Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Экономический механизм и инструменты стратегического управления предприятиями инфраструктурной энергетики в условиях реформирования естественных монополий

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

На втором этапе проводится анализ конъюнктуры рынка ТЭР. Выбор стратегии электроснабжения должен базироваться не только на внутренних возможностях, но и учитывать внешние условия, формирующиеся в ходе реализации реформы электроэнергетики. Переход на рыночные взаимоотношения в сфере производства и потребления ТЭР привел к прямому влиянию конъюнктуры их рынка на прибыльность ОАО «РЖД», что требует… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Развитие конкурентных отношений в условиях реформирования естественных монополий в РФ
    • 1. 1. Социально-экономический анализ факторов формирования конкурентной среды в российской экономике
    • 1. 2. Анализ мирового опыта развития конкурентных отношений на рынке товаров и услуг при реформировании естественных монополий
    • 1. 3. Современное состояние и основные тенденции развития электроэнергетики РФ
    • 1. 4. Основные направления развития взаимодействия электроэнергетических предприятий с железнодорожными предприятиями — потребителями электроэнергии
    • 1. 5. Выводы
  • 2. Разработка методических основ стратегического управления инфраструктурной энергетикой железнодорожных предприятий
    • 2. 1. Формирование парадигмы производственно-операционной стратегии на основе логистического подхода к стратегическому управлению конкурентоспособностью предприятия
    • 2. 2. Экономический механизм стратегического управления предприятиями инфраструктурной энергетики
    • 2. 3. Базовая система производственно-операционных стратегий предприятий инфраструктурной энергетики
    • 2. 4. Система ключевых индикаторов целей эффективного функционирования предприятий инфраструктурной энергетики
    • 2. 5. Выводы
  • 3. Разработка и практическая реализация экономического механизма и инструментов стратегического управления предприятиями инфраструктурной энергетики железнодорожного транспорта
    • 3. 1. Методика формирования производственно-операционной стратегии предприятий инфраструктурной энергетики

    3.2. Разработка архитектуры и компонентов программно-информационного обеспечения информационной системы поддержки принятия решений по формированию производственно-операционной стратегии предприятий инфраструктурной энергетики

    3.3. Научно-обоснованные рекомендации по повышению эффективности производственно-хозяйственной деятельности Смоленской дистанции электроснабжения Смоленского отделения Московской железной дороги — филиала ОАО «РЖД»

    3.4. Выводы 128

    Заключение 132

    Список литературы 135

    Приложение 1. Результаты организационно-экономического анализа деятельности Смоленской дистанции электроснабжения Смоленского отделения Московской железной дороги — филиала ОАО «РЖД» 144

    Приложение 2. Логико-информационные модели бизнес-процессов инфраструктурной энергетики Смоленского отделения Московской железной дороги — филиала ОАО «РЖД» 149

    Приложение 3. Вид окон визуального интерфейса информационной системы поддержки принятия решений по формированию производственно-операционной стратегии предприятий инфраструктурной энергетики «INFENER 1.0» 152

    Приложение 4. Справка о реализации результатов диссертационной работы в Смоленском отделении Московской железной дороги — филиала ОАО «РЖД»

Экономический механизм и инструменты стратегического управления предприятиями инфраструктурной энергетики в условиях реформирования естественных монополий (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Широкомасштабное структурно-рыночное реформирование естественных монополий в России привело к существенному изменению конкурентной среды функционирования существующих и вновь создаваемых организаций, ранее функционировавших в относительно стабильных условиях внутренней и внешней социально-экономической среды. В первую очередь это относится к предприятиям энергетики и железнодорожного транспорта, для которых в условиях реформирования становится весьма актуальной задача обеспечения конкурентоспособности на внешних и внутренних рынках сбыта. Реализация комплексных программ реформирования электроэнергетики и отрасли железнодорожного транспорта, направленных на решение, по сути, сходных задач, была начата в разное время, что привело к рассогласованию во времени их основных этапов. Так, к середине 2008 г. в электроэнергетике уже произошло разделение естественно-монопольных функций (передача электроэнергии и оперативно-диспетчерское управление) и потенциально конкурентных функций (производство и сбыт электроэнергии, сервисные услуги, ремонт электроэнергетического оборудования), в то время как структурно-рыночная реформа ОАО «РЖД» еще только начинается. В результате возникают особые условия функционирования предприятий инфраструктурной энергетики, обеспечивающих электроснабжение железнодорожного транспорта и определяющих в значительной степени эффективность и безопасность данной отрасли. Железнодорожный транспорт и энергетика страны представляют собой единый организационно-технологический связанный комплекс. Железнодорожные предприятия полностью зависят от потребления энергоресурсов и являются достаточно энергоемкими. В настоящее время ОАО «РЖД» занимает первое место в мире по протяженности электрифицированных линий — 42,3 тыс. км, железные дороги России потребляют ежегодно до 6% производимой в стране электроэнергии. Энергоресурсы на железнодорожном транспорте затрачиваются на перевозочный процесс, а также на обеспечение работы инфраструктуры, которая обслуживает перевозки, ремонтное производство и т. д.

Работая на монопольном рынке, предприятия инфраструктурной энергетики должны быть ориентированы в первую очередь на повышение эффективности производственных стратегий как важнейшей компоненты системы стратегического управления предприятиями указанного типа, обеспечивающих функционирование цепи поставок электроэнергии, которая включает предприятия электроэнергетики и железнодорожного транспорта.

Вопросы повышения экономической эффективности электроэнергетических предприятий и предприятий железнодорожного транспорта в условиях реформирования отраслей рассмотрены в работах Авдашева С. Б., Воропай Н. И, Гительма-на Л.Д., Дьякова А. Ф., Котельникова А. В., Лозенко В. К., Максимова Б. К., Миро-тина Л.Б., Петровского Е. С., Рогалева Н. Д., Федорова Л. С., Фоминой В. Н. В работах этих ученых в качестве одного из основных подходов к повышению экономической эффективности предприятий указанных отраслей обычно используется методология стратегического подхода к управлению предприятиями с учетом некоторой неопределенности предлагаемых программ реформирования ОАО «РЖД».

Основные подходы к реализации функций стратегического менеджмента предприятий различных отраслей промышленности и транспорта предложены в трудах отечественных и зарубежных ученых Баранчеева В. П., Виханского О. С., Градова А. П., Ефремова B.C., Ляпиной С. Ю., Марковой В. Д., Мешалкина В. П., Турусина Ю. Д., Поршнева А. Г., Ансоффа И., Федорова Л. С., Боумэна К., Кар-лоффа Б., Ламбена Ж.-Ж., Минцберга Г., Портера М., Томпсона A.A., Стрикленда А.Дж., Виссемы X. и др.

Особенности разработки и выбора производственных стратегий предприятий изложены в работах таких отечественных и зарубежных ученых как Наймарк Ю. Ю., Козловский В. А., Соколицын С. А., Фатхутдинов P.A., Щербаков В. В., Чейз Р. Б., Эквилайн Н.Дж., Якобе Р. Ф., Скиннер У., Хилл Т., Ким Дж., Хэйз Дж., Восс К. и др.

Анализ работ указанных выше ученых показывает, что предлагаемые подходы к разработке и реализации производственно-операционных стратегий не учитывают специфические особенности конкурентной среды предприятий инфраструктурной энергетики в условиях реформирования естественных монополий, которые характеризуются выделением инфраструктурных предприятий в самостоятельные структуры с сохранением ориентации их деятельности на одного потребителя. Следует отметить также, что предлагаемые решения по стратегическому управлению производством не в полной мере ориентированы на достижение основных параметров реализуемой продуктовой стратегии в интегрированной цепи поставок и обеспечение ключевых индикаторов целей (Key Goal Indicator — KGI), ориентированных на создание максимальной потребительской ценности продукции и услуг предприятий инфраструктурной энергетики. Наиболее часто используемая в настоящее время модель производственной стратегии У. Скиннера «5 Р» (Pecypcbi-«Parts>>- персонал- «People" — процессы — «Process" — предприятия -«Plants" — продукция -«Product») не может с достаточной эффективностью использоваться при принятии стратегических решений по управлению производственным процессом и организации энергетической инфраструктуры вследствие отсутствия в ее составе базовых логистических стратегий, определяющих взаимодействие всех участников цепи поставок, а так же всех составляющих производственно-операционной деятельности в рамках общей производственно-операционной логистической стратегии. Отмеченные обстоятельства приводят к снижению эффективности процедур разработки и реализации производственных стратегий указанных предприятий, что негативно сказывается на функционировании реформируемых естественных монополий РФ.

В связи с этим решаемая в диссертации задача разработки экономического механизма стратегического управления предприятиями инфраструктурной энергетики железнодорожного транспорта, который основан на комплексном учете основных параметров реализуемой продуктовой стратегии в интегрированной цепи поставок при принятии стратегических решений по управлению производственным процессом и организации энергетической инфраструктуры железнодорожного транспорта, а также новой базовой системы производственно-операционных стратегий, включающих комплекс решений по выбору микрологистических производственных концепций развития энергетической инфраструктуры железнодорожного транспорта с учетом процессов реформирования естественных монополий РФ, является новой актуальной научной задачей, имеющей существенное значение для развития теории стратегического управления энергетическими предприятиями, а также планирования производственно-хозяйственной деятельности предприятий железнодорожного транспорта.

Основные разделы диссертации выполнялись в соответствии с принятой в 2003 году «Энергетической стратегией ОАО „РЖД“ на период до 2010 года и на перспективу до 2020 года», а также с заданиями ряда комплексных программ социально-экономического развития Смоленской области на 2005;2010 г. г.

Цель диссертационного исследования. Разработать экономический механизм и инструменты стратегического управления предприятиями инфраструктурной энергетики железнодорожного транспорта, основанные на использовании новой базовой системы производственно-операционных стратегий, которая включает комплекс решений по выбору микрологистических производственных концепций развития энергетической инфраструктуры железнодорожного транспорта с учетом процессов реформирования естественных монополий РФ, а также учитывает основные параметры реализуемой продуктовой стратегии в интегрированной цепи поставок электроэнергии в условиях формирования конкурентного рынка электроэнергии и услуг по железнодорожным перевозкам.

Практически применить разработанные экономический механизм и инструменты стратегического управления предприятиями инфраструктурной энергетики железнодорожного транспорта и систему ключевых индикаторов целей (К01), учитывающую специфику функционирования предприятий инфраструктурной энергетики железнодорожного транспорта, для повышения эффективности функционирования Смоленской дистанции электроснабжения Смоленского отделения Московской железной дороги — филиала ОАО «РЖД».

Цель исследования обусловила необходимость постановки и решения следующих взаимосвязанных задач:

1. Анализ социально-экономических факторов формирования конкурентной среды в российской экономике, а также мирового опыта развития конкурентных отношений на рынке товаров и услуг при реформировании естественных монополий.

2. Технико-экономический анализ основных тенденций развития электроэнергетики и отрасли железнодорожного транспорта РФопределение основных направлений развития взаимодействия в цепи поставок электроэнергии, которая включает электроэнергетические предприятия и железнодорожные предприятия — потребители электроэнергии.

3. Разработка экономического механизма стратегического управления предприятиями инфраструктурной энергетики, реализующего модифицированную модель производственной стратегии У. Скиннера «5 Р».

4. Разработка базовой системы производственно-операционных^ стратегий, включающих комплекс решений по выбору микрологистических производственных концепций.

5. Разработка инструментов стратегического управления в виде системы ключевых индикаторов целей (КС1), учитывающих специфику функционирования предприятий инфраструктурной энергетики железнодорожного транспорта.

6. Разработка методики практической реализации экономического механизма и инструментов стратегического управления предприятиями инфраструктурной энергетики, которая включает этап построения логико-информационных моделей бизнес-процессов с учетом их вклада в создание конечной стоимости.

7. Разработка архитектуры, методики проектирования и сопровождения информационной системы поддержки принятия решений по формированию производственно-операционной стратегии предприятий инфраструктурной энергетики.

8. Практическое применение разработанных экономического механизма и инструментов стратегического управления предприятиями инфраструктурной энергетики и методики ее реализации для повышения эффективности функционирования Смоленской дистанции электроснабжения Смоленского отделения Московской железной дороги — филиала ОАО «РЖД».

Методы исследования в диссертации.

При выполнении работы использованы методы экономического анализа, системного анализа, теории стратегического менеджмента, управления изменениями, теории организации, теории экономики и управления предприятием энергетическими и транспортными предприятиями.

Обоснованность теоретических разработок определяется корректным применением методов теории конкуренции, общей теории систем, стратегического, управления изменениями, экономики энергетики и транспорта.

Достоверность научных результатов, выводов и рекомендаций, сформулированных в диссертации, подтверждена использованием достоверных организационно-экономических данных, а также результатами их практического использования для повышения эффективности Смоленской дистанции электроснабжения Смоленского отделения Московской железной дороги — филиала ОАО ,"РЖД" на основе формирования и реализации рациональной производственно-операционной стратегии.

Научная новизна.

К наиболее существенным научным результатам, полученным лично соискателем, относятся:

1. Определены на основе организационно-экономического анализа современного состояния и перспектив развития электроэнергетических и железнодорожных предприятий РФ, а также мирового опыта реформирования естественных монополий важнейшие сферы пересечения экономических интересов энергетических предприятий и их потребителей, входящих в состав реформируемых естественных монополий, что позволяет научно-обоснованно определить стратегические направления развития элементов энергетической инфраструктуры предприятий-потребителей электроэнергии на основе построения рациональной цепи поставок «производитель-потребитель» в ТЭК.

2. Предложена на основе системного анализа формируемой конкурентной среды на рынках электроэнергии и железнодорожных перевозок парадигма производственно-операционной стратегии, основанная на реализации логистического подхода к стратегическому управлению конкурентоспособностью предприятия и отличающаяся наличием ориентации производственно-операционной стратегии на повышение эффективности управления цепями поставок предприятий инфраструктурной энергетики, что позволяет учесть несовпадение во времени основных этапов структурно-рыночного реформирования РАО «ЕЭС России» и ОАО «РЖД».

3. Разработан экономический механизм стратегического управления предприятиями инфраструктурной энергетики, реализующий модифицированную модель комплексной производственной стратегии «6 Ps», учитывающей взаимодействие «ресурсов (Parts)" — «персонала (People)" — «процессов (Process)" — «предприятий (Plants)" — «продукции (Product)» и «системе логистического планирования (Planning Logistic System» и отличающийся учетом основных параметров реализуемой продуктовой стратегии в интегрированной цепи поставок при принятии стратегических решений по управлению производственным процессом и организации энергетической инфраструктуры, что позволяет повысить экономическую эффективность как отдельных предприятий инфраструктурной энергетики, так и реформируемых железнодорожных предприятий.

4. Предложена новая базовая система производственно-операционных стратегий, включающих комплекс стратегий по выбору микрологистических производственных концепций, товарной стратегии в сфере производства, поведения на ресурсных рынках, бизнес-процессов и оборудования, организации инфраструктуры и развития производственного кадрового потенциала, которая в отличие от известных учитывает корпоративное взаимодействия поставщиков и потребителей электроэнергии в интегрированной цепи поставок, что позволяет обеспечить экономическую эффективность реализации корпоративных стратегий железнодорожных и энергетических предприятий и сформировать устойчивые конкурентные преимущества на основе долговременных партнерских отношений.

5. Разработан инструмент стратегического управления в виде системы ключевых индикаторов целей (Key Goal Indicator — KGI), которая в отличие от известных учитывает специфику функционирования предприятий инфраструктурной энергетики железнодорожного транспорта и включает группы показателей, характеризующие экологическую безопасность, надежность и эффективность электроснабжения, техническую и экологическую безопасность железнодорожных перевозок, что позволяет выбрать научно-обоснованную процедуру мониторинга выполнения технологических процессов и бизнес-процессов и их корректировки с учетом этапов реформирования естественных монополий.

6. Предложена методика практической реализации экономического механизма и инструментов стратегического управления предприятиями инфраструктурной энергетики, которая в отличие от известных включает этап построения и анализа логико-информационных моделей основных и вспомогательных бизнесI процессов в нотации стандарта IDEF с учетом их вклада в создание конечной добавленной стоимости, что позволяет повысить обоснованность принимаемых решений по организации и управлению эффективной инфраструктурой предприятий железнодорожного транспорта в условиях рынка.

Практическая значимость результатов исследования.

1. Разработанный в диссертации экономический механизм стратегического управления предприятиями инфраструктурной энергетики может практически использоваться при формировании производственно-операционных стратегий предприятий, входящих в настоящее время в состав ОАО «РЖД», в условиях формирования рынка электроэнергии и услуг железнодорожных перевозок.

2. Предложенная методика практической реализации экономического механизма и инструментов стратегического управления предприятиями инфраструктурной энергетики может практически использоваться при реструктуризации основных и вспомогательных бизнес-процессов с учетом их вклада в создание конечной стоимости предприятий различных отраслей промышленности.

3. На основе предложенного экономического механизма стратегического управления и методики его практической реализации с использованием среды визуального программирования Borland Delphi 7.0 разработана архитектура информационной системы поддержки принятия решений по формированию производственно-операционной стратегии предприятий инфраструктурной энергетики железнодорожного транспорта, реализованная в виде программного модуля «IN-FENER 1.0», которая может применяться в составе корпоративных информационных систем предприятий железнодорожного транспорта для повышения эффективности принятия решений по оперативному и стратегическому планированию производственно-хозяйственной деятельности всей цепи поставок электроэнергии в условиях рынка.

Реализация результатов работы.

Разработанный программный модуль «INFENER 1.0» используется в составе модифицированной корпоративной информационной ERP системы SAP R/3 в Смоленской дистанции электроснабжения Смоленского отделения Московской железной дороги — филиала ОАО «РЖД», что позволило повысить научную обоснованность принимаемых экономически эффективных решений по оперативному и стратегическому планированию и управлению производственно-хозяйственной деятельности в условиях реформирования электроэнергетики и отрасли железнодорожного транспорта РФ.

Апробация работы.

Основные результаты диссертационной работы докладывались и обсуждались на III Всероссийской научной конференции «Ресурсосбережение и экологическая безопасность» (Смоленск, 2001) — Региональной научно-практической конференции «Энергетика, экономика и менеджмент» (Смоленск, 2002) — VIII Международной научно-практической конференции «Современные энергетические системы и комплексы и управление ими» (Новочеркасск, 2008) — III Международной научно-практической конференции «Логистика и экономика ресурсои энергосбережения в промышленностиЛЭРЭП-3−2008» (Казань, 2008), а также на научных семинарах в Международном институте логистики ресурсосбережения и технологической инноватики РХТУ им. Д. И. Менделеева и в филиале МЭИ (ТУ) в г. Смоленске.

3.4. Выводы.

Методика формирования и реализации производственно-операционной стратегии предприятий инфраструктурной энергетики включает в себя следующие этапы.

На первом этапе осуществляется определение стратегических целей. Производственно-операционная стратегия может быть направлена на одну из следующих целей: оптимальная загрузка мощностей, снижение затрат на производство, повышение качества производства, обеспечение требуемого уровня качества производственных поставок и соответствие производства спросу.

На втором этапе проводится анализ конъюнктуры рынка ТЭР. Выбор стратегии электроснабжения должен базироваться не только на внутренних возможностях, но и учитывать внешние условия, формирующиеся в ходе реализации реформы электроэнергетики. Переход на рыночные взаимоотношения в сфере производства и потребления ТЭР привел к прямому влиянию конъюнктуры их рынка на прибыльность ОАО «РЖД», что требует постоянного мониторинга ситуации в этой сфере и принятия своевременных корректирующих воздействий. С 1 сентября 2006 года на оптовом рынке электроэнергии осуществлен переход к регулируемым договорам между покупателями и генерирующими компаниями. К 2011 году предусматривается постепенная замена регулируемых договоров на свободные (нерегулируемые) договоры. Изменения на рынке энергоресурсов должны постоянно отслеживаться и учитываться при формировании стратегии электроснабжения.

На третьем этапе осуществляется выбор модели взаимодействия железнодорожного транспорта и электроэнергетической инфраструктуры. При формировании операционной стратегии следует осуществить выбор модели взаимодействия основного производства с обеспечивающей инфраструктурой. Это осуществляется на основе построения и анализа логико-информационных моделей основных и вспомогательных бизнес-процессов в нотации ШЕБ с учетом их вклада в создание конечной стоимости.

На четвертом этапе происходит согласование операционных стратегий основного производства и электроэнергетической инфраструктуры. Реализация Программы структурной реформы на железнодорожном транспорте предполагает постепенное организационное отделение инфраструктуры от перевозочной деятельности. В таких условиях становится необходимым согласование операционных стратегий, реализуемых самостоятельными предприятиями.

Пятый этап связан с оценкой эффективности реализуемой стратегии электроснабжения. Для оценки эффективности целесообразно использовать систему ключевых индикаторов целей КР1, которая учитывает специфику функционирования предприятий инфраструктурной энергетики железнодорожного транспорта. При выборе показателей необходимо учитывать модель взаимодействия предприятий железнодорожного транспорта и электроэнергетической инфраструктуры, а также степень согласования их действий.

Последовательная реализация перечисленных этапов формирования операционной стратегии электроснабжения позволяет привести в соответствие внутренние возможности электроэнергетической инфраструктуры железных дорог с рыночными и отраслевыми условиями и обеспечить гармоничное вхождение железнодорожной электроэнергетики в рыночные взаимоотношения с энергетическими компаниями.

На основе предложенного экономического механизма повышения эффективности стратегического управления предприятиями инфраструктурной энергетики и методики его реализации с использованием среды визуального программирования Borland Delphi 7.0 разработано инструментальное средство — информационная система управления инновационной деятельностью электроэнергетических предприятий с учетом реализуемого этапа реформирования отрасли в виде программного модуля «INFENER 1.0», которая может применяться в составе корпоративной информационной системы SAP R/3 для поддержки принятия решений по стратегическому управлению предприятиями инфраструктурной электроэнергетики железнодорожного транспорта.

Предложенный экономического механизм и информационная система поддержки принятия решений по формированию производственно-операционной стратегии предприятий инфраструктурной энергетики практически используются в Смоленского отделения Московской железной дороги — филиала ОАО «РЖД».

Проведенный финансово-экономический анализ деятельности Смоленской дистанции электроснабжения показал наличие неиспользованных возможностей повышения эффективности управления. Для поиска путей повышения эффективности стратегических решений была построена информационно-логическая модель бизнес-процессов электроснабжения Смоленской дистанции электроснабжения Смоленского отделения Московской железной дороги в нотации IDEF с учетом их вклада в достижение целей.

На основе анализа модели бизнес-процессов было выявлено, что в цепи поставок имеют место операции, не способствующие формированию стоимости, в частности централизация функции контроля договорных отношений со сторонними поставщиками. Передача данной функции на уровень филиала могла бы способствовать более эффективному совместному использованию информации поставщиками и потребителями, как основными, так и сторонними.

Для повышения эффективности стратегического управления и реализации выбранной производственно-операционной стратегии, ориентированной на смешанную модель энергетической инфраструктуры необходимо внедрить новую схему цепи поставок электроэнергии, которая предполагает создание совместного предприятия поставщиков электроэнергии и потребителя Смоленского отделения Московской железной дороги — филиала ОАО «РЖД».

Предлагаемая цепь поставок позволяет упорядочить информационные потоки, сопровождающие процесс электроснабжения, устранить дублирование функций в ОАО «РЖД», филиалах и подразделениях, осуществляющих электроснабжение. Совместное закупочное энергетическое предприятие может быть создано в организационно-правовой форме акционерного общества поставщиков и основного потребителя электроэнергии ОАО «РЖД» или с привлечением сторонних инвесторов. В этом случае возможно также перекрестное владение акциями, что будет способствовать повышению заинтересованности поставщиков и потребителей в долговременном взаимовыгодном сотрудничестве.

Рассчитанные прогнозные показатели КХ}1 свидетельствуют об эффективности внедрения предлагаемой производственно-операционной стратегии электроснабжения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Таким образом, в настоящей диссертационной работе сформулирована и решена новая, имеющая существенное значение научная задача разработки экономического механизма стратегического управления предприятиями инфраструктурной энергетики железнодорожного транспорта, основанного на комплексном учете основных параметров реализуемой продуктовой стратегии в интегрированной цепи поставок при принятии стратегических решений по управлению производственным процессом и организации энергетической инфраструктуры железнодорожного транспорта, а также новой базовой системы производственно-операционных стратегий, включающих комплекс решений по выбору микрологистических производственных концепций развития энергетической инфраструктуры железнодорожного транспорта с учетом процессов реформирования естественных монополий РФ.

Основными результатами диссертационной работы являются следующие:

1. Проведен организационно-экономический анализ современного состояния и перспектив развития электроэнергетических и железнодорожных предприятий РФ, а также мирового опыта реформирования естественных монополий, результаты которого позволили определить стратегические направления развития элементов энергетической инфраструктуры предприятий-потребителей на основе построения интегрированной цепи поставок «производитель-потребитель» в ТЭК.

2. Проведен системный анализ формируемой конкурентной среды на рынках электроэнергии и услуг железнодорожных перевозок, результаты которого позволили модифицировать современную парадигму производственно-операционной стратегии, которая названа «производственно-операционной логистической стратегией», основанную на реализации логистического подхода к стратегическому управлению конкурентоспособностью предприятия инфраструктурной энергетики РФ.

3. Предложен экономический механизм стратегического управления предприятиями инфраструктурной энергетики, реализующий модифицированную модель производственной стратегии «6 Рэ», в состав которой входят дополнительные элементы логистической системы планирования (Planning Logistic System), и отличающийся учетом основных параметров реализуемой продуктовой стратегии в интегрированной цепи поставок при принятии стратегических решений по управлению производственными процессами и организации энергетической инфраструктуры.

4. Разработана новая базовая система производственно-операционных стратегий, включающих комплекс решений по выбору микрологистических производственных концепций, товарной стратегии в сфере производстваповедения на ресурсных рынкахпроцессовтехнологий и оборудования, организационной модели инфраструктуры и развитию производственного кадрового потенциала, которая учитывает логистическое взаимодействие поставщиков и потребителей в цепи поставок электроэнергии, что позволяет обеспечить экономическую эффективность реализации корпоративных стратегий железнодорожных и энергетических предприятий на основе долговременных партнерских отношений.

5. Предложены инструменты стратегического управления в виде системы ключевых индикаторов целей функционирования предприятий структурной энергетики (KGI), которая в отличие от известных учитывает специфику реформирования электроэнергетики и отрасли железнодорожного транспорта и включает группы показателей экологической безопасности, надежности и эффективности электроснабжения, безопасности железнодорожных перевозок.

6. Разработана методика практической реализации экономического механизма и инструментов стратегического управления предприятиями инфраструктурной энергетики, основанная на построении и анализе логико-информационных моделей основных и вспомогательных бизнес-процессов в нотации IDEF с учетом их вклада в создание конечной добавленной стоимости, что позволяет повысить обоснованность принимаемых решений по организации эффективной инфраструктуры предприятий железнодорожного транспорта в условиях конкурентного рынка.

7. На основе предложенного экономического механизма стратегического управления и методики его практической реализации с использованием среды визуального программирования Borland Delphi 7.0 разработана архитектура информационной системы поддержки принятия решений реализованная в виде программного модуля по формированию производственно-операционной стратегии предприятий инфраструктурной энергетики железнодорожного транспорта «IN-FENER 1.0», которая может применяться в составе корпоративных информационных систем предприятий железнодорожного транспорта для повышения эффективности принятия решений по оперативному и стратегическому планированию производственно-хозяйственной в условиях рыночной экономики.

8. Разработанная информационная система «INFENER 1.0» практически используется в составе модифицированной корпоративной информационной ERP системы SAP R/3 в Смоленской дистанции электроснабжения Смоленского отделения Московской железной дороги — филиала ОАО «РЖД», что позволило повысить обоснованность и экономическую эффективность принимаемых решений по оперативному и стратегическому планированию и управлению производственно-хозяйственной деятельностью в условиях реформирования электроэнергетики и отрасли железнодорожного транспорта РФ.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. Л., Челенков А. П. Конкурентные преимущества фирмы. М.: ОАО «Типография „НОВОСТИ“», 2000. — 256 с.
  2. М. Конкуренция. М.: Издательский дом «Вильяме», 2000. — 495 с.
  3. Курс экономической теории. // Под ред. Чепурина М. Н., Киселевой Е. А. Киров: Изд-во «АСА», 1994. — 624 с.
  4. Глобализация и конкурентоспособность: стратегии успеха. М.: Ассоциация менеджеров, 2003. — 208 с.
  5. B.C. Стратегическое планирование в бизнес-системах. М.: «Фин-пресс», 2001.-240 с.
  6. Д.С. Экономика развития. М.: Экзамен, 2002. — 512 с.
  7. С. Проблемы прогнозирования макроэкономической динамики // Российский экономический журнал. — 2001. — № 4.
  8. Российский статистический ежегодник. 2007: Стат.сб./Росстат. М., 2007. — 825 с.
  9. Российская экономика в 2007 году. Тенденции и перспективы. (Выпуск 29) — М.: ИЭПП, 2007. 657 с.
  10. Г. С. Реформирование электроэнергетики в России // Экоотрасль. -2007. -№ 10.-С. 60−70.
  11. Зарубежный опыт реформирования электроэнергетики Электронный ресурс. Электрон.дан. rao-ees.ru — Режим доступа: http://www.rao-ees.m/ru/reforming/foreign/show.cgi?content.htm
  12. Реформа железнодорожного транспорта за рубежом Электронный ресурс. -Электрон. дан. grani.ru — Режим доступа: http ://www.zeka.ru/railroad/ facts/othercountries/
  13. Альтернативные модели приватизации железнодорожного транспорта Электронный ресурс. — Электрон. дан. — Режим доступа: http://www.marketer.ru/node/707
  14. Новая «эпоха реформации» в Европе Электронный ресурс. Электрон, дан. -Реформа железных дорог. — Режим доступа: http://www.reformarzd.ru
  15. М. Разряд в инертной среде. РАО «ЕЭС России» начинает реструктуризацию и готовится к новым политическим баталиям // Эксперт. 2001. — № 47.
  16. И., Арсюхин Е., Служаков В. Энергетика Чубайса // Российская газета. 2002. — № 74.
  17. Т. Не влезай убьет // Эксперт. — 2002. — № 39.
  18. В. Экономика атомной энергетики // Вестник концерна «Росэнергоатом». 2002. — № 10.
  19. Р.А. Производственный менеджмент. М.: ИКЦ «Маркетинг», 2002.
  20. Voss С.А. Alternative Paradigms for Manufacturing Strategy // International Journal of Operations @ Production Management, Vol. 15, No. 4, 1995, pp. 5−16.
  21. А.А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент. М.: «Банки и биржи», ЮНИТИ, 1998. — 576 с.
  22. Д., Стоунхаус Дж., Хьюстон Б. Стратегический менеджмент. М.: ООО «Издательство Проспект», 2003. — 336 с.
  23. Р.А. Конкурентоспособность организации в условиях кризиса. — М.: ИКЦ «Маркетинг», 2002. 892 с.
  24. М.И. Конкурентные стратегии: Учебное пособие. СПб, 2000 — 340с.
  25. Э.С., Агеева Н. Г., Аббата Д. А. Управление производством и операциями: 17-модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 15. -М.: ИНФРА-М, 1999. 328 с.
  26. А.К., Серова JI.C. Основы производственного менеджмента: Учебсное пособие. М.: ИНФРА-М, 2002. — 348 с.
  27. Р., Эквилайн Н., Якобе Р. Производственный и операционный менеджмент. М.: Издательский дом «Вильяме», 2001. — 704 с.
  28. Found P., Beale J., Hines P., Nairn M., Rich N., Sarmiento R., Thomas A. A Theoretical Framework for Economic Sustainability of Manufacturing // Cardiff Logistics & Operations Management Working Paper, No. 12, 2006.
  29. В.И. Логистика в бизнесе: Учебник. -М.: ИНФРА-М, 2001. 608 с.
  30. Логистика: Учебное пособие / Под ред. Б. А. Аникина, Т. А. Родкиной. М.:ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. — 408 с. 31. Точно в срок для России
  31. Ю.Ю. Логистика производственных процессов: Монография. М.: ГУУ, 2003.- 153 с.
  32. Р.Б., Николе Э. Л. Реорганизация цепей поставок. Создание интегрированных систем формирования ценности. М.: Издательский дом «Вильяме», 2003.-416 с.
  33. Д.Дж., Клосс Д.Дж. Логистика: интегрированная цепь поставок. — М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2001. 640 с.
  34. В.И. Стратегическое управление персоналом в условиях эффективной организационной культуры. М.: Изд-во «Финпресс», 2004. — 288 с.
  35. Skinner, W. The Focused Factory, Harward Business Review, May-June, 1974.
  36. M.X., Альберт M., Хедоури Ф. Основы менеджмента. M.: Дело, 1993.-702 с.
  37. A.A. Всеобщая организационная наука (Тектология): В 2 т. — М.: Экономика, 1989. Т.1. 304 е., Т.2. — 351 с.
  38. Л. Фон. Общая теория систем обзор проблем и результа-тов//Системные исследования. — М.: Наука, 1969. — С.30−54.
  39. Р.Л. Планирование в больших экономических системах. М.: Прогресс. 1972.
  40. У., Клиланд Д. Системный анализ и целевое управление. М.: Прогресс, 1974. — 260 с.
  41. В.Г., Репин В. В. Бизнес-процессы: Регламентация и управление. — М.: ИНФРА-М, 2005. 319 с.
  42. В.А., Попова T.B. АВС/АВМ/АВВ методы и системы. — М.: 1С-Паблишинг, 2004. — 192 с.
  43. Р.С., Нортон Д. П. Сбалансированная система показателей: от стратегии к действию. -М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2003. 282 с.
  44. Внедрение сбалансированной системы показателей / Horvath & Partners — М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. — 478 с.
  45. В.В., Крылов В. Г. Процессно-стоимостное управление бизнесом. М.: ИНФРА-М, 2006. — 285 с.
  46. В.Р. Основы менеджмента. — М.: Изд-во «Общество знания России», 1996.-472 с.
  47. М.Г., Порщнев А. Г., Старостин Ю. Л., Скамай Л. Г. Предпринимательство. М.: ИНФРА-М, 2000.
  48. М.Г., Шаршукова Л. Г. Риски в предпринимательской деятельности. — М.: ИНФРА-М, 1996.
  49. М., Чампи Дж. Реинжиниринг корпорации: Манифест революции в бизнесе. — СПб.: Изд. Санкт-Петербургского ун-та экономики и финансов, 1997.
  50. ., Дюссож П. Стратегические альянсы — М.: ИНФРА-М, 2002.- 332 с.
  51. В.П., Дови В., Марсанич А. Принципы промышленной логистики. -М.: РХТУ, 2002.-722 с.
  52. М.А., Фролов И. Э. Тнденции и роль интеграционных процессов в промышленности России//Менеджмент в России и за рубежом.-2002.-№ 4.
  53. М. Стратегические межфирменные альянсы//Вопросы экономики.-2002.-№ 4.
  54. В. Объединение предприятий: расчет синергии и гудвилла //Управление компанией.-2001 .-№ 6.
  55. А. Д. Предпосылки радикального повышения эффективности работ в области энергосбережения // Промышленная энергетика, № 4, 2001, с. 12−16.
  56. Основные положения Энергетической стратегии России на период до 2020 года: Приложение к журналу «Энергетическая политика». — М.: ГУ ИЭС, 2000.
  57. С. Н., Тризно С. К. Структура потенциала энергосбережения в России // Промышленная энергетика, № 1, 2001, с. 9−14.
  58. В.Ю. Реформа электроэнергетики: реформирование отрасли уже началось // Энергетик, № 3, 2002, с.2−4.
  59. С. Н., Тризно С. К. Энергосбережение — реальный фактор экономики // Промышленная энергетика, № 10, 2001.
  60. B.C., Степанова Т. Б. Система показателей для оценки эффективности использования энергии // Промышленная энергетика № 1, 2000.
  61. В.П., Пуйджанер Л., Смит Р., Дови В. Г. Передовые концепции экономики ресурсоберегающих интегрированных химико-технологических систем и охраны окружающей среды. UMIST-UPC-DICHEP, Genova, Italy, 2000. -691 с.
  62. С.А. Механизмы корпоративного управления. -М.: ЗАО «Финста-тинформ», 2002. 240 с.
  63. И.Н. Менеджмент. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995. — 480 с.
  64. В.И. Новый менеджмент: управление предприятиями на уровне высших стандартов. М., 1997.
  65. Что такое стратегия // Логинфо, № 3, 2002, с. 43−47.
  66. И. Новая корпоративная стратегия. СПб.: Изд-во «Питер», 1999. -416 с.
  67. Л.П., Бартенев А. Е. «Корпоративные образования в современной экономике»// Менеджмент в России и за рубежом, № 2, 2000.
  68. И.Г. «Организационные формы интеграции компаний// Менеджмент в России и за рубежом, № 3, 1999.
  69. Я. Кооперативная модель управления бизнесом// Вопросы экономики, № 10, 1999.
  70. С.Б. Хозяйственные связи в российской промышленности: проблемы и тенденции последнего десятилетия. М.: ГУ-ВШЭ, 2000 — 186 с.
  71. Наука и высокие технологии России. М.: Наука, 2001.
  72. Финансовый менеджмент: Учебное пособие / Под ред. Проф. Е. И. Шохина. -М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2002. 408 с.
  73. P.E. Самоорганизация как фактор направленного развития// Вопросы философии, № 5,2002. С. 67−77.
  74. В.Н. Основы системного анализа. Издательский дом «Бизнес-пресса», 2000.
  75. JT.B. Системный анализ и некоторые проблемы научно-технического прогресса: Диалектика и системный анализ. — М.: Наука, 1986.
  76. A.B., Полишкина И. И., Баллатутдинова Е. Р., Школьников E.H. Проблемы энергетического обеспечения перевозочного процесса железных дорог в современных условиях // Вестник ВНИИЖТ. 2006. — № 5.
  77. Э.М. Концепция менеджмента. — М.: ДеКа, 1997.
  78. В.В. Финансовый анализ: Управление капиталом: Выбор инвестиций: Анализ отчетности: Монография. М.: Финансы и статистика, 1996.
  79. П.Ф. Задачи менеджмента в XXI веке. М.: Издательский дом «Вильяме», 2003.
  80. .З. Теория организации: Учебник. -М.:ИНФРА-М, 2002.
  81. О.С. Стратегическое управление. -М.: Изд-во МГУ, 1995.
  82. X. Стратегический менеджмент и предпринимательство: возможности для будущего процветания. М.: «Финпресс», 2000.
  83. Кох Р. Стратегия. Как создавать и использовать эффективнуб стратегию. — СПб.: Питер, 2003.
  84. В.В. Внутрифирменное планирование. — СПб.: Питер, 2002.
  85. H.H. Предприятие и его структура: Диагностика. Управление. Оздоровление. -М.: ПРИОР, 2000.
  86. О.Г. Экспертное оценивание. — Воронеж: Изд-во воронежского университета, 1991.
  87. А.М., Панкова Л. А., Шнейдерман М. В. Организация экспертных процедур. М.: Наука, 1984.
  88. .Г. Управленческие решения. М. Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ», Изд-во ЭКМОС, 1998.
  89. A.A., Васильева Н. Э., Афанасьев В. А. Технология принятия управленческих решений. М., 1998.
  90. М.М. Планирование деятельности фирмы. — М.: Финансы и статистика, 1997.
  91. К. Управленческий и производственный учет. М.: Юнити-Дана, 2002.
  92. А.Ю. Конкуренция: теория и практика. М.: «АКАЛИС», 1996. — 272 с.
  93. О.В. Конкуренция и конкурентоспособность. М.: ЗАО «Финстатин-форм», 1999.- 142 с.
  94. Е.С., Савельев Ю. А. Стратегические альянсы как средство управления глобальной конкуренцией // Инвестиционная стратегия фирмы. — СПб: Изд-во СПБУЭиФ, 1996. -С.39−42.
  95. И.С. Стратегический менеджмент холдинга. Спб.: Печатный Двор, 1994.-172 с.
  96. У., Клиланд Д. Стратегическое планирование и хозяйственная политика. -М.: Прогресс, 1982.
  97. Ламбен Жан-Жак Стратегический маркетинг. Европейская перспектива. -СПб.: Наука, 1996.-589 с.
  98. И.Л., Фомченкова Л. В. Операционная стратегия электроснабжения предприятия железнодорожного транспорта в условиях реформирования электроэнергетики России // Российское предпринимательство 2008 — № 7 — С. 28−30.
  99. В.П., Стародубцев И. Л., Дли М.И. Механизм стратегического управления предприятиями инфраструктурной энергетики (монография) — Смоленск: Смоленский ЦНТИ, 2007 128 с.
  100. И.Л. Управление энергообеспечением предприятий железнодорожного транспорт// Экономика. Менеджмент. Логистика. Корпоративные информационные системы: межвуз. сб. науч. тр.- Смоленск: Смоленский ЦНТИ, 2005.-С. 51−61.
  101. И.Л. Производственные стратегии предприятий электроэнергетики (препринт) — Смоленск: Смоленский ЦНТИ, 2007 36 с.
  102. И.Л. Методика разработки производственно-операционной стратегии предприятия // Экономика. Менеджмент. Логистика. Корпоративные информационные системы: II межвуз. сб. науч. тр.— Смоленск: Смоленский ЦНТИ, 2006-С. 8−14
Заполнить форму текущей работой