Душа нашего народа — главное, ни с чем не сравнимое, бесценное сокровище России. Это загадка, полная невыразимого очарования и щемящей грусти. Русская душа таится в сказках, былинах, обрядах и суевериях, в которых проступает мудрый и простой лад русской жизни, давший миру нашу уникальную культуру, в которой тесно переплелись Восток и Запад.
Что же такое «русские суеверия»? В сущности, они до сих пор окружают нас в обыденной жизни. Суеверия отражены в привычных для нас поговорках, сказках, приметах. Так, столкнувшись с неприятной неожиданностью, мы говорим: «Не было печали, да черти накачали», — а, совершив необдуманный поступок, — «Черт попутал». Потерявший нужную вещь нередко призывает: «Черт, черт, поиграй да отдай!» — почти не вдумываясь в то, что стоит за этими словами.
На нашему мнению, эта тема действительно актуальна для нашего времени, и суеверие заслуживают нашего внимания, как значительная частица народной жизни; это путы, которые человек надел на себя — по своей ли вине или по необходимости, по большому уму или по глупости, но в них он должен жить и умереть, если не может стряхнуть их и быть свободным. Суеверия передаются из одного поколения в другое из века в век со всеми мелочами и обрядностями, в них мы можем встретить много правды о родной старине.
Суеверия нашли своё отражение не только в народном фольклоре, но и в русской литературе. Стоит чуть-чуть сосредоточиться, и вспоминаются многочисленные и удивительно разнообразные бесы, русалки, водяные, упыри, домовые, лешие, ведьмы, черти и прочая «нежить», давно и прочно поселившаяся в строках поэтических, на страницах романов, повестей, рассказов и очерков — от М. В. Ломоносова до М. А. Булгакова.
Литература
затронула, однако, лишь самую малость чрезвычайно богатого пласта народной культуры — мира нечеловеческого, но очеловеченного, одновременно неведомого и знакомого, страшного и полезного, чужого и своего.
На наш взгляд, своеобразие русской литературы в немалой степени определялось ее связью с народной (фольклорной) культурой. Характер, тип связей, удельный вес фольклорного начала менялись от эпохи к эпохе, зависели от творческой личности писателя, от событий общероссийского (войны, революции, отмена крепостного права, рост городов, научно-технический прогресс и т. п.) или местного значения. Но сам процесс взаимовлияния, взаимообогащения литературы и фольклора в России никогда не прерывался.
Поскольку народные верования, обряды, предания, суеверия, заговоры и фантастические истории, составлявшие неотъемлемую часть традиционной культуры, базировались на представлении о существовании параллельного человеческому миру нечистых духов, одушевленных сил природы — низшая мифология проникла и на страницы литературных произведений.
В работе были проанализированы произведения Николая Васильевича Гоголя, который, по нашему мнению, является исключительно самобытным, национальным писателем, и именно в его творчестве наиболее ярко показаны особенности национального характера русского народа. Он создал пленительный образ Родины, обращаясь не только к мотивам народных преданий и легенд, но и к фактам действительной жизни. Сочетание романтического и реалистического становится важнейшей особенностью произведений Гоголя и не разрушает романтической условности. Описание быта, комические эпизоды, национальные подробности удачно сочетаются с лирической музыкальностью, свойственной романтизму, с условным лирическим пейзажем, выражающим настроение, эмоциональную насыщенностью повествования. Национальный колорит и фантастика, обращение к преданиям, сказкам, народным легендам свидетельствуют о становлении в творчестве Н. В. Гоголя национального, самобытного начала.