Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Информационные технологии в управлении системой качества образовательных услуг высшей школы

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

РИО РТА, 2011. С. 136−164- Информационные образовательные технологии в контексте развития мирового рынка технологий // Вестник Орловского государственного университета. Сер. «Новые гуманитарные исследования». 2011. № 15. С.34−51- Компетентностный подход в мировых системах образования. // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В. Б. Бобкова филиала РТА. № 1 (38). 2011. С. 154−168- Основные… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. Методические аспекты исследования проблемы управления системой качества в сфере образовательных услуг высшей школы
    • 1. 1. Сущность, значение, необходимость развития рынка образовательных услуг
    • 1. 2. Современные риски, угрозы и вызовы в системе высшего профессионального образования
  • ГЛАВА II. Качество образовательных услуг и конкурентоспособность образовательных учреждений
    • 2. 1. Обобщенные экономические показатели сферы образовательных услуг
    • 2. 2. Современные подходы к оценке качества образовательных услуг
  • ГЛАВА III. Информационные технологии в управлении системой качества подготовки выпускника высшей школы
    • 3. 1. Инструменты управления системой качества образовательных услуг высшей школы. Система менеджмента качества в структуре системы гарантий качества
    • 3. 2. Информационные технологии как инструмент управления системой качества
    • 3. 3. Эффективность информационных технологий в управлении системой качества в сфере образовательных услуг высшей школы

Информационные технологии в управлении системой качества образовательных услуг высшей школы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования.

В современных условиях глобальные вызовы формируют ведущие постиндустриальные страны, для которых характерны: высокая конкурентоспособность во всех сферах деятельностиразвитые институты и и V/ «-» культура хозяйствованиявысокии программно-стратегическии потенциал на микро-, мезои особенно на макро-уровне, позволяющий формировать ресурсы, прогнозировать угрозы и вызовы, формировать инновационные проектыэффективная система инновационного развития и его мониторинга.

Рынок сталкивается с ранее неизвестными вызовами и угрозами, такими как частая смена рода деятельности предприятий, ассортимента предлагаемой продукции и предоставляемых услугдефицит квалифицированных кадров при изменении направления или расширении сфер деятельностиувеличение доли издержек на подготовку новых и переподготовку имеющихся кадровпереизбыток в подготовке кадров в ряде некоторых профессий сверх требований рынкаотсутствие прогноза в области расходов на подготовку кадров, системы прогнозирования трудоустройства кадров на краткосрочную (до 5 лет) и долгосрочную (на 510 лет) перспективунесоответствие рынка труда и рынка образовательных услуг, быстрое устаревание транслируемого знанияраспространение Интернета как глобальной сетиинформатизация практически всех сторон жизни, неуверенность в качестве предоставляемых образовательных услуг, особенно, на базе негосударственных учебных центров и образовательных учреждений. В условиях демографического спада и финансового кризиса, когда естественным образом происходит сокращение спроса на образовательные услуги, недостаточно анализируется и обобщается с целью распространения положительный опыт работы учебных заведений по подготовке специалистов, сохраняется отстраненность учебных заведений от трудоустройства своих выпускников по приобретенным профессиям и специальностям. Ситуация обостряется неэффективным управлением в образовательной сфере.

Указанные процессы в значительной мере усугубляются и трансформацией систем образования в мире, вызванной резко усиливающимся воздействием сферы образования на развитие национальных экономик. Сфера образовательных услуг все больше представляет собой крупный сектор экономики. Ее масштабы, структура и уровень развития занимают особое место в оценке экономического статуса страны. Образование становится услугой, которая имеет все необходимые свойства товара и, следовательно, как любой объект рынка, оценивается. В этих условиях становится закономерным появление понятия «рынок образовательных услуг». Спрос на качественные образовательные услуги и подготовку высокопрофессиональных кадров, особенно в крупных городах, удовлетворяется, в том числе, за счет организаций, далеких от образовательной сферы, качество оказываемых услуг которых не контролируется и вызывает сомнения.

В условиях, когда особенностью развития современного образования становится его коммерциализация, вузы вынуждены пересматривать свои стратегии развития в направлении обеспечения соответствия образовательного продукта требованиям потребителя, обращаются к маркетинговой концепции управления с ориентацией на инновационный образовательный продукт. Основным конкурентным преимуществом в данной сфере становится именно качество образования, которое является не только предполагаемым результатом рациональной конфигурации рынка образовательных услуг, но и важнейшим рациональным мотивом добросовестных участников рынка к повышению собственной конкурентоспособности, содержанием их рационального профессионального выбора.

Проблемы управления вузом в современных условиях исследуются представителями различных дисциплин: философами, социологами, психологами, экономистами, специалистами в области педагогики, социологии образования, философии образования, социальной философии и др. Теоретические и методологические основы менеджмента, принципиальные вопросы управления социальными организациями и процессами нашли свое отражение в работах М. Вебера, Э. Мэйо, Т. Пятерса, Г. Саймона, Ф. Тейлора, Р. Уотерлинега, А. Файоля, в исследованиях российских ученых В. Г. Афанасьева, О. Т. Лебедева, Ю. Б. Рубина и др.

Среди отечественных мыслителей, посвятивших свои работы общей теории эффективности управления образованием, следует назвать Ю. К. Бабанского, В. П. Беспалько, H.H. Булынского, В. И. Загвязинского, Ю. А. Конаржевского, Ю. Кричевского, И. Я. Лернер, ММ. Поташник, H.A. Селезневу, В. П. Симонова, А. Г. Соколова, А. И. Субетто, Т. Н. Шамову и др.

Развитие новых представлений о системе управления высшим образованием в условиях перехода к рынку невозможно без выработки новой образовательной парадигмы. Этой проблематике посвящены работы Б. С. Гершунского, В. Н Гурченко, В. Казначеева, Н. М. Канаева, Н. В. Наливайко, В. Т. Пуляева, А. И. Субетто, Х. Г. Тхагапсоева, В. М Розина, С. С. Шевелевой и др.

Дидактические и психологические основы управления образовательными инновационными процессами стали предметом детального исследования Ю. К. Бабанского, Г. Г. Воробьева, В. П. Симонова, П. И. Третьякова, Р. Х. Шакурова, Т. И. Шамовой и ряда других ученых.

Проблемам качества образования посвящены труды В. И. Байденко, Г. А. Бордовский, A.A. Нестеров, С. Ю Трапицын, Л. Е. Басовский, В. Б Протасьев, В. А. Болотов, Н. Ф. Ефремова, Михайловой Н. С., Минина М. Г. и др.

В современном мире перестройка деловых процессов в рамках любого вида деятельности вызвана внедрением новейших информационных технологий. Проблемы взаимовлияния организации и информационных систем, их взаимодействия стали предметом рассмотрения таких исследователей как Е. П. Истомин, А. Г. Соколов, В. Н. Абанников, М. А. Девяткина, Т. А. Мирошникова и др.

Вместе с тем проблема управления системой гарантий обеспечения качества с помощью информационных технологий не нашла сколько-нибудь серьезного освещения в отечественной экономической и педагогической науках. В самом общем виде данные вопросы решались такими авторами, как О. А. Вайсман, Т. П. Морозова, Л. М. Деникина, А. И. Чучалин, О. В. Боев.

Проведенный анализ научных трудов отечественных и зарубежных авторов: М. Вебер, Э. Мэйо, Г. Саймон, Ю. К. Бабанский, В. И. Байденко, В. П. Беспалько, О. В. Боев, Г. А. Бордовский, В. В. Бузырев, H.H. Булынский, О. А. Вайсман, Н. В. Васильева, В. И. Загвязинский, Т. В. Малеева, С. Н. Максимов, М. Г. Минин, Н. С. Михайлова, Т. П. Морозова, Ю. Б. Рубин, B.C. Чекалин, А. И. Чучалин, Д. В. Шопенко, В. Б. Фраймович, A.M. Ходачек и др. показал, что недостаточно исследованными оказались следующие вопросы: система гарантий качества как механизм управления в сфере образованияее структура: внешние и внутренние показатели, система менеджмента качества, стандарты, используемые в области образования как инструменты управления, основная образовательная программа как комплексная образовательная услуга, направленная на удовлетворение требований потребителя в формировании необходимого уровня общекультурных и профессиональных компетенций, востребованных на рынке трудауправление системой гарантий качества с помощью информационных технологий. Как результат выявляются проблемы, требующие своего разрешения для достижения стратегических целей в сфере образовательных услуг с помощью системы гарантий обеспечения качества образования.

Настоящее исследование посвящено разрешению возникающих противоречий между:

— наличием единых требований, зафиксированных в документах по гарантиям обеспечения качества образовательных услуг, и отсутствием унифицированных инструментов их реализации (стандарты и руководящие принципы больше сфокусированы на том, что должно быть сделано и менее всего на том, как этого достичь). — количественными показателями, традиционно занимающими приоритетное место при оценке качества образования и оценками, достигаемыми экспертным путем на основе соглашений, и четко ориентированными на задачи управления качеством образования. Данные противоречия определили проблему исследования, заключающуюся в разработке единых подходов к использованию информационных технологий в управлении системой гарантий обеспечения качества образовательных услуг высшей школы.

Актуальность и важность рассматриваемой проблемы, ее недостаточная теоретическая и методическая разработанность в области управления в сфере образования послужили основанием для определения темы диссертационного исследования: «Информационные технологии в управлении системой качества образовательных услуг высшей школы».

Цель исследования: развитие методических основ применения информационных технологий в управлении системой гарантий обеспечения качества образовательных услуг высшей школы.

Для достижения цели и проверки гипотезы поставлены следующие задачи исследования:

1. Рассмотреть методологические аспекты проблемы управления системой качества образовательных услуг высшей школы.

2. Исследовать экономические условия развития рынка образовательных услугриски, угрозы и вызовы в системе высшего образования с целью их минимизации на основе повышения эффективности управления системой гарантий обеспечения качества.

3. Проанализировать современные подходы к оценке гарантий качества образовательных услуг в зарубежных и отечественной системах высшего образования, основные этапы разработки системы гарантии качества в рамках Болонского процесса.

4. Обосновать необходимость использования информационных технологий для управления системой качества с целью повышения ее эффективности, показать возможности информационных технологий в обеспечении функционирования инструментов системы гарантий обеспечения качества на примере системы менеджмента качества, управления качеством реализации основной образовательной программы в формате рейтинговой системы оценки содержания и качества ее освоения для разработки планирующих и отчетных документов преподавателя в условиях компетентностно-ориентированного обучения (автоматизация процессов).

5. Разработать подходы к определению эффективности информационных технологий в управлении системой гарантий обеспечения качества образовательных услуг высшей школы.

Объект исследования: управление системой качества образовательных услуг высшей школы.

Предмет исследования — информационные технологии в управлении системой гарантий обеспечения качества образовательных услуг высшей школы.

Гипотеза исследования — использование информационных технологий повысит эффективность управления системой гарантий обеспечения качества образовательных услуг высшей школы:

1. Информационные технологии, упрощая организацию доступа к данным, их хранение и распространение, служат инструментом, сознательно используемым руководством для достижения поставленных образовательных целей, обеспечивают передачу информации от всех подразделений непосредственно высшему руководству, и наоборот, необходимая информация может передаваться исполнителям для самостоятельного принятия решения в своей сфере компетенции.

2. Эффективность внутривузовского управления обеспечивается тесной интеграцией всех элементов единой образовательной среды вуза на основе информационных технологий.

Методологическая и теоретическая основы исследования определены поставленной целью и задачами и базируются на следующих теоретических конструктах:

— теория организации в аспекте рассмотрения организации как социально-экономической системы;

— теория систем, как логика процесса достижения цели, взаимосвязь его частей, обеспечение целостности и цикличности действий;

— теория управления в контексте субъект-объектного управления, стимулирования и мотивации, принятия и реализации решений;

— теория структуры и содержания образования через раскрытие сущности образовательной деятельности, характера реализующих ее технологий обучения и способов управления данными процессами.

— теория педагогических измерений с использованием математико-статистических методов,.

— теория эвалюации (оценивания) в аспекте использования количественных (математика, статистика, дисперсионный, факторный анализ и мета-анализ) и качественных (синергетический и процессный подходы к анализу эмпирических данных) методов.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: теоретические — анализ экономической, педагогической литературы в аспекте изучаемой проблемыконтент-анализ нормативно-правовых документов, анализ бизнес-педагогического опытасистематизация и моделированиеэмпирические — констатирующий эксперимент, математико-статистические методы обработки результатов эксперимента.

Научная новизна исследования состоит в том, что впервые:

1. Развиты методологические подходы к проблеме управления системой гарантий обеспечения качества образовательных услуг высшей школы на основе использования современных информационных технологий.

2. Определены экономические условия развития рынка образовательных услугриски, угрозы и вызовы, детерминирующие деятельность в сфере образовательных услуг высшей школы, с целью их минимизации на основе повышения эффективности управления системой гарантий обеспечения качества.

3. Обобщены современные подходы к оценке гарантий качества образовательных услуг в зарубежных и отечественной системах высшего образования, определены основные этапы разработки системы гарантии обеспечения качества в рамках Болонского процесса.

4. Обоснована необходимость использования информационных технологий для управления системой гарантий обеспечения качества с целью повышения ее эффективности, продемонстрированы возможности информационных технологий в обеспечении функционирования инструментов системы гарантий обеспечения качества на примере системы менеджмента качества, управления качеством реализации основной образовательной программы в формате рейтинговой системы оценки содержания и качества ее освоения, для разработки планирующих и отчетных документов преподавателя в условиях компетентностно-ориентированного обучения (автоматизация процессов).

5. Разработаны подходы к определению эффективности информационных технологий в управлении системой гарантий обеспечения качества образовательных услуг высшей школы.

Теоретическая значимость исследования определяется тем, что:

1. Расширен и дополнен понятийно-категориальный аппарат, учитывающий специфику использования информационных технологий в системе гарантий обеспечения качества. В частности, конкретизировано понятие «система гарантий обеспечения качества высшего образования».

2. Разработана структура системы гарантий обеспечения качества высшего профессионального образования.

Практическая значимость: предложены пути использования информационных технологий для повышения эффективности управления системой гарантий обеспечения качества образовательных услуг высшей школы.

Обоснованность и достоверность результатов исследования обусловлены комплексным использованием теоретических и эмпирических методов, адекватных цели и задачам исследованиявсесторонним анализом проблемы при определении исходных теоретико-методологических позицийнепротиворечивостью полученных выводов относительно имеющихся научных подходов.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные теоретические положения и практические выводы диссертационного исследования изложены в публикациях автора: отчетах по научно-исследовательским работам (Виртуальная образовательная среда таможенного вуза как инструмент перехода к Болонской системе образования. Отчет (заключительный) о научно-исследовательской работе. Научный руководитель В. В. Билик. — СПб.: Изд-во СПб. филиала РТА РИО, 2010. 81 е.- «Фонд оценочных средств в учебном процессе: новые подходы к формированию и применению на основе ФГОС» Отчет (заключительный) о научно-исследовательской работе. Научный руководитель A.B. Аграшенков — СПб.: Изд-во СПб. филиала РТА РИО, 2011. 120 е.) — статьях в научных, научно-практических журналах и сборниках материалов конференций (Зарубежные системы высшего образования: компаративный анализ оценки качества // Академический вестник. РТА: РИО. № 3. 2010. С. 108−116- Технологии реализации компетентностного подхода в таможенном образовании. // Вестник Российской таможенной академии. 2011, № 1. — М.:

РИО РТА, 2011. С. 136−164- Информационные образовательные технологии в контексте развития мирового рынка технологий // Вестник Орловского государственного университета. Сер. «Новые гуманитарные исследования». 2011. № 15. С.34−51- Компетентностный подход в мировых системах образования. // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В. Б. Бобкова филиала РТА. № 1 (38). 2011. С. 154−168- Основные принципы создания фонда средств оценки учебных достижений студентов при реализации компетентностно-ориентированной модели образования. // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В. Б. Бобкова филиала РТА. № 2 (39). 2011. С. 154−165- Виртуальная образовательная среда таможенного вуза как инструмент перехода к Болонской системе образования. // Научные труды Санкт-Петербургского имени В. Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. СПб: РИО, 2011. Вып. 1. С 157−214- Применение дистанционных технологий обучения в таможенном вузе (опыт Санкт-Петербургского имени.

B.Б. Бобкова филиала РТА) // Дистанционное обучение в высшем профессиональном образовании. Межвузовская научно-практическая конференция, 11 июня 2008 года. — СПб.: Изд-во ГУП, 2009. С. 82−86- Виртуальная образовательная среда таможенного ВУЗа (на примере Санкт-Петербургского имени В. Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии) // Педагогическое образование: современные проблемы, концепции, теории и практика: сб. науч.ст./ под общ. ред. И. И. Соколовой. -СПб.: Учреждение РАО ИПО, 2010. — С. 338−343- Управление в сфере гарантий обеспечения качества высшего профессионального образования. // Материалы международной конференции «Таможенные чтения 2011». СПб., 2011. С. 431−443- Современные риски, угрозы и вызовы в системе высшего профессионального образования с позиций системы гарантии качества. // Материалы международной конференции «Таможенные чтения 2011». СПб., 2011.

C. 115−127), методическом издании (Модульная объектно-ориентированная динамическая учебная среда МООБЬЕ. Методические указания для студентов. // СПб.: Изд-во СПб. филиала РТА РИО, 2010. 15 с. [Электронный ресурс]. URL http://moodle.spbrca.ru/mod/resource/view.php?id=2163) и обсуждались на заседаниях учебно-методического совета факультета таможенного дела Санкт-Петербургского имени В. Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии, кафедры государственного и муниципального управления Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета.

По теме диссертационного исследования опубликовано десять научных работ общим объемом 7,75 печатного листа, отражающие основное содержание диссертации.

Результаты исследования внедрены в учебный процесс Санкт-Петербургского имени В. Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии в виде виртуальной образовательной среды таможенного вуза (учебный компонент) // http://moodle.spbrca.ru/.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Система образовательных услуг высшей школы всегда находилась на пересечении двух целей: интересов личности как непосредственного потребителя и интересов общества, так как высшее образование является одним из стратегических ресурсов страны. В последнее время, как показывает опыт, целеполагание сместилось в сторону потребителя, т. е. оценка деятельности образовательных учреждений постепенно переходит от уже адаптированных методик к совершенно новому подходу в данном направлении — потребительскому. Образование становится услугой. По мере усложнения общественных задач возрастает спрос на качественные образовательные услуги и подготовку высокопрофессиональных кадров.

Для характеристики качества образовательных услуг можно выделить обобщенные группы показателей, которые охватывают:

1) данные по образовательным системам;

2) характеристики качества учебного процесса;

3) характеристики качества результатов обучения;

4) данные об интенсивности научной и инновационной деятельности в вузе;

5) объемы вложений в образование;

6) данные по эффективности управленческой деятельности в образовании.

К показателям первой группы относятся: характеристики качества содержания образованияструктуры и содержание образовательных программформы организации учебного процессареализация целей обучения и воспитаниясбалансированность образовательной системы, ее стабильность, способность к адаптации при взаимодействии с внешней средойприменяемые педагогические технологиисистемы подготовки и переподготовки педагогических кадровработы по повышению мотивации учебной и профессиональной деятельности педагогов и др.

Показатели второй группы включают характеристики доступности и индивидуализации обученияорганизации образовательного процесса (назначения, принципов, методов, планирования, средств и методов контроля процесса и результата обучения) — гуманистической и культурно-познавательной направленности образовательного процессастандартизации и вариативности учебных программ, соотношения традиционных и инновационных технологий обучения и контроляспособов организации самостоятельной работы студентов во внеаудиторное время и др.

Третью группу составляют показатели, построенные на результатах оценивания качества учебных достижений и требующие для корректной интерпретации развернутой дополнительной информации о демографической и социально-экономической обстановке в районе расположения вуза, качественного состава студентовобразования родителей, условий и атмосферы преподаванияданных рубежного контроля, сведений о дальнейшей судьбе выпускников и т. д.

Среди дополнительных факторов, учет которых необходим при анализе качества результатов образования, принято выделять показатели, не изменяющиеся со временем (географическое положение вуза, столичный вуз или периферийный, социально-экономическое окружение образовательного учреждения и др.), и показатели, подверженные изменениям по мере истечения образовательного процесса (программы обучения, учебники, система домашних заданий, система контроля качества подготовленности, профессорско-преподавательский состав, формы и методы дополнительного образования и др.). К ним можно отнести: индекс развития человеческого потенциала в регионе (процент грамотного взрослого населения, число обязательных лет обучения в школе основной доли взрослого населения, число людей с высшим образованием на 1000 человек), обобщенную характеристику экономической динамики в регионе, характеристику криминогенной обстановки в районе расположения вуза и др.

К четвертой группе относятся показатели интенсивности инновационной деятельности отдельных преподавателей и вуза в целом. При анализе показателей четвертой группы необходимо принимать во внимание последствия инновационной деятельности, которые могут иметь как позитивный, так и негативный характер. При оценивании последствий важно учесть временной фактор, поскольку многие тенденции могут проявляться в разной степени только с течением времени.

В пятую группу включают показатели, отражающие информацию о финансировании образования, его кадровом, информационном, материально-техническом (учебные помещения, лаборатории, оборудование, расходные материалы) и методическом (учебная литература, наглядные пособия, макеты, тренажеры и т. д.) обеспечении.

Шестую группу составляют характеристики эффективности управленческой деятельности, которая осуществляется как прямым административным вмешательством, так и в режиме всеобщей вовлеченности педагогического коллектива вуза и студентов в процесс управления качеством образования.

В настоящем исследовании кроме определения показателей, качество образования так же рассматривается в двух аспектах: во-первых, это качество результата образовательного процесса — соответствие уровня знаний студентов и выпускников требованиям стандартаво-вторыххарактеристики системы обеспечения этого качества: содержания образования, уровня подготовки абитуриентов, преподавательских кадров, информационно-методического и материально-технического обеспечения качества подготовки, используемых образовательных технологий, научной деятельности.

Таким образом, при оценке качества образования в рамках системного подхода приходится принимать во внимание совокупность самых разных показателей. Для принятия обоснованного решения о достижении либо не достижении определенного качества необходимо по каждому показателю выбрать некоторый критерий или набор критериев, характерный для уровневого подхода к оценке качества результатов образования. Выбор критериев проводится экспертным путем на основе соглашений, и он должен быть четко ориентирован на задачи управления качеством образования.

С учетом определенных выше подходов к качеству образовательных услуг разработана и функционирует система гарантий качества, которая включает:

— соответствующую организационную структуру по управлению качеством образовательного процесса, определение конкретных обязанностей структурных подразделений и основных лиц по поддержанию гарантии качества образования, активное вовлечение студентов в процесс обеспечения гарантии качества;

— систематический мониторинг и оценку программ и квалификаций, уровня знаний студентов и компетентности преподавателей, разработку процессов, объективных критериев и показателей, соответствующих процедур оценки уровня качества образования и механизмов внесения корректирующих мер, необходимых для его повышения и устранения несоответствий;

— ресурсы, необходимые для гарантии качества образования применительно к каждой образовательной программе;

— систему сбора, анализа и использования информации, гарантирующей открытость деятельности вуза для общественности.

— информационные системы, обеспечивающие качество образования, которые охватывают все аспекты деятельности вуза: уровень успеваемости, спрос на выпускников на рынке труда, удовлетворенность студентов, преподавателей сотрудников образовательным процессом, эффективность преподавания, доступные обучающие ресурсы, главные показатели деятельности вуза, основные документы вуза, в том числе, по управлению качеством образования;

— принятие решений на основе коллегиального обсуждения и разработанных правил, информационной открытости обществу и открытости для критики.

— контроля качества состоит из двух подсистем, каждая из которых отражает все аспекты образовательной деятельности и ее обеспечения на уровне направления подготовки (специальности).

Методологически оправданным является только комплексное исследование проблемы использования информационных технологий в управлении системой гарантий обеспечения качества высшего профессионального образования на стыке таких наук, как менеджмент, педагогика, информатика, базирующееся, в первую очередь, на системном и эвалюативном подходах.

Основными рисками и угрозами в системе высшего образования являются: частая смена рода деятельности предприятий, ассортимента предлагаемой продукции и предоставляемых услугдефицит квалифицированных кадров при изменении направления или расширении сфер деятельностиувеличение доли издержек на подготовку новых и переподготовку имеющихся кадровпереизбыток в подготовке кадров в ряде некоторых профессий сверх требований рынкаотсутствие прогноза в области расходов на подготовку кадров, системы прогнозирования трудоустройства кадров на краткосрочную (до 5 лет) и долгосрочную (на 510 лет) перспективунесоответствие рынка труда и рынка образовательных услуг, быстрое устаревание транслируемого знанияраспространение Интернета как глобальной сетиинформатизация практически всех сторон жизни, неуверенность в качестве предоставляемых образовательных услуг, особенно, на базе негосударственных учебных центров и образовательных учреждений.

Общепринятыми являются следующие инструменты оценки гарантий качества высшего профессионального образования: система менеджмента качества (СМК) на основе ИСО серии 9000, Стандартов Европейской.

Ассоциации Гарантии Качества в высшем образовании, Типовой модели системы качества образовательного учрежденияобразовательные стандартытехнологические (IMS, IEEE, SCORM), организационные и управленческие (ISO 9001, EFQM), профессиональные стандарты, определяющие перечни компетенций как результатов обучениястандарты в области электронного обучения (ISO 19 796, UNIQUe, бенчмарки EADTU).

Использование информационных технологий обеспечивает тесную интеграцию всех элементов образовательной системы вуза на базе единой информационной среды, являющейся системно-организационной совокупностью средств передачи данных, информационных ресурсов, протоколов взаимодействия, аппаратно-программного и организационно-методического обеспечения. Благодаря чему достигается высокая эффективность системы управления за счет оперативности принятия необходимых решений и возможности контроля результатов их реализации в режиме «реального времени».

Эффективность информационных технологий в управлении системой гарантий обеспечения качества образования может быть оценена в соответствии со следующими подходами: структурным, маркетинговым, функциональным, воспроизводственно-эволюционным, нормативно-директивным, ситуационным, программно-целевым и находится в прямой зависимости от снижения затрат на обработку информации (так называемая прямая эффективность) и от достигаемого повышения уровня информационного обслуживания (так называемая косвенная эффективность).

Показать весь текст

Список литературы

  1. Ю.Б. Высшее образование в России: качество и конкурентноспособность. М.: Московская финансово-промышленная академия, 2011. С. 21−22.
  2. Ю.Б. Высшее образование в России: качество и конкурентноспособность. М.: Московская финансово-промышленная академия, 2011. С. 100.
  3. Н.В. Институциональный подход к управлению образованием. Автореф. дисс.. д.э.н. // М.: 2010. С. 37.
  4. Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 N 3266−1 Электронный ресурс. URL http://www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii/gll/
  5. Н.Ш., Щеглов П. Е. Качество высшего образования. Риски при подготовке специалистов. Электронный ресурс. URL. http ://umj .usu.ru/index.php/pub/inside/3 34/
  6. Campbell С., Rozsnyai С. Quality Assurance and the Development of Course Programmes. Unesco Cepes, Papers on Higher Education, 2002.
  7. Middlehurst R., Woodhouse D. Coherent Systems for External Quality Assurance // Quality in Higher Education. 1995. Vol. 1. No. 3.
  8. Harvey L., Newton J. Transforming Quality Evaluation // Quality in Higher Education. 2004. Vol. 10. No. 2.
  9. A.B. Обеспечение качества высшего образования в странах ОЭСР. Электронный ресурс. URL. http://af.attachmail.ru/cgin/readmsg
  10. Н.Ш., Щеглов П. Е. Качество высшего образования. Риски при подготовке специалистов. Электронный ресурс. URL. http://umj.usu.ru/index.php/pub/inside/334/
  11. Ю.Б. Высшее образование в России: качество и конкурентоспособность. М.: Московская финансово-промышленная академия, 2011. С. 59.
  12. Ю.Б. Высшее образование в России: качество и конкурентноспособность. М.: Московская финансово-промышленная академия, 2011. С. 38.
  13. Маркетинг образовательных услуг. Электронный ресурс. URL. http://www.marketmg.spb.rU/lib-special/branch/mou/2.htm
  14. Статистика высшего образования в 2010 г. Электронный ресурс. URL. http://stat.edu.ru/
  15. Развитие экспорта образовательных услуг российских вузов Электронный ресурс. URL. http://federalbook.ru/files/FSO/soderganie/ Tom%206/I X/ Dmitriev. pdf
  16. России важен каждый. Электронный ресурс. URL. http://www.perepis-2010.ru/.
  17. Анализ демографической ситуации: тенденции и последствия. Электронный ресурс. URL. http://www.demographia.ru/articlesJNI/index.htmlVidR^ 19&idArt=3 22
  18. Демографическая ситуация в России в 1992—2010 гг. Электронный ресурс. URL. http: // www.demographia.ru / articlesN / index. html? idR = 21&idArt= 1926
  19. Сводная статистика высшего образования. Электронный ресурс.
  20. URL.http://stat.edu.ru/scr/db.cgi?act=listDB&t=26la&ttype-2&Field=All
  21. П.К. Принципиальные вопросы общей теории функциональных систем. М.: Наука, 1972. 57 57 с.
  22. В.Н. Основания общей теории систем. М.: Наука, 1984.280 с.
  23. Э. Г. Системный подход и принцип деятельности: Методологические проблемы современной науки. М.: Наука, 1978. 391 с.
  24. Гарантия качества образования. Глоссарий. М., 2005. С.27−28.
  25. А.В. Обеспечение качества высшего образования в странах ОЭСР. Электронный ресурс. URL. http://af.attachmail.ru/cgin/readmsg/
  26. Watty К. When will Academics Learn about Quality? // Quality in Higher Education. 2003. Vol. 9. No. 3.
  27. Middlehurst R. Quality: an Organising Principle for Higher Education? // Higher Education Quarterly. 1992. Vol. 46. No. 1- Harvey L., Green D. Defining Quality // Assessment and Evaluation in Higher Education. 1993. Vol. 18. No. 1.
  28. Vroeijenstijn A. Governments and University: Opponents or Allies in Quality Assurance? // Higher Education Review. 1995a.Vol. 27. N. 3.
  29. Гарантия качества образования. Глоссарий. М., 2005. С. 29.
  30. European University Association. Institutional Evaluation Programme Guidelines. Self-Evaluation and Site Visits. 2007
  31. Современные образовательные технологии. M, 2010. С. 25.
  32. Д. А. Зарубежные системы высшего образования: компаративный анализ оценки качества // Вестник Российской таможенной академии, 2010.-№ 3. С. 108−116.
  33. Болонский процесс: Концептуально-методологические проблемы высшего образования. М., 2009. С.21−22.
  34. ISO International Organization for Standardization. Электронный ресурс. URL. http: // www. iso. staratel. com/
  35. Ю.Б. Высшее образование в России: качество и конкурентоспособность. М.: Московская финансово-промышленная академия, 2011. С.65
  36. Ю.Б. Высшее образование в России: качество и конкурентноспособность. М.: Московская финансово-промышленная академия, 2011. С.240
  37. Ю. Б. Современное образование: качество, стандарты, инструменты. М.: Маркет ДС, 2009. С. 59.
  38. В. А., Семкина Т. А. UNIQUe — Европейский знак качества в E-learning // Высшее образование в России. 2008. № 11. С. 50−56.
  39. Ю.Б. Высшее образование в России: качество и конкурентоспособность. М.:Московская финансово-промышленная академия, 2011. С. 410.
  40. Новый этап разработки международных стандартов в области Е-learning / Б. М. Позднеев, Ю. А. Косульников, М. В. Сутятин, Т. А. Семкина // Высшее образование в России. 2009. № 12.
  41. SEVAQ. Электронный ресурс. URL. http://www.sevaq.eu/05
  42. Открытая образовательная инициатива по качеству. Электронный ресурс. URL. open-quality.org.
  43. JI.A., Трапицын С. Ю. Новые возможности управления качеством образовательных программ // Высшее образование в России, 2007. -№ 4. С. 55
  44. М.Х. Мескон и др. Основы менеджмента. М. «ДЕЛО», 1992
  45. В.Г., Силаева O.A., Брехова Т. Б. Система управления качеством в регионах России. Электронный ресурс. URL. http://www.unn.ru/pages/issues/publisherdb/files/47/10.pdf
Заполнить форму текущей работой