Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Механизмы реорганизации индустриальных зон крупнейших российских городов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

На основании проведенного исследования были обобщены существующие механизмы реорганизации ГИЗ и предлагается система экономических механизмов реорганизации ГИЗ, которая включает в себя следующие составляющие: бюджетные (бюджетные ассигнования и субсидии для технического перевооружения реорганизуемого предприятия и компенсации затрат по кредитам, возмещение землепользователям реорганизованных… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические основы реорганизации индустриальных зон как одного из важных направлений совершенствования территориальной организации производительных сил
    • 1. 1. Уточнение понятийно-терминологического аппарата исследования 12 процесса реорганизации городских индустриальных зон
    • 1. 2. Сравнительный анализ отечественной и зарубежной нормативно- 19 правовой базы, регламентирующей процессы реорганизации городских индустриальных зон
    • 1. 3. Экономическая сущность механизмов реорганизации городских 31 индустриальных зон
  • Глава 2. Анализ практики и проблемы реорганизации городских индустриальных зон крупнейших российских городов
    • 2. 1. Ретроспективный анализ отечественного опыта реорганизации 50 городских индустриальных зон на примере города Москвы
    • 2. 2. Факторы и условия реорганизации индустриальных зон 55 крупнейших городов Российской Федерации
    • 2. 3. Практические итоги реализации программ и проектов 58 реорганизации индустриальных зон в крупнейших городах Российской Федерации
  • Глава 3. Совершенствование экономических и организационных механизмов реорганизации городских индустриальных зон в Российской Федерации
    • 3. 1. Направления совершенствования системы документов 82 территориального планирования, регламентирующих процессы реорганизации городских индустриальных зон
    • 3. 2. Критерии комплексной оценки приоритетности реорганизации 91 городских индустриальных зон и примеры расчета интегрального показателя приоритетности реорганизации городских индустриальных зон
    • 3. 3. Рекомендации по совершенствованию экономических механизмов 97 реорганизации городских индустриальных зон в Российский Федерации
    • 3. 4. Предложения по составу и функциям организационных структур, 105 осуществляющих процессы реорганизации городских индустриальных зон

Механизмы реорганизации индустриальных зон крупнейших российских городов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Общемировой тенденцией для крупнейших городов является увеличение доли сектора услуг и вынос за городскую черту большинства промышленных предприятий. Реорганизация индустриальных зон является важным условием развития крупнейших старопромышленных городов мира. В настоящее время ведется активная дискуссия о путях трансформации индустриальных зон в условиях общей реструктуризации экономики и городской среды крупнейших городов. Очевидно, что назрела необходимость массовой реорганизации, интенсификации использования и перепрофилирования индустриальных зон российских городов с учетом зарубежного и отечественного опыта.

Приоритетными направлениями в развитии городской среды российских городов становятся общественные пространства, торгово-деловые зоны, транспортная и социальная инфраструктуры, а также особо охраняемые природные территории. С ростом городов, увеличением темпов жилищного строительства и строительства объектов административно-деловой сферы, с переходом от индустриального к наукоемкому, инновационному и высокотехнологичному производству, в настоящее время возникает необходимость в сокращении площади индустриальных зон.

Актуальность темы

диссертационного исследования обусловлена необходимостью поиска эффективных механизмов реорганизации производственных территорий в российских городах. Более 10% площади крупнейших российских городов заняты объектами промышленного назначения, в то время как в зарубежных странах доля индустриальных зон в общей площади крупнейших городов значительно меньше и составляет 3−5%. Современная ситуация, при которой значительные территории в российских городах все еще заняты объектами промышленности порождает ряд проблем социального и экономического характера, таких как: высокий уровень загрязнений среды и, как следствие, заболеваемости населения, перегрузка транспортной инфраструктуры и незначительный доход бюджетной системы от использования потенциала городских земель.

Анализ механизмов регулирования реорганизации индустриальных зон крупнейших российских городов (Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего.

Новгорода, Екатеринбурга и Перми) позволил сделать вывод о слабом регулировании этих процессов, включая отсутствие единых информационных баз данных, системы документов и организационных структур для регулирования данного процесса.

Диссертационное исследование направлено на решение важной народнохозяйственной проблемы развития механизмов реорганизации индустриальных зон российских городов, что и определяет его актуальность, характер и основные направления.

Анализ механизмов регулирования реорганизации индустриальных зон крупнейших российских городов (Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Екатеринбурга и Перми) позволил сделать вывод о незначительном регулировании этих процессов, включая отсутствие единых информационных баз данных, системы документов и организационных структур для отрегулирования данного процесса. Между тем, направления перспективного использования индустриальных зон в крупнейших городах Российской Федерации определяются стратегическими задачами их развития, и должны учитываться как в документах долгосрочного социально-экономического развития, так и в мастер-планах, которые являются пространственными стратегиями.

Диссертационное исследование обеспечивает решение важной народнохозяйственной проблемы адаптации индустриальных зон российских городов к новым социальным и экономическим процессам.

Степень научной разработанности проблемы. В своем исследовании автор опирается на работы отечественных ученых-регионалистов, посвященных территориальному планированию регионов и региональным стратегиям, в т. ч.: Владимирова В. В. Гранберга А.Г., Гутнова А. Э., Ильина И. А., Лаппо Г. М., Любовного В. Я. 16], [39], Лексина В. Н., Некрасова H.H., Перцика E.H., Родомана Б. Б., Штульберга Б. М., Швецова А. Н. и др. Наиболее весомый вклад в разработку проблематики вопросов землепользования внесли Антонов В. П., Комов Н. В. [57], Лойко П. Ф., Прорвич В. А., Сай С. И. 27], Севостьянов A.B. 43] и др. В области практической реорганизации городских территорий наиболее значителен вклад авторов: Максимова С.Н.

40], Тарасевича Е. И., Новикова Б. Д. [21], а также Мазура И. М., Шапиро В. Д., Ольдерроге Н. Г., Вечера Н. Ф., Ольховского A.A.

Тема реорганизации городских территорий, в том числе, индустриальных зон Москвы, раскрыта в работах Бурака П. И., Беккера В. Я, Варламова A.A., Волкова С. Н. [7], Воловича Н. В., Ильиной И. Н. [9], Кирилловой А. Н., Мазановой М. Б., Ромма А. П. [24], Ростанца В. Г., Рукиной И. М., Сагайдака А. Э. 26].

Зарубежные исследования по проблематике реорганизации индустриальных зон связаны с работами:

— американских ученых: Дж. Д. Блевинса, В. Брюггемена, В. Пейсера, Дж. Фишера, Г. А. Цукермана, Д. Шванке, Анне Фрей, Джо Алена Гауза, Йохансона JI. Яп, Рене Кирка [106], [109];

— европейских ученых Бартона М. Р. (Великобритания) [105], Тани Тотцер (Австрия) [108], Джаннеке Ван Беммель (Нидерланды) [114], Якипа Егерсоглу, Семахат Оздемир (Турция), Валентине Сагрис, Марио Касанко, Елизаветы Женовиз, Карло Лаваль (Италия) [107];

— южноазитских ученых — Люм Cao Ким Люм (Сингапур), Коха С., Юн Дж. (Южная Корея)[109].

В работе использовались элементы оценки недвижимости на базе работ: Дж. Фридмана и Н. Орудуэйя [29], Андриена Шмитца и Деборры Л. Бретт [48], а также Наназашвили И. Х и Литовченко В. А. 19], и др.

Объектом исследования являются индустриальные зоны крупнейших городов Российской Федерации, в т. ч. Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Екатеринбурга и Перми.

Предметом исследования выступают механизмы реорганизации городских индустриальных зон крупнейших городов Российской Федерации.

Цель диссертационного исследования состоит в совершенствовании экономических и организационных механизмов реорганизации индустриальных зон в крупнейших городах страны.

Поставленная цель потребовала решения следующих задач:

— исследовать и уточнить понятийный аппарат и методические подходы к разработке механизмов реорганизации городских индустриальных зон (ГИЗ);

— провести сравнительный анализ зарубежного и отечественного опыта реорганизации индустриальных зон крупнейших городов для выявления лучших практик с точки зрения адаптации к российским условиям;

— проанализировать и дать оценку нормативно-методической базы, регламентирующей в настоящее время процессы реорганизации городских индустриальных зон в зарубежных странах и Российской Федерации;

— определить факторы, условия, этапы и приоритетные направления реорганизации индустриальных зон крупнейших городов Российской Федерации;

— предложить метод расчета интегрального показателя (на базе балльной оценки градостроительного, экономического, инновационного, инженерно-технического, экологического, социального и производственно-технологического потенциала территории) для определения приоритетности реорганизации городских индустриальных зон;

— сформировать рекомендации по совершенствованию экономических механизмов реорганизации городских индустриальных зон;

— выработать предложения по совершенствованию организационных механизмов реорганизации городских индустриальных зон.

Методология и методика исследования, методологической основой работы являются законодательные акты, методические и нормативно-правовые документы по территориальному планированию и социально-экономическому развитию, научные труды отечественных и зарубежных ученых по широкому кругу вопросов реорганизации территорий, результаты социологических опросов.

В ходе исследования применялись методы системного анализа, классификации и группировок, приемы сравнения и аналогии, а также метод экспертных оценок.

Соответствие диссертации Паспорту научной специальности. Диссертационная работа выполнена в рамках научной специальности ВАК Минобрнауки 08.00.05 — Экономика и управление народным хозяйством (региональная экономика): 3.16. Региональная социально-экономическая политикаанализ особенностей и оценка эффективности региональной экономической политики в Российской Федерации, федеральных округах, субъектах Федерации и муниципальных образованиях, 3.20. Особые экономико-правовые режимы регионального и местного развития. Экономические зоны, промышленные округа и иные территориальные «точки» промышленного и инновационного развития.

Информационную базу исследования составили материалы Федеральной службы государственной статистики, Министерства экономического развития Российской Федерации, Федеральные законы, Постановления Правительства, Указы, стратегические документы, данные научно-исследовательских институтов, единовременных социологических опросов, информационно-аналитические пояснительные записки к региональным проектным градостроительным документам, материалы периодической печати, монографических исследований, научных конференций по изучаемой проблеме и Интернет-ресурсов, также результаты исследований и расчетов автора.

Научная новизна исследования заключается в разработке комплекса методических и практических рекомендаций по совершенствованию организационно-экономических и правовых механизмов реорганизации городских индустриальных зон в крупнейших городах Российской Федерации, в т. ч. системы документов, обеспечивающих и регламентирующих этот процесс.

Основные научные результаты, полученные лично автором и выносимые на защиту, состоят в следующем:

1) на основе обобщения результатов теоретических исследований и опыта процессов реорганизации индустриальных зон проведено уточнение существующей терминологической базы, и предложено понятие «городской индустриальной зоны» (ГИЗ), позволяющее проводить сравнительный анализ структуры территорий городов Российской Федерации;

2) на основе ретроспективного сравнительного анализа фактических изменений в структуре и составе индустриальных зон в крупнейших российских городах обоснованы перспективные направления реорганизации индустриальных зон крупнейших городов Российской Федерации, в число которых входит жилищное строительство, строительство общественных объектов, организация инновационных кластеров и восстановление природного комплекса;

3) определена этапность процесса реорганизации индустриальных зон крупнейших городов Российской Федерации, включающая: формирование системы проектов нормативных и программных документов, регламентирующих процессы реорганизации ГИЗ (мастер-планы, целевые программы, проекты реорганизации), разработку концепции проекта, вынесение концепции проекта на общественные слушания, согласование концепции проекта, интегральную оценку приоритетности реорганизации, разработку документации по градостроительному проектированию, разработку программы реализации и реализация проекта;

4) разработана система показателей оценки целесообразности реорганизации конкретных ГИЗ, включающая их экономические, социальные и экологические характеристики, формирующие в совокупности критериальную основу для принятия решений о приоритетности их реорганизации органами исполнительной власти различных уровней (федерального, регионального, муниципального), предложены алгоритмы расчетов интегрального показателя приоритетности реорганизации городских индустриальных зон;

5) предложен комплекс экономических механизмов реорганизации ГИЗ, включающий финансовые, имущественные и тарифные льготы, а также такие новые для регионов Российской Федерации экономические механизмы как установление налога «финансового приращения» и введение разовых целевых премий и бонусов;

6) предложена и обоснована иерархия организационных структур, осуществляющих процессы реорганизации городских индустриальных зон (городские комиссии, экспертные группы, управляющие компании), определены их функции и схема взаимодействия.

Теоретическая и практическая значимость выполненного исследования заключается в концептуальном обобщении теоретического и практического опыта реорганизации городских индустриальных зон и разработке конкретных предложений и рекомендаций по совершенствованию механизма ее реализации. Результаты исследования могут быть использованы для определения приоритетности и очередности реорганизации индустриальных зон в городах Российской Федерации.

Апробация результатов исследований. Разработанные в научном исследовании методы принятия решений о приоритетности реорганизации ГИЗ нашли свое применение в работах ГУП «НИ и ПИ Генплана Москвы»: «Проведение обследований и разработка концепции комплексного развития промышленных зон и производственных территорий, расположенных в Юго-Восточном административном округе города Москвы, с выработкой решения по оптимальному размещению необходимых для округа рабочих мест, с учетом разработанной для этой территории градостроительной документации и действующих городских и отраслевых Программ» (Государственный контракт № 8/3−369 «Г"-12 от 29.10.2012 г. (46−12/522)) и «Проведение обследований и разработка концепции комплексного развития промышленных зон и производственных территорий, расположенных в Юго-Западном административном округе города Москвы, с выработкой решения по оптимальному размещению необходимых для округа рабочих мест, с учетом разработанной для этой территории градостроительной документации и действующих городских и отраслевых Программ» (Государственный контракт № 8/3−370 «Г"-12 от 30.10.2012 г. (46−12/521)).

Апробация результатов исследований проведена в рамках обсуждений и докладов на научно-практических конференциях: «Эффективная реализация инновационного потенциала: опыт Москвы и регионов» (г. Москва, 2009), «Методология и методика региональных исследований: из прошлого в будущее» (г. Смоленск, 2010 г.), XI Международная научная конференция молодых ученых (г. Москва, 2010 г.), XII Международная научная конференция молодых ученых (г. Москва, 2011 г.), «Современные проблемы пространственного развития» (г. Москва, 2011 г.).

Диссертантом получены следующие теоретико-методологические, методические и практические результаты, являющиеся предметом защиты: обоснована необходимость уточнения существующей терминологической базы, касающейся городских территорий, занятых объектами промышленности и сопутствующей инфраструктурой на основе введения понятия «индустриальная зона»;

— выделены и структурированы приоритетные направления и определена рекомендуемая этапность реорганизации индустриальных зон крупнейших городов Российской Федерации, а также предложен ряд новых согласовательных и экспертных процедур;

— разработана система комплексной оценки потенциала городских индустриальных зон, содержащая набор критериев, характеризующих потенциал и направления развития зон для расчета интегрального показателя приоритетности реорганизации городских индустриальных зон;

— обоснована необходимость совершенствования существующих информационных баз данных с целью облегчения поиска и сбора исходных данных для расчета интегрального показателя приоритетности реорганизации городских индустриальных зон;

— сформирован комплекс рекомендаций по совершенствованию существующих экономических и организационных механизмов реорганизации городских индустриальных зон.

Диссертационная работа состоит из трех глав, введения и заключения.

Заключение

.

В результате проведенных исследований можно сделать следующие выводы:

1. выполнено концептуальное обобщение теоретического опыта исследований процессов реорганизации ГИЗ.

В СССР процесс реорганизации ГИЗ не был масштабным, необходимость реорганизации индустриальных территорий возникла с переходом к постиндустриальному развитию. Этот процесс стал развиваться в нашей стране в 1990;е годы. В Российской Федерации вопросами реорганизации городских территорий занимаются ГУЛ «НИ и ПИ Генплана Москвы», Институт региональных экономических исследований, градостроительные и архитектурные институты крупнейших городов страны.

Реорганизация затронула в первую очередь крупнейшие города Российской Федерации. В диссертационном исследовании рассматривается практический опыт реорганизации ГИЗ крупнейших городов-центров старопромышленных регионов: Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Нижнего Новгорода и Перми. В результате реализации генеральных планов указанных городов к планируемым срокам (через 15−20 лет) средняя доля площади ГИЗ в структуре их землепользования сократится. Доля площадей, занимаемых индустриальными зонами в городах Российской Федерации, в настоящее время является слишком высокой, что становится очевидным при сравнении с зарубежными городами (в Сеуле — 6%, Сингапуре — 2−3%, Париже — 5%, Нью-Йорке — 4%, Бостоне — 3%). Оптимальной долей индустриальных зон в городских площадях можно считать 5−10%.

2. введено понятие «городской индустриальной зоны» (ГИЗ) и систематизированы модели, применяемые для реорганизации указанных территорий в зарубежных странах.

Под городской индустриальной зоной следует понимать городскую территорию, прилегающую к крупным транспортным узлам и предназначенную для размещения промышленных предприятий и объектов сопутствующей инфраструктуры, в том числе складских и логистических комплексов. В ГИЗ входят промышленные, производственные зоны, промышленные узлы и центры, но не включаются территории, занятые объектами жилищно-коммунальной инфраструктуры. Понятие «городской индустриальной зоны» шире понятия «индустриальной площадки», так как оно включает не только промышленную территорию, но и сопутствующие ей объекты инфраструктуры.

Под реорганизацией ГИЗ следует понимать процесс изменения функционального назначения территорий, занятых производственными объектами для наилучшего и наиболее эффективного использования городской земли. Реорганизация ГИЗ является пространственным выражением постиндустриальной трансформации в городах и сопровождается изменением функционального назначения участков территории.

3. определена этапность и обоснованы направления реорганизации индустриальных зон крупнейших городов Российской Федерации.

Основаниями для реорганизации ГИЗ являются: генеральные планы, проекты землепользования и застройки (ПЗЗ), городские целевые, инвестиционные, а также государственные программы, распорядительные документы по размещению предприятий и организаций отдельных отраслей, территориально-отраслевые схемы, городские целевые распорядительные документы, нарушение предприятиями (организациями) экологических и санитарно-эпидемиологических нормативов, правил, норм, законодательства в области охраны окружающей природной среды, а также земельного законодательства, градостроительной и проектной документации, строительных норм и правил, осуществление самовольной застройки.

Возможны следующие варианты развития ГИЗ:

1. Вынесение промышленного производства за городскую черту (с последующей реорганизацией территории). При вынесении производства с территории вся застройка реорганизуется под разное назначение (жилое, офисное, торговое и т. д.).

2. Полная ликвидация промышленного производства. При полной ликвидации производства, также как и в варианте 1, предполагается полная реорганизация застройки.

3. Модернизация промышленного производства и, вследствие этого, сокращение площади ГИЗ. При модернизации производства предполагается перепрофилирование предприятий.

Сложившийся процесс реорганизации ГИЗ в Российской Федерации включает в себя следующие этапы: определение необходимости реорганизации ГИЗ, вариантов реорганизации территории предприятий, направлений реорганизации ГИЗ, реализация проекта реорганизации. В существующей сформировавшейся последовательности этапов проведения реорганизации отсутствует предварительное вынесение концепции проекта на общественные слушания, определение потенциала ГИЗ, разработка предварительных вариантов реорганизации ГИЗ, что является недостатком сформировавшейся схемы.

Предлагается следующая последовательность этапов проведения реорганизации ГИЗ и согласования основной документации:

1) на первом этапе проведения реорганизации ГИЗ предлагается разработка властями города и инвесторами концепции проекта реорганизации ГИЗ (далее — концепции проекта) в соответствии с Генеральным Планом города и Стратегией социально-экономического развития, Правилами землепользования и застройки;

2) вынесение концепции проекта на общественные слушания;

3) согласование концепции проекта;

4) с учетом интегральной оценки потенциала при рассмотрении нескольких вариантов застройки;

5) разработка документации по градостроительному проектированию (проекта планировки) Определение объема, структуры и назначения застройки. По результатам — общественные слушания и выбор варианта;

6) разработка программы реализации;

7) реализация проекта.

При этом следует учитывать, что хотя реорганизация должна происходить по одной схеме, но каждый проект индивидуален, каждый конкретный случай должен рассматриваться специальной комиссией или, если опираться на зарубежный опыт — агентствами по редевелопменту (реорганизации).

4. разработана система интегральных показателей, включающая экономические, социальные и экологические характеристики ГИЗ, формирующих в совокупности критериальную основу для принятия решений о приоритетности их реорганизации органами исполнительной власти различных уровней (федерального, регионального, муниципального).

Для предварительной оценки потенциала территории (оценки приоритетности процесса реорганизации ГИЗ) предлагается использовать систему критериев, включающих: градостроительные, экономические и бюджетные, инновационные, инженерно-технические, экологические, социальные, производственно-технологические характеристики территории. Выделено 7 блоков показателей в соответствии с количеством характеристик (факторов). Каждый блок включает не более трех показателей, что обеспечивает оперативность принятия решений. Предполагается, что все показатели в составе каждого блока равнозначны. Для определения значимости каждого фактора используется экспертная бальная оценка (шкала от 0 до 5 баллов, где 5 баллов означает максимальную необходимость реорганизации индустриальной зоны, 0 баллов — нет необходимости). При вычислении значения интегрального показателя всем блокам присваиваются одинаковые веса. Чем больше общая сумма баллов, тем выше приоритет реорганизации той или иной ГИЗ. Указанный экспертный интегральный показатель позволяет оценивать необходимость реорганизации ГИЗ на долгосрочный (более 5 лет), среднесрочный (3−5 лет) и краткосрочный периоды (2−3 года).

Направления реорганизации ГИЗ могут быть следующими:

1.) жилищное строительство, включая коммерческое и социальное.

Одним из важнейших направлений реорганизации ГИЗ в настоящее время является строительство экологического жилья (ресурсосберегающего, малоотходного, энергоэффективными и благоустроенными).

2.) строительство общественных объектов.

3.) организация ГИЗ с инновационными кластерами.

4.) подготовка территорий природного комплекса. Для создания комфортной городской среды в крупнейших российских городах необходимо создание парковых зон.

5. В работе определены направления совершенствования экономических механизмов реорганизации городских индустриальных зон с учетом их современных тенденций развития в регионах Российской Федерации.

На основании проведенного исследования предложен комплекс экономических механизмов реорганизации ГИЗ, включающий: бюджетные, имущественные, тарифные, компенсационные и штрафные. В дополнение к известным мерам экономического стимулирования предлагается использовать: установление налога «финансового приращения» и введение разовых целевых премий и бонусов.

На основании проведенного исследования были обобщены существующие механизмы реорганизации ГИЗ и предлагается система экономических механизмов реорганизации ГИЗ, которая включает в себя следующие составляющие: бюджетные (бюджетные ассигнования и субсидии для технического перевооружения реорганизуемого предприятия и компенсации затрат по кредитам, возмещение землепользователям реорганизованных предприятий убытков, установление налога «финансового приращения», введение разовых целевых премий и бонусов, выплата городом пособий на перевод персонала с реорганизуемой территории и др.), имущественные (установление пониженных ставок арендной платы на реорганизуемой территории и на территории, на которую предприятие перебазируется и др.), тарифные (льготные тарифы на коммунальные услуги), компенсационные (компенсация городом затрат на перебазирование) и штрафные (приостановление либо прекращение действия административных мер на территории).

6. Основные рекомендуемые организационные механизмы реорганизации ГИЗ включают в себя следующие направления:

В настоящее время существует потребность в нормативно-правовом оформлении регулирования реорганизации территорий, а также в формировании иерархии организационных структур, занимающихся этой проблемой. Данная работа должна включать в себя:

• Создание федеральной и региональной нормативной базы территориального планирования.

Составляющими такой базы на федеральном уровне должны стать Генеральная схема расселения населения, Генеральная схема развития и размещения производительных сил и федеральная программа реорганизации производственных зон на территории Российской Федерации. Реорганизация ГИЗ должна соответствовать генеральным планам городов, правилам землепользования и застройки и стратегиям социально-экономического развития городов по заявленным основным показателям и должна быть направлена на повышение потенциала ГИЗ.

• Создание информационных баз данных по реорганизованным ГИЗ в крупнейших городах Российской Федерации.

Предлагается создание такой базы данных для всех крупнейших городов Российской Федерации, так как подобная информация является основой анализа и принятия управленческих решений по эффективной реорганизации ГИЗ.

Для Москвы целесообразно обновление существующей базы данных по реорганизованным ГИЗ Москвы и дальнейшему их использованию на период с 1990 г. по настоящее время.

• Разработка городских целевых программ реорганизации ГИЗ в крупнейших городах Российской Федерации.

До настоящего времени наиболее полным документом, содержавшим перечень экономических механизмов реорганизации ГИЗ является целевая программа реорганизации производственных территорий г. Москвы, реализованная в 2004;2006 гг. В других городах Российской Федерации не существует подобных документов, содержащих рекомендации по использованию экономических механизмов реорганизации ГИЗ. Предлагается разрабатывать программы реорганизации ГИЗ для всех крупнейших городов Российской Федерации как инструмента концентрации ресурсов государства и частных инвесторов. Основными задачами таких программ должны стать: определение приоритетности, вариантов, направлений и сроков реорганизации ГИЗформирование перечня организационно-правовых и экономических инструментов привлечения инвесторов и контроля за реорганизацией ГИЗ. Реализация программ реформирования ГИЗ позволит привлечь инвестиции на реорганизацию ГИЗ, модернизацию и перебазирование предприятийобеспечить территориальные резервы для жилищного строительства, строительства общественных объектов, организации ГИЗ с инновационными кластерами, территорий природного комплексасоздать новые рабочие местаулучшить состояние окружающей среды и условия проживания населенияосуществить модернизацию транспортной и инженерной инфраструктуры.

Программы должны быть согласованы с другими документами территориального планирования и документами социально-экономического развития федерального, регионального и местного значения.

• Разработка мастер-планов для выделяемых ГИЗ на среднесрочный период.

Рекомендуется разрабатывать мастер-планы для реорганизуемых ГИЗ сроком на 5 лет. Мастер-план, который представляет собой комплексный проект развития территории, отличается от генерального плана меньшей детализацией и допускает оперативную корректировку параметров процесса реорганизации ГИЗ. Наличие мастер-планов позволяет организовать поэтапную работу над проектом реорганизации каждой ГИЗ и вносить в него своевременные изменения, необходимые для эффективного использования потенциала территории.

• Организация зон согласованных действий (частно-государственного партнерства).

В настоящее время важным механизмом реорганизации ГИЗ может быть организация «зон согласованных действий». На территории этих зон могут размещаться выводимые предприятия при предоставлении льгот перебазируемым предприятиям и принимающим площадкам. Застройка данных зон подразумевает значительную поддержку местных властей.

• Создание городских комиссий и экспертных групп по перебазированию, реформированию, ликвидации предприятий и организаций, расположенных на территории крупнейших российских городов и реабилитации освобождаемых территорий.

• Поддержка формирующегося сообщества специализированных управляющих компаний, способных организовывать работу по реформированию ГИЗ и реализовывать соответствующие проекты.

Реализация предложенных в диссертационной работе мер развития нормативной базы, экономического стимулирования и организации процессов реформирования ГИЗ позволит, по нашему мнению, повысить эффективность реорганизации ГИЗ в крупнейших городах Российской Федерации, что будет способствовать в них формированию современной комфортной городской среды.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Е.Г., Власова Н. Ю. Градоведение. М.: Издательство Уральского государственного экономического университета, 2010. — 433 с.
  2. В.Б., Барабанова К. К., Громыко A.A. Опыт реорганизации промышленных территорий в крупных промышленных городах Европы (на примере Парижа, Лондона, Берлина). М.: Огни Москвы, 2004. — 84 с.
  3. И.А. Инвестиционный менеджмент. М.: Ника-Центр, 2001.-448 с.
  4. П.И., Ростанец В. Г., Кирилова А. Н., Мазанова М. Б. и др. Реорганизация производственных территорий города Москвы. Экономические, организационные и градостроительные аспекты. М.: ЗАО Издательство Экономика, 2005. — 339 с.
  5. A.A., Улюкаев В. Х., Гальченко А. и др. Теоретические методические положения установления обременений земельных участков. / под ред. A.A. Варламова. М.: ГУЗ, 1995. — 88 с.
  6. В.В., Наймарк Н. И. Проблемы развития теории расселения в России. М.: Едиториал УРСС, 2002. — 376 с.
  7. С.Н. Землеустройство. Экономико-математические методы и модели, т. 4. М.: Колос, 2001. — 696 с.
  8. А.Э. Эволюция градостроительства. М.: Стройиздат, 1984. -256 с.
  9. И.Н., Ткаченко С. Б. Экологические основы территориального развития, М.: Московский государственный университет управления Правительства Москвы, 2011, — 137 с.
  10. И.А. Социальное строительство на территории России. -М.: Наука, 2006. 234 с.
  11. Комментарий к Градостроительному кодексу Российской Федерации / под ред. С. А. Боголюбова М.: Проспект, 2005. — 360 с.
  12. .Н., Кушлин В. И. Прогнозирование, стратегическое планирование и национальное программирование. М.: Экономика, 2009. -591 с.
  13. В.Н., Швецов А. Н. Государство и регионы: Теория и практика государственного регулирования территориального развития. Изд.6. M.: URSS, 2012.-368 с.
  14. Л.Э. Крупный город: регулирование территориального развития и инвестиционные стратегии. СПб.: Наука, 2004. — 270 с.
  15. В .Я., Сдобнов Ю. А. Москва и столичный регион: проблемы регулирования социально-экономического и пространственного развития М.: Экон-Информ, 2011. — 401 с.
  16. Максимов С. Н Девелопмент. Развитие недвижимости. Организация, управление, финансирование. СПб.: Питер, 2003. — 256 с.
  17. Е.С. Промышленные зоны городов. М.: Стройиздат, 1985.-213 с.
  18. Наназашвили И. Х и Литовченко В. А. Оценка недвижимости: учебное пособие. М.: Архитектура-С, 2005. — 200 с.
  19. Т. Г., Полян П. М., Трейвиш А. И. Город и деревня в Европейской России: сто лет перемен. М.: ОГИ, 2001. — 560 е.,
  20. .Д. Рынок и оценка недвижимости в России. М.: Экзамен, 2000. — 180 с.
  21. E.H. Геоурбанистика. М.: Образовательно-издательский центр Академия, 2009. — 432 с.
  22. В.А. Основы экономической оценки городских земель, -М.: Дело, 1998.-336 с.
  23. А.П. Кадастровая оценка городских земель: Методические основы и инструментальные средства. М.: Международная академия оценки и консалтинга. 2008. — 268 е.
  24. Ю.В. Стратегические приоритеты развития крупного города. М.: Наука, 2010. — 167 с.
  25. А.Э. Земельная собственность и рента. М.: Агропромиздат, 1991. — 80 с.
  26. Сай С. И. Методы и модели управления земельно-имущественным комплексом крупного города, М.: Фонд развития отечественного книгоиздания им. И. Д. Сытина, РаГС, 2001. — 192 с.
  27. О.В., Ремарчук С. М. Ретроспективный анализ процесса формирования градостроительной регулирующей деятельности в отечественной и мировой практике. Томск: ТГАСУ, 2008. — 68 с.
  28. Дж., Ордуэй Н. Анализ и оценка приносящей доход недвижимости. М.: изд. Дело ЛТД, 1995. — 480 с.
  29. А.Н. Совершенствование региональной политики. Концепции и практика. М.: КРАСАНД, 2010. — 320 с. 1. Статьи
  30. O.A. Облик и вес промышленных зон в городе // Архитектура и строительство Москвы. М.: 1995 г. № 3. С. 8−13.
  31. B.JI. Урбанистические задачи мегаполисов // Архитектура и строительство Москвы. М.: № 4. 2006. С. 2.
  32. A.B. Развитие производственных предприятий и их территорий в г. Екатеринбурге // Стройкомплекс Среднего Урала. -Екатеринбург: 2003. № 5. С. 20−23.
  33. ., Городские стратегии: вчера, сегодня, завтра. Десять лет городским стратегиям в России // Российское Экспертное обозрение. СПб.: № 2(16). 2006. С. 16.
  34. Комплексное освоение территорий. Зарубежный и российский опыт // Бюллетень R-Way. М.: 2010. № 188. С. 151−152.
  35. А.Р., Сравнение международного и российского опыта реорганизации производственных зон // Региональные Исследования. Смоленск: 2010. № 4. С. 36−43.
  36. A.C. Землепользование через землеустройство // Территория и планирование. М.: 2011. № 3. С. 21.
  37. В. Я. Социально-экономическое развитие Москвы в городском, региональном и общероссийском измерениях // Российский экономический журнал. М.: 2007. № 4. С. 3−17.
  38. С.Н. Рынок недвижимости как зеркало переходной экономики //Вестник СПБГУ. СПб.: 2002. № 13. С. 3−10.
  39. И.М. О приоритетах промышленной политики//Экономист М.: 2003. № 12.- с. 61−64
  40. E.H. Редевелопмент и реновация производственных территорий. В начале пути // Правовые вопросы строительства. М.: 2006. № 2. С. 24−25.
  41. A.B. Оценка земель с помощью коэффициентов дифференциации // Проект. М.: 1994. № 2. С. 27.
  42. А.Е. Политика децентрализации Большого Парижа и её результаты // ВГУ серия География. Воронеж: 1961. № 1. С. 31.
  43. Совет по внешней политике Комитета Госдумы по международным делам с участием МИДа РФ Деловой Сингапур, Экономика и связи с Россией в 2001—2002 гг. // Коринфа Минэкономразвития РФ М.: 2003. С. 15.
  44. Л.Я., Ивашкина И. В. Стратегическое планирование в регионе Иль-де-Франс // Экономика мегаполисов и регионов. М.: 2009. № 5 С. 30−35.
  45. В.М. Урбанизация в США в 80-ые годы // Вестник Московского Университета М.: 1992. № 6. С. 53−61.
  46. А., Бретт Д. Л. Анализ рынка недвижимости // ULI. -Вашингтон: 2001. С. 126.
  47. Диссертации, выписки из пояснительных записок, проектовдокументов
  48. П.А. Проектное управление целевыми городскими программами производственных территорий. Диссертация на соискание ученой степени к.э.н, М.: 2007. — 163 с.
  49. Г. Ю. Институт экономики города. Опыт подготовки стратегий и программ социально-экономического развития в российских муниципальных образованиях. Лекция 3. курс Муниципальное Управление. -Вологда: 2008.
  50. Выписка из пояснительной записки «Генеральной план развития города Екатеринбурга до 2025 г.», утвержденного в 2004 г. Раздел 2.1, -Екатеринбург: 2004.
  51. Генеральная схема развития и размещения организаций промышленности и науки в городе Москве до 2025 г. М.: ГУЛ «НИ и ПИ Генплана Москвы», 2009. — 244 с.
  52. Генеральный план развития г. Перми до 2020 г. (неактуализированный) Пермь. Научно-проектная фирма ЭНКО, — 28 с.
  53. Генеральный план СПб., 2005−2025г., буклет. СПб.: ЗАО Петербургский НИПИград, 2006. — 56 с.
  54. Т.В. Повышение эффективности использования земельных участков, занятых объектами промышленности в городах. Диссертация на соискание ученой степени к.э.н, М.: 2002. — 180 с.
  55. Н.В. Взаимодействие государственных и рыночных механизмов управления земельными ресурсами. Автореферат на соискание учёной степени доктора экономических наук. М.: Наука, 1996. — 44 с.
  56. Корректировка генерального плана города Нижнего Новгорода, обосновывающая часть. М.: ГУП «НИ и ПИ Генплана Москвы», 2008. -836 с.
  57. А.П. Реструктуризация промышленности старопромышленного региона посредством иностранных инвестиций. Диссертация на соискание ученой степени доктора экономических наук. -Екатеринбург: 2000. 275 с.
  58. Материалы к обоснованию проекта планировки территории промышленной зоны 35-II в границах производственной зоны «Воронцово», титул 36−12/21 М.: ГУП «НИ и ПИ Генплана Москвы», 2012.
  59. Основные положения материалов по обоснованию проекта генерального плана города Перми. Краткая записка Пермь: Администрация города Перми, 2010. — 116 с.
  60. Приоритетные направления градостроительной политики города Москвы для реализации стратегии её развития на долгосрочную перспективу. М.: ГУП «НИ и ПИ Генплана Москвы», 2010. — 263 с.
  61. Проект Стратегии развития города Москвы на период до 2025 года, ДН и ПП. М.: ГУП «НИ и ПИ Генплана Москвы», 2008. — с. 284
  62. В. А. Экономическое обоснование повышения эффективности использования земельных участков с ветхой застройкой. Диссертация на соискание ученой степени к.э.н. М.: 2007. — 137 с.
  63. H.H. Адаптация промышленных образований Екатеринбурга к современным изменениям городской среды. Диссертация кандидата архитектурных наук Екатеринбург: 2005. — 215 с. 1. Официальные документы
  64. Градостроительный кодекс Российской Федерации. Текст с изменениями и дополнениями на 2009 год. М.: Эксмо, 2009. — 144 с.
  65. Закон города Москвы № 17 от 05 мая 2010 «О Генеральным плане города Москвы на период до 2025 г.»
  66. Закон города Москвы № 35 от 26 мая 2004 «Об особенностях использования земельных участков в целях сохранения научно-промышленного потенциала города Москвы»
  67. Закон города СПб. № 728−99 от 22 декабря 2005 «О Генеральном плане СПб. а и границах зон охраны объектов культурного наследия на территории СПб. а»
  68. Закон города СПб. № 238−39 от 06 мая 2008 «Об адресной программе СПб. а Развитие застроенных территорий в СПб. е»
  69. Закон города СПб. № 29 от 04 февраля 2009 «О правилах землепользования и застройки СПб. а»
  70. Кодекс Российской Федерации № 195-ФЗ от 30 декабря 2001 «Об административных правонарушениях «
  71. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. № 1662-р от 17 ноября 2008
  72. Концепция программы обеспечения перебазирования, реформирования, ликвидации предприятий и организаций, расположенных на территории города Москвы, и реабилитации освобождаемых территорий, № 375-РМ от 20 апреля 1999
  73. Мастер-план развития г. Перми до 2020 г., утвержденный решением Пермской городской думы № 205 от 17 декабря 2010
  74. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов, утвержденные МИНЭКОНОМИКИ РФ, МИНФИНОМ РФ, ГОССТРОЕМ РФ №ВК 477 от 21.06.1999
  75. Постановление Правительства Москвы № 760−1111, от 4 октября2005
  76. Об экологической доктрине города Москвы»
  77. Постановление Правительства Нижегородской области № 201 от 27 июня 2007 «Об утверждении концепции демографического развития Нижегородской области на период до 2020 года»
  78. Постановление Правительства Москвы № 221−1111 от 12 апреля2005 «О дополнительных мерах по сохранению и развитию научного и промышленного потенциала города Москвы»
  79. Постановление Правительства Москвы № 270-ПП от 06 апреля2010 «Об утверждении положения о составе материалов и порядке разработки и представления на утверждение проектов планировки территорий в городе Москве»
  80. Постановление Правительства Москвы № 456−1111 от 01 июня 2010 «Об уточнении бюджета города Москвы на 2010 год»
  81. Постановление Правительства Москвы № 477-ПП от 11 октября2011 года «Об утверждении государственной программы города Москвы Стимулирование экономической активности на 2012—2016 гг.»
  82. Постановление Правительства Москвы № 741−1111 от 26 октября 2004 «О корректировке схем градостроительного зонирования территорий административных округов и генеральной схемы градостроительного зонирования территории города Москвы»
  83. Постановление Правительства Москвы № 836-ПП от 24 октября 2006 «О территориях промышленных зон города Москвы»
  84. Постановление Правительства Москвы № 880 от 16 декабря 1997 «О проекте города Москвы О промышленности города Москвы»
  85. Постановление Правительства СПб. а № 37 от 11 июля 2002 «О реформировании, перепрофилировании и перебазировании промышленных предприятий, расположенных в СПб. е, и реабилитации высвобождаемых территорий»
  86. Постановление Правительства СПб. а № 884 от 20 июля 2007 «О Концепции социально-экономического развития СПб. а до 2025 г.»
  87. Постановление СМ СССР № 870 от 21.10.1976 «О выводе АО Московского завода пищевых концентратов № 3 Колосс»
  88. Постановление СМ СССР № 363 от 25.03.1988 «О выводе Цеха № 2 АО Московского суконного комбината Красный суконщик»
  89. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 567 от 18 июня 1981 «Об ограничении промышленного строительства в крупных городах РСФСР»
Заполнить форму текущей работой