Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Финансовое оздоровление промышленных предприятий в условиях банкротства

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Информационной базой исследования послужили данные Федеральной службы государственной статистики, Высшего арбитражного суда Российской Федерации, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, инструктивные акты ряда российских министерств и ведомств, сведения из экономических научных изданий («Финансы», «Экономист», «Финанс», «Вопросы экономики… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические аспекты финансового оздоровления предприятия в условиях банкротства
    • 1. 1. Финансовые признаки банкротства предприятия
    • 1. 2. Содержание и принципы финансового оздоровления предприятия
    • 1. 3. Механизм финансового оздоровления предприятия как фактор преодоления его кризисного состояния
  • Глава 2. Основные направления финансового оздоровления промышленного предприятия, адекватные его долгосрочной устойчивости
    • 2. 1. Финансовое антикризисное стратегическое планирование развития промышленного предприятия
    • 2. 2. Формирование комплекса финансовых инструментов для восстановления платежеспособности промышленного предприятия в условиях банкротства
    • 2. 3. Участие государства в обеспечении финансового оздоровления промышленных предприятий в условиях банкротства

Финансовое оздоровление промышленных предприятий в условиях банкротства (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Современная экономическая стратегия удвоения валового внутреннего продукта России к 2010 году предполагает, прежде всего, существенный рост промышленного производства. Однако, кроме кардинального обновления устаревших основных фондов предприятий, со всей остротой стоит вопрос преодоления неудовлетворительного финансового состояния большинства хозяйствующих субъектов производственного сектора.

По данным Федеральной службы государственной статистики в январе 2008 года в промышленности насчитывается более 38,2% убыточных предприятий1, • по итогам 2007 года в отношении 19 238 организаций открывалось конкурсное производство с последующей ликвидацией и только в 44 случаях дело о банкротстве прекращалось в связи с погашением задолженности и восстановлением платежеспособности.2.

Таким образом, решение задачи восстановления платежеспособности предприятий является одной из важнейших для дальнейшего продвижения реформ в России. Нынешнее состояние финансов организаций производственного сектора не соответствует тому уровню, который необходим для ускоренного развития всей отечественной экономики.

Неплатежеспособность промышленных предприятий оказывает прямое негативное влияние на государственные финансы. Сложившаяся ситуация в течение длительного времени блокирует многие попытки реформ отечественного производства. Однако именно промышленность обеспечивает формирование налоговой базы государства, является основным работодателем для населения, главным клиентом для банковской системы, движущей силой технологического и экономического прогресса.

Очевидно, что существующая в стране арбитражная практика финансового оздоровления предприятий не является эффективным рыночным механизмом. Поэтому производственные организации, находящиеся в процедурах банкротства, необходимо вооружить комплексной методологией и методикой восстановления платежеспособности и достижения долгосрочной финансовой устойчивости.

Степень разработанности проблемы. Основой исследования послужили научные труды отечественных и зарубежных экономистов по теории предприятия, финансов и финансового менеджмента, фундаментальные и прикладные исследования по проблемам управления финансовыми потоками на предприятии, а также работы специалистов, занимающихся вопросами оздоровления финансов, антикризисного управления, обновления основного капитала и реструктуризации предприятий промышленности в России.

Различные аспекты проблем финансов, финансового оздоровления, реструктуризации и антикризисного управления представлены в работах следующих российских авторов: К. К. Балдина, А. О. Блинова, А. З. Бобылевой, Б. Е. Бродского, А. И. Гончарова, Е. П. Жарковской, В. Я. Захарова, B.C. Карелина, Н. Н. Кожевникова, Э. М. Короткова, В. В. Кузьменко, Б. Н. Кузыка, И .Я. Лукасевича, В. Е. Леонтьева, И. Д. Мацкуляка, Е. В. Новоселова, В. И. Орехова, Е. А. Пасько, Н. В. Родионовой, Г. В. Савицкой, В. А. Слепова, Г. К. Таля, М. А. Федотовой, Д. В. Хавина, А. Д. Шеремета, А. Н. Шохина, Г. Б. Юна, Ю. В. Яковца и др.

В контексте рассмотрения и решения поставленных задач также можно выделить труды зарубежных ученых: И. Ансоффа, С. Л. Брю, Д.К.

Гэлбрейта, К. Р. Макконнелла, Н. Г. Мэнкью, М. Портера, С. Фишера, Л. Эрхарда и др.

Большинство авторов работ по финансовому оздоровлению недостаточно уделяют внимания практическим рекомендациям, определяющим использования механизма и мероприятий по устранению неплатежеспособности и обеспечению в долгосрочном периоде финансовой устойчивости промышленных предприятий, находящихся в процедурах банкротства. Кроме того, в экономической литературе не в полной мере получил адекватного освещения и соответствующей актуализации как научной проблемы системный подход к финансовому оздоровлению в условиях банкротства.

Таким образом, недостаточная теоретическая и практическая разработанность обозначенной проблемы определили ее актуальность и обусловили выбор темы, цель и задачи исследования.

Целью диссертационного исследования является разработка теоретико-методических и практических подходов и направлений решения проблем финансового оздоровления промышленных предприятий в условиях банкротства.

Реализация цели предполагает постановку и решение следующих задач:

— сформулировать финансовые признаки банкротства предприятия;

— раскрыть с научных позиций содержание и принципы решения проблемы финансового оздоровления предприятия;

— разработать механизм финансового оздоровления предприятия как средства преодоления его кризисного состояния;

— обосновать методику финансового антикризисного стратегического планирования развития промышленного предприятия;

— определить концепцию формирования комплекса финансовых инструментов для восстановления платежеспособности и обеспечения финансовой стабилизации промышленного предприятия в условиях его банкротства;

— предложить способы участия государства в обеспечении финансового оздоровления промышленного предприятия в условиях его банкротства.

Объектом исследования является процесс финансового оздоровления российских промышленных предприятий в условиях банкротства, обеспечивающий восстановление их платежеспособности и достижение финансовой устойчивости на долгосрочный период.

Предметом исследования является совокупность финансово-экономических отношений, складывающихся в процессе восстановления платежеспособности и оздоровления неудовлетворительного финансового состояния российских промышленных предприятий в условиях банкротства.

Теоретико-методологической основой исследования являются концепции, теоретические положения, представленные в классической и современной отечественной и зарубежной литературе, раскрывающие проблемы финансового оздоровления предприятий.

Диссертационное исследование основывается на общенаучной методологии, предусматривающей использование методов единства логического, структурного, системно-функционального и сравнительного анализа.

Информационной базой исследования послужили данные Федеральной службы государственной статистики, Высшего арбитражного суда Российской Федерации, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, инструктивные акты ряда российских министерств и ведомств, сведения из экономических научных изданий («Финансы», «Экономист», «Финанс», «Вопросы экономики», «Антикризисное управление» и др.). Были использованы материалы монографических исследований отечественных и зарубежных ученых, научных конференций и семинаров, результаты обследований, опубликованные в периодической печати и размещенные на официальных сайтах в Интернете, а также арбитражная практика по конкретным делам и авторские расчёты, основные научные результаты, полученные лично соискателем, и их научная новизна заключается в следующем:

1. Систематизированы финансовые признаки банкротства предприятия в современных условиях экономики России, включая финансовую несостоятельность и состояние неплатежеспособности предприятия по денежным обязательствам и обязательным платежам, рост просроченной кредиторской задолженности, чрезмерное отвлечение средств в дебиторскую задолженность, недостатки в политике заимствования средств, задержки выплаты заработной платы, свертывание производства, падение уровня ликвидности и др.

2. Уточнено содержание финансового оздоровления предприятия, под которым понимается совокупность финансовых и организационно-экономических мероприятий, способствующих восстановлению его финансовой устойчивости. Обоснованы принципы антикризисного финансового оздоровления предприятия, в том числе: постоянная готовность к предупреждению ухудшения финансового равновесиясрочность и адекватность реагирования на отдельные кризисные явленияполная реализация внутренних возможностей выхода из кризисного финансового состояниявыбор эффективных форм санации и др.

3. Разработан механизм финансового оздоровления предприятия, который согласовывается с кредиторами и государственными органами и предусматривает следующие этапы: во-первых, проведение комплексного финансово-экономического анализа и выбор стратегии развития, вовторых, выявление и реализацию оперативных мер восстановления платежеспособности, в-третьих, осуществление тактического обеспечения финансового равновесия, в-четвертых, решение стратегических вопросов по достижению долгосрочной финансовой устойчивости. Важная роль в разработанном механизме отведена финансовому стратегическому планированию, применению ряда финансовых инструментов и государственному антикризисному регулированию деятельности предприятий.

4. Предложена организация финансового антикризисного стратегического планирования, которая, кроме традиционных процедур, включает разработку и реализацию финансовой стратегии и стратегического финансового плана осуществления долгосрочной финансовой устойчивости в условиях рынка. В зависимости от задач финансового оздоровления и результатов проведенного финансового анализа в качестве общей антикризисной стратегии, которой подчинено стратегическое финансовое планирование, основное внимание акцентировано на выборе одной из стратегий экономического роста (стратегия концентрированного роста, стратегия интегрированного роста или стратегия диверсифицированного роста).

5. С целью восстановления платежеспособности промышленного предприятия в условиях его банкротства сформирован комплекс мероприятий с использованием таких финансовых инструментов как обмен требований кредиторов с их согласия на акции и доли предприятия, уступка прав требований по дебиторской задолженности кредиторам, налоговый кредит, факторинг, кредит поставщиков и предоплата покупателей, бюджетный кредит, финансовая аренда и коммерческая концессия. Применение вышеобозначенных финансовых инструментов позволит снизить дебиторско-кредиторскую задолженность предприятия и увеличить приток денежных средств.

6. Рекомендовано усилить влияние государствана реализацию мероприятий финансового оздоровления градообразующих, стратегических, социально и экономически значимых, а также государственных унитарных предприятий. Предложено внесение необходимых поправок в законодательство о банкротстве в части увеличения сроков проведения реабилитационных процедур банкротства, создание единого государственного органа с исполнительными, контрольными, нормотворческими, финансовыми, организационными и мониторинговыми функциями и полномочиями, который будет в полной мере реализовывать государственную политику и нести ответственность за результативное финансовое оздоровление и предупреждение кризисных состояний субъектов экономики.

На защиту выносятся следующие положения и основные результаты исследования:

1. Систематизация финансовых признаков состояния банкротства предприятия.

2. Реструктуризация предприятия, структура и методы реализации механизма его финансового оздоровления.

3. Организация финансового антикризисного стратегического планирования финансового оздоровления предприятий и обоснование методики его осуществления с помощью предлагаемых финансовых инструментов.

4. Научная аргументация усиления участия государства в арбитражном финансовом оздоровлении градообразующих, стратегических, социально и экономически значимых, а также государственных унитарных предприятий и предложения о внесении изменений в законодательство о банкротстве и структуру органов его регулирования государством.

Практическая значимость исследования заключается в совершенствовании существующей системы банкротства в сфере финансового оздоровления, результаты проведенного исследования позволяют обосновать и реализовать мероприятия по выводу их финансового кризиса предприятий в условиях банкротства как фактора развития и роста экономики страны.

Апробация результатов исследования. Отдельные результаты исследования обсуждены на «круглом столе» ФГОУ ВПО «Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации» «Приоритеты преодоления бедности в российском обществе» (М., 2006). Основные положения диссертационной работы применяются при реализации финансового оздоровления предприятий арбитражными управляющими, являющимися членами Некоммерческого партнерства «Российская саморегулируемая организация профессиональных арбитражных управляющих».

Публикации результатов исследования. По теме диссертации опубликовано 4 работы, в том числе 1 в издании, рекомендованном ВАК Минобрнауки РФ, общий объем опубликованного материала составляет 1,2 п.л.

Структура и объем диссертационного исследования.

Диссертационная работа изложена на 202 страницах печатного текста, включает 16 таблиц и 8 рисунков. Она состоит из введения, двух глав, включающих 6 параграфов, заключения и 2 приложений. В списке литературы приведено 148 наименований источников.

1) Дисбаланс входящих и исходящих финансовых потоков приводит к кризису в системе расчетов с контрагентами, неплатежеспособности и, впоследствии, банкротству предприятия. Платежеспособность представляет собой результирующее состояние экономики и финансов предприятия, определяемое качеством его финансовых потоков, которое влияет на всех внешних субъектов. Текущая неплатежеспособность воздействует на всё внешнее макроэкономическое пространство, которое одновременно оказывает обратное влияние на каждое предприятие. Условиями возникновения нарушений платежно-расчетной системы могут быть как внешние причины деятельности, так и внутренние. Изменение финансово-экономических параметров деятельности, величины финансовых показателей и структуры баланса предприятия отражают финансовые признаки банкротства. Такие изменения требуют тщательного анализа, поскольку могут иметь не только негативные последствия, приводящие к банкротству, но и положительные. Важное значение при анализе неплатежеспособности имеет расчет коэффициентов текущей ликвидности, обеспеченности собственными средствами и восстановления платежеспособности, которые дают оценку удовлетворительности структуры баланса и признаны многими экономистами. Анализ финансовых признаков банкротства, быстрое реагирование на изменения и неотложное принятие адекватных мер является одним из элементов успеха в финансовом оздоровлении предприятий.2) Наибольшее внимание в процессе банкротства необходимо уделять реабилитационным процедурам, финансовое оздоровление в условиях банкротства дает возможность предприятиям восстановить платежеспособность и обеспечить долгосрочную финансовую устойчивость на рынке. Финансовое оздоровление представляет собой разработку и применение комплекса форм, механизмов и методов приведения финансовых обязательств и поступлений в состояние, которое позволяет в долгосрочной перспективе своевременно и в полном объеме исполнять денежные обязательства, обеспечивать надлежащий оборот потоков финансовых ресурсов, достичь финансовой устойчивости. Реализация системы финансового оздоровления должна основываться на следующих принципах: • постоянная готовность к возможному ухудшению финансового равновесия организации- • целевой характер разработки и реализации мероприятий по финансовому оздоровлению- • срочность реагирования на отдельные кризисные явления- • адекватность реагирования организации на кризис финансового состояния- • полная реализация внутренних возможностей выхода организации из кризисного финансового состояния- — выбор эффективных форм санации организации. Финансовое оздоровление, основанное на указанных принципах, будет способствовать повышению эффективности применения в отношении должников реабилитационных процедур в условиях их банкротства.3) Преодоление кризисного состояния на предприятии в процессе банкротства возможно благодаря использованию как внешних, так и внутренних резервов мобилизации ресурсов и антикризисных мер стратегической реструктуризации в рамках разработанного механизма финансового оздоровления. Реструктуризация предприятий, находящихся в кризисе, сконцентрирована на решениях, нацеленных на всестороннюю реорганизацию с целью ликвидации неплатежеспособности и превращения их в состояние нормально функционирующих самостоятельных субъектов экономики. Начальным этапом реализации механизма финансового оздоровления является проведение комплексного финансово экономического анализа и диагностики финансового состояния, выявление и оценка перспективности финансового оздоровления. На основе полученных результатов разрабатывается стратегия антикризисного управления, параметры которой обосновываются требованиями эффективности выделяемых на эти цели инвестиций, а также условиями допустимых соотношений между источниками инвестиционных средств и их использованием. Далее осуществляется оперативный механизм финансовой стабилизации, который направлен с одной стороны, на уменьшение размера текущих внешних и внутренних финансовых обязательств предприятия в краткосрочном периоде, с другой стороны, — на увеличение суммы денежных средств, обеспечивающих срочное погашение этих обязательств. Причины, повлекшие кризисное состояние и неустраненные мероприятиями оперативного характера, приведут предприятие вновь к кризису. Поэтому необходимо восстановить финансовое равновесие в относительно более продолжительном промежутке времени, базирующемся на тактическом механизме финансовой стабилизации, который требует взаимосвязанных системных преобразований, т. е.проведения комплексной реструктуризации. Финансовое оздоровление должно сводиться в конечном итоге не только к реализации тактического механизма восстановления финансовой стабилизации, но и к обеспечению финансовой устойчивости в долгосрочной перспективе. Стратегический механизм основан на применении стратегии экономического роста, его формами могут быть улучшение положения на рынке, усиление положения в отрасли, переход на рынки других товаров или их комбинация и т. д.Важное значение при формировании механизма финансового оздоровления имеет применение финансового стратегического планирования и использование ряда финансовых инструментов, а также государственная политика в области финансового оздоровления предприятий.4) Стратегическое финансовое планирование выступает в качестве необходимого элемента достижения стратегических целей финансового оздоровления — восстановление платежеспособности и стабилизация финансовой устойчивости в долгосрочной перспективе. Необходимо отметить, что стратегическое планирование в процессе финансового оздоровления предприятия, в первую очередь, основывается на общей стратегии экономического роста, разрабатывается в рамках финансовой стратегии и обеспечивает контроль за достижением поставленных финансовых целей, задач и нормативов. Особая роль в стратегическом финансовом планировании отводится определению источников финансирования антикризисных мероприятий. Таких источников можно выделить три: собственные, привлеченные и заемные средства. Собственные средства в условиях банкротства выглядят наиболее привлекательными для предприятия, поскольку повышают уровень его независимости и самостоятельности, лишены какого-либо риска, их привлечение не несет дополнительных финансовых затрат и является наиболее привлекательными с точки зрения временного фактора, что в условиях ограниченности срока проведения реабилитационных процедур банкротства имеет немалое значение. Реализация финансового оздоровления на практике невозможна без применения финансового стратегического планирования, поскольку оно выступает в качестве одного из механизмов достижения целей финансового оздоровления и является неотъемлемой частью процедуры вывода предприятия из финансового кризиса.5) В некоторых случаях неплатежеспособное предприятие имеет внутренние резервы и их интенсивная мобилизация может прямо способствовать восстановлению платежеспособности и достижению финансовой устойчивости. Формирование и использование комплекса финансовых инструментов позволит предприятию нейтрализовать основные причины банкротства: снижение притока денежных средств и увеличение дебиторско-кредиторской задолженности. Финансовые инструменты — это финансовые документы, продажа или передача которых обеспечивает получение финансовых ресурсов, финансирование социально-экономических мероприятий. Среди финансовых инструментов, применение которых возможно в рамках финансового оздоровления промышленных предприятий, выделяются следующие: обмен требований кредиторов на акции и доли предприятия, уступка требований в качестве погашения задолженностей, налоговый кредит, факторинг, кредит поставщиков и предоплата покупателей, бюджетный кредит, финансовая аренда и коммерческая концессия. Приведенные ниже финансовые инструменты не противоречат действующему законодательству о банкротстве и довольно известны в хозяйственной практике, поэтому данные меры могут применяться как на стадии процедуры наблюдения, так и в период финансового оздоровления и внешнего управления. Однако использование этих инструментов требует дополнительных расходов от предприятия, поэтому необходим анализ эффективности их применения.6) Особое значение для финансового оздоровления имеет проводимая государством политика в сфере разработки и реализации антикризисного законодательства и мероприятий как на макрои мезоуровях, так и для конкретных предприятий. Антикризисное регулирование, прежде всего, сводится к законодательству о банкротстве ;

это один из немногих институтов гражданского права, в формировании которого принимают участие все страны мира. Важно отметить, что в области применения для предприятий должников реабилитационных процедур российское законодательство о банкротстве требует внесения ряда поправок: • необходимо предусматривать более длительный срок реализации плана финансового оздоровления или плана внешнего управления, поскольку отведенное действующим законодательством время на реализацию антикризисных мероприятий (не более 2 лет) для большинства российских предприятий является непреодолимой помехой их финансового оздоровления- • в практике финансового оздоровления в условиях банкротства стратегических, градообразующих и социально значимых предприятий, а также предприятий, принадлежащих государству, необходимо принять на законодательном уровне и обеспечить государственное финансирование исполнения обязательств должника, за счет чего значительно увеличится количество процедур финансового оздоровления- • отнести такие мероприятия как продажа предприятия и замещение активов должника к процедуре конкурсного производства, что позволит максимально удовлетворить требования кредиторов и оставить действующую бизнес единицу с работающим коллективом и хозяйственными связями. Функции государственного исполнительного органа в сфере финансового оздоровления размыты между различными ведомствами, наблюдается (как на федеральном, так и на региональном и местном.

уровнях) недостаток финансирования мероприятий оздоровления значимых для экономики страны предприятий. Решение указанных проблем возможно достичь посредством создания единого центра, представляющего интересы и выполняющего задачи государства в сфере банкротства, приоритетной целью которого являлось бы восстановление платежеспособности и финансовое оздоровление промышленных предприятий как фактора развития и роста экономики страны.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая, вторая и третья. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. — 448 с.
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая. С изменениями и дополнениями на 30 ноября 2006 года. — М.: Эксмо, 2006. — 832 с.
  3. Бюджетный кодекс Российской Федерации. — М.: Издательство «Ось-89», 1999.-162 с.
  4. Федеральный закон от 19 ноября 1992 г. № 3929−1 «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» // Ведомости РФ. 1993. № 1. Ст. 6.
  5. Федеральный закон от 8 января 1998 г. № 6-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве») // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 2. Ст. 222.
  6. Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. № 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. № 9. Ст. 1097.
  7. Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)». Официальный текст. С изменениями и дополнениями на 1 января 2005 года. — М.: Изд-во Эксмо, 2005. — (Российское законодательство). — 176 с.
  8. Федеральный закон от 9 июля 2002 г. № 83-ФЗ «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 28. Ст. 2787.
  9. Указ Президента Российской Федерации от 17.05.2000 г. № 867 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. № 15. Ст. 1597.
  10. Указ Президента Российской Федерации от 09.03.2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. № 1 1. Ст. 945.
  11. Постановление Правительства Российской Федерации от 01.06.1998 г. № 537 «О федеральной службе России по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 23. Ст. 2546.
  12. Постановление Правительства РФ от 25.06.2003 г. № 367 «Об утверждении Правил проведения арбитражным управляющим финансового анализа» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. № 26. Ст. 2664.
  13. Постановление Правительства Российской Федерации от 27.11.2004 г. № 691 «О Федеральном агентстве по управлению федеральным имуществом» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. № 49. Ст. 4897.
  14. Постановление № 13/14 Пленума ВАС РФ и Пленума ВАС РФ от 8 октября 1998 г. «О практике применения положений ГК РФ о процентах за пользование чужими денежными средствами». П. 12. Постановления Пленума ВАС РФ. — М.: «ЮРИТ-Вестник», 2001. — 184 с.
  15. Приказ Министерства экономики РФ и Федеральной службы по финансовому оздоровлению и банкротству РФ от 19 ноября 1999 г. № 497/136 // Вестник ФСДН России. 2000. № 1.
  16. Письмо Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 10.08.2004 г. № САЭ-6−19/162@ «О некоторых вопросах, возникающих при реализации функций уполномоченного органа» // «Экономика и жизнь». № 37, 2004.
  17. Н. Финансирование под уступку денежного требования // Хозяйство и право. № 6, 2000.
  18. Г. А. Антикризисное управление: теория, практика, инфраструктура. — М.: Бек, 2002 — 544 с.
  19. М.М. Планирование деятельности фирмы: Учебно- методическое пособие. — М.: Финансы и статистика, 2003. — 248 с.
  20. А.У., Согомонян А. Экономика коммерческого предприятия (2-е изд.)/Серия «Высшее образование». — Ростов н/Д: Феникс, 2004. — 448 с.
  21. Ананькина Е. А, Данилочкин С В. и др. Контроллинг как инструмент управления предприятием. — М.: ЮНИТИ, 2002. — 279 с.
  22. И. Новая корпоративная стратегия. — СПб: Питер Ком, 1999.-416 с.
  23. Антикризисное управление. Теория и практика: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности экономики и управления (60 000) / В. Я. Захаров, А. О. Блинов, Д. В. Хавин. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. — 287 с.
  24. Антикризисное управление: Учебник / Е. П. Жарковская, Б. Е. Бродский. — 4-е изд., испр. — М.: Омега-Л, 2007. — 356 с.
  25. Антикризисное управление: Учебник / Под ред. Э. М. Короткова. — М.: ИНФРА-М, 2001.-431 с.
  26. Антикризисное управление: Учебник. — 2-е изд., доп. и перераб. / Под ред. проф. Э. М. Короткова. — М.: ИНФРА-М, 2008. — 620 с.
  27. Г. Маркетинг: принципы и стратегия: Учебник для вузов: Пер. с англ. — М.: Инфра-М, 2001. — 804 с.
  28. И.Т. Финансовый анализ и планирование хозяйствующего субъекта. — М: ФиС, 2002. — 208 с.
  29. К.К., Зверев B.C., Рукосуев А. В. Антикризисное управление: макро- и микроуровень: Учебное пособие. — 3-е изд., испр. -М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2008. — 280 с.
  30. Банкротство. Сборник нормативных актов. — М. М.: Изд-во «Тейс», 1996.-240 с.
  31. В.А. Антикризисное управление. Учебное пособие. — М.: ФБК-ПРЕСС, 2002. — 520 с.
  32. Л.Е., Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учебное пособие. — М.: Инфра-М, 2002. -260 с.
  33. Бердникова Т. Б, Анализ и диагностика финансово- хозяйственной деятельности предприятия: Учебное пособие, — М.: Инфра-М, 2002. -215 с.
  34. А.З. Финансовое оздоровление фирмы: Теория и практика: Учеб. Пособие. — М.: Дело, 2003. — 256 с.
  35. В.А., Богомолова А. В. Антикризисное регулирование экономики. Теория и практика: Учебное пособие для вузов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. — 271 с.
  36. Большой экономический словарь / Под ред. А. Н. Азрилияна. — 3-е изд., доп. и перераб. — М.: Институт новой экономики, 2002. — 1280 с.
  37. И.Ю., Савельева Н. А. Бизнес-план предприятия: Теория и практика. Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. — 384 с.
  38. В.В. Леонтьев, Н. П. Радковская. Финансы, деньги, кредит и банки. С-Пб.: ИВЭСЭП, Знание, 2004. — 384 с.
  39. СВ. Антикризисное управление на основе инноваций: учебник. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. — 312 с.
  40. Введение в специальность «Антикризисное управление» // Под ред. Новоселова Е. В. — М.: Дело, 2001.- 176 с.
  41. Л. Реструктуризация — вызов чешским предприятиям. // Проблемы теории и практики управления. № 1, 1999.
  42. М. Бурный экономический рост России в 2006 году обеспечили инвестиции, торговля и строительство // Время новостей. 12.01.2007.
  43. Л.Т., Вехорева А.А, Анализ и оценка финансовой устойчивости коммерческого предприятия, — СПб.: Питер, 2003. — 256 с.
  44. А.И., Барулин СВ., Терентьева М. В. Финансовое оздоровление предприятий: Теория и практика. — М: Ось-89, 2004. — 544 с.
  45. В.А., Богомолов А. Ю. Бизнес-план: Методика разработки. 45 реальных образцов бизнес-планов. — 3-е изд., доп. и перераб. — М.: «Ось-89», 2002. — 609 с.
  46. Государственное регулирование рыночной экономики: Учебник. Издание 2-е, перераб. и доп. / Кушлин В. И. — общ. ред. М.: Изд-во РАГС, 2005. — 834 с.
  47. Государственные и муниципальные финансы: Учебник / Под общ. Ред. И. Д. Мацкуляка. — М.: Изд-во РАГС, 2007. — 640 с.
  48. Грачев А. В, Анализ и управление финансовой устойчивостью предприятия: Учебно-практическое пособие, — М: Финтпресс, 2002. — 208 с.
  49. . В.Г. Основы экономики и предпринимательства. — Ростов-на-Дону- Феникс, 2003. — 288 с.
  50. Л.И. Отсрочка налоговых платежей: практика предоставления // Российский налоговый курьер, № 22. 2003.
  51. . Развитие факторинга может дать толчок экономике России // РБК daily (Прил. «Факторинг»). 31.05.2007.
  52. Долгосрочная и краткосрочная финансовая политика предприятия: Учеб. Пособие / Под ред. И. Я. Лукасевича. — М.: Вузовский учебник, 2008. -288 с.
  53. П.М. Банкротство — спутник рыночной экономики // Налоги. Инвестиции. Капитал. № 3−4, 2002.
  54. А.Г. Формирование организационно-экономического механизма диверсификации производства промышленных предприятий. // Автореферат. — Самара: Государственная экономическая академия, 2002.
  55. Д., Стеркин Ф. Сетям могут урезать льготы // Ведомости. № 51. 21.03.2008.
  56. Р. Мировое соглашение / Российско-Британский семинар судей по вопросам банкротства. — М.: «ЮРИТ-Вестник», 2001. -173 с.
  57. B.C. Финансы корпораций: Учебник. — 3-е. изд. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2007. — 620 с.
  58. А., Гришпун Е. Реструктуризация в стратегии развития промышленных предприятий. // Проблемы теории и практики управления. № 6, 2000.
  59. У., Клиланд Д. Стратегическое планирование и хозяйственная политика. — М.: Прогресс, 1982. — 399 с.
  60. В.В. Введение в финансовый менеджмент. — М.: Финансы и статистика, 2004. — 768 с.
  61. Комментарий к Федеральному закону «О несостоятельности (банкротстве)»: Постатейный научно-практический / Под ред. В. Ф. Попондопуло. — М.: Омега-Л, 2003. — 463 с.
  62. Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов / Майкл Портер. Пер. с англ. — 3-е изд. М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. — 453 с.
  63. Н.Ю. Стратегический менеджмент: Учебник. — М.- РДЛ, 2003.-464с
  64. А.Б., Муравьев А. Ж. Антикризисный менеджмент. — СПб.- Питер, 2001.-432 с.
  65. Н.В. Менеджмент организации: современные технологии. — М.: Дело, 2002. — 480с.
  66. М. Непаханое поле российского лизинга // Профиль. № 10. 17.03.2008 г.
  67. К.Р., Брю Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2 т.: Пер. с англ. 11-го изд. T.I. — М.: Республика, 1992. — 399 с.
  68. Максименк’о О. Факторинг погорел на алкоголе // Финанс. № 10 (196), 2007.
  69. И., Мазнева Е. Пароходствам нужен лизинг // Ведомости. 14.03.2007.
  70. Мировое соглашение // ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» / Под общей редакцией В. В. Витрянского. — М.: «Статут», 1998.-418 с.
  71. Д.С. Финансы предприятий отраслей народного хозяйства: Учеб. Пособие. М.: Финансы и статистика, 1996. — 176 с.
  72. Моляков Д. С, Шохин Е. И. Теория финансов предприятия- Учебное пособие. -М.: Финансы и статистика, 2002. — 112 с.
  73. Н.Г. Принципы макроэкономики (серия «Классический зарубежный учебник»). 4-е изд. / пер. с англ. — СПб.: Питтер, 2008. — 544 с.
  74. Настольная книга финансового директора / Стивен М. Брег- Пер. с англ. — М.: Альпина Бизнес Брукс, 2005. — 532 с.
  75. Новое индустриальное общество. Избранное (Антология экономической мысли). / Дж. К. Гэлбрейт. — М.: Эксмо, 2008. — 1200 с.
  76. Л.А. Финансирование под уступку денежного требования // Вестник ВАС РФ. № 11, 2000.
  77. Общая теория занятости, процентов и денег. Избранное (Антология экономической мысли). / Дж. М. Кейнс. — М.: Эксмо, 2007. -960 с.
  78. В.И., Балдин К. В., Гапоненко Н. П. Антикризисное управление: Учеб. пособие. — М.: ИНФРА-М, 2008. — 544 с.
  79. Основы антикризисного управления предприятиями: Учеб. пособие / Под ред. Н. Н. Кожевникова. — М: Издательский центр «Академия», 2005. — 496 с.
  80. Оценка бизнеса: Учебник. / Под ред. А. Г. Грязновой, М. А. Федотовой. — М.: Финансы и статистика, 2003. — 512 с.
  81. Е.А., Кузьменко В. В. Стратегические аспекты финансового оздоровления организации. // Сборник научных трудов СевКавГТУ. Серия «Экономика». № 6, 2007.
  82. К.В. Финансово-экономический анализ деятельности коммерческих организаций. -М.: Дашков и Ко, 2003. — 120 с.
  83. В.А. Ситуационный анализ бизнеса и практика принятия решений.- М.: ДИС, 2001. — 384с.
  84. В.М. Бизнес фирмы и бюджетирование потока денежных средств. — М.: Финансы и статистика, -2003 — 400 с.
  85. Ф.П. Коммерческая деятельность: Учебник. — М.: Инфра-М, 2003.-248с.
  86. Прогнозирование, стратегическое планирование и национальное программирование: Учебник / Б. Н. Кузык, В. И. Кушлин, Ю. В. Яковец. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2008. — 575 с.
  87. .А., Лозовский Л. Ш. Учебный экономический словарь. — М.: Рольф: Айрис-персс, 1999. — 416 с.
  88. ., Костецкий Н., Янковский Е. Антикризисное управление — основа оздоровления предприятия. // Экономист. № 10, 2000.
  89. Н.В. Антикризисный менеджмент. -М.: Юнити- Дана, 2001,-223с.
  90. Е.В. Эмиссия корпоративных ценных бумаг: теория и практика. — М: «Экзамен», 2001. — 288 с.
  91. Саакян Ю.З. Business Guide «Машиностроение» // Коммерсант. 30.10.2007.
  92. Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учеб. пособие. — Мн.: Новое знание, 2002. — 688 с.
  93. Г. В. Методика комплексного анализа хозяйственной деятельности: Краткий учебный курс, — М.: Инфра-М, 2003. — 303 с.
  94. Н.Ф. Финансовый менеджмент. -М.- Юнита, 2001. — 495 с.
  95. П. Экономика в 2-х томах. T.I. М.: НПО «Алгон и ВНИСИ «Машиностроение», 1993. — 334 с.
  96. А.Н. Банкротство: вопросы правоспособности должника — юридического лица: Научно-практическое издание. — М.: Экзамен, 2003.-224 с.
  97. И.В. Экономика предприятия. — М: ФиС, 2003. — 304 с.
  98. Словарь иностранных слов. — 7-е изд., перераб. — М.: изд-во «Перспектива», 1998. — 655 с.
  99. Э.А. Разработка управленческих решений, — М.: ЮНИТИ, 2001.-271 с.
  100. Современный финансово-кредитный словарь. — М.: ИНФРА-М, 1999.-525 с.
  101. М. Фантик без конфеты // Парламентская газета. 07.03.2007.
  102. Справочник финансиста предприятия. — 2-е изд., доп. и перераб. — М.: ИНФРА-М, 2000. — 559 с.
  103. В.В. Несостоятельность (банкротство) в России, Франции, Англии, Германии. — М.: Статут, 1999. — 204 с.
  104. Т.М. Несостоятельность и банкротство: экономические и юридические аспекты // Журнал российского права, № 2, февраль 2004.
  105. П. П., Викуленко А. Е., Овчинникова Л. А. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия. -Ростов н/Д: Феникс, 2002. — 352 с. ПО. Таль Г. К. Антикризисное управление предприятиями и банками. — М: Статут, 2001.-840 с.
  106. А. ТНК-ВР торопится // Ведомости — Санкт-Петербург 27.06.2007.
  107. К.В., Региональная промышленная политика- цели, задачи, приоритеты. // Проблемы теории и практики управления. № 5, 2002.
  108. Н.Н. Стратегическое управление. — М.: Приор, 2002. — 288 с.
  109. К. Ключевые показатели менеджмента. — М- Дело, 2001. — 360 с.
  110. Управление финансами предприятия / В. П. Савчук, 2-е изд., стереотип. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. — 480 с.
  111. Р.А. Конкурентоспособность организации в условиях кризиса: экономика, маркетинг, менеджмент. — М.: Маркетинг, 2002. — 892 с.
  112. В.Г., Федцов В. В. Менеджмент в предпринимательской деятельности: Учеб. пособие. — М: РДЛ, 2003. — 256 с.
  113. Финансовое управление фирмой // Под ред. Терехина В. И. — М.: Экономика, 1998.-207 с.
  114. Финансовый менеджмент: теория и практика: Учебник / Под ред. Е. С. Стояновой. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: Перспектива, 2000. -656 с.
  115. Финансовый менеджмент: учебное пособие / Под ред. проф. Е. И. Шохина. М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2003. — 213 с.
  116. Финансы предприятия. Учеб. Пособие / Е. И. Бородина, Ю. С. Голикова, Н. В. Колчин, З. М. Смирнова / Под ред. Е. И. Бородиной. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995. — 207 с.
  117. Финансы, налоги и кредит. Учебник / Общ. ред. Емельянов A.M., Мацкуляк И. Д., Пеньков Б. Е. — М.: РАГС, 2001. — 546 с.
  118. Финансы, налоги и кредит: Учебник. Изд. 2-е, доп. и перераб. / Под общ. ред. И. Д. Мацкуляка. — М.: Изд-во РАГС, 2007. — 656 с.
  119. Финансы. Учебник / Под ред. М. В. Романовского, О. В. Врублевской, Б. М. Сабанти. М.: Изд-во «Перспектива», изд-во «Юрайт», 2000.-520 с.
  120. Финансы: Учебник / Под ред. д-ра экон. наук, проф. И. Лушина, д-ра экон. наук, проф. В. А. Слепова. — 2-е изд., перераб. и доп. -М.: Экономистъ, 2005. — 682 с.
  121. Фишер С, Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика: Пер. с англ. со 2-го изд. — М.: «ДелоЛТД», 1993. — 864 с.
  122. Хес Р. Кризисное управление. — М: ЛОРИ, 2003, — 325 с.
  123. Т. Практический опыт реструктуризации российских предприятий. // Проблемы теории и практики управления. № 6, 1998.
  124. Р.Н. Основы финансового менеджмента. / Пер, с англ. — М.: Дело, 1999.
  125. В.Е., Сизова Т. В., Гамаюнов В. В. Внутрифирменное бюджетирование: настольная книга по постановке финансового планирования. — М.: Финансы и статистика, 2002. — 400 с.
  126. В.В. Внутрифирменное планирование: Учебник. — СПб.: Питер, 2002. — 496 с.
  127. Ю.В., Юн Б.Г., Григорьев В. В. Финансовое оздоровление предприятий: теория и практика: Учеб.-практич. Пособие. -М.: Дело, 2005.-616 с.
  128. И.Г. Методы оптимизации и принятия решений- Учебное пособие. — СПб.- Лань, 2001. — 384 с.
  129. В.З. Бизнес-планирование: Учебник — для вузов. — М: ЮНИТИ-ДАНА, 2001 — 470 с.
  130. Д.О. Управление финансовыми потоками компании. — М.: Блатовест-В, 2002. — 184с.
  131. А.Д. Теория экономического анализа. — М- Инфра-М, 2002. -333 с.
  132. А.Д., Ионова А. Ф. Финансы предприятий: менеджмент и анализ: Учеб. Пособие. — 2-е изд., испр. И доп. — М.: ИНФРА-М, 2007. 479 с.
  133. А.Д., Сайфулин Р. С. Методика финансового анализа. — М: ИНФРА-М, 2001. — 208 с.
  134. Л. Полвека размышлений: речи и статьи. — М.: Руссико: Ордынка, 1993.-608 с.
  135. B.C. Управленческие решения. — М.: Дашков и К, 2001. — 292 с.
Заполнить форму текущей работой