Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Психиатрическая помощь в системе социальной защиты лиц, страдающих психическими расстройствами: правовые вопросы

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Психиатрическая помощь восстанавливает не только психическое здоровье гражданина, но и личные права психически больного. Этот процесс начинается с момента оказания помощи, продолжается на всем этапе лечения, в процессе реабилитации реализуется во внебольничных условиях. Соблюдение прав лиц, страдающих психическими расстройствами, и обеспечение их гарантиями на всех этапах социальной защиты… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Социальная защита лиц, страдающих психическими расстройствами: ® организационно-правовые основы
    • 1. Понятие и принципы социальной защиты лиц, страдающих психическими расстройствами
    • 2. Система социальной защиты лиц, страдающих психическими расстройствами
    • 3. Законодательство о социальной защите лиц, страдающих психическими расстройствами
  • Глава 2. Психиатрическая помощь и ее значение в преодолении социального риска ^ лиц, страдающих психическими расстройствами
    • 1. Понятие и принципы оказания психиатрической помощи
    • 2. Компенсация социального риска лиц, страдающих психическими расстройствами, при оказании психиатрической помощи
  • Глава 3. Реабилитация лиц, страдающих психическими расстройствами
    • 1. Понятие реабилитации и ее значение в преодолении социального риска лиц, страдающих психическими расстройствами
    • 2. Профессиональная реабилитация лиц, страдающих психическими расстройствами
    • 3. Социальная реабилитация лиц, страдающих психическими Ф расстройствами

Психиатрическая помощь в системе социальной защиты лиц, страдающих психическими расстройствами: правовые вопросы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В условиях рыночной экономики существенно возрастает потребность населения в социальной защите. Требуется, кроме того, дифференциация социальной защиты, адресованной различным социально-демографическим и профессиональным группам населения. Развитие российского социального законодательства в последнее время осуществляется в направлении углубления дифференциации правового регулирования, поэтому были приняты законы о социальной защите отдельных категорий населения — инвалидов, ветеранов, жертв радиационных катастроф и др.

Состояние здоровья гражданина является одним из критериев такой дифференциации. Основываясь на анализе законодательства, можно утверждать, что существуют специальные меры социальной защиты лиц, страдающих туберкулезом, ВИЧ-инфекцией, некоторыми другими заболеваниями. Наличие таких заболеваний обусловливает трудности в реализации гражданином своих прав, порождает специфические потребности, для удовлетворения которых ему требуется помощь со стороны государства. Главной задачей государства является сохранение и защита общественного здоровья при любых социально-экономических, политических, социальных и природных условиях. Важным направлением в решении этой задачи выступает преодоление психических заболеваний, имеющих как биологическую, так и социальную природу, в том числе путем осуществления мер социальной защиты в отношении лиц, страдающих психическими расстройствами.

Психическое здоровье — это состояние душевного благополучия, характеризующееся отсутствием болезненных психических проявлений и обеспечивающее адекватную условиям окружающей действительности регуляцию поведения. В современных условиях во всех регионах России обнаруживается увеличение числа психических расстройств среди населения, и эта тенденция является весьма устойчивой. По данным специальных исследований, распространенность основных форм психических заболеваний возрастает каждые.

• десять лет на 10−15%.

Среди психически больных значительную часть составляют одинокие и Ф пожилые люди. В связи с общим старением населения возросло количество лиц пожилого возраста, и, соответственно, заболеваний старческого возраста. Все они относятся к наименее защищенным в социальном плане группам населения. Как показывает мировой опыт, по меньшей мере, каждый четвертый житель планеты нуждается в консультации психолога, психотерапевта или психиатра. По этой причине продолжает расти показатели первичной инвалидности. Психические заболевания являются одной из важных социальных, экономических, культурных и ^ медицинских проблем в современной России.

В нашей стране в большей мере, чем в других развитых странах, больные с Ф хроническими психическими заболеваниями воспринимаются обществом как маргинальная часть населения1. Социальное положение психически больных людей осложнено экономическими, социальными, социокультурными и другими обстоятельствами. При обсуждении вопроса о социальной защите лиц с психическими расстройствами, прежде всего, необходимо отметить специфичность данной патологии и, как следствие этого, возникновение ряда серьезных проблем, с которыми лицо, страдающее психическим расстройством, не в состоянии справиться самостоятельно. Достаточно отчетливо выявляется ухудшение трудового статуса (инвалидизация, занятие неквалифицированным трудом, потеря работы и безработицаухудшение материального положения и социально-бытовых условий), изоляция от общества и близкихимеют место нарушения прав больного. Большая часть лиц, страдающих психическими расстройствами, испытывают пренебрежение по отношению к ним со стороны окружающих.

Кроме того, имеет место высокая численность лиц, страдающих психическими расстройствами, и объективная ограниченность их возможностей к.

1 См.: Зайцев И. В. Маргинальность как социально-философская проблема: Автореф. дис. канд. филос. Наук. Омск: ОмГУ, 2002. труду, к самообслуживанию, к полноценному участию в жизни общества. Социальные реформы последних лет внесли существенные коррективы в правовое регулирование в данной сфере. В результате чего появилась возможность говорить о социальной защите психически больных.

Конституция Российской Федерации (ст. 19) установила равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Это означает, что и состояние здоровья не может служить основанием для какой бы то ни было дискриминации, а ограничения прав психически больных лиц должны быть обоснованными.

Реформирование системы социальной защиты лиц, страдающих психическими расстройствами, началось с принятия 2 июля 1992 года Закона РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании"1 (далееЗакон от 02.07.92). Именно этот нормативный акт ознаменовал собой коренные изменения в государственной политике по отношению к психически больным. В его тексте закреплены меры социальной поддержки, оказываемые лицам, страдающим психическими расстройствами, определены виды, порядок и основания оказания психиатрической помощи. К сожалению, имеются определенные недостатки, связанные с применением Закона от 02.07.92. Отдельные его требования оказались до сих пор не выполненными в связи с финансовыми и организационными трудностями.

Отсутствуют и серьезные научные исследования по данной теме. В монографическом плане упомянутая тема фактически не исследовалась. Отдельные вопросы правового регулирования социальной защиты лиц, страдающих психическими расстройствами, были объектом изучения в некоторых исследованиях представителей медицинской науки. Значимость научных исследований данного вопроса и отсутствие соответствующих научных разработок определили выбор темы настоящей диссертации.

1 Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1992.23 августа. № 33. Ст. 1913.

Цель и задачи исследования

:

Целью диссертационного исследования является теоретическое обоснование определяющей роли психиатрической помощи в осуществлении социальной защиты лиц, страдающих психическими расстройствами.

Для достижения этой цели необходимо разрешение следующих задач:

1) раскрыть особенности социального риска, которому подвергаются лица, страдающие психическими расстройствами, дать его характеристику в медицинском, социально-экономическом и юридическом аспектах;

2) сформулировать определение понятия «социальная защита лиц, страдающих психическими расстройствами" — вывести принципы социальной защиты психически больных, показать ее системный характер;

3) проанализировать структуру законодательства в области социальной защиты лиц, страдающих психическими расстройствами, показать роль Закона РФ от 2 июля 1992 г. «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» в регулировании мер социальной защиты данной категории лиц;

4) раскрыть понятие психиатрической помощи, принципов ее организации и оказания, обосновать ее определяющую роль в системе социальной защиты лиц, страдающих психическими расстройствами;

5) проанализировать различные виды психиатрической помощи с точки зрения их значения в компенсации социального риска, которому подвергаются психически больные лица;

6) определить понятие и содержание реабилитации лиц, страдающих психическими расстройствами, провести анализ законодательства об их профессиональной и социальной реабилитации.

Методологическая и теоретическая основы исследования:

Методологической основой работы являются общенаучные методы системного анализа и обобщения нормативных, научных и практических материалов. В числе частнонаучных методов следует выделить формально-юридический и метод сравнительного правоведения.

Нормативную основу исследования составляют международно-правовые акты в области прав человека, Конституция Российской Федерации, федеральное законодательство и законодательство субъектов РФ в сфере социальной защиты населения. Была проанализирована правоприменительная практика психиатрических учреждений.

Теоретической основой диссертации явились труды отечественных ученых по общей теории права — С. С. Алексеева, JI.C. Воеводина, Е. А. Лукашевой, В. Н. Протасова, Ю. К. Толстого, В. Н. Хропанюка, JI.C. Явича и др. Изучалась литература в области конституционного права, посвященная проблеме прав человека. В процессе анализа норм о социальной защите лиц, страдающих психическими расстройствами, автор опирался на теоретические основы трудового права и права социального обеспечения, содержащиеся в работах B.C. Андреева, В. А. Ачаркана, К. С. Батыгина, М. О. Буяновой, А. Д. Зайкина, M.JI. Захарова, Е. Е. Мачульской, М. И. Полупанова, Г. С. Скачковой, В. Н. Скобелкина, Э. Г. Тучковой, М. Ю. Федоровой, В. Ш. Шайхатдинова. Использовались также работы, посвященные проблемам дифференциации правового регулирования труда и социальной защиты населения, а также исследования, в которых затрагиваются отдельные аспекты правового статуса психически больных лиц (Н.В. Антипьевой, Ю. В. Васильевой, М. А. Драчук, Д. А. Сторожука, В. В. Федина, А. О. Харитоновой, Т. В. Шепель, Ф. Б. Штивельберга и др.). Большую роль в разработке некоторых аспектов диссертации сыграли выводы, изложенные в работах специалистов в области психиатрии Б. Н. Алмазова, И. Я. Гуровича, Т. Б. Дмитриевой, Г. М. Усова, А. Б. Шмуклера. Использовалась также литература по философии и экономике (работы А. Н. Аверьянова, В. М. Жеребина, И. В. Зайцева, П. Розанваллона, А. Н. Романова, А. П. Шептулина и др.). Научная новизна работы:

Диссертация является первым комплексным исследованием правового регулирования оказания психиатрической помощи как определяющего элемента социальной защиты лиц, страдающих психическими расстройствами. Основные положения и выводы диссертационного исследования, выносимые на защиту, отражающие его новизну и выносимые на защиту заключаются в следующем:

1) Социальный риск, которому подвержены лица, страдающие психическими расстройствами — это обусловленная наличием психического заболевания возможность социально неблагоприятных последствий, связанных с трудностями в реализации лицом своих прав, возможностью их ограничения, которая вызывает необходимость социальной защиты данного лица в целях обеспечения приемлемого качества жизни. Предпосылкой социальных рисков является психическое расстройство, которое необходимо рассматривать в диалектическом единстве и взаимосвязи с его возможными социальными последствиями. Применительно к лицам, страдающим психическими расстройствами, социальный риск следует понимать достаточно широко, не только как обусловленную им материальную необеспеченность, но ограниченность в реализации различных прав и свобод, таких как право на достойное обращение, уважение, право иметь семью, право на выбор профессии и др. Исходя из этого, социальный риск, которому подвергаются психически больные лица, следует рассматривать в медицинском, социально-экономическом и юридическом аспектах. Юридический аспект социального риска, которому подвержены психически больные лица, может связываться со значительными трудностями в реализации их прав, необходимостью представительства их прав и интересов, а также с возможностью правоограничений с учетом наличия психического расстройства либо дискриминации. Социально-экономическая сторона социального риска, проявляется в том, что из-за имеющегося психического расстройства, лицо не может самостоятельно позаботиться о реализации основных своих потребностей, оказывается неспособным к социальной адаптации и интеграции (реинтеграции) в общество. Медицинский аспект социального риска, обусловливающий все прочие аспекты, связан с наличием у данных лиц психического расстройства. Психические расстройства относятся к социально значимым заболеваниям, под которыми следует понимать такие заболевания, которые могут быть обусловлены низкими показателями уровня и качества жизни населения, получили значительное распространение и влекут за собой такие последствия, как временная нетрудоспособность, инвалидность, сокращение продолжительности жизни;

2) Компенсация социальных рисков психически больных лиц осуществляется в системе их социальной защиты. Социальная защита лиц, страдающих психическими расстройствами представляется собой систему мер, направленных на преодоление, смягчение (компенсацию) и ликвидацию последствий, вызванных психическим расстройством, обеспечение приемлемого качества жизни и создание механизмов эффективной реализации их прав;

3) Социальная защита лиц, страдающих психическими расстройствами, должна основываться на следующих принципах: своевременная компенсация социального риска, возникшего у психически больныхсочетание различных форм социальной защиты психически больныхвзаимодействие государства и общества в области социальной защиты психически больныхпервичный характер психиатрической помощи в системе социальной защиты рассматриваемой категории граждандифференциация мер социальной защиты в зависимости от степени тяжести психического расстройствавозможно более полная компенсация социального риска данной категории граждан;

4) Социальная защита лиц, страдающих психическими расстройствами должна рассматриваться с точки зрения системного подхода. Система социальной защиты лиц, страдающих психическими расстройствами — это совокупность правоотношений, возникающих в процессе взаимодействия государственных органов и учреждений, общественных организаций и граждан в процессе реализации их прав и обязанностей, направленных на предоставление лицам, страдающим психическими расстройствами, различных благ и услуг с целью развития и совершенствования их способностей, обеспечения приемлемого качества их жизни, их интеграции в общество и создания эффективных механизмов реализации их прав. Система социальной защиты психически больных включает правоотношения по поводу того или иного вида социального обеспечения, процедурные и процессуальные правовые связи, которые характеризуются особенностями субъектного состава и содержания. В правоотношениях первого вида можно выделить правовые связи, направленные на предоставление общих видов социальной защиты (пенсионное обеспечение, обеспечение пособиями, денежные выплаты и др.) и специальных (социальное обслуживание, психиатрическая помощь и др.);

5) Законодательство о социальной защите лиц, страдающих психическими расстройствами, представляет собой совокупность нормативно-правовых актов, регулирующих общественные отношения в данной сфере. Оно является разноотраслевым, так как соответствующие меры регулируются нормативными правовыми актами, выступающими источниками различных отраслей права, и многоуровневым, поскольку такие нормы содержатся в нормативных актах различной юридической силы: международных документах универсального и регионального характера, Конституции РФ, федеральных законов и подзаконных нормативных актах, а также законах и иных нормативно-правовых актах субъектов РФ;

6) Психиатрическая помощь является основным элементом социальной защиты лиц, страдающих психическими расстройствами. Во-первых, психиатрическая помощь всегда предшествует оказанию иных мер1 социальной защиты, поскольку последние связаны с наличием у лица психического заболевания, которое, в свою очередь, обусловливает временную нетрудоспособность, инвалидность, потерю работы и т. д. Во-вторых, психиатрическая помощь обусловливает структуру системы мер социальной защиты, адресованных конкретному лицу, с учетом состояния его психического здоровья, реабилитационного потенциала, необходимости ограничения его прав и т. д. В-третьих, в процессе оказания психиатрической помощи оценивается эффективность тех или иных мер социальной защиты. В-четвертых, психиатрическая помощь, взаимодействуя с иными формами социальной защиты психически больных, может образовывать специфические медико-социальные формы такой защиты;

7) Социальный риск, которому подвержены психически больные лица, компенсируется при оказании различных видов психиатрической помощи (психиатрическое освидетельствование, диспансерное наблюдение, госпитализация, реабилитационная помощь во внебольничных и стационарных условиях и др.). Это обусловливает необходимость более четкого законодательного регулирования порядка оказания психиатрической помощи и соблюдения прав психически больных лиц при ее предоставлении;

8) Реабилитация как важный элемент системы социальной защиты лиц, страдающих психическими расстройствами, основывается на биопсихосоциальной модели заболевания в психиатрии, в рамках которой лицо рассматривается не только как больной, нуждающийся в медицинской помощи, но и как полноправный член общества, нуждающийся в социальной защите. Психосоциальная реабилитация лиц, страдающих психическими расстройствами, представляет собой восстановление или формирование недостаточных или утраченных в результате болезни навыков, знаний, умений взаимодействовать, решать проблемы, обеспечивающих их интеграцию в общество. Психосоциальная реабилитация лиц, страдающих психическими расстройствами, включает в себя профессиональную, социальную и медицинскую части реабилитации;

9) Преодоление психического расстройства и социализация психически больных в значительной степени осуществляется посредством профессиональной реабилитации. Основной формой профессиональной реабилитации является трудоустройство лиц, страдающих психическими расстройствами, возможность которого обусловлена наличием у психически больного лица трудовой правосубъектности. Профессиональная реабилитация представлена как процесс выполнения последовательных действий в отношении каждого больного: оценка трудовых навыков и уменийналичие предпосылок к осуществлению трудовой деятельноститренинг трудовых навыков- «защищенное» трудоустройство («переходное» трудоустройство) — поиск работысохранение работы. Этапы «защищенного» и самостоятельного трудоустройства психически больных являются наиболее значимыми в процессе восстановления трудового статуса лица, страдающего психическим расстройством. Сформулированы предложения по совершенствованию действующего законодательства в сфере профессиональной реабилитации. В частности, обосновывается необходимость урегулирования специальными актами субъектов РФ вопросов, связанных с механизмом установления квот для лиц, страдающих психическими расстройствамигарантий их соблюдения работодателямипредоставление мер государственной поддержки, организациям, соблюдающим условия квотированияприменением санкций к предприятиям за невыполнение условий квотирования и др.;

10) Социальная реабилитация лиц, страдающих психическими расстройствами, предоставляется в различных формах, которые могут быть сведены в две группы по признаку субъекта: 1) предоставляемые психиатрическими и другими социальными учреждениями или их структурными подразделениями- 2) функционально связанные с определенными учреждениями, но оказываемые непосредственно в обществе. Первые из названных форм предложено именовать специальными, а вторые — общими. Социальная реабилитация лиц, страдающих психическими расстройствами, должна обеспечиваться посредством активного взаимодействия общественных, благотворительных организаций с различными государственными структурами, причастными к образованию, медицинскому обслуживанию, жизнеобеспечению и предоставлению социальных льгот психически больным, что будет способствовать их социальной интеграции.

Практическое значение исследования.

Сформулированные в диссертации предложения по совершенствованию законодательства и практики его применения могут быть использованы в нормотворческой и правоприменительной деятельности, а также в учебном процессе при подготовке студентов по специальностям «юриспруденция» и «социальная работа». Результаты исследования могут быть взяты за основу при осуществлении методического обеспечения деятельности органов социальной защиты населения, психиатрических и психоневрологических учреждений.

Апробация результатов исследования.

Диссертация выполнена и обсуждена на кафедре социального права Омского государственного университета. Основные положения исследования были изложены в выступлениях автора на научных и научно-практических конференциях, проводившихся в Омском государственном университете (20 042 006) и Омской государственной медицинской академии (2005), а также нашли свое отражение в пяти опубликованных работах.

Материалы диссертационного исследования были апробированы автором в учебном процессе при проведении практических занятий по курсу «Социальная защита населения в Российской Федерации» со студентами очной формы обучения юридического факультета ОмГУ (2005;2006 учебный год). Результаты исследования применяются автором при оказании правовой помощи психиатрическим учреждениям и общественным организациям инвалидов вследствие психических заболеваний. Структура работы.

Диссертация состоит из введениятрех глав, объединяющих восемь параграфовзаключениясписков литературы и нормативных актов. В качестве приложений оформлены таблицы, иллюстрирующие отдельные положения работы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Обобщая результаты научного исследования к научным разработкам и выводам автора можно отнести следующее:

1) Социальный риск, которому подвержены лица, страдающие психическими расстройствами, следует рассматривать в медицинском, социально-экономическом и юридическом аспектах, на основе суммирования которых можно дать следующее определение данного понятия: это обусловленная наличием психического заболевания возможность социально неблагоприятных последствий, связанных с трудностями в реализации лицом своих прав, возможностью их ограничения, которая вызывает необходимость социальной защиты данного лица в целях обеспечения приемлемого качества жизни. Социальный риск в данном случае основан на реальном событии (наличии психического расстройства), и предполагает вероятность наступления прочих социально неблагоприятных последствий (утраты или уменьшения заработка или иного трудового дохода, сложность реализации права на труд, на образование, на жилище и др.). Это отличает социальный риск психически больных от других видов социального риска (с. 37);

2) Психические расстройства относятся к социально значимым заболеваниям. Под социально значимыми заболеваниями следует понимать такие заболевания, которые могут быть обусловлены низкими показателями уровня и качества жизни населения, получили значительное распространение и влекут за собой такие последствия, как временная нетрудоспособность, инвалидность, сокращение продолжительности жизни. В связи с этим социально значимые заболевания можно предупреждать и бороться с их распространением, а также преодолевать их последствия за счет применения мер социальной защиты к лицам, которые ими страдают, в том числе — к психически больным (с. 25);

3) Социальная защита лиц, страдающих психическими расстройствами, представляет собой систему мер, направленных на преодоление, смягчение (компенсацию) и ликвидацию последствий, вызванных психическим расстройством, обеспечение приемлемого качества жизни и создание механизмов эффективной реализации их прав. Основными принципами социальной защиты лиц, страдающих психическими расстройствами, являются: своевременная компенсация социального риска, возникшего у психически больныхсочетание различных форм социальной защиты психически больныхвзаимодействие государства и общества в области социальной защиты психически больныхпервичный характер психиатрической помощи в системе социальной защиты рассматриваемой категории граждандифференциация мер социальной защиты в зависимости от степени тяжести психического расстройствавозможно более полная компенсация социального риска данной категории граждан (с. 38);

4) Социальная защита лиц, страдающих психическими расстройствами, представляет собой системное явление, определяемое как совокупность правоотношений, возникающих в процессе взаимодействия государственных органов и учреждений, общественных организаций и граждан в процессе реализации их прав и обязанностей, направленное на предоставление лицам, страдающим психическими расстройствами, различных благ и услуг с целью развития и совершенствования их способностей, обеспечения приемлемого качества их жизни, их интеграции в общество и создания эффективных механизмов реализации их прав (с. 50). В качестве специальных общественных отношений в системе социальной защиты выделены отношения, возникающие в процессе оказания психиатрической помощи и социального обслуживания. Данные виды социальной защиты отличаются от общих особыми основаниями предоставления, спецификой субъектного состава возникающих отношений, степенью и методами правовой регламентации (с. 44);

5) Законодательство о социальной защите лиц, страдающих психическими расстройствами, является разноотраслевым, так как соответствующие меры регулируются нормативными правовыми актами, выступающими источниками различных отраслей права (с. 51), и многоуровневым, поскольку такие нормы содержатся в нормативных актах различной юридической силы: международных документах универсального и регионального характера, Конституции РФ, федеральных законов и подзаконных нормативных актах, а также законах и иных нормативно-правовых актах субъектов РФ (с. 52);

6) Основным элементом системы социальной защиты лиц, страдающих психическими расстройствами, является психиатрическая помощь. Оказание психиатрической помощи означает систему практических мер, объединяемых целью распознавания и лечения болезни. Данная система включает в себя обследование психического здоровья гражданина, диагностику психических расстройств, лечение, уход и медико-социальную реабилитацию. Роль психиатрической помощи в системе социальной защиты лиц, страдающих психическими расстройствами, а также ее взаимодействие с другими формами социальной защиты этих лиц выражается в следующем:

— психиатрическая помощь всегда предшествует оказанию иных мер социальной защиты, поскольку последние связаны с наличием у лица психического заболевания, которое, в свою очередь, обусловливает временную нетрудоспособность, инвалидность, потерю работы и т. д.

— психиатрическая помощь обусловливает структуру системы мер социальной защиты, адресованных конкретному лицу, с учетом состояния его психического здоровья, реабилитационного потенциала, необходимости ограничения его прав и т. д.

— в процессе оказания психиатрической помощи оценивается эффективность тех или иных мер социальной защиты. Этим целям может служить, например, диспансерное наблюдение за лицом, страдающих психическим расстройством, а также медико-социальная экспертиза в специализированном бюро и т. д.

— психиатрическая помощь, взаимодействуя с иными формами социальной защиты психически больных, может образовывать специфические медико-социальные формы такой защиты. Наиболее ярким примером такого рода могут служить социально-бытовое устройство психически больных в специализированных общежитиях, обучения в специализированных образовательных учреждениях и др. (с. 65−66);

7) Психиатрическая помощь восстанавливает не только психическое здоровье гражданина, но и личные права психически больного. Этот процесс начинается с момента оказания помощи, продолжается на всем этапе лечения, в процессе реабилитации реализуется во внебольничных условиях. Соблюдение прав лиц, страдающих психическими расстройствами, и обеспечение их гарантиями на всех этапах социальной защиты представляет собой психосоциальное воздействие на человека, осуществляемое с целью максимально возможного приближения к обычным жизненным требованиям и достижению социальной компетентности психически больного. При реализации личных прав лиц, страдающих психическими расстройствами, проявляется одна из сторон компенсации социального риска. Таким образом, социальная защита лиц, страдающих психическими расстройствами, имеет целью не только компенсацию социально-экономических прав лиц, страдающих психическими расстройствами, но и защиту личных прав, реализация которых начинается в процессе оказания психиатрической помощи (с. 84);

8) Психиатрическая помощь, рассматриваемая как основной элемент социальной защиты лиц, страдающих психическими расстройствами, должна развиваться с учетом следующих требований:

— воплощение в жизнь конституционного принципа бесплатности оказания медицинской помощи;

— оказание лицам, страдающим психическими расстройствами, отдельных видов психиатрической помощи в муниципальных учреждениях здравоохранения (консультативно-диагностическая, психопрофилактическая);

— создание условий для наиболее полной реализации лицами, страдающими психическими расстройствами, законных прав, свобод и возможностей для защиты своих интересов в сфере получения психиатрической помощиразвитие сети психиатрических учреждений и совершенствование деятельности служб, которое должно идти по линии развития специализированных учреждений оказания психиатрической помощи (детские, геронтопсихиатрические, реабилитационные и т. п.) и их приближения к населению (с. 74);

— обеспечение широких возможностей для защиты интересов лиц, страдающих психическими расстройствами в случае развития неблагоприятного исхода медицинского вмешательства или возникновения иных юридических конфликтов, как в досудебном, так и в судебном порядке и др. (с. 101−102);

9) Реабилитация лиц, страдающих психическими расстройствами, базируется на биопсихосоциальной модели заболевания в психиатрии, которая означает, что лицо, страдающее психическим расстройством, рассматривается не только как больной, нуждающийся в медицинской помощи, но и как полноправный член общества, нуждающийся в социальной защите. Психосоциальная реабилитация лиц, страдающих психическими расстройствами — восстановление или формирование недостаточных или утраченных в результате болезни навыков, знаний, умений взаимодействовать, решать проблемы, обеспечивающих их интеграцию в общество (с. 107);

10) Функционирование системы реабилитации в настоящий момент затруднено из-за отсутствия достаточного финансирования и надлежащим образом разработанной нормативной базы. В диссертации обоснована необходимость урегулирования специальными нормативными актами механизма установления квот для лиц, страдающих психическими расстройствамигарантий их соблюдения работодателямипредоставление мер государственной поддержки организациям, соблюдающим условия квотирования;

11) В целях обеспечения прав лиц, страдающих психическими расстройствами, на уровне субъекта Федерации необходимо принятие закона, определяющего, исходя из возможностей бюджета, основные меры социальной политики в отношении лиц, страдающих психическими расстройствами, и нормы социальной защищенностиформы и порядок финансирования социальных льгот данной категории граждан, также субъектам РФ целесообразно разработать и обеспечить реализацию региональных социальных программ в отношении психически больных лиц, в том числе программ создания новых рабочих мест, содействия занятости лицам, страдающим психическими расстройствами (с. 59);

12) В целях последовательного проведения в жизнь принципа добровольности оказания психиатрической помощи в Закон РФ от 02.07.92 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» необходимо внести следующие изменения: а) ввести в ст. 29 Закона понятие о «тяжести состояния больного" — б) конкретизировать пп. «в» ст. 29 Закона о «существенном вреде», который может причинить себе психически больной вследствие неприменения к нему такой меры, как недобровольная госпитализацияв) в качестве условий, позволяющих производить недобровольную госпитализацию, в статье 29 необходимо предусмотреть нарушение психически больным неотъемлемых прав окружающихг) реализовать постулируемое статьей 38 Закона создание независимой от органов здравоохранения государственной службы защиты прав пациентов, находящихся в психиатрических стационарах. Возложить на данную службу отдельные функции социальной защиты психически больных. При таком подходе служба защиты прав пациентов может стать связующим звеном между пациентами и органами социальной защиты населения, социальными учреждениями (с. 77−78).

Показать весь текст

Список литературы

  1. А.Н. Системное познание мира. Методологические проблемы. М.: Политиздат, 1985.
  2. .Н. Правовая психопатология. Екатеринбург: УрПОА, 2000.
  3. B.C. Социальное обеспечение в СССР. М.: Юрид. лит., 1971.
  4. B.C. Право социального обеспечения в СССР: Учебник для вузов. М.: Юрид. лит., 1987.
  5. B.C. Право социального обеспечения в СССР. М.: Юрид. лит., 1987.
  6. Н.В. Правовое регулирование социальной защиты инвалидов. Дис.канд. юрид. наук. Омск: ОмГУ, 2000.
  7. Н.В. Социальная защита инвалидов в Российской Федерации: учебное пособие. М.: Гумм. Изд. Центр «Владос», 2002.
  8. Н.К. Когда в жизни возникают проблемы // Бюллетень российско-канадской программы по инвалидности. Омск, 2005.
  9. Большая советская энциклопедия. М.: Государственное научное издательство «Большая советская энциклопедия», 1954.
  10. Большая советская энциклопедия. М.: Издательство «Советская энциклопедия», 1976.
  11. Бюллетень Российско-Канадской программы по инвалидности. Омск, 2005.
  12. В. И. Философские мысли натуралиста. М.: Наука, 1988.
  13. Н.А. Социальное страхование в общедоступном изложении // Вопросы труда. М., 1927.
  14. Н.В. Правовой статус личности в СССР. М.: Юрид.лит., 1985.
  15. Воеводин J1.C. Юридический статус личности в России. Учебное пособие. М.: Наука, 1997.
  16. ВП. Российское социальное обеспечение: проблемы и перспективы развития // Государство и право. 1992. № 12.
  17. Р.С. Пособие по временной нетрудоспособности (правовые вопросы): Автореф. дис.канд. юрид. наук. Екатеринбург: УрГЮА, 1997.
  18. П.П. Социально-правовая защита конституционных прав и свобод граждан (теория и практика). СПб.: Издательство Михайлова В. А., 1998.
  19. С.Ю. Понятийный аппарат трудового права. Екатеринубрг: Изд. УрГЮА, 1997.
  20. Е.А. Социальная защита государственных служащих. Дисс.канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2001.
  21. Л.П., Ю.Л. Анисимов, Л. С. Пустынкина. Возрастные особенности первичной инвалидности взрослого населения в РФ в динамике за 10 лет (1994−2004) // Медико-социальная экспертиза и реабилитация. 2005. № 1.
  22. И.Я., Гусева Л. Я. О динамике контингентов инвалидов вследствие психических заболеваний // Социальная и клиническая психиатрия. 1992. Т. 2. № 1.
  23. И.Я., Гусева Л. Я. Реабилитация больных с нервно-психическими заболеваниями и алкоголизмом. Л., 1986.
  24. И. Я., Сторожакова Я. А., Шмуклер А. Б. Современные тенденции в развитии организации психиатрической помощи за рубежом: Обзор, информ. М., 1988.
  25. И.Я., Прейс В. Б., Голланд В. Б. Психиатрическая помощь населению России в показателях деятельности за 1986−1995гг. М.: Медпрактика, 1995.
  26. И.Я., Сальникова Л. И., Лифшиц А. Е. и соавт. Общежития для лиц, страдающих психическими расстройствами, утративших социальные связи. Методические указания № 98/40. М.: Медпрактика, 1998.
  27. И.Я., Шмуклер А. Б., Сторожакова Я. А. Психосоциальная щ терапия и психосоциальная реабилитация в психиатрии. М.:1. Медпрактика-М, 2004.
  28. Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в• Российской Федерации в 2003 году // РГ. 2004. 28 июля.
  29. М.А. Субъекты трудового права: Автореф. дис.канд. юрид. наук. Омск: ОмГУ, 2002.
  30. А.Н. К вопросу о понятии социально-трудовой реабилитации // Социальное обеспечение в СССР за 60 лет (правовые аспекты). М., 1979.
  31. В.М., Романов А. Н. Уровень жизни населения. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.
  32. И.В. Маргинальность как социально-философская проблема: Автореф. дис. канд. филос. Наук. Омск: ОмГУ, 2002.
  33. Захаров M. JL, Тучкова Э. Г. Право социального обеспечения: Учебник. Щ М.: Волтес Клувер, 2004.
  34. А.Я. Биоэтика и психиатрия. М., 2001.
  35. А.В. Правовое регулирование социальной защиты населения Российской Федерации в жилищно-коммунальной сфере: Автореф. дис. канд. юрид. наук. Пермь: ПГУ, 2005.
  36. Дж. Системология. Автоматизация решения системных задач. М., 1990.
  37. С.М. Обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве (правовые вопросы): Автореф. в дис.. канд. юрид. наук. СПб: СПбГУ, 2003.
  38. А.П., Ландышев М. А., Трушин А. В. Психосоциальная реабилитация в стационаре и диспансере // Социальная и клиническая психиатрия. 2004. № 4.
  39. Комментарий к Закону РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании"//Под общ. ред. Т. Б. Дмитриевой. М.: Изд. «Спарк», 2002.
  40. Р.У. Правовая и социальная защита сотрудников милиции. Дисс.канд. юрид. наук. М., 1993.
  41. А.В. Социальная защита военнослужащих (теоретико-правовой аспект). Дис.канд. юрид. наук. СПб., 1995.
  42. С. С. Избранные произведения. М., 1954.
  43. С.М. Правовая и социальная защита сотрудников органов внутренних дел: Дис.канд. юрид. наук. М., 2001.
  44. О.В. Медицинская помощь: права пациента. СПб.: РЖ «Невский проспект», 2002.
  45. В.В., Лопатина Л. И. Малый толковый словарь русского языка. М.: Политиздат, 1990.
  46. В. Психиатрия стойкая иллюзия // Независимый психиатрический журнал, 2002 г. № 3.
  47. М.Н. Человек и медицина в современном праве. М.: БЕК, 1995.
  48. Т.Ф., Порубаева М. Н. Социальная работа в психиатрии. Учебное пособие. Ставрополь: СКСИ, 2004.
  49. Е.Е. Право социального обеспечения: Учебное пособие. М.: Книжный мир, 1998.
  50. Е.Е. Социальный риск как объективная основа социального обеспечения // Вестник МГУ. 1999. № 1.
  51. Д.Е. Социальная психиатрия и реабилитация психически больных // Основы социальной психиатрии и социально-трудовая реабилитация психически больных. Л., 1981.
  52. П.И. Исторические корни и традиции развития благотворительности в России. М.: Изд. «ТЕИС», 1993.
  53. Основы социальной работы. Учебник // Отв. ред. П. Д. Павленюк. М.: ИНФРА-М, 1997. С. 42.
  54. С.И. Словарь русского языка. М., 1988.
  55. С.В. Законотворчество в Российской Федерации. М.: ИГЛ РАН, 1996.
  56. С.Д. Общетеоретические аспекты социально-правовой защиты сотрудников милиции. Автореферат дисс.канд. юрид. наук. Москва, 1994.
  57. В.Н. Правоотношение как система. М.: Юрид. лит., 1991.
  58. В.Н. Что и как регулирует право. М.: Юрист, 1995.
  59. В.Д. Социальная защита работника в процессе труда: проблемы теории и практики: Автореф. Дис. .д-ра экон. наук. М.: НИИ труда Минтруда РФ, 1994.
  60. П.Ю., Сапожникова О. И. Возможность сотрудничества с общественными организациями // Социальная и клиническая психиатрия. 2004. № 4.
  61. Г. С. Расширение сферы действия трудового права и дифференциации его норм: Автореф. дис. д-ра юрид. наук. М.: ИГП РАН, 2003.
  62. Соблюдение прав человека в регионах РФ / Под. ред. И. А. Ковалева. Спб., 2000.
  63. Н.А. Компенсация профессионального риска медицинских работников в системе социального страхования: Автореф. дис. канд. юрид. наук. Пермь: ПГУ, 2004.
  64. С.Д. Правовое регулирование социальной защиты населения Дис.канд. юрид. наук. М., 1997.
  65. Социальная защита населения в регионе: Учебное пособие / Под общ. ред. В. Г. Попова, В. Ш. Шайхатдинова, Ю. А. Ермакова, Н. В. Иванчук, А. Г. Гричук. Екатеринбург: Уральская Академия государственной службы, 1999.
  66. Социальное управление: Словарь/ Под ред. В. И. Добренькова, И.М.
  67. Слепенкова. М.: Изд-во МГУ, 1994.
  68. Н. Лечение, а не наказание // Социальная защита. Права лиц, страдающих психическими расстройствами. № 12. 1997.•
  69. С.Г. Медицинское право: Учебник. СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2000.
  70. Д. А. Правовое регулирование социальной защиты безработных в Российской Федерации: Автореф. дис. канд. юрид. наук. Омск: ОмГУ, 2005.
  71. А.В. Правовая защита человека (теоретический аспект). Автореф. дисс.докт. юрид. наук. СПб., 1996.
  72. Ю.К. К теории правоотношения. Л.: Изд. Ленинградского университета, 1959.
  73. В.В. Стратегия реформирования системы социальной защиты населения в Российской Федерации. М.: «Проспект», 2000.
  74. B.C. Отражение, система, кибернетика. М., 1972.
  75. Г. М. Недобровольная госпитализации в психиатрический стационар (клинические и организационные аспекты): Автореф. дис.. канд. мед. наук. Новосибирск: ГГМА, 2002.
  76. В.В. Юридический статус работника как субъекта трудового права: Монография. М.: Проспект, 2005.
  77. Я.И. Индексация денежных доходов в системе социально защиты населения региона // Социальная защита населения в условиях рынка: Сб. науч. ст. / Отв. ред. Х. О. Кукуев. Махачкала: Дагестанскийщ научный центр РАН, 1991.
  78. М.Ю. Образовательное право: Учебное пособие для вузов.• М.: Гумм. Изд. Центр «Владос», 2004.
  79. М.Ю. Право социального обеспечения. Новосибирск: Сибирская академия государственной службы, 1997.
  80. М.Ю. Социальная защита населения в Российской Федерации. Омск, 1999.
  81. М.Ю. Социальное страхование как организационно-правовая форма социальной защиты населения: проблемы правового регулирования. Омск: ОмГУ, 2000.
  82. М.Ю. Субъекты трудовых правоотношений: Автореф. дис.канд. юрид. наук. Свердловск: СЮИ, 1991.
  83. М.Ю. Теоретические проблемы правового регулирования социального страхования: Автореф. Дис. д-ра юрид. наук. СПб.: СПбГУ, 2003.
  84. Философия: Учебн. Пособие для студентов вузов. // Под общ. ред. Ю. А. Харина. Минск, 2000.
  85. P.O. Общее учение о правоотношении. М.: Юрид. лит., 1974. 90
  86. А.О. Работники с семейными обязанностями: дифференциация правового регулирования как средство обеспечения международным трудовым и российским трудовым правом равных возможностей: Автореф. дис.канд. юрид. наук. Пермь: ПТУ, 2003.
  87. В.Н. Теория государства и права. М.: Издательство «ДТД», 1995.
  88. Е.Г., Анохина К. Н. О работе центров социальной реабилитации детей и подростков г. Ишима «Согласие» // Российский журнал социальной работы. № 1. М., 1996.
  89. Д.Ф. Экономическая природа социального страхования // Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. 2004. № 5.
  90. В.Ш. Право социального обеспечения РФ: Учебное пособие. Екатеринбург: Уральская Академия государственной службы, 1996. Выпуск 1.
  91. Т.В. Деликт и психическое расстройство: цивилистический аспект: Автореф. дис. д-ра юрид. наук. Томск: ТГУ, 2006.
  92. А.П. Принцип системности // Философские науки. 1985. № 5.
  93. В.И. Образовательное право: Учебник для вузов. М.: ИНФРА-М, НОРМА, 2001.
  94. Ф.Б. Основания и пределы дифференциации трудового права России: Автореф. дис. канд юрид. наук. Екатеринбург: УрГЮА, 2004.
  95. Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. // РГ. 1998. 10 декабря.
  96. Декларация о правах умственно отсталых лиц. Принята Генеральной Ассамблеей ООН 20 декабря 1971 г. // СССР и международное сотрудничество. Документы и материалы. М., 1989. С. 461.
  97. Декларация о правах инвалидов. 1975 г. Принята Генеральной Ассамблеей ООН 9 декабря 1975 г. // Социальная защита инвалидов: нормативные акты и документы / Под. ред. М. П. Маргиева. М.: Юрид. лит., 1994. С. 630.
  98. Конституция РФ от 12 декабря 1993 г. // РГ. 1993. 25 декабря.
  99. Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22 июня 1993 г. // Ведомости съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ. 1993. Ст. 1318.
  100. Гражданский кодекс РФ. Ч. 1. // РГ. 1994. 8 декабря- СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.
  101. Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. // СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2954- РГ. 1996. 18 (ст.ст. 1−96), 19 (ст.ст. 97−200), 20 (ст.ст. 201−265), 25 (ст.ст. 266−360) июня.
  102. Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18 декабря 2001 г. // РГ. 2001. 22 декабря- СЗ РФ. 2001. № 52 (часть I). Ст. 4921.
  103. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. // РГ. 2001. 31 декабря- СЗ РФ. 2002. № 1 (часть I). Ст. 1.
  104. Федеральный закон от 19 апреля 1991 г. «О занятости населения в РФ» // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1991. № 18. Ст. 566.
  105. Федеральный закон от 02 июля 1992 г. «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1992. 23 августа. № 33. Ст. 1913.
  106. Федеральный закон от 10 июля 1992 г. «Об образовании» // Ведомости съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ. 1992. № 30. Ст. 1797- РГ. 1996. 23 января.
  107. Федеральный закон от 7 июля 1995 г. «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» // РГ. 17 августа 1995.
  108. Федеральный закон от 20 июля 1995 г. «О социальной защите инвалидов в РФ» // СЗ РФ. 1995. № 48. Ст. 4563- 1998. № 31. Ст. 3803- 1999. № 2. Ст. 232- № 29. Ст. 3693- РГ. 200. 30 мая.
  109. Федеральный закон от 2 августа 1995 г. «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» // СЗ РФ. 1995. № 32. Ст. 3198.
  110. Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. «Об основах социального обслуживания населения в РФ» // РГ. 1995. 19 декабря.
  111. Федеральный закон от 27 мая 1998 г. «О статусе военнослужащих» // СЗ РФ. 1998. № 22. Ст. 2331.
  112. Федеральный закон от 9 июня 1999 г. «Об основах обязательного социального страхования» // РГ. 1999. 21 июля.
  113. Федеральный закон от 17 июля 1999 г. «О государственной социальной помощи» // СЗ РФ. 1999. № 29. Ст. 3699.
  114. Федеральный закона от 30 мая 2001 г. «Об арбитражных заседателях арбитражных судов РФ» // СЗ РФ. 2001. № 23. Ст. 2288.
  115. Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» // Парламентская газета. 2001. 20 декабря № 238−239- РГ. 2001. от 20 декабря- СЗ Р. 2001.№ 52 (Часть I). Ст. 4920.
  116. Указ Президента РФ от 23 октября 1992 г. «О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов» // САПП. 1992. № 14. Ст. 1098.
  117. Постановление Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 9 июня 1999 г. № 248-СФ «О Федеральном законе «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)» // СЗ РФ. 1999. 14 июня. № 24. Ст. 2912.
  118. Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 1мая 1998 г. «О проекте федерального закона «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)» //СЗРФ. 1998. 25 мая. № 21. Ст. 2191
  119. Положение о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию, утв. постановлением Президиума ВЦСПС от 12 ноября 1984 г. // Библиотека «Российской газеты» совместно с библиотечкой журнала «Социальная защита», 1995, Вып. № 4.
  120. Постановление Правительства РФ от 25 мая 1994 г. «О мерах по обеспечению психиатрической помощи и социальной защите лиц, страдающих психическими расстройствами» // СЗ РФ. 1994. № 6. Ст. 606.
  121. Программа «Неотложные меры по совершенствованию психиатрической помощи (1995−1997 годы)», утв. пост. Правительства РФ от 20 апреля 1995 г. // СЗ РФ. 1995. 1 мая. Ст. 1665.
  122. Порядок участия граждан пожилого возраста и инвалидов, проживающих в стационарных учреждениях социального обслуживания, в лечебно-трудовой деятельности, утв. пост. Правительства РФ от 26 декабря 1995 г. // СЗ РФ. 1996. № 2. Ст. 117.
  123. Постановление Правительства Российской Федерации 1 декабря 2004 г. «Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих» // РГ. 2004. 7 декабря.
  124. Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2004 г. «О Перечне федеральных специализированных медицинских учреждений // СЗ РФ. 2005 г. 3 января. Ст. 117.
  125. Постановление Правительства РФ от 17 января 2006 г. «О минимальной величине пособия по безработице» // РГ. 2006. 20 января.
  126. Федеральная целевая программа «Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера», утв. постановлением Правительства РФ от 13 ноября 2001 г. // СЗ РФ. 2001. № 49. Ст. 4620
  127. Программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2006 год, утв. постановлением Правительства РФ от 28 июля 2005 // РГ. 2005. 9 авг.
  128. Перечень медицинских психиатрических противопоказаний, утв. постановлением Правительства РФ от 28 апреля 1993 г. // САПП РФ. 1993. № 18. Ст. 1602- 1998. № 22. Ст. 2459- № 32. Ст.3910- 2000. № 31. Ст. 3288.
  129. Отраслевая программа «Реорганизация сети психиатрической помощи в Российской Федерации (2003 2008 годы)», утв. приказом Минздрава РФ от 27 марта 2002 г. // Здравоохранение. 2002. № 6.
  130. Инструкция о порядке выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан от 19 октября 1994 г., утвержденная ФСС и Минздравмедпромом // Бюллетень Министерства труда. 1994. № 12- 1996. № 10.
  131. Областная целевая программа, утв. Законом Омской области от 22 декабря 2003 г. «Реорганизация сети психиатрической помощи на 20 042 008 годы» // Омский вестник. 2003. 26 дек. Ч
  132. Периоды становления социальной помощи психически больным в России
  133. Периоды Кто оказывал помощь Отношение к психически больным людям Виды социальной помощи и место ее оказания
  134. Конец X—XV вв. Период княжеской благотворительности Церковь, монастыри Как к людям «божьим» «Милостыня», призрение «сирых и убогих»
  135. XVIII в. Система общественного призрения Монастыри, государство Официальное признание безумия болезнью. Отношение как к больным людям. Изоляция от общества. Особые дома, богадельни. Предоставлялась еда, кров, медицинская помощь.
Заполнить форму текущей работой