Вербальные и невербальные формы репрезентации знания
Диссертация
Но как показывает настоящее исследование, оптимальным процесс репрезентации лишь становится тогда, когда вербальный и невербальный языки дополняют друг друга и взаимодействуют в контексте целостной ф познавательной культуры. Процесс репрезентации представляется нам весьма гибким. В ходе активной когнитивной деятельности субъекта вербально выраженное знание может быть трансформировано… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. ФЕНОМЕН ЗНАНИЯ И СПОСОБЫ ЕГО РЕПРЕЗЕНТАЦИИ
- 1. 1. Субъективные измерения знания
- 1. 2. Репрезентация знания: история и современность
- 1. 3. Репрезентация невербальная и вербальная: ф многообразие структурных форм
- 1. 4. Модели системных репрезентаций
- ГЛАВА 2. ДОМИНИРУЮЩАЯ РОЛЬ ВЕРБАЛЬНОЙ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ ЗНАНИЯ
- 2. 1. Феномен вербального языка
- 2. 2. Эпистемологический подход в изучении вербального языка f 2.3. Репрезентативная структура основных актов мышления
- 2. 3. 1. Схемы процесса мышления
- 2. 3. 2. Акт проблематизации
- 2. 3. 3. Опыт и мышление как две формы деятельности интеллекта
- 2. 3. 4. Акт поиска и применения метода. щ 2.3.5. Акт репрезентации результата
- 3. 1. Невербальный язык и способы невербальной коммуникации
- 3. 2. Вербально-невербальные трансформации в структуре знания
- 3. 3. Метафора как вербально-невербальная форма репрезентации знания
Список литературы
- Агеев В.Н. Семиотика. М.: Весь мир, 2002. — 256с.
- Аристотель. Сочинения: в 4-х т. Т.2. М.: Мысль, 1978. — 687с.
- Баранов Г. С. Роль метафоры в теоретическом познании и репрезентация социальной реальности: Автореф. дис. доктора филос. наук. -Новосибирск, 1994.
- Бейтсон Г. Экология разума: Избранные статьи по антропологии, психиатрии и эпистемологии. — М.: Смысл, 2000. — 477с.
- Бенвенист Э. Общая лингвистика: Пер. с фр. / Под общ. ред., с вступит, статьей и коммент. Ю. С, Степанова. М.: Прогресс, 1974. — 447с.
- Бескова И.А. Язык символов как эпистемологический феномен // Эволюция. Язык. Познание. -М., 2000. С. 134−162.
- Блэк М. Метафора / Пер. с англ. М. А. Дмитровской // Теория метафоры. М., 1990. — С. 153−172.
- Бонди Г. Гипотезы и мифы в физической теории / Пер. с англ. В. А. Угарова. М.: Мир, 1972. — 204с.
- Бороздина Г. В. Психология делового общения. М.: Инфра-М, 2001.-295с.
- Бранский В.П. Искусство и философия: Роль философии в формировании и восприятии художественного произведения на примере истории живописи. Калининград: Янтарный сказ, 1999. — 704с.
- Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение. М.: Изд-во «Институт практич. психологии" — Воронеж: НПО «Модэк» 1996. -392с.
- Бюлер К. Теория языка.-М.: Прогресс, 2000.-528с.
- Ван Гог В. Письма / Пер. П. В. Мелковой. М.- Л.: Искусство, 1966. -602с., ил.
- Введение в культурологию: Учеб. пособие для вузов / Под ред. Е. В. Попова. М.: Владос, 1996. — 336с.
- Веккер JI.M. Психика и реальность: единая теория психических процессов. М.: Смысл, 1998. — 685с.
- Визуальные методы дешифрования / Т. В. Верещака, А. Т. Зверева, С. А. Сладкопевцева, С. С. Судакова. -М: Недра, 1990. 340с.
- Витгенштейн JI. Философские исследования / Языки как образ мира. М.- СПб., 2003. С.220−549.
- Гак В. Г. Метафора: универсальное и специфическое // Метафора в языке и тексте. -М., 1988. С.11−25.
- Гейвин X. Когнитивная психология. М.- Спб.: Питер, 2003. — 272с.
- Герасимова И.А. Философское понимание танца // Вопросы философии. 1998. — № 4. — С.50−64.
- Горохов В.Г., Розов М. А., Степин B.C. Философия науки и техники: Учеб. пособие для вузов. -М.: Наука, 1996. — 400с.
- Гудмен Н. Способы создания миров. М.: Праксис, 2001. — 376с.
- Гумбольдт В. фон. Избранные труды по языкознанию: Пер. с нем. / Под ред. Г. В. Рамишвили. 2-е изд. — М.: Прогресс, 2000. — 400с.
- Гусев С.С., Тульчинский Г. Л. Проблема понимания в философии: философско-гносеологический анализ. М.: Политиздат, 1985. — 192с.
- Де Боно Э. Шесть шляп мышления. СПб.: Питер, 1997. — 244с.
- Деменский С.Ю. Научность метафоры и метафоричность науки. -Омск: Изд-во ОмГТУ, 2000. 116с.
- Деспот де Траси Антуан. Элементы идеологии (Главы о языке и дискурсе) // Метафизические исследования. 1999. — Вып.11: Язык. — С. 171 199.
- Дьюи Д. Психология и педагогика мышления: Как мы мыслим / Пер. с англ. Н. М. Никольской. М.: Лабиринт, 1997. — 192с.
- Дэвидсон Д. Что означают метафоры / Пер с англ. М. А. Дмитровской // Теория метафоры. М., 1990. — С. 173−193.
- Дэвидсон Д. Исследования истины и интерпретации. М.: Праксис, 2003.-448с.
- Евлампиев И.И. Два измерения интерпретации // Метафизические исследования. 1997. — Вып. 1: Понимание. — С. 138−152.
- Ермак В.Д. Как научиться понимать людей: Соционика новый метод познания человека. — М.: Астрель, 2003. — 523с.
- Зинченко В.П. Работа понимания // Психологическая наука и образование. 1997. — № 3. — С. 42−52.
- Зинченко В.П. Современные проблемы образования и воспитания // Вопросы философии. -1973. № 11. — С.42−47.
- Иванов В.В. Избранные труды по семиотике и истории культуры. Т.1: Знаковые системы. Кино Поэтика. М.: «Языки русской культуры», 1999.-912с.
- Ирина В.Р., Новиков А. А. В мире научной интуиции: Интуиция и разум. М.: Наука, 1978. — 191с.
- Канке В.Н. Основные философские направления и концепции науки: Итоги XX столетия. М.: Логос, 2000. — 320с.
- Касавин И.Т. Понятие знания в социальной гносеологии // Познание в социальном контексте. М., 1994. — С.6−37.
- Касавин И.Т. Традиции и интерпретации: Фрагменты исторической эпистемологии. СПб.: Изд-во РХГИ, 2000. — 320с.
- Кассирер Э. Избранное: Опыт о человеке. М.: Гардарика, 1998. -784с.
- Кассирер Э. Понятие символической формы в структуре наук о духе // Философия культуры. М., 1998.
- Кассирер Э. Сила метафоры / Пер. с нем. Т. В. Топоровой // Теория метафоры. М., 1990. — С. 33−43.
- В. Келер. Исследование интеллекта человекоподобных обезьян // Келер В. Исследование интеллекта человекоподобных обезьян- Коффка К. Основы психического развития. М., 1998. — С. З9−268.
- Клике Ф. Пробуждающееся мышление: У истоков человеческого интеллекта. М.: Прогресс, 1983. — 302с.
- Конрад Н.И. Избранные труды: История / Отв. ред. Е. М. Жуков. -М.: Наука, 1974.-471с.
- Куайн У. Слово и объект: Пер с англ. М.: Логос- Праксис, 2000. -386с.
- Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия. — 2-е изд., испр. и доп. М.: Высш. шк., 2003. — 438с.
- Кулиев Г. Г. Метафора и научное познание. Баку: Азернешр, 1987.
- Кэмпбелл Д. Эволюционная эпистемология // Эволюционная эпистемология и логика социальных наук. М., 2000. — С.92−146.
- Лакофф Дж. Женщины, Огонь и опасные вещи. Что категории языка говорят нам о мышлении. М., 2004.
- Лангер С. Философия в новом ключе: Исследование символики разума, ритуала и искусства / Пер. с англ. С. П. Евтушенко. М.: Республика, 2000.-287с.
- Леви-Стросс К. Структурная антропология: Пер с нем. М., 1983. — 526с., ил.
- Лекторский В.А. Эпистемология классическая и неклассическая. -М.: Эдиториал УРСС, 2001. 256с.
- Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. М.: Смысл- СПб.: Лань, 2003.-287с.
- Липская В.М. Костюм как эхо // Рациональность и вымысел: Тезисы науч. конф. СПб., 2003. — С. 154−156.
- Логика как семиотика: теория знаков // Метафизические исследования. 1999. — Вып.11: Язык. — С. 199−218.
- Лоренц К. Оборотная сторона зеркала: Пер. с нем. / Под ред. А. В. Гладкого. М.: Республика, 1998. — 393с.
- Маккормак Э. Когнитивная теория метафоры / Пер. с англ. А. Д. Шмелева // Теория метафоры. М., 1990. — С.358−386.
- Малиновский Л.Г. Модельно-конструктивное мышление. М.: Наука, 2003. — 656с.
- Матюшкин A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. -М.: Педагогика, 1972. 208с.
- Ментальная репрезентация: динамика и структура. М.: Ин-т психологии РАН, 1998. — 319с.
- Меркулов И.П. Эпистемология (когнитивно — эволюционный подход). СПб.: Рус. Христиан, гуманит. ин-т, 2003. — 472с.
- Меркулов И.П. Когнитивная эволюция. М.: РОССПЭН, 1999. -310с.
- Микешина JI.A. Философия познания: Полемические главы. М.: Прогресс — Традиция, 2002. — 624с.
- Микешина Л.А., Опенков М. Ю. Новые образы познания и реальности. М.: РОССПЭН, 1997. — 240с.
- Миллер Дж. Образы и модели, уподобления и метафоры / Пер. с англ. В. В. Туровского // Теория метафоры. М., 1990. — С. 236−283.
- Минский М. Остроумие и логика когнитивного бессознательного // Новое в зарубежной лингвистике. 1988. — Вып. XXIII: Когнитивные аспекты языка. — С. 281−310.
- Найссер У. Познание и реальность: Смысл и принципы когнитивной психологии / Пер. с англ. В. В. Лучкова. М.: Прогресс, 1981. — 230с., ил.
- Ницше Ф. По ту сторону добра и зла // Ницше Ф. Сочинения: В 2-х т.- Т.2. М., 1990. — С.23 8−406.
- Оботурова Г. Н. Миф как невербальная и неявная форма знания // Личность. Познание. Культура: К 70-летию Л. А. Микешиной. М., 2002. -С.551−556.
- Овчинников Н.Ф. Знание болевой нерв философской мысли (к истории концепции знания от Платона до Поппера) // Вопросы философии.- 2001. -№ 1. С.83−113.
- Пенкин М. Искусство и наука: Проблемы, парадоксы, поиски. 2-е изд. -М.: Современник, 1982. — 302с.
- Пирс Ч.С. Избранные философские произведения. М.: Логос, 2000. * -448с.
- Платон. Государство // Платон. Сочинения: В 3-х т. Т.З. 4.1. — М.: 1971.-С. 238−406.
- Полани М. Личностное знание: На пути к посткритичной философии. М.: Прогресс, 1985. — 344с.
- Пономарев Я.А. Основные звенья психологического механизма творчества // Интуиция, логика, творчество. М., 1987. — С. 5−23.
- Пономарев Я.А. Психика и интуиция. М.: Политиздат, 1967. — 255с.
- Поппер К. Эволюционная эпистемология // Эволюционная ф эпистемология и логика социальных наук: Карл Поппер и его критики. М., 2000. С.57−75.
- Поппер К. Объективное знание: Эволюционный подход / Пер. с англ. Д. Г. Лахути. М.: Эдиториал УРСС, 2002. — 384с.
- Потебня А.А. Собрание трудов: Мысль и язык. М.: Лабиринт, 1999.- 200с.
- Потебня А.А. Эстетика и поэтика. М.: Искусство, 1976. — 614с.
- Почепцов Г. Г. Теория коммуникации. М.: «Рефл-бук" — Киев: «Ваклер», 2001. — 656с. ф 83. Райл Г. Понятие сознания. М.: Идея-Пресс: Дом интеллектуальнойкниги, 1999.-408с.
- Рассел Б. Человеческое познание: его сфера и границы. М.: ТЕРРА- Книжный клуб- Республика, 2000. 464с.
- Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней: В 2-х т. Т.2. Средневековье. — СПб.: ТОО ПС «Петрополис», 1995. -368с.
- Рикер П. Живая метафора / Пер. с фр. А. А. Зализняк // Теория 4 метафоры. М., 1990. — С. 435−455.
- Рикер П. Метафорический процесс как познание, воображение и ф ощущение / Пер. с англ. М. М. Бурас и М. А. Кронгауза // Теория метафоры.1. М., 1990.-С. 416−436.
- Ричарде А. Философия риторики / Пер с англ. Р. И. Розиной // Теория метафоры. М., 1990. — С. 44−67.
- Розов М.А. Знание как объект исследования. Воспоминания о работе новосибирского семинара (1963−1980) // Вопросы философии. 1998. — № 1. -С.89−109.
- Розов М.А. Проблемы эмпирического анализа научного знания. -Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1986. 222с. ф 91. Романенко Ю. М., Чулков О. А. Метафора и символ в культурномобращении // Метафорические исследования. 1997. — Вып. 5: Культура. -С. 46−59.
- Ротенберг B.C. Слово и образ: проблема контекста // Вопросы философии. 1980. — № 4. — С. 152−155.
- Рубинштейн C. J1. Основы общей психологии: В 2-х т. Т.1. — М.: Педагогика, 1989.-486с.
- Руднев В. Прочь от реальности: Исследования по философии текста.- М.: «Аграф», 2000. 432с. ф 95. Руднев В. П. Энциклопедический словарь культуры XX века. М.:1. Аграф», 2001.-608с.
- Семиотика: Антология / Под ред. Ю. С. Степанова. 2-е испр. и доп.- М.: Академический проект- Екатеринбург: Деловая книга, 2001. 702с.
- Скирбекк Г., Гилье Н. История философии / Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: ВЛАДОС, 2003. — 800с.
- Солсо Р.Л. Когнитивная психология. М.: Либерея- Тривола, 1996. -600с. ил. ф 99. Спиллейн М. Создайте свой имидж. Руководство для женщин. М.:
- Лик Пресс, 1996. 158с., ил.
- Степин B.C. Теоретическое знание: Структура, историческая ^ эволюция. М.: Прогресс — Традиция, 2000. — 743с.
- Степин B.C., Горохов В. Г., Розов М. А. Философия науки и техники: Учеб. пособ. для вузов. М.: Наука, 1996.
- Сусов И.П. История языкознания: Учеб. пособие для студентов старших курсов и аспирантов. Тверь, 1999.
- Таненбаум Р.Ш. Руководство по обучению разговорному английскому языку посредством рисуночных задач. Вып.2. — JL, 1970.
- Тер-Минасова С. Г. Язык и межкультурная коммуникация. М.: Слово, 2000. — 262с.
- Тихомиров O.K. Психология мышления. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984.-272с.
- Уайтхед А. Символизм, его смысл и воздействие. Томск, 1999.64с.
- Успенский Б.A. Historia sub specie semioticae // Культурное наследие ^ древней Руси. М., 1976. — С. 286−291.
- Философия о предмете и субъекте научного познания / Под. ред. Э. Ф. Караваева и Д. Н Разеева. СПб., 2002.
- Флоренский П.А. Анализ пространства и времени в художественно-изобразительных произведениях. М.: Прогресс, 1993. — С.324с.
- Фопель К. Эффективный воркшоп. Динамическое обучение. М.: Генезис, 2003. — 368с.
- Фреге Г. Смысл и денотат // Семиотика и информатика. М., -ф 1977. — Вып.8.
- Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. -СПб.: Наука, 2000.-377с.
- Хайдеггер М. Что значит мыслить? // Хайдеггер М. Разговор на ^ проселочной дороге. — М., 1991. С. 134−145.
- Хинтикка Я. О подобающих (попперовских?) и неподобающих способах употребления понятия информации в эпистемологии // Эволюционная эпистемология и логика социальных наук: Карл Поппер и его критики.-М., 2000.-С. 191−197.
- Хлебников В. Творения: Сборник. М.: Сов. писатель, 1986. 734с.
- Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. М.- Томск, 1997.
- Цивьян Т.В. Семиотические путешествия. СПб., 2001. ф 119. Шилков Ю. М. О восприятии визуального сообщения //
- Рациональность и вымысел: Тезисы науч. конф. СПб., 2003. — С. 24−27.
- Шлик М.О. Поворот в философии // Аналитическая философия. Избр. тексты. М., 1993. — С. 28−33.
- Щедровицкий Г. П. Проблема логики научного познания. М., 2004.
- Щедровицкий Г. П. Процессы и структуры в мышлении. -М., 2003.
- Элиаде М. Мифы, сновидения, мистерии. М.- Киев, 1996.
- Юлов В.Ф. Мышление в контексте сознания. — М., 2004 (в печати).
- Юлов В.Ф. Погрешима ли эволюционная эпистемология ^ К. Поппера? // Фшософ1я, Культура, Життя. Вип.17. — Дншропетровськ, 2002.-С. 235−250.
- Юлов В.Ф. Философия: Проблемный курс лекций для вузов. -Киров: Изд-во ВятГПУ, 1998. 512с.
- Яворский Б. Избранные труды. Т.П. Ч. 1. М., 1987.
- Яхно Т.М. Средства представления и методы обработки знаний в интеллектуальных системах. — Новосибирск, 1997. — 30с.
- Anderson R. John. The Architecture of cognition. London, 1983. щ, 132. Aylwin S. Structure in thought & feeling. — London- N.Y., 1985. — 274p.
- Baddeley A.D. Human Memory: Theory and Practice. Hillsdale- N.J., 1990.
- Baron J. Reflective thinking as a goal of education // Intelligence. -Vol. 5.- 1981.-P. 291−309.
- Baron-Cohen S. Understanding other minds. Oxford, 1993.
- Barsalou L. Perceptual symbol systems // Behavioral & Brain Science. -Vol. 22. 1999. — P. 557−660.
- Believing and accepting / Ed. by P. Engel. Dordrecht, 2000. — 298p.
- Biology as Society, Society as Biology: Metaphors / Ed. by S. Maasen,
- E. Mendelsohn, P. Weingard. Dordrecht, 1995.
- Bono J.J. «Metaphor & scientific change: from representational to performative understandings of metaphor & scientific practice», paper presented at the annual conference of the society for the Social Study of Science, October 1997.
- Bono J.J. «Science, discourse, and literature: the role / rule of metaphor in science» // Literature and Science: Theory and Practice / Ed. by S. Peterfreund. Boston, 1990. — P. 59−89.
- Bradie M. Assessing Evolutionary Epistemology // Biology & Philosophy. Vol. 1. — 1986.
- Bratman M. Intention, Plans and Practical Reason. Cambridge- London, 1987.-200p.
- Brewer W.F. Schemas versus mental models in human memory // Modeling Cognition / Ed. by P. Morris. Chichester, N.Y., 1987. — P. 187−199.
- Bruner J., Goodnow J. & Austin G. A Study of Thinking. -N.Y., 1956.
- Bunge M. Intuition and Science. Englewood Cliffs- N.J., 1962. — 145p.
- Chomsky N. Reflections on language. Cambridge- Massachusetts, ft 1976.
- Cognition in action / Ed. by M. Smith, P. Morris, P. Levy, A. Ellis. -London, 1987. 346p.
- Cognitive technology: In search of a human interface / Ed. by щ, B. Gorayska, J.L. Mey. Amsterdam, 1996. — 420p.
- Concise encyclopedia of philosophy of language / Ed by P. Lamarque. -London, 1997. 599p.
- De Bono E. The Mechanism of Mind. London, 1969. — 304p.
- De Bono E. Lateral Thinking: Creativity Step by Step. London- N.Y., 1973.-300p.
- De Bono E. Wordpower: An Illustrated dictionary of vital words. -Harmondsworth, 1980.
- Demetriou A., Efklides A., Platsidou M. Experiential structuralism: A ц frame for unifying cognitive developmental theories // Monographs of the Societyfor Research in Child development. Vol. 58. — No.234. — 1993.
- Demetriou A. & Efklides A. The person’s conception of the structures of developing intellect // Genetic, Social & General Psychology Monographs. — Vol.115.-1989.-P. 371−423.
- Denis M. Imagery and Thinking // Imagery and Cognition / Ed. by C. Cornoldy & M.A. McDaniel. -N.Y., 1991.-P. 103−125.
- Dialogues on the Psychology of Language & Thought: Conversations with N. Chomsky, Ch. Osgood, J. Piaget, U. Neisser & M. Kinsbourne / Ed. By
- R.L. Rieber & G. Voyat. N.Y.- London, 1983. — 166p.
- Dretske F. Knowledge and the flow of information. Cambridge, 1981. — 273p.
- Ennals R. Artificial intelligence and human institutions. London, 1991.
- Evans J. What Could and Could Not Be a Strategy in Reasoning // Deductive reasoning and strategies / Ed. by W. Schaecken et al. Mahwah- London, 2000.-P. 1−21.
- Fauconnier, G and M. Turner. «Conceptual projection and middle ф spaces», UCSD Cognitive Science Technical Report, 1994.
- Finke R. Principles of Mental Imagery. Cambridge- London, 1993. -179p.
- Fodor J.A. The language of thought. -N.Y., 1975.
- Forrai G. An Internal Realist Conception of Truth // Images and reality. -Miskolk, 1997.- 150p.
- Gallini J.K. Schema-Based Strategies and Implications for Instructional Design in Strategy Training // Cognitive Strategy Research: From Basic Research to Educational Applications. London- N.Y., 1989. — P.
- Garcia M. et al. Explicit and Implicit Strategies // Deductive Reasoning and Strategies / Ed. by W. Schaeken. Mahwah- London, 2000.
- Garnham A. Representation, Mental // Concise Encyclopedia of Philosophy of Language / Ed. By P.V. Lamarque. N.Y., 1997. — P. 74−76.
- Goodman N. Metaphor as moonlighting // «On Metaphor» / Ed. by S. Sacks. Chicago, 1978. — 194p.
- Gregory R. Mind in science: A history of explanations in psychology and physics / Ed. by R. Gregory. London, 1988. — 64lp.
- Handbook of cognition and emotion / Ed. by T. Dalgleich, M. Power. -Chichester, 1999. 843p.
- Handbook of human intelligence / Ed. by R.J. Sternberg. Cambridge, 1982.- 1065p.
- Helstrup Т., Anderson R.E. Imagery in mental construction and decomposition tasks // Mental images in human cognition. Amsterdam, 1991. -P. 229−240.
- Hofstadter D. Metamagical Themas: Questioning for the Essence of Mind and Pattern. -N.Y., 1985. 852p.
- Images and reality: Proc. of the 1996 Miskolc conf. / Ed. by Gabor Forrai. Miskolc, 1997. — 150p.
- Indrukhya B. Metaphor and Cognition. Dordrecht, 1992. — 457p.
- Intelligence, Mind and Reasoning: Structure and Development / Ed. by A. Demetriou & A. Efklides. Amsterdam- London- N.Y.- Tokyo, 1994. — 239p.
- Jackendoff R. Consciousness and the computational mind. Cambridge, 1987.
- Jackendoff R. Patterns in the mind: Language and Human Nature. -N.Y., 1994. -246p.
- Johnson M. Some constraints on embodied analogical understanding. In: Analogical Reasoning: Perspectives of AI, Cognitive Science, and Philosophy / Ed. by D. Helman. Dordrecht, 1988. — P. 25−41.
- Johnson M. The Body in the Mind: The Bodily Basis of Meaning, Imagination, and Reason. — Chicago, 1989.
- Johnson-Laird P. Mental Models: Towards a Cognitive Science of Language, Inference and Consciousness. — Cambridge, 1983.
- Jordan E. Essays in Criticism. Chicago, 1952.
- Keller H. The Story of My Life. Garden City, 1936.
- Khalidi M.A. Two concepts of concept // Mind & Language. NolO. -1995.-P. 402−422.
- Kleiner S. The Logic of Discovery: A theory of the rationality of scientific research. Dordrecht, 1993. — 334p.
- Knowledge and Representation / Ed. by B. de Gelder. London, 1982. -218p.
- Koane M. Analogical problem solving. Chichester- N.Y., 1988. -151p.
- Kosslyn S.M. Image and mind. Cambridge- London, 1980. — 500p.
- Kosslyn S.M. Measuring the visual angle of the mind’s eye // Cognitive Psychology. Vol.10. — 1978. — P. 356−389.
- Kovordanyi R. Modeling and Simulating Inhibitory Mechanisms in Mental Image Reinterpretation: Towards Cooperative Human-Computer Creativity. Linkoping, 1999. — 280p.
- Levin S. Metaphoric Worlds: Conceptions of a Romantic Nature. New Haven, 1988.
- Lorenz K. On the way to conceptual and perceptual knowledge // Knowledge and Language / Ed. by F.R. Ankersmit and T.A. Mooij. Dordrecht, 1993.-P. 95−113.
- Lycan W. Philosophy of language: A contemporary introduction. -London- N.Y., 2000. 243p.
- Martin-Lof P. About models for intuitionistic type theories and the notion of definitional equality. Stockholm, 1972.
- Mayer R.E. Thinking, problem solving, cognition. -N.Y., 1992.
- McDaniel E., Lawrence Ch. Levels of cognitive complexity: An approach to the measurement of thinking. N.Y., 1990.
- McKay D. The organization of perception and action: A theory for language and other cognitive skills. N.Y., 1987. — 233p.
- McKoon G, R. Ratcliff. Inference during reading // Psychological Review. Vol. 99. — 1992. — P. 440−466.
- McNamara Т., D.L. Miller & J.D. Bransford. Mental models and reading comprehension // Handbook of Reading Research. Erlbaum- Hillsdale. — Vol.2. -1991.-P. 490−511.
- Medin D. Concepts and conceptual structures // American Psychologist. -Vol. 44.- 1989.-P. 1469−1481.
- Medin D. & Shoben E. Context and structure in conceptual combination. // Cognitive Psychology, 20, 1988. P. 158−190.
- Metaphors and the Dynamics of Knowledge / Ed. by S. Maasen and P. Weingart. London- N.Y., 2000. — 185p.
- Miller A.I. Imagery in scientific thought: Creating 20th- century physics. -Boston, 1984.
- Minsky M. «A Framework for Representing Knowledge». In: Mind, Design / Ed. by J. Haugeland. Cambridge, 1982.
- Minsky M. The Society of Mind. London, 1988. — 302p.
- Modelling cognition / Ed. by P. Morris. Chichester, 1985. — 309p.
- Morris P., Hamson P. Imagery and consciousness. London, 1983. -341p.
- Mueller-Vollmer K. Introduction // The hermeneutics render. N.Y., 1985.
- Mullen D.C. Beyond subjectivity and representation: Perseption, expression and creation in Nietzsche, Heidegger and Merleau-Ponty. Lanham, 1999.- 161p.
- Nelson K. Event Knowledge: Structure and function in development. -Hillsdale, New Jersey, 1986.
- Nonaka I., H. Takeuchi. The knowledge creating company. New Japanese companies manage the dynamics of innovation. Oxford, 1995.
- Paivio A., & Csapo, K. Picture superiority in free recall: Imagery or dual coding? // Cognitive Psychology. Vol. 5. — 1973. — P. 176−206.
- Perceptual and cognitive development / Ed. by R. Gelman, T. Kit-Fong Au. San Diego, 1996. — 454p.
- Peschl M.F. Structures and Diversity in (Everyday) Knowledge: From Reality Over Cognition to Knowledge and Back / Ed. by J. Gardner, R. Buber, L. Richards // Organizing knowledge, methods and case studies. Hampshire, 2003.-P.3−27.
- Peschl M.F. Constructivism, Cognition, and Science: An Investigation of Its Links and Possible Shortcomings // Foundations of Science 6 (1). P. 125−161.
- Pressley M. The relevance of the good strategy user model to the teaching of maths // Educational Psychologist. Vol.21. — 1986. — P. 139−161.
- Ramey С., C. Blair Intellectual Development & the Role of Early Experience // Current Topics of Human Intelligence. Vol.5. — 1996.
- Research directions in cognitive science: European perspectives / Ed. by A. Baddeley, N. Bernsen. Hove, 1989.
- Rickheit G. & Sichelschmidt L. Mental Models in Discourse Processing and Reasoning. Amsterdam, 1999. — 419p.
- Roberts M. Individual Differences in Deductive Reasoning Strategies // Deductive reasoning and strategies / Ed. by W. Schaeken et al. Mahwah, London, 2000.-P. 21−47.
- Rohrer Tim. The cognitive science of metaphor from philosophy to neuropsychology / Theoria et Historia Scientarium. Vol. 6. — No.l. — 2001. -P. 27−42.
- Rollins Mark. Mental Imagery: On the Limits of Cognitive Science. -Yale, 1989. 170p.
- Rosch E. Cognitive representation of semantic categories // Journal of Experimental Psychology. Vol. 104. — 1975. — P. 192−233.
- Rosenbaum J. Is your Volkswagen a sex symbol? N.Y., 1972.
- Rumelhart D. & A. Ortony The representation of knowledge in memory // Schooling and the acquisition of knowledge. Hillsdale, 1977.
- Russell B. Philosophy. N.Y., 1927.
- Schank R. & Abelson R. Scripts, Plans, Goals, and Understanding. -New Jersey, 1977.
- SchechnerR. Performance theory. -N.Y.- London, 1988.
- Schiffman R. Sensation and perception: An integrated approach. N.Y., 1996. -581p.
- Schone R. Creative visualization: How to use imagery and imagination for self-improvement. Wellingborough, N.Y., 1985. — 160p.
- Schultz R. Unconventional Wisdom: Twelve Remarkable Innovators tell how intuition can revolutionize decision making. -N.Y., 1994. 212p.
- Searle J. Metaphor // Metaphor & Thought. Cambridge, 1979.
- Seung T. Intuition and construction: The foundation of normative theory. -NewHaven- London, 1993.
- Stassen L. Comparison and universal grammar. N.Y., 1985.
- Tamminga A.M. Belief dynamics: (Epistemo) logical investigations. -Amsterdam, 2001. 124p.
- The psychology of imagination. London, 1978. — 234p.
- Towner G. The Architecture of Knowledge. Washington, 1980. -273p.
- Van der Meer E. Mental Representation of Events I I Knowledge Aided щ Information Processing / Ed. by E. Van der Meer and J. Hoffman. Amsterdam, 1987.
- Dtibeck G. Einbildungskraft und Aufklarung: Perspektiven der Philosophie, Antropologie und Asthetik um 1750. Tubingen, 1998. — 357s.
- KesslerK., G. Rickheit. Dynamische Konzeptierung in konnektionischen Netzen // Kognitionswissenschaft. No.8. — 1999.
- Ludwig P. Imagination: Sich selbst erflillende Vorstellungen zur Forderung von Lernprozessen. Opladen, 1999. — 415s.
- Schnotz W. Textverstehen als Aufbau mentale Modelle // ф Wissenpsychologie. Miinchen, 1988. — S. 299−330.
- Schnotz W. Mentale Reprasentationen beim Sprachverstehen // Zeitschrift fur Psychologie. -No.201. 1993. — S. 237−259.
- Simons E. Das Expressive Denken Ernst Blochs: Kategorien und Logik ktinstlisher Produktion und Imagination. Freiburg- Miinchen, 1983. — 290s.
- Wegener Ph. Untersuchungen uber die Grundfragen des Sprachlebens. -Halle/Saale, 1885.
- Модель системной репрезентации Дж. Таунера (современная американская философская школа)1. Репрезентация1. Знание- -s1. Эмпирический опыт1. Мышление
- Пространственно-образная ССС
- Вербально-пропозициональная ССС Каузально-экспериментальная ССС Качественно-относительная ССС Качественно-аналитическая ССС1. Рис.2
- Модель системной репрезентации Л. Демстриу и А. Эфклидес (современная греческая философская школа)1. ОБЛАСТЬ ЯВНОГО ЗНАНИЯ1. Сфера «видимых» явлений
- Сфера первичных репрезентаций
- Скрытая сфера область неявного знания1. Рис.3
- Модель системной репрезентации М. Псшля (современная австрийская философская школа)