В настоящее время, в условиях активного проникновения инфокоммуникационных технологий в систему образования и накопления образовательных ресурсов в сети Интернет, актуальной становится задача переосмысления теории организации учебного процесса и процесса управления образованием, процесса передачи систематизированных знаний, навыков и умений от одного поколения к другому, и создания новых методов и технологий обучения.
Сегодня ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что электронные учебные пособия позволяют обогатить школьный курс обучения, дополняя его разнообразными возможностями компьютерных технологий, и делают его, таким образом, более интересным и привлекательным для учащихся.
Исключительно высокая степень наглядности представленного материала, взаимосвязь различных компонентов курсов, комплексность и интерактивность делают программы незаменимыми помощниками, как для ученика, так и для учителя.
Благодаря комплексу разнообразных мультимедийных возможностей (видеосюжеты, анимация, звук, качественные иллюстрации, сотни интерактивных заданий и т. д.) процесс обучения становится более эффективным и интересным.
Цели создания электронного пособия:
повышение эффективности и качества обучения;
сокращение затрат на обучение;
приобщение к индивидуальной форме обучение с помощью ITтехнологий;
обеспечение творческого и активного овладения учащимися знаниями, умениями и навыками в данной области;
развитие навыков по использованию компьютерных систем;
психологическая адаптация учащихся к инфокоммуникационной среде.
Очевидно, электронные учебные пособия и любые другие образовательные технологии не являются альтернативой учителю, хотя и предполагают альтернативные формы подачи материала, выполнения упражнений и контроля знаний.
Это, конечно же, расширение возможностей выбора для учителя при организации учебного процесса и способов подачи материала, не исключая использования технологий совместно с традиционными учебниками, а также в условиях обеспечения живого общения с учителем и между учениками.
Однако, вместе с тем, это не просто автоматизация деятельности учителя и освобождение его от механического, рутинного труда, а поиск и реализация тех форм и методов применения компьютеров, когда компьютерная система становится партнером учителя в достижении учебных целей.
За последние годы создано большое количество мультимедийных пособий, активно применяемых в учебном процессе, обеспечивающих активное взаимодействие с учащимися в процессе обучения, помогающих организовывать этот процесс, руководить и управлять им, программировать его.
Активизация обучения связана с диалоговым характером работы компьютера. В пользу использования электронных мультимедийных учебников говорят следующие их преимущества перед традиционными методами:
возможность компактного хранения большого объема информации;
система быстро настраивается на конкретного ученика;
легко актуализируется (дополняется и расширяется);
широкие возможности поиска;
возможность выполнения интерактивных упражнений и тестов;
наглядность: широкие возможности построения визуальных моделей, представления графической и аудио информации;
хорошая структурированность (гипертекстовая организация информации).
Вместе с тем, применение компьютеров в учебном процессе имеет также и свои отрицательные стороны, скажем, долгая работа с компьютером небезопасна для здоровья; электронные пособия не могут являться основной формой обучения и эффективность может быть достигнута лишь в комплексном применении с другими видами обучения и в той части, которая регламентируется самим учителем.
На данный момент весьма актуальна проблема создания качественных электронных образовательных продуктов, но не менее важна задача методической поддержки учителя и внедрения учителем этих продуктов в учебный процесс.