Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Организационно-экономические механизмы сопровождения деятельности вузов и их совершенствование

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Экономический потенциал оценивается в основном в контексте экономической безопасности и главным образом через ее угрозы. Надо отметить, что понятие экономической безопасности само по себе является не устойчивым, а системы оценки экономической безопасности практически не отработаны. Экономический потенциал представляет собой устойчивое понятие, но механизмы его оценки сводятся в основном… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ РОССИИ
    • 1. 1. Высшее профессиональное образование сегодня: проблемы и угрозы экономического развития
    • 1. 2. Высшее профессиональное образование и его роль в формировании экономического потенциала России
    • 1. 3. Инструменты сопровождения деятельности вузов, как фактор обеспечения роста экономического потенциала России
  • ГЛАВА 2. ИНСТРУМЕНТЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ ВПО В СИСТЕМЕ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА РОССИИ
    • 2. 1. Образовательное кредитование в системе сопровождения ВПО
    • 2. 2. Схема образовательного кредитования, обеспечивающая рост экономического потенциала России
    • 2. 3. Фандрейзинг вуза как инструмент развития экономического потенциала России
    • 2. 4. Механизмы создания и функционирования эндаумент—фондов вузов как инструмент развития экономического потенциала России
    • 2. 5. Модель сопровождения деятельности вуза в системе развития экономического потенциала России
  • ГЛАВА 3. МОДЕРНИЗАЦИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНА
    • 3. 1. Региональный аспект модернизации ВПО как фактор развития экономического потенциала региона
    • 3. 2. Пргшенение новых инструментов сопровождения вузов на региональном уровне
    • 3. 3. Анализ возможностей реализации модели сопровождения деятельности регионального вуза

Организационно-экономические механизмы сопровождения деятельности вузов и их совершенствование (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Низкая эффективность использования финансовых ресурсов и недостаточная гибкость образовательных структур на изменение потребностей национальной экономики, общества и работодателей неадекватно отражаются на формировании экономического потенциала российской экономики. Исследование влияния качества функционирования системы высшего профессионального образования на степень развития экономического потенциала страны и инструментов, способствующих эффективной модернизации системы ВПО и росту экономического потенциала России, составляют проблематику данной диссертационной работы.

В условиях глобализации российской экономики и перехода от сырьевой ориентации российской экономики к инновационной одной из важнейших проблем становится проблема кадрового обеспечения всех отраслей и перспективных направлений экономического развития высокопрофессиональными кадрами, обладающими развитым инновационным потенциалом. Проблемы российского образования непосредственно отражаются на уровне экономических угроз и возникновении диспропорций экономического развития. Тем самым, поиск таких инструментов модернизации высшего профессионального образования, которые бы способствовали росту экономического потенциала России, и разработка таких механизмов их внедрения, которые бы обеспечивали наиболее высокую их результативность и согласованность интересов участников, представляется высоко актуальным. Анализ инструментов сопровождения деятельности системы ВПО, и механизмы оценивания влияния модернизации образования на качество формирования экономического потенциала России определили выбор темы данного диссертационного исследования.

Проблемы российского высшего образования оказывают существенное негативное влияние на все сферы экономической жизни России. Такое положение требует углубленного изучения и определения основных угроз развития экономического потенциала России при дальнейшем снижении качества образования и несоответствии требований рынка профессиональным компетенциям выпускников, формируемым в системе ВПО. В данных условиях актуальным было бы и определение перспективных направлений модернизации российского образования, способствующих не только достижению качественного роста в этой сфере, но и обеспечению высокого экономического потенциала страны.

Анализ перспективных инструментов модернизации российского высшего образования показывает, что все они включают модернизацию финансовых, информационных и организационно-управленческих механизмов функционирования учреждений ВПО. Оптимизация указанных механизмов позволяет достичь более высокой заинтересованности непосредственных участников модернизационных процессов в повышении качества образовательных услуг и достижении соответствия профессиональных компетенций выпускника системы ВПО требованиям рынка труда и перспективным направлениям развития российской экономики. Указанные инструменты носят сопровождающий характер и формируют условия для эффективной модернизации системы ВПО.

Актуальность данной проблематики определена также отсутствием полноценных исследований, посвященных анализу и оценке влияния качества функционирования системы ВПО на экономический потенциал России. Действительно угрозы экономического развития могут многократно возрастать в ответ на возникновение и углубление проблем системы ВПО. Следовательно, было бы целесообразно разработать такую систему индикаторов, которые позволяли бы оценивать степень косвенного воздействия показателей функционирования системы ВПО на экономический потенциал России.

Высокой актуальностью для российского высшего образования и экономики в целом обладает и возможность разработки методики анализа регионального экономического потенциала в его связи с осуществляемыми мерами модернизации региональных вузов. Разработка такой методики позволит формировать стратегию развития региона с учетом возможностей модернизации региональной системы ВПО.

Проблематика диссертационного исследования лишь частично освещена в российской и зарубежной литературе. В частности, лучше всего освящены проблемы российского высшего образования и теоретические аспекты экономического развития и экономической безопасности России. Проблематика модернизации образования и совершенствования финансовых, информационных и организационно-экономических механизмов функционирования вузов поднималась такими российскими и зарубежными авторами', как Андрущак Г. В., Барр Н., Болотов В. А., Джонстоун Б., Волынкина М. В., Вудхол М., Кузьминов Я. И., Матросов М. Б., Пашкус H.A., Садовничий В. А., Тульчинский-Г.Л., Филонович С. Р., Халин В. Г. и др.

Теоретические и практические аспекты экономической безопасности и развития экономического потенциала страны рассмотрены в работах Илларионова А., Львова Д. С., Сенчагова В. К., Сулакшина С. С., Урсула А. Д. и др.

Методологические аспекты оценки индикаторов экономической безопасности и развития экономического потенциала разработаны в исследованиях таких российских ученых, как Вечканов Г. С., Новиков В. П., Ромащенко Т. Д., Федосова С. П. и др.

Работы вышеназванных авторов внесли значительный вклад в решение проблемы ранжирования инструментов модернизации высшего образования, и исследования различных аспектов развития экономического потенциала страны, в частности, за счет эффективной модернизации системы ВПО.

Но при этом, несмотря на то, что в последние годы растет количество публикаций, посвещенных проблемам развития системы высшего образования, вопрос выбора эффективных инструментов модернизации вузов и оценки влияния качества функционирования системы ВПО на формирование экономического потенциала страны остается достаточно острым. Нигде в литературе не предложены системы качественного анализа и ранжирования инструментов сопровождения учреждений системы ВПО, не рассматриваются и возможности их интеграции.

Ощущается определенный дефицит методологических исследований, посвященных проблематике оценки экономического потенциала.

Экономический потенциал оценивается в основном в контексте экономической безопасности и главным образом через ее угрозы. Надо отметить, что понятие экономической безопасности само по себе является не устойчивым, а системы оценки экономической безопасности практически не отработаны. Экономический потенциал представляет собой устойчивое понятие, но механизмы его оценки сводятся в основном к системам индикаторов экономической безопасности и учету ее угроз. В тоже время, разработанные системы индикаторов экономической безопасности страдают выраженным субъективизмом и не отличаются адекватностью. Тем более, не разработаны методологические подходы к оценке влияния качества функционирования системы ВПО на экономический потенциал России.

Таким образом, актуальность темы данного исследования обуславливается ее теоретической и практической значимостью для анализа экономического потенциала России в его связи с применением современных инструментов модернизации высшей школы.

Объектом исследования является экономический потенциал России в его связи с качеством функционирования системы высшего образования.

Предметом исследования выступают инструменты сопровождения деятельности системы высшего образования.

Целью диссертационного исследования является разработка теоретических и методических основ анализа экономического потенциала страны и региона в его связи с эффективной модернизацией системы ВПО и применением современных инструментов сопровождения деятельности учреждений высшего профессионального образования.

В соответствии с данной целью в диссертации были поставлены следующие задачи:

— проанализировать проблемы развития системы высшего образования в России;

— рассмотреть основные подходы к анализу экономического потенциала страны в его связи с качеством функционирования системы ВПО;

— выявить угрозы развития экономического потенциала страны в его связи с качеством функционирования системы ВПО;

— разработать систему индикаторов косвенного влияния качества функционирования системы ВПО на степень развития экономического потенциала страны;

— изучить основные инструменты сопровождения деятельности системы ВПО в их взаимосвязи с развитием экономического потенциала страны;

— построить интегрированную модель, сопровождения деятельности системы ВПО перспективную с точки зрения, обеспечения роста экономического потенциала страны;

— исследовать потенциальные возможности развития регионов за счет выбора эффективной стратегии деятельности региональных вузов на базе внедрения инструментов сопровождения;

— разработать методику анализа экономического потенциала региона при условии эффективной модернизации региональной системы ВПО;

— разработать рекомендации по анализу экономического потенциала региона в тесной связи с модернизацией региональной системы ВПО и по внедрению инструментов сопровождения деятельности системы ВПО на региональном уровне с целью развития регионального экономического потенциала.

Теоретической основой диссертации послужили общенаучные принципы и методы анализа экономической безопасности, методы стратегического анализа, методы ситуационного и индикаторного анализа и др. В работе использовались теоретические выводы и научно-практические рекомендации, изложенные в трудах отечественных и зарубежных специалистов.

Информационная и статистическая база исследования представлена данными Госкомстата России и статистическими, аналитическими и инструктивными данными системы высшего образования города Мурманска и Мурманской области, а также статистическими данными учреждения системы высшего образования — МГТУ, полученными соискателем в ходе работы над диссертацией. Кроме того, использованы данные региональной статистикиматериалы, представленные в монографиях, статьях, тезисах международных, общероссийских и межвузовских научно-практических конференцийданные официальных сайтов образовательных учреждений России и органов надзора за образованием.

Основные научные положения, выносимые на защиту:

В диссертационном исследовании получены следующие научные результаты:

— выявлены основные проблемы высшего образования России, негативно влияющие на уровень экономического потенциала страны.;

— предложено авторское понятие экономического потенциала страны и рассмотрена роль высшей школы в его развитии;

— разработана система индикаторов косвенного влияния качества функционирования системы высшего профессионального образования на степень развития экономического потенциала России;

— выявлены инструменты сопровождения деятельности учреждений высшего профессионального образования, позитивно влияющие на развитие экономического потенциала страны;

— построена модель сопровождения деятельности учреждений системы высшего профессионального образования, способствующая росту экономического потенциала страныисследовано влияние модернизации региональных вузов на формирование экономического потенциала региона;

— предложена методика анализа возможностей внедрения инструментов сопровождения системы высшего профессионального образования на региональном уровне, способных оказать позитивное влияние на рост экономического потенциала региона.

Научная новизна результатов исследования состоит в следующем: выявлены основные факторы развития системы высшего профессионального образования, способствующие деградации экономического потенциала страны, основными из которых являются снижение качества образования и разрыв между итоговым уровнем компетенций выпускника и требованиями экономики;

— определены угрозы формирования экономического потенциала страны, мотивированные качеством функционирования вузов и обоснована система соответствующих индикаторов косвенного воздействия на развитие экономического потенциала страны по следующим направлениям: качеству жизни, устранению региональных диспропорций экономического развития, уровню формирования научно-технического и инновационного потенциала страныпредложена интегральная модель внедрения инструментов сопровождения деятельности учреждений системы высшего профессионального образования, включающая новые схемы образовательного кредитования, социального партнерства- (в том числе, образования стратегических альянсов) и технологии фандрейзинга, способствующая росту экономического потенциала страны;

— обосновано использование стратегических методов анализа (PEST и SWOT-анализ) при исследовании модели сопровождения деятельности ВУЗов и построена методика анализа регионального экономического потенциала при осуществлении модернизации вузов региона;

— сформированы рекомендации по стратегии внедрения инструментов сопровождения в региональной подсистеме высшего образования, направленных на обеспечение роста регионального экономического потенциала.

Теоретическая значимость работы связана с выработкой нового подхода к анализу экономического потенциала страны с учетом влияния качества функционирования системы высшего образования и внедрения современных инструментов сопровождения деятельности учреждений высшей школы. Разработанная автором новая модель интегрированного сопровождения деятельности учреждений системы ВПО позволяет усовершенствовать разработанные в России стратегические приоритеты модернизации системы ВПО.

Практическая значимость исследования связана с возможностями применения разработанных автором подходов к адаптации стратегических приоритетов развития системы ВПО и мероприятий по внедрению инструментов сопровождения деятельности учреждений ВПО с целью обеспечения роста экономического потенциала России.

Апробация результатов исследования. Методика анализа экономического потенциала Мурманска и Мурманской области была апробирована при разработке стратегии МГТУ, как одного из ведущих вузов региона. Методика оценки экономического потенциала региона, предложенная автором, показала свою адекватность. Применение методики позволило учесть при разработке стратегии ведущего вуза региона такие потенциальные возможности, которые способствуют высокой интеграции вуза с региональной экономической системой, и обеспечивают наилучшую ориентацию вуза на решение региональных проблем развития экономического потенциала.

Рекомендации об использовании результатов диссертационного исследования. Полученные в диссертационной работе результаты позволят разрабатывать основные стратегические приоритеты развитиясистемы высшего образования с учетом перспектив формирования экономического потенциала России. Рекомендации, разработанные в работе, позволят вузам страны осуществлять отбор перспективных инструментов сопровождения и механизмов их внедрения в неразрывной связи с качеством развития экономического потенциала страны и региона, в котором располагается вуз.

Теоретико-методическое обоснование концептуальных основ формирования экономического потенциала страны с учетом влияния качества функционирования системы ВПО позволяют формировать целевые подходы модернизации высшего образования и содержат конкретные механизмы их достижения. Материал исследования может быть применен в качестве методических рекомендаций для Министерства образования и науки при разработке стратегии модернизации образования и для вузов страны, заинтересованных в обеспечении роста экономического потенциала страны. Рекомендации, разработанные в диссертации, могут использоваться, как региональными вузами, так и ведущими вузами страны.

Материалы диссертации могут служить базой для дальнейших теоретических исследований специфики экономического потенциала с учетом влияния качества функционирования системы ВПО, а также изучения проблем эффективного сопровождения деятельности учреждений ВПО. Материалы исследования могут служить базой для подготовки студентов в области экономики образования и при разработке учебных курсов по экономике образования, маркетингу образовательных услуг, а также ряду спецкурсов данного профиля.

Публикации. По теме диссертации опубликовано пять печатных работ в журналах, входящих в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий ВАК РФ, общим объемом около 2,3 п.л.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, 3 глав, заключения, списка литературы и 11 приложений. Общий объем диссертации составляет 239 страниц, включая: таблиц — 19, схем — 8 и рисунков — 3.

Заключение

.

Тем самым, осуществленное исследование показало, что связь между изменением основных показателей деятельности системы ВПО, как на уровне региона, так и на уровне всей системы ВПО существует и рост показателей качества функционирования системы ВПО действительно оказывает положительное воздействие на развитие экономического потенциала. В тоже время выявлено, что негативные факторы функционирования системы ВПО также влияют на экономический потенциал страны. Более того, обосновано, что неэффективное функционирование системы ВПО может оказывать длительное негативное влияние на экономический потенциал страны, даже в условиях экономического роста.

Осуществленное исследование основных инструментов и механизмов сопровождения деятельности ВПО выявило перспективные направления совершенствования инструментов сопровождения. В рамках данного исследования было обосновано, что совершенствование инструментов сопровождения системы ВПО способно оказать значительное положительное влияние на формирование экономического потенциала страны и конкретных регионов.

Внедрение современных инструментов сопровождения деятельности системы ВПО может осуществляться с помощью разных конкретных схем и моделей. В данной работе была предложена новая модель сопровождения деятельности ВПО, которая учитывает особенности внедрения отдельных инструментов сопровождения и позволяет согласовать цели и задачи отдельных инструментов и обеспечить, высокий уровень согласования интересов субъектов, непосредственно участвующих в процедурах внедрения и администрирования системы сопровождения деятельности ВПО.

Осуществленный в работе анализ региональной специфики модернизации системы ВПО показал, что:

1. региональные вузы находятся в худшем по отношению к ведущим вузам страны конкурентном положении;

2. региональные вузы должны ориентироваться на нишевую стратегию;

3. региональные вузы должны ориентироваться на конкретные нужды региона;

4. стратегия развития региональных вузов должна разрабатываться в четкой привязке к возможностям развития экономического потенциала региона;

5. внедрение современных инструментов сопровождения ВПО на уровне региональных вузов способно оказать позитивное влияние на рост экономического потенциала региона.

Предложенная в работе методика анализа возможностей внедрения инструментов сопровождения на региональном уровне, относящаяся к группе методов стратегического анализа и анализа конкурентной среды, показала свою эффективность применительно к проблематике данного исследования. Программа модернизации вуза представляет собой альтернативный механизм стратегического развития вуза, поэтому она может рассматриваться с точки зрения ее конкурентной позиции по отношению к другим подобным программам. Тем самым, обосновано применение методик анализа конкурентной среды по отношению к возможностям внедрения конкретных инструментов модернизации вузов, так как процесс внедрения альтернативных механизмов должен реализовываться с учетом потенциальных преимуществ и угроз каждой программы и степени ее привлекательности для всех субъектов, участвующих в реализации программы.

Проведенный в работе анализ конкурентной среды программы внедрения новой модели сопровождения деятельности региональных вузов, продемонстрированный на примере типичного нишевого регионального вуза МГТУ, выявил высокую перспективность применения инструментов сопровождения для обеспечения роста экономического потенциала региона. Осуществленный анализ позволил предложить следующие рекомендации по модернизации региональных вузов за счет внедрения инструментов сопровождения, позволяющие осуществлять модернизацию региональной системы ВПО в четком взаимодействии с развитием экономического потенциала региона:

• разрабатывать программы интеграции с наиболее крупными работодателями региона, оказывающими непосредственное влияние на изменение его экономического потенциала;

• осуществлять РЯ-акции по продвижению вуза и привлечению ведущих специалистов из других регионов или иностранных вузов;

• осуществлять РЫ-акции, направленные на перспективные возможности модернизации вуза и освещение результатов реализованных в вузе проектов модернизации перед потенциальными социальными и бизнес-партнерами, а также перед потенциальными иностранными партнерами;

• делать приоритет при реализации модернизации вуза на достижение важных для конкретного региона показателей и обеспечение нужных в регионе профессиональных компетенций;

• акцентировать внимание на проблематике научных исследований важных для потенциальных партнеров вуза и возможностей развития экономического потенциала региона;

• развивать взаимодействие с местными органами власти с целью разработки программ подготовки важных для региона специалистов за счет региональных средств;

• создать эффективную позицию для включения в программы льготного образовательного кредитования и иные программы федерального уровня, способствующие эффективной модернизации вузов и развитию экономического потенциала региона;

• сформировать эффективную систему распределения ресурсов вуза, способствующую высокой экономической заинтересованности всех участников проектной деятельности в конечных результатах модернизации вуза;

• развивать имидж вуза за счет активной проектной деятельности и включения в стратегические альянсы, направленные на достижение целей роста экономического потенциала региона.

Таким образом, реализация стратегии модернизации вуза с учетом возможностей влияния на формирование экономического потенциала региона позволит региональному вузу занять достойное место в структуре системы ВПО, обеспечить свой высокий конкурентный статус и оказывать действенное воздействие на изменение показателей экономического развития региона. Реализация взаимосвязанного комплекса современных инструментов сопровождения ВПО на уровне регионального вуза позволит вузу не только решить собственные проблемы гибкости и ресурсного обеспечения, но создать условия для эффективного роста экономического потенциала региона. Экономический рост региона, в свою очередь, способен оказать позитивное влияние на модернизацию региональной системы ВПО через рост качества жизни в регионе, повышение ресурсной базы ВПО, развитие интеграционных связей с потенциальными партнерами и формирование стратегий инвестиционной политики в сфере ВПО региона. Тем самым, может быть реализована гибкая система, увязывающая стратегии модернизации региональных вузов со стратегиями экономического развития региона.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Указы Президента № 576, 577, 578 от 30 марта 2002 г. об основах политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу.
  2. Федеральный закон «О некоммерческих организациях. О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций»: по состоянию на 25 февраля 2007 года. Новосибирск: Сибирское университетское изд-во, 2007. — 51 с.
  3. Федеральный закон от 30 декабря 2006 г. № 275-ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций».
  4. Федеральный закон «О некоммерческих организациях. О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций»: по состоянию на 25 февраля 2007 года. Новосибирск: Сибирское университетское изд-во, 2007. — 51 с.
  5. Приказ ФСФР РФ от 14 июня 2007 г. № 07−67/пз-н «Об утверждении правил расчета стоимости чистых активов, находящихся в доверительном управлении управляющей компании по договору доверительного управления имуществом, составляющим целевой капитал».
  6. Т.В., Вавилов А. И. Управление целевым капиталом образовательного учреждения // Справочник руководителя образовательного учреждения. 2008. — № 4. — С. 6−12
  7. П.Акулинин Ф. В., Пономарев М. А. Высшее образование как инструмент инновационного развития экономики России // Экономика образования. -2010. № 6. — С.5−22
  8. Г. В. Теория образовательных кредитов // Вопросы образования. -2006. № 1. — С.215−231.
  9. Г. В., Кузьминов Я. И., Фрумин И. Д. Сценарии воздействия экономического кризиса на систему образования в России. Москва: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2009. — 67 с.
  10. В.С. Мировой финансовый кризис и экономическая безопасность России: анализ, проблемы и перспективы. М.: Экономика, 2010. — 204 с
  11. Л.С., Дыльнов Г. В., Новичков И. В. Экономическая безопасность России в условиях социальной модернизации. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та" 1999. 20 с.
  12. П.А., Рогова Е. М., Соловейчик К. А. Управление развитием технологических ресурсов хозяйственных систем. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 2003. — 174 с.
  13. М.А. Организация ресурсного обеспечения инновационной деятельности вуза: Автореферат дис. на соиск. степ, кандидата эк. наук. М., 2007.
  14. Т.В., Тульчинский Г. Л. Фандрейзинг. Привлечениесредств на проекты и программы в сфере культуры и образования. СПб.: «Лань», 2010. 288 с.
  15. Е. Ума оплата: Подешевеют ли образовательные кредиты // Вечерняя Москва. 2006. № 51. 27 марта.
  16. Е.В. Институциональные конфликты в сфере высшего образования // Свободная мысль -XXI. -2005. № 11.- С.23−38
  17. Бизнес-образование: специфика, программы, технологии, организация / Под ред. С. Р. Филоновича. М.: ГУ ВШЭ, 2004. — 690 с.
  18. И. М., Гринь A.M. Система ресурсов в вузе как фактор его эффективного функционирования и развития // Экономика образования. -2007. -№ 1. с. 23−29.
  19. И.Я. Экономическая безопасность России: теория и практика. -М.: ИСПИ РАН, 2001. 348 с.
  20. В.А., Ефремова Н.Ф.Система оценки качества российского образования //Педагогика. -2006. -№ 1. -С.22−31.
  21. Н. Ректоры на грани срыва: Контроль над работой вузов станет жестче // Новые Известия. 2007. 28 февраля.
  22. Н.В. Институциональный подход к управлению. СПб., 2007. — 78 с.
  23. Ю.С., Глухов В. В., Федоров М. П. Экономика и организация управления вузом: Учебник. 3-е изд. — СПб.: Изд-во «Лань», 2004. — 608 с.
  24. Д.С., Пильников В. О. Институты и инновации в информационной экономике: Монография. Кострома, 2005.
  25. Н.П., Дзлиев М. И., Урсул А. Д. Безопасность и устойчивое развитие России. М.: МГУК, 1998. — 446 с.
  26. Г. С. Экономическая безопасность: Основные угрозы- Криминализация экономики- Внешнеэкономические аспекты. СПб.: Питер, 2007. — 384 с.
  27. Внутрифирменное управление материальными ресурсами / Благо даров A.B. и др. Саратов: Саратовский государственный социально-экономический университет, 2000. 280 с.
  28. М.В. О месте инноваций в образовании. // Высшее образование сегодня. -2005. -№ 5. -С. 45−49.
  29. М. Студенческие кредиты: международный опыт // Университетское управление: Анализ и практика. 2006. — № 3. — С. 36−41.
  30. В. А. Доступность блага «образовательные услуги высшего профессионального образования» в современной России // Экономика образования. 2010. — № 3. — С. 23−38.
  31. А. Вопросы безопасности экономики России. // Экономист. 1995. — № 10. — С. 44−50.
  32. П., Хасси Д- Анализ сильных и слабых сторон компании. М.: Вильяме, 2003. 368 с.
  33. Д.А. Стратегическое партнерство вуза и бизнеса: Опыт взаимодействия ВГУ и НЛМК // Вестник ВГУ. 2008. — № 2. — С. 42−45.
  34. В., Боровская М. Формирование процесса взаимодействия Южного федерального университета с бизнес-сообществом//Высшее образование в России, 2008. —№ 1. С. 22−27.
  35. А. Критерии экономической безопасности // Вопросы экономики. 1998. — № 10. — С. 35−59.
  36. Т.А., Гамидов Г. С. Инновационная экономика -стратегическое направление развития России в XXI веке // Инновации. -2003. -№ 1. с. 17−22.
  37. Ищук T. JL Трансформация содержания высшего образования в экономике знаний // Экономика образования. -2010. -№ 5. -С. 5−19
  38. B.C. Исходные концепции стратегического управления и их современная оценка // Российский журнал менеджмента. -2003. -Т. 1., № 1. -С.7−30.
  39. А. К., Петухова В. С. Экономика классического университета в переходный период // Университетское управление. -2005. -№ 6(39). -С. 66−70.
  40. Т.Д. Мифы, легенды и реальность российского высшего образования //Демоскоп Weekly. 2004. -№ 167−168.
  41. С.Г., Леонтьева И. П. Формирование и особенностиреализации образовательного кредита в РФ. СПб.:СПбГУЭиФ, 2006. -223 с.
  42. И.П. Конкурентоспособность учреждений высшего профессионального образования как фактор обеспечения экономической безопасности России // Вестник МГТУ. Труды Мурманского государственного технического университета. -2011. -№ 1. -Т. 14. -С. 183 186.
  43. И.П. Модель сопровождения деятельности высшего учебного заведениям системе развития экономического потенциала России // Российское предпринимательство. -2011. —3424(1). -С. 132−136.
  44. И.П. Фандрейзинг высшего учебного заведения как инструмент развития экономического потенциала России // Экономика и предпринимательство. -2011. -№ 3(20). -С. 45−50.
  45. Д.Дж., Монтгомери С. А. Конкуренция на основе ресурсов: стратегия в 1990-е гг. // Вестник СПбГУ. Сер.8 «Менеджмент». -2003. -Вып.4. -С. 186−208.
  46. Е.М. Стратегическое управление инновационной деятельностью высшего учебного заведения // Экономика образования. -2010.-№ 5.-С. 74−80
  47. Н. Кролики и удавы. Какие факторы угрожают экономической безопасности России // Экономическая безопасность. -2008. -№ 3. -С.25−40.
  48. Е.А. Конкурентные отношения и экономическая безопасность государства // Современная конкуренция. -2007. -№ 2. -С.50−57.
  49. Е.А. Развитие конкурентных отношений и экономическая стратегия государства. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. -383с.
  50. Я. Поточный метод // Ведомости. 2006. 13 ноября.
  51. Я.И. Образование в России. Что мы можем сделать? // Вопросы образования. -2004. -Т. 1. -С. 5−30.
  52. М. В., Дудченко Н. П. Проблемы становления системы частного инвестирования в высшее профессиональное образование // Университетское управление. -2003. -№ 3(26). -С. 61−68.
  53. М.В. Образовательное субсидирование в новоммеханизме финансирования высшего образования //Экономика образования. -2005. -№ 2. -С.23−40.
  54. A.A. Поддержка принятия инвестиционных решений в системе профессионального образовании. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. М., 2007.
  55. A.A., Лозовский Л. Ш., Райзберг Б. А. Финансовый словарь. М.: ИНФРА-М, 2008. 377 с.
  56. А.Ю. Анализ рынка образовательных услуг как основа разработки востребованности учебных программ // Бизнес образование. -2002. -№ 2. -С. 122−139.
  57. Д.С., Пугачев В. П. Механизм стабильного экономического роста // Экономическая наука современной России. -2001. -№ 4. -С. 52−57.
  58. А.Н. Парадоксы взаимодействия рынка образования и рынка труда // Педагогика. -2008. -№ 2. -С.33−39.
  59. М.Б. Образовательный кредит в России: Проблемы и перспективы. // Проблемы прогнозирования. -2007. -№ 3. -С. 137−147.
  60. В. А. Позиции вузов России в мировых рейтингах // Экономика образования. 2010. № 2. С. 47−73
  61. К. Экономика организаций. М.: ИНФРА-М, 1996. -160 с.
  62. Менеджмент технологических инноваций: Учеб. Пособие / Д. С. Евстафьев, H.H. Молчанов, О. В. Мотовилов и др.- Под ред. С. В. Валдайцева, H.H. Молчанова. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2003. — 336 с.
  63. М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента / Пер. с англ. М., 2004. 702 с.
  64. Ф. Стратегические альянсы элемент маркетинговых стратегий на рынке образовательных услуг // Маркетинг. -2006. -№ 4. (89). -С. 98−106.
  65. Г. Б. Коррупция в образовании: мифы и реалии нормативного правового характера // Педагогическое образование в России. -2010. -№ 2. -С. 149- 159.
  66. С. ВУЗ: составляющие конкурентоспособности // Человек и труд. -2007. -№ 11. -С. 79−81.
  67. A.B. Подходы России к проблемам безопасности на современном этапе // Социально-гуманитарные знания. -2007. -№ 3. -С.77−91.
  68. A.M., Зуев В. М. Опережающее образование в новой эпохе: Парадоксы. Наследия. Векторы развития. М.: Эгвес, 2000. — 272 с.
  69. В.П. Национальная экономическая безопасность: учебное пособие. М.: ГУУ, 1998. — 157 с.
  70. И.В. Университеты, рейтинги и рынок: институциональные эффекты ранжирований в поле высшего образования // Вопросы образования. -2010. № 1. -С. 25−42
  71. B.C. Экономическая безопасность: мирохозяйственные и внутренние аспекты // Внешнеэкономические связи. -1992. -Вып.8. -С. 5−18.
  72. В.Ю. Государственная политика модернизации образования: проблема доступности // Модернизация экономики: проблемы и перспективы: материалы международной, научной конференции. -СПб.: ОЦЭиМ, -2010. -С. 126 -128
  73. В.Ю., Ермаков Ю. В. Болонский процесс: все не так просто как кажется // Вестник Государственной полярной академии. -2006. -№ 6. -С.22−25
  74. В.Ю., Ермаков Ю. В. Человеческий капитал и ключевые компетенции ВУЗа (на примере Государственной полярной академии) // Проблемы современной экономики. Евразийский экономический журнал. -2008.-№ 1.-С. 121−123.
  75. H.A. Инновационность реформ образования в России: Методология исследования, оценка эффективности и рисков. -СПб.: Тесса, 2007. 390 с.
  76. С.Б. Роль образовательного кредита в повышении доступности высшего профессионального образования // Деньги и кредит. -2007. -№ 1. -С. 49−50.
  77. В.О. Институциональное обеспечение инновационного развития экономики: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Кострома, -2005. -22 с.
  78. В.М. Институциональные ловушки: есть ли выход? // Общественные науки и современность. -2003. -№ 3. -С. 5−16.
  79. В.М. Институциональные ловушки и экономические реформы // Экономика и математические методы. -Т.35. -1999. № 2. -С.З-40.
  80. T.JI. Образовательные кредиты в России: опыт, проблемы, перспективы // Экономика образования. -2009. -№ 3. -С. 41−49
  81. Практические рекомендации для общественных объединений по внедрению модели целевого капитала некоммерческих организаций / Под ред. С. А. Рубашкиной. М., 2007. 104 с.
  82. И.А., Андрущак Г. В. Образовательное кредитование: условия предоставления, спрос и кредит // Вопросы образования. -2009. -№ 3. -С. 76−93.
  83. .И. Сущность и содержание экономической безопасности // Проблемы современной экономики: Евразийский международный научно-аналитический журнал. -2008. -№ 4. -С. 144−148.
  84. A.B. Введение в научно-технический маркетинг. Основы маркетинга в сфере наукоемких технологий по Дейлу Карнеги. М.: Издательский дом «Руда и металлы», 2003. — 112 с.
  85. О. Пять способов улучшить финансирование университетов //Вестник высшей школы. -2000. -№ 3. -С. 3−11.
  86. Л.Э. Международное сопоставление оплаты труда преподавателей вузов // Экономика образования. -2010. -№ 1. -С. 102−106
  87. Е.М. Формирование и реализация механизмов технологического трансфера. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2005. — 191 с.
  88. Т.Д. Экономическая безопасность национального хозяйства: Теория, методология, формирование в России. Воронеж: ВГУ, 2003.-216 с.
  89. И.Б. Управление конкурентоспособностью высшего учебного заведения. Ульяновск: Средневолжский научный центр, 2005. -140 с.
  90. В., Кружалин В., Артюшина И., Шутилин В. Какпосчитать качество образования // Эксперт. -2008. -№ 4. -С. 76−79.
  91. В.А. Гуманитарное образование в России: мысли вслух // Вестник Московского университета. Сер. 20: Педагогическое образование. -2007. -№ 2. -С. 11−26.
  92. В.А. Стратегия развития высшей школы в новых социально-экономических условиях: лидерство, результативность, стабильность // Вестник Воронежского государственного университета. — Сер.: Проблемы высшего образования. -2009. —№ 2. -С. 6−12.
  93. В.А. Университеты на пути к новому качеству образования // Вестник Московского университета. Сер. 20: Педагогическое образование. -2009. -№ 1. -С. 3−15.
  94. С.М. Оценка эффективности инвестирования инновационных образовательных программ вуза: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономический наук. Красноярск, 2006.
  95. В. Стратегические цели и механизм обеспечения экономической безопасности // Проблемы теории и практики управления. -2009. -№ 3. -С.18−23.
  96. В. Экономическая безопасность как основа обеспечения национальной безопасности России // Вопросы экономики. -2001. -№ 8. -С.64−79.
  97. В.К. Как обеспечить экономическую безопасность России // Российская Федерация сегодня. -2007. -№ 6. -С. 36−37.
  98. Н.В., Кашник О. И. Инновационные процессы в системе профессионального образования: учебно-научно-производственные комплексы // Экономика образования. -2007. -№ 1. -С. 38−46.
  99. О.В. Стратегическое партнерство вузов и бизнеса в процессе подготовки специалистов // Экономика образования. -2009. -№ 6. -С. 75−82.
  100. О.В. Взаимодействие рынка образовательных услуг и рынка труда в индустриальную и постиндустриальную эпоху // Экономика образования. -2010. -№ 3. -С. 39−55.
  101. О. Экономический анализ образовательного кредитования / Государственный Университет Высшая Школа Экономики. Лаборатория институционального анализа экономических реформ. — М.: ГУ ВШЭ, 2007. — 48 с.
  102. Технологии современного фандрейзинга в социальной сфере / Под ред. Н. А. Пашкус. -СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена. 2008. -181 с.
  103. В., Ендовицикий Д. Эндаумент-фонды в системе высшего образования РФ // Высшее образование в России. -2007. -№ 11. -С. 9−17.
  104. Ш. Тетерина О.A. Foolproof. Научить или уличить? // Вопросы образования. -2009. -№ 1. -С. 280−288
  105. А.А., Стрикленд А. Д. Стратегический менеджмент: Концепции и ситуации для анализа. М.: Вильяме, 2005. — 928 с.
  106. Трансфер технологий: учебное пособие / В. В. Меньшиков, Д. А. Бобров, А. Л. Бирюков, А. В. Путилов. М.: РХТУ им. Д. И. Менделеева, 2006. — 143 с.
  107. Д. Поддержка студентов в Нидерландах //
  108. Университетское управление: Анализ и практика. -2006. -№ 3. -С. 90−93.
  109. Н.В., Пенчук Е. С., Мальцева Г. И. Организационно-экономический механизм и финансовое регулирование высшего профессионального образования. Новосибирск: СИФБД, 2002. -160 с.
  110. P.A. Управление конкурентоспособностью вуза // Высшее образование в России. -2006. -№ 9. -С. 37−38.
  111. Филонович С.Р. Life-long learning: последствия для высшей школы // Вопросы образования. -2009. -№ 4. -С. 55−66.
  112. Финансово-кредитный энциклопедический словарь / Под ред. А. Г. Грязновой. М., 2002. — 844 с.
  113. В.Г. Модернизация высшего образования в контексте выбора управленческих решений. СПб.: СПбГУ, 2008. — 264 с.
  114. A.A. Управление развитием ресурсного обеспечения научно-инновационной деятельности вуза: Автореферат дис. на соиск. уч. степ, кандидата эк. наук. М., 2006.
  115. JT.H. Ресурсы предприятия и их взаимосвязи // Обеспечение эффективного менеджмента хозяйствующего субъекта: Сб. науч. статей. Тамбов: Изд-во ТГГУ, -2003. -С. 96−103.
  116. М.С. Государственная политика модернизации образования: ожидания и результаты // Модернизация экономики: проблемы и перспективы: материалы международной научной конференции. -СПб.: ОЦЭиМ, -2010. -С. 151−152
  117. П. Технологическая и экономическая безопасность России: проблемы и решения // Проблемы теории и практики управления.2008.-№ 12. -С.116−122.
  118. П., Шулер Ф., Виллмс С. Ранжировние системы высшего образования: граждане и общество в эру знаний // Вопросы образования.2009. -№ 3. -С. 169−202.
  119. Экономическая безопасность России // Под ред. В. К. Сенчагова. -2е изд. М., -2005. — 896 с.
  120. Barr N., Crawford I. Financing Higher Education: Answers from the UK. L.: Routledge, 2005. 312 p.
  121. Chapman В., Ryan Ch. Income-contingent Financing of Student Charges for Higher Education: Assessing the Australian Innovation // The Welsh Journal of Education Special International Issue. -2002. -№ 11 (1). -P. 77−78.
  122. Johnstone B. The Economics and Politics of Income Contingent Repayment Plans. // The International Comparative Higher Education Finance and. Accessibility Project publications. 2001.
  123. Hill Т., Westbrook R: SWOT analysis: it’s time for a product recall // Long range planning. -1997. -Vol:30., -№ 1. -P.46−52.
  124. North D.C. Institutions and Economic Growth: An Historical Introduction/ World Development, Vol. 17. 1989. p. 1319−1332.
  125. Palacios M. Human Capital Contracts: Equity-like Instruments for Financing Higher Education. CATO Policy Analysis Paper. 2002. № 462.
  126. C., 2002. Higher Education in Sweden. Center for Higher Education Policy Studies higher education monitoring, October 2002.
  127. Vossensteyn J.J. Where in Europe Would People Like to Study?* The Affordability of Higher Education in Nine Western European Countries. // Higher Education, vol. 37. 1999. № 2. (Mar.), pp. 159−176.
  128. Valentin E.K. SWOT Analysis from Resurce-Based Viev // Jornal of Marketing. -2001. -Spring. -P. 54−69.
  129. Woodhall M. Student Loans in Higher Education (3): English-speaking Africa. Paris: International Institute for Educational Planning, 1991.
  130. Woodhall M. Student Loans in Developing Countries: Feasibility, Experience and Prospects for Reform // Higher Education. -1992. -№ 23 (4). -P. 347−356.
  131. Ziderman A. Alternative Objectives of National Student Loan Schemes: Implications for Design, Evaluation and Policy // The Welsh Journal of Education Special International Issue. -2002. -№ 11 (1). -P. 46.
  132. Аксаков А. Проблема управления кредитным рисков остается главным ограничителем развития системы образовательного кредитования
  133. Электронный документ. http://www.allcredits.ru/0−0/article/7948/
  134. Банк России. Официальный сайт Электронный ресурс. -http://www.cbr.ru
  135. С. И. Модели и индикаторы экономической безопасности отраслей национальной экономики Электронный документ. -http://www.cfin.ru/bandurin/article/sbrn02/03.shtml
  136. Н. Фонд целевого капитала должен поднять нашу науку. -Электронный документ. http://www.opec.ru/
  137. Выпускники раскрыли стоимость успешной сдачи Единых госэкзаменов Электронный документ. -http://www.newsru.com/russia/01jun2010/ egeprice. html
  138. Выступление Президента Российской Федерации В. В. Путина на Съезде ректоров России 06 декабря 2002 года Электронный документ. — http://www.school.edu.ru/news.asp?obno=6809.
  139. Госдума заявляет о проблемах вузов из-за недофинансирования // РИА Новости. Электронный ресурс. -http://www.rian.ru/politics/parlament/20 070 523/65984982.html
  140. Иванова-Гладилыцикова Н. «Мы будем писать то, что они хотят, чтобы мы думали» Электронный документ. -http://scepsis.ru/library/id2192.html.
  141. Коррупция в вузах: причины, разновидности и перспективы // Сайт «Капитала Страны» Электронный ресурс. — http://www.kapitalrus.ru/articles/article/174 089 (21.09.2009).
  142. Министерство финансов Российской Федерации. Официальный сайт Электронный ресурс. — http://www.minfin.ru/ru/ .
  143. Нуриева JL, Киселев С. Единый государственный экзамен и проблемы его анализа // Ученый совет. -2009. № 11. -С. 5−15.
  144. Д. ЕГЭ: получилось как всегда Электронный документ. — http://scepsis.ru/library/id2167.html
  145. С.Б. Стратегия для русского образования -Электронный документ. http://www.igstab.ru/materials/black/ PerEduZanzibar. htm
  146. Д.П. Влияние ЕГЭ на решение проблемы доступности высшего образования // ЭГО. -2010. -№ 2. Электронный документ. -http://ego.uapa.ru/issue/2010/02/12/
  147. Рейтинг государственных вузов по среднему баллу ЕГЭ-2010 -Электронный ресурс. — http://rian.ru/ratingsmultimcdia/20 100 902/ 271 380 235. html
  148. Федеральная служба государственной статистики. Официальный сайт Электронный ресурс. — http://www.gks.ru.
  149. В. (2003). Higher Education Finance and Accessibility -Tuition Fees and Student Loans in Sub Saharan Africa. Электронный документ. — http://www.gse.buffalo.edu/org/inthigheredfinance/ Johnstone%20Africa%20webpage.pdf
  150. SWOT анализ и стратегическое планирование Электронный ресурс. — http//www.swot-analisis.ru
  151. Мурманский государственный технический университет. Официальный сайт Электронный ресурс. — http://www.mstu.edu.ru/
  152. Южный федеральный университет. Официальный сайт -Электронный ресурс. http://www.rostov.rsu.ru/rsu-new/
  153. Сибирский федеральный университет. Официальный сайт -Электронный ресурс. www. sfu-kras.ru
  154. Фонд управления целевым капиталом ГУ ВШЭ Электронный ресурс. — http://endowment.hse.ru
  155. Рейтинг направлений приема в российские вузы (по среднему баллу ЕГЭ)
  156. Специальность (направление) Специальность (направление)
  157. Международные отношения 79,78 31. Экспертиза и управление недвижимостью 65,12
  158. Лечебное дело 74,29 32. Социальная работа 65,05
  159. Журналистика 74,01 33. Информатика 64,22
  160. Юриспруденция 73,99 34. Материалы. 63,94
  161. Политология 73,03 35. Педагогические (художественные) 63,77
  162. Теоретическая и прикладная лингвистика 72,77 36: Педагогические (гуманитарные) 63,7
  163. Востоковедение 72,6 37. Механика 63,4
  164. Регионоведение 71,22 38. Инноватика, менеджмент высоких технологий 63,93
  165. Иностранные языки 70,84 39. Информатика и вычислительная техника 61,94
  166. Экономика 70,80 40. Биология 61,43
  167. Статистика 70,47 41. Педагогические (филологические) 61,09
  168. История 69,87 42. Управление качеством 60,83
  169. Философия 69,45 43. Химия 60,49
  170. Бизнес-информатика 69,27 44. Нанотехника 60,23
  171. Реклама 69,21 45. Физкультура 59,84
  172. Книжное дело 69,06 46. Энергетика 59,81
  173. Архитектура 68,87 47. Геология 59,57
  174. Дизайн 68,76 48. Ядерных технологии и техническая физика 59,44
  175. Менеджмент 68,52 49. Автоматизация и управление 59,17
  176. Культурология, искусствоведение 68,84 50. Математика 59,07
  177. Компьютерная безопасность 68,16 51. Строительство 58,98
  178. Социология 67,91 52. Экология 58,92
  179. Документоведение 67,44 53. Химическая и биотехнология 58,01
  180. Сервис 67,14 54. Почвоведение 57,76
  181. Филология 67,08 55. Геология, горное дело, полезные ископаемые 57,62
  182. Коммерция, товароведение 66,83 56. Приборостроение, оптотехника, биомедицинская инженерия 57,41
  183. Культура и искусство 65,66 57. Электротехника 57,4
  184. Психология 65,55 58. Электроника, радиотехника 57,35
  185. Социокультурная деятельность 65,37 59. Геодезия, землеустройство 57,33
  186. Религиоведение 65,34 60. География 57,06
  187. Источник: Рейтинг государственных вузов по среднему баллу ЕГЭ-20Ю- Электронный ресурс. -http://rian.ru/ratingsmultimedia/20 100 902/271380235.html
  188. По методике ГУ ВШЭ включает в себя специальность (направление) «Химия, физика и механика материалов»
  189. Индикаторы экономической безопасности I категории и их пороговые значения82.
  190. Индикаторы Пороговые значения Значения в 2003 Значения в 2004 Значения в 2005 Значения в 2006 Значения в 2007 Значения в 2008 Значения в 2009
  191. Объем ВВП, млрд. руб. 21 800 29 200 (с 2005 г.) 13 285 17 048 21 625 26 903 33 111 41 668 39 100,7
  192. Сбор зерна, млн., т. 70 67,2 78,1 78,2 78,6 81,5 108,2 97,1
  193. Инвестиции в основной капитал, % ВВП 25 16,0 15,8 20Д 20,3
  194. Расходы на оборону, % ВВП 3 2,6 2,8 2,6 2,73 2,5 2,7 2?67
  195. Расходы на гражданскую науку, % ВВП 2 0,31 0,28 0,36 0,36 0,40 0,39
  196. Доля инновационной продукции во всей массе промышленной продукции, % 15 4,7 5,4 5,0 5,5 5,5 5,1
  197. Доля машиностроения и металлообработки в промышленном производстве, % 25 19,9 22,2 20
  198. Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума во всем населении, % 7 20,3 17,6 17,7 15,2 13,3 13,4 13,1
  199. Соотношение среднедушевых доходов 10% наиболее обеспеченного и 10% наименее обеспеченного населения, разы 8 14,5 15,2 15,2 16 16,8 16,8 16,7
  200. Отношение среднедушевых доходов к прожиточному минимуму, разы 3,5 2,43 2,8 3,2
  201. Уровень безработицы по методологии МОТ, % к экономически активному 5 8,4 8,2 7,8 7,1 6,6 8,7 9,2
  202. Уровень монетизации (М2), % ВВП 50 19,0 21,1 22/) 26,0 31,8 33,0 33,5
  203. Государственный внешний и внутренний долг, % ВВП 60 38 35,4 18,2 11,4 7,4 5,8 6,9
  204. Дефицит (-) / Профицит (+) федерального бюджета % ВВП -3 1,3 4,5 8,1 8,4 6,0 4,9 -6,3
  205. Уровень инфляции, % 125 112 111,7 110,9 109,0 111,9 113,3 108,8
  206. Объем золотовалютных резервов на конец года, млрд. долл. 40 76,9 125 182,2 303 478,8 427 441
  207. Объем средств Стабилизационного фонда (до 2008 г.), Объем (% ВВП) 500 млрд. руб83 0,8 зд 5,7 8,7 —
  208. Объем средств резервного фонда и фонда национального благосостояния, % ВВП — - - 11,6 15.9
  209. Доля продовольствия, поступившего по импорту, в общем объеме продовольственных ресурсов, % 25 44 40 37
  210. Отношение прироста запасов полезных ископаемых к объемам погашения их в недрах, % 125 меньше 100 > 100
  211. Из методологических пояснений Госкомстата
  212. А. Критерии экономической безопасности// Вопросы экономики. 1998. № 10. С. 45.
  213. В том числе: Ромащенко Т. Д. Экономическая безопасность национального хозяйства: Теория, методология, формирование в России. Воронеж, 2003, С. 69.
Заполнить форму текущей работой