Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Научно-методические подходы к совершенствованию информационной базы последипломного образования врачей-специалистов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Создание информационно-обучающих систем по оказанию медицинской помощи различными категориями медицинских работников для последипломной подготовки является в настоящее время наименее проработанным вопросом при внедрении дистанционного обучения, для решения которого следует выделять в приоритетах не только техническое оснащение телемедицинских проектов, но и содержание образовательных программ… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Внедрение информатизационно-телекоммуникационных достижений в систему последипломного медицинского образования (ПДМО)
    • 1. 1. ПДМО: реальности и противоречия
    • 1. 2. Роль и место информатизации здравоохранения в совершенствовании последипломного медицинского образования
    • 1. 3. Достижения и перспективы новых образовательных технологий в медицине и здравоохранении
  • Глава 2. Методика исследования
  • Глава 3. Характеристика информационных потребностей медицинских работников
  • Глава 4. Теоретические и практические подходы к информатизации последипломного обучения врачей
  • Глава 5. Построение и практическая апробация информационной версии клинических тестов в системе последипломного медицинского образования
    • 5. 1. Обоснование технологического подхода в системе ПДМО
    • 5. 2. Технология разработки информационной версии клинических тестов (экспериментальное исследование)
    • 5. 3. Доказательство работоспособности экспериментального теста
    • 5. 4. Перспективы использования информационных версий клинических тестов в системе последипломного медицинского образования

Научно-методические подходы к совершенствованию информационной базы последипломного образования врачей-специалистов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы. Одной из главных задач современного здравоохранения является обеспечение высокого профессионального уровня медицинского персонала, работающего в отрасли. Численно по состоянию на начало 2002 г. это контингент специалистов с высшим (604,4 тыс. врачей всех специальностей) и средним специальным (1376,8 тыс.) медицинским образованием (Статистические материалы., 2002, С. 95).

Система последипломного медицинского образования (ПДМО), сложившаяся годами, требует своего развития, чтобы удовлетворять потребности, с одной стороны, кадров здравоохранения в усовершенствовании своих профессиональных знаний, умений и навыков, и, с другой, самой отрасли в кадрах высокой квалификации.

Внутренние резервы в рамках традиционных форм обучения (очное, очно-заочное) и отражения учебного материала (книга во многих ее проявлениях) во многом себя исчерпали и требуют развития на базе достижений научно-технического прогресса.

Однако специфика медицинских специальностей и менталитет врачебного сообщества в охране здоровья граждан долгие годы сдерживали внедрение общеобразовательных усилий по информатизации системы ПДМО.

Основное внимание специалистов в области информатизации было сосредоточено на решении проблем практической деятельности — работы С. А. Гаспаряна (1973) — Ю. П. Лисицына (1979) — Д. Д. Бенедиктова (1982) — Е. Н. Шигана, С. Ф. Остапюка (1988) — Е. В. Гублера (1990) — Ю. М. Комарова (1992) — В. К. Гасникова (1997) — В. В. Бессоненко с соавт. (1998) — Г. А. Хая (1998) — В. Г. Кудриной (1999) — В. Ф. Мартыненко (1999) — В. А. Гройсмана,.

2000) — Б. А. Кобринского (2000) — В. И. Стародубова (2000) — О. Е. Зекия.

2001) — Г. И. Чеченина (2002) и др.

И лишь с середины 90-х годов стали издаваться учебные материалы, посвященные внедрению идей медицинской информатики в учебный процесс (В.К. Гасников с соавт., 1996, 1997; Г. А. Хай, 1998; В. Г. Кудрина, 1999; В .Я. Гельман, 2001; В. П. Омельченко, А. А. Демидова, 2001).

Меньше развитие достижений информатизации в процессе обучения кадров отрасли затрагивали клинические дисциплины. Попытки экстраполировать общепедагогические нормы на медицинское образование находили слабый отклик ввиду отсутствия аналогов клиническим данным и меры ответственности за их использование в других научных дисциплинах.

Необходимость использования слабоструктурированной информации, включая медицинские изображения и сигналы от различных датчиков и диагностического оборудования, как отметил А. П. Столбов (1999), является одной из тенденций комплексной информатизации ЛПУ.

Научных публикаций, исследующих вопрос, как могла быть использована подобная информация в активации учебного процесса в системе ПДМО, крайне мало. Они носят разрозненный, не систематизированный характер. Вместе с тем, в принятой в 2001 году «Концепции развития телемедицинских технологий в Российской Федерации» особо подчеркивается важность внедрения дистанционного образования, а Приказ Минздрава РФ «Об основных направлениях информатизации охраны здоровья населения России на 19У9−2002 г. г.» от 14 июля 1999 г. № 279 выделяет в качестве приоритета информатизацию процесса подготовки кадров и последипломного образования, в том числе в части создания информационно-обучающих систем по оказанию медицинской помощи различными категориями медицинских работников. Таким образом, на повестку дня выходят задачи, связанные с новым подходом к информационному ресурсу в системе ПДМО и поиску путей его оптимального использования. Это и обусловило актуальность темы исследования.

Цель исследования: разработка и внедрение современных информационных учебных материалов и тестирующих технологий для совершенствования контроля уровня профессиональных знаний врачей в системе последипломного медицинского образования.

Задачи исследования:

1. Изучить ретроспективный опыт использования возможностей информатизации для совершенствования обучения врачей в системе ПДМО.

2. Оценить информационные потребности медицинских работников.

3. Научно обосновать и практически реализовать концепцию контроля и обеспечения качества учебного материала в современных условиях информатизации отрасли.

4. Организовать и провести эксперимент по созданию информационной версии тестов с активацией в учебных целях первичного клинического материала.

5. Определить перспективы использования тестов нового поколения и предложить механизмы этого использования.

6. Создать Федеральный автоматизированный реестр экспертов научно-технической сферы (медицинское направление).

Научная новизна исследования состоит в том, что впервые:

— определены потребности кадров отрасли в использовании информационных технологий для развития профессионально ориентированных учебных материалов;

— обоснован теоретический базис (терминологическая основа, концепция и методологические принципы) использования новой технологии формирования учебной информации для врачей клинического профиля;

— оценены ожидания врачей-клиницистов по поводу внедрения информационных версий тестов по данным анкетного опроса;

— предложена и реализована технология «активации» клинического материала в ходе эксперимента по созданию тестов нового поколения;

— доказана работоспособность информационной версии тестовых заданий на экспериментальном примере (кардиология сердечная недостаточность), в том числе при дистанционном доступе;

— разработан Реестр экспертов «Научный потенциал» для поддержки информационно-образовательных технологий.

Практическая значимость работы заключена в разработке и внедрении нового подхода к формированию учебного материала в системе.

ПДМО и его доступа в дистанционном режиме.

Технология составления тестов нового поколения использована при разработке отраслевого стандарта «Технология разработки тестовых заданий для контроля знаний в системе последипломного медицинского образования».

Информация об экспертах, привлекаемых к созданию тестовых заданий и информационно-обучающих систем по медицинским специальностям, исгользована при формировании реестра Федеральных экспертов в научно-технической сфере.

Положения выносимые на защиту.

1. Обеспечение современного уровня и доступности учебного материала в системе непрерывного образования медицинских работников.

2. Создание информационных версий тестовых заданий клинической направленности как основа нового подхода к формированию учебного материала в системе ПДМО.

3. Использование информационно-телекоммуникационных возможностей для развития системы ПДМО.

Выводы.

1. В условиях реформирования системы непрерывного медицинского образования созданы все организационные предпосылки внедрения дистанционного медицинского последипломного образования с акцентом на современные информационные технологии.

2. Потребность в использовании информационных технологий в своей практической деятельности, согласно результатам анкетного опроса, велика у всех категорий работающих в отрасли вне зависимости от территориального расстояния ЛПУ и его организационно-правовой формы собственности. Наиболее «критичны» к полезности информационных технологий врачи клинических специальностей.

3. Теоретическая основа контроля и обеспечения качества учебного материала, разработанная нами, направлена на развитие образовательных технологий и включает в себя Концепцию, специально разработанные методологические принципы обучения в современной информационно-телекоммуникационной среде и поясняющий терминологический аппарат.

4. Характеристиками разработанного экспериментального теста по одной из медицинских специальностей — Кардиологии (на примере сердечной недостаточности) стали:

— ориентация на системообразующий признак — качество информации в «активированных» тестовых заданиях, которые удовлетворяют максимальным ожиданиям специалистов по всем признакам качества учебного материала, кроме его новизны, на что указывают данные анкетного опроса 61 врача-кардиолога г. Москвы;

— однозначность трактовки медицинского тестового задания, ориентированного на выполнение правил Отраслевого стандарта ведения больных с сердечной недостаточностью;

— способность отражать сущностную сторону, практические и познавательные свойства учебного материала, тестовых заданий для контроля уровня знаний врачей, достигнутые при составлении экспериментального теста («Медтест») по сердечной недостаточности: из 35 тестовых заданий 4 представлены ЭКГ, 3 — фонограммами (аускультация сердца и легких), 2 — эхокардиограммами, 2 — снимками инструментальных методов исследования, 1- рентгеновским снимком, 1 — цитологическим фото с электронного микроскопа, 1 — видеороликом коронарной ангиографии, 1 -анимацией и 1 — комбинированный вариант (текст + аудио + ЭКГ).

5. Испытание экспериментального «Медтеста» на работоспособность, проведенное при помощи характеристик «валидность», «надежность», «объективность» и «чувствительность», доказало его пригодность для контроля уровня знаний, измерения качества информационных объектов и отражения их специфики. При экспертизе выявлен ряд черт и свойств экспериментальных тестовых заданий:

— возможность характеризовать «первичный» материал;

— быть практически полезными по ряду направлений «активации» тестов и познавательными по всем направлениям.

6. Экспериментальный практический опыт подготовки электронного носителя «Медтеста» (CD-ROM) и сетевого доступа к тестовому материалу (Web-cepeep) указывает на то, что для пользователя качественно близки при восприятии и оценке информации оба варианта формирования и наполнения образовательной среды. Это весьма важно для перспектив внедрения в систему ПДМО дистанционного образования и новых информационных технологий.

7. Для поддержки информационных новаций особую роль играет активная позиция экспертов — ученых, практиков и преподавателей высшей медицинской школы, формирующих учебный материал. Для сбора информации о «научном потенциале» отрасли нами сформирован Федеральный автоматизированный реестр научно-технической сферы (раздел 76 — Медицина и здравоохранение), включающий данные о 190 специалистах.

8. Решение теоретических, научно-организационных и технических задач становления информационно-телекоммуникационного механизма обучения врачей в системе ПДМО требует для внедрения дистанционного медицинского образования нормативно-правового обоснования с акцентом на специфику медицинских наук и врачебных специальностей.

Практические рекомендации.

На основании результатов проведенного исследования предлагается ряд рекомендаций:

1. Провести анализ обучающих и тестовых контролирующих программ с акцентом на клиническое направление в целях «активации» учебного материала информационно-телекоммуникационными средствами.

2. При реформировании системы последипломного медицинского образования необходимо учитывать существенные резервы совершенствования содержательной основы учебных программ, во многом зависящей от средств отображения информации и ее упаковкине только «книги» во всех ее проявлениях, включая кейс-технологии, но и новых современных носителей информации с мультимедийными возможностями (CD-ROMbi) и сетевой реализацией.

3. При внедрении дистанционных форм последипломного обучения «доступность» образования не должна отражаться на качестве подготовки специалистов, для чего необходима тщательная проверка учебного материала по характеристикам «валидность, надежность, объективность, чувствительность».

4. В современной образовательной среде для унифицированных программ наилучшим является ориентация на эталонный статус познавательной информации — отраслевые стандарты по ведению различных групп пациентов, требования к персоналу, информационным технологиям и т. п.

5. Создание информационно-обучающих систем по оказанию медицинской помощи различными категориями медицинских работников для последипломной подготовки является в настоящее время наименее проработанным вопросом при внедрении дистанционного обучения, для решения которого следует выделять в приоритетах не только техническое оснащение телемедицинских проектов, но и содержание образовательных программ.

— • ! Л-«. .» Т" 1 1.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А.К. Электронная библиотека. Компьютерные технологии вмедицине. 1997. — № 2. — С. 92.
  2. В.М. Экономическое образование медицинских кадров. -М., 1999.- 125 с.
  3. И.М. Система управления кадрами в здравоохранении. Киев:1. Здоровье, 1986.-С. 168.
  4. Л.А., Солдаткин В. И. Дистанционное обучение: сущность, технология, организация. М.: МЭСИ, 1999. — С. 12.
  5. М.Ю., Клюжев В. М., Корнеев Н. В. и соавт. Техническое обеспечение телемедицинского центра // Тез. Докладов Фонда «Телемедицина». М. — 2000. — С. 9−10.
  6. О.Ю. Четырехлетний опыт телемедицинских консультаций и телеобучения врачей на основе видеоконференцсвязи // Тез. Докладов Фонда «Телемедицина». М. — 2000. — С. 51−52.
  7. Г. В. Телемедицина социально значима. Экономически выгодна? // Экономика здравоохранения. — 2000. — № 4/44.
  8. Бокерия J1.A., Бузиашвили Ю. И., Столяр B.JI. Опыт и перспективы использования медицинских видеоконференций в кардиохирургии // Анналы хирургии. 1998. — № 1. — С. 30−34.
  9. Бокерия J1.A., Ступаков И. И. и др. Современные информационные ресурсы в здравоохранении // Проблемы стандартизации в медицине. -2001.-№ 1.-С. 19−22.
  10. Н.П., Маслов С. П., Рамиль Альварес X. Микрокомпьютерная система обучения «Наставник». М.: Наука. — 1990. — 224 с.
  11. .С. Социально-гигиенические и организационные аспекты хирургической помощи населению Республики Бурятия на этапах внедрения медицины высоких технологий. Автореф. дисс.канд. мед. наук.-М., 2001.-23 с.
  12. Т. Приоритет человеческого фактора // Перспективы. Вопросы образования. 1988. — № 3. — С. 39−45.
  13. Ф.Е. Некоторые проблемы подготовки, расстановки и использования врачебных кадров в Армянской ССР: Автореф. дисс. канд. мед. наук. Ереван, 1971. — 22 с.
  14. Ф.Е., Алексеев В. А. Международное сотрудничество и развитие медицинского образования. В кн.: Последипломное медицинское образование на современном этапе. — М.: Издательский дом
  15. М-Вести". 2000. — С. 18−29.
  16. Т.О. Исследование и разработка тематических и инструментальных программных средств интерактивного компьютерного обучения (на примере средней школы): Дисс.канд. техн. наук. М., 1992.-245 с.
  17. Д.Д. Актуальные вопросы медицинского науковедения и автоматизации информационных процессов. М.: ВНИИМИ, 1984. — С. 3−6.
  18. Д.Д. Здравоохранение России. Кризис и пути его преодоления. М.: Медицина, 1999. — 200 с.
  19. Д.Д. О роли системного подхода и системного анализа в управлении здравоохранением. В кн.: Управление системамиздравоохранения. М., 1982. — С. 3−6.
  20. Н.А. Принципы работы с медицинскими кадрами. М.:1. Медгиз, 1955.-95 с.
  21. А.И. Стандартизация как основа создания государственной программы обеспечения качества медицинской помощи // Пробл. станд. в здравоохр. 2001. — № 2. — С. 3−10.
  22. А.И., Лядов К. В. Телемедицинские варианты решения некоторых проблем // Сб. Международной ассомблеи «Новые медицинские технологии». 1999. — С. 78−79.
  23. Р.С. О внедрении достижений медицинской науки в практику сельских медицинских учреждений. Здравоохранение Российской Федерации. — 1997.-№ 2. — С. 41−44.
  24. А.И., Тарасюк Л. Н., Цейкович К. Н. Основные тенденции развития высшего образования в развитых зарубежных странах. М.: НИИВШ, 1988.-64 с.
  25. В.К. Основы научного управления и информатизации в здравоохранении / Под ред. В. Ф. Мартыненко, Г. И. Чеченина: Учебное пособие. Ижевск, 1997. — 170 с.
  26. В.К. Основы научного управления и информатизации в здравоохранении / Под ред. В. Ф. Мартыненко, Г. И. Чеченина: Учебное пособие. Ижевск, 1997. — 170 с.
  27. С.А. Вычислительная техника в медицине. М., 1973. — 32 с.
  28. С.А. О совершенствовании информатизации охраны здоровья населения России. Информационные технологии в здравоохранении. -2000.-№ 1.-С.2−3.
  29. С.А. О совершенствовании информатизации охраны здоровья населения России. // Информационные технологии в здравоохранении.2000. -№ 1.-С. 2−3.
  30. В.Я. Медицинская информатика. Практикум. Спб.: Питер, 2001.-480 с.
  31. .С. Компьютеризация в сфере образования: проблемы и перспективы. М.: Педагогика, 1987. — С. 12−16.
  32. Э.Д. История развития медицинского образования: Пособие. -М.-ЦОЛИУВ, 1974.-40 с.
  33. А.И., Орлов О. И., Логинов В. А. Клиническая телемедицина // М.: 2001.-С. 111.
  34. А.И., Саркисян А. Э. Российский опыт телемедицины // Компьютерные технологии в медицине. 1996. — № 2. — С. 14−18.
  35. В.А. Современные технологии управления лечебно-профилактическим учреждением. Тольятти, 2000. — 247 с.
  36. И.М. Социально-гигиеническая характеристика врачебных кадров республики Башкортостан и потребность в последипломном их обучении: Дисс. канд. мед. наук. Уфа, 1995. -305 с.
  37. Е.В. Информатика в патологии, клинической медицине и педиатрии. Л.: Медицина. — 1990. — 158 с.
  38. Демография медицинского образования (Отчет). Евр. Per. Бюро ВОЗ. -Копенгаген, ВОЗ. — 1971. — 75 с.
  39. Доклад Министра здравоохранения Российской Федерации «О ходе реализации концепции развития здравоохранения и медицинской науки, задачах на 2001−2005 г. г. и на период до 2010 г. М., 20 марта 2001 года. -100 с.
  40. И.П. Инструментальные средства и гибкие компьютерные средства обучения / Компьютер в школе и педВУЗе / Под ред. И. М. Бобко. Новосибирск — Одесса, 1990.- С. 109−121.
  41. Жук А. П. Планирование распределения и расстановки медицинских кадров / Труды I Пленума Совета по Кадрам Минздрава СССР и Наркомздрава РСФСР. М., 1944.
  42. В.А. Демография врачебных кадров и потребность в последипломном обучении врачей различных специальностей. М.: ЦОЛИУВ, 1982.-С. 6−31.
  43. В.А. Некоторые показатели удовлетворенности врачей специальностью и квалификацией // Современные проблемы организации и эффективности последипломного обучения врачей / Под ред. Ю. Н. Касаткина. М.: ЦОЛИУВ, 1981. — С. 43−48.
  44. Л. От традиционного к дистанционному обучению // Новый коллегиум. 2000. — № 3. — С. 58−60.
  45. Здравоохранение России. XX век / Под ред. Ю. Л. Шевченко, В. И. Покровского, О. П. Щепина. М.: ГЭОТАР-МЕД, 2001. — 320 с. 57.3екий О. Е. Автоматизация здравоохранения. М., Изд-во ОАО „Типография „Новости““. — 2001. — 400 с.
  46. А.В., Китаев В. В. Лучевая диагностика и телемедицина: вместе в XXI век // Кремлевская медицина. 2000. — № 4. — С. 36−38.
  47. С.В. Организация и совершенствование управления стоматологической службой (на примере ОАО „Газпром“). Автореф. дисс. .канд. мед. наук. — М. — 2000. — 31 с.
  48. Информационное обеспечение управления муниципальным здравоохранением, оценки и анализа состояния общественного здоровья: проблемы, достижения, перспективы. Матер, региональной научно-практической конференции. Новокузнецк, Изд-во ИПК, 2001.- 159 с.
  49. В.А. Дистанционное обучение в медицине. Новые возможности. Информационные технологии в здравоохранении. — 2001. — № 6−7. — С. 30−31.
  50. В.И. Управление медицинской помощью с использованием интегрированных систем. Краснодар, Куб ГУ, 2001. — 376 с.
  51. Тольятти. -М., 2002. С. 143−150.
  52. Кардиология в таблицах и схемах. Под ред. М. Фрида и С. Грайнс. Серия „Зарубежные практические руководства по медицине“ № 2. М., Практика, 1996. — 736 с. (Пер. с англ.).
  53. О.В. Проблемы медицинского образования // Научный обзор.1. М., ВКИИМИ, 1975.- 100 с. i136
  54. Квалификационные тесты по кардиологии в двух частях. Под ред. Н. А. Мазура.-РМАПО.- 1999.-Ч. 1.-185 е., 4.2.-195 с.
  55. О.Б. 189 телемедицинских проектов по всему миру // Компьютерные технологии в медицине. 1997. — № 3. — С. 74−79.
  56. Г. М. Школы будущего. Компьютеры в процессе обучения: М. Г. Логунова / Под ред. Б. А. Кузьмина. М.: Радио и связь, 1987. — 175 с. (Пер. с англ.).
  57. Е.В., Резванцев М. В. Использование технологий дистанционного обучения при решении вопроса подготовки кадров в здравоохранении: Проблемы городского здравоохранения: Сб. науч. трудов под ред. Н. И. Вишнякова. Выпуск 5. С.-Пбрг, 2000. — С. 339−342.
  58. Е.В., Резванцев М. В. Использование технологий дистанционного обучения при решении вопросов подготовки кадров в здравоохранении. Сб. науч. трудов под ред. Н. И. Вишнякова. Выпуск 5. — Санкт-Петербург, 2000. — С. 339−342.
  59. .А. Информатизация здравоохранения России на пути к интегрированным системам. — Информационные технологии в здравоохранении. — 2000. — № 2. — С. 6.
  60. .А. Континуум переходных состояний организма и мониторинг динамики здоровья детей. М.: Детстомиздат, 2000. — 152 с.
  61. М.Д., Касаткин Ю. Н. Последипломное усовершенствование врачей в СССР // Сов. здравоохранение. 1977. — № 11. — С. 40−45.
  62. В.Ю. Опыт внедрения ИАС „История болезни“ в Детскую психиатрическую службу г. Москвы. Информационные технологии в здравоохранении. — 2001. — № 4−5. — С. 20−21.
  63. В.М. Некоторые проблемы подготовки врачебных кадров (по материалам ВОЗ и зарубежных стран). М. — 1977. — 42 с.
  64. В. Аттестация кадров: состояние и некоторые проблемы. // Вестник высшей школы. 1999. — № 12. — С. 34−35.
  65. Г. А. Блок модульная учебная программа. Методика и технология создания электронных версий. М., 1999. — 27 с.
  66. Ю.М. Информационная поддержка реформ здравоохранения в России // Информатизация в деятельности медицинских служб. М., 1992.-С. 38−50.
  67. И.М. Уровень медицинского обслуживания в регионах подтягивается до столичного. Хотя и. по проводам. Лечащий врач. -1998.-№ 3.-С. 61−63.
  68. С.В. Дополнительное профессиональное образование: проблемы и перспективы. „Проблемы информатизации высшей школы“. — Бюлл. 1−2 (11−12). Специальный выпуск. — 1998. — С. 96−104.
  69. Концепция информатизации здравоохранения России. Утв. Минздравом РФ от 29 июня 1992 г. -М., 1992. 32 с.
  70. Концепция развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации. Одобрена Постановлением Правительства РФ от 05 ноября 1997 г. № 1387 „О мерах по стабилизации и развитию здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации“.
  71. В.А. Прогнозирование успешности обучения в военно-медицинском ВУЗе и динамика формирования профессионально важных качеств военных врачей в различных видах вооруженных сил: Автореф. дисс. канд. мед. наук. СПб. — 1994. — 22 с.
  72. И.И., Лисицын Ю. П. Формирование врача /1 ММИ. М., 1975. -88 с.
  73. В.Г. Медицинская информатика: Учебное пособие. М., РМАПО. Изд-во ЕВА-пресс, 1999. 100 с.
  74. В.Г. Обзор современных отечественных исследований в области информатизации здравоохранения. Информационные технологии в здравоохранении, — 2001. — № 6−7. — С. 32−33.
  75. В.Г. Оценка качества исследований в управлении медицинской наукой. Дисс. д-ра мед. наук. М., 1993. — 291 с.
  76. А.А. Новая информационная технология и обучение информатике // Проектирование новых информационных технологий обучения / Под ред. В. М. Монахова. М.: НИИ ОСО АПН СССР, 1991. -С. 16−25.
  77. Э.И. Общеобразовательные и профессионально-прикладные аспекты изучения информатики и вычислительной техники в педагогическом институте. Диссертация д-ра пед. наук. — М., 1990. -277 с.
  78. О.Ю., Шестак Н. В. Справочное пособие по конструированию и экспертизе теста и тестовых заданий. Спб., СпбМАПО, 1998. — 22 с.
  79. О.Ю., Шестак Н. В. Справочное пособие по конструированию и экспертизе теста и тестовых заданий. СПбМАПО, 1996. — 22 с.
  80. М.М. Врачебные кадры в условия реформирования здравоохранения России (социально-гигиеническое исследование) -Автореф. дисс. докт. мед. наук. М., 1996. — 47 с.
  81. В.М. Формирование телемедицинской системы приволжского Федерального округа: обоснование целесообразности. Здравоохранение Приволжского Федерального округа. Нижегородский медицинский журнал.-2001.-Спец. Выпуск. -№ 1.-С. 131−137.
  82. А.С. Педагогические программные средства для практической работы школьников по курсу основ информатики и вычислительной техники: Дисс. канд. пед. наук. -М., 1988. 144 с.
  83. Ли Т. Х. Взаимодействие между системными аналитиками и лицами, принимающими решения // Системные исследования. Методологические проблемы: Ежегодник 1987. М.: Наука, 1988. — С. 62−75.
  84. Т.Н. Социально-гигиенические проблемы подготовки, расстановки и использования врачебных кадров сельских медицинских учреждений. Дисс. канд. мед. наук. — Л. — 1984. — 253 с.
  85. Ю.П. (ред.). Основы научной медицинской информации в СССР. М.: Медицина. — 1979. — 256 с.
  86. Ю.П. Концепция „человеческого капитала“: медико-экономический аспект // Экономика здравоохранения, 1998, № 2. — С. 59.
  87. Р.П., Кудрявая Н. В. (ред.). Психологические основы деятельности врача. / Избранные лекции и статьи. М.: ВУНМЦ МЗ РФ, 1999.-204 с.
  88. Э.В., Белов И. Н. Желудочно-кишечные кровотечения. Телемост ММСИ Йельский университет (США). Лекция. Проблемы неотложной хирургии. — М. — 1998. — № 6. — С. 41−44.
  89. Макад Бенджамин М., Рей Б. Микро ЭВМ в образовании: опыт Кении // Перспективы. Вопросы образования. 1988. — № 4. — С. 51−61.
  90. Т.М. Современное состояние, тенденции и перспективы оценки здоровья населения. М., Изд-во ПЕР СЭ. — 2002. — 192 с.
  91. О.А. Социально-гигиеническое исследование врачебных кадров (на примере Тульской области). Автореф. дисс. канд. мед. наук. — М., 1993.-20 с.
  92. Мартыненко В. Ф, Стандартизация в области информационных технологий в медицине. Информационные технологии в здравоохранении. — 2000. — № 1. — С. 20−21.
  93. В.Ф. Становление и развитие методологических основ медицинской информатики / Актовая речь. М., 1999. — 40 с.
  94. .И. Здоровье на популяционном уровне: статистические методы исследования (руководство для врачей). Изд-во „Сфинкс“. -1997.-432 с.
  95. Материалы Рабочей группы по вопросу о непрерывном образовании кадров здравоохранения. Дублин: ВОЗ, ЕРБ, 1976. 16 с. s
  96. Материалы руководящего комитета по долгосрочной программе в области развития кадров здравоохранения Европейского регионального бюро ВОЗ. Копенгаген: ВОЗ, ЕРБ, 1976. 43 с.
  97. Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. М., Педагогика, 1988. — 291 с.
  98. О.С., Кербиков О. Б. Телемедицина: технология будущего или возможность повысить уровень медицинского обслуживания уже сегодня? Компьютерные технологии в медицине. — 1997. — № 2. — С. 8892.
  99. О.С., Корухов С. В., Прохоров А. В. Медицинская информатика в ВУЗе дань моде или объективная необходимость? -Информационные технологии в здравоохранении. — 2001. — № 6−7. — С. 45.
  100. Методические указания по определению потребности здравоохранения во врачах и планированию их подготовки в ВУЗах. -М., 1983.-30 с.
  101. С.П. Медицинская информатика в начале нового тысячелетия // Кремлевская медицина. 2000. — № 4. — С. 7−8.
  102. О.Б. Дидактическая модель взаимодействия в психологии профессионального образования взрослых // Современное образование (материалы научно-практической конференции). Томск, 2000. Т. 1. — С. 149−152.
  103. В.М. Что такое новая информационная технология обучения // Математика в школе. 1990. — № 2. — С. 47−52.
  104. Г. И., Полубенцева Е. И. Управление качеством медицинской помощи. М.: Медицина, 2000. — 368 с.
  105. В.Б., Савельев Д. А. Правовые аспекты телемедицины. С.-Пбрг, РАН, Изд-во „Анатомия“. — 2002. — 106 с.
  106. Неотложная медицинская помощь и компьютерные технологии. Авт.: С. С. Вялов с соавт. / Под ред. Т. А. Васиной. М.: РИО Упрполиграфиздата Моск. обл. — 2000. — 104 с.
  107. Непрерывное усовершенствование врачей. Экспресс-информация. Выпуск 10.-М.: ВНИИМИ, 1978.-С. 18−20.
  108. Нобуя Хасимото. К вопросу о последипломном образовании врачей. „Вестник Японо-Российского Медицинского Фонда“. Токио, 1998. — 8 с.
  109. Новиков J1.A., Фургал С. М., Белеветин Л. Б., Корсун К. Ю. Телемедицина в Российской военно-медицинской академии Санкт-Петербурга // Компьютерные технологии в медицине. 1997. — № 3. — С. 73.
  110. В.Н. Математическое моделирование и теория управления // Электронный медицинский журнал. 2000. — № 1. -http://lgkb.kazan.ru/00 1 1/
  111. О проекте Федерального закона о дополнительном образовании. (Изложение основных докладов на выездных парламентских слушаниях). Омск, 17−18 сентября 1999 г. // Вестник высшей школы. 1999. — № 9. -С. 3−12.
  112. О проекте Федерального закона о дополнительном образовании. (Изложение основных докладов на выездных парламентских слушаниях). Омск, 17−18 сентября 1999 г. // Вестник высшей школы. 1999. — № 9. -С. 3−12.
  113. В.К. Развитие высшего медицинского образования в СССР и роль в нем ГМГУ (1918−1930): Дисс. канд. мед. наук. М., 1955. — 343 с.
  114. В.П., Демидова А. А. Практикум по медицинской информатике / Серия „Учебники, учебные пособия“. Ростов-на-Дону: „Феникс“, 2001.-304с.
  115. Основные показатели здоровья и здравоохранения Российской Федерации. Москва, 2002. — С. 18.
  116. Основы стандартизации в здравоохранении: Учебное пособие / Авт.: М. В. Авксентьева и др. Под ред. А. И. Вялкова и П. А. Воробьева. М.: Изд-во Ньюдиамед. — 2002. — 216 с.
  117. В.В., Мовшович Б. Л. Клинико-диагностические и лечебные стандарты в общей врачебной практике. Внутренние болезни. Самара. -1996.- 135 с.
  118. Ю.В. Современные медицинские технологии, их роль и возможности внедрения // Проблемы соц. гиг. и истории медицины. М. -1999.-№ 2.-С. 31−32.
  119. М.А., Денисов И. Н., Мелешко В. П. Врач XXI века. Высшее медицинское образование вчера, сегодня, завтра. М., Sovero press, 1998. -14 с.
  120. М.А., Денисов И. Н., Мелешко В. П. Высшее образование и высшая медицинская школа. Москва, ООО Издательский дом „Русский врач“.-2001.-280 с.
  121. .В. Опыт и перспективы высшего медицинского образования и усовершенствования врачей в СССР // Сов. здравоохранение. 1967. — № 6. — С. 3−14.
  122. Подготовка специалистов в области здравоохранения // Статистика ВОЗ. 1971. — Т. 25. — № 2. — С. 58−63.
  123. В.А. Информационные технологии в системе дополнительного образования. http://ito.bitpro.ru/2000/plenar/plenar 26. html
  124. Г. А. Врачебные кадры и планирование их подготовки. М.: Медгиз, 1963.-226 с.
  125. Г. А. Методология определения нормативов потребности во врачах-специалистах: Автореф. дисс. докт. мед. наук. М., 1967. — 38 с.
  126. Постановление Правительства РФ от 26 июня 1995 г. № 610 „Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов“.
  127. Постановление Правительства РФ от 28 августа 2001 г. № 630 „О Федеральной целевой программе Развитие единой образовательной информационной среды (2001−2005 г. г.)“.
  128. Практическое пособие для медицинских работников по пользованию IBM PC: Авт.: В. К. Гасников, E.JI. Стерхова, Н. С. Наговицина и др. Под общ. Ред. В. Н. Савельева и В. Ф. Мартыненко. Ижевск. — Изд-во „Вектор“, 1996. — 145 с.
  129. Приказ МЗ РФ от 09 августа 2001 г. № 314 „О порядке получения квалификационной категории“.
  130. Приказ МЗ РФ от 14 июля 1999 г. № 279 „Об основных направлениях развития информатизации охраны здоровья населения России на 19 992 002 г. г.“.
  131. Приказ Минздрава РФ от 05 марта 2002 г. № 73 „О создании единой системы информатизации в здравоохранении“.
  132. Приказ Минздрава РФ от 19 января 1999 г. № 18 „О введении в действие Перечня соответствия специальностей среднего медицинского и фармацевтического персонала должностям специалистов“.
  133. Приказ Минздрава РФ от 23 апреля 1996 № 158 „Основные направления информатизации здравоохранения РФ в 1996—1998 гг. г.“.
  134. Приказ Минздрава РФ от 27 августа 1999 г. № 337 „О номенклатуре специальностей в учреждениях здравоохранения Российской Федерации“.
  135. Приказ Минздрава РФ от 27 мая 2002 г. № 164 „Об утверждении Отраслевого стандарта Протокол ведения больных. Сердечная недостаточность“. В 3-х частях. 458 с.
  136. Приказ Минздрава РФ от 30 декабря 1993 № 308 „Основные направления информатизации здравоохранения РФ в 1993—1995 гг. г.“.
  137. Приказ Министерства образования РФ от 18 июня 1997 г. № 1221 „Требования к содержанию дополнительных профессиональных программ“.
  138. Приказ Министерства образования РФ от 20 июля 2001 г. № 2762 „О продлении эксперимента в области дистанционного образования“.
  139. Приказ Министерства образования РФ от 27 июня 2000 г. № 1924 „Об эксперименте в области дистанционного образования“.
  140. М.Е. Роль Минздрава России на современном этапе развития медицины. Тезисы докладов Материалов симпозиума „Телемедицинские технологии“ Выставки „Медицина — достижения и перспективы“ 19−20 марта 2002 г. — С. 38−39.
  141. С.В. Обзор программных продуктов для медицинского образования. Информационные технологии в здравоохранении. — 2001. -№ 6−7.-С. 11−13.
  142. .А., Кузьмина Н. Б., Шиленко Ю. В. Российское здравоохранение: вхождение в рынок. Москва. — Инфра-М., 2000. — 310 с.
  143. И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования. -М.: „Школа Пресс“, 1994. — 205 с.
  144. И.И. Планирование здравоохранения во врачебных кадрах.-М., 1961.-203 с.
  145. А.Н., Торопцов B.C., Григорович Д. Б. Технология дистанционного обучения в системе заочного экономического образования. -М.: ЮНИТИ ДАНА, 2000. — 303 с.
  146. Ф.С. Организационные вопросы подготовки, распределения, специализации и усовершенствования врачебных кадров: Автореф. дисс. канд. мед. наук. Харьков, 1962. — 20 с.-т""-т* -TV*»,'тгщ,^^^^жю-яз^тгу'1. Х- ^ •>«146
  147. М.Г. Очерк развития системы повышения квалификации врачебных кадров в СССР. Кишенев, 1967. — 155 с.
  148. Ю.Д. Профессия врача. Юридические основы. Киев: Высшая школа. — 1988. — 37 с.
  149. Сертификат специалиста. Руководство для врачей с тестами по фундаментальным и медико-социальным дисциплинам / Под ред. М. А. Пальцева, И. Н. Денисова, Н. Н. Володина. М.: Изд-во Политехника, 1997.- 384 с.
  150. П.И. Форпост развития телемедицины на севере России // «Компьютерные технологии в медицине». 1996. — № 2. — С. 32−33.
  151. А.А. К вопросу оценки эффективности использования компьютерных технологий в учебном процессе. http://enit.ulsu.rU/d/040/ - 17 мая 2000.
  152. Н.В. Программно-методические средства в учебном процессе общеобразовательной школы. М.: ИИО РАО, 1998. — 178 с.
  153. В.И. Научное обоснование развития здравоохранения России в условиях социально-экономических реформ. Дисс. докт. мед. наук в форме научного доклада. — М., 1997. — 60 с.
  154. В.И. Этапы информатизации здравоохранения. -Информационные технологии в здравоохранении. 2000. — № 1 (сентябрь). — С. 16−17.
  155. Статистические материалы «Здоровье населения России и деятельность учреждений здравоохранения в 2000 году». М., 2001. — С.
  156. Статистические материалы «Здоровье населения России и деятельность учреждений здравоохранения в 2001 году». М., 2002. — С. 95.
  157. B.JI. Телемедицина в России: миф или реальность. -Информационные технологии в здравоохранении. 2001. — № 4−5. — С. 45.
  158. Столяр В Л. Телемедицинская сеть России: состояние и перспективы // Medical market. 1999. — № 33. — С. 4−7.
  159. Телемедицина: проект XXI века. Больница. — 1999. — № 4. — С. 2.
  160. В., Рубин Ю., Шевченко К. Качество обучения в виртуальной среде. Высшее образование в России. — 1999. — № 6. — С. 21−25.
  161. В.П., Солдаткин В. И., Лобачев С. Л. Виртуальная образовательная среда: предпосылки, принципы, организация. Международная Академия Открытого образования. М.: МЭСИ, 1999. -С. 7.
  162. А.И. Некоторые итоги специализации и усовершенствования врачей и провизоров // Сов. здравоохранение. -1977.-№ 9.-С. 56−59.
  163. Н.Д. Вопросы компьютеризации учебного процесса. М.: Просвещение, 1987. — 182 с.
  164. Указ Президента РФ от 17 декабря 1997 г. № 1300 «Концепция национальной безопасности РФ».
  165. Указание Минздрава РФ от 11 января 1999 № 10-У «О создании консультативного совета по телемедицине в педиатрии и детской хирургии».
  166. И.Е. Научное обоснование технологии создания отраслевого стандарта протокола ведения больных лейомиомой матки. — Автореф. дисс.канд. мед. наук. -М., 2002. — 15 с.
  167. Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ.
  168. Федеральный закон «Об образовании» (в редакции от 13 января 1996 г. № 12-ФЗ и от 16 ноября 1997 г. № 144-ФЗ).
  169. Р., Флетчер С., Вагнер Э. Клиническая эпидемиология. Основы доказательной медицины. М.: Медиа Сфера, 1998. — 352 с. (Пер. с англ.).
  170. Д. Интеграция вычислительной техники в школы // Перспективы. Вопросы образования. 1988. — № 3. — С. 46−59.
  171. И. Формы и методы подготовки врачей в СССР. Автореф. дисс. канд. мед. наук. Л., 1961. — 18 с.
  172. Хай Г. А. (ред.). Информатика и системы управления в здравоохранении и медицине. Учебное пособие под ред. Г. А. Хая. С.-Пбрг, «СПбМАПО». — 1998. — 125 с.
  173. Хай Г. А. Теоретические проблемы информатизации здравоохранения и медицины // Матер. VI С.-Петербургской межд. конф. «Региональная информатика 99», Спб, 1998.- 109 с.
  174. Г. Е., Макагонова JI.H. Изучение основ компьютерной грамотности при повышении квалификации среднего и младшего персонала ЛПУ веление времени. — http://msk.ru/Library/ conf/biomedpribor/1998/section9o.htm.
  175. Ю.Б. Организационно-экономические аспекты подготовки медицинских кадров в условиях реформирования здравоохранения. Дисс.канд. мед. наук. — М., 1999. — 135 с.
  176. Т.А. Планирование кадров здравоохранения: Автореф. дисс. канд. экон. наук. М., 1969. — 19 с.
  177. Г. И. Системный подход и системный анализ в здравоохранении и медицине в условиях их реформирования. Учебное пособие. — Новокузнецк, 2002. — 148 с.
  178. С .Я., Исаков Ю. Ф., Чекнев Б. М. Здравоохранение и подготовка врачебных кадров в СССР. М.: Медицина, 1980. — 270 с.
  179. С.Я., Исаков Ю. Ф., Чекнев Б. М. Здравоохранение и подготовка врачебных кадров в СССР. М.: Медицина, 1980. — 270 с.
  180. М.В., Шарапов В. Ф. Ожидаемые и реальные результаты внедрения современных диагностических технологий в практику здравоохранения // Матер, конф. Мед Соц ЭкономИнформ. М., 1998. -С. 79.
  181. Е.Н. Системный анализ в здравоохранении. Москва. -ЦОЛИУВ. — 70 с.
  182. Е.Н., Остапюк С. Ф. Целевые комплексные программы в здравоохранении. М. — Медицина, 1998. — 224 с.
  183. А.Г. Адаптивное тестирование знаний в системе «Телетестинг». IX международная конференция выставка «Информационные технологии в образовании». Сб. трудов участников конференции. Часть II. — М., МИФИ, 1999. — С. 405−407.
  184. Р. Телемедицина в баварской системе здравоохранения на примере сахарного диабета. Медицинская картотека. — 1998. — № 9. -С. 6−7.
  185. Яковлев, Столбов А. П., Бурмистова М. И., Колганов С. Ю. Автоматизированные информационные системы в условиях многопрофильного стационара. М., 2000. — 175 с.
  186. VIII Совещание министров социалистических стран. Подготовка и усовершенствование врачебных кадров. М.: Медицина, 1967. — 199 с.
  187. Н. Обеспечение качества медицинского обслуживания: Концепции и методология. Копенгаген, 1985. — 179 с. (пер. с англ.).
  188. Adams О. Changing aspects of human resources for health. Searching for value for money // Avalanche. 1995. — Vol. 3.- № 3. P. 216−219.
  189. Angaren D.M. Telemedicine and telepharmacy: current status and future implications // Am. J. Hlth Syst. Pharm. 1999. — V. 56. — № 14. — P. 14 051 426.
  190. Bergmo T.S. An economic analysis teleradiology versus a visiting radiologist service // Gournal of Telemedicine and Telecare. 1996. — № 2. -P. 136−142.
  191. Burd S., Foster A.L. Bill on electronic signatures would help colleges with online transactions // The chronicle of higher education. 2000. — June 30. V. XL VI. № 43. P. A. 31.
  192. Cervelli L. The missing link: structured dialogue between the payer and provider communities on the costs and benefits of medical rehabilitation // Arch. Phys. Med. Rehabil. 1997. — V. 78. — № 8. — P. 36−38.
  193. Crowley A.E. Graduate Medical Education in the United States. // Y. Am. Med. Ass. 1975. — V. 233. — P. 6.
  194. Ellis S.G., Omoigui N. Bittl J.A. Analysis and comparison of operator -specific outcomes in interventional cardiology. From a multicenter database of 4860 quality controlled procedures // Circulation. — 1996. — V. 93. — № 3. -P. 431−439.
  195. Emery S. A study of the diffusion of telemedicine and hospital information systems in the Southeastern United States abstract. // Annu. Meet. Int. Soc.
  196. Technol. Assess. Health Care. 1996. — P. 12−18.
  197. Feigenbaum A.V. Total Quality Control // Mc Graw Hill Book Company. — New York, 1961. — P. 320 (Mc Graw- Hill Book Company).
  198. Fuchs M. Provide attitudes towards STARPAHC: A telemedicine project on the Parago reservation // Med. Care. 1979. — № 17. — P. 59−66.
  199. Garr S. Faculty members are wary of distance education ventures // Thechronicle of higher education. 2000. — June 9. P. A. 41−42.
  200. Goedert J. Claims on the Internet. A progress report on EDI developments
  201. Health. Data. Manag. 1998. — № 6 (1). — P. 54−59.
  202. Kenna Y. Store and Forward in Rural Region. Center for Tele Nealth, Texas Children’s hospitals. Tesis conference. — M., 2000. — P. 76.
  203. Klutke P.Y., Gostomzyk Y.G., Mattidi P. et al. Practical evaluation of standart based low — cost video conferencing in telemedicine and epidemiological applications // Med. Inform. Internet. — 1999. — V. 24. — № 2. -P. 135−145.
  204. Malone T.W. Foward a Therory of Intrinsically Motivation Instraction //
  205. Cognitive Sience. 1981. — Vol. 4 — P. 333−369.
  206. Medical education it’s future directions // Y. La State Med. Soc. — 1983.-Vol. 135.-№ 7.-P. 9−10.
  207. Noutcheus B.A., Clemmer T.P., Holloway H.C.: Telemedicine and1. ternational Desaster Response // Desaster Medicine. 1998. — № 1. — P. 5766.
  208. Page G., Sylvestry J., Roberge F.A. et al. Narrowband teleradiology. Y. Can. Assoc. / Radiol. — 1982. — № 33. — P. 221−226.
  209. Pretschner D., Bergman J., Terstappen A. Virtualising Telemedical Applications (Tyroid Disease, Diabetes): a Metamodel Approach // Tesis conference. M., 2000. — P. 82−83.
  210. Takada H., Minato K., Takasi Y. High quality image oriental telemedicine with multimedia technology // Int. Y. Med. Inf. 1999. — V. 55. — № 1. — P. 23−25.
  211. Wolf B.P. Toward a Computational Model of Tutoring // Educational Technology Research and Development. 1992. — Vol. 40. — № 4. — PP. 207 215.
  212. Yohnson M., De Forest R.E. Continuing Medical Education // Y. Am. Med. Ass.- 1980.-V. 244.-P. 25.
Заполнить форму текущей работой