Искусство татарского шамаиля
Диссертация
Особый интерес вызывает работа А. Т. Сибгатуллиной, посвященная анализу истоков, тематики и жанровых особенностей суфизма в татарской литературе. Работа представляет собой первую в отечественной практике попытку раскрыть природу происхождения татарского шамаиля и турецкой хилйи как отдельных видов религиозной литературы. Термин «шамаиль» применяется ею так же и для обозначения религиозных… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. История развития и специфика видов шамаилей
- Раздел 1. Происхождение термина
- Раздел 2. Истоки шамаиля в культуре татар
- Раздел 3. Знаковый язык шамаилей и особенности его восприятия
- Раздел 4. Виды шамаилей
- 1. Становление профессионального искусства
- Глава II. Типология шамаилей
- Раздел 1. Общие композиционные закономерности
- Раздел 2. Лексико — семантические особенности центрального элемента шамаилей
- 1. — с именем Аллаха
- 2. — с именами пророков и святых в исламе лиц
- 3. — с символическими изображениями
- 4. — с текстами нерелигиозного содержания
- Глава III. Дополнительная знаковая система
- Раздел 1. Знаки, основанные на арабской графике
- Раздел 2. Изобразительные мотивы
- Раздел 3. Пояснительные тексты
- 1. Жанровые особенности
Список литературы
- Аль-Хуссаини Абдуль-Хаким. Народная картинка в искусстве Арабского Востока 19−20 веков: Диссер. .канд. искусствоведения.-Ленинград, 1986.-187 с.
- Амирханов P.M. Ислам и национальная идеология татарского народа. // Исламо-христианское пограничье: итоги и перспективы изучения. Казань, 1994. — 207 с.
- Арабско-татарско-русский словарь заимствований.-Т.2.- Казань: Иман, 1993.
- Баранов Х.К. Арабско-русский словарь.- М.: Русский язык, 1976.
- Бартольд В.В. Культура мусульманства М.: Леном, 1998.- 112 с.
- Басин Е.Я. Семантическая философия искусства.- М.: Мысль, 1973.216 с.
- Бауер В., Дюмоц И., Головин С. Энциклопедия символов.-М.: Крон-Пресс, 1995.- 512 с.
- П.Бертельс Е. Э. Роман об Александре и его главные версии на Востоке. М.-Л.: Изд. Акад. наук, 1948. — 188 с.
- Буркхард, Титус. Сакральное искусство Востока и Запада. Принципы и методы. М.: Алетейа, 1999. — 216 с.
- Бушилу Э. Иконы на стекле // Декоративное искусство СССР.-1969.-№ 12/142.-С.14−17.
- П.Валеев Ф. Х. Орнамент казанских татар. Казань: Таткнигоиздат, 1969. — 204 с.
- Валеев Ф.Х. Народное декоративное искусство Татарстана. -Казань: Таткнигоиздат, 1984. 171 с.
- Валеев Ф.Х. Народное декоративное искусство татар, его развитие, истоки (по материалам XVIII- нач. XX вв.): Диссерт. .докт. искусствоведения. Йошкар-Ола, 1979. — 301 с.
- Валеев Ф.Х., Валеева-Сулейманова Г.Ф. Древнее искусство Татарии Казань: Таткнигоиздат, 1987. — 166 с.
- Валеева Д.К. Шамаили // Из истории татарского народного искусства. Казань: Ин-т яз., лит. и ист., 1995. -С. 38−52.
- Валеева-Сулейманова Г. Ф. Осуществление ленинского плана монументальной пропаганды в Татарии в 1920-х годах // Из истории материальной культуры татарского народа. Казань: Ин-т яз., лит. и ист., 1981.-С.11−15.
- Валеева-Сулейманова Г. Ф. Мусульманская культура Среднего Поволжья и Приуралья: истоки и перспективы // Ислам и проблемы межцивилизованного взаимодействия. -М., 1994.- С. 66- 78.
- Виноградова Н.А. Иконографические каноны японской космогонической картины Вселенной мандала // Проблема канона в древнем и средневековом искусстве Азии и Африки. — М.: Наука, 1973.-С. 65−82.
- Виноградова Н., Каптерева Т., Стародуб Т. Традиционное искусство Востока. Терминологический словарь.-М., 1997.- 306 с.
- Воробьев Н.И. Материальная культура казанских татар (опыт этнографического исследования). -Казань, 1930. -464 с.
- Воробьев Н.И. Украшение и внутреннее убранство крестьянских жилищ народов Среднего Поволжья // Известия КФАН СССР. Серия гуманитарных наук Вып. 2 — Казань, 1957.
- Галимжан А. Гостеприимные юрты Турана Идель.-1998.-№ 10-С.72−74.
- Ганум М. Эстетика и системы арабской каллиграфии : Дисс. .канд. искусствоведения. Ташкент, 1992. — 173 с.
- Гараева Н.Г. Традиции татарской историографии XIX в. и «Талфик ал-ахбар.» // Проблемы преемственности в татарской общественной мысли. -Казань, 1985.- С. 84−96.
- Ле Гофф, Жак. Цивилизация Средневекового Запада.- М.: Прогресс, 1992.-С.308.
- Давлетшин Г. М. Волжская Булгария: духовная культура. Казань: Таткнгоизд., 1990. — 190 с.
- Дмитриева JI.B. Тюркоязычная арабописьменная рукописная книга по ее ареалам // Рукописная книга в культуре народов Востока. -М.: Наука, 1987. С.407- 425.
- Додхудоева JI. Символика золота в книжной культуре Ислама // Ислам и проблемы межцивилизованных взаимодействий. -М., 1994-С. 78−91.
- Древнетюркский словарь. Л., 1969. — С. 103.
- Дульский П.М. Искусство Казанских татар— М.: Центр, из дат народов СССР, 1925. -19 с.
- Дульский П.М. Казанский каллиграф Али Махмудов. Казань. 1930.-8 с.
- Знаменитые люди о Казанском крае.-Казань, 1990.-С.67−80.
- Иванов В.В. К семиотическому изучению культурной истории большого города // Ученые записки Тартуского университета.-Труды по знаковым системам. Вып.720.-С. 10 -15.
- Ислам. Историографические очерки: Под общ. ред. С. М. Прозорова.- М., 1991.- 131 с.
- Ислам. Энциклопедический словарь.-М., 1991.- 315 с.
- Ислам в татарском мире: история и современность. Материалы международ, симпозиума. Казань, ин-т истории АН РТ, 1997. -378 с.
- Ислам на территории бывшей Российской Энциклопедический словарь: Ред. С. М. Прозоров. М., 1998.- 159 с.
- Ислам на территории бывшей Российской Энциклопедический словарь: Ред. С. М. Прозоров. М., 1998.- 160 с.
- Казань в памятниках истории и культуры. -Казань, 1982. 280 с.
- Кази-Ахмед. Трактат о каллиграфах и художниках / Введение, перевод и коммент. проф. Б. Н. Заходера.-М.-Л.: Искусство, 1947.201 с.
- Казиев А.Ю. Художественно-технические материалы средневековой рукописи. Баку.: Издат. АН АзССР, 1966. — 134 с.
- Каримуллин А.Г. Татарская книга начала XX века. Казань, 1974-С.5.
- Катанов Н.Ф. Казанско-татарские литографированные издания с именами лиц Ветхого и Нового заветов. -Казань: Типолитография Императорского ун-та, 1905. 4 с.
- Катанов Н.Ф. Татарские сказания о семи спящих отроках. -СПб., 1894, — С.223- 245.
- Катанов Н.Ф. Мусульманские легенды. СПб., 1894 — 44 с.162
- Катанов Н.Ф. Из области народных примет, верований и преданий татар-мусульман. Казань: Типолитография Императорского унта, 1889.-4 с.
- Ковалевская В.Б. О некоторых знаковых системах в археологии // Ученые записки Тартуского университета.-Труды по знак, системам.- Вып. 236. -1969.-С. 425−431.
- Костыгова Г. И. Образцы каллиграфии Ирана и Ср.Азии XV—XIX вв. -JL: Публ. библ. Салтыкова-Щедрина, 1975. -198 с.
- Лосев А.Ф. Знак. Символ. Мир: труды по языкознанию. М.: МГУ, 1982.-480 с.
- Лосев А.Ф. Миф.Число.Сущность.-М.: Мысль, 1994. -919 с.
- Лосев А.Ф. Философия, мифология, культура. -М.: Политиздат, 1991.-524 с.
- Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство,— М.: Искусство, 1995.-320 с.
- Лосев А.Ф. О понятии художественного канона // Проблема канона в древнем и средневековом искусстве Азии и Африки. -М., 1973.-С.6−15.
- Лотман Ю.М. Каноническое искусство как информационный парадокс // Проблема канона в древнем и средневековом искусстве Азии и Африки. -М.: Наука, 1973.-С. 16−23.
- Лотман Ю.М. К проблеме типологии культуры // Ученые записки Тартуского университета Труды по знак, системам. -Вып. 198. -1967.-С. 34−44.
- Лотман Ю.М. О метоязыке типологических описаний культуры // Ученые записки Тартуского университета.- Труды по знак, системам.- Вып. 236. -С.463
- Лотман Ю.М. Семиотика культуры и понятие текста // Ученые записки Тартуского университета. Труды по знак, системам.-Вып. 515, — 1981.-С.6−14.
- Лотман Ю.М. Символ в системе культуры // Ученые записки Тартуского университета.-Труды по знак. системам-Вып.754−1987.-С.11−19.
- Марджани Ш. Б. Источники по истории Казани и Булгара. -Казань: Татар, кн. издат., 1989. -415 с.
- Мец А. Мусульманский Ренессанс. М.: Наука, 1966. — 458 с.
- Мень А. Откровение Иоанна Богослова (Апокалипсис) // Знание-сила.- 1991.-№ 9. С. 45−59.
- Минц З.Г. Несколько дополнительных замечаний к проблеме «символ в культуре» // Ученые записки Тартуского университета.-Труды по знак, системам.-Вып.746. -С.96−105.
- Минц В., Обатнин Г. Символика зеркала в ранней поэзии Вяч. Иванова // Ученые записки Тартуского университета, — Труды по знак, системам. -Вып.831- С.59−65.
- Михайлова С.М. Казанский университет в духовной культуре народов Востока России. -Казань: КГУ, 1991.-341 с.
- Мурина Е.Б. Проблемы синтеза пространственных искусств. -М.: Искусство, 1982. 192 с.
- Мухаметшин Д., Хакимзянов Ф. Надписи на металлических изделиях // Город Булгар. Ремесло металлургов, кузнецов, литейщиков. -Казань, 1996. -С.293−305.
- Насыйри К. Избранные произведения: В 2-х т.-T.l. Казань: Таткнигоизд., 1974. — С.91.164
- Персидско-русский словарь: В 2-х т.-Т. 1.-М., 1970.-С. 115.
- Петрушевский И. Ислам в Иране в XII XV веках.- Л.: изд. Ленинград, ун-та, 1966. -400 с.
- Предварительные замечания по проблеме «Эмблема-символ-миф» в культуре XVIII столетия // Ученые записки Тартуского университета.- Труды по знак, системам.-Вып.746.-С.82−97.
- Пиотровский М.Б. Коранические сказания. -М.: Наука, 1991.-217 с.
- Резников Л.О. Гносеологические вопросы семиотики.-Л.: изд-во Ленинградского ун-та, 1964. 303 с.
- Руми. Диван-и Шамс-и Табризи // Читтик У. Духовное учение Руми. -М.: Ладомир, 1995.-543 с.
- Саблуков. Рассказы мохаммедан о Кыбле.- Казань, 1889. 160 с.
- Саблуков Г. Сличение мохаммеданского учения о именах божьих с христианским о них учением.- Казань: Универ. тип., 1872. 220 с.
- Сагадеев А.В. Очеловеченный мир в философии и искусстве мусульманского Средневековья // Эстетика и жизнь.- М.: Искусство, 1974. -Вып.З С.453- 490.
- Сайфулина Г. Р. Музыка Священного слова. Чтение Корана в традиционной татаро-мусульманской культуре. Казань: Татполиграф, 1999.-С. 155−158.
- Семека Е.С. Антропоморфные и зооморфные символы в 4-х и 8-членных моделях мира // Ученые записки Тартуского университета.-Труды по знак. системам.-Вып.284.- С. 92.
- Сигнеева Р.В. Принцип метафоричности и его реализация в искусстве // Эстетика и жизнь М.: Искусство, 1979. -Вып.6.- С. 188— 210.
- Степанов Ю.С. Семиотика.- М.: Наука, 1971.- 166 с.
- Степанов Ю.С. В трехмерном пространстве языка. Семиотические проблемы лингвистики, философии, искусства. М.:Наука, 1985. -332 с.
- ЮЗ.Тайсина Э. А. Философские вопросы семиотики.-Казань: КГУ, 1993, — 190 с.
- Ю4.Топоров В. О структуре некоторых архаических текстов, соотносимых с концепцией «мирового древа» // Ученые записки Тартуского университета.- Труды по знак, системам.-Вып.284. -С.9.
- Ю5.Топорова Т. В. Семантическая структура древнегерманской модели мира. -М.: Радикс, 1994.- 190 с.
- Традиционное искусство Востока. Терминологический словарь. -М., 1997.-С.332.
- Турецко-русский словарь.-М., 1997.
- Удам X. «Новое творение» в суфизма // Ученые записки Тартуского университета.- Труды по знак, системам.-Вып.515. -С.36−41.
- Удам X. О проблеме значения в суфийских текстах // Ученые записки Тартуского университета. Труды по знак, системам.-Вып. 198.-1967.-С.319.
- ПО.Усманов М. Татарские исторические источники XVII—XVII вв. -Казань: КГУ, 1972. 222 с.
- Ш. Успенский Б. А. Общие предпосылки семиотического рассмотрения древней иконы // Ученые записки Тартуского университета.- Труды по знак, системам. -Вып.284. -С. 178- 195.166
- Фахрутдинов Р. Г, Очерки по истории Волжской Булгарии. -М., 1984.-216 с.
- Фильтштииский И.М. Проблемы конфессионального единства в трактовке арабо-мусульманских мистиков-суфиев // Ислам и проблемы межцивилизованных взаимодействий. М., 1994. -С.286−297.
- Фильтштинский И.М., Шидфар Б. Я. Очерк арабо-мусульманской культуры. М.: Наука, 1971. — 259 с.
- Фролова Е.А. История средневековой арабо-исламской философии. М., 1995. -175 с.
- Фукс К. Казанские татары в статистическом и этнографическом отношениях. -Казань, ФондТЯК, 1991. С. 132−133.
- Хабаров И.А. Философские проблемы семиотики. -М.: Высшая школа, 1978.-160 с. .
- Хабутдинов А.Ю. Татарское общественно-политическое движение в досоветский период: 1900−1918 гг. / Уч. пособие по курсу «История Татарстана». -Ч. 1, 2. -Казань: КГУ, 1997. 120 с.
- Халидов А. Б. Арабские рукописи и арабская рукописная традиция. М.:Наука, 1985. — 304 с.
- Ш. Халидов Б. З. Очерки истории арабской культуры.- М., 1982.-С.50.
- Халит Н. Архитектура ханской Казани.- Казань, 1999. -С. 161−186.
- Червонная С.М. Искусство Татарии. -М.: Искусство, 1987.-352 с.
- Червонная С.М. Все наши боги с нами и за нас.-М., 1999. -С.168 -171.
- Шагеева Р. Г. Каллиграфия // Декоративно-прикладное искусство казанских татар. М.: Советский художник, 1990.-С.46−48.
- Шамсутов Р. Шамаиль с именами обитателей пещеры и его магические свойства // Казанское востоковедение: традиции, современность, перспективы. -Казань: КГУ, 1997. С. 155 .
- Шамсутов Р. Татарский шамаиль // Культура и искусство Тюркского мира. Турция, Ыспарта: унив-т им. С. Демиреля, 2000. -С. 115−116.
- Шамсутов Р. Казань как центр формирования профессионального искусства шамаилей // Казань-1999 № 6.-С.65−68.
- Шамсутов.Р. Магический язык татарских шамаилей // Идель.-1998.-№ П.-С.35−38.
- Шамсутов Р. Шамаиль. // Ислам на территории бывшей Российской империи. Энциклопедический словарь / Гл ред. Прозоров С. М. Вып.2.- М., 2000.- С. 108−109.
- Шамсутов Р. Искусство татарского шамаиля // Пластический образ Мира: Сб. научн. статей. -М.: Гос. ин-т Искусствознания (в печати).
- Шамсутов Р. Божественный свет Слова в искусстве татарского шамаиля. Тезисы Международной конференции «Прометей-2000». -Казань, 2000 (в печати).
- Шапиро М. К проблемам семиотики визуального искусства // Семиотика и искусствометрия: Сб. статей. -М., 1972. С. 150 — 165.
- Шукуров Ш. М. «Шах-наме» Фирдоуси и ранняя иллюстративная традиция (текст и иллюстрация в системе иранской культуры XI—XIV вв.еков).-М.: Наука, 1983.- 176 с.
- Шукуров Ш. М. Искусство Средневекового Ирана (формирование принципов изобразительности). М.:Наука, 1989, — 246 с.
- Шукуров Ш. М. Арабеска и метафора // Творчество-1991. № 9. -С.18.
- Шукуров Ш. М. Художественное творчество и проблема теодицеи // Эстетика бытия и эстетика текста в культурах Средневекового Востока / Сб. статей М.: Восточная лит-ра, 1995. — С. 51−76.
- Шукуров Ш. М. Искусство и тайна. -М., 1999.-248 с.
- Юсупов Г. В. Введение в Булгаро-татарскую эпиграфику.-М.-Л.: изд. Акад. Наук СССР, 1960. 165 с,
- Абзалина Р.А. Изге суз некыше. Шэмаил татарларныц рухи урнэге //Казан.-1997.-№ 8−9. — 46−49 б.
- Вэлиева-Сулейманова Г. Мохитебез матурлыгы. Татарстанныц нвкыш сонгате, аныц бугенге усешендеге юнэлешлвр // Казан.-1995.- № 5−6.-61−69 б.
- Гыйльмияров В. Тукай шамаилдэ // Совет эдебияты. -1960. № 4. — 151−152 б.146.3эйнуллин 2Ц.Г. XVIII-XX йез башында татар рухани вдэбияты.- Казан: Мэгариф, 1998. 205 б.147.3эйнуллин влифба / Гарвп язуын узлегенненэйрвнучелэр бчен, — Казан, 1991.- 111 б.
- Ильина М. Беренчелэр буген кайда? Революцияге кадвр татар халкыныц профессиональ ресем сэнгате. Накыш сэнгате // Идел.- 1997.- № 7. 69 б.
- Исме эгъзам китабы.-Казан, 1995.-б.З-6.
- Неккаш /Исмэгыйлов/ Н. Борынгыдан килгвн сэнгать // Идел.- 1991.- № 7.- 60−62 б.169
- Нэккаш Н. Эйде, халыкка хезмэткэ // Казан утлары.-1998.-М 9. 146−154 б.
- Нбккаш Н. Оста. Каллиграфия свнгате // Ватаным Татарстан.- 1999.- № 2. 40−42 б.
- Нвккаш Н. Хаттат кызлар // Сеембикв.-1999.- № 7.-40 б.
- Рабгузый. Кыссасел-анбия (Сказания о пророках) // Казань: Типо-литография бр. Каримовых, 1903. -310 с.
- Реми И. Татарча басма суз // Совет вдвбияты. -1960. -№ 8.145−156 б.
- Султанова Р. Нурлыйдыр кузлэрне швмаил // Сеембикв.-1997.- № 2.-19 б.
- Султанова Р. Йервк кузе. Шэмаил свнгате // Казан утлары.-1995.- 10.-191−192 б.
- Татар мифлары.- 1 т.- Казан, 1996. -242 б.
- Хаков В. Татар милли одэби теленен, барлыкка килуе Ьэм усеше.- Казан, 1972.- 224 б.
- Шэмсутов.Р. Шамаил астым ей туренэ // Идел.-1996.-№ 9.-35−40 б.
- Юсупова Г. Ж, анга якын свнгать // Татарстан.-1997.- № 1.61−65 б.162.0двбият белеме сузлеге / Тезуче-ред. Эхмодуллин А.Г.-Казан, 1990.-238 б.
- Agaev A. Turk galeme // Turk Yurdu.-191 l.-N 2.-S.37−42- N 3.-S. 70−74- N 5.-S. 136−139- N 7.-S. 190−195.
- Alparslan, Ali. Osmanli Hat Sanati Tarihi. Istanbul, 1999.-115 s.
- Akbas, Muhsine. Hilye // Diyanet.- 2000.-№ 112, Nisan.- S. 16−18.
- Aslanapa, Oktay. Turk Sanati. -Istanbul, 1997. -S.386−396.
- Gagman, F., Aksoy, S. Osmanli sanatinda hat. -Istanbul, 1998. -S.15−113.
- G6rgiiay, N. К. Altaylar’dan Tunaboyu’na Turk Dtinyasi’nda ortak motifler.-Ankara, 1995.- 180 s.
- Grabar, Oleg. The formation of Islamic art. New Haven, London: Yale Univ. press., 1987. — 232 p.
- Gtinii9, Fevzi. Levhalar katalogu. Mevlana Miizesi. -Konya, 1999. 100 s.
- Khatibi, Abdel Kobir, Sijelmassi, Mohammed. The splendour of Islamic calligraphy. London: Thames Hudson, 1976. 254 p.
- Rosenthal, Franz. Knowledge triumphant. The concept of knowledge in Medieval Islam. By Franz Rosenthal. -Leiden, Brill, 1970. 356 p.
- Schuon, Frithjof. Dimensions of Islam. London: Allen Unwin, 1970 — 167p,
- Ustun Ayse. Hilye-i-Serif: Hz. Muhamme’din semaili: Master tesi-Turkiye: Sakarya Universitesi, 1998.-150 s.
- The World of Islam. Faith. People. Culture. -Ed. By Bernard Lewis. -.382 p. A
- ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ИСКУССТВОЗНАНИЯ1. На правах рукописи
- Шамсутов Рустем Илыпатович
- ИСКУССТВО ТАТАРСКОГО ШАМАИЛЯ (Приложение)1700.04 Изобразительное и декоративно—прикладное искусство и архитектура1. ДИССЕРТАЦИЯна соискание ученой степени кандидата искусствоведения
- Материал, техника исполнения1. Размеры1. Датировка
- Место хранения, инвест, номер, шифр1. Сохранность1. Легенда1. ОПИСЬнеизвестный мастер «Сад"стилизованное изображение «свитка» с символом веры «шахадой"стекло, масл. краски, фольга.51/60 см. предположительно нач. 20 В.
- Государственный музей ИЗО РТ2335удовл. из экспедиции 10,05,86.1. Авторство1. Наименование1. Сюжет
- Материал, техника исполнения1. Размеры1. Датировка
- Место хранения, инвест, номер, шифр1. Сохранность1. Легенда1. ОПИСЬнеизвестный мастершамаиль со свитком"стилизованное изображение «свитка» с символом веры «шахадой"стекло, масл. краски, фольга.57/34 см. предположительно нач. 20 В.
- Государственный музей ИЗО РТвп-1008удовл.у Рыбалкиной И. И. (29.08.89)1. ОПИСЬ
- Авторство неизвестный мастер
- Наименование «шамаиль со свитком»
- Сюжет стилизованное изображение «свитка"с символом веры «шахадой» и двух голубей
- Материал, техника исполнения стекло, масл. краски, фольга.1. Размеры
- Датировка предположительно нач. 20 В.
- Место хранения, Государственный музей ИЗО РТинвест, номер, шифр
- Сохранность неудовл. (разбитое стекло).рис. 1 11. Авторство Наименование
- Материал, техника исполнения1. Размеры1. Датировка
- Место хранения, инвест, номер, шифр1. Сохранность1. Легенда1. ОПИСЬнеизвестный мастерфрагмент «столпы ислама"стекло, масл. краски, фольга.38,5/28 см. предположительно нач. 20 В.
- Государственный музей ИЗО РТвп-1009удовл.у Рыбалкиной И. Н. (1987 г.)1. Рис. 121. Авторство Наименование
- Материал, техника исполнения1. Размеры1. Датировка
- Место хранения, инвест, номер, шифр1. Сохранность1. Легенда1. ОПИСЬнеизвестный мастер шамаиль зеркало зеркало, дерево 57/73 см. предположительно нач. 20 В.
- Государственный музей ИЗО РТвп-994удовл.у Хайруллина А. И., 1986 г. 1. Рис. 131. Авторство Наименование
- Материал, техника исполнения1. Размеры1. Датировка
- Место хранения, инвест, номер, шифр1. Сохранность1. Легенда1. ОПИСЬнеизвестный мастер шамаиль с красными цветами стекло, масл. краски, фольга.24/27 см. предположительно нач. 20 В.
- Государственный музей ИЗО РТ2356удовл. из экспедиции 1989 г. 1. Авторство Наименование1. ОПИСЬпредположительно. Ходжа Сайтов.
- Аллах лучший хранитель и милостивейший измилостивых.цвет.литография 50/70 см. нач. 20 в.
- Государственный объединенный. музей РТ. -удовл.
- Наименование «Аллах красив и любит Он красоту"1. Слава Аллаху»
- Материал, техника исполнения бум., тушь1. Размеры1. Датировка
- Место хранения, музей Б. Урманчеинвест, номер, шифр1. Сохранность хор.1. Авторство Н^именование
- Материал, техника исполнения1. Размеры1. Датировка
- Моего хранения, инвест, номер, шифр1. Сохранность1. Легенда1. ОПИСЬнеизвестный мастер шамаиль с веткой вишни стекло, масл. краски, фольга.25/35 см. предположительно нач. 20 В.
- Государственный музей ИЗО РТ2773удовл. от 15.08.901. Рис. 281. Авторство Наименование
- Червонная С.М. Искусство Татарии. МЛ 987.1. ОПИСЬ
- Авторство Мухамаджан Халилулла у (тты ХонжаСаитов
- Наименование Названия месяцев с их добродетельными свойствами Материал, техника исполнения ч/б и цветная литографии, бумага1. Размеры 53/70 см. 1. Датировка и место издания
- Дополнения спонсор тиража Щамсутдинов.
- Художественные характеристики: композиция, рисунок, орнамент, стилевые и каллиграфические особенности идентичны варианту, выполненному методом цветной полиграфии.)1. ОПИСЬ
- Авторство мастер Фаридулла
- Наименование изображение мечети «Тадж Махал» в Индии
- Материал, техника исполнения. стекло, масл. краски, фольга45/60 см. предп. пер. пол. 20в
- Государственный музей изобразительных искусств2354удовл.512.89 из экспедиции по Оренбургской области1. Р.Г.Шагеева)1. Размеры1. Датировка
- Червонная С.М. Искусство Татарии. М. 1987ж-л Казань, 7/19 991. Рис. 48 ОПИСЬнеизвестный мастер «истинность благополучия» бумага, литография 38/55 см. 1909 г.
- Государственный объединенный музейРТудовл.1. Авторство Наименование
- Материал, техника исполнения1. Размеры1. Датировка1. Место хранения1. Сохранность1. Рис. 521. Рис. 531. Рис. 541. Рис. 551. Рис. 59.1. ОПИСЬ1. Авторство Али Махмудов
- Наименование «шамаиль-хыйлья» с описанием портрета пророка Мухаммада.
- Материал, техника исполнения бумага, литография с рукописного оригинала Размеры1. Датировка 1851 г.1. Место хранения ОРК НБ КГУ1. Сохранность. удовл.
- Публикация альбом «Декоративно-прикладное искусство казанских татар» МЛ990. С. 57.
- Рис. 61. «Священная печать"1. Авторство Наименование
- Материал, техника исполнения1. Размеры1. Датировка1. Место хранения1. Сохранность1. Рис. 62. ОПИСЬнеизвестный мастер Шамаиль с именем пророка Мухаммадабумага, литография 38/55 см. нач. XX в.
- Государственный объединенный музейудовл.1. Авторство Наименование
- Материал, техника исполнения1. Размеры1. Датировка место издания1. Место хранения1. Сохранность1. Рис 64 ОПИСЬнеизвестный мастер шамаиль с изображением чалмы (кадирийа).бумага, литография 36/24 см. 1903 г.
- Казань, типо-литография бр. Каримовых Государственный объединенный музей Rудовл.1. Авторство Наименование
- Материал, техника исполнения1. Размеры1. Датировка1. Место хранения1. Легенда1. Публикация1. Рис. 65. ОПИСЬ
- С.Ишалин из деревни Телянче Тамакшамаиль со стихами Г. Тукая «Туган тэль"стекло, масло, фольга88,5 / 62,5 см.1913 1914гг.предположительно, педагогический техникум г. Боре.передан в 1927 году хозяином шамаиля -торговцем книг Тарифом Исхаковым
- В. Гыйльмияров. Тукай шамаилдэ. Совет Эдэбияты.4.1960 С.151−152.1. Рис.66
- Различные скульптурные формы мусульманских головных уборов на завершениях надгробных камней. Турция. Центральный район Стамбула. Фото автора.