Методические основы повышения конкурентоспособности предприятий молочной промышленности
Диссертация
Трансформация российской экономики в рыночную модель хозяйствования привела к появлению и быстрому развитию конкуренции. Зарубежные компании, стремясь завоевать лидирующие позиции на различных рынках нашей страны, активно использовали все возможные стратегические приемы и методы. В таких условиях отечественные товаропроизводители значительно уступали по конкурентоспособности иностранным фирмам… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Теоретические аспекты конкурентоспособности предприятия
- 1. 1. Сущность конкурентоспособности предприятия, факторы ее определяющие
- 1. 2. Взаимосвязь конкурентной среды и конкурентоспособности предприятия
- 1. 3. Методы оценки конкурентоспособности предприятия и стратегии ее повышения
- Глава II. Анализ состояния конкурентоспособности предприятий молочной промышленности
- 2. 1. Анализ состояния молочной промышленности в мире
- 2. 2. Характеристика состояния и развития молочной промышленности России в условиях конкурентной среды
- 2. 3. Анализ предприятий-производителей молочной продукции
- Глава III. Методические аспекты повышения конкурентоспособности предприятий молочной промышленности
- 3. 1. Основные методические положения оценки конкурентоспособности предприятия
- 3. 2. Методика оценки конкурентоспособности предприятия
- 3. 3. Методика проведения экспертизы значимости признаков конкурентоспособности предприятий молочной промышленности
- 3. 4. Метод расчета градаций шкалы отдельных признаков конкурентоспособности предприятий. 3.5. Порядок проведения экспертной оценки конкурентоспособности предприятий
- 3. 6. Концепция обоснования стратегий повышения конкурентоспособности предприятий молочной промышленности
Список литературы
- Авдашева С.Б., Аронин В. А., Ахполов И. К. и др. Конкуренция и антимонопольное регулирование. Учебное пособие для вузов /Под ред. А. Г. Цыганова. М.: Логос, 1999. с.
- Альбаков М.И. Конкурентоспособность макроэкономики. Концепция потребления двух типов благ. М.: Издательство РАГС, 2000. — 123 с.
- Антология экономической классики /Смит А., Пети У., Рикардо Д. М: ЭКОНОВ, 1993, т. 1. — 473 с.
- Банников А.И., Зудин В. Ю. Освоение систем качества аапог высокой конкурентоспособности. //Актуальные проблемы становления рыночных отношений: Сборник научных трудов. — Казань- Изд-во КГФЭИ, 2002. -204 с.
- Безопасность России. Правовые социально-экономические и научно-технические аспекты. Продовольственная безопасность. Раздел 2. М.: «Знание», 2001.-480 с.
- Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. /Пер. с англ., М.: Дело ЛТД, 1994. 720 с.
- Бобровников Г. Н., Клебанов А. И. Маркетинг и конкурентоспособность промышленной продукции. М.: «Издательство Дело», 1992. 59 с.
- Большой коммерческий словарь /Под ред. Т. Ф. Рябовой. М.: Ред. «Война и мир», 1996. — 400 с.
- Большой экономический словарь. /Под ред. А. Н. Азрилияна М.: Фонд «Правовая культура», 1994. 528 с.
- Большой энциклопедический словарь. М.: «Большая российская энциклопедия». СПб.: «Норинт», 1999. 1456 с.
- Быкадоров В.Л., Алексеев П. Д. Финансово-экономическое состояние предприятия. Практическое пособие. М.: Издательство «Приор», 2000. с.
- Гельватовский М., Жуковский В., Трофимова И. Конкурентоспособность в микро, мезо и макроуровневом измерениях /Российский экономический журнал, 1999, № 3
- Гельватовский М., Жуковская В. Конкурентоспособность в глобальной системе координат //Мировая экономика и международные отношения, 1998, № 7. с.
- Герчикова И.Н. Международный маркетинг.
- Голубков Е.П. Исследование рынков. // Маркетинг в России и за рубежом. 1999, № 1 .-с. 13 — 35.
- Горощенко Л.Г. Российский рынок молока. //Молочная промышленность, № 4, 2004. с. 8 — 12.
- Гражданский кодекс Российской Федерации. М.- ИНФРА М, 1997. -560 с.
- Грузинов В.П. Экономика предприятия (промышленности). Учебник для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. — 795 с.
- Воронин В.Г. Менеджмент пищевой промышленности. Учебное пособие. М.: Колос, 2003.-280 с.
- Денискин В.В. Основы экономического прогнозирования в пищевой промышленности, М.: Колос, 1993. 238 с.
- Долан Э. Дж., Линдсей Д. Рынок: микроэкономическая модель. /Пер. с англ. В. Лукашевича. СПб.: 1992. — 496 с.
- Донскова С.В., Завирюха А. Х., Качак В. В. /Под ред. О. А. Масленниковой. М.: Ж МГУПП, 1998. -516 с.
- Дубровин И.А. Организация и планирование производства на предприятиях. Учебное пособие. М.: Изд. Комплекс МГУПБ, 2000. 240 с.
- Дубровин И.А. Организация производства на предприятиях торговли. Учебное пособие. М.: Изд. УРАО, 2004. 140 с.
- Еферин В.П., Мотин В. В. Оценка конкурентоспособности при маркетинговых исследованиях. Учебное пособие. Домодедово: РИПК работников МВД России, 1993.-с.
- Жигалов А.Н., Алимбеков С. С. Экономическая доступность продовольствия: методы оценки и пути повышения. М.: Хлебпродинформ, 2002. -158 с.
- Жигалов А.Н., Максимова Т. Ю. Оценка конкурентоспособности хлебопекарных предприятий. //Хлебопечение России, № 2, 2001. с. 11−13.
- Закон РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». //Экономика и жизнь. -1991, № 19.
- Ивахник Д.Е., Григорьева В. З. Оптимизация производственной программы предприятия в условиях рыночных отношений. // Маркетинг в России и за рубежом. 1999, № 1, с. 9 -12.
- Камаев В.Д. Учебник по основам экономической теории (экономика). М.: «ВЛАДОС», 1994.-384 с.
- Карлоф Б. Деловая стратнгия. Концепция, содержание, символы /Пер. с англ. М.: Экономика, 1992. 359 с.
- Комлев Е. Анализ конкурентоспособности товара. //Маркетинг в России и за рубежом. 2000, № 3. с. 45 -59.
- Конкурентоспособность российской промышленности /И.В. Липсиц и др. Доклад. Экспертный институт ТПП РФ. — М.: Информарт, 1996. -105 с.
- Котлер Ф. Основы маркетинга/Пер. с англ.-М.: Прогресс, 1990 736 с.
- Крепкий JT.M. Организация коммерческого успеха. Советы специалиста. М.: Экономика, 1999. с. 327.
- Лисиенко И. Конкурентоспособность и бизнес-планирование. //Финансовый бизнес. 1999, № 4.-е.
- Лукьянова И.М. Конкурентоспособность предприятий и маркетинг / Конкурентоспособность предприятия (Тезисы докладов X научно-практической конференции 16 17 июня 1992 г.).-Пермь, 1992.- с. 10−11.
- Магомедов М.Д., Корочкова С. И. Анализ состояния и развития молочной промышленности России. Сб. научных трудов МГУ 1111 «Актуальные проблемы экономики, менеджмента и маркетинга в отраслях АПК». М.: Издательский комплекс МГУПП. — 2005.
- Магомедов М.Д., Корочкова С. И. Концепция формирования конкурентных преимуществ предприятий молочной промышленности //Молочная промышленность, 2005, № 11, с.
- Магомедов М.Д., Корочкова С. И. Методика оценки конкурентного потенциала предприятий пищевой промышленности. //Пищевая промышленность, 2005, № 11, с.
- Магомедов М.Д., Корочкова С. И. Методические подходы к оценке конкурентоспособности предприятий. Сб. научных трудов МГУПП «Актуальные проблемы экономики, менеджмента и маркетинга в отраслях АПК». М.: Издательский комплекс МГУПП. — 2005. — с.
- Магомедов М.Д., Корочкова С. И. Повышение конкурентоспособности предприятий молочной промышленности. М.: ФГУП «Эксплор». — 2005. — 160 с.
- Магомедов М.Д., Корочкова С. И. Теоретические аспекты конкурентоспособности предприятий. «Актуальные проблемы экономики, менеджмента и маркетинга в отраслях АПК». М.: Издательский комплекс МГУПП. — 2005. — с.
- Маккей X. Как уцелеть среди акул: (опередить конкурентов в умении продавать, руководить, стимулировать, заключать сделки). Уфа: Акад. Менеджмента. — М.: Экономика, 1993. — с.
- Макконнелл К.Р., Брю С. JI. Экономикс: Принципы, подходы и политика. В 2-х т. /Пер. с англ. Таллин, 1993. 339 с.
- Максимова Т.Ю. Методические основы оценки и повышения конкурентоспособности хлебопекарных предприятий. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. М.: ООО Компания «Спутник», 2002. 24 с.
- Мануйлов А.В. Цели и пути повышения конкурентоспособности кооперативного опыта /Материалы юбилейной межрегиональной научно-практической конференции. Новосибирск: СибУПК, 2001. с.
- Мануйлов А.В., Хайруллина М. В. Эффективность использования оборотных средств как фактор конкурентоспособности кооперативного опыта: Учебно-практическое пособие. Новосибирск: СибУПК, 2001. с.
- Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента /Пер. с англ. М.: Дело, 1996, — 686 с.
- Методические рекомендации по анализу финансовой устойчивости предприятий пищевой промышленности. В. И. Комаров, В. Д. Гончаров и др. М.: АгроНИИТЭИПП, 1998. 101 с.
- Миносянц A.M. Повышение конкурентоспособности предприятий мясной промышленности. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. М.: ООО ГУП Управления служебными зданиями ГУЭП «Эфес», 2002. 23 с.
- Миносянц A.M., Магомедов М. Д. Способы повышения конкурентоспособности мясоперерабатывающего предприятия. //Пищевая промышленность, 2002, № 4.
- Минцберг Г., Альстрэнд Б., Лэмпел Дж. Школы стратегий. СПб: изд-во «Питер», 2000. с.
- Михайличенко Н.А. Конкуренция как процесс и стратегия в современных условиях. //Научные труды Вятского социально-экономического института, Киров: ВСЭИ, 2002, с. 258 272.
- Моисеева Н.К., Рюмин М. Ю., Слушаенко М. В., Будняк А. В. Брендинг в управлении маркетинговой активности. /Под ре. Н. К. Моисеевой. М.: Омега-Л, 2003.-410 с.
- Никеров Г. И. Защита свободной конкуренции антитрестовскими законами США (учебное пособие). М.: Международный университет, 1996. -110 с.
- Ноздрева Р.Б., Цыгичко Л. И. Маркетинг: как побеждать на рынке, 1991. 304 с.
- Нормативно-методические материалы о несостоятельности (банкротстве) предприятий. Федеральная служба России о несостоятельности и финансовом оздоровлении. М.: 1998. — 85 с.
- Отчеты Министерства сельского хозяйства РФ. 2001 2004 гг.
- Петров В. Конкурентоспособность // Риск. 1999, № 4.
- Печеная Л.Т., Александрова М. В., Блюмин A.M. и др. Конъюнктура рынка и конкурентоспособность товара. Учебное пособие. М.: ИК МГУ 1111, 2004.- 108 с.
- Печенкин А., Фомин В. Об оценке конкурентоспособности товаров и товаропроизводителей //Маркетинг. 2000, № 2.
- Позняковский В.М. Гигиенические основы питания, безопасность и экспертиза продовольственных товаров: Учебник. 2-е изд., испр. И доп. — Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та, 1999. 448 с.
- Полонский В. Снижение издержек фактор конкурентоспособности //Экономист. — 1996. — № 4.
- Портер М.Э. Конкуренция: Пер. с англ. СПб и др.: «Вильяме», 2000. -495 с.
- Портер М.Э. Международная конкуренция. Конкурентные преимущества стран /Пер с англ.- М.: Международные отношения, 1993. 395 с.
- Постановление правительства Российской Федерации «Об экономических условиях функционирования АПК в России в 1995 г., от 07. 04. 1995 г.
- Прихожев А. Национальная безопасность: основы теории, сущность проблемы. Учебное пособие. М., 1998. с.
- Райзберг Б.А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. В. Современный экономический словарь. М.: Инфра-М, 1999. с.
- Родионова А. Оценка конкурентоспособности продукции. //Маркетинг в России и за рубежом. 2000, № 1. с. 63 — 77
- Российский статистический ежегодник. Статистический сборник. М., 2002 2004 гг.
- Рыбаков И.Н. Качество и конкурентоспособность //Стандарты и качество. 1995, № 12.-с. 43−47.
- Рябова Т.Ф., Филатов О. К. Проблемы развития конкуренции предприятий (стратегия и тактика). М.: «Пищепромиздат» 1999. 120 с.
- Сабецкая Г. Система показателей конкурентоспособности //ЭКО 2000, № 4. — с. 87 — 92.
- Савицкая Г. Б. Анализ хозяйственной деятельности предприятий. -Минск: ООО «Новое знание», 2002. 703 с.
- Селезнев А. Инфраструктура рынка и конкурентоспособность России (методологические вопросы анализа и интегральной оценки). //Экономист, 1996, № 2. с.
- Селезнев, А Конкурентные позиции и инфраструктура рынка России. М.: 1999.-с.
- Сергеев В.Н. Молочная промышленность России /Молочная промышленность, 2004, № 5, с. 5 7.
- Сергеев В.Н. Пищевая промышленность России в рыночной экономике (1990 2003). //Пищевая промышленность, 2004, № 1, с. 12−14.
- Словарь терминов современного предпринимательства /Под ред. В. В. Морковкина.-М.: «Радикс», 1995. с.
- Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. /Пер. с англ. Петрозаводск: Петроком, 1993. 320 с.
- Состояние мировой молочной промышленности. Пер. с англ. А. В. Бережной /Молочная промышленность, 2004, № 2, с. 4 12.
- Состояние мировой молочной промышленности. Пер. с англ. А. В. Бережной /Молочная промышленность, 2004, № 4, с. 14−16.
- Стальная В.А., Билалова P.P. Анализ конкурентоспособности товара. // Современный менеджмент и маркетинг: Сборник научных статей. /Подред. Ю. В. Темного. Наб. Челны: Изд-во Камского госуд. политехи, инта, 2003. — с. 83−88.
- Стеколыцикова М.П., Егоров К. Ю. Сценарный подход к прогнозированию конкурентоспособности предприятий кондитерской промышленности. Сборник научных трудов /Под ред. В. В. Денискина. М.: Издательский комплекс МГУПП, 2003. с. 103 — 105.
- Стерлигов Б.И. Организация и планирование производства. Учебное пособие М.: Изд. Комплекс МГУПБ. 2004. 160 с.
- Стефанова Т.Г. Инновационное развитие, качество и конкурентоспособность как основное содержание XXI века. // Проблемы переходной экономики: Сборник научных трудов. Часть IV /Под ред. А. Е. Карлика. -СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2001, с. 90−95.
- Томпсон А.А. мл., Стрикленд А.Дж. III. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации: Учебник для вузов /Пер. с англ. М.: ИНФРА-М, 2001.-XX, 412 с.
- Тульская Н.С., Косикова Ю. А., Костенко А. В. и др. Прикладной маркетинг (на примере сахарной промышленности): Учебное пособие. М.: Издательский комплекс МГУПП, 2000. — 97 с.
- Украинцев В.Б. Типы конкурентного поведения на рынке. Материалы региональной научно-практической конференции «Маркетинг и логистика рыночной экономики». Ростов-н/Д: Рост. Гос. Строит Ун-т, 1998, с. 58−60.
- Управление предприятием в условиях формирования конкурентной среды: Межвуз. Научн. Сб. Саратов: СГТУ, 1996. — с.
- Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность организации в условиях кризиса: экономика, маркетинг, менеджмент. М.: Издательско-книготорговый центр «Маркетинг», 2002. — 892 с.
- Фатхутдинов Р.А. Организация производства: Учебник. -М.: ИНФРА-М, 2002. 672 с.
- Федеральный закон РФ от 14 июля 1997 г. «О государственном регулировании агропромышленного производства».
- Федеральный закон РФ от 11 ноября 1999 г. «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации».
- Хайек Ф.А. Дорога к рабству, М.: Экономика, 1992. с.
- Цай Т.Н., Грабовый П. Г., Марашда Бассам Сайел. Конкуренция и управление рисками на предприятиях в условиях рынка. М.: Изд-во «Алане», 1997.-288 с.
- Чемберлин Э. Теории монополистической конкуренции: (Реориентация теории стоимости). М.: Экономика, 1996.- с.
- Шепеленко Г. И. Экономика, организация и планирование производства на предприятии. Учебное пособие для студ. эконом, факультетов и вузов. Ростов н/дону: Изд-й фонд «Март», 2000. 544 с.
- Шеремет А.Д., Сейфулин Р. С. Методика финансового анализа. -М.: Финансы и статистика, 1998, с.
- Шестопал Ю.Т., Дорофеев В. Д., Шестопал Н. Ю. Определение конкурентоспособности предприятия. Межвузовский сборник научных трудов «Актуальные проблемы повышения эффективности управления экономикой», Пенза, 2002, с. 184 191.
- Шумпетер Й. А Капитализм, социализм и демократия, М.: Экономика, 1995.-540 с.
- Шумпетер Й. А. Теория экономического развития. М. Прогресс, 1983. — 285 с.
- Эванс Дж., Берман Б. Маркетинг. М.: Экономика, 1990. — 351 с.
- Эриванский Ю.А. Основы рыночной экономики. Учебное пособие. М.: ФМШ МИФИ, 1997. 288 с.
- Юданов А. Ю Конкуренция: теория и практика. М.: Изд-во «АКАЛИС», 1996. 272 с.
- Динамика среднегодовых надоев молока в расчете на единицу поголовьяза 2001−2002 гг., л
- Страны 2001 2002 В % к 2001 г.1. Бельгия 5737 5979 104,21. Дания 7413 7696 103,81. Германия 6226 6296 101,11. Греция 4703 4788 101,81. Испания 5654 5460 96,61. Франция 5991 6234 104,01. Ирландия 4201 4137 98,51. Италия 5157 5150 99,9
- Люксембург 6256 6405 102,4
- Нидерланды 6920 7089 102,41. Австрия 5348 5487 102,6
- Португалия 5517 5804 105,21. Финляндия 6918 6963 100,61. Швеция 7969 7851 98,5
- Великобритания 6534 6698 102,5
- Новая Зеландия 3612 3733 103,31. Аргентина 3948 3864 97,91. Бразилия 1407 1411 100,31. Чили 3770 3557 94,41. Япония 7384 7447 100,81. Китай 1811 1891 104,41. Индия 899 819 91,1
- Южная Африка 4174 4061 97,3