Безопасность эксплуатации кузовов пассажирских вагонов при нормативных продольных соударениях
Диссертация
Анализ соударения кузовов с предложенными изменениями в целом показал эффективность предлагаемых решений. Зоны максимальных напряжений, а следовательно, и пластических деформаций оказываются локализованы в концевой части кузова вагона, время взаимодействия вагонов до полного поглощения энергии соударения возрастает приблизительно в два раза, что свидетельствует об уменьшении ускорений элементов… Читать ещё >
Содержание
- 1. АНАЛИЗ АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЙ ПАССАЖИРСКОГО ПОДВИЖНОГО СОСТАВА. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ
- 2. ПОСТРОЕНИЕ КОНЕЧНОЭЛЕМЕНТНЫХ МОДЕЛЕЙ КУЗОВА СКОРОСТНОГО ПАССАЖИРСКОГО ВАГОНА С ДВУХСЛОЙНОЙ ОБШИВКОЙ БОКОВЫХ СТЕН
- 2. 1. Обоснование конечноэлементной модели двухслойной обшивки
- 2. 2. Построение уточненной конечноэлелгентной модели кузова
- 2. 3. Особенности приближенной конечноэлементной модели кузова вагона
- 2. 4. Верификация расчетных схем МКЭ кузова
- 3. АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ ВНУТРЕННЕГО И НАВЕСНОГО ОБОРУДОВАНИЯ НА ДИНАМИЧЕСКУЮ НАГРУЖЕННОСТЬ КУЗОВА ПАССАЖИРСКОГО ВАГОНА ПРИ ПРОДОЛЬНЫХ СОУДАРЕНИЯХ
- 3. 1. Динамическая конечноэлементная модель кузова с внутренним и навесным оборудованием
- 3. 2. Оценка нагруженности кузова и зон крепления оборудования при продольных соударениях
- 4. УЧЕТ ПЛАСТИЧЕСКИХ ДЕФОРМАЦИЙ КОНЦЕВОЙ ЧАСТИ КУЗОВА ПАССАЖИРСКОГО ВАГОНА ПРИ ПРОДОЛЬНЫХ АВАРИЙНЫХ СОУДАРЕНИЯХ
- 4. ¡-.Методика учета пластических деформаций несущих элементов концевой части кузова пассажирского вагона при аварийных продольных соударениях
- 4. 2. Вариант возможного снижения негативных последствий аварийных продольных соударений вагонов отечественного подвижного состава
- 4. 3. Анализ влияния аварийных скоростей соударения при испытаниях пассажирских вагонов на деформации кузовов
Список литературы
- Руководство ИСО/МЭК 2:2004 (E/F/R). Стандартизация и смежные виды деятельности. Общий словарь. — ИСО, 2004. — 60 с.
- Технический регламент «О безопасности железнодорожного подвижного состава». Утвержден постановлением Правительства РФ от 15.07.2010 г. N 524. (вступает в силу с 2.08. 2013 г.)
- Взорван «Невский экспресс»: Электронный ресурс. // РосБизнесКансалтинг (RBC): новостной инернет-портал. 2009. 28 ноября. — URL: http://top.rbc.ru/ incidents/28/ll/2009/349 497.shtml.
- Авария поезда Москва Петербург Электронный ресурс. // РосБизнесКансалтинг (RBC): новостной интернет-портал. 2007. — 13 августа. — URL: http://top.rbc.ru/incidents/13/08/2007/l 13 063.shtml.
- Крупные аварии пассажирских поездов на железных дорогах РФ Электронный ресурс. // Дейта.ру: информационное агентство. 2007. — 29 ноября. — URL: http ://deita.ru/news/
- Крупнейшие катастрофы на железнодорожном транспорте //Коммерсантъ. № 80. 2004. — 6 мая. — С. 11.
- Нормы для расчета и проектирования вагонов железных дорог МПС колеи 1520 мм. (несамоходных). М.:ГосНИИВ — ВНИИЖТ, 1996.-319 с.
- Mayville, R. Crashworthiness Design Modifications for Locomotive and CaCar Anticlimbing Systems / R. Mayville, R. Stringfellow, K. Johnson, S. Landrum // US Department of Transportation, DOT/FRA/ORD-03/05. 2003. XIV, 86 c.
- Прочность подвижного состава при соударении// Железные дороги мира, 2000. № 4. — С.32−36.
- Комбинированный буфер с деформируемым элементом// Железные дороги мира, 2002. № 9. — С.50−54.
- Подвижной состав повышенной безопасности при столкновениях// Железные дороги мира, 2006. — № 4. — С.49−55.
- Азарченков, А.А. Разработка методики оценки аварийной нагруженности пассажирских вагонов при продольных соударениях: автореф. дис.. канд. техн. наук /А.А. Азарченков. Брянск: БГТУ, 2005. — 20 с.
- Гольдин, C.JI. Зарубежный опыт стандартизации для обеспечения безопасности пассажиров при авариях поездов/ C.JI. Гольдин // Железные дороги мира, 2010. № 2. — С.62−69.
- Погорелов, Д.Ю. Совершенствование динамических качеств подвижного состава железных дорог средствами компьютерного моделирования/ Д. Ю. Погорелов, Г. С. Михальченко, В.А. Симонов// Тяжелое машиностроение, 2003.-№ 12.-С. 2−6.
- Matej, J. Tracked mechanism simulation of mobile machine in MSC. ADAMS/View / J. Matej // Research in Agricultural Engineering, 2010. -Vol 56, P. 1−7.
- Van Lopik, D. W., Development of a multi-body computational model of human head and neck / D. W. Van Lopik, M. Acar // Proceedings of the Institution of Mechanical Engineers, Part K: Journal of Multi-body Dynamic. № 2. -Vol. 221. 2007.-P. 175−197.
- Chang K.-H. Motion Simulation and Mechanism Design with SolidWorks Motion 2009/ K.-H. Chang. 2010. — 134 p.
- Кузович, B.M. Динамическая нагруженность специализированных вагонов в криволинейных участках пути: автореф. дис. канд. техн. наук/ В. М. Кузович. М., 2010. — 24 с.
- Eichberger А., TMPT: multi-body package SIMPACK /А. Eichberger, G. Hofmann // Vehicle System Dynamics: International Journal of Vehicle Mechanics and Mobility, 2007. Vol. 45. — P. 207−216.
- Gilbert B. VAMPIRE® Opportunities for fast, optimised, railway simulations /В. Gilbert^/ AEA Technology Rail. UK, 2001. -P.l-12.
- Орлова, A.M. Влияние конструктивных схем и параметров тележек на устойчивость, ходовые качества и нагруженность грузовых вагонов: автореф. дис. д-ра. техн. наук/ A.M. Орлова: СПб., 2009. — 32 с.
- LS-DYNA, LS-OPT, LS-PrePost Applications & Capabilities сайт разработчика ПО. URL: http://www.ls-dyna.com/default.htm.
- Азарченков, A.A. Прогнозирование динамической нагруженности пассажирских вагонов при продольных соударениях / A.A. Азарченков, В.В. Коби-щанов, A.A. Юхневский// Тяжелое машиностроение, 2005. № 12. — С.25−27.
- Антипин, Д.Я. Выбор рациональных конструктивных решений и параметров рессорного подвешивания тележек пассажирских вагонов/ Д. Я. Антипин, В.В. Кобищанов// Справочник: инженерный журнал, 2009. -№ 10.
- Хусидов, В.В. Динамика пассажирского вагона и пути модернизации тележки КВЗ-ЦНИИ / В. В. Хусидов, A.A. Хохлов, Г. И. Петров, В. Д. Хусидов / Под ред. A.A. Хохлова. М.:МИИТ, 2001.-160 с.
- Бороненко, Ю.П. Разработка тележек грузовых вагонов с осевой нагрузкой 30 т/ Ю. П. Бороненко, A.M. Орлова // Сб. науч. статей Подвижной состав 21 века: идеи, требования, проекты. СПб.: ПГУПС, 2007. — С. 5−12.
- Павлюков, А.Э. Прогнозирование нагруженности ходовых частей грузовых вагонов повышенной грузоподъемности методами имитационного моделирования: автореф. дис. д-ра техн. наук / А. Э. Павлюков. — Екатеринбург: УрГУПС, 2002. 48 с.
- Мямлин, C.B. Улучшение динамических качеств рельсовых экипажей путем усовершенствования характеристик рессорного подвешивания: автореф. дис. д-ра техн. наук / C.B. Мямлин. — Луганск, 2004. 37 с.
- Зенкевич, О. Метод Конечных элементов в технике/ О. Зенкевич // Пер. с англ. под ред. Б. Е. Победри. М.: Мир, 1975 — 541с.
- Секулович, М. Метод конечных элементов/ М. Секулович // Пер. с серб. Ю. Н. Зуева- Под ред. В. Ш. Барбакадзе. — М.: Стройиздат, 1993. 664 с.
- MSC.Software сайт разработчика ПО.
- URL: http://www.mscsoftware.com/Contents/Products/CAE-Tools/Dytran.aspx.
- Рыбников, Е.К. Устройства безопасности головных вагонов/ Е. К. Рыбников, А. И. Алферов Электронный ресурс. // Материалы Российской конференции пользователей систем MSC, 2001. — URL: http://www.mscsoftware.ru/docimient/co .pdf.
- Никольский, E.H. Расчет несущих конструкций по методу конечных элементов/ E.H. Никольский. Брянск: БИТМ, 1982. — 99с.
- Антипин, Д.Я. Методика оценки усталостной долговечности сварных несущих конструкций вагонов/ Д. Я. Антипин, В.В. Кобищанов// Справочник: инженерный журнал, 2004. № 11. — С. 13−18
- Серпик, И.Н. Оптимизация несущих систем кузовов грузовых вагонов с использованием комплекса математических моделей/ И. Н. Серпик,
- A.И. Тютюнников// Тяжелое машиностроение, 2007. № 8. — С.25−28 .
- Лозбинев, В.П. О нормах проектирования кузовов грузовых вагонов/
- B.П. Лозбинев, Д. Г. Бейн, О.Н. Козлова// Железнодорожный транспорт, 2010. -№ 5. -С.60−61.
- Лозбинев, Ф.Ю. Оптимальное проектирование несущих конструкций кузовов вагонов/ Ф.Ю. Лозбинев// Тяжелое машиностроение, 2006. -№ 11. С. 18−22.
- Котуранов, В.Н. Нагруженность элементов конструкции вагонов/ В.Н. Коту-ранов, В.Д. Хусидов// Учебник для вузов. М.:Транспорт, 1991. — 238 с.
- Филиппов, В.Н. Результаты работ по повышению надежности цистерн для сжиженных углеводородных газов/ В. Н. Филиппов, А.Е. Скуратов// Транспорт Урала: научно-технический журнал, 2009. № 2 (21). — С.42−47.
- Бороненко, Ю.П. Расчёт узлов вагонов на прочность МКЭ/ Ю. П. Бороненко, A.B. Третьяков, Г. Е. Сорокин// Учебное пособие и руководство к использованию учебным пакетом программ. JL: ЛИИЖТ, 1991. — 39 с.
- Битюцкий, А. А. Разработка комплексного метода проектирования, расчета и испытания грузовых вагонов: автореф. дис. д-ра техн. наук/ A.A. Битюцкий. СПб.: ПГУПС, 1995. — 40 с.
- Лапшин, В.Ф. Прогнозирование прочности и долговечности вагонов для перевозки коррозионно-активных грузов: дис. докт. техн. наук /В.Ф. Лапшин. Екатеринбург: УрГУПС, 2003. — 413 с.
- Смольянинов, A.B. Нагруженность и методы расчета защиты при аварийных ситуациях котлов цистерны для опасных грузов: автореф. дис. д-ра техн. наук / А. В. Смольянинов. М., 1991. — 42 с.
- Ивашова, Т.В. Напряженно-деформированное состояние котлов цистерн с учетом воздействия коррозионно-активных грузов: автор, дис. канд. техн. наук/ Т. В. Ивашова. Екатеринбург: УрГУПС, 2003. — 22 с.
- Bubnov, V.M. Construction design and decision analysis of tank car/ V.M. Bubnov, S.V. Myamlin, A.A. Nikitchenko, D.T. Lavrenko// Proceedings of the 11th mini conf. on vehicle system dynamics, identification and anomalies. -Budapest, 2008. p. 301−308.
- Zobory, I. Longitudinal dynamics of train collision crash analysis / H.G. Reimerdes, E. Bekefi, J. Marsolek, I. Nemeth// Proceedings of 7th Mini Conf. on Vehicle System Dynamics, Identification and Anomalies. — Budapest, 2000.-P. 89−110.
- Рабинович, Б.А. Безопасность человека при ускорениях. Биомеханический анализ/ Б. А. Рабинович. М., 2007. — 208 с.
- Булычев, М.А. Моделирование системы пассажир-вагон в критических ситуациях / М. А. Булычев // Матер. «Ежегодной XVIII Международной Интернет-конференции молодых ученых и студентов по современным проблемам машиноведения» (МИКМУС), 2006. С. 11.
- Kirkpatrick, S.W. Evaluation of Passenger Rail Vehicle Crashworthiness/ S.W. Kirkpatrick, M. Schroeder, J. W. Simons // International Journal of Crash-worthiness, 2001.-Vol. 6. №. l.-P. 95−106.
- ГОСТ P 53 076−2008 (EH 12 663:2000) Рельсовый транспорт. Требования к прочности кузовов железнодорожного подвижного состава Текст. Введ. 2009 — 07 — 01. — М.: Стандартинформ, 2009. — IV, 8 с.
- РД 24.050.37−95 Вагоны грузовые и пассажирские. Методы испытаний на прочность и ходовые качества. М.: ГосНИИВ, 1995. — 102 с.
- Вершинский, С.В. Продольная динамика вагонов в грузовых поездах/ С.В. Вершинский// Труды ВНИИЖТ. Вып. 143. — М.: Трансжелдориздат, 1957.-262 с.
- Вершинский, С.В. Динамика вагона/ С. В. Вершинский, В. Н. Данилов, В.Д. Хусидов// Учебник для вызов ж.-д. тр-та./Под ред. С. В. Вершинского. -3-е изд. перераб. и доп. М.: Транспорт, 1991. — 360 с.
- Вершинский, С.В. Усилия и ускорения, возникающие при соударениях вагонов /С.В. Вершинский, А. В. Федосеев // Научн. тр. ЦНИИ МПС. — Вып. 105,1955.-С. 93−99.
- Расчет вагонов на прочность / Вершинский С. В. и др. изд. 2-е. под ред. JI.A. Шадура. М.: Машиностроение, 1971. — 432 с.
- Костина, Н.А. Уточнение характеристик нагруженности вагона продольными силами через автосцепку/ Н.А. Костина// Вестник ВНИИЖТ. № 4, 1981. — С.36−39.
- Солодков, С.П. Динамико-прочностные испытания алюминиевого кузова моторного вагона скоростного электропоезда ЭР-200/ С. П. Солодков // Вестник ВНИИЖТ, 1978. № 6. — С. 36−39.
- Солодков, С.П. Защита кабины машиниста и оборудование локомотива от разрушений при соударениях/ С. П. Солодков // Бюллетень технико-экономической информации. ЦНИИТЭИ МПС, 1970. — № 6. — С. 32−34.
- Солодков, С.П. Определение сил действующих на шкворневые узлы локомотивов при соударениях / С. П. Солодков. НИИИНФОРМТЯЖМАШ, ТМ, 5−71−4. — М., 1971. — С. 28−30.
- Солодков, С.П. Прочность буферных брусьев, шкворневых балок и боковин главной рамы кузова локомотива при продольном ударе/ С.П. Солодков// Тез. докл. первой респуб. конфер. молодых ученых железнодорожников. — Днепропетровск: ДИИТ, 1969. С.296−298.
- Солодков, С.П. Расчет элементов рам кузовов локомотивов на ударную нагрузку/ С. П. Солодков. НИИИНФОРМТЯЖМАШ, ТМ, 5−74−10. — М., 1974. -С.10−13.
- Солодков, С.П., Исследование при ударе в автосцепку нагруженности кузовов вагонов, изготовленных из стали и алюминиевых сплавов/ С. П. Солодков, В. М. Кондрашев // Воросы динамики и прочности тяг. подв. состава. -ВНИИЖТ.-М, 1996. -С.31−48.
- Кобищанов, В.В. Методика расчета продольных соударений пассажирских вагонов/ В. В. Кобищанов, A.A. Азарченков, Д. Ю. Расин // Вест. Восточ-ноукр. нац. ун-та. им. В. Даля. Луганск, 2004. — № 7. — С. 95−99.
- Иванов, A.B. Исследование по выбору рациональных параметров конструкции вагонов электропоезда при восприятии аварийных ударных нагрузок / A.B. Иванов // Научн. тр. ВНИИВ. Вып. 11, 1970. — С.43−64.
- Иванов, A.B. К вопросу защиты железнодорожных экипажей от разрушения при действии аварийных продольных нагрузок / A.B. Иванов // Межвуз. сб. научн. трудов. Вып. 195/24. — Днепропетровск, 1978. — С.21−24.
- Иванов, A.B. Применение антиаварийных амортизирующих устройств в электропоездах/ A.B. Иванов, С. П. Солодков // Вестник ВНИИЖТ. М., 1976. -№ 1.-С.31−35.
- Иванов, A.B. Совершенствование кузовов электровагонов/ A.B. Иванов, С. П. Солодков, Л. А. Манашкин. М.: НИИИНФОРтяжмаш, 1978. ТМ, — сер. 5. -Вып. 19,1978.-С.20−23.
- Rasin, D.U. Longitudinal collision modeling of cars in a train set/ D.U. Rasin, A.A. Azarchenkov, Y.V. Kobishanov // Proceedings of 7-th European conference of young research and science workers. Zilina (Slovak republic). — P. 17−20.
- Кеглин, Б.Г. Основные направления совершенствования амортизаторов удара подвижного состава железных дорог/ Б. Г. Кеглин, А. П. Болдырев // Справочник: Инженерный журнал. М., 2004. — № 11. — С.5−8.
- Костенко, H.A. Прогнозирование надежности транспортных машин/ H.A. Костенко. М.: Машиностроение, 1989. — 240 с.
- Костенко, H.A. О характере нагружения деталей вагонов продольными силами/ H.A. Костенко, Т. А. Миронова, C. JI Мишаков // Вестник ВНИИЖТ. М., 1986. — № 7. — С.43−44.
- Костенко, H.A. Статистические распределения продольных сил, действующих на подвижной состав через автосцепки и методы их определения/ H.A. Костенко, JI.H. Никольский // Труды БИТМ. Брянск, 1971. — Вып.24. — С.69−83.
- Никольский, JI.H. Исследование напряженного состояния вагона при ударных нагрузках/ JT.H. Никольский// Техника железных дорог, 1946. -№ 8−9.-С.19−22.
- Никольский, JI.H. О силах удара вагонов и поглощающих свойствах фрикционных аппаратов автосцепки/ JI.H. Никольский // Науч. труды БИТМ. -Вып. 11.- Брянск, 1949. С.54−64.
- Никольский, JI.H. Об ударных нагрузках, воспринимаемых вагонами на сортировочных горках/ JI.H. Никольский, H.A. Костенко H.A. // Вестник ВНИИЖТ. М., 1967. — № 1 — С.31−34.
- Никольский, JI.H. Особенности изменения сил и напряжений в конструкции вагона при ударах в автосцепку /JI.H. Никольский, М. А. Озеров, В.Г. Ду-денков // Вестник ВНИИЖТ. № 1. — М., 1962. — С.3−7.
- Расин, Д.Ю. Профилактика аварийных соударений/ Д. Ю. Расин //Мир транспорта. М, 2008. — С. 64−67.
- Селинов, В.И. Конструкция вагонов. Содержание, объем и оформление курсовой работы «Ударно-тяговые устройства"/ В. И. Селинов // Методические указания. Брянск: БГТУ, 1997. — 12с.
- Беспалько, C.B. Метод оценки условий пробоя котла цистерны при аварийной ситуации/ C.B. беспалько, H.A. Корниенко, Г. Ф. Чугунов // Вестник ВНИИЖТ. -№ 2. -М., 2001. С.31−36.
- Корниенко, H.A. К вопросу о моделировании маневрового соударения вагонов / H.A. Корниенко, Г. Ф. Чугунов, C.B. Беспалько // Вестник ВНИИЖТ. -№ 4.-М., 2000.-С.27−31.
- Панькин, H.A. Распределение продольных сил и ускорений в поезде при нелинейных упрго-вязких связях/ П. Т. Гребенюк, В. Я. Паршин, А.И. Тимо-щук А.И. // Вестник ВНИИЖТ. М., 1975. — № 2. — С.21−24.
- Пузанков, А.Д. Исследование напряженного состояния рамы макета кузова при ударе: дис. канд. техн. наук/ А.Д. Пузанков-М.: МИИТ, 1971.
- Пузанков, А.Д. Исследование характера распределения напряжений по элементам конструкции самоходных экипажей, вызванных ударом по автосцепке/ А.Д. Пузанков// Науч. тр. МИИТ. Вып. 329. — М., 1970. — С.66−87.
- Самсонов, Г. П. Эффективность систем аварийной амортизации скоростных поездов / Г. П. Самсонов, Ю. П. Бороненко, A.M. Орлова // Тез. докл. на научно-техн. конф. «Подвижной состав 21 века (идеи, требования, проекты)». — Санкт-Петербург, 1999. С. 74.
- Устич, П.А. Надежность рельсового нетягового подвижного состава/ П. А. Устич, В. А. Карпычев, М, Н. Овечников.// Учебник для вузов. М.: ИГ «Вариант», 1999.-416 с.
- Филиппов, В.Н. Исследование поведения вагонов при аварийном соударении / В. Н. Филиппов, Е. А. Радзиховский // Вестник. ВНИИЖТ. № 3. -М., 1994.-С.9−12.
- Блохин, Е.П. Динамика поезда / Е. П. Блохин, JI.A. Манашкин. М.: Транспорт, 1982.-222 с.
- Блохин, Е.П. Метод оценки динамических напряжений в конструкции вагона, возникающих при ударах через автосцепки/ Е. П. Блохин, A.B. Юрченко, Н. П. Янгулов //Труды ДИИТ. Днепропетровск, 1980. — Вып. 210/27. — С.3−13.
- Лазарян, В.А. Динамика транспортных средств. Избранные труды/ В. А. Лазарян. Киев: Наукова думка, 1985. — 528 с.
- Лазарян, В.А. О динамических усилиях, возникающих в упряжных приборах при трогании с места растянутых грузовых поездов / В. А. Лазарян //Труды ДИИТа. -Вып. XXV, 1956. С. 124−151.
- Оганьян, Э.С. Критерии несущей способности конструкций локомотивов в экстремальных условиях нагружения: дис. д-ра. техн. наук / Э. С. Оганьян.- М.: МИИТ, 2004. С. 389.
- Светлов, В.И. Технические решения по механике пассажирских вагонов. Методы обоснования/ В. И. Светлов. М.: Глобус, 2002. — 200 с.
- Анализ НДС двухслойной обшивки кузова пассажирского вагона модели 61−4170 в зоне стыка гофров. Науч: рук. Кобищанов В. В.: Отчет о НИР (заключительный). Брянск: БГТУ, 1997. — 24 с.
- Антипин, Д.Я. Прогнозирование усталостной долговечности и живучести сварных несущих конструкций пассажирских вагонов с учетом их нагруженно-сти при движении: дис. канд. техн. наук/ Д. Я. Антипин. Брянск. 2004. — 165 с.
- Рычков, С.П. MSC. visualNastran для Windows/С.П. Рычков. М: НТ Пресс, 2004.-212 с.
- Высоцкий, A.M. Несущая способность межоконного простенка кузова пассажирского вагона с двухслойной обшивкой/ А. М. Высоцкий, В. В. Кобищанов, А. А. Милакова, И. Н. Серпик, А.А. Юхневский// Механика вагонов. -Брянск: БГТУ, 1998. С.70−82.
- Отчет о научно-исследовательской работе по теме 00.00.1.041/1. «Исследование прочности измененной конструкции кузова вагона модели 61−4170 при статическом приложении нагрузок». Тверь: ТИВ, 2000. — 102 с.
- Tyrell, D. Train-to-Train Impact Test: Analysis of Structural Measurements/, D. Tyrell, K. Severson, A.B. Perlman, R. Rancatore // American Society of Mechanical Engineers, Paper No. IMECE2002−33 247. November 2002. — P. 109−115.
- Wolter, W. Impact of SAFETRAIN results on new European standard of crashworthiness of rail vehicles/ W. Wolter // Proceedings of the 3rd International Symposium on Passive safety of rail vehicles. Berlin. — 21−22 March 2002.
- Sajdak, J. Modeling longitudinal damage in ship collisions / J. Sajdak,
- A.J. Brown//Report SSC-437/SR-1426, Ship Structure Committee, 2004. P. 29−30.
- Anti-climbing mechanism: 49CFR238.205 (Passenger equipment safety standards). USA.
- Коломийченко, B.B. Автосцепное устройство подвижного состава/
- B.В. Коломийченко, Н. А. Костина, В. Д. Прохоренков, В. И. Беляев. М.: Транспорт, 1991. — 232 с.