Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Методические основы повышения конкурентоспособности предприятий молочной промышленности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Трансформация российской экономики в рыночную модель хозяйствования привела к появлению и быстрому развитию конкуренции. Зарубежные компании, стремясь завоевать лидирующие позиции на различных рынках нашей страны, активно использовали все возможные стратегические приемы и методы. В таких условиях отечественные товаропроизводители значительно уступали по конкурентоспособности иностранным фирмам… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теоретические аспекты конкурентоспособности предприятия
    • 1. 1. Сущность конкурентоспособности предприятия, факторы ее определяющие
    • 1. 2. Взаимосвязь конкурентной среды и конкурентоспособности предприятия
    • 1. 3. Методы оценки конкурентоспособности предприятия и стратегии ее повышения
  • Глава II. Анализ состояния конкурентоспособности предприятий молочной промышленности
    • 2. 1. Анализ состояния молочной промышленности в мире
    • 2. 2. Характеристика состояния и развития молочной промышленности России в условиях конкурентной среды
    • 2. 3. Анализ предприятий-производителей молочной продукции
  • Глава III. Методические аспекты повышения конкурентоспособности предприятий молочной промышленности
    • 3. 1. Основные методические положения оценки конкурентоспособности предприятия
    • 3. 2. Методика оценки конкурентоспособности предприятия
    • 3. 3. Методика проведения экспертизы значимости признаков конкурентоспособности предприятий молочной промышленности
    • 3. 4. Метод расчета градаций шкалы отдельных признаков конкурентоспособности предприятий. 3.5. Порядок проведения экспертной оценки конкурентоспособности предприятий
    • 3. 6. Концепция обоснования стратегий повышения конкурентоспособности предприятий молочной промышленности

Методические основы повышения конкурентоспособности предприятий молочной промышленности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Трансформация российской экономики в рыночную модель хозяйствования привела к появлению и быстрому развитию конкуренции. Зарубежные компании, стремясь завоевать лидирующие позиции на различных рынках нашей страны, активно использовали все возможные стратегические приемы и методы. В таких условиях отечественные товаропроизводители значительно уступали по конкурентоспособности иностранным фирмам. Данная ситуация стала характерной и для предприятий, производящих молочную продукцию.

В настоящее время предприятия молочной промышленности вынуждены конкурировать не только с зарубежными производителями, имеющими богатый опыт и финансовые ресурсы, но и между собой. Поэтому перед ними остро стоит проблема создания конкурентных преимуществ, для решения которой, прежде всего, необходимы методические разработки. Однако эти вопросы находятся на начальной стадии обоснования.

Специфика молокозаводов состоит в том, что они зависят от состояния и развития сельского хозяйства, которое сегодня в нашей стране находится в глубоком кризисе. Поэтому большую часть своей продукции они вынуждены производить из импортного сырья. Кроме того, фактический уровень потребления молока и молоко продуктов (в пересчете на молоко) в 2003 г. составил 230 кг на человека, что значительно отстает от научно обоснованной нормы потребления (390 кг на человека).

Существующие проблемы в области научно-методических разработок, связанных с конкурентоспособностью предприятий молочной промышленности, усложняют их эффективное развитие. Все изложенное подтверждает большую актуальность рассматриваемой проблемы.

Несмотря на пристальное внимание ученых-экономистов и специалистов к проблеме конкурентоспособности предприятия, следует отметить, что до настоящего времени не выработана единая точка зрения по сущности этой чрезвычайно важной, как в теоретическом, так и практическом плане, категории.

Прежде всего, отсутствует обоснованный методический подход к оценке конкурентоспособности предприятий, в том числе, и молочной промышленности.

Общие теоретические вопросы конкуренции, конкурентоспособности и конкурентных преимуществ получили широкое или частичное отражение в работах зарубежных и отечественных ученых-экономистов: М. Э. Портера, А. А. Томпсона, а. Дж. Стрикленда, Р. А Фатхутдинова, А. Ю. Юданова и др., которые исследовались на разных уровнях: продукция (товар), производство, предприятие, отрасль, экономика страны в целом.

Отдельные аспекты конкурентоспособности применительно к предприятиям пищевой промышленности освещены в научных трудах: Грузинова В. П., Воронина В. Г., Дардика В. Б., Денискина В. В., Дубровина И. А., Жигалова А. Н., Магомедова М. Д., Масленниковой О. А., Рябовой Т. Ф., Стерлигова Б. И. и др. Однако в настоящее время отсутствуют комплексные разработки по рассматриваемой проблеме. Особенно остро ощущается дефицит методического обеспечения, учитывающего отраслевую специфику, в том числе предприятий молочной промышленности, что очень важно при реализации продукции в условиях сильной конкуренции рынка молока и молокопродуктов. Все это подчеркивает высокую актуальность исследуемой проблемы.

Цель и задачи исследования

Целью исследования явилась разработка методических основ повышения конкурентоспособности отечественных предприятий молочной промышленности.

Для достижения поставленной цели в работе сформулированы и решены следующие задачи:

— рассмотрена сущность экономической категории «конкурентоспособность» ;

— выделены и проанализированы факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятий;

— проанализировано состояние методической базы по повышению конкурентоспособности предприятий молочной промышленности;

— дана сравнительная оценка состояния молочной промышленности в мире и в России;

— проведен анализ деятельности предприятий молочной промышленности;

— выявлены основные признаки, определяющие конкурентоспособность молокозавода;

— разработан алгоритм оценки конкурентоспособности предприятий молочной промышленности;

— проведена оценка конкурентоспособности предприятий молочной промышленности;

— определены резервы конкурентоспособности предприятий молочной промышленности;

— предложена концепция повышения конкурентоспособности предприятий молочной промышленности.

Объектом исследования стали предприятия молочной промышленности Российской Федерации.

Предметом исследования является совокупность теоретических и методических положений, связанных с повышением конкурентоспособности молочных предприятий.

Теоретической и методической основой исследования явились научные труды российских и зарубежных экономистов по теории и практике конкурентоспособности. При проведении исследований использованы материалы Госкомстата Российской Федерации, предприятий молочной промышленности, Всероссийского научно-исследовательского института молочной промышленности (ВНИИМП), Московского государственного университета прикладной биотехнологии (МГУПБ), Московского государственного университета технологий и управления (МГУТиУ), Московского государственного университета пищевых производств (МГУПП), Министерства сельского хозяйства Российской Федерации и других учреждений.

— ft.

Для получения количественных характеристик в диссертации применялись методы системного анализа, моделирования, статистики, линейного программирования, экспертных оценок, ранжирования и др.

Научная новизна выполненного исследования состоит в следующем:

— уточнена сущность экономической категории «конкурентоспособность предприятия», что важно для конкретизации теоретических представлений понятийного аппарата;

— систематизированы факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия, управление которыми будет способствовать реализации конкурентного потенциала;

— обоснована система основных показателей (признаков) конкурентоспособности предприятий молочной промышленности, что необходимо для ее оценки;

— разработан алгоритм оценки конкурентоспособности предприятий молочной промышленности, что позволило выделить этапы и формализовать эту процедуру;

— обоснована методика проведения экспертизы конкурентоспособности предприятия, что создает базу для установления количественных значений этого показателя по каждому хозяйствующему субъекту;

— сформулирована концепция повышения конкурентоспособности предприятий молочной промышленности, реализация которой позволяет определить резервы, ранжировать их по значимости и разрабатывать адекватные рыночные стратегии.

Практическая значимость исследования. Использование методических положений, изложенных в диссертационной работе, позволит ускорить решение проблемы повышения конкурентоспособности предприятий молочной промышленности. Предложения, разработанные в диссертации, одобрены и приняты к внедрению на ООО «Очаковский молокозавод», а также в учебном процессе в Московском государственном университете прикладной биотехнологии.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации докладывались и обсуждались на научно — практических конференциях, в том числе с международным участием, в Московском государственном университете прикладной биотехнологии, в Московском государственном университете пищевых производств и в Московском областном институте управления и права.

Публикации. По теме диссертации опубликованы 7 работ, общим объемом 7,5 п. л.

Структура и объем диссертации

Работа состоит из введения, трех глав, выводов и предложений, списка использованной литературы и приложений: изложена на 164 страницах машинописного текста, не считая приложений.

ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

1. «Конкурентоспособность предприятия» относится к разряду сложных экономических категорий. В диссертации обосновано следующее ее понятие: «это способность с высоким имиджем выступать на рынке и вести эффективную хозяйственную деятельность, формируя и используя конкурентные преимущества, сохраняя стабильные (лидирующие) позиции, за счет осуществления расширенного воспроизводства на инновационной основе, с целью удовлетворения спроса на продукцию (услуги)».

2. Анализ состояния молочной промышленности России показал, что несмотря на существующие проблемы, прежде всего, с обеспечением сырьем, в последние годы (2001;03 гг.) наметилась тенденция незначительного роста объемов производства продукции по следующим видам: цельномолочным — на 24,3%, сырам — 50,6%, маслу животному — 2,6%. Вместе с тем, потребление молока и молокопродуктов в нашей стране еще значительно отстает от норм, рекомендуемых институтом питания РАМН РФ. По-прежнему высокой (1315%) остается доля импорта готовой молочной продукции, а преимущества имеют молокозаводы, развитие которых инвестируется за счет иностранного капитала.

3. Предприятия-производители молочной продукции отличаются по правовому статусу, мощностям, широте ассортимента и имеют разные экономические и финансовые показатели своей деятельности. Соответственно, чтобы оценить конкурентоспособность каждого из них, необходима обоснованная модель.

4. Существующие методы оценки конкурентоспособности не учитывают специфику молокозаводов. В диссертации обоснованы методические положения, которые отвечают предъявляемым требованиям. Они основаны на разработанной системе показателей (в авторской трактовке — признаков) конкурентоспособности. В состав этих признаков, вошли: уровень покрытия спроса на продукцию, уровень цен, уровень качества, уровень ассортимента и уровень использования производственной мощности.

5. Предложенная методика позволяет установить количественные значения признаков, провести их ранжирование по значимости, выявить резервы и обосновать приоритетные стратегические направления повышения конкурентоспособности предприятий молочной промышленности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. С.Б., Аронин В. А., Ахполов И. К. и др. Конкуренция и антимонопольное регулирование. Учебное пособие для вузов /Под ред. А. Г. Цыганова. М.: Логос, 1999. с.
  2. М.И. Конкурентоспособность макроэкономики. Концепция потребления двух типов благ. М.: Издательство РАГС, 2000. — 123 с.
  3. Антология экономической классики /Смит А., Пети У., Рикардо Д. М: ЭКОНОВ, 1993, т. 1. — 473 с.
  4. А.И., Зудин В. Ю. Освоение систем качества аапог высокой конкурентоспособности. //Актуальные проблемы становления рыночных отношений: Сборник научных трудов. — Казань- Изд-во КГФЭИ, 2002. -204 с.
  5. Безопасность России. Правовые социально-экономические и научно-технические аспекты. Продовольственная безопасность. Раздел 2. М.: «Знание», 2001.-480 с.
  6. М. Экономическая мысль в ретроспективе. /Пер. с англ., М.: Дело ЛТД, 1994. 720 с.
  7. Г. Н., Клебанов А. И. Маркетинг и конкурентоспособность промышленной продукции. М.: «Издательство Дело», 1992. 59 с.
  8. Большой коммерческий словарь /Под ред. Т. Ф. Рябовой. М.: Ред. «Война и мир», 1996. — 400 с.
  9. Большой экономический словарь. /Под ред. А. Н. Азрилияна М.: Фонд «Правовая культура», 1994. 528 с.
  10. Большой энциклопедический словарь. М.: «Большая российская энциклопедия». СПб.: «Норинт», 1999. 1456 с.
  11. В.Л., Алексеев П. Д. Финансово-экономическое состояние предприятия. Практическое пособие. М.: Издательство «Приор», 2000. с.
  12. М., Жуковский В., Трофимова И. Конкурентоспособность в микро, мезо и макроуровневом измерениях /Российский экономический журнал, 1999, № 3
  13. М., Жуковская В. Конкурентоспособность в глобальной системе координат //Мировая экономика и международные отношения, 1998, № 7. с.
  14. И.Н. Международный маркетинг.
  15. Е.П. Исследование рынков. // Маркетинг в России и за рубежом. 1999, № 1 .-с. 13 — 35.
  16. Л.Г. Российский рынок молока. //Молочная промышленность, № 4, 2004. с. 8 — 12.
  17. Гражданский кодекс Российской Федерации. М.- ИНФРА М, 1997. -560 с.
  18. В.П. Экономика предприятия (промышленности). Учебник для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. — 795 с.
  19. В.Г. Менеджмент пищевой промышленности. Учебное пособие. М.: Колос, 2003.-280 с.
  20. В.В. Основы экономического прогнозирования в пищевой промышленности, М.: Колос, 1993. 238 с.
  21. Э. Дж., Линдсей Д. Рынок: микроэкономическая модель. /Пер. с англ. В. Лукашевича. СПб.: 1992. — 496 с.
  22. С.В., Завирюха А. Х., Качак В. В. /Под ред. О. А. Масленниковой. М.: Ж МГУПП, 1998. -516 с.
  23. И.А. Организация и планирование производства на предприятиях. Учебное пособие. М.: Изд. Комплекс МГУПБ, 2000. 240 с.
  24. И.А. Организация производства на предприятиях торговли. Учебное пособие. М.: Изд. УРАО, 2004. 140 с.
  25. В.П., Мотин В. В. Оценка конкурентоспособности при маркетинговых исследованиях. Учебное пособие. Домодедово: РИПК работников МВД России, 1993.-с.
  26. А.Н., Алимбеков С. С. Экономическая доступность продовольствия: методы оценки и пути повышения. М.: Хлебпродинформ, 2002. -158 с.
  27. А.Н., Максимова Т. Ю. Оценка конкурентоспособности хлебопекарных предприятий. //Хлебопечение России, № 2, 2001. с. 11−13.
  28. Закон РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». //Экономика и жизнь. -1991, № 19.
  29. Д.Е., Григорьева В. З. Оптимизация производственной программы предприятия в условиях рыночных отношений. // Маркетинг в России и за рубежом. 1999, № 1, с. 9 -12.
  30. В.Д. Учебник по основам экономической теории (экономика). М.: «ВЛАДОС», 1994.-384 с.
  31. . Деловая стратнгия. Концепция, содержание, символы /Пер. с англ. М.: Экономика, 1992. 359 с.
  32. Е. Анализ конкурентоспособности товара. //Маркетинг в России и за рубежом. 2000, № 3. с. 45 -59.
  33. Конкурентоспособность российской промышленности /И.В. Липсиц и др. Доклад. Экспертный институт ТПП РФ. — М.: Информарт, 1996. -105 с.
  34. Ф. Основы маркетинга/Пер. с англ.-М.: Прогресс, 1990 736 с.
  35. JT.M. Организация коммерческого успеха. Советы специалиста. М.: Экономика, 1999. с. 327.
  36. И. Конкурентоспособность и бизнес-планирование. //Финансовый бизнес. 1999, № 4.-е.
  37. И.М. Конкурентоспособность предприятий и маркетинг / Конкурентоспособность предприятия (Тезисы докладов X научно-практической конференции 16 17 июня 1992 г.).-Пермь, 1992.- с. 10−11.
  38. М.Д., Корочкова С. И. Анализ состояния и развития молочной промышленности России. Сб. научных трудов МГУ 1111 «Актуальные проблемы экономики, менеджмента и маркетинга в отраслях АПК». М.: Издательский комплекс МГУПП. — 2005.
  39. М.Д., Корочкова С. И. Концепция формирования конкурентных преимуществ предприятий молочной промышленности //Молочная промышленность, 2005, № 11, с.
  40. М.Д., Корочкова С. И. Методика оценки конкурентного потенциала предприятий пищевой промышленности. //Пищевая промышленность, 2005, № 11, с.
  41. М.Д., Корочкова С. И. Методические подходы к оценке конкурентоспособности предприятий. Сб. научных трудов МГУПП «Актуальные проблемы экономики, менеджмента и маркетинга в отраслях АПК». М.: Издательский комплекс МГУПП. — 2005. — с.
  42. М.Д., Корочкова С. И. Повышение конкурентоспособности предприятий молочной промышленности. М.: ФГУП «Эксплор». — 2005. — 160 с.
  43. М.Д., Корочкова С. И. Теоретические аспекты конкурентоспособности предприятий. «Актуальные проблемы экономики, менеджмента и маркетинга в отраслях АПК». М.: Издательский комплекс МГУПП. — 2005. — с.
  44. X. Как уцелеть среди акул: (опередить конкурентов в умении продавать, руководить, стимулировать, заключать сделки). Уфа: Акад. Менеджмента. — М.: Экономика, 1993. — с.
  45. К.Р., Брю С. JI. Экономикс: Принципы, подходы и политика. В 2-х т. /Пер. с англ. Таллин, 1993. 339 с.
  46. Т.Ю. Методические основы оценки и повышения конкурентоспособности хлебопекарных предприятий. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. М.: ООО Компания «Спутник», 2002. 24 с.
  47. А.В. Цели и пути повышения конкурентоспособности кооперативного опыта /Материалы юбилейной межрегиональной научно-практической конференции. Новосибирск: СибУПК, 2001. с.
  48. А.В., Хайруллина М. В. Эффективность использования оборотных средств как фактор конкурентоспособности кооперативного опыта: Учебно-практическое пособие. Новосибирск: СибУПК, 2001. с.
  49. М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента /Пер. с англ. М.: Дело, 1996, — 686 с.
  50. Методические рекомендации по анализу финансовой устойчивости предприятий пищевой промышленности. В. И. Комаров, В. Д. Гончаров и др. М.: АгроНИИТЭИПП, 1998. 101 с.
  51. A.M. Повышение конкурентоспособности предприятий мясной промышленности. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. М.: ООО ГУП Управления служебными зданиями ГУЭП «Эфес», 2002. 23 с.
  52. A.M., Магомедов М. Д. Способы повышения конкурентоспособности мясоперерабатывающего предприятия. //Пищевая промышленность, 2002, № 4.
  53. Г., Альстрэнд Б., Лэмпел Дж. Школы стратегий. СПб: изд-во «Питер», 2000. с.
  54. Н.А. Конкуренция как процесс и стратегия в современных условиях. //Научные труды Вятского социально-экономического института, Киров: ВСЭИ, 2002, с. 258 272.
  55. Н.К., Рюмин М. Ю., Слушаенко М. В., Будняк А. В. Брендинг в управлении маркетинговой активности. /Под ре. Н. К. Моисеевой. М.: Омега-Л, 2003.-410 с.
  56. Г. И. Защита свободной конкуренции антитрестовскими законами США (учебное пособие). М.: Международный университет, 1996. -110 с.
  57. Р.Б., Цыгичко Л. И. Маркетинг: как побеждать на рынке, 1991. 304 с.
  58. Нормативно-методические материалы о несостоятельности (банкротстве) предприятий. Федеральная служба России о несостоятельности и финансовом оздоровлении. М.: 1998. — 85 с.
  59. Отчеты Министерства сельского хозяйства РФ. 2001 2004 гг.
  60. В. Конкурентоспособность // Риск. 1999, № 4.
  61. Л.Т., Александрова М. В., Блюмин A.M. и др. Конъюнктура рынка и конкурентоспособность товара. Учебное пособие. М.: ИК МГУ 1111, 2004.- 108 с.
  62. А., Фомин В. Об оценке конкурентоспособности товаров и товаропроизводителей //Маркетинг. 2000, № 2.
  63. В.М. Гигиенические основы питания, безопасность и экспертиза продовольственных товаров: Учебник. 2-е изд., испр. И доп. — Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та, 1999. 448 с.
  64. В. Снижение издержек фактор конкурентоспособности //Экономист. — 1996. — № 4.
  65. М.Э. Конкуренция: Пер. с англ. СПб и др.: «Вильяме», 2000. -495 с.
  66. М.Э. Международная конкуренция. Конкурентные преимущества стран /Пер с англ.- М.: Международные отношения, 1993. 395 с.
  67. Постановление правительства Российской Федерации «Об экономических условиях функционирования АПК в России в 1995 г., от 07. 04. 1995 г.
  68. А. Национальная безопасность: основы теории, сущность проблемы. Учебное пособие. М., 1998. с.
  69. .А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. В. Современный экономический словарь. М.: Инфра-М, 1999. с.
  70. А. Оценка конкурентоспособности продукции. //Маркетинг в России и за рубежом. 2000, № 1. с. 63 — 77
  71. Российский статистический ежегодник. Статистический сборник. М., 2002 2004 гг.
  72. И.Н. Качество и конкурентоспособность //Стандарты и качество. 1995, № 12.-с. 43−47.
  73. Т.Ф., Филатов О. К. Проблемы развития конкуренции предприятий (стратегия и тактика). М.: «Пищепромиздат» 1999. 120 с.
  74. Г. Система показателей конкурентоспособности //ЭКО 2000, № 4. — с. 87 — 92.
  75. Г. Б. Анализ хозяйственной деятельности предприятий. -Минск: ООО «Новое знание», 2002. 703 с.
  76. А. Инфраструктура рынка и конкурентоспособность России (методологические вопросы анализа и интегральной оценки). //Экономист, 1996, № 2. с.
  77. Селезнев, А Конкурентные позиции и инфраструктура рынка России. М.: 1999.-с.
  78. В.Н. Молочная промышленность России /Молочная промышленность, 2004, № 5, с. 5 7.
  79. В.Н. Пищевая промышленность России в рыночной экономике (1990 2003). //Пищевая промышленность, 2004, № 1, с. 12−14.
  80. Словарь терминов современного предпринимательства /Под ред. В. В. Морковкина.-М.: «Радикс», 1995. с.
  81. А. Исследование о природе и причинах богатства народов. /Пер. с англ. Петрозаводск: Петроком, 1993. 320 с.
  82. Состояние мировой молочной промышленности. Пер. с англ. А. В. Бережной /Молочная промышленность, 2004, № 2, с. 4 12.
  83. Состояние мировой молочной промышленности. Пер. с англ. А. В. Бережной /Молочная промышленность, 2004, № 4, с. 14−16.
  84. В.А., Билалова P.P. Анализ конкурентоспособности товара. // Современный менеджмент и маркетинг: Сборник научных статей. /Подред. Ю. В. Темного. Наб. Челны: Изд-во Камского госуд. политехи, инта, 2003. — с. 83−88.
  85. М.П., Егоров К. Ю. Сценарный подход к прогнозированию конкурентоспособности предприятий кондитерской промышленности. Сборник научных трудов /Под ред. В. В. Денискина. М.: Издательский комплекс МГУПП, 2003. с. 103 — 105.
  86. .И. Организация и планирование производства. Учебное пособие М.: Изд. Комплекс МГУПБ. 2004. 160 с.
  87. Т.Г. Инновационное развитие, качество и конкурентоспособность как основное содержание XXI века. // Проблемы переходной экономики: Сборник научных трудов. Часть IV /Под ред. А. Е. Карлика. -СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2001, с. 90−95.
  88. А.А. мл., Стрикленд А.Дж. III. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации: Учебник для вузов /Пер. с англ. М.: ИНФРА-М, 2001.-XX, 412 с.
  89. Н.С., Косикова Ю. А., Костенко А. В. и др. Прикладной маркетинг (на примере сахарной промышленности): Учебное пособие. М.: Издательский комплекс МГУПП, 2000. — 97 с.
  90. В.Б. Типы конкурентного поведения на рынке. Материалы региональной научно-практической конференции «Маркетинг и логистика рыночной экономики». Ростов-н/Д: Рост. Гос. Строит Ун-т, 1998, с. 58−60.
  91. Управление предприятием в условиях формирования конкурентной среды: Межвуз. Научн. Сб. Саратов: СГТУ, 1996. — с.
  92. Р.А. Конкурентоспособность организации в условиях кризиса: экономика, маркетинг, менеджмент. М.: Издательско-книготорговый центр «Маркетинг», 2002. — 892 с.
  93. Р.А. Организация производства: Учебник. -М.: ИНФРА-М, 2002. 672 с.
  94. Федеральный закон РФ от 14 июля 1997 г. «О государственном регулировании агропромышленного производства».
  95. Федеральный закон РФ от 11 ноября 1999 г. «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации».
  96. Ф.А. Дорога к рабству, М.: Экономика, 1992. с.
  97. Цай Т.Н., Грабовый П. Г., Марашда Бассам Сайел. Конкуренция и управление рисками на предприятиях в условиях рынка. М.: Изд-во «Алане», 1997.-288 с.
  98. Э. Теории монополистической конкуренции: (Реориентация теории стоимости). М.: Экономика, 1996.- с.
  99. Г. И. Экономика, организация и планирование производства на предприятии. Учебное пособие для студ. эконом, факультетов и вузов. Ростов н/дону: Изд-й фонд «Март», 2000. 544 с.
  100. А.Д., Сейфулин Р. С. Методика финансового анализа. -М.: Финансы и статистика, 1998, с.
  101. Ю.Т., Дорофеев В. Д., Шестопал Н. Ю. Определение конкурентоспособности предприятия. Межвузовский сборник научных трудов «Актуальные проблемы повышения эффективности управления экономикой», Пенза, 2002, с. 184 191.
  102. Й. А Капитализм, социализм и демократия, М.: Экономика, 1995.-540 с.
  103. Й. А. Теория экономического развития. М. Прогресс, 1983. — 285 с.
  104. Дж., Берман Б. Маркетинг. М.: Экономика, 1990. — 351 с.
  105. Ю.А. Основы рыночной экономики. Учебное пособие. М.: ФМШ МИФИ, 1997. 288 с.
  106. Юданов А. Ю Конкуренция: теория и практика. М.: Изд-во «АКАЛИС», 1996. 272 с.
  107. Динамика среднегодовых надоев молока в расчете на единицу поголовьяза 2001−2002 гг., л
  108. Страны 2001 2002 В % к 2001 г.1. Бельгия 5737 5979 104,21. Дания 7413 7696 103,81. Германия 6226 6296 101,11. Греция 4703 4788 101,81. Испания 5654 5460 96,61. Франция 5991 6234 104,01. Ирландия 4201 4137 98,51. Италия 5157 5150 99,9
  109. Люксембург 6256 6405 102,4
  110. Нидерланды 6920 7089 102,41. Австрия 5348 5487 102,6
  111. Португалия 5517 5804 105,21. Финляндия 6918 6963 100,61. Швеция 7969 7851 98,5
  112. Великобритания 6534 6698 102,5
  113. Новая Зеландия 3612 3733 103,31. Аргентина 3948 3864 97,91. Бразилия 1407 1411 100,31. Чили 3770 3557 94,41. Япония 7384 7447 100,81. Китай 1811 1891 104,41. Индия 899 819 91,1
  114. Южная Африка 4174 4061 97,3
Заполнить форму текущей работой