Важнейшей задачей Налогового кодекса Российской Федерации являлся системный и комплексный пересмотр всех систем налогообложения с одновременным устранением недостатков и перекосов ранее действовавшей системы налогообложения. С принятием Налогового Кодекса РФ налоговая система страны должна была стать более справедливой, стабильной, понятной и единой в границах России. Все элементы этой системы должны функционировать как единый правовой механизм в рамках единого правового налогового пространства. Должна также быть сформулирована целостная система прав и правовой ответственности, как налогоплательщиков, так и уполномоченных государством органов за нарушения законодательства о налогах и сборах.
Отметим, что пока в массовом сознании добросовестное соблюдение налогового законодательства не начнет ассоциироваться с процветанием и укреплением государства и как следствие с улучшением жизни каждого гражданина России, будет трудно добиться кардинального изменения криминогенной обстановки в области налогообложения.
Собираемость налогов непосредственно связана с количеством налоговых правонарушений и преступлений, а их сокращение зависит от профилактической работы, от действий по предупреждению налоговой преступности, частью которых является данная работа.
Данная дипломная работа посвящена историческому опыту развития налогообложения в России и возможности его применения на современном этапе.
Процесс формирования норм налогового законодательства выявил особую актуальность установления ответственности за налоговые нарушения.
Цель дипломной работы изучение теоретических и практических основ развития налогообложения в России и возможности его применения на современном этапе.
Согласно цели в работе поставлены следующие задачи:
— изучить теоретические основы построения налоговой системы в РФ.
— рассмотреть налоговую систему на современном этапе.
— предложить пути по повышению эффективности налоговой системы
При изучении данной темы пользовалась учебной, методической и научной литературой.
Глава 1. Теоретические основы построения налоговой системы в РФ
1.1.Сущность налогов и их роль в экономике государства
Налоги являются основным источником доходов государственного бюджета. В соответствии с Федеральным законом от 23 декабря 2003 г. «О федеральном бюджете на 2004 год» за счет налогов, включая единый социальный налог, формируется 91,4 процента доходов федерального бюджета .
Общественные отношения, возникающие в связи с установлением, введением в действие и взиманием налогов, а также по осуществлению налогового контроля, привлечению к ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах регулируются нормами финансового права, которые в своей совокупности формируют налоговое право.
По вопросу о месте налогового права в системе права в юридической науке сегодня не существует единого мнения. Можно выделить следующие основные концепции места налогового права в системе права:
налоговое право является частью бюджетного права как крупного раздела финансового права;
налоговое право является самостоятельным институтом финансового права ;
налоговое право является комплексным институтом, состоящим из норм конституционного, финансового, административного и финансового права;
налоговое право является самостоятельной отраслью права .
Последняя точка зрения, весьма распространенная в настоящее время, обусловлена возрастанием роли налогов в условиях рыночной экономики, кодификацией налогового законодательства, отсутствием единой системы финансово-правовых источников. Однако для того, чтобы признать налоговое право самостоятельной отраслью права, следует признать налоговые отношения самостоятельным видом общественных отношений, отличающимся от финансовых отношений .
Но установление налогов является одним из методов финансовой деятельности государства, методов формирования публичного денежного фонда бюджета либо внебюджетного фонда. Налоговые отношения как разновидность финансовых отношений всегда представляют собой доходные отношения какого-либо фонда денежных средств.
Существование налогов обусловлено наличием денежного фонда, в который они поступают. Без соответствующего денежного фонда, принадлежащего государству, не может быть и налогов.
Налоговое право представляет собой часть финансового права. Одни авторы считают его самостоятельным институтом финансового права, другие разделом, третьи подотраслью. Если придерживаться сложившейся в теории права триады «правовая норма правовой институт отрасль права», то налоговое право представляет собой сложный институт финансового права, который регулирует основы доходной части бюджета. В то же время в теории права выделяется и подотрасль права, представляющая собой совокупность нескольких однородных институтов. Представляется, то в настоящее время уровень развития налогового права таков, что можно говорить о нем как о подотрасли финансового права.