Рекомендован состав комплексного растворителя для выщелачивания окисленных и сульфидных медных руд. Основу растворителя составляет серная кислота 1%-ой концентрации для выщелачивания окисленных руд и 2%-ой концентрации для выщелачивания сульфидных руд. Добавка карбамида в количестве 30 г/т руды позволяет приблизить действие комплексного растворителя к условиям применения монорастворителя серной… Читать ещё >

• 1. Состояние изученности вопроса, цель и задачи исследования
    • 1. 1. Анализ технологий освоения месторождений окисленных и сульфидных медных руд.'
    • 1. 2. Горно-геологические и горно-технические условия разработки месторождений Сибайское и Бакр-Узяк
    • 1. 3. Основы физико-химического метода освоения окисленных и сульфидных руд в естественных условиях залегания и в кучах
    • 1. 4. Направление интенсификации процесса выщелачивания окисленных и сульфидных руд
    • 1. 5. Цель, задачи, методы и методики исследований
  • 2. Исследование закономерностей процесса выщелачивания окисленных и сульфидных медных руд
    • 2. 1. Качественный состав руд месторождений Сибайское и Бакр-Узяк
    • 2. 2. Факторный анализ процесса растворения медных минералов, выбор растворителя
    • 2. 3. Проведение и анализ результатов натурного эксперимента
    • 2. 4. Методы извлечения меди из раствора и факторный анализ процесса цементации
  • Выводы
  • 3. Изыскание состава и оценка влияния комплексного растворителя на процесс выщелачивания медных руд
    • 3. 1. Подбор состава комплексного растворителя медных минералов
    • 3. 2. Исследование механизма взаимодействия карбамида с ионами металлов и оценка устойчивости комплексов в кислых средах
    • 3. 3. Изучение каталитической роли карбамидных комплексов в процессе сернокислотного растворения соединений меди
    • 3. 4. Методика определения состава растворителя и режима выщелачивания окисленной и сульфидной руд в изменяющихся условиях среды
  • Выводы
  • 4. Изыскание технологии освоения медьсодержащих месторождений физико-химическими методами
    • 4. 1. Классификация технологических схем подземного выщелачивания при доработке месторождений
    • 4. 2. Обоснование параметров буровзрывных работ для подготовки массива к выщелачиванию
    • 4. 3. Разработка технологических рекомендаций для освоения месторождений Сибайское и Б акр-Узя к физико-химической технологией
    • 4. 4. Оценка экономической эффективности доработки месторождений Сибайское и Бакр-Узяк физико-химическим методом
  • Выводы

Разработка физико-химической технологии освоения медьсодержащих месторождений Урала: На примере месторождений Сибайской группы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность работы.

Медным месторождениям Урала принадлежит ведущее место в сырьевом балансе цветной металлургии России. Крутое и наклонное падение залежей на глубину 500 м и более и значительная мощность определяют ' комбинированный способ разработки, а именно: Сибайского месторождения с последовательным переходом от открытых работ к подземным, месторождения Бакр-Узяк — подземным с доработкой целиков карьером.

При этом практически на всех месторождениях за контуром разработки в охранных целиках, в рудных треугольниках в основании карьера, в выклинках рудных тел, на контактах с вмещающими породами, в закладке, в зонах обрушения осталось значительное количество ценного компонента. Освоение этих запасов имеет существенное экономическое значение для горнодобывающих предприятий Урала.

Анализ отечественного и зарубежного опыта освоения месторождений меди показал, что данные запасы преимущественно остаются в недрах и теряются. На ряде месторождений апробирована физико-химическая технология доработки запасов. Однако широкое применение физико-химических методов сдерживается длительностью протекающих процессов, а также экологической вредностью применяемых до настоящего времени растворителей.

Создание эффективной физико-химической технологии на основе изысканий состава комплексного растворителя, отвечающего требованиям экологической безопасности, селективности перевода ионов меди в раствор, необходимой интенсивности и эффективности процессов выщелачивания является актуальной задачей, требующей решения.

Цель работы — разработка эффективной физико-химической технологии освоения оставшихся в недрах запасов окисленных и сульфидных медных руд, обеспечивающей повышение полноты использования георесурсов и экологичность горных работ.

Идея работы состоит в создании условий образования на поверхности рудных минералов комплексных соединений, интенсифицирующих процесс перехода ионов меди в раствор, при выщелачивании серной кислотой низкой концентрации техногенно измененных медьсодержащих руд.

Работа выполнена при поддержки гранта РФФИ № 01 -05−96 415.

Задачи исследований:

— анализ условий залегания «оставшихся запасов и определение возможности извлечения из них меди физико-химической геотехнологией;

— факторный анализ процессов выщелачивания и подбор состава комплексного растворителя медных минералов;

— обоснование параметров и режимов физико-химической геотехнологии доработки запасов окисленной и сульфидных руд месторождений Сибайское и Бакр-Узяк;

— классификация технологических схем подземного выщелачивания;

— разработка технологии выщелачивания медьсодержащих георесурсов и определение условий ее эффективного применения.

Для решения поставленных задач в качестве объекта исследований выбраны месторождения Сибайское и Бакр-Узяк, где на протяжении длительного времени велась отработка последовательно открытым и подземным способами и планируется переход на подземную технологию.

Методы исследований: в работе использовался комплексный метод включающий обобщение и анализ отечественного и зарубежного опыта, планирование эксперимента, микроскопическое исследование, лабораторные химические опыты в статическом, динамическом и перколяционном режимах, рН-потенциометрическое титрование, моделирование и промышленный эксперимент, математическую и статистическую обработку результатов на ЭВМ.

Защищаемые положения: Выщелачивание медьсодержащих руд комплексным растворителем позволяет вовлечь некондиционные руды, оставленные после разработки месторождения физико-техническими способами, в эффективную доработку за счет интенсифицирующего действия растворителя, использования л имеющихся горных выработок и первичной техногенной подготовки массива.

• Механизм действия карбамида в составе комплексного растворителя заключается в его протонировании, адсорбции протонированных катионов на минеральной поверхности и их каталитическом действии на процесс межфазного перехода меди в раствор.

• Различия в установленных значениях констант протонирования карбамида в присутствии катионов меди, цинка и железа определяют условия и параметры выщелачивания, необходимые для селективного извлечения меди из руд.

• Классификация технологических схем подземного выщелачивания по первичному способу отработки обеспечивает выбор рациональной физико-химической технологии доработки месторождений.

Научная новизна работы:

• Применение азотсодержащего комплексообразователя карбамида в составе комплексного растворителя для интенсификации и селективности процессов физико-химического освоения медьсодержащих георесурсов.

• Механизм образования карбамидных комплексов меди и их интенсифицирующего действия при выщелачивании окисленных и сульфидных руд.

• Параметры и режимы технологии выщелачивания, необходимые для селективного образования карбамидных комплексов меди.

• Классификация технологических схем подземного выщелачивания, в основе которой лежит первоначальный способ разработки месторождения.

Достоверность научных положений, выводов и результатов обеспечивается надежностью и представительностью исходных данных, оценкой полученных результатов методом математической статистики, сопоставимостью результатов лабораторных и натурных исследований.

Практическая значимость работы состоит в разработке технологических схем доработки запасов медьсодержащих руд методом подземного выщелачивания, обеспечивающим высокую эффективность, требуемую безопасность и экологичность работ при доработке месторождений.

Реализация работы: результаты работы использованы при разработке технологических рекомендаций для кучного выщелачивания окисленных медных руд месторождения Бакр-Узяк, предпроектной проработки технологии подземного выщелачивания руд за контуром Сибайского карьера и опытно-промышленном выщелачивании медных руд на промплощадке Сибайского карьера.

Апробация работы: результаты работы докладывались на международной научно-технической конференции «Комбинированная геотехнология: проектирование и геотехнологические основы», Магнитогорск, 2001 г.- на научно-практической конференции «Современное состояние и перспективы использования сырьевой базы Челябинской области», Челябинск, 2000 г.- на международных научных симпозиумах «Неделя горняка», Москва 2000, 2001, 2002 гг.- на международном совещании «Развитие идей И. Н. Плаксина в области обогащения полезных ископаемых и гидрометаллургии», Москва, 2000 г.- на ежегодных научно-технических конференциях МГТУ.

Публикации: по результатам выполненных исследований опубликовано 14 работ.

Объем и структура работы: диссертация состоит из введения, 4 глав, заключения, библиографического списка из 120 наименований, 5 приложений и содержит 168 с. машинописного текста, 42 рисунка, 28 таблиц.

Основные результаты приведенных исследований заключаются в следующем:

1. Разработаны технологические схемы доработки запасов балансовых и забалансовых окисленных и сульфидных медных руд физико-химическим методом, обеспечивающие эффективное освоение недр и экологичность горных работ.

2. Установлено, что структурные особенности руды — расположение минералов меди по трещинам и прожилкам — обеспечивают доступ растворителя к ним, а присутствие на кромках халькопиритового зерна пленки ковеллина указывает на уже начавшийся процесс природного окисления, что способствует сокращению времени выщелачивания.

3. Определено влияние основных факторов на выщелачивание окисленной и сульфидных руд, установлены зависимости извлечения меди от изменения температуры окружающей среды, концентрации серной кислоты, крупности материала и добавки реагентов интенсификаторов: выщелачивание окисленной медной руды происходит в большом диапазоне температур, даже при отрицательных значениях, что определяет возможность применения кучного выщелачивания для их переработки. Для сульфидных руд необходимо наличие положительных температур, что осуществимо в подземных условиях, где температура остается постоянной (10−15°С) — для обеспечения требуемой фильтрации и сокращения времени выщелачивания крупность рудного массива не должна превышать 250 мм. Установленные кинетические закономерности позволили определить, что выщелачивание окисленной руды данной крупности на 50% происходит за 29 сут, богатой сульфидной руды за 448 сут и бедной сульфидной руды за 286 сут при температуре 20° С 2%-ой серной кислотойдля обеспечения экологичности и эффективности процесса концентрация серной кислоты при выщелачивании медных руд должна быть не выше 2%- добавка в состав растворителя комплексообразователя карбамида позволяет повысить извлечение меди из окисленной медной руды в 1,75 р&за, а из бедной сульфидной руды в 2 раза, тем самым сокращая время выщелачивания.

4. Рекомендован состав комплексного растворителя для выщелачивания окисленных и сульфидных медных руд. Основу растворителя составляет серная кислота 1%-ой концентрации для выщелачивания окисленных руд и 2%-ой концентрации для выщелачивания сульфидных руд. Добавка карбамида в количестве 30 г/т руды позволяет приблизить действие комплексного растворителя к условиям применения монорастворителя серной кислоты 2%-ой концентрации при выщелачивании окисленной руды и 5%-ой — при выщелачивании сульфидной руды.

5. Установлена селективность действия карбамида на минеральной поверхности. Карбамид в слабокислотных растворах протонируется по пяти стадиям. Протонированный карбамид образует комплексы различной прочности с ионами тяжелых металлов, причем прочность медь-карбамидного комплекса значительно ниже, чем цинки железо-карбамидного. Это определяет последовательность перехода в раствор ионов цветных металлов: медь, цинк, железо и позволяет обеспечить селективность технологии извлечения.

6. Доказано, что в составе комплексного растворителя карбамид является катализатором процесса выщелачивания, действие которого происходит на минеральной поверхности и заключается в следующем: протонированный карбамид прочно закрепляется на минеральной поверхности карбонильной группой и слабее — аминогруппамиионы меди вытесняют протоны водорода из состава аминогрупп и образуют комплексное соединение с карбамидомс повышением кислотности раствора при добавлении новой порции растворителя происходит повторное протонирование карбамида с вытеснением ионов меди в объем раствора. Каталитическая роль карбамида подтверждается величиной адсорбции его на поверхности халькопирита, которая имеет конечное значение, равное 24−10″ 6 г/г и рН=2,5 при крупности материала -0,074+0,044 мм. Применение карбамида в качестве катализатора процесса позволяет отказаться от высокой концентрации кислоты, а само применение карбамида является безопасным ввиду его нейтральности.

7. Установлено, что при окислении сульфидных руд кислородом воздуха извлечение меди в раствор повышается в 2 раза, а при замачивании окисленных руд комплексным растворителем — в 1,7 раза. Это позволяет рекомендовать для выщелачивания сульфидных руд чередование орошения комплексным растворителем и естественного окисления кислородом воздуха, а для окисленных медных руд — предварительное замачивание массива комплексным растворителем с последующим выщелачиванием в инфильтрационном режиме.

8. Предложена классификация технологических схем подземного выщелачивания, позволяющая выбрать систему подачи растворителя и сбора продуктивного раствора в зависимости от первоначального способа разработки месторождения. Используя классификацию, разработаны технологические схемы выщелачивания руд месторождений Сибайское и Бакр-Узяк.

9. Освоение оставшихся запасов Сибайского месторождения рекомендуется вести в нисходящем порядке при развитии работ на горизонте от откосов бортов вглубь массива, располагая камеры вкрест простирания рудного тела. Устойчивость бортов обеспечивается пригрузкой бедными рудами, которые подвергаются выщелачиванию совместно с шахтными запасами. Подача растворителя осуществляется по скважинам, пробуренным из верхнего штрека, а сбор продуктивного раствора происходит в нижележащем штреке. Режим подачи растворителя включает чередование орошения и окисления массива воздухом. Для доработки месторождения Бакр-Узяк целесообразна полевая подготовка рудного тела по кольцевой схеме. Отработку запасов рекомендуется вести в нисходящем порядке камерной системой разработки со сплошным магазинированием руды. Предварительно рудный массив рекомендуется смачивать шахтными и подотвальными водами, затем выщелачивать комплексным растворителем.

10. Показана экономическая эффективность и экологичность предлагаемой технологии. Себестоимость выщелачивания 1 т руды на Сибайском месторождении составляет 149,3 р., на месторождении Бакр-Узяк — 198,5 р. Доход за все время доработки месторождений — 428 млн. р. и 62,5 млн. р. соответственно. Экологический эффект определяется повышением полноты освоения недр, отсутствием в предложенной технологии отвалов горных пород и отходов последующей переработки.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной диссертационной работе на основе выполненных исследований решена актуальная научно-техническая задача — разработана физико-химическая технология освоения оставшихся за контуром первичной физико-технической разработки запасов кондиционных и некондиционных окисленных и сульфидных медных руд.

1. A.B. Подготовка месторождений скальных руд для выщелачивания. М.: Изд-во Цветметинформации, 1975. — 386 с.
  2. М.И. Конструирование и расчеты систем и технологий разработки рудных месторождений. М.: Недра, 1965. — 570 с.
  3. В.Ж. Физико-химическая геотехнология: Учеб. пособие. М.: Изд-во МГГУ, 2001.-656 с.
  4. С.Я. Взрывные работы. М.: Углетехиздат, 1958. — 420 с.
  5. A.B., Бурцев Л. И. Разработка и экспериментальная проверка методики моделирования доставки руды силой взрыва // Новая технология и системы подземной разработки рудных месторождений. М.: Недра, 1965. -С.31−41.
  6. А.О. Расчет параметров технологических процессов подземной добычи руд. М.: Недра, 1985. — 180 с.
  7. Л.И., Ключников A.B. Контурное взрывание при проходке выработок. -Л.: Наука, 1967. 305 с.
  8. М., Надьпал И. Исследование комплексообразования новейшими методами М.: Мир, 1989. — 324 с.
  9. М.Ф. Исследование склонности к самовозгоранию полиметаличе-ских руд в лабораторных и промышленных условиях (рудник Текели): Дис.. канд. техн. наук. Свердловск, 1968.
  10. Ю.Бронников Д. М. Выбор параметров взрывных скважин при подземной отбойке руд. М.: Госгортехиздат, 1961. — 214 с.
  11. П.Бубнов В. К. и др. Извлечение металлов из замагазинированной руды в блоках подземного и штабелях кучного выщелачивания. Целиноград: Обл. изд-во, 1989. — 258 с.
  12. В.К. и др. Теория и практика добычи полезных ископаемых для комбинированных способов выщелачивания. Акмола, 1992. — 545 с.
  13. A.C., Гринько Н. К., Черняк И. А. Процессы подземных горных работ. М.: Недра, 1982. — 146 с.
  14. Я. Образование амминов металлов в водном растворе. М.: Изд-во иностр. лит., 1961. -308 с.
  15. .М., Бурчаков A.C. Основы технологии горного производства. М.: Недра, 1973. — 338 с.
  16. Гидродинамические и физико-химические основы горных пород / Под ред. Веригина H.H. М.: Недра, 1997. — 126 с.
  17. A.M., Броунштейн Б. И. О диффузионной кинетике реакций в сферических частицах // Журнал прикладной химии. 1950. — Т.23, вып. 12, — С. 1249−1259.
  18. Д.М. Технология карбамида. Л.: Химия, 1981. — 320 с.
  19. Горные науки. Освоение и сохранение недр Земли / Под ред. К. Н. Трубецкого / РАН, АГН, РАЕН, МИ А. М.: Изд-во Акад. горн, наук, 1997. -478 с.
  20. А.Н. Профилактика и тушение эндогеных пожаров на мед-но-пиритных рудниках Урала (Дегтярское месторождение): Дис.. канд. техн. наук. Свердловск, 1952.
  21. Добыча металлов способом выщелачивания / В.П. Новик-Качан, Н.В.• Губкин, Д. Т. Десятников, Н. И. Чесноков. М.: Изд-во Цветметинформации, 1970. 384 с.
  22. Доработка Молодежного месторождения подземным способом: Технико-экономическое обоснование. Екатеринбург: Унипромедь, 1997.
  23. Доработка Сибайского месторождения подземным способом: Технико-экономическое обоснование. Екатеринбург: Унипромедь, 1992.
  24. А.Н., Вольдман Г. М., Беляевская JI.B. Теория гидрометаллургических процессов. М.: Металлургия, 1983. — 456 с.
  25. А.Д. Адгезия жидкости и смачивание. М.: Химия, 1974. — 314 с.
  26. А.Т. Мочевина. М.: Госхимиздат, 1963. — 305 с.
  27. A.B. Разработка комбинированной геотехнологии выемки запасов в основании бортов карьеров (на примере медно-колчеданных месторождений Урала): Дис.. канд. .техн. наук. Магнитогорск, 1999.
  28. В.В. и др. Об определении гидравлического режима орошения через скважины при подземном выщелачивании руд // Цветные металлы. -1972.-№ 1.-С.41.
  29. В.П., Степанов В. Н. Применение микробиологических методов в обогащении и гидрометаллургии. М.: Недра, 1960. — 126 с.
  30. Я. Применение комплексов в аналитической химии. М.: Мир, 1979.-384 с.
  31. А.Ф. Обоснование рационального способа управления горным давлением при отработке рассредоточенных рудных тел (на примере Октябрьского"медно-колчеданного месторождения): Дис.. канд. техн. наук. Магнитогорск, 2002.
  32. А.Ф. Пути повышения эффективности производства на Октябрьском руднике // Разработка мощных рудных месторождений: Меж-вуз. сб. науч. тр. Магнитогорск, 1999. — С.10−13.
  33. Исследование и разработка технологии извлечения цинка и редких металлов из медно-пиритного промпродукта Сибайской обогатительной фабрики гидрометаллургическим способом: Отчет о НИР / МГМИ.
  34. ГР 80 031 669. Магнитогорск, 1980.
  35. Исследование устойчивости северного борта Учалинского карьера при доработке запасов подземными горными работами: Отчет по НИР / Уни-промедь. № ГН 76 467 849. — Екатеринбург, 1992.
  36. Исследование процессов кучного выщелачивания окисленных медных руд месторождения Бакр-Узяк: Отчет о НИР / МГТУ. № ГР 46 789 251. -Магнитогорск, 2000.
  37. И.А., Поташников Ю. М. Кинетика процессов растворения. -М.: Металлургия, 1975. 224 с.
  38. А.И. Добыча полезного ископаемого подземным выщелачиванием. Разработка рудных месторождений физико-химическими и микробиологическими методами. М.: Атомиздат, 1969. — 375 с.
  39. А.И. Добыча полезного ископаемого подземным выщелачиванием и другими геотехнологическими методами. М.: Атомиздат,. 1981. -302 с.
  40. М.Х. Основные термодинамические константы неорганических и органических веществ. М.: Химия, 1968. — 471 с.
  41. В.А. Методы практических расчетов в термодинамике химических реакций. М.: Химия, 1983. — 286 с.
  42. Кинетика электродных процессов / Фрумкин А. Н., Багоцкий B.C., Иофа З. А, Кабанов Б. Н. -М.: МГУ, 1952. 319 с.
  43. В.Е., Кокарев H.A. Расчет параметров буровзрывных работ на подземных рудниках: Учеб. пособие. Свердловск: Изд-во У ПИ, 1978. -С.87.
  44. Комбинированные методы переработки окисленных и смешанных медных руд / Митрофанов С. И. и др! М.: Недра, 1970. — 288 с.
  45. Комплексные соединения в аналитической химии. Теория и практика применения. М.: Мир, 1975. — 531 с.
  46. A.A. Исследование влияния утечек воздуха на пожаро-опасность колчеданных руд (Дегтярское месторождение): Дис.. канд. техн. наук. Свердловск, 1974.
  47. Е.А., Чесноков Н. И., Грязков М. В. Уранодобывающая промышленность капиталистических стран. М.: Атомиздат, 1979.
  48. К.Н. и др. Пути интенсификации подземного выщелачивания. М.: Энергоиздат, 1988. — 222 с.
  49. В.В. Совместная и повторная разработка рудных месторождений. -М.: Недра, 1972.
  50. Н.П. и др. Подземное выщелачивание полиэлементных руд. -М.: Изд-во Акад. горн, наук, 1998. 446 с.
  51. Д.П., Ведерникова Л. П. Микробиологическое выщелачивание. М.: МГГУ, 1985. — 176 с.
  52. Л.И., Рудаков И. Е. Подземные системы выщелачивания металлов. М.: Изд-во Цветметинформации, 1974. — 78 с.
  53. Л.И. Инженерные расчеты подземного выщелачивания металлов: Учеб.-метод, пособие по инженерным расчетам. М., 1977.
  54. Л.И. Шахтные системы разработки месторождений урана подземным выщелачиванием. М.: Энергоиздат, 1982.
  55. И.К., Бахуров В. Г., Мещерская P.C. Физико-химические условия процесса подземного выщелачивания урана из скальных руд // Атомная энергия. 1969. — Т.27, вьш.б. — С. 500−504.
  56. И.К., Бурыкин A.A., Бубнов В. К. Влияние состава скальных рудовмещающих пород на эффективность процесса подземного выщелачивания // Атомная энергия. 1976. — Т. 41, вып.2. — С. 126.
  57. И.К., Белецкий В. И., Давыдова Л. Г. Бесшахтная разработка рудных месторождений. М.: Недра, 1986. — 176 с.
  58. К.А. и др. Исследование процессов вторичного минералообра-зования медьсодержащих руд месторождения Бакр-Узяк //Горный ин-форм.-аналит. бюл. 2001. — № 2. — С. 128−131.
  59. В.Я. Исследование пожароопасности колчеданных месторождений Урала: Дис.. канд. техн. наук. Свердловск, 1965.
  60. Марганец / К. Н. Трубецкой, В. А. Чантурия, Е. А. Воробьев и др.- Под ред. акад. К. Н. Трубецкого. М.: Изд-во Акад. горн, наук, 1999, — 271 с.
  61. Э.О. и др. Методы и средства взрывной отбойки руды. М.: Недра, 1977. -312 с.
  62. Э.О. Разрушение горных пород. М.: Недра, 1975. — 600 с.
  63. С.И., Рыскин М. Я. Повышение качества флотационных концентратов цветных металлов без снижения извлечения // Цветные металлы. 1975. — № 2. — С. 71−75.
  64. С.И. и др. Комбинированные методы переработки окисленных и смешанных медных руд. М.: Недра, 1970. — 288 с.
  65. А.К. и др. О соединениях карбамида с кислотами // Журнал неорганической химии. -1976. № 4. — С. 947.
  66. АД., Тимофеев И. Л. Интенсификация геотехнологических процессов растворения и выщелачивания. Львов, 1988. — 188 с.
  67. В.Н. Дробящее и сейсмическое действие взрыва в горных породах. М.: Недра, 1977. — 288 с.
  68. В.Н., Авдеев O.K., Мельниченко В. М. Безотходная технология добычи радиоактивных руд. М.: Энергоатомиздат, 1987. — 240 с.
  69. Musgrove P. Mining Technol and Poliey Issues, 1983 // Mining Convent. Amer. Mining Congr., San Francisco, sept. 12−14, 1983. Washington, 1983.
  70. M.JI. Черняк A.C. Органические растворители в процессах переработки руд. -М.: Недра, 1969. С. 151.
  71. Небера В. П, Соложенкин П. М. Сорбционная флотация металлов // Развитие идей И. Н. Плаксина в области обогащения полезных ископаемых и гидрометаллургии: Тез. докл. юбилейных Плаксинских чтений. М., 2000.-С.121−122
  72. В.П., Бабичев H.H. Геотехнологические способы извлечения полезных ископаемых из недр. М.: Изд-во Цветметинформации, 1972. -65 с.
  73. Обогащение руд цветных металлов / С. И. Полькин, Э. В. Адамов. М.: Недра, 1983.-400 с.
  74. Л.Т. Физико-химические методы добычи полезных ископаемых. М.: МГИ, 1975. — 151 с.
  75. Х.К. Физико-химические основы избирательного растворения минералов. М.: Недра, 1993. — 174 с.
  76. Открыто-подземный способ освоения месторождений крепких руд / Агошков М. И., Каплунов Д. Р., Шубодеров В. И. и др. М.: ИПКОН РАН, 1992.
  77. В.В. Опыт выщелачивания скальных руд на месте залегания (Обзор патентной и научно-технической информации). М., 1977.
  78. Подземное выщелачивание урановых руд / Бахуров В. Г., Вечеркин С. Г., Луценко И. К. М.: Атомиздат, 1969. — 320 с.
  79. Подземные системы выщелачивания металлов / Лунев Л. И., Рудаков И.Е.-М., 1974.-79 с.
  80. A.C., Дикарев Н. Л., Яковенко А. Г. Подземное выщелачивание медно-колчеданного месторождения. // Цветная металлургия. 1982. -№ 10.-С. 14−16.
  81. Программа обследования горнорудных предприятий и методика исследований микробиологического выщелачивания руд: Отчет о НИР / Уни-промедь. № ГР 65 892 424. — Свердловск, 1967.
  82. Проектное задание на подземное выщелачивание меди рудника Бакр-Узяк.-Уфа, 1942.
  83. Пути интенсификации подземного выщелачивания / Кошколда К. Н. и др., М.: Энергоатомиздат, 1988. — 188 с.
  84. Развитие подземной добычи при комплексном освоении месторождений / Каплунов Д. Р., Левин В. И., Болотов Б. В. и др. М.: Наука, 1992. -256 с. '
  85. Расчеты гидрометаллургических процессов / Набойченко С. С., Юнь A.A. М.: МИСиС, 1995. — 428 с.
  86. Л.С. Физико-химические основы производства медь и цинк содержащего карбамида // Все для удобрений. Ташкент, 1983.
  87. М.В. Обоснование параметров комбинированной геотехнологии освоения медно-колчеданных месторождений Урала: Дис.. д-ра. техн. наук. Магнитогорск, 1999.
  88. М.В., Ляховец К. А., Старостина H.H. Анализ эффективности процессов выщелачивания медьсодержащих руд Сибайского месторождения // Разработка мощных рудных месторождений: Межвуз. сборник. Магнитогорск: МГТУ, 1999. — С. 71−75.
  89. М.В., Шадрунова И. В., Старостина H.H. и др. Совершенствование технологии извлечения меди из медьсодержащих промышленных растворов // Горный информ.-аналит. бюл. М.: 2001, — № 2. — С. 7577.
  90. .К. Исследование способов заиливания, применяемых для предупреждения и тушения подземных пожаров от самовозгорания на мёдно-пиритных рудниках Урала: Дис.. канд. техн. наук. Свердловск, 1954.
  91. М.Н., Азимов Р. Ш., Мосинец В. Н. Подземная разработки месторождений цветных и редких металлов. М.: Недра, 1986. — 488 с.
  92. Способ подземного и кучного выщелачивания металлов: Пат. 2 116 440 Россия, МПК6 Е21В43/28 / Кондратьев Ю. И., Воронин П. А., Алкацев М. И., Кондратьев Д. Ю. (Россия). .
  93. Справочник по горнорудному делу / Под ред. Гребенюка В. А., Пыжья-нова Я.С., Ерофеева И. Е. М.: Недра, 1983. — 816 с.
  94. H.H. Технология предподготовки сульфидных руд к обогащению / Сб. тез. докл. науч.-техн. конф. студентов и аспирантов. -Красноярск, 2000. С. 165.
  95. H.H. Систематизация и структуризация процессов подземного выщелачивания при комбинированной разработке месторождений // Горный информ.-аналит. бюл., 2002.
  96. .Д., Цветков A.A. Неорганическая химия: Учеб. для химико-технол. спец. вузов. -М.: Высш. школа, 1994. 608 с.
  97. Строительство и эксплуатация рудников подземного выщелачивания / Под ред. В. Н. Мосинца. М.: Недра, 1987. — 368 с.
  98. К., Рысмендеев К., Токмернова JI.A. // Исследование взаимодействия мочевины с неорганическими соединениями / Сб. науч. трудов. Фрунзе, 1964. — 57 с.
  99. К. Соединение карбамида с неорганическими солями. Фрунзе: Илим, 1971. 346 с.
  100. С., Исаматов Э. Е. Распределение и формы нахождения элементов в технологических растворах. Ташкент, 1989. — 18 с.
  101. А.Е. Избранные труды. М.: Изд-во АН СССР, 1958. — Т.4.
  102. Физико-химическая гидродинамика / Левич В. Г. М.: Физматгиз, 1959. — 699 с.
  103. .Д., Ватолин H.A., Неживых В. А., Тверяков А. Ю. Историческая справка и обзор зарубежной практики кучного и подземного выщелачивания // Горный информ.-аналит. бюл. 2002. — № 4. — С. 57−61.
  104. B.C. Оценка эффективности инвестиционных проектов открытых горных разработок. Екатеринбург: УГГГА, 1996. — 179 с.
  105. В.А., Шадрунова И. В., Емельяненко Е. А., Радченко Д. Н. Влияние гранулометрического состава, пористости и серфектанта на фильтрационные процессы при кучном выщелачивании медных руд // Горный журнал. 2002. — №.7.
  106. A.B. и др. О механизме действия карбамида при сернокислотном выщелачивании окисленных руд // Цветные металлы. -2002. № 5.
  107. A.C. Химическое обогащение руд. М.: Недра, 1987. — 224 с.
  108. И.В. и др. Механизм взаимодействия карбамида с растворами серной кислоты. // Горный информ.-аналит. бюл. 2002. — № 5. — С. 43−44.
  109. И.В. Комбинированная флотационно-гидрометаллургическая технология переработки медно-цинковых пром-продуктов Сибайской обогатительной фабрики: Дисс.. канд. техн. наук. — Москва, 1983. — lSS^c.
  110. И.В., Старостина H.H., Астафьева Н. И. Термодинамический анализ взаимодействия сульфидов меди, цинка и железа в слабых сернокислых растворах //Вопросы прикладной химии: Межвуз. сборник. -Магнитогорск: МГТУ, 1999. С. 61−65.
  111. И.В., Старостина H.H. Совершенствование технологии цементации из карьерных подотвальных вод и растворов кучного выщелачивания // Разработка мощных рудных месторождений: Межвуз. сборник.- Магнитогорск: МГТУ, 2000. -.С. 168−173.
  112. А.Д., Абакумов В. В. и др. Бактериально-химическое выщелачивание тонко-кристаллических колчеданных руд // Цветные металлы. -1993. -№ 11. -С.12.
  113. В.М. Динамика подземных вод. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1973. — 174 с.
  114. И.Е. Ультразвук, физико-химическое и биологическое действие. -М.: Физматиздат, 1963. 126 с.