При всей значимости «природных качеств» человека, необходимости учета их в процессе социального развития не следует забывать, что сущность личности социальная. Маркс писал: «…сущность „особой личности“ составляет не ее борода, не ее кровь, не ее абстрактная физическая природа, а ее социальное качество» .
Как же формируется «социальное качество» человека, его социальные характеристики? Человек не рождается личностью, он ею становится, усваивая общественный опыт. Характер развития человеческого индивида в личность зависит от общества. Условием формирования и развития личности является ее реальная социальная деятельность, выполнение человеком определенных функций в обществе. Все люди в чем-то похожи друг на друга. И это позволяет говорить о человеке вообще, рассуждать о его чертах, особенностях поведения и т. п. Однако ни один конкретный человек не является обезличенным «человеком вообще». Каждый несет в себе что-то, что делает его уникальным, исключительным, т. е. человеком, обладающим индивидуальностью. Именно такой человек входит в организацию, именно такой человек выполняет определенную работу и играет определенную роль в организации, именно таким человеком нужно управлять, помогая ему раскрыть и задействовать свой потенциал в решении задач организации, создавая необходимые условия для его успешной работы, взаимодействия с организационным окружением и решения собственных жизненных проблем.
Анализируя процесс формирования личности, важно разграничить следующие аспекты:
— процесс становления личности, достижения ею социальной зрелости;
— вхождение человека в определенную социальную среду и дальнейший процесс ее существования и развития в определенном обществе.
В первом случае речь идет о развитии ребенка в процессе общественного обучения и воспитания, в ходе которого он усваивает человеческие формы деятельности и отношений, нормативы и ценности общественного сознания, необходимые ему для того, чтобы он достиг социальной зрелости и стал способным к выполнению определенных общественных функций. Во втором имеются в виду социальные условия существования, деятельности и развития взрослого человека.
Цель данной работы изучены социальных характеристик личности, для достижения этого, в первую очередь необходимо ответить на вопрос: «Какие виды деятельности или социальные функции наиболее существенны для формирования социальных качеств человека?» Ведь не секрет, что, выполняя общественные функции, человек формируется разными гранями своей личности: как труженик, как хозяин-организатор и исполнитель, как гражданин, как семьянин, потребитель, воспитатель и воспитуемый, как субъект познания, общения, досуга и т. п.
При этом надо иметь в виду, что деятельность личности в социуме это не вообще комплекс всех видов общественной практики, а те виды деятельности, в которых человек принимает более или менее активное личное участие.