Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Разработка виртуальной лаборатории математического моделирования для решения естественнонаучных задач

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В современных естественных науках, таких как физика, биофизика, биология, молекулярная биология, физиология, медицина, химия, экология динамические модели играют все возрастающую роль. Все большее количество исследователей испытывают потребность в построении динамических моделей для формализации представлений об объекте, получения качественных и количественных прогнозов поведения изучаемых систем… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. ВИРТУАЛЬНЫЕ ЛАБОРАТОРИИ В НАУКЕ И ОБРАЗОВАНИИ
    • 1. 1. Формы организации научной лаборатории
    • 1. 2. Понятие виртуальной лаборатории в рамках данной работы
    • 1. 3. Типы задач, решаемых в рамках виртуальной лаборатории
    • 1. 4. Методологические требования к программному комплексу и решаемым в его рамках научно-техническим задачам
    • 1. 5. Архитектуры виртуальных сред
  • Выводы
  • Глава 2. ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ СОЗДАНИЯ ВИРТУАЛЬНОЙ ЛАБОРАТОРИИ: ИХ ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ
    • 2. 1. Требования, предъявляемые к инструментальному средству
    • 2. 2. Обзор существующих технологий и разработок
      • 2. 2. 1. Технология, основанная на Java
      • 2. 2. 2. Технология, основанная на web-ориентированных математических пакетах
    • 2. 3. Обоснование выбора инструментального средства для решения поставленной задачи
    • 2. 4. Описание пакета MATLAB Web Server
    • 2. 5. Сходные исследования
  • Выводы
  • Глава 3. СТРУКТУРА ВИРТУАЛЬНОЙ ЛАБОРАТОРИИ, ЕЕ ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ И ОСОБЕННОСТИ
    • 3. 1. Структура программного комплекса. Принцип работы
    • 3. 2. Интерфейс web-приложения. Html-файлы
    • 3. 3. Расчетная часть web-приложения. М-файлы
      • 3. 3. 1. Реализация базовых моделей
      • 3. 3. 2. Реализация пользовательских моделей
  • Выводы
  • Глава 4. ТЕХНИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ ВИРТУАЛЬНОЙ ЛАБОРАТОРИИ
    • 4. 1. Бесфреймовая структура
    • 4. 2. Интерактивный ввод данных
    • 4. 3. Функциональная возможность проведения сравнительного анализа получаемых результатов экспериментов
    • 4. 4. Технология идентификации и обработки запросов, поступающих от различных пользователей, одновременно работающих с web-приложением
    • 4. 5. Анимация результатов
  • Выводы
  • Глава 5. ЛОКАЛЬНАЯ ВЕРСИЯ ВИРТУАЛЬНОЙ ЛАБОРАТОРИИ МАТЕМАТИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ
    • 5. 1. Структура программного комплекса
    • 5. 2. Файлы запуска виртуальной лаборатории
    • 5. 3. Возможности реализации интерфейса программы средствами MATLAB
    • 5. 4. Программная реализация виртуальной лаборатории
    • 5. 5. Описание виртуальной лаборатории. Обзор функциональных возможностей
  • Выводы

Разработка виртуальной лаборатории математического моделирования для решения естественнонаучных задач (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

В современных естественных науках, таких как физика, биофизика, биология, молекулярная биология, физиология, медицина, химия, экология динамические модели играют все возрастающую роль. Все большее количество исследователей испытывают потребность в построении динамических моделей для формализации представлений об объекте, получения качественных и количественных прогнозов поведения изучаемых систем в различных условиях. Однако экологические, химические и иные системы, изучаемые современной наукой, больше не поддаются исследованию (в нужной полноте и точности) обычными теоретическими методами. Прямой натурный эксперимент над ними долог, дорог, часто либо опасен, либо попросту невозможен. Вычислительный эксперимент позволяет провести исследование быстрее и дешевле. Математическое моделирование является в настоящее время одной из важнейших составляющих научно-технического прогресса. Без применения этой методологии в развитых странах не реализуется ни один крупномасштабный технологический, экологический или какой-либо другой проект [1].

Таким образом, необходима среда [2], позволяющая ознакомиться с литературой по математическому моделированию, теорией этого вопроса, примерами применения моделей в разных областях наук, а также проводить вычислительные эксперименты с этими моделями, связаться со специалистами по математическим моделям.

На рынке образовательных услуг существует большое количество разработок по естественным наукам, работающих в автономном режиме. В тоже время практически не предпринято усилий по их интеграции в единые системы, хотя современные информационные технологии и компьютерные телекоммуникации открывают принципиально новые возможности формирования единого информационного пространства, обеспечивая поддержку научного сопровождения и решения сложных научно-технических задач математического моделирования [3].

На сегодняшний день отечественный опыт применения web-технологий для разработки научно-исследовательских программ ограничен. Коллективами ученых Новосибирского государственного университета, Московского энергетического института, Института земного магнетизма, ионосферы и распространения радиоволн РАН разрабатываются программные комплексы, работающие в режиме on-line и направленные на решение узкого круга прикладных задач. Имеющиеся публикации [4−9] указывают на присутствие ряда проблем, связанных с реализацией web-приложений. В основном это проблемы визуализации данных, в частности проблемы анимации, многопользовательского режима, интерактивности.

Таким образом, создание виртуальной вычислительной лаборатории математического моделирования, предназначенной для проведения научных экспериментов исследователями естественных наук, не ограниченных ни расстояниями, ни государственными границами и легко осуществляемого в режиме реального времени [10], является актуальной научной задачей, имеющей важное практическое значение.

Целью диссертационной работы является разработка и реализация комплекса проблемно-ориентированных программ в виде виртуальной лаборатории (BJI) математического моделирования для проведения научных экспериментов над моделями физических, химических, биологических и других естественнонаучных объектов.

Основные задачи исследования состоят в следующем.

• Провести классификацию задач естественнонаучного направления по их аналитическому описанию и по способу программной реализации.

• Разработать методологические основы к реализации программного комплекса в виде виртуальной вычислительной среды.

• Провести анализ основных программных средств и информационных технологий для решения естественнонаучных задач и обосновать возможность их применения в среде Internet.

• Построить структурно-функциональную модель виртуальной вычислительной лаборатории.

• Разработать эффективные алгоритмы решения естественнонаучных задач в режиме удаленного доступа и реализовать их в виде комплекса проблемно-ориентированных программ.

Методы исследования. При решении поставленных задач в работе использованы элементы математического и имитационного моделирования, а также методы и средства объектно-ориентированного программирования. Научная новизна. В работе получены следующие научные результаты, которые выносятся на защиту:

• на базе виртуальной вычислительной лаборатории предложена организация программного комплекса, обеспечивающего удаленный доступ к проблемно-ориентированному программному обеспечению и высокопроизводительным вычислительным системам;

• на основе разработанной структурно-функциональной модели создан единый алгоритм, адаптируемый для решения всех типов естественнонаучных задач, реализуемых в виртуальной лаборатории, а также задач, определяемых удаленными пользователями произвольно;

• преложены эффективные алгоритмы управления выводимой информацией и представления результатов в виде анимационных изображений в двумерном или трехмерном пространстве;

• предложена технология идентификации и обработки запросов, поступающих от различных пользователей, одновременно работающих с web-приложением.

Практическая значимость:

• разработан программный комплекс «Виртуальная лаборатория математического моделирования в естественных науках», работающий в режиме on-line через Internet (в Федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности получено свидетельство о регистрации разработки № 2 006 611 193 от 14.04.2006);

• разработан программный комплекс «Виртуальная лаборатория математического моделирования в естественных науках», работающий в локальном режиме (в Отраслевом фонде алгоритмов и программ получено свидетельство о регистрации разработки № 50 200 400 175 от 10.03.2004);

• обе версии виртуальной лаборатории могут быть использованы для проведения естественнонаучных экспериментов, а также в качестве продукта педагогического назначения (обладают всеми необходимым методическим обеспечением и системой контроля знаний в виде теста);

• результаты диссертационной работы использованы в учебном процессе Астраханского государственного университета, Московского государственного университета и Воронежского государственного университета. Результаты внедрения подтверждены соответствующими актами;

• предложенные технологии программной реализации виртуальной лаборатории позволяют реализовать широкий круг задач (на основе обыкновенных дифференциальных уравненийдифференциальных уравнений в частных производных, дифференциальных уравнений с запаздыванием, одномерные и двумерные отображения, модели фазовых переходов, клеточные автоматы, геометрические модели), описывающих сложные процессы и явления в реальной жизни, в виде полнофункциональных приложений.

Апробация диссертации. Результаты работы были представлены на следующих научных конференциях: I и II Всероссийские научные конференции «Проектирование научных и инженерных приложений в среде MATLAB» (Москва, 2002, 2004), X и XIII международные конференции «Математика. Экономика. Образование» (Ростов н/Д, 2002, 2005), IV Всероссийская научная Internet-конференция (Тамбов, 2002), V Всероссийский симпозиум «Математическое моделирование и компьютерные технологии» (Кисловодск, 2002), итоговые научные конференции АГУ «Физика. Математика. Информатика» (Астрахань, 2002;2004), VIII Международная конференция «Образование. Экология. Экономика. Информатика» (Астрахань, 2003), V Международная научно-техническая конференция «Компьютерное моделирование 2004» (Санкт-Петербург), Международная научно-практическая конференция (студентов и молодых ученых) «Электронный университет как условие устойчивого развития региона» (Астрахань, 2005), Международная научно-практическая конференция «Информатизация образования — 2005» (Елец), Всероссийская научно-практическая конференция «Информационные технологии в образовании и науке» (Москва, 2006).

Личный вклад автора. Все исследования, изложенные в диссертационной работе, проведены лично соискателем в процессе научной деятельности. Из совместных публикаций включен лишь тот материал, который непосредственно принадлежит соискателю, заимствованный материал обозначен в работе ссылками.

Публикации. Основные материалы по теме диссертации опубликованы в 19 печатных работах.

Структура диссертации. Диссертация изложена на 150 страницах и состоит из введения, пяти глав, заключения, списка литературы и приложений.

Список литературы

содержит 61 наименование. Работа иллюстрирована 41 рисунком и содержит 3 таблицы.

Основные выводы, конкретные научные и практические результаты работы заключаются в следующем.

1. Реализован комплекс проблемно-ориентированных программ для решения научных проблем, исследования математических моделей физических, химических, биологических и других естественнонаучных объектов в виде виртуальной лаборатории, предоставляющей доступ удаленному пользователю к проблемно-ориентированному программному обеспечению и высокопроизводительной вычислительной системе.

2. Технология, основанная на использовании web-ориентированного пакета MATLAB, положенная в основу программного комплекса ВЛ, в наибольшей степени удовлетворяет сформулированным требованиям, поскольку содержит необходимые механизмы, минимизирующие рутинный процесс разработки авторского кода.

3. На основе разработанных методологических основ реализации программного комплекса построена структурно-функциональная модель ВЛ, включающая взаимосвязанные компонентные структуры.

4. Предложены новые, действующие на базе MATLAB Web Server, алгоритмы управления выводимой информацией и представления результатов в виде анимационных изображений в двумерном или трехмерном пространстве.

5. На базе MATLAB Web Server предложена новая технология идентификации и обработки запросов, поступающих от различных удаленных пользователей, одновременно работающих с web-приложением в режиме on-line.

6. На основе разработанной структурно-функциональной модели создан единый алгоритм, адаптируемый для решения всех типов естественнонаучных задач, реализуемых в виртуальной лаборатории, а также задач, определяемых удаленными пользователями произвольно;

7. Разработанный комплекс программ, реализующий BJI, обладает следующими основными свойствами и характеристиками:

— способен работать как в локальной, так и в глобальной сети в режиме on-line;

— развертывание серверных приложений BJI происходит путем использования любого web-обозревателя, не требующих никакого дополнительного программного обеспечения;

— обладает графическим интерактивным интерфейсом, позволяющим отслеживать и управлять результатами решений;

— обладает бесфреймовой структурой.

8. Разработанная методология закладывает возможности дальнейшего совершенствования BJI в следующих направлениях:

— развитие функциональности web-приложений, реализующих модели виртуальной лаборатории;

— расширение модельного ряда BJI.

ПУБЛИКАЦИИ АВТОРА ПО ТЕМЕ ДИССЕТАЦИИ.

А1. Пономарева, И. С. Разработка приложений для MATLAB Web Server / И. С. Пономарева, В. А. Зелепухина, Ю. Ю. Тарасевич // Компьютерные инструменты в образовании. — 2005. — № 4 — С. 48−56.

А2. Пономарева, И. С. Применение веб-технологий в физическом практикуме // Физическое образование в вузах / И. С. Пономарева, Ю. Ю. Тарасевич, В. А. Зелепухина, Е. Н. Манжосова, Т. В. Панченко // Физическое образование в ВУЗах. — 2006. — Т. 12 — № 1 — С. 103−114.

A3. Пономарева, И.С. MATLAB в курсе численных методов и компьютерного моделирования / И. С. Пономарева, Ю. Ю. Тарасевич // Труды Всероссийской научной конференции «Проектирование научных и инженерных приложений в среде MATLAB», Часть 6. MATLAB в Интернете и образовании — М.: ИПУ РАН, 2002. — ISBN 5−201−14 940−5. — С. 798−801.

А4. Пономарева, И. С. Комплекс лабораторных работ для математического и компьютерного моделирования / И. С. Пономарева, Ю. Ю. Тарасевич // Компьютерное и математическое моделирование в естественных и технических науках: Материалы IV Всероссийской научной internet-конференции — Тамбов: ИМФИ ТГУ им. Г. Р. Державина, 2002. -Вып. 16. — ISBN 5−89 016−050−8. — С. 77.

А5. Пономарева, И. С. Виртуальная лаборатория для математического моделирования / И. С. Пономарева, Ю. Ю. Тарасевич // Компьютерное моделирование 2003: Труды Международной научно-технической конференции — СПб.: «Нестор», 2003. — С. 462−463.

А6. Пономарева, И. С. Электронное учебное пособие по конформной геометрии / И. С. Пономарева // Лингвистика.

Литература

Психология. История. Экономика. Физика. Информатика: Ученые записки. Материалы докладов итоговой научной конференции АГУАстрахань:

Изд-во Астраханского гос. ун-та, 2003. — ISBN 5−88 200−732−1. — С. 145−158.

А7. Пономарева, И. С. Компьютерный практикум по курсу математического моделирования / И. С. Пономарева, Ю. Ю. Тарасевич // Труды II Всероссийской научной конференции «Проектирование научных и инженерных приложений в среде MATLAB». — М.: ИПУ РАН, 2004. — ISBN 5201−14 971−5. — С. 1935;1939.

А8. Пономарева, И. С. Компьютерное моделирование: виртуальный лабораторный практикум / И. С. Пономарева, Ю. Ю. Тарасевич // Компьютерное моделирование 2004: Труды V Международной научно-технической конференции. Часть 2. — СПб.: Изд-во «Нестор», 2004. — С. 139−142.

А9. Пономарева, И. С. Образовательный сайт по математическому моделированию в естественнонаучных дисциплинах как способ реализации концепции открытого образования / И. С. Пономарева, В. А. Винокурова // Электронный университет как условие устойчивого развития региона: сб. матер. Международной научно-практической конференция (студентов и молодых ученых). — Астрахань: 2005. — С. 254−257.

А10. Пономарева, И. С. Образовательный сайт по математическому моделированию в естественнонаучных дисциплинах / И. С. Пономарева, В. А. Винокурова // Информатизация образования — 2005: Материалы Международной научно-практической конференции. — Елец: Елецкий государственный университет им. И. А. Бунина, 2005 — ISBN 5−94 809−120−1.-С. 556.

А11. Пономарева, И.С. MATLAB как инструментальное средство для создания виртуальной лаборатории / И. С. Пономарева // Биология. География. Физика. Математика. Информатика: Ученые записки. Материалы докладов итоговой научной конференции АГУ — Астрахань: Изд-во «Астраханский университет», 2005. Т. 1. — ISBN 5−88 200−838−7. -С. 158−162.

А12. Пономарева, И. С. Виртуальная лаборатория как форма организации научных исследований / И. С. Пономарева, В. А. Зелепухина, Ю. Ю. Тарасевич, Е. Н. Манжосова, И. А. Бубенщикова, А. Р. Ибрагимова, А. З. Абдугалиев, И. Т. Максудов // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Информационные технологии в образовании и науке». — М.: МФА, 2006. Ч. 1. — С 174−179.

А13. Пономарева, И. С. Электронное учебное пособие по конформной геометрии / И. С. Пономарева // Физика. Математика. Информатика: тезисы докладов итоговой научной конференции АТУ — Астрахань: Изд-во Астраханского гос. пед. ун-та, 2002.

А14. Пономарева, И.С. MATLAB в курсе численных методов и компьютерного моделирования / И. С. Пономарева, Ю. Ю. Тарасевич // Проектирование научных и инженерных приложений в среде MATLAB: тезисы докладов Всероссийской научной конференции — М.: ИПУ РАН, 2002. -ISBN5−201−14 939−1.-С. 201−202.

А15. Пономарева, И. С. Курс компьютерного моделирования в ВУЗе / И. С. Пономарева, Ю. Ю. Тарасевич // Математика. Экономика. Образование: тезисы докладов X Международной конференции. II Международного симпозиума «Ряды Фурье и их приложения» — Ростов н/Д.: 2002. -ISBN 5−901 471−03−02. — С. 309.

А16. Пономарева, И. С. Виртуальная лаборатория по курсу математического моделирования / И. С. Пономарева, Ю. Ю. Тарасевич, Д. А. Ценяев, А. В. Шеллунц // Математическое моделирование и компьютерные технологии: тезисы докладов V Всероссийского симпозиума — Кисловодск: 2002.

А17. Пономарева, И. С. Виртуальная лаборатория по математическому моделированию / И. С. Пономарева, Ю. Ю. Тарасевич // Физика. Математика: тезисы докладов итоговой научной конференции АТУ — Астрахань: изд-во Астраханского гос. ун-та, 2003 — С. 6.

А18. Пономарева, И. С. Виртуальная лаборатория для математического моделирования / И. С. Пономарева, Ю. Ю. Тарасевич // Образование. Экология. Экономика. Информатика: тезисы докладов VIII Международной конференции — Астрахань: ГУП «Издательско-полиграфический комплекс» «Волга», 2003 — С. 291.

А19. Пономарева, И.С. Internet-технологии в физико-математическом образовании / И. С. Пономарева, В. А. Винокурова // Математика. Экономика. Образование: тезисы докладов XIII Международной конференции, III Международного симпозиума «Ряды Фурье и их приложения» -Ростов н/Д: изд-во ООО «ЦВВР», 2005. — ISBN 5−94 153−097−8. — С. 166.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , А.А. Математическое моделирование и вычислительный эксперимент / А. А. Самарский // Вестник АН СССР. 1979. — № 5. -С. 38−49.
  2. , С. Е. Разработка виртуальной вычислительной лаборатории для решения научно-технических задач горного производства: автореф. дис. канд. техн. наук: 05.13.18 / Попов Семен Евгеньевич. Кемерово, 2005. -22 с.
  3. , И.А., Черкасский, B.C. MATLAB Web Server: Вычисления в Интернете // Exponenta Pro. Математика в приложениях, 2004. № 1(4). С. 4−11.
  4. , В.Ф. Математические пакеты: От натурального хозяйства к товарному производству через Интернет / В. Ф. Очков // КомпьютерПресс -2004. № 5 — С. 12−15.
  5. В.Ф. Теплотехнический справочник в Интернете / Новое в российской электроэнергетике — 2005. № 5.
  6. Е.Д. Учебные лаборатории, реализованные с использованием технологий виртуальных инструментов // Доклад на заседании Ученого совета 25 мая 2005 г. Ежемесячный информационный бюллетень «Ин-форм». Новосибирск: НГТУ, 2005. — № 6 — 26 с.
  7. В.И., Соломонов А. В. Технология виртуальных инструментов в научных исследованиях: Учебное пособие. СПб.: СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2001.-66 с.
  8. Illyefalvi-Vitez Z. Virtual Laboratory Support for Electronics Packaging Education / Z. Illyefalvi-Vitez // International Conference on Engineering Educa-tionAugust. — Oslo: 2001. pp. 17−23.
  9. T.B. Структура электронного учебника для иностранных студентов // Тезисы Междунар. конгресса «Информационные технологии в образовании». М.: Российский университет дружбы народов, 16−20 но-яб. 2003.
  10. Виртуальные лаборатории для естественнонаучных дисциплин Электронный ресурс. / ред. Руденко М. В. Электрон. Дан. — Тюмень: Тюменский государственный нефтегазовый университет. — Режим доступа: http://www.tsogu.ru, свободный. — Загл. с экрана.
  11. , С.Н. Высокопроизводительные вычисления в СПбГУ: проблемы и пути развития / С. Н. Андрианов // Официальное издание Санкт-Петербургского государственного университета — 2001. — № 28 (3582).
  12. , В.И. Среда высокопроизводительных вычислений СпбГУ /, В. И. Золотарев, Ю. П. Галюк, В. Ю Сепман // Труды Международной научно-технической конференции «Телематика 2002». — Санкт- Петербург, 3−6 июня 2002 г.
  13. , Б. Элементы математического моделирования в программных средах MATALAB 5 и Scilab / Б. Андриевский, А. Фрадков // МАИК-Наука. -2001.- 5−02−24 952−1.
  14. , А.И., Сливина Н. А., Кривошеев А. О., Фомин С. С. Компьютерные обучающие программы. Классификация. Критерии качества. // Тезисы Междунар. конф.-выставки «Информационные технологии в непрерывном образовании». Петрозаводск: ПетрГУ, 5−9 июня 1995.
  15. , С.Е. Разработка виртуальной вычислительной лаборатории для решения научно-технических задач горного производства: автореф. дис. канд. техн. наук: 05.13.18 / Попов Семен Евгеньевич. Кемерово, 2005. -22 с.
  16. Н.И. К вопросу о разработке электронного учебника для предпрофильного обучения в сельской школе // Сборник трудов XII Международной конференции-выставки «Информационные технологии в образовании» («ИГО-2002»). -М.: 2002.
  17. , В.И. Виртуальная лаборатория по математике: концепции и примеры // Сборник трудов XII Международной конференции-выставки «Информационные технологии в образовании» («ИТО-2002»). М.: 2002.
  18. Kabassi, К. M. Using Web Services for Personalised Web-based Learning / K. Kabassi, M. Virvou // Educational Technology & Society. 2003. — № 6(3) -ISSN 1436−4522 — pp. 61−71.
  19. M.B. Требования к инструментарию для создания компьютерных средств сопровождения учебного процесса // Материлы. обл. науч-метод. конф «Информационные технологии в образовательном процессе». Тюмень: Издательство «Вектор Бук», 2002. — 248 с.
  20. .А., Ермоченков М. Г., Малинин В. Г. Математическое моделирование: Учебное пособие для студентов специальности 1704 00. М.: МГУЛ, 2001. — 56 с.
  21. , Ю.Б. Визуальное моделирование (Model Vision Studium) / Ю. Б. Колесов, Ю. Б. Сениченков. СПб.: Мир и Семья, 2000. — 256 с.
  22. В.В. Проведение компьютерного физического практикума при помощи Интернет / В. В. Калинин, Ю. В. Кузин, К. А. Татарников // «Вирт-2001»: «Виртуальные лабораторные прктикумы». С. 247−275
  23. Ambikairajan, Е. Evalution of a virtual teaching laboratory for signal processing education / E. Ambikairajan, J. Epps, M. Sheng, B. Celler // Proc. IEEE ICASSP. Sydney: 2003. — pp. 757−760.
  24. Clusen, A. A Java signal analysis tool for signal processing experiments / A. Clusen, A. Spanias, A. Xavier, M. Tampi // Proc. IEEE ICASSP, vol. 3, 1998, pp. 1849−1852.
  25. Носов К. MATLAB 7: настольная лаборатория // Компьютерное обозрение-2005-№ 29.
  26. В.Ф. Информатизация образования: направления, средства, технологии. — М.: Издательство МЭИ, 2004.
  27. Maple 6 Электронный ресурс. — Режим доступа: http://www.rdmk.ru/comtech/dk/maple 6. htm, свободный. — Загл. с экрана.
  28. Современные математические пакеты высшая математика, доступная всем желающим Электронный ресурс. / ред. Александр Костинский -Электрон. Дан. — Режим доступа: http://www.svoboda.org./programs/desc internet. asp, свободный. — Загл. с экрана.
  29. Документация к программному обеспечению MATLAB Web Server Электронный ресурс. / Сайт компании Softline Электрон. Дан. — Режим доступа: http://www.softline.ru. свободный. — Загл. с экрана.
  30. Документация к программному обеспечению Maple Электронный ресурс. / Сайт компании Softline Электрон. Дан. — Режим доступа: http://www.softline.ru, свободный. — Загл. с экрана.
  31. Документация к программному обеспечению Mathematica Электронный ресурс. / Сайт компании Softline Электрон. Дан. — Режим доступа: http://www.softline.ru, свободный. — Загл. с экрана.
  32. Документация к программному обеспечению Mathcad Электронный ресурс. / Сайт компании Softline Электрон. Дан. — Режим доступа: http://www.softline.ru, свободный. — Загл. с экрана.
  33. Документация к программному обеспечению MATLAB Web Server Электронный ресурс. / Сайт Matlab.ru — Электрон. Дан. Режим доступа: http://www.matlab.ru/webserver. свободный. — Загл. с экрана.
  34. Документация к программному обеспечению Maple Электронный ресурс. / The Waterloo Maple Software Inc. Электрон. Дан. — Режим доступа: http://www.maplesoft.com, свободный. — Загл. с экрана.
  35. Документация к программному обеспечению Mathematica Электронный ресурс. / Wolfram Research Inc. Электрон. Дан. — Режим доступа: www.wolfram.com, свободный. — Загл. с экрана.
  36. Документация к программному обеспечению MATLAB Электронный ресурс. / Mathworks Inc. Электрон. Дан. — Режим доступа: www.mathworks.com, свободный. — Загл. с экрана.
  37. , М. Математика на PC // InfoCOM. UZ 2005 — № 3.
  38. Чен К. MATLAB в математических исследованиях / К. Чен, П. Джиблин, А. Ирвинг. Мир, 2001. — ISBN 5−03−2 821−8, 0−521−63 920−4
  39. MATLAB Электронный ресурс. / Материал из Википедии — свободной энциклопедии — Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/MATLAB. свободный. Загл. с экрана.
  40. Специализированные приложения программы Mathematica, разработанные сторонними производителями Электронный ресурс. / Новости CSA- Режим доступа: http://www.csa.ru/old/CSA/News/msgO 1048. htmr, свободный. — Загл. с экрана.
  41. Сравнительный анализ современных математических систем Электронный ресурс. / сост. В. П. Дьяконов Режим доступа: http://www.smolensk.rU/user/sgma/MMORPH/N-l-html/4.htm. свободный.- Загл. с экрана.
  42. Comparison of mathematical programs for data analysis Электронный ресурс. / сост. Stefan. Steinhaus Режим доступа: http://www.scientificweb.de/ncrunch. свободный. — Загл. с экрана.
  43. М.В. Сравнительный анализ современных средств компьютерного моделирования информационных процессов // Вестник кибернетики. Вып. 1. Тюмень: Изд-во ИПОС СО РАН, 2002. 164 с.
  44. , В.Г. Инструментальные средства MATLAB 5.x. М.: Диалог-МИФИ, 2000. 332 с.
  45. Дьяконов В. MATLAB 6: учебный курс. СПб.: Питер, 2001. — 592 с.
  46. , Н.Н., Иванов, А.П. MATLAB 5.x. Вычисления, визуализация, программирование М.: КУДИЦ-ОБРАЗ, 2000. — 336 с. ISBN 5−93 378 013−8
  47. Все о фреймах Электронный ресурс. / журнал Internet Plus Электрон. Дан. — Режим доступа: http://dizainplus.narod.ru/web/dizain20.htm. свободный. — Загл. с экрана.
  48. Как увеличить количество посетителей с поисковых систем? Электронный ресурс. / Рабочая станция продвижения сайтов- ред. Аксенов А. А -Электрон. Дан. Режим доступа: http://cash-home.narod.ru/new.htm. свободный. — Загл. с экрана.
  49. Фреймы Электронный ресурс. / Пособие по HTML v 1.0. — Режим доступа: http://egorix.net.ru/html/9.html, свободный. — Загл. с экрана.
  50. Ю.Ю. Математическое и компьютерное моделирование. Вводный курс: Учебное пособие. 3-е издание, испр.- М.: Едиториал УРСС, 2003. 144 с. ISBN 5−354−381−4.
Заполнить форму текущей работой