yaras М., Harvey J., Winckelmans G., Fournier G., Belotserkovsky A. Wake vortex prediction An overview, Phase 6 and Project final report, P13629E, 2001.
  30. Jacquin L., Fabre D., Geffroy P., Coustols E. The properties of a transport aircraft wake in the extended near field: an experimental study, AIAA Conference proceedings 2001−1038, 41 pp, 2001.
  31. Johnson F. R., Hill J. C., Archibald J. K., Frost R. L., Stirling W. C. A satisficing approach to free flight // Proc. of Int. Conf. on Networking, Sensing and Control, 2005. IEEE, March 2005, pp. 123−128.
  32. Kim O’Neil VDL Mode 4: Implementing ADS-B. // Advanced Aviation Technology Ltd. http://www.aatl.net/publications/implementingADS-B.htm
  33. Kopp F., Rahm S., Smalikho I. Characterisation of aircraft wake vortices by 2-pm pulsed Doppler lidar, Journal of Atmospheric Oceanic Technology, Vol. 21, 2004.
  34. Kos J., Blom H., et al. Probabilistic Wake Vortex Induced Accident Risk Assessment, 3rd FAA/Eurocontrol R&D Conference, Naples, Italy, 2000.
  35. J., Tomlin C., Pappas G., Sastry S. 2 1/2 D conflict resolution maneuvers for ATMS // Proc. of IEEE Conf. on Decision and Control, vol. 3, Tampa, FL, December 1998, pp. 2650−2655.
  36. Krozel J., Peters M., Bilimoria K. D., Lee C., Mitchell J. S. B. System performance characteristics of centralized and decentralized air traffic separation strategies // 4th USA/Europe Air Traffic Management R&D Seminar, Santa Fe, NM, December 2001.
  37. Kuchar J.К., Yang L.C. A review of Conflict Detection and Resolution Modeling Methods // IEEE Transactions on Intelligent Transportation Systems. 2000. -V.l, № 4. — P. 179−189.
  38. Nilsson J. ADS-B Implementation in Sweden and in the World // Российско-европейский семинар «Концепции и технологии ОрВД». -М.: ЦАГИ, 2007.
  39. Nordwall B.D. Free Flight: АТС model for the next 50 years // Aviation Week and Space Technology. 1995. — V. 143, № 5. — P. 38−39.
  40. Paielli R. A., Erzberger H. Conflict probability estimation for free flight // Journal of Guidance, Control, and Dynamics, vol. 20, no. 3, pp. 588−596, May-June 1997.
  41. Proctor F.H. The NASA Langley wake vortex modeling effort in support of an operational aircraft spacing system, AIAA Conference proceedings 98−0589, 1998
  42. Reich P.G. Analysis of Long-Range Air Traffic Systems, Separation Standards-I. Journal of Navigation, Vol. 19, 1966.
  43. Resmerita S., Heymann M., Meyer G. A framework for conflict resolution in air traffic management // Proc. of IEEE Conf. on Decision and Control, vol. 2, Maui, Hawaii, December 2003, pp. 2035−2040.
  44. Risso F., Corjon A., Stoessel A. Direct numerical simulations of wake vortices in intense homogeneous turbulence, AIAA Journal Vol. 35, 1030−1040, 1997.
  45. Robbins R.E., Delisi D.P. Numerical study of vertical shear and stratification effects on the evolution of a vortex pair, AIAA Journal Vol. 28, 661−669, 1990.
  46. Ros sow V.J. Lift generated vortex wakes of subsonic transport aircraft, Prog. Aerosp. Sci. 35, 507−660, 1999.
  47. Speijker L. S-Wake Final report for WP4 Probabilistic safety assessment, NLR Technical report 2003−248, 2003.
  48. Stirling W. C. Social utility functions part I: theory // IEEE Trans, on Systems, Man, and Cybernetics, Part C: Applications and Reviews, vol. 35, no. 4, pp. 522 532, November 2005.
  49. W. С., Frost R. L. Social utility functions part II: applications // IEEE Trans, on Systems, Man, and Cybernetics, Part C: Applications and Reviews, vol. 35, no. 4, pp. 533−543, November 2005.
  50. Xie R., Shortle J., Choroba P. Quantitatively estimating wake vortex safety using P2P model, 6th USA/EUROPE ATM R&D seminar proceedings.
  51. Zak J. A. 2003. Atmospheric Boundary layer sensors for application in a wake vortex advisory system, NASA/ CR 2003 212 175, April 2003.
  52. Авиаглобус. 2007. — № 6 (98). — С. 18−19.
  53. В., Левитин Глава 6. Метод преобразования: Пирамиды и пирамидальная сортировка // Алгоритмы: введение в разработку и анализ: Introduction to The Design and Analysis of Aigorithms. — M.: «Вильяме», 2006. — С. 275−284. — ISBN 5−8459−0987−2.
  54. ТТ., Мокшанов В. И. Моделирование процессов в системе управления воздушным движением. М.: Радио и связь, 1993. — 264 С.:ил.
  55. А.И., Чепелъ Е. В. Создание комплекса средств АЗН-В на базе технологии режима «S» вторичной радиолокации // Российско-европейский семинар ASTEC'07 «Концепции и технологии ОрВД». М.: ЦАГИ, 2007. -С. 13−14.
  56. А. Е., Десаи М. Н., Хоффман B.C. Применение энергетического метода для оптимизации летных характеристик сверхзвукового самолета // Воздушный транспорт № 20, реф. 143, 1969.
  57. Г. С. Полная автоматизация управления самолетами к XXI веку // Техника воздушного флота. 1993. — № 1.
  58. С.Н., Жерлов А. К., Федосов Е. А., Федунов Б. Е. Интеллектное управление динамическими системами. М.: ФИЗМАТ ЛИТ, 2000. — 352 с.
  59. В.В., Валуев A.M., Зуйков Ю. Г. Интеллектуальный алгоритм выбора маршрута в перспективной системе управления воздушным движением // Интеллектуальные системы. 1996. — Т. 1, вып. 1−4. — С. 101— 108.
  60. Л.В., Дегтярев О. В., Егорова В. П., Кан A.B. Комплекс имитационного моделирования системы ОрВД РФ // Российско-европейский семинар ASTEC07 «Концепции и технологии ОрВД». М.: ЦАГИ, 2007. -С. 8−9.
  61. A.M., Зубцов A.B. Диффузия двух вихрей // Изв. РАН, МЖГ, № 1,С. 126−142, 2004.
  62. Е. Операционные системы реального времени http://www.qnxclub.net/files/articles/rtos/rtos.html
  63. Н.М., Давидсон Б. Х., Каргопольцев A.B., Суханов В. Л. Глобальный аэронавигационный план ИКАО и новые принципы управления самолетом // Полет. 2009. — вып. ЦАГИ-90. — С. 31−35.
  64. .Х., Суханов В. Л., Трофимов С. А. Управление самолетом в перспективной системе аэронавигации // Российско-европейский семинар ASTEC07 «Концепции и технологии ОрВД». -М.: ЦАГИ, 2007. С. 6.
  65. Я., Янг Д. Дорога к перспективной концепции ОрВД в Европе // Российско-европейский семинар ASTEC'07 «Концепции и технологии ОрВД». М.: ЦАГИ, 2007. — С. 4.
  66. A.B., Пашинцев В. П. Качественный анализ семейства оптимальных траекторий в задаче полета самолета на максимальную дальность. Труды ЦАГИ, 1974, вып. 1991.
  67. Т., Лейзерсон Ч., Ривест Р., Штайн К. Алгоритмы: построение и анализ Под ред. И. В. Красикова. — 2-е изд. — М.: Вильяме, 2005. — С. 182 188. — ISBN 5−8459−0857−4
  68. Г. А. Теоретические вопросы управления воздушным движением. Учебное пособие. Часть I. Ленинград.: Ордена Ленина академия гражданской авиации, 1976. — 88 С.: ил. — Часть II. — Ленинград.: ОЛАГА, 1977.-90 С.: ил.
  69. А.Б. Задачи динамики и управления для гибридных систем // Нелинейный динамический анализ-2007: Тезисы докладов международного конгресса. СПб., 2007. — С. 10.
  70. А. С., Яглом А. М. Статистическая гидромеханика, ч. 1−2. М., 1965−67- Турбулентность в свободной атмосфере, 2 изд. Л., 1976.
  71. Организация воздушного движения. Doc. 4444 ATM/501, изд. 15-ое ИКАО, 2007. -468 с.
  72. С.Г. Перспективные системы УВД России // Российско-европейский семинар ASTEC'07 «Концепции и технологии ОрВД». М.: ЦАГИ, 2007. — С. 7.
  73. Л.А. Смешанные стратегии в дифференциальных играх // Дифференциальные многошаговые, бескоалиционные игры, Калинин, 1985. -№ 6.
  74. JI.А., Зенкевич H.A., Семина Е. А. Теория игр: Учеб. Пособие для ун-тов М.: Высш. шк., Книжный дом «Университет», 1998 — С. 304.
  75. Расследование авиационных происшествий и инцидентов, связанных с метеорологическими факторами. Издание третье, переработанное и дополненное. 2009 г. -М.
  76. Российско-европейский семинар ASTEC'07 «Концепции и технологии ОрВД». М.: ЦАГИ, 2007.
  77. В.В., Назимов О. Н., Ройзензон А. Л. Основные направления модернизации системы ОрВД // Российско-европейский семинар ASTEC'07 «Концепции и технологии ОрВД». М.: ЦАГИ, 2007. — С. 3.
  78. М. Архитектура корпоративных программных приложений. -Москва: издательский дом «Вильяме», 2004 г.
  79. Л.П. Некоторые вопросы оптимизации траектории полета дальних самолетов. Труды ЦАГИ, 1973, вып. 1488.
  80. Л.П. Приближенные методы оптимизации характеристик участка набора высоты самолета. Труды ЦАГИ, 1987, вып. 2366.
  81. Л.П. Расчетное исследование траектории самолета с учетом оптимизации тяги и изменения его массы. Труды ЦАГИ, 1981, вып. 2102.
  82. Л.П. Результаты исследований летно-технических характеристик высотных самолетов (1953 1993). Труды ЦАГИ, вып. 2624, 1997.
  83. Л.П. Результаты исследований летно-технических характеристик самолетов и беспилотных летательных аппаратов. ЦАГИ, 2008.
  84. A.A. Информационные множества в модельных задачах наблюдения за движением самолёта в горизонтальной плоскости // Диссертация на соискание уч. степени к.ф.-м. н. Екатеринбург: Институт математики и механики УрО РАН, 2005.
  85. Л.М., Буханова P.C., Илларионов В. Ф., Плохих В. П. Механика оптимального пространственного движения летательных аппаратов в атмосфере. -М.: Машиностроение, 1972.
  86. В.А., Бобылев A.B., Гайфуллин A.M., Свириденко Ю. Н. Влияние вихревого следа на динамику полета пассажирского самолета // Полет. 2009. — вып. ЦАГИ-90. — С. 93−99.
  87. Публикации автора по теме диссертации
  88. В.В., Исаев В. К., Давидсон Б. Х. Некоторые актуальные задачи управления воздушным движением // Труды МФТИ. 2009. — Том 1, № 3-С. 94−114.
  89. Исаев В. К, Золотухин В. В. Некоторые задачи 20-маневрирования самолета с целью обеспечения вихревой безопасности // Вестник МАИ. -2009. Том 16, № 7. — С. 5−10.
  90. В.В. Моделирование вихревых следов в задачах управления воздушным движением // Программные продукты и системы.-2011. № 1(93).-С. 126−129.
  91. В.В., Исаев В. К. Методы и модели управления воздушным движением. // Проблемы машиностроения. Сборник трудов конференции. Институт машиноведения имени A.A. Благонравова РАН, Москва, 2008, стр. 231 -235.
  92. В.В. Разрешение конфликтов в распределённых системах ОрВД как задача интеллектного управления // Тезисы VII Всероссийской межвузовской конференции молодых ученых. СПб: СПбГУ ИТМО, 2010. -С.89−90.
Заполнить форму текущей работой