Государственный заказ на переходный период остается формой прямого государственного регулирования хозяйственных связей. Однако его форма и условия размещения кардинально меняются.
Госзаказу возвращается изначальный смысл: он становится договорным. Условия договора позволяют устранить невыгодность госзаказа для предприятий всех форм собственности.
Используя государственный заказ как инструмнт регулирования и программирования экономики, науки и техники государство привлекает и потенциал частного предпринимательства к обеспечению устойчивости экономического развития, решению актуальных социально-экономических задач. В этом случае, в процессе воздействия системы государственных заказов на экономику наряду со стимулирующим возникает и синергетический эффект. Вопросы поставки товаров по государственному оборонному заказу в данной работе рассматриваться не будут по причине особого правового регулирования. В силу этого указанная проблема настолько обширна и важна, что изложение ее в реферате полноценно невозможно. Мировая практика показывает, что в развитых экономических странах государственные заказы широко используются как один из элементов системы поддержки экономической и социальной стабильности, обеспечения поступательного роста экономики. Хозяйственным механизмом размещения и выполнения государственных заказов выступает рынок государственных заказов (закупок). На этом рынке через систему контрактов устанавливаются и реализуются экономические и договорные связи государства-заказчика с хозяйственными субъектами различных форм собственности.
Государственные закупки жизненно важный весомый компонент национальной экономики. Выбранная тема «Государственный заказ» является, несомненно, актуальной, теоретически и практически значимой.
Цель работы рассмотреть особенности государственного заказа.
Глава 1. Государственный заказ
1.1. Понятие государственного заказа
В России первые акты с упоминанием «публичных» торгов для выбора подрядчиков появились в 17 в. Не удивительно, что такие выгодные дела, как поставки для казны, тут же стали предметом афер и взяточничества. Практика торгов совершенствовалась при Петре I, который сурово боролся с мошенничеством. Известен случай, когда он лично наказал «битием» своего друга Меньшикова за то, что тот продал казне гнилое сукно. На протяжении всей последующей истории России принимались дополнительные законы о том, как надлежит объявлять торги и условия участия в них, как назначать цены, наказывать сговоры между соискателями, поощрять местных подрядчиков.
Под государственными нуждами в современном мире понимаются общественные потребности, которые по ряду причин не могут быть удовлетворены частным предпринимательством. Размещение государственных заказов и закупку на их основе товаров, работ и услуг, удовлетворяющих такого рода потребности, финансирует государство. В соответствии с Гражданским кодексом РФ государственными нуждами признаются определяемые в установленном законом порядке потребности РФ или субъектов РФ, обеспечиваемые за счет средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования.