Актуальность темы
исследования обусловлена, прежде всего, тем, что невозможно обеспечить международную и национальную экологическую безопасность, не гарантировав каждому человеку определенные права в области охраны окружающей среды. В настоящее время проблемы охраны окружающей среды не ограничиваются рамками отдельных стран и регионов, а приобрели глобальный характер. В мире сложилась такая ситуация, когда само развитие человеческой цивилизации ставит выживание человека под реальную угрозу экологической катастрофы. Поэтому проблемы экологической безопасности могут быть решены совместными усилиями государств и неизбежно требуют международного сотрудничества, совместных согласованных действий государств и международных организаций.
Охрана окружающей среды — это комплексная проблема, которая решается на глобальном, региональном и национальном уровнях. Международной защите подлежат атмосфера, акватория Мирового океана, пресноводные ресурсы и недра.
Охрана окружающей среды со всеми ее природными и социальными компонентами прежде всего является задачей внутригосударственного права отдельных стран. В настоящее время во всех странах существует развитое национальное законодательство по охране природы и окружающей среды. Так, в России действуют земельный, водный кодексы, законодательство о недрах, о здравоохранении, об охране природы и рациональному использованию природных ресурсов, по защите Каспийского, Черного и Азовского морей, бассейнов рек Волги и Урала, по сохранению богатств озера Байкал.
Однако, несмотря на развитую систему национального природоохранного законодательства, возникает необходимость международного сотрудничества в этой сфере в целях сохранения окружающей среды. Следовательно, необходимо взаимообусловленное развитие двух направлений нормативной регламентации охраны окружающей среды — государственно-правового и международно-правового.
Под международно-правовой охраной окружающей среды следует понимать совместные мероприятия государств по предотвращению загрязнения атмосферы, вод Мирового океана и его недр, международных рек, космического пространства и других частей биосферы, имеющих международный характер, а также по охране и рациональному использованию растительного и животного мира. Соответственно, государства обязаны не допускать в пределах своих государственных границ таких действий, которые оказывают вредное влияние на внешнюю среду вне территории данного государства, загрязняют воздух, воды и почву территорий, не находящихся под суверенитетом какого-либо государства, или наносят вред окружающей среде в пределах другого государства. Этими принципами и должны руководствоваться государства, осуществляющие двустороннее и многостороннее сотрудничество в деле охраны окружающей среды.
Таким образом, цель данного исследования состоит в проведении анализа принципов обеспечения соблюдения конституционных прав и свобод человека.
Для достижения поставленной цели в работе были разрешены следующие задачи:
1) рассмотреть особенности правового регулирования экологических прав человека;
2) проанализировать принципы обеспечения соблюдения экологических прав человека;
3) определить систему международного сотрудничества в области охраны окружающей среды;
4) рассмотреть меры эколого-правовой ответственности.
1. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ
ПРАВ ЧЕЛОВЕКА
Международное право охраны окружающей среды представляет собой совокупность норм и принципов, призванных регулировать международные отношения в сфере защиты окружающей среды в целях охраны и рационального использования природных ресурсов.
Международное сотрудничество проявляется в двух направлениях:
1) создание норм, призванных защищать отдельные природные объекты;
2) осуществление надзора за тем, чтобы та или иная деятельность государства или международной организации происходила с учетом последствия данной деятельности для окружающей среды, и по возможности, предотвращала и сокращала вред от осуществления этой деятельности.
При этом, к объектам международно-правовой охраны относят: водные ресурсы, атмосферу, экосистемы, Антарктику и почву.
Первым историческим документом в области международно-правовой охраны животного мира принято считать Парижскую Конвенцию 1902 года, посвященную проблеме охраны птиц, полезных для сельского хозяйства. Современная система международной охраны окружающей среды зародилась в 1972 г. на Конференции ООН, прошедшей в Стокгольме, некоторые международные экологические соглашений, в частности, по загрязнению морской среды, были подписаны еще до этой конференции. Однако именно после Стокгольмской конференции произошел всплеск правотворческой активности на национальном и международном уровнях.
«Стокгольмская конференция привела к созданию ЮНЕП (Программа ООН по окружающей среде). Сегодня эта организация выполняет административные функции по семи крупным конвенциям, а также множеству региональных соглашений. Зачастую ее называют «экологической совестью» ООН.
В 1985 г. ООН создала Всемирную комиссию по окружающей среде и развитию, которая в 1987 г. издала доклад «Наше общее будущее», где впервые сформулирована концепция устойчивого развития, целью которого является улучшение условий жизни человека, достигаемое в гармонии с природой.
В 1992 г. в Декларации по окружающей среде и развитию ООН провозгласила основные принципы экологического права.