Разработка тренажерного оборудования для повышения безопасности технологических процессов на нефтегазовых объектах
Выполнено численное решение научной задачи связанное с построением и исследованием устойчивости и адекватности математических моделей трубопроводов для тренажерных комплексов. Разработаны имитационные математические модели технологического процесса транспорта нефти-и нефтепродуктов по трубопроводам с использованием двух различных Л методов расчета. Для вывода систем уравнений* моделируемых… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Компьютерные обучающие системы оперативного и диспетчерского персонала как один из основных компонентов комплексной безопасности предприятия
- 1. 1. Предпосылки создания компьютерных обучающих систем
- 1. 2. Обзор видов компьютерных обучающих систем
- 1. 2. 1. Существующие классификации
- 1. 3. Обзор прототипов компьютерных тренажеров
- 1. 3. 1. Тренажеры для обучения операторов и диспетчеров объектов транспорта нефти производства ООО «Энергоавтоматика» (г.Москва)
- 1. 3. 2. Тренажер для обучения операторов объектов транспорта нефти производства ООО «УралГазРемСтрой» (г.Уфа)
- 1. 4. Постановка задачи на разработку методического и программного обеспечения тренажерного комплекса
- Выводы по первой главе
- Глава 2. Концепция внутрифирменного производственного обучения оперативного и диспетчерского персонала объектов транспорта нефти в учебных центрах ОАО «АК «Транснефть»
- 2. 1. Концептуальный подход к подготовке оперативного и диспетчерского персонала объектов транспорта нефти в учебных центрах ОАО «АК
- Транснефть» с использованием тренажеров
- 2. 2. Разработка методики построения тренажеров
- 2. 2. 1. Требования к разработке
- 2. 2. 2. Общее описание моделируемого технологического участка
- 2. 2. 3. Реализация требований к тренажеру
- 2. 3. Методика подготовки оперативного и диспетчерского персонала объектов транспорта нефти в учебных центрах ОАО «АК «Транснефть» с использованием тренажеров
- 2. 2. Разработка методики построения тренажеров
- Выводы по второй главе
- Глава 3. Реализация тренажерной системы подготовки оперативно и диспетчерского персонала объектов транспорта нефти в учебных центрах ОАО «АК «Транснефть»
- 3. 1. Общее описание тренажерной системы
- 3. 2. Математическая модель технологического процесса
- 3. 2. 1. Основные технологические параметры
- 3. 2. 2. Вспомогательные технологические параметры
- 3. 2. 3. Расчет основных технологических параметров
- 3. 2. 4. Основные требования к математической модели ТП
- 3. 2. 5. Адекватность расчетных параметров реальному объекту в стационарных состояниях
- 3. 2. 6. Адекватность расчетных параметров реальному объекту в нестационарных состояниях
- 3. 2. 7. Устойчивость моделирования ТП
- 3. 2. 8. Расчет вспомогательных технологических параметров
- 3. 3. Математическая модель системы управления ТП и вспомогательных систем
- 3. 4. Система отображения
- 3. 5. Драйвер обмена
- 3. 6. Генератор аварийных ситуаций
- 3. 7. База данных
- Выводы по третьей главе
Глава 4. Исследование эффективности применения тренажерных обучающих комплексов оперативного и диспетчерского персонала в интересах повышения промышленной безопасности при управлении объектами транспорта нефти и нефтепродуктов.
4.1 Теоретические основы оценки качества обучения.
4.2 Методика проверки эффективности применения тренажерного комплекса.
4.2.1 Общее описание методики.
4.2.2 Анализ результатов эксперимента.
4.2.3 Статистическая оценка результатов времени выполнения.
4.2.4 Статистическая оценка долей.
Выводы и результаты по четвертой главе.
Список литературы
- Агеев В.Н. Электронные учебники и автоматизированные обучающие системы. -М.: 2001.-79 с.
- Активные методы обучения //Вестник высшей школы. 1987. — № 7. -С. 30 -36.
- Андерсон Дж. Р., Рейзер Б. Дж. Учитель Лиспа. / В сб. «Реальность и прогнозы искусственного интеллекта» под ред. Стефанюка B. J1. / Пер. с англ. М.: Мир, 1987.-с. 27−47.
- Атгель У. Обучающая вычислительная машина: моделирование в истинном масштабе времени обучающего диалога / В сб. «Кибернетика и проблемы обучения» / Ред. и предисл. А. И. Берга. — М.: Прогресс, 1970. — с. 206−228.
- Афанасьев В.В., Афанасьева И. В., Тыщенко О. Б. Основные компоненты компьютерных технологий обучения // НИИВО 23.04.98, № 86−98, деп. Муром, ин-т, фил. Владим. гос. Ун-та. Муром: 1998.
- Батышев С.Я. Реформа профессиональной школы. М.: «Высшая школа», 1987.
- Башмаков А.И., Башмаков И. А. Разработка компьютерных учебников и обучающих систем. М: Информационно-издательский дом «Филинъ», 2003.— 121 с.
- Бодрин А.В. Разработка моделей и алгоритмов синтеза схем для тренажерного комплекса, обучающего проектированию систем автоматизации. Дис. на соиск. уч: стен, к.т.н. снец. 05.13.12, Тверь, ТГТУ, 2004.
- Бусленко Н.П. Моделирование систем. М.: Наука, 1978.
- Васильев Ю.В. Ищем новые формы обучения //Среднее специальное образование. 1990. — № 11. — С. И — 12.
- Вертгеймер М. Продуктивное мышление. М.: Мир, 1983.
- Вершинин В.В. и др. Вопросы теории и практики создания и применения тренажеров в профессиональном обучении: Метод, рекомендации.- М.: Высшая шк., 1982.-С. 95.
- Власов В.Г. Проблемные ситуации на уроках производственного обучения.1. М.: ЦУМК, 1974. 40 с.
- ВППБ 01−05−99 Правила пожарной безопасности при эксплуатации магистральных нефтепроводов.
- ВППБ 01−05−99 Правила пожарной безопасности при эксплуатации магистральных нефтепроводов.
- Гаврилова Т. А. Интеллектуальные и обучающие системы. СПб.: СПбГТУ, 1996.
- Гайдамакин Н.А. Автоматизированные информационные системы, базы и банки данных. М.: Гелиос, 2002.
- Гайнетдинов M. JL, Иванов Ю. С. Элементы теории систем автоматизированного обучения. Казань: Дента, 1995.
- Гильбух Ю.З. Тренировочные устройства в профессиональном обучении. -Киев:.Высшая школа, 1979. 200 с.
- Гиниятов И.Г. Проблема самовозбуждения емкостных электрических машин // Сб. тезисов докладов II Международной конференции «Интеллектуальные системы управления и обработки информации» Уфа: Изд-во УГАТУ, 2001 г., с. 236. УДК 621.314.261.
- Гиниятов И.Г., А.Д.Галиев, Д. И. Шевченко Эффективное обучение персонала // Ежемесячный научно-практический журнал. «Ростехнадзор. Наш регион» — Уфа: Изд-во ООО «Информ-сервис», 2006 г. № 10
- Гиниятов И.Г., А.Д.Галиев, Шевченко Д. И. Эффективное обучение персонала // Ежемесячный научно-практический журнал «Ростехнадзор. Наш регион» -Уфа: ООО «Информ-сервис», 2006 г. № 9
- Гиниятов И.Г., Сафончик Е. И., Хафизов Ф. Ш., Кудрявцев А. А. Имитационныйтренажер для обучения техничекого персонала ОАО «АК «Транснефть» // Журнал «itech интеллектуальные технологии», № 9, 2008, С. 70−71.
- Гиркин И. В, Новые подходы к организации учебного процесса с использованием современных компьютерных технологий // Информационные технологии, 1998, № 6. с. 44−47.
- Гмурман В.Е. Теория вероятностей и математическая статистика.- М.: Высш. школа, 1972. 368 с.
- Голубятников И.В. Математическое и программное обеспечение обучающих мультимедийных комплексов и систем. Дис. на соиск. уч. степ, д.т.н. спец. 05.13.11,М.:МГАПИ, 2000.
- Голь дин И. И. Проблемное обучение в профессионально- технических училищах. —М.: Высш. шк., 1979. — 101 с.
- ГОСТ 2.503−90. ЕСКД. Правила внесения изменений
- ГОСТ 21 036 75. Тренажеры. Термины и определения.
- Григорьев В.К., Аксенов О. А., Григорьев А. В. Модель системы обучения кадров большой территориально-распределенной корпорации. Тверь, ТГТУ,
- Сборник трудов конференции «Компьютерные технологии в управлении, диагностике и образовании» (КТУДО), 2002, ее. 81−85.
- Григорьев Л.И. Автоматизация процессов обучения и принятия решений в диспетчерском управлении транспортом газа: дисс. на соискание ученой степени д.т.н., М.: 1997.— 217 с.
- Гринченков Д.В. Разработка математического и программного обеспечения для компьютерных тренажеров в энергетике. Дис. на соиск. уч. степ, к.т.н. спец. 05.13.11, Ростов на дону, 2001.
- Губинский А.И. Надежность и качество функционирования эргатических систем. Л.: Наука, 1982.
- Гусейнзаде М.А., Юфин В. А. Неустановившееся движение нефти и газа в магистральных трубопроводах. М., Недра, 1981, 232 с.
- Дадашев А.Я., Зоншайн И. А., Королева Г. М. Производственное обучение на учебном полигоне. М.: Высшая школа, 1980. — 48 с.
- Дейт Дж. Введение в системы баз данных 7. изд. М. — и др.: Вильяме, 2001.
- Димова М. Содержание и организация производственного обучения (химическая промышленность): Профпедагогика /Пер. с болг. — М.: Высш. шк., 1985. 127 с.
- Дозорцев В.М. Компьютерные тренажеры для обучения операторов технологических процессов. Дис. на соиск. уч. степ, д.т.н. спец. 05.13.01, М.: ИПУ РАН, 1999.
- Домрачев В.Г., Ретинская И. В. О классификации образовательных информационных технологий // Информационные технологии, 1996, № 2. — с. 10−13.
- Дудин А.А. Применение языков декларативного программирования в автоматизированных обучающих системах. Дис. на соиск. уч. степ, к.т.н. спец. 05.13.11,М.: МИЭМ, 2003.
- Думченко Н.М. Подготовка квалифицированных рабочих широкого профиля: Профтехпедагогика. —М.: Высш. шк., 1984. — 63 с.
- Жиделев М.А. Производственное обучение. —М.: Высш. шк., 1971. —140 с.
- Жихалкина Н.Ф., Логинов К. В., Семин С. Л., Файзуллин Р. Т. Поиск оптимальных режимов больших гидросетей и нефтепроводов. Омск: ОмГУ. 1999.-96 с.
- Зайцева Л.В., Новицкий Л. П., Грибкова В. А. Разработка и применение автоматизированных обучающих систем на базе ЭВМ. Рига: Зинатне, 1989. -174 с.
- Казакова А.Г. Методические рекомендации в помощь преподавателям системы производственно — экономического обучения с целью повышения их педагогического мастерства. — ИПК Минтрансстроя СССР, 1989.
- Каперко А.Ф., Карпов В. Э., Королев А. В. Система управления сложным техническом объектом на основе распределенной операционной системы реального времени // Датчики и системы, 2001, № 2. — с. 18−21.
- Карлащук В.И. Обучающие программы. М.: «СОЛОН-Р», 2001. 528 с.
- Коутс Р., Влейминк И. Интерфейс «человек-компьютер»: Пер. с англ. — М: Мир, 1990.-501 с.
- Кривицкий Б.Х. О систематизации учебных компьютерных средств // Кафедра педагогики, психологии и методики преподавания в высшей школе МГУ. — http://ifets.ieee.Org/russian/depository/v3i3/html/3.html
- Кривошеев А.О. Компьютерные обучающие программы. Состояние и перспективы развития // Мат-лы научно-технич. конференции «Перспективные информационные технологии в высшей школе». Самара, 1993. — с. 18−20.
- Кривошеев А.О. Проблемы оценки качества программных средств учебного назначения // Сборник докладов 1-го научно-практического семинара «Оценка качества программных средств учебного назначения». М.: Гуманитарий, 1995.-с. 5−12.
- Кузьмин И.В., Явна А. А., Ключко В. И. Элементы вероятностных моделей АСУ.-М.: «Сов.радио», 1975.-336 с.
- Кыверялг А.А. Методы исследования в профессиональной педагогике. — Таллин: Валгус, 1980. -336 с.
- Лернер П.С. Подготовка кадров для перспективного производства. — М: Высш. шк., 1989. —134 с.
- Лурье М.В. Математическое моделирование процессов трубопроводного транспорта нефти, нефтепродуктов и газа. М.: ФГУП изд-во «Нефть и газ». РГУ нефти и газа им. И. М. Губкина, 2003. — 336 с.
- Лысков Ф.Д. Педагогические основы создания и применения тренажеров: Метод, рекомендации. М.: Высшая шк., 1979. С. 24.
- Мазур И.И., Иванцов О. М. Безопасность трубопроводных систем. М.: ИЦ «ЕЛИМА», 2004. — 1104 е., илл.
- Материалы 2-й Международной выставки-конференции «Информационные технологии и телекоммуникации в образовании» // Каталог и тезисы докладов // Москва, ВВЦ, 6−9 апреля 2000 г.
- Матюшкин A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. — М.: Педагогика, 1972. -— 207 с.
- Махмутов М.И. Проблемное обучение. М.: Педагогика, 1975. — 367 с.
- Методика производственного обучения аппаратчиков и операторов широкогопрофиля химического производства. —М.: Высш. шк., 1981. —272 с.
- Методологические основы исследования содержания труда рабочих и определение эффективности их подготовки. —М.: Высш. шк., 1982.—144 с.
- Мошкова И.Н., Малов C.JT. Психология производственного обучения. — М.: Высшая школа, 1990. —207 с.
- Мызников A.M. Решение больших систем нелинейных уравнений применительно к задачам расчета гидравлических, тепловых^ и электрических сетей // Математические структуры и моделирование. 2003. № 11. стр. 15−20.
- Новиков A.M. «О внутрифирменном обучении персонала»: открытое письмо Минобразования РФ, Минтруда РФ и Президенту РАО, Профессионал мастер-класс, 2001, № 6.
- Новиков A.M. Применение технических средств в процессе производственного обучения. М.: «Высшая школа», 1979. — 72 с.
- Новиков В.В., Свиридов А. П. Дидактическая эффективность обучения с использованием автоматизированных обучающих систем. М.: НИИВШ, 1985.48 с.
- Общие правила взрывобезопасности для' взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств (ПБ 09−540−03).
- Омелъяненко Б.Л. Тренажерное обучение // Проф.-техн. образование. 1987. — N 6, — С. И.
- ОР 13.01 -60.30.00-КТН-006−1-02 «Регламент организации контроля за нормативными параметрами МН и НПС в операторных НПС, диспетчерских пунктах РНУ (УМН) и ОАО МН»
- ОР-05.01−33.30.90-КТН-006−1-03 «Регламент по классификации и учету отказов оборудования автоматики и телемеханики».
- ОР-06.01.18—2006 «Регламент по эксплуатации систем обнаружения утечек магистральных нефтепроводов»
- ОР-13.01−60.30.00-КТН-002−3-00 «Регламент представления срочных донесений об авариях и отказах на магистральных нефтепроводах, НПС и РП и их учёт».
- OP-14.00−60.30.00-КТН-001−2-05 «Регламент по технологическому управлению и контролю за работой магистральных нефтепроводов».
- ОТТ-06.02−72.60.00-КТН-012−1-05. «АСУ ТП и ПТС Компании. Основные принципы управления».
- Петрушин В.А. Экспертно-обучающие системы. Киев: Наукова думка, 1991. -196 с.
- Положение о непрерывном профессиональном и экономическом обучении кадров нефтяной промышленности. М.: ВНИИОЭНГ, 1988.
- Правила безопасности при эксплуатации магистральных нефтепроводов. М.: Недра. 1989.
- Применение автоматизированных обучающих систем на базе ЭВМ в учебном процессе профтехучилищ.- Л.: ВНИИ профтехобразования, 1989.-С. 64.
- Применение тренажеров для подготовки рабочих в учебных заведениях профтехобразования: Обзор.-Л.: ВНИИ профтехобразования, 1988.-С. 52.
- Применение ЭВМ в учебно-воспитательном процессе профтехучилищ. -Л., НИИПТО. 1992.-64 с.
- Проблемное обучение при подготовке рабочих в системе производственно-технического обучения. Методическая разработка. Казань: КИПКК, 1980. — 56 с.
- Проблемы создания автоматизированных обучающих и тестирующих систем: Сборник науч. трудов / Редколл. Иванченко А. И. и др. — Новочеркасск, 2001. —199 с.
- Программированное обучение и кибернетические обучающие машины: Сборник статей под ред. Шестакова А. И. — М.: Сов. радио, 1963. — 247 с.
- Разработка и исследование системных средств и прикладных программ для автоматизации обучения и научных исследований на базе ЭВМ: Отчет по НИР / № гос. per. 1 860 022 813 -Мн.: БГУ, НИИ ПФП, 1990.
- Раскин Дж. Интерфейс: новые направления в проектировании компьютерных систем. Пер. с англ. СПб: Символ-Плюс, 2003.
- РД 153−39.4−056−00. Правила технической эксплуатации магистральных нефтепроводов.
- РД-03.100.30-КТН—182−06. «Общие требования к автоматизированным обучающим системам и тренажерным комплексам».
- РД-06.02−72.60.00.КТН-059−1-05 «Автоматизация и телемеханизация магистральных нефтепроводов. Основные положения».
- РД-10.00−74.30.00-КТН-007−1-04 «Требования к программам приемо-сдаточных и сертификационных испытаний продукции на объектах магистрального нефтепроводного транспорта».
- РД-35.240.60-КТН-586−06 «Альбом типовых экранных форм СДКУ»
- Савельев А.Я. Автоматизированные обучающие системы на базе ЭВМ / вып.1./ М.: Знание, 1977.-36 с.
- Свиридов А.П. Моделирование и компьютеризация в учебном процессе. СМ.: Знание, 1987.- 110 с.
- Совершенствование профессионального обучения кадров на производстве: Тезисы докладов межотраслевой научно практической конференции. М.: АПН СССР. 1985.-с. 3−10.
- Соловов А.В. Проектирование компьютерных систем учебного назначения: Учебное пособие. Самара: СГАУ, 1995. — 137 с.
- Талызина Н. Ф. Управление процессом усвоения знаний. — М.: МГУ, 1984. -344 с.
- Филатов O.K. Информатизация современных технологий обучения в высшей школе. Автореф. дисс. докт. пед. наук. — М., 1999. — 45 с.
- Филлипс Д.Т., Гарсиа-Диас А. Методы анализа сетей, пер. с англ. М.: Мир, 1984.
- Халиуллин И.А. О целях урока производственного обучения //Вопросы совершенствования урока в среднем профтехучилище: Сборник научных трудов. М.: НИИ ПТП АПН СССР, 1984. — С. 80−88.
- Харрари Ф. Теория графов. Пер. с англ., 2-е издание. М.: УРСС, 2003.
- Царегородцев А.В. Теоретические основы построения информационных систем. М: РУДН, 2004.
- Шаммазов А., Беленкова О. Технические университеты в информационно-индустриальном обществе // Высшее образование, 1998, № 1. с. 20−25.
- Шампанер Г., Шайдук А. Обучающие компьютерные системы // Высшее образование в России, 1998, № 3. с. 97−99.
- Шапкин В. В, Общетехническая подготовка квалифицированных рабочих в условиях научно технической революции. — М.: Высшая школа, 1985.-159 с.-С. 38−39.
- Шапкин В.В. Профтехшкола на путях перестройки. — Д.: Знание, 1990. 32с.
- Юдин Э. Г- Системный подход п принцип деятельности. — М.: Наука, 1978.-391С.
- Якиманская И.С. Развивающее обучение. — М: Педагогика, 1979. — 144с.
- Bork A. Computer and Information Technology as a learning Aid // Education and Computing, 1985, v. l, № 1. p. 29−34.
- Giniyatov I.G., Schevchenko D.I., Nugumanov V.G., Kudryavtsev A.A. Computer-aided training systems and simulators// Antaliya, Turkey, CSIT, September 15−17 2008, V.3, pp.123−127.
- Hebenstreit J. Computers in education The next step // Education and Computing, v. l, 1995.-p. 37−43.
- Lian A., Transfer and technology in education: toward a complete learningenvironment. IEEE Educational Technology & Society 3(3), 2000, pp. 13−26.
- Licklider J. Preliminary experiments in computer-aided teaching. // «Programmed Learning and Computer Based Instruction». -New York, Wiley, 1962. -p. 217−239.
- Ronald G. Ragsdale. Effective computing in education: tools and training // Education and computing, 1991, v.7. p. 157−166.
- Zaitseva L., John D. Zakis. Course Development for Tutoring and Training Systems in Engineering Education / Global J. of Engng. Educ., 1991, vol. 1, Printed in Australia.