Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Словообразование глаголов в лакском языке

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Актуальность исследования. В дагестанском языкознании за последние десятилетия возрос интерес к изучению различных проблем словообразования. Это прежде всего касается инвентаризации средств словообразования, выявления структурных типов сложных слов, способов словообразования по разным частям речи. Однако проблема углубленного изучения производных и сложных слов остается актуальной задачей… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Общая характеристика работы
  • 2. Из истории изучения словообразования глаголов в лакском языке
  • ГЛАВА I. Общие вопросы теории словообразования
    • 1. Словообразование и его отношение к другим лингвистическим дисциплинам
    • 2. Основные понятия словообразования
    • 3. Способы образования слов в лакском языке
    • 4. Некоторые проблемные вопросы лакского глагольного словообразования
      • 4. 1. Производность/непроизводность, членимость/нечленимость
      • 4. 2. Морфонологические процессы и реинтерпретация морфем
      • 4. 3. Проблема тождества слова: слово и словоформа
        • 4. 3. 1. Категория вида глагола
        • 4. 3. 2. Категория наклонения
        • 4. 3. 3. Категория времени
        • 4. 3. 4. Категория эвиденциальности
        • 4. 3. 5. Категория полярности
        • 4. 3. 6. Категория класса
        • 4. 3. 7. Категория лица и числа
    • 5. Аналитические глагольные конструкции
      • 5. 1. Аналитические словоформы глагола
      • 5. 2. Аналитические лексико-грамматические структуры
        • 5. 2. 1. Категория фазовости
        • 5. 2. 2. Интенсивный способ глагольного действия
        • 5. 2. 3. Направленный (векторный) способ глагольного действия
      • 5. 3. Аналитические способы выражения залоговости
        • 5. 3. 1. Аналитический транзитов
        • 5. 3. 2. Аналитический каузатив
  • ГЛАВА II. Непроизводные и аффиксально-производные глаголы
    • 1. Непроизводные глаголы
      • 1. 1. Исходная форма глагола
      • 1. 2. Типы глагольных основ
      • 1. 3. Корень глагола
        • 1. 3. 1. Согласные в составе корней
        • 1. 3. 2. Корни осложнённой структуры
        • 1. 3. 3. Роль гласных в стуктуре корня
    • 2. Простые производные глаголы
      • 2. 1. Глагольное словообразование и типы номинации
      • 2. 2. Префиксально-производные глаголы
      • 2. 3. Суффиксально-производные глаголы
  • ГЛАВА III. Сложные глаголы. Фразеоглаголы
    • 1. Проблема сложных глагольных номинаций
    • 2. Сложные глаголы
      • 2. 1. С ложные глаголы модели «звукоподражательная основа + вспомогательный глагол»
        • 2. 1. 1. Звукоподражательные и звукосимволические комплексы в составе сложных глаголов
        • 2. 1. 2. Сложные глаголы модели «звукоподражательная основа + т1ун / учин»
        • 2. 1. 3. Сложные глаголы модели «звукосимволическая основа + бик1ан / битан»
      • 2. 2. Сложные глаголы с нейтральной основой
      • 2. 3. Сложные глаголы модели «атрибутивная основа + вспомогательный глагол»
      • 2. 4. Сложные глаголы модели «атрибутивная основа + глаголы хъун и бан»
      • 2. 5. Сложные глаголы с другими глагольными компонентами
      • 2. 6. Сложные глаголы модели «числительное + вспомогательный глагол»
    • 3. Фразеоглаголы
  • ЗЛ.Фразеоглаголы и глагольные фразеологизмы
    • 3. 2. Фразеоглаголы модели «сущ. в им. п. + глаголы хъун и бан»
    • 3. 3. Фразеоглаголы модели «сущ. в род. п. + глаголы хъун и бан»

Словообразование глаголов в лакском языке (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

1. Общая характеристика работы.

Актуальность исследования. В дагестанском языкознании за последние десятилетия возрос интерес к изучению различных проблем словообразования. Это прежде всего касается инвентаризации средств словообразования, выявления структурных типов сложных слов, способов словообразования по разным частям речи. Однако проблема углубленного изучения производных и сложных слов остается актуальной задачей современных исследований. Многие вопросы дагестанского словообразования остаются на уровне 50−60-х годов, хотя отечественное и зарубежное языкознание за эти годы выработало новые подходы к вопросам словообразования, дериватология выделилась как отдельная отрасль лингвистики. Остаются нерешенными такие вопросы, как:

• определение синхронной производности или непроизводности слова;

• проблема разграничения аффиксально-производных и сложных слов, сложных слов и синтаксических единиц;

• определение словообразовательных значений производных и сложных слов.

Эти вопросы остаются актуальными и для лакского языкознания. Актуальность вопроса связана и с прикладным значением: нормализацией письменной речи, связанной с вопросами правописания сложных слов.

Объектом исследования данной работы является глагольная лексика лакского языка в её отношении к словообразованию и словоизменению.

Предмет исследования — словообразование глаголов. Первообразных, или непроизводных, глаголов в лакском языке немного. Аффиксальные способы словообразования в сфере глагольной лексики непродуктивны. В связи с этим нет и прямых заимствований глаголов из других языков.

Основным способом обогащения глагольной лексики является семантическая деривация, т. е. развитие производных значений, и образование сложных глаголов и регулярных глагольно-именных устойчивых словосочетанийфразеоглаголов.

Целью работы является системное исследование путей и способов обогащения глагольной лексики лакского языка, выявление мотивационной базы дериватов и средств деривации, определение способов словообразования, анализ словообразовательных типов и словообразовательных значений с точки зрения их продуктивности и регулярности.

Задачи исследования. Поставленные цели предусматривают решение следующих конкретных задач:

1. Исследование возможности приложения к лакскому языку исходных теоретических положений современной лингвистики в области словообразования и рассмотрение лакского глагольного словообразования с этих позиций.

2. Определение критериев разграничения производных и сложных глаголов, с одной стороны, и глагольных форм, синтетических и аналитических — с другой.

3. Выявление критериев разграничения сложных глаголов и фразеоглаголов.

4. Выявление аффиксально-производных и сложных глаголов, типов. мотивирующих основ и их сочетаемости с вспомогательными глагольными компонентами.

5. Структурно-семантическая классификация типов сложных глаголов и определение их словообразовательных значений.

Эти вопросы рассматриваются в синхронном плане, с точки зрения современного состояния лакского языка. При этом ведется наблюдение над тенденциями и перспективами развития языка в плане словообразования.

Методы исследования. В работе использованы методы синхронного словообразовательного анализа, опирающегося на сопоставление двух основ: производной и производящей. Композиты подвергаются компонентному анализу. Одним из важнейших принципов синхронного словообразовательного анализа является его нормативный характер, поэтому привлекается материал литературного языка. В описании системы лакского словообразования учитывается опыт составления описательных грамматик других языков, прежде всего — русского.

Рабочая гипотеза работы состоит в том, что сравнительно небольшое количество первообразных глаголов и неразвитость аффиксальных средств словопроизводства должны компенсироваться другими регулярными средствами номинации глагольных понятий. Выявлению этих средств и посвящена наша работа.

Научная новизна предлагаемой работы состоит в возможно более полном рассмотрении вопросов словообразования глаголов лакского языка. Предпринимается попытка приложить методы анализа современной лингвистики к материалу лакского языка и выявить особенности словообразования глаголов в исследуемом языке. На основе анализа мотивирующих основ и средств словообразования выявляются словообразовательные значения, уточняются способы словообразования. Выявлены, например, структурные особенности и семантические возможности звукоподражательных основ, типология значений таких образований. Предлагаются критерии разграничения слова и формы слова, производного и непроизводного глагола, сложного глагола и фразеоглагола.

Степень разработанности темы. Хотя вопросы словообразования глаголов издавна находятся в поле зрения исследователей лакского языка (С.М. Хайдаков, И. Х. Абдуллаев, Г. Б. Муркелинский, З. Г. Муркелинская, Г. Т. Бурчуладзе и др.), однако многие проблемы синхронного словообразования в сфере глагольной лексики остаются нерешёнными с позиций современного языкознания. В лакском языкознании требуют теоретической разработки вопросы лексикографирования глагольных номинаций. Требуют уточнения вопросы глагольного словообразования и формообразования, что связано и с проблемой разграничения сложных глаголов и аналитических форм в словоизменительной парадигме глагола. Вопросы глагольного словообразования специальному монографическому исследованию, можно сказать, ещё не подвергались. Хотя работа Г. Т. Бурчуладзе называется «Глагольное словообразование в лакском языке», однако в ней рассматриваются вопросы образования форм глагола, в том числе вербоидов — причастия, деепричастия, масдара.

Методологической и теоретической основой исследования являются положения по проблемам словообразования, высказанные в трудах JI.B. Щербы, В. В. Виноградова, Г. О. Винокура, А. И. Смирницкого, И. С. Улуханова, Е. С. Кубряковой и других известных языковедов. Мы опирались также на работы С. М. Хайдакова, И. Х. Абдуллаева, Г. Б. Муркелинского, З. Г. Абдуллаева, Г. Т. Бурчуладзе, Р. И. Гайдарова, Е. А. Кибрика, Д. С. Самедова и других исследователей дагестанских языков.

Материалом исследования послужила глагольная лексика, извлечённая путём сплошной выборки из орфографического словаря лакского языка И. Х. Абдуллаева (2005 г.).

Теоретическая значимость диссертационной работы состоит в том, что результаты проведенного исследования являются определенным вкладом в изучение вопросов лакского словообразования, особенностей глагольной номинации в лакском языке, разработку критериев разграничения единиц словообразовательного и словоизменительного уровней.

Практическая ценность работы заключается в том, что его основные выводы, фактический материал, приложение, где представлено около 1000 композитов и фразеоглаголов, могут быть использованы при составлении академических грамматик и учебных курсов современного лакского языка, школьных учебников и учебно-методических пособий, составлении толковых и орфографических словарей. Мы надеемся, что собранный материал послужит основой и для уточнения некоторых орфографических правил (слитное, полуслитное, раздельное написание слов и морфем).

На защиту выносятся следующие положения:

1. Общепарадигматической основой непроизводного (первообразного) глагола в лакском языке является основа перфектного инфинитива, в составе которой выделяется корень и тематический гласный основы. Переменный классный показатель, выполняющий функцию маркировки ядерных актантов глагола, в состав основы не входит.

2. Фонетическая структура большинства глаголов соответствует моделям СГС (неклассные глаголы) и ГС (классные глаголы). В части лексем данная структура осложнена вставными элементамиру-, -ри-, -лу-, которые не поддаются семантизации на синхронном уровне.

3. Все формы словоизменительных грамматических категорий, в том числе и аналитические формы, а также нефинитные формы глагола относятся к словоизменению, а не к словообразованию, как это представлено в некоторых работах (Г.Б. Муркелинский, Г. Т. Бурчуладзе).

4. Корреляты лексико-грамматических категорий глагола (непереходные, переходные, каузативные глаголы, аналитические способы глагольного действия) скорее тяготеют к словообразованию, чем к формообразованию.

5. Аффиксальное словообразование в лакском языке ущербно. Наблюдается немногочисленная группа глаголов с префиксоидами, при этом значение таких формантов не всегда чётко определяется. В качестве суффиксальных элементов могут быть выделены корневые согласные глаголов т1ун, учин (оьет1ун, оьвчин) и глагола ххан (к!ялаххан, нигъаххан), поскольку только они сохраняются во всех парадигматических формах производных лексем.

6. Основным способом образования наименований глагольных понятий является сложение. Сложными являются глаголы, образованные путём сочетания несамостоятельных (нейтральных) основ с вспомогательными глаголами. Традиция слитного или раздельного написания таких конструкций не является критерием для разграничения сложных (пишущихся слитно) и сложносоставных (пишущихся раздельно) единиц, поскольку сами критерии не обладают объясняющей силой.

7. Семантика сложных глаголов зависит от типа неглагольного компонента, выступающего в функции мотивирующей основы, и семантики вспомогательного глагола, выполняющего роль словообразовательного суффикса, о чём красноречиво свидетельствуют русские переводы. В качестве вспомогательных глаголов используются глаголы звучания учин /т1ун, глаголы позиции бик1ан /битан, глаголы возникновения и творения хъун /бон, глаголы движения лагаи, буккан. Первыми компонентами сложных глаголов являются нейтральные основы, к которым относятся звукоподражательные и звукосимволические комплексы, морфологически несамостоятельные заимствованные основы, основы с качественным значением («краткие прилагательные»).

8. Особую группу составляют аналитические глаголы, или фразеоглаголы, которые занимают промежуточную позицию между сложными словами и фразеологическими словосочетаниями и состоят из сочетания преимущественно глаголов хъун и бан с существительными.

Апробация работы. Основные положения диссертации обсуждались на ежегодных научно-практических конференциях и опубликованы в тематических сборниках в виде статей. Результаты исследования докладывались на заседаниях кафедры дагестанских языков Дагестанского государственного университета и изложены в 6 научных публикациях, в том числе и в реферируемом журнале «Вестник АГУ» (Адыгейский государственный университет, г. Майкоп, 2009).

Структура работы определена составом исследовательских задач и состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованной литературы и приложения. Общий объём работы составляет 147 страниц.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Изученный в ходе выполнения работы теоретический материал и рассмотренный фактический материал лакского языка позволяет сделать некоторые выводы и обобщения по особенностям глагольной лексики лакского языка.

1. Словарной формой, содержащей общепарадигматическую основу глагола, является перфектный инфинитив трёхвидовых глаголов и инфинитив одновидовых глаголов.

2. Общепарадигматическая основа глагола является связанной и включает в себя корень глагола и тематический гласный основы. Переменный классный показатель, маркируя в глаголе класс ядерных актантов предложения, выполняет функцию флексии и не входит в состав основы глагола.

3. Корень лакского глагола является связанным и проницаемым. Фонетическая структура корней неклассных глаголов соответстует модели СГС, а классных глаголов — ГС. Редко встречающиеся стечения согласных в конце корня свидетельствуют об опрощении основ сложных по происхождению глаголов (бахчин, бяхч1ан и под.). Некоторые корни осложнены внедрёнными в корень сочетаниямилу~, -ру-, -ри-, которые на синхронном уровне не выполняют функцию морфем.

4. Формы грамматических категорий лакского глагола, в том числе и аналитические, входят в словоизменительную парадигму каждого глагола, представленного словарной формой, и не относятся к словообразованию. Только коррелирующие между собой лексемы семантико-синтаксических категорий классифицирующих категорий переходности/непереходности и каузативности пребывают в области словообразования. Промежуточным статусом между словообразованием и словоизменением обладают аналитические образования, относящиеся к способам глагольного действия. Фазисные значения и способы их образования, в связи с регулярностью их образования и единством грамматических средств образования, тяготеют больше к формообразованию.

5. Простых производных (аффиксально-производных) глаголов в лакском языке мало. Превербы для лакского языка не характерны. Немногочисленные препозитивные элементы характеризуются как превербоиды. Однако размытость собственной семантики этих элементов и слитность семантики всего образования не позволяет считать такие единицы полноправными префиксами и приводит к их противоречивой характеристике то как простых производных глаголов, то как сложных глаголов. Суффиксация занимает ещё более ограниченное место в глагольном словообразовании. Отмечены случаи грамматикализации глаголов т1ун и ххан как словообразовательных суффиксов (аът1ун, къавт1ун, к1ялаххан).

6. Все глаголы, образованные сложением двух компонентов —. нейтральной основы и вспомогательного глагола определённой семантики — могут быть отнесены к сложным глаголам независимо от практики их написания.

К нейтральным основам отнесены единицы, которые не обладают самостоятельным словным статусом, или такой статус которых ограничен. Такими основами являются: а) звукоподражательные и звукосимволические основыб) заимствованные основы, не получившие статус слова и являющиеся связанными основами сложных глаголовв) «краткие прилагательные», свободное употребление которых в именных словосочетаниях ограничено и доминирующей функцией которых является функция мотивирующей основы для образования основных «лексических» частей речи — прилагательных, наречий, глаголов, существительных.

В роли глагольного («оглаголивающего») компонента выступают глаголы речи и звучания учин /т1ун, глаголы позиции бик1ан и битан и глаголы возникновения и сотворения хьун и бан. Реже встречаются глаголы движения буккан и лаган. Сочетаясь с соответствующими нейтральными основами, эти глаголы образуют регулярные ряды сложных слов, аналогичные словообразовательным типам.

7. Глаголы звучания учин /т1ун сочетаются с нейтральными звукоподражательными и звукосимволическими основами, образуя глагольные номинации разной семантики: глаголы звучания, речи, физиологических состояний, движения, светообозначения, действия.

Звукосимволические нейтральные основы в сочетании с глаголами позиции бик1ан и битан образуют номинации со значением внешнего вида, позы. С качественными основами сочетаются глаголы возникновения и сотворения хъун и бан, образуя соответственно единицы с непереходным и переходным значениями, образуя глаголы, обозначающие возникновение и каузацию признака.

8. Глагольно-именные, регулярно образующиеся устойчивые словосочетания, в состав которых входят раздельно оформленные компоненты существительных в форме именительного или родительного падежа и глаголы возникновения хъун и сотворения бан, занимают промежуточное положение между словами и словосочетаниями. Цельность значения, регулярность образования по одной и той же модели и при помощи одних и тех же грамматических средств (вспомогательных глаголов) роднит такие сочетания со словами, а раздельная оформленность именных компонентов и синтаксичесая связь компонентов роднит их со словосочетаниями.

Именные основы в форме родительного падежа близки к качественным основам, у них нет аналогичных глаголу значений родительного падежа (субъекта, объекта), их значения идиоматичны.

Подобные образования, в отличие от сложных глаголов, названы нами фразеоглаголами вслед за другими исследователями дагестанских языков.

9. Номинативную функцию выполняет и множество фразеологических сочетаний. Но их образование не носит регулярного характера. Они образуются не вокруг типизированных основ и при помощи одних и тех же вспомогательных глаголов. Чаще всего «основой» целого гнезда фразеологизмов выступает имя, сочетающееся с глагольными компонентами разной семантики. Например, существительное дак! 'сердце' образует «гнездо» фразеологизмов: дак1 дац1ан 'обрести уверенность' дак1 диян 'решиться на что-л.' дак1 дуккан 'разочароваться, потерять интерес, расположение к комулибо, чему-либо.' дак1 гъагъан*испытывать горечь' дак1нин багьан 'вспомнить' дак1ния буккан 'забыть' дак1ниц1 бац1ан 'не выходить из сердца' дак1нил ласун’полюбиться' дак1нин щун 'огорчиться' и др.

Таким образом, лакский язык использует разнообразные средства для обогащения глагольного словаря, главными из которых является сложение несамостоятельных основ со вспомогательными глаголами (образование сложных глаголов), регулярное сочетание раздельно оформленных слов со стандартными вспомогательными глаголами, образование фразеологических словосочетаний, которые в перспективе могут перейти в сложные слова слитного типа (ср. вич1идишин 'послушать' вич1и 'ухо' и дишин 'положить').

Показать весь текст

Список литературы

  1. З.Г. Даргинский язык. Словообразование. М., «Наука», 1993. -с. 443.
  2. И.Х. Об одной особенности лакского словообразования. // УЗИИЯЛ. T.VI. Серия филологическая. Махачкала, 1962. с. 143−145.
  3. И.Х. Категория грамматических классов и вопросы исторической морфологии лакского языка. Махачкала, 1974.
  4. И.Х. Мимео-изобразительные слова в лакском языке. // ЕИЬСЯ. Т. VI. Тбилиси, 1979. с. 168−174.
  5. И.Х. К генезису суффиксов отвлеченных имен существительных в лакском языке. // Очерки морфологии иберийско-кавказских языков. Тбилиси, 1980.-е. 134−146.
  6. И.Х. Структура корневых морфем первообразных глаголов в лакском языке. //ЕИКЯ.Т.ХУШ. Тбилиси, 1992.С.211−220
  7. И.Х. Некоторые вопросы глагольного словообразования в лакском языке.// Глагол в языках Дагестана. Махачкала, 1981. С.91−109.
  8. И.Х. Суффикс -у в отглагольных именах лакского языка. // Отглагольные образования в иберийско-кавказских языках. Черкесск, 1989.-С. 119−122.
  9. И.Х. Материалы к морфемному словарю лакского языка. // Проблемы сравнительно-исторических исследований в дагестанских языках. Махачкала, 1992. с. 110−117.
  10. И.Х. Орфографический словарь лакского языка. Махачкала, 2005.
  11. И.Х., Эльдарова Р. Г. Вопросы лексики и словообразования лакского языка. Махачкала, 2000. с. 137−138.
  12. А.А. Причастие в лакском языке. Махачкала, 2006.
  13. З.М. Словообразование в чамалинском языке. Махачкала, 2003.
  14. С.З. Словообразование в аварском языке. Автореферат диссертации к.ф.н. Махачкала, 1994.
  15. Ю.Д. Лексическая семантика. Синонимические средства языка. М., 1974.
  16. Н.Д. Специфика языкового знака. // Общее языкознание. М., 1972. с.170−196.
  17. О.С. К вопросу об отличии сложных слов от фразеологических единиц. // Труды института языкознания. Т. IV. М., 1954.
  18. О.С. Словарь лингвистических терминов. М., 1969.
  19. Ш. Французская стилистика. М., 1961.
  20. Т.Т. Лакский глагол. Тбилиси, 1987 (на груз.яз., резюме на рус. яз.).
  21. Г. Т. Глагольное словообразование в лакском языке. Тбилиси, 1993. (на груз, яз., резюме на рус. яз.)
  22. В.В. Словообразование и его отношение к грамматике и лексикологии. // Избранные труды. Исследования по русской грамматике. М., 1975.
  23. В.В. Избранные труды. Лексикология и лексикография. М., 1977.
  24. В.А. Словосложение.// Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990.
  25. Т.О. Заметки по русскому словообразованию. // Избранные работы по русскому языку. М., 1959.
  26. Н.Э. Словоизменительные категории имени и глагола в кумыкском языке. М.2000.
  27. Г. М. Русско-лакский словарь. Махачкала, 1958. — с. 390.
  28. Р.И. Основы словообразования и словоизменения в лезгинском языке. Махачкала, 1991.
  29. Гак В.Г. К типологии лингвистических номинаций. // Языковая номинация (общие вопросы). М., 1977.
  30. Гак В. Г. Десемантизация языкового знака в аналитических структурах синтаксиса. // Аналитические конструкции в языках различных типов. М.-Л., 1965.-с. 129−143.
  31. В.Т. О взаимодействии словосложения и аффиксации. // Вопросы языкознания. М., 1961, № 5, с. 71−77.
  32. А.Г. Проблемы дифференциации словообразования и фразообразования в дагестанских языках. // Дагестанский лингвистический сборник. Вып.З. М., 1996.
  33. А.В. Об историзме в трактовке элементов структуры слова. // Морфологическая структура слова в языках различных типов. 1963. — с. 231−236.
  34. Н.С. О некоторых особенностях образования слов в лакском языке. // «Дусшиву» («Дружба») (на лакском зыке) 1964, № 1, с. 101−104.
  35. Н.С. Тюркизмы в дагестанских языках. Москва, 1990
  36. Н.С. Русско-лакский словарь. Махачкала, 1994. С. 921.
  37. Л.И. Лакский язык. Фонетика и морфология. М., 1955. С. 160.
  38. В.М. О границах слова. // Морфологическая структура слова в языках различных типов. М.-Л., 1963. — с. 6−33.
  39. В.М. Об аналитических конструкциях. // Аналитические конструкции в языках различных типов. М.-Л., 1965. с. 5−58.
  40. В.Т. Фразеологизм и слово. Автореферат докторской дисс. Л., 1967.
  41. Е.А. Современный русский язык. Словообразование. М., 1973.
  42. А.Е. Опыт структурного описания арчинского языка. Т.2. Тансономическая грамматика. М.: МГУ, 1977.
  43. А.Е. Опыт структурного описания арчинского языка. Т. З. Динамическая грамматика. М.: МГУ, 1977.
  44. А.Е., Кодзасов С. В., Оловянникова И. П., Самедов Д. С. Опыт структурного описания арчинского языка. T.l. -М.: МГУ, 1977.
  45. Г. А., Алексеев М. Е. Типология кавказских языков. М.1980.
  46. Е.С. Об основных единицах лингвистического анализа и предмете морфологии. // Морфологическая структура слова в языках различных типов. М.-Л., 1963. с. 179−182.
  47. Е.С. Словообразование. // Общее языкознание. Внутренняя структура языка. М., 1972.
  48. Е.С. Теория номинации и словообразование. // Языковая номинация. Виды наименований. М., 1977. — с. 222−304.
  49. Е.С. Типы языковых значений. Семантика производного слова. М., 1981.
  50. Е.С. Словообразование. // Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990.
  51. М.А. К вопросу о границах слова в адыгских языках. // Морфологическая структура слова в языках различных типов. М.-Л.,. 1963.-с. 99−109.
  52. З.Г. Деепричастие в лакском языке АКД. Махачкала, 2007
  53. Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990.
  54. Л.Е. Словосочетание. // Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990.
  55. МагомедоваП.А. Семантика и синтаксис аварского глагола. М. 2006.
  56. А.А. Каузатив в лакско-даргинской подгруппе иберийско-кавказских языков. //ЕИКЯ.Т. Ш. Тбилиси, 1977. с. 188−209.
  57. К.Е. Об отграничении слова от части слова (на материале финно-угорских языков). //Морфологическая структура слова в языках различных типов. М.-Л., 1963. с. 90−99.
  58. Т.Е. Типология грамматикализации конструкций с глаголами движения и глаголами позиции.М.2005.
  59. З.М. Грамматические категории аварского языка. Модальность, залоговость. Махачкала 2002.
  60. Маллаева З. М. Глагол аварского языка. Махачкала, 2007.
  61. С.М. Морфология рутульского языка. М.2001.
  62. З.Г. Об основах сложных глаголов в лакском языке. //Морфологическая структура дагестанских языков. Махачкала, 1981. с.98−102.
  63. З.Г. Структура глагольной основы в лакском языке. //Глагол в языках Дагестана. Махачкала, 1981.С.122−140.
  64. Г. Б. Русско-лакский словарь. Махачкала, 1953. с. 826.
  65. Г. Б. Словообразование в лакском языке. // Ученые записки ИЯЛ Дагестанский филиал АН СССР. Т. II. Махачкала, 1957. с. 223−250.
  66. Г. Б. Грамматика лакского языка. 4.1. Махачкала, 1971. -с. 256.
  67. Г. Б. Орфографический словарь лакского языка. VII издание. Махачкала, 1989. с. 120. (на лакском языке).
  68. P.O. Глагол даргинского языка. Махачкала, 2002.
  69. A.M. О критериях морфологических и синтаксических единиц. // Морфологическая структура слова в языках различных типов. Москва-Ленинград, 1963.-с. 182−190.
  70. М.В. Словообразование. // Русский язык и советское общество. Алма-Ата, 1962. с. 23−51.
  71. З.А. Современное русское словообразование. М., 1970.
  72. К.Р. Методика преподавания лакского языка в 8-летней школе. Махачкала, 1969. (на лакском языке)
  73. М.Р. Лакско-русский фразеологический словарь. Махачкала, 2005.
  74. А.А. К вопросу о фоно-морфологической делимитации слова. // Морфологическая структура слова в языках различных типов. М.-Л., 1963.-с. 60−76.
  75. Русская грамматика. Т. I. М., 1982.
  76. Русский язык. Энциклопедия. М., 1979.
  77. Д.С. Некоторые вопросы лексики арчинского языка: Автореферат диссертации к.ф.н. -М., 1975.
  78. .А. О сущности процессов изменения слов и словосочетаний и о природе и характере структуры слова в тюркских и финно-угорских языках. // Морфологическая структура слова в языках различных типов. М.-Л., 1963. с. 216−222.
  79. И.А. К вопросу о слове. // Проблема тождества слова. Труды института языкознания. Т. IV. М., 1954.
  80. Н.Д. Словообразование и структура слова в восточно-лезгинских языках. Махачкала, 2000.
  81. П.А. Словосочетания в лакском языке и их изучение в школе. Махачкала, 1989.
  82. О.П. Слово, его основа и корень как различные морфологические категории. // Морфологическая структура слова в языках различных типов. М.-Л., 1963. с. 33−52.
  83. Т.Л. Сложные глаголы в словообразовательных гнёздах лезгинского языка. Махачкала, 2008.
  84. В.Н. Вторичная номинация и ее виды. // Языковая номинация. Виды наименований. М., 1977. с. 129−221.
  85. В.Н. Типы языковых значений. Связанное значение слова в языке. Наука, М., 1981.
  86. И.С. Словообразовательная семантика в русском языке и принципы ее описания. М., 1977.
  87. П.К. Этнография Кавказа. IV. Лакский язык. Тифлис, 1890. с. 422.
  88. А.А. Слово в лексико-семантической системе языка. Ленинград, 1965.
  89. А.А. Типы словесных знаков. М., 1974.
  90. Ф.П. О слове и вариантах слова. // Морфологическая структура слова в языках различных типов. М.-Л., 1963. с. 128−133.
  91. С.М. Структурные типы лакских слов (фонемная структура). // Вопросы изучения иберийско-кавказских языков. М., 1961.-е. 182−192.
  92. С.М. Очерки по лексике лакского языка. М., 1961. с. 199.
  93. С.М. Лакско-русский словарь. Махачкала, 1962. с. 422.
  94. С.М. Очерки по лакской диалектологии. М., 1966. с. 244.
  95. Хайдаков С. М. Система глагола в дагестанских языках. М. 1975 — 276
  96. М.Д. Словообразование в аварском языке. Махачкала, 2004.
  97. Т. Именное словосложение в новоперсидском языке. Тбилиси, 1981.
  98. Н.М. Лексикология современного русского языка. М., 1972.
  99. Н.М. Очерки по русскому словообразованию. М., 1968.
  100. Н.М. Фразеология современного русского языка. М., 1969.
  101. Д.Н. Проблемы семантического анализа лексики. М., 1973.
  102. Д.Н. Современный русский язык. Лексика. М., 1977.
  103. Л.В. О трояком аспекте языковых явлений и об эксперименте в языкознании. // Щерба Л. В. Языковая система и речевая деятельность. Ленинград, 1974.
  104. A.M. О морфологической структуре слова в тюркских языках. // Морфологическая структура слова. М., 1963. с. 267−270.
  105. Р.Г. Лакский глагол. Махачкала, 1993.
  106. Р.Г. Состав слова и словообразование в школьном курсе лакского языка. // Современные проблемы кавказского языкознания и тюркологии. Вып.З. Махачкала, 2001. — с. 317−320.
  107. Р.Г. Редупликация и её роль в лакском языке // Абдуллаев И. Х., Эльдарова Р. Г. Вопросы лексики и словообразования лакского языка. Махачкала, 2003. с. 64−99.
  108. Выделенные слова в начальной форме не употребляютсяхьхьурттарал бан 'приучить к узде' ц1инц1ал хьун /бан 'засориться' чил хьун 'стать чужим' шагьрулул хьун 'стать городским' шанул хьун 'хотеть спать' янил хьун /бан 'сглазить'
Заполнить форму текущей работой