Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Институциональный личностно-ориентированный концепт деструктивная личность и его языковая репрезентация в художественном тексте

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Актуальность настоящего исследования обусловлена. следующим: многие вопросы лингвоконцептологии остаются дискуссионными, в частности, вопрос о некоторых сложно^ организованных ментальных образованиях, описывающих психические, в том числе и патологические состояния личностишироким распространением деструктивного поведения индивидов в современном" обществе, что находит яркое воплощение в языке… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИССЛЕДОВАНИЯ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОГО ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО кошщтА ДЕСТРУКТИВНАЯ ЛИЧНОСТ
  • Вводные замечания и задачи главы.14'
    • 1. 1. Проблема теории концепта. Эпистемологический статус концепта.'.16 і
      • 1. 2. Концепт как лингвокогнитивная категория языка.1.2Г
      • 1. 3. Концепт как объект изучения в лингвокультурологии
    • 1. 4- Деструктивная личность в лингвистическом, психофизиологическом и социальных аспектах
      • 1. 5. Деструктивная личность в психопатологическом аспекте
  • Выводы по первой главе
  • Глава 2. СЕМАНТИЧЕСКОЕ ПОЛЕ ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИХ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ КОНЦЕПТ ДЕСТРУКТИВНАЯ ЛИЧНОСТЬ И
  • ПРЕДСТАВЛЕННЫХ В ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ТЕКСТАХ
  • Вводные замечания и задачи главы
    • 2. 1. Основные положения фразеологии и семантики. Анализ понятийного аппарата личностно-ориентированной фразеосемантики.54*
    • 2. 2. Семантические микрополя и группы макрополя деструктивной личности
    • 212. 1. Языковая характеристика семантического микрополя эндогенных психических заболеваний
      • 2. 2. 1. 1. Семантическая группа шизофрении
      • 2. 2. 1. 2. Семантическая группа аффективных заболеваний
      • 2. 2. 1. 3. Семантическая группа эпилепсии
      • 2. 2. 2. Языковые особенности семантического микрополя экзогенных психических расстройств
      • 2. 2. 2. 1. Семантическая группа «алкоголизм»
      • 2. 2. 2. 2. Семантическая группа наркомании
      • 2. 2. 3. Языковая репрезентация семантического микрополя пограничных психических нарушений
      • 2. 2. 3. 1. Семантическая группа фразем тревожно-фобического расстройства
      • 2. 2. 3. 2. Семантическая группа фразем, характеризующих обсессивно-компульсивные нарушения
      • 2. 2. 3. 3. Семаническая группа фразем патологии психического развития
  • Выводы по второй главе

Институциональный личностно-ориентированный концепт деструктивная личность и его языковая репрезентация в художественном тексте (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Одной из основных тенденций развития современной лингвистики, в частности, социолингвистики и психолингвистики, является очевидный переход к исследованию проблем, связанных с проявлением человеческого, личностного фактора в языке и речи. Язык и речь — это, безусловно, психические феномены, изучение функционирования которых позволяет по-новому представить некоторые стороны межличностных отношений. Обобщающая функция сознания позволяет соотнести языковое и* речевое оформление институционального личностно-ориентированного дискурса с семантикой языка, в том числе и фразеосемантикой.

На современном этапе развития такого направления психолингвистики, как патопсихолингвистика, понятия, отражающие патологические психологические и психические состояния человека, в том числе представляющие языковую и речевую характеристику деструктивной личности, являются значимыми и, очевидно, достаточно важными для научного исследования с разных точек зрения. Английская и русская личностно-ориентированная лексика и фразеосемантика, описывающая деструктивную личность, дает возможность исследовать фрагментарно медицинскую психотерапевтическую картину мира на материале художественной литературы.

Настоящая работа посвящена изучению институционального личностно-ориентированного концепта деструктивная личность в ракурсе медицинского психотерапевтического дискурса и его языковой репрезентации в художественном тексте.

Современное общество характеризуется беспрецедентным ростом уровня агрессии и насилия, что угрожает физическому и духовному здоровью людей. Стоит отметить, что ученые, занимающиеся изучением агрессии и насилия, особо отмечают фундаментальные социально-экономические причины такого поведения людей. Данные причины кроются в объективных противоречиях современного общества со «свободным соперничеством», принцип которого входит в явное противоречие с гуманистическими принципами развития человечества (JI.H. Гумилев, И. А. Ильин, Э. ФроммМ. Хайдеггер и др.) — Естественно, что в художественной1 литературе представлены примеры патологии эмоционального поведения человека. Агрессивное, безусловноразрушительное поведение человека является одним из способов эмоционального реагирования на внешние стимулы и сопровождает процесс общения, так как имеет цель причинить моральный или физический вред, а также уничтожить себя или другого человека.

Изучение сущности видов" эмоционального поведения, их разграничение, а также способы, проявления в процессе коммуникации становится все более актуально. Проблема реализации< эмоциональных-реакций человека, в числе которых отдельное место, занимает поведение деструктивной личности, приковывает внимание исследователей самых разных областей знания: психологии [Buss, Shakelford, 1997; Daly, Wilson, 1994; DiLalla, Gottesman, 1991; Miles, Carey, 1997; Lorenz, 1974; Бреслав 2004; Крейхи, 2003 и др.], философии [Гумилев, 2011; Фромм, 1998; Хайдеггер, 1993 и др.], лингвистики [Жельвис, 1990; Ларионова, 2009; Щербинина, 2006 и др.] и, конечно же, психолингвистики [Белянин, 2011; Чалкова, 1998 и др.].

Выявление социальных и психологических предпосылок деструктивного поведения личности дает возможность установить связь языка и речи с соответствующим психопатологическим состоянием говорящего. Примеры, извлеченные из художественной английской и русской литературы, позволяют констатировать тот факт, что различные патологии эмоционального поведения человека наиболее ярко зафиксированы во фразеосемантике и лексике языка.

В настоящее время в науке о языке нет специальных исследований, посвященных языковым характеристикам институционального личностно-ориентированного концепта деструктивная личность и его языковой, репрезентации в художественном тексте. Отметим, что в лингвистике есть — ряд работ, в которых рассмотрены отдельные вопросы, связанные с вербальными иневербальными деструктивными проявлениями. Это вопросы, судебной и патопсихолингвистики [Белянин, 2011], вербальной агрессии в школьном сообществе [Щербинина- 2006], инвективы и брани [Жельвис, 1990, 1997, 2001], — прототипы агрессивного поведения [Покровская, 1997]-взаимодействие вербальных и невербальных компонентов в речевом жанре оскорбления [Покровская, 1998], речевые манипуляции [Сентенберг, Карасик, 1993], способы выражения' агрессии в художественном тексте [Ларионова, 2009] и. др. V' Один из важных вопросов в современной лингвистике — это вопрос о. том, как английский и русский языки описывают различные патологии психического (эмоционального) состояния человека, в основе которых лежат. преимущественно негативные эмоции и состояния индивида, разрушающие егопсихику, а также эмоциональный и физический мир окружающих его людей. Полагаем, что деструктивное поведение человека во всех сферах жизнедеятельности является1 неотъемлемой составляющей любой культуры Й:-получает свое выражение в художественной литературе, что свидетельствует о необходимости изучения текстов.

Актуальность настоящего исследования обусловлена. следующим: многие вопросы лингвоконцептологии остаются дискуссионными, в частности, вопрос о некоторых сложно^ организованных ментальных образованиях, описывающих психические, в том числе и патологические состояния личностишироким распространением деструктивного поведения индивидов в современном" обществе, что находит яркое воплощение в языке и речи героев художественных произведений английских, американских и русских авторов, которые отражают взаимодействие и взаимоотношения людей в различных сферах жизнедеятельностизначимостью лексико-семантических, в том числе. ' и фразеосемантических способов представления институционального личностно-ориентированного концепта деструктивная личность] недостаточнойизученностью отдельных аспектов семантики единицязыка, функционирующего каксредство передачи деструктивного поведения индивида вбританской, американской и русской* художественной/ литературе. ':: ¦ - 1.

Целью настоящей: работы является комплексное рассмотрение деструктивных качеств личности, присущих ей для выражения негативнвіх эмоций, а также достижения деструктивных целей коммуникации-. Цель исследования заключается в теоретическом обосновании и практическом' представлении? содержания" и структуры' личностно-ориентированного концепта деструктивная личность на примере художественного текста.

Достижение данной цели предполагает выполнение следующих основных задач:, проанализировать основные научные труды, посвященные исследованию концептовпредставить психолингвистические (яятяопсихолингвистические). и социолингвистические основы исследования деструктивной личностиопределить. понятийныехарактеристики институционального личностно-ориентированного концепта деструктивной личностиа также медицинского психотерапевтического дискурсавыявить сущность и исследовать структуру семантического макрополя, представляющего личностно-ориентированный концепт деструктивной личностиопределить особенности диффузности микрополей и групп, конституирующих семантическое макрополе деструктивной личности.

Объектом изучения в данной работе являются английские и русские лексемы и фраземы, репрезентирующие языковое и речевое поведение деструктивной личности.

Выбор объекта обусловлен постоянно растущим^ количеством людей-, характеризующихся деструктивным поведением, что находит отражение и в английской и русской художественной? литературе, неотъемлемойчастью* которой является стремление автора? отразить как — отрицательные эмоции героев, так и способы проявления их деструктивного поведения средствами языка и речи:

Предмет изучения — концептуальные особенности лексем и, в первую очередь, фраземхарактеризующих деструктивную>личность, на материале фразеографических шлексикографических источникова также произведений английскойамериканской и русской художественной литературы.

Достоверность полученных, результатовисследования^ обеспечиваетсяизучением обширного и разнообразного филологического материала, а также избранной методикой лингвистического анализаадекватной! целям шзадачам работы.

Методологическойs основоШ работы послужили общетеоретические и специальные труды отечественных и зарубежных лингвистов, философовпсихологов и социологов — специалистов в области лексической семантики и фразеосемантики: Н. Ф: Алеференко, Ю. Д. Апресяна, В. П. Белянина, Р. Бэрона, В. И. Жельвиса, К. Изарда, В. И. Еарасика,. Б. Крэйхи-' A.A. Леонтьева, Д. Ричардсона, 3. Фрейд, Э. Фромм, Ю. В. Щербининой, A. Buss, D.R. Miles, G. Carey и др.

Решение поставленных задач было выполнено с помощью следующих методов: понятийный, компонентный и контекстологический анализ, метод фразеологической идентификации, метод лингвистических оппозиций, а также приемы системного анализа и текстового поиска с последующей интерпретацией собранного материала.

Материалом исследования послужили словари и справочники (толково-понятийные, англо-русские и русско-английские переводные, толковые, энциклопедические), массив научных текстов и обзоров отечественных и зарубежных лингвистов и психологов, в том числе опубликованных в пространстве Интернет, а также художественных произведений британских, американских и русских писателей.

Объем проанализированного иллюстративного' материала составил около 7500 страниц. Отбор лексем и фразем проводился с учетом1 критериев соответствия концепту деструктивная личность с использованием толково-понятийных словарей, а также текстов британской, американской и русской художественной литературы.

В работе широко*используется иллюстративный материал, собранный A.B. Куниным и представленный^ им. в «Большом? англо-русском 4 фразеологическом словаре» [БАРФС, 2005]. Для анализа также выбраны художественные произведения английских, американских и русских авторов (F. Fizgerald, G. Miller, H.B. Гоголь, Ф. М. Достоевский, А. П. Чехов и др.), в^ которых находит яркое отражение поведение деструктивной личности.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в том, что впервые институциональный личностно-ориентированный концепт деструктивная личность рассмотрен как системно-структурное образование в единстве лингвистического, социолингвистического и. психолингвистического (иаягопсихолингвистического) аспектов. В" работе подробно анализируется семантическая (концептуальная) структура фразем и лексем, вербально характеризующих институциональный личностно-ориентированный концепт деструктивная личность в английском и русском языках.

Теоретическая значимость исследования состоит: 1) в развитии теории концептологии в аспекте личностно-ориентированных концептов- 2) в конкретизации такого направления в лингвистике, как патопсихолингвистика- 3) в попытке разработать теоретическую модель личностно-ориентированного концепта деструктивная личность, а также исследовать институциональную личностно-ориентированную лексику и. фразеосемантику.

Практическое значение данногоисследованиязаключается в возможности использованиясобранногоматериала в учебных курсахпо теории и практике английского языка, межкультурной коммуникации. Материал работы может также, использоваться? в курсах по стилистике, лингвокультурологии, лингвистике текста, психолингвистике, социолингвистике и лексикологииа также при составлении учебных пособий-: для студентовмедицинских вузов и переводческих. отделенийязыковых институтов: Ценность работы и в возможности" осознания индивидом* способовпсихокоррекции деструктивного межличностного* поведения, что способствует повышению коммуникативной* компетенции.

ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ:

Работа основывается на положениях, доказанных в современном языкознании: социально-профессиональныйопыт, народанаходит отражение в языковой картине мира, а специфика коллективного ииндивидуального сознания проявляется в стереотипах поведения (11.Д. Ару тюнова, К. Е. Изард, А. А-. Леонтьев, А. Н. Леонтьев и др.)-г. ' концепт — сложное ментальное образование коллективного и индивидуального сознания, которое может быть, объективно изучено припомощи методов специального лингвистического (психоИ социолингвистического) анализа (С.Г. Воркачев, В .И. Карасик, Д.С. Лихачев^ Ю. С. Степанов и др.) — основные типы дискурса могут быть исследованы с когнитивнои коммуникативно-дискурсивных сторон (В.И. Карасик, В. Г. Костомаров, A.B. Олянич, Е. В. Сидоров и др.).

Положения, выносимые на защиту:

1. В исследовании языковойхарактеристики институционального личностно-ориентированного концепта деструктивная личность ^ необходим комплексный V подход ввиду того, что1 объектом^ исследования являются лексемы и-фраземы, характеризующие деструктивное поведение личности.

2. Ядром семантического > макрополядеструктивной личности является, архисема behave (вести, себя), а дифференциальныесемантические периферические компоненты конкретизируют особенности семантической характеристики данной архисемы.

3. Негативные вербальные и невербальные проявления говорящего являются усилителями деструктивности межличностного общения.

4. Каждыйкомпонент деструктивного поведения как вида эмоционального-реагирования, представлен определенными группами лексем и фразем английского, американского и> русского языков, генерируемых с учетом-их семантики.

5. Семантическая структура личностно-ориентированного концепта деструктивная личность представлена макрополем поведения деструктивной личности, характеризуемой лексемами и фраземами, Объединенными В СемаНТИЧеСКИе МИКрОПОЛЯ, КОТОрые ВКЛЮЧаЮТ ГруППЫ И' подгруппы лексических и фразеосемантических единиц, конституирующие состав макрополя деструктивной личности.

Апробация работы. Содержание диссертационной работы «Институциональный личностно-ориентированный концепт деструктивная личность и его языковая репрезентация в художественном тексте», а также результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры индоевропейских и восточных языков ИЛиМК МГОУ (май 2009 г., октябрь 2009 г.), кафедры переводоведения и когнитивной лингвистики (март 2010 г., сентябрь 2010 т., июнь 2011 г.) — докладывались на научных теоретических конференциях ИЛиМК МГОУ, посвященных проблемам «Психолингвистики и теории языка» (01— 03.07.2009 г.), «Личностно-ориентированного общения» (09−11.11.2010 г.) — апробировались на, занятиях со’студентами кафедры индоевропейских и восточных языков ¦ ИЛиМК МГОУ в рамках практических занятий1 по межкультурной коммуникации на четвертом курсе.

Основные положения диссертации отражены" в семи публикациях общим объемом 1.9 п.л., в том числе одна из них опубликована в издании, рекомендованном ВАК России.

Терминология диссертации вырабатывалась на основе общепринятой в лингвистической литературе. Рабочие и вводимые в работе термины, заимствованные из медицинского психотерапевтического дискурса (эндогенный, экзогенныйтревожно-фобический и т. п.), поясняются в соответствующих главах.

Структура диссертации. Композиционно диссертация состоит из введения, вводных замечаний и задач по главам, двух глав, выводов по главам, заключения и библиографии.

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ.

Основной задачей данной части исследования было рассмотрение семантического поля лингвистических средств, характеризующих институциональный, личностно-ориентированный концепт деструктивная личность. В данной главе нами проанализированы лексемы и фраземы, участвующие в вербальном представлении деструктивной личности. При психолингвистическом подходе к анализу лингвистического материала существенно восприятие и понимание такого материала как определенного средства представления психической и психологической деятельности, отраженной в семантике лексем и фразем.

Так, в начале главы подробно описан понятийный аппарат институциональной личностно-ориентированной фразеосемантики. Нами представлена и обоснована фразеологическая продуктивность лексики в составе семантического поля. Лексические значения лексем-денотатов позволяют описывать концептуальную доминанту личностно-ориентированного понятия деструктивная личность. Для этого намибыли выделены наиболее значимые элементы в структуре лексемы и фраземы, а также разработан алгоритм, состоящий из четырех параметров, анализа фразем и лексем, описывающих деструктивную личность', вид семы, денотат, сигнификат и коннотат. Денотат представляет собой полный объем понятия лексемы или фраземы, сигнификат отражает реализованное понятие, а коннотат — дополнительное эмоционально-оценочное или образно-ассоциативное значение.

В этом же разделе второй главы нами дана, широкая классификация семвходящих и являющихся ядерными в анализируемых фраземах и> лексемах: узуальные и окказиональныеинтегральные и дифференциальныеядерные и периферийные, а также эксплицитные и имплицитные.

Далее, во второй главе описаны семантические микрополя и группы макрополя деструктивной личности.

Так, семантическое микрополе эндогенных психических заболеваний представлено группами шизофренического, маниакально-депрессивного и эпилептического поведения деструктивной личности. Семантическое микрополе экзогенных психических заболеваний включает тематические группы фразем и лексем, иллюстрирующих алкогольное и наркотическое поведение деструктивной личности. В семантическое микрополе пограничных психических нарушений входят семантические группы тревожно-фобических расстройств, обсессивно-компульсивных нарушений и патологии психического развития. Каждая тематическая группа подразделена' на определенные подгруппы, подробно описанные в параграфах второй главы. Семантические микрополя, описывающие поведение деструктивной' личности представлены в работе также в схемах.

Во второй главе некоторые семантические группы и подгруппы (например: семантические группы эндогенных и аффективных психических-' заболеваний, тревожно-фобического расстройства и т. д.) — также проанализированы на основе личностно-психогенетическйх концептов, отраженных в художественном дискурсе таких, писателей, как Ф. С. Фицджеральд, Н. В. Гоголь, Ф: М. Достоевский и др.

В целом, представленные в работе лексические и фразеосемантические средства, характеризующие институциональный личностноориентированный концепт деструктивная личность/ демонстрируют возможности отражения семантических микрополей, описывающих поведение деструктивной личности, в художественном тексте. Тем ' более чтокультурным наследием являются художественные произведения английских и русских писателей (Ф.С. Фицджеральд, Н. В. Гоголь, Ф. М. Достоевский и др.), серьезно, акцентировавших внимание не только на психологических, но и психических (болезненных) состояниях человека.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой