Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Реформационные движения в восточно-славянских землях Речи Посполитой во второй половине XVI — первой половине XVII вв

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Некоторые советские исследователи допускают, что в пределах Русского государства существовали тайные общины вольнодумцев (см. Клибанов А. И. Реформационные движения в России, с. 270 271- его же. Народная социальная утопия в России. Период феодализма. М., 1977, с. 69 слл.- Корецкий В. И. Указ. соч., е. III), но прямых доказательств этому мы не имеем. Правда, И. Утенхоу в своем письме Буллингеру… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕЩЕНЙЕ
  • I. Постановка проблемы и определение задач исследования
  • 2. Историография проблемы
  • 3. Обзор источников
  • Глава I. РЕФОРМАЦИОННЫЕ ДВИЖЕНИЯ В ВОСТОЧНОСЛАВЯНСКИХ ЗЕМЛЯХ РЕЧИ ПОСПОЛИТОЙ В 50-е — 60-е ГОДЫ
    • I. Предпосылки, генезис и складывание рефор-мационных движений в восточнославянских землях Речи Посполитой в 50-е годы ХУ1 в
    • 2. Реформационные движения в восточнославянских землях Речи Посполитой в 60-е гг. ХУ1 в
  • Глава II. РЕФОРМАЦИОННЫЕ ДВИЖЕНИЯ В ВОСТОЧНОСЛАВЯНСКИХ ЗЕМЛЯХ РЕЧИ ПОСПОЛИТОЙ В 70-е ТОМ Ш — СЕРЕДИНЕ ХУЛ вв
    • I. Реформационные движения в 70-е — начале
  • 90-х годов ХУ1 в
    • 2. Судьбы реформационных движений в конце
  • ХУ1 — первой половине ХУЛ века
  • Глава III. ИДЕОЛОГИЯ РЕФОНЩИОННЫХ ДШЕНИЙ В ВОСТОЧНОСЛАВЯНСКИХ ЗЕМЛЯХ РЕЧИ ПОСПОЛИТОЙ
    • I. Религиозная программа восточнославянских реформаторов
    • 2. Рационалистические и гуманистические идеи в восточнославянских реформационных движениях второй половины ХУ1 — первой половины ХУЛ вв
    • 3. Социальный идеал восточнославянских ре
  • Формационных движений второй половины
  • ХУТ — первой половины ХУЛ вв

Реформационные движения в восточно-славянских землях Речи Посполитой во второй половине XVI — первой половине XVII вв (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

§ I. Постановка проблемы и определение задач исследования.

Реформация была широким, слоеным и разнородным по составу участников социально-политическим и идеологическим движением, охватившим в ХУ1 веке большинство стран Западной, Центральной и, отчасти, Восточной Европы. Самые общие, глубинные причины, вызвавшие Реформацию в Западной Европе, были связаны с разложением феодального способа производства и зарождением в недрах феодализма новых, капиталистических по природе отношений, с обострением в этих условиях социальных, классовых противоречий. В силу религиозного характера средневековой идеологии Реформация была направлена еще не непосредственно против феодального государства и политической надстройки феодального общества, а против ее главного религиозного института — церкви, выступавшей «. в качестве наиболее общего синтеза и наиболее общей санкции существующего феодального строя». Религиозная форгла этого движения была вызвана к жизни и тем, что «для того, чтобы возможно было нападать на существующие общественные отношения, нужно было сорвать с них ореол святости» */.

Основы современной марксистской историографии рефорлации заложены трудами К. Маркса и Ф. Энгельса, составляющими методологическую основу данной работы. Классики марксизма-ленинизма всемерно подчеркивали социальное значение реформатт, ионного движения и его глубокое влияние на развитие духовной культуры Европы в Новое время. Их оценка рефорлации так даовной революции, которая «началась в мозгу монаха» 2/, служит отправной точкой современной марксистской концепции реформации. В «Тезисах о М. Лютере», подготовленных историками Ш> к юбилею реформатора, говорится, что.

М. Лютер создал теологические основы дня формирования такой ре-формационной идеологии, которая в тогдашних общественных условиях сыграла революционную роль. Реформация являлась не только реформой церкви, но и более или менее далеко идущим преобразованием общества" ^/. Реформация, Возрождение, гуманизм — были явлениями одного ряда, знаками, ознаменовавшими коренную ломку европейской культуры и революционный перелом в развитии общественной мысли.

Конкретно-историческим выражением идеологического переворота, совершенного реформацией, было, во-первых, становление нового типа религиозности, который блестяще и глубоко охарактеризован К. Марксом в его известном высказывании о М. Лютере: «Лютер победил рабство по набожности только тем, что поставил на его место рабство по убеждению. Он разбил веру в авторитет, восстановив авторитет веры. Он превратил попов в мирян, превратив мирян в попов. Он освободил человека от внешней религиозности, сделав религиозность внутренним миром человека. Он эманципировал плоть от оков, наложив оковы на сердце человека» ^/. Вторым важнейшим следствием реформации было формирование таких течений общественной мысли, которые тяготели к выходу за пределы религиозной формы общественного сознания, вели в исторической перспективе к секуляризации духовной культуры. К. Маркс писал об этом: «Философия сначала вырабатывается в пределах религиозной формы сознания и этим, с одной стороны, уничтожает религию как таковую, а, с другой стороны, по своему положительному содержанию сама движется еще только в этой идеализированной, переведенной на язык мыслей религиозной сфере» 5/.

Пристальное внимание марксистской историографии к реформации определяется громадным значением реформационной эпохи в истории европейского общества и культуры. Этим обусловлена и научно-идеологическая актуальность данной проблематики.

Реформация была явлением всеевропейским. Ф. Энгельс не только оценивал ее как революцию, но и отмечал, что эта революция «была более европейской, чем английская, и распространилась по Европе гораздо быстрее, чем французская» 6/. Одним из театров ре-формационного движения стала Восточная Европа, в частности, Речь Посполитая. Здесь реформационная идеология стала находить приверженцев уже вскоре после выступления Лютера в 1517 г. — первоначально среди немецкоязычного бюргерства, позднее и в более широких слоях населения. К середине ХУ1 в. реформационное движение в Речи Посполитой достигло значительного размаха. Оно совпало по времени с подъемом т.н. «экзекуционистского» движения шляхты, которая стала основной социальной опорой Реформации в Польше и достигло своего апогея во второй половине 50-х — начале 60-х годов ХУ1 в., когда было приостановлено действие церковной юридикции, отменена выплата аннат и десятин, реформационные общины получили гарантии легального существования. Временем наибольших успехов реформации в Речи Посполитой была третья четверть ХУ1 в. Уже в конце столетия набравшая силы католическая контрреформация развернула активное контрнаступление и к середине ХУЛ в. фактически.

7/ восстановила монополию католицизма в стране '.

Существеннейшей особенностью религиозно-общественной ситуации в Речи Посполитой было существование рядом с католической церковью многомиллионной массы последователей православия, составлявших подавляющее большинство населения украинско-белорусских земель Речи Посполитой®-/. В какой степени православное население Речи Посполитой было втянуто в реформационное движение и в чем состояли его локальные особенности — вот тот основной вопрос, на который мы должны ответить и которому посвящена настоящая работа. Предмет нашего исследования — религиозно оформленная идейная оппозиция православию и православной церкви в восточнославянских землях Речи Посполитой во второй половине ХУ1 — первой половине ХУЛ вв. Сразу отметим, что носителями этой оппозиции наряду с местными вольнодумцами выступали участники польско-литовского ре-формационного движения, выросшего в недрах католицизма и против него в первую очередь направленного. Встает закономерный вопрос: как разграничить реформационную оппозицию, выросшую внутри православия и собственно польский протестантизм? В сущности, строгое различение здесь невозможно уже хотя бы потому, что конфессиональный барьер, отделявший католиков от православных, не являлся преградой ни дал польско-литовских, ни для восточнославянских реформаторов. Основным критерием дифференциации восточнославянских и польско-литовских, то есть антиправославных и антикатолических, реформационных движений является поэтому язык памятников, зафиксировавших антиклерикальные идейные выступления. Потому, говоря о восточнославянских реформационных движениях и используя для реконструкции их истории полемические произведения, написанные на церковнославянском и тогдашнем украинско-белорусском языке, мы исходим из того, что зафиксированное в данном восточнославянском памятнике явление общественного сознания было принадлежностью восточнославянского идейного обихода и относилось к истории восточнославянской же общественной мысли вне зависимости от того каков его генезис. Естественно, что такая проблема возникает при обращении лишь к анонимным произведениям религиозной полемики.

Исследование истории антиправославной религиозной оппозиции в восточнославянских землях Речи Посполитая во второй половине ХУ1 — первой половине ХУП вв. требует:

— продемонстрировать существование реформационных движений в восточнославянских землях Речи Посполитой в указанный период;

— установить, под воздействием каких факторов шло складывание реформационной оппозиции;

— определить основные этапы развития реформационных движений;

— проследить связи реформационных движений в восточнославянских землях Речи Посполитой с еретическими движениями в пределах Русского государства;

— показать, в чем: состояла специфика реформационных движений в восточнославянских землях Речи Посполитой;

— уяснить, какое место занимали реформационные движения в социально-политических и культурно-идеологических процессах второй половины ХУ1 — первой половины ХУЛ вв. и каково было их влияние на развитие восточнославянской общественной мысли.

Хронологические рамки исследования обусловлены, с одной стороны, временем возникновения реформационных движения в восточнославянских землях Речи Посполитой (середина ХУ1 в.), с другой национально-освободительной войной 1648−1654 гг., положившей начало новому этапу белорусско-украинской истории.

Ограничение предмета нашего исследования преимущественно идеологическими аспектами истории реформационного движения вызвано узостью существующего фонда источников, представленных в основном полемическими произведениями. Это, в свою очередь, объясняется тем, что реформационные движения в восточнославянских землях Речи Посполитой не приняли, как мы увидим, строгих и замкнутых организационных форм, но выражались прежде всего в реформационной проповеди, в идейном протесте против господствующего провославно-го вероучения и, соответственно, представляют наибольший интерес в плане истории общественной мысли восточнославянских народов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

1. Энгельс Ф.

Введение

к английскому изданию «Развития социализма от утопии к науке» — Маркс К., Энгельс ф. Соч., г. 22, с. 306.

2. Энгельс Ф. Крестьянская война в Германии. — Маркс К., Энгельс Ф. Соч., г. 7, с. 360.

3. Там же, с. 361.

4. Энгельс Ф. Крестьянская война в Германии. — Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 7, с. 361.

5. Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии. — Маркс К., Энгельс Ф. Соч., г. 21, с. 314.

6. Энгельс Ф. Крестьянская война в Германии. — Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 7, с. 362.

7. Подокшин С. А. Реформация и общественная мысль Белоруссии и Литвы. Вторая половина лУ1 — начало ХУП вв. Минск, 1970, с. 4244, 205.

8. См.: Клибанов А. И. Реформационные движения в России в Х1У — первой половине ХУТ вв. М., I960, с. 267 слл.- Зимин А. А. И. С. Пересветов и его современники. М., 1958, с. 182 слл.- Корецкий В. И. К вопросу о социальной сущности «нового учения» Феодосия Косого. — Вестник МГУ. Историко-филологическая серия, 1956, № 2, с. 105−124.

9. В последнее время А. А. Зимин и А. Л. Хорошкевич обратили внимание на факт активного участия дворянства в реформационном движении середины ХУТ в. (Зимин А.А., Хорошкевич А. Л. Россия времени Ивана Грозного. М., 1982, с. 73).

10. См., напр.: РИБ, т. 1У, стб. 1269, 1443- АЗР, т. 4, с. 205- РИБ, т. УП, стб. II6-II7- Акты ЮЗР, т. 2, с. 218.

11. См., например, Послание многословное. — Ч0ИДР, 1880, кн. 2, с. 276−279.

12. Энгельс Ф. Крестьянская война в Германии. — Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 7, с. 352.

13. См.: Абецедарский Л. С. Белоруссия и Россия. Очерки русско-белорусских связей второй половины лУТ-лУП вв. Минск, 1978, с. 48−94- Копысский З. Ю. Социально-политическое развитие городов Белоруссии в ХУ1 — первой половине ХУЛ вв. Минск, 1975, с. 180 182- Копысский Б. З. Крестьяне Белоруссии в конце ХУ1 — первой половине Ш[ в. Автореферат диссертации. канд. ист. наук.

МИНСК, 1981. Horn М. Walka klasowa i konflikty spo/eczne w raias-tach Rusi Czerwonej w latach 1600−1647 na tie stosunkow gospo-darczych. Wroclaw etc., 1972.

14. Urban W. Ch^opi wobec Reforraac-ji w Ma^ej Polsce w drugiej poZowie XVI w. Krakow, 1959.

15. См.: Аверинцев С. С. Православие. — Философская энциклопедия, г. 4. М., 1967, с. 332−335- Keller J. PrawosZawie. W., 1982, Myendorff J. La signification de la Reforme dans l*his-toire du Christianisme. — In: Myendorff J. Orthodoxie et Catho-ПсШ. Paris, 1965, p. 109−129.

16. Некоторые советские исследователи допускают, что в пределах Русского государства существовали тайные общины вольнодумцев (см. Клибанов А. И. Реформационные движения в России, с. 270 271- его же. Народная социальная утопия в России. Период феодализма. М., 1977, с. 69 слл.- Корецкий В. И. Указ. соч., е. III), но прямых доказательств этому мы не имеем. Правда, И. Утенхоу в своем письме Буллингеру, рассказывая о русских реформаторах, упоминает, что они принадлежали к ордену св. Василия (см. выше, с. 49). Б православии такого ордена, как и орденов вообще, не существовало. Но вряд ли речь шла об организации еретиков. Скорее всего, это неточное воспроизведение полученной от беглецов информации, которые, видимо, как и все феодосиане, при объяснении своих идей ссылались на Василия Великого, одного из немногих признавшихся ими авторитетов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. К. Теории прибавочной стоимости. Там же, т. 26, ч.1, с. 23.
  2. Ф. Крестьянская война в Германии. Там же, т. 7, с. 352, 360−362.
  3. Ф. Из подготовительных работ к «Анти-Дюрингу».1. Там же, г. 20, с. 636.
  4. Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии. Там же, т. 21, с. 314.
  5. Ф. Введение к английскому изданию «Развития социализма от утопии к науке». Там же, т. 22, с. 306.
  6. Ф. К крестьянской войне. В кн.: Архив Маркса и Энгельса. В 15-ти томах. Т. X, М., 1948, с. 356.
  7. В.И. Государство и революция. Полн.coop.соч., т.33, с. 43.
  8. Использованные публикации источников
  9. Акты, относящиеся к истории Западной России, собранные и изданные Археографическою комиссиею. В 5-ти томах. Т. 3−5, СПб., 1848−1853.
  10. Акты, издаваемые Виленскою археографическою комиссиею. В 36-ти т. Т. 6, 8, 23, Вильно, 1872−1896.
  11. Акты, относящиеся к истории Южной и Западной России, собранные и изданные Археографическою комиссиею. В 15-ти т. Т. 1−3. СПб., 1861−1863.
  12. Артемий. Послания старца Артемия. РИБ, т. 1У, СПб., 1878, стб. I20I-I448.
  13. Беседа преподобных Сергия и Германа, валаамских чудотворцев. ЛЗАК, вып. 10, СПб., 1895, отд. II, с. 1−32.
  14. С. Катихизис. АСД, т. 7, Вильно, 1870,
  15. С. Катихизис, то ест наука стародавная христианская от светого писма для простых людей языка руского в пытаниах и отказах собрана. Несвиж, 1562.
  16. Василий Великий. Книга еже во святых отца нашего Василиа Великого, архиепископа Кесариа Каппадокийския о постничестве. Острог, 1594.
  17. Василий Острожский. О единой истинной православной вере и о святой соборной апостолской церкви, откуда начало приняла и ка-ко повсюду распростреся. РИБ, т. УП, СПб., 1882, стб. 633−938.
  18. И. Послания. Акты ЮЗР, т. 2. СПб., 1865, с. 205 270.
  19. Вновь открытые полемические сочинения против еретиков. СПб., 1907.
  20. Вопросы и ответы православному с падежником. РИБ, т. 7. СПб., 1882, стб. I-II0.
  21. Гармония Восточной церкви с костелом Римским. РИБ, т. 7, СПб., 1882, стб. 169−222.
  22. Государственный архив России ХУ1 столетия. Опыт реконструкции. Подготовка текста и комментарии А. А. Зимина. Ban. 1−3, М., 1978.
  23. Грек Максим. Сочинения преподобного Максима Грека. Часть I. Казань, 1859.
  24. Донесение папского нунция И. Торреса, архиепископа андриано-польского о событиях в Польше во время восстания Богдана Хмельницкого. В кн.: Сборник статей и материалов по истории Юго-Западной России, вып. 2. Киев, 1916, с. 1−181.
  25. Древнерусские полемические сочинения против протестантов. I. Ответ царя Иоанна Васильевича Грозного Яну Роките. Изд. А. Попов. ЧОИДР, 1878, кн. 2, о. I-6I.
  26. Другий лист небесный, В кн.: I. Франко. Карпаторуська л1-тература ХУП-ХУШ bIkIb. — ЗНТШ, 1900, т. 37, с. 23−27. Евангелие учительное. Заблудов, 1569.
  27. Ермолай Еразм. Книга Еразма о Святой Троице. В кн.: Попов А. Библиографические материалы. УШ. Книга Еразма о Святой Троице. — ЧОИДР, 1880, кн. 1У, с. 1−224.
  28. Ст. Казанье св. Кирилла, патриарха Иерусалимского. -В кн.: Пам’ятки полемХчного письменства. Льв1 В, 1906, с. 31−199.
  29. Зиновий Отенский. Истины показание к вопросившим о новом учении. Сочинение инока Зиновия. Казань, 1863.
  30. Зиновий Отенский. Слово на открытие мощей архиепископа Ионы Новгородского. В кн.: Калугин Ф. Г. Зиновий, инок Отенский и его богословско-полемические и церковно-учительные произведения. СПб., 1894. Приложение П, с. 17−26.
  31. Зиновий Отенский. Слово похвальное об Ипатии, епископе Ган-грском. В кн.: Корецкий В. И. Вновь найденное противоеретичес-кое сочинение Зиновия Отенского. — ТОДРЛ, т. 21, М., 1965, с.166−182.
  32. Златоуст Иоанн. Книга иже во святых отца нашего Иоанна Зла-тоустаго архиепископа Костентина града Маргарит глаголемаа. Острог, 1595.
  33. Из истории философской и общественно-политической мысли Белоруссии. Избранные произведения ХУ1 начала XIX вв. Минск, 1962.
  34. История о разбойничьем Флорентийском соборе, изданная клириком Острожским в 1598 г. РИБ, т. 19. СПб., 1903, стб. 43 347?.
  35. А. Извлечения из «Тературургимы» А. Кальнофой-ского, изданной в 1638 г. Архив ЮЗР, ч. I, т. 8, вып.1, с.473
  36. Катехизис албо вызнане веры святое апостолское воходнее церкви. ЧИОНЛ, 1890, кн. 4, с. 8−81.
  37. Копыстенский 3. Книга о вере единой святой соборной апос-толской церкве, которая под розсудок церкве Всходнее подцается.-Архив ЮЗР, ч. I, т. 8, вып. I, с. 180−344.
  38. Копыстенский 3. Омилиа, албо казане на роковую память. Елисея. Плетенецкого. там же, с. 345−385.
  39. С. Извлечение из сочинения Сильвестра Коссова «Ра-terikon, abo zywoty swietych. oycow pieczarskich* там. же, С.448−472.
  40. Л. Оборона унии. РИБ., т. 1У, СПб., 1878, стб. 157 312.
  41. А.М. Сочинения князя Курбского. РИБ., т. XXXI. СПб., 1914.
  42. A.M. Предисловие князя A.M. Курбского на книгу Словес Златоустовых, глаголемую Новый Маргарит. В кн.: Жизнь князя Андрея Михайловича Курбского в Литве и на Волыни, т. 2. Киев, 1849, с. 303−313.
  43. П. Крест Христа Спасителя проповедь, произнесенная Киево-Печерским архимандритом П. Могилой в крестопоклонную неделю 1632 г. — Архив ЮЗР, ч. I, т. 8, вып. I, с. 386−421.
  44. Незвисний :тв1р Клирика Острогського. В кн.: Пам’ятки полем1чного письменства. Льв1 В, 1906.0 образах, о кресте, о хвале и молитве святых и о инных ар-тикулех веры единое правдивое церкве Христовы. В кн.: Архив ЮЗР, ч. I. Т. 8, вып. I, с. 59−123.
  45. Пресвятей Тройци и о иных артикулах единое правдивое церкве Христовы. там же, с. 124−179.
  46. Отпис Клирика Остожского Ипатию Потею 1598 г. РИБ, т. XIX. СПб., 1903, с. 377−432.
  47. Отписание антиохийского патриарха Петра венецианскому архиепископу Доминику. там же, стб. 9−46.
  48. Павел Иовий Новокомский. Книга о посольстве, отправленном Василием Иоанновичем Великим князем Московским к папе Клименту УП. -В кн.: Библиотека иностранных писателей о России, отд. I, т. I, СПб., 1836, с. 5−55.
  49. Пам’ятки полем1чного письменства к1нця ХУ1 I поч. ХУЛ в. Видав д-р. К. Студинський. Т. I. Льв1 В, 1906.
  50. Памятники, изданные Киевской комиссией для разбора древних актов. Изд. 2-е. В 3-х томах. Т. 1−3. Киев, 1897−1898.
  51. Памятники, изданные Временной комиссией для разбора древних актов. В 4-х т. Т. 4. Киев, 1859.
  52. Перестрога зело потребная на потомные часы православным Христианом. АЗР, т. 4, с. 203−236.
  53. Першодрукар Иван Федоров та його посл1довники на Укра1н1. (ХУ1 перша полова ХУЛ ст.). Зб1рн1к документ1 В. Киев, 1975.
  54. Полное собрание русских летописей. Т. ХШ. Вторая половина тома. СПб., 1906- т. XXIX, М., 1965- т. XXX, М., 1965.
  55. А. Послание многословное. Сочинение инока Зиновия. -ЧОВДР, 1880, кн. 2, с. 1−305.
  56. Послание до латин из их же книг. РИБ, т. XIX, СПб., 1903, стб. II23−1148.
  57. Послание к неизвестному против люторов. Творение Парфения Уродивого, писателя ХУ1 в. Сообщил архимандрит Леонид. ПДПИ, вып. 60. СПб., 1886.
  58. И. Антиризис или апология против Христофора Филалета. -РИБ, т. XIX, СПб., 1903, с. 477−982.
  59. И. Гармония албо согласие веры, са1фаментов и церемоний святое Восточное церкви с костелом римским. РИБ, т. УП. СПб., 1882, стб. 169−222.
  60. И. Лист Ипатия Потея князю Константину Константиновичу Острожскоцу. РИБ, т. XIX. СПб., 1903, стб. 98−1040.
  61. И. Уния албо выклад предднейших артикулов. РИБ, т. УП. СПб., 1882, стб. III-I68.
  62. И. Ответ Ипатия Потея Клирику Острожскому. РИБ, т. XIX. СПб., 1903, стб. I04I-II22.
  63. Поучения на евангелие по Няговскому списку. В кн.: Петров А. Л. Памятники церковно-религиозной жизни угроруссов ХУТ-ХУП вв. Пг., 1921, с. 1−226.
  64. Против повести нынешних безбожных еретиков. Архив ЮЗР, ч. I, т. 8, вып. I, с. 2−44.
  65. Пчела почаевская. Изборник назидательных поучений и статей, составленных и сочиненных преподобным Иовом, игуменом Лавры По-чаевской (I58I-I65I) по собственной рукописи преподобного Иова. Почаев, 1884.
  66. Соборник, называемый книга Кириллова. Москва, 1644.
  67. П. Берестейский собор и оборона его. Сочинение Петра
  68. Скарги. РИБ, т. XIX. СПб., 1903, стб. 183−328.
  69. П. Новые статьи. РИБ, т. УП, СПб., 1882. Скарга П. О единстве церкви божей под одним пастырем и о греческом от этого единства отступлении. — РИБ, т. УП, СПб., 1882, стб. 223−526.
  70. Укра1нська поезТя. К1нець ХУ1 початок ХУП ст. Ки1в: Науко-ва думка, 1978.
  71. X. Апокризис. РИБ, т. УП, СПб., 1882, стб. 11 031 820.
  72. Akty synodow roznowierczych w Polsce. Acta synodalia Ecclesi-arum Poloniae Reformatorum. T. 1. 1550−1559- t. 2. 15bO-1570. W-wa, 1966−1972.
  73. Czechowic M. Rozmowy chrystyjanskie. W-wa, 1979.- 292
  74. Pawejf G. zBrzezin. О prawdziwej sraierci, zmartwychwstaniu i zywocie wiecznym. Wroclaw etc. 1954.
  75. Rej M. Postylla, cz. 2. * ' -- WrocZaw etc., 1965.
  76. I.С. Белоруссия и Россия. Очерки русско-белорус ских связей второй половины ХУТ ХУЛ вв. — Минск: Вышэйшая школа, 1978. — 255 с.
  77. Н.А. Будный идеолог гуманизма и рефордации в Белоруссии и Литве. — В кн.: Из истории философской и общественно-политической мысли Белоруссии. Избранные произведения ХУ1 -начала XIX вв. Минск, 1962, с. 40−50.
  78. Н.А. Культурно-просветительская деятельность братьев Зизаниев. там же, с. 126−133.
  79. Н.А. Русские волнодумцы в Белоруссии. * Там же, с. 100−110.
  80. М.А. Скарына, яго дзейнасць I светопогляд. -Минск, 1958. 147 с.
  81. Н.А. Тяпинский и его предисловие к евангелию. -В кн.: Из истории философской и общественно-политической мысли Белоруссии. Избранные произведения ХУТ начала XIX вв. Минск, 1962, с. 82−87.
  82. А.И. В славном месте Виленском. Очерки из истории книгопечатания. М.: Искусство, 1962. — 172 с.
  83. П.Н. Волынь. Исторические судьбы Юго-Западного края. СПб., 1888. — 288 + 128 с.
  84. Ю.К. Кормчая Ивана-Волка Курицына .-ТОДРЛ, т. 12. М.-Л., 1956, с. 141−159.
  85. Ю.К. Соборные приговоры как источник по истории нов-городско-московской ереси. ТОДРЛ, т. 13. М.-Л., 1957, с. 214 224.
  86. В.А. Православная церковь в Польше и Литве. Екате-ринослав, 1908. — 512 с.
  87. И.Д. Латинская церковь в северо-западном крае Руси до Бресткой унии. Русский вестник, 1870, т. 90, № II, с. 5−39.
  88. А. Стефан Зизаний. Почаев, 1887. — 94 с.
  89. О.М. О поисках моих в Познанской публичной библиотеке. ЧОИДР, 1846, Л I, с. 1−45.
  90. Й. Крех1вський Апостол. Укра1нсышй переклад ц1лого Апостола I Апокалипси з ХУ1 в. (Тимчасова в1стка). Стара Укра-1на, 1925, В 6, с. I09-III.
  91. П.Д. История Литовского государства с древнейших времен. Вильно, 1889. — 659 с.
  92. И.У. Русская публицистика ХУТ в. М.* Л.: Изд-во АН СССР, 1947. — 311 с.
  93. Н.Н. Князья Острокские и Волынь. -Пг., 1915. 60 с.
  94. Н.Н. Очерки по истории Западной Руси и Украины. -Киев, 1916. 589 с.
  95. П.Г. Западнорусские дворянские фамилии * отпавшие от православия в конце ХУТ и в ХУЛ в. Вып. I. Киев, 1912.273 с.
  96. С.Г. Послания старца Артемия. Одесса, 1906. -426 с.
  97. П.В. Франциск Скорина, его переводы, печатные издания и язык. СПб., 1888. — 351 с.
  98. Владимирский-Буданов М. Ф. Очерки из истории литовско-русского права. У1. Церковные имущества в (c)го-Западной Руси ХУ1 в. -Киев, 1907. 224 с.
  99. М.С. 1стор1я укра1нсько1 л1тератури, т. 2. В1ки ХУ1-ХУШ. Ч. L Льв1 В, 1921, — 416 с.
  100. А.Х. Описание русских и^слвенских рукописей Румян-цевского музеума. СПб., 1842. — 899 с.
  101. К. О введении, распространении и судьбе кальвинизма в Белоруссии. Вестник Юго-Западной и Западной России, 1864, № 4, с. 19−28.
  102. Г. Я. Василь Цяп1нск1й паслядоуник скарынинскай справи. — В кн.: 450-й год беларускага книгадрукаваня. MIhck, 1968, с. 171−178.
  103. Псторыя Беларускай ССР. Т. I. Минск: Навука I Тзхника, 1972. — 632 с.
  104. Голенищев-Кутузов И. Н. Гуманизм у восточных славян (Украина и Белоруссия) (У Международный съезд славистов. Доклады советской делегации). М.: Изд-во АН СССР. — 93 с.
  105. Г. Я. Русские первопечатники и Симон Будный. В кн.: Книга. Исследования и материалы, сб. 10. М., 1965, с. 146 161.
  106. Г. Я. Симон Будный. Книгоиздательская деятельность в Белоруссии. В кн.: Из истории книги, библиотечного дела и библиографии в Белоруссии. Минск, 1970, с. 168−193.
  107. С.Т. Киевский митрополит Петр Могила и его сподвижники. Опыт исторического исследования. Т. I. Киев, 1883−559+ 576 с- Т. 2, Киев, 1898. — 524+498 с.
  108. С.Т. Предисловие. Архив ЮЗР, ч. I, т. 8, вып. I. Киев, 1914, с. I-I2.
  109. Е.Е. История русской церкви. Т. 2. Первая половина тома. М., 1900. — 919 с.
  110. А. К вопросу об авторе, времени написания, цели и составе «Изложения на лютори». В кн.: Прибавления к изданию творений св. отцов в русском переводе за 1888 г., ч. 42. М., 1888, с. 152−176.
  111. А.П. Прение о вере, вызванное делом королевича Вальдемара и царевны Ирины Михайловны. М., 1891. — 384 с.
  112. А.В., Невоструев К. И. Описание славянских рукописей Московской синодальной библиотеки. Отд. 2, ч. 3. М., 1859. -844 с.
  113. А.Х. Гуманизм и натурфилософия итальянского Возрождения. М.: Мысль, 1977. — 359 с.
  114. А.Х. Гуманизм Реформация — Контреформация. -В кн.: Культура эпохи Возрождения и реформация. Л., 1981, с. 7−19.
  115. А.С. Из истории перевода Евангелия в Южной России в ХУ1 в. Летковское евангелие. ЧИОНЛ, I9II, кн. 21, вып.1−2, с. 42−79- вып. 3, с. 87−124.
  116. М.С. Взливи чеського нац1онального руху Х1У-ХУ вв. в у1фа1нськом життю I творчост1 як проблема доелиду. ЗНТШ, 1925, тт. 141−143, с. I-I3.
  117. М.С. 3 1стор11 религ1йно1 думки на Укра1н1. -Льв1 В, 1925. 160 с.
  118. М.С. 1стор1я Укра1ни-Руси. Т. У1, Ки1в-Льв1 В, 1907. 667 с.
  119. М.С. 1стор1я укра1нсько1 л1тератури. Т. 5, чч. 1−2. Ки1в-Льв1в- Державне видавництво Укра1н1, 1926−27. — 515 с.
  120. И. Один из памятников религиозной полемики ХУТ в. (Послание прота Афонской горы 1534 г.) ЧИОНЛ, 1902, кн. 15, вып. 1У, отд. III, с. I5I-20I.
  121. А.П. Иезуиты в Западной России в 1569—1772 гг.. -СПб., 1872. 226 с.
  122. Ф.Н. Описание рукописей Виленской публичной библиотеки, церковно-славянских и русских. Вильно, 1883. — 533 с.
  123. Довнар-Запольский М.В. В. Н. Тяпинский, переводчик Евангелияна белорусское наречие. ИОРЯС, 1899, т. 17, кн. 3, с. 10 311 064.
  124. М.П. Громада. 7кра1нська зб1рка. Передне слово. -Женева, 1878. 101 с.
  125. Л. Очерки по истории закарпатских говоров. Будапешт: Издательство Венгерской Академии наук, 1967. — 306 с.
  126. П.И. 0 пересопнвдкой рукописи. В кн.: Труды III Археологического съезда в России, бывшего в Киеве в августе 1874 г. Киев, 1978, т. 2, с. 221−230.
  127. П.Н. Кардинал Гозий и польская церковь его времени. СПб., 1882. — 542 с.
  128. В.З. Палинодия Захарии Копыстенского и его место в истории западнорусской полемики ХУТ и ХУП вв. Варшава, 1883,400 с.
  129. В.К. Реформационное движение в Белоруссии и Литве. (Вторая половина ХУТ в.). В кн.: Философия и право. Доклады П-й конференции молодых ученых АН БССР и вузов БССР. — Минск, 1968, с. 391−403.
  130. В.К. Франциск Скорина и гуманистическая мысль в Белоруссии ХУ ХУТ вв. Автореферат, диссертации. доктора филологических наук. — Минск, 1970. — 64 с.
  131. В.К. Перадумовы гуманизму у Беларус1. В кн.: 450-год беларускага книгадрукавання. Минск, 1968. с. 41−67.
  132. А.А. И.С. Пересветов и его современники. Очерки по истории русской общественно-политической мысли середины ХУТ в. -М.: Изд-во АН СССР. 498 с.
  133. А.А. Основные проблемы реформационно-гуманистического движения в России Х1У-ХУ1 вв. В кн.: История, фольклор, искусство славянских народов. Доклады советской делегации. У Международный съезд славистов. М., 1963, с. 91−119.
  134. А.А. Первое послание Курбского Ивану Грозному (текстологические проблемы) ТОДРЛ, т. 31, М., 1976, с. 176−201.
  135. А.А., Хорошкевич А. Л. Россия времени Ивана Грозного.-М.: Наука, 1982. 184 с.
  136. Д. Летопись Львовского ставропигийского братства. Львов- Издание Ставропигийского института, 1926. — 197 с.
  137. В.М. Рецензия на т. УШ Архива ЮЗР. В кн.: Украина, кн. 3. Ки1 В, 1914, с. 85−94.
  138. Я.Д. Наследие Франциска Скорины на Украине. В кн.: Белорусский просветитель Ф. Скорина и начало книгопечатания в Белоруссии и Литве (Федоровские чтения, 1977). М., 1979, с. 170 175.
  139. Я.Д. Першодрукар 1ван Федоров и виникнення друкарст-ва на Укра1н1. Изд. 2-е. — ЛьвГв: Издательство ЛГУ, 1983. -155 с.
  140. Я.Д. Преемники первопечатника. М.: Книга, 1981. -191 с.
  141. История Белорусской ССР, т. I. Минск: Изд-во АН СССР, 1961. — 655 с.
  142. История Белорусской ССР. Минск: Наука и техника, 1977. -630 с.
  143. История Польши, т. I. М.: Изд-во АН СССР, 1954. — 583 с.
  144. История СССР. С древнейших времен до наших дней. В 2-х сер., 12 т. Сер. 1-я, т. 2. М.: Наука, 1966. — 631 с.
  145. Н.А. Западная Европа в русской письменности ХУ -ХУТ вв. Из истории международных культурных связей России. -I.: Наука, Ленинградское отделение, 1980. 278 с.
  146. Н.А. Нестяжательство и ереси. В кн.: Вопросы научного атеизма, вып. 25. М., 1980, с. 62−79.
  147. Н.А. Очерки по истории русской общественной мысли. Первая треть ХУТ в. Л.: Наука, Ленинградское отделение, 1970.300 с.
  148. Н.А., Лурье Я. С. Антифеодальные еретические движения на Руси Х1У начала ХУТ в. — М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1955.544 с.
  149. Ф.Г. Зиновий, инок Отенский и его богословско-поле-мические и церковно-учительные произведения. СПб., 1894. -364 + 26 с.
  150. И.М. Дошло ли до нас в подлиннике Пересопницкое евангелие? ЧИОШГ, 1912, кн. 22, вып. 3, с. 83−85.
  151. И.М. Заметки на полях Острожской Библии 1581 г. ее читетелей ХУЛ в. ЧИОШГ, I9II, кн. 22, вып. 1−2, с. 14−17.
  152. И.М. Несколько черт для характеристики князя Константина Константиновича Острожского. В кн.: Сборник статей и материалов по истории Его-Западной России, вып. 2. Киев, 1916, с. 1023.
  153. КаманГн I.M. Витв1цька 0. Водян1 знак1 на nanepl украГнсь-ких документ1 В в ХУ1 ХУЛ вв. (I566-I65I). — Ки1в: Всеура1нсь-ка Академ1я навук, 1923. — 144 с.
  154. Н.И. Очерк истории реформационного движения и католической реакции в Польше. СПб., 1886. — 192 с.
  155. Е.Ф. Западнорусские переводы Псалтыри в ХУ-ХУП вв. -Варшава, 1896. 444 с.
  156. Е.Ф. Белоруссы, т. Ш, ч. 2. Старая западнорусская письменность. Пг., 1921. — 246 с.
  157. Каталог белорусских изданий кирилловского шрифта ХУ1-ХУП вв. Вып. I (1523−1600). (Сост.: В.И. Лукьяненко). Л., 1973, -196 с.
  158. А.И. Народная социальная утопия в России. Период феодализма. М.: Наука, 1977. — 335 с.
  159. А.И. Некоторые идеологические формы социального протеста русского крестьянства. В кн.: Россия на путях централизации. Сб. статей. М., 1982, с. 239−250.
  160. Клибанов А. И, Религиозное сектантство в прошлом и настоящем. М., 1973: Наука, 1973 — 256 с.
  161. А.И. Реформационные движения в России в Х1У первой половине ХУТ в. — М.: Изд-во АН СССР, I960. — 411 с.
  162. А.И. «Самобытийная ересь». (Из истории русского свободомыслия конца ХУ первой половины ХУТ в.). — В кн.: Вопросы истории религии и атеизма, вып. 4. М., 1956, с. 203−229.
  163. А.И. У истоков русской гуманистической мысли. -Вестник истории мировой культуры, 1958, В I, с. 22−39- № 2, с. 4563- 1959, № I, с. 33−48.
  164. В.П. Виршовий полемГчний комплекс 80-х 90-х ро-к1 В ХУТ ст. — В кн.: Укра1нська поез1я, КГнець ХУТ — початок ХУП ст. Зб1рка. Упор. В. П. Колосова, B. I, Крекотень. Ки1 В, 1978, с. 25−55.
  165. Копысский Б-3. Крестьяне Белоруссии в конце ХУТ первой половине ХУП в. Автореферат диссертации. канд. ист .наук. -Минск., 1981. — 18 с.
  166. З.Ю. Социально-политическое развитие городов Белоруссии в ХУТ первой половине ХУП в. — Минск: Наука и техника, 1975. — 191 с.
  167. З.Ю. Экономическое развитие городов Белоруссии в ХУТ первой половине ХУП в. — Минск: Наука и техника, 1966. -225 с.
  168. В.И. К вопросу о социальной сущности «нового учения» Феодосия Косого. Вестник МГУ. Историко-филологическая серия, 1956, Л 2, с. 105−124.
  169. В.И. Христологические споры в России (середина ХУТ в.). В кн.: Вопросы истории религии и атеизма, вып. П. М., 1963. с. 334−361.
  170. М.О. Лекции по истории Западной России. М., 1864. — 393 с.
  171. М.О. Отношение западнорусских православных к польским протестантам во время унии. Христианское чтение, I860, № 2, с. 225−256.
  172. И.П. Льв1вська Русь в перш1й половин1 ХУ1 в. -ЗНТШ, т. 79, 1907, с. 14−41.
  173. А. Предисловие. Архив ЮЗР, ч. I, т. XI. Киев, 1904, с. I-I58.
  174. Р.Г. Феодосий Косой идеолог крестьянства ХУ1 в. -ТОДРЛ, т. IX, М.-Л., 1953, с. 235−250.
  175. Лев В. Рец. на кн.: 0г1енко I. Укра1нська л1тературна мова ХУ1 ст. I Крех1вский апостол 1560-х р., т. 1−2. Варшава, 1930. -В кн.: Записки чина св. Василия Великого, т. 1У, вып. 1−2. Жовк-ва, 1932, с. 347−360.
  176. Левицкий 0. Социнианство в Польше и Юго-Западной Руси в ХУТ и ХУП вв. Киевская старина, 1882, № 4, с. 25−57- № 5, с. 193 224- В 6, с. 401−432.
  177. Левицкий 0. Внутреннее состояние западнорусской церкви в польско-литовском государстве в конце ХУТ в. и уния. Архив ЮЗР, ч.1, т. У1. Киев, 1884, с. I-I82.
  178. К. Социальная программа плебейского крыла польского арианства. В кн.: Доклады и сообщения Института истории АН СССР, вып. 9. М., 1956, с. 153−166.
  179. В. Арианский соймик в Киселине.-ЗНТШ, т. 96, 1910, с. 41−57.
  180. Д.С. Канон и молитва ангелу Грозному Парфения Уродивого (Ивана Грозного). В кн.: Рукописное наследие Древней Руси. По материалам Пушкинского дома. Л., 1972, с. 10−27.
  181. Я.С. Идеологическая борьба в русской публицистике конца ХУ начала ХУ1 в. — М.-Л.: Изд-во АН СССР. — 532 с.
  182. Н.Н. История реформации в Польше. Кальвинисты и антитринитарии. Варшава, 1883. — 348 с.
  183. Макарий (Булгаков).История Русской церкви, т. 9, кн. 1У. История Западнорусской или Литовской митрополии. 1458−1596. СПб., 1879. 690 с.
  184. И.И. Подложное письмо полоща Ивана Смеры великому князю Владимиру Святому. ТЕДА, 1876, № 6, с. 472−553- $ 7, с. 141−233.
  185. И.И. Подложное письмо половца Ивана Смеры к киевскому князю Владимиру Святому. В кн.: Труды Ш Археологического съезда, вып. 2. Киев, 1878, с. 307−316.
  186. Материал1 для культурно1 и громадсько1 1сторИ Зах1дньо1 Укра1ни, т. I. Листування I. Франка I.M. Драгоманова. Ки1в: Вид-во Всеукра1нсько1 Академии навук, 1928. — 508 с.
  187. В.Л. Давня л1тература Закарпаття. Льв1 В, Изд-во Л1У, 1968. — 255 с.
  188. Мицько 1.3. 1деолог1чна боротьба на Укра1н1 в ХУЛ ст. I фор-мування та склад б1бл1отекгВ кн.: Ыбл1ограф1чна 1нформац1я I сучасн1сть. Ки1 В, 1981, с. I02-III.
  189. Мицько 1.3. Нов1 стор1нки з життя першодрукаря. Жовтень, 1983, Jfc II, с. 99−106.
  190. Л.Е. Вопросы атрибуции «Послания многословного», полемического произведения ХУТ в. История СССР, 1975, № I, с. 101−109.
  191. И.З. Острожский культурно-просветительный центр и его борьба против идеологической экспансии католицизма и унии на Украине (1536−1636). Автореферат диссертации. канд. ист.наук.1. Львов, 1983. 24 с.
  192. А.А. Язык Евангелия 1581 г. в переводе В. Нега-левского. Университетские известия, I9II, № 8, с. 1−40.
  193. Е.Л. Иван Федоров в Белоруссии. М.: Книга, 1979. — 176 с.
  194. Е.Л. Начало книгопечатания на Украине. Иван Федоров. М.: Книга, 1974. — 224 с.
  195. А. Материалы для истории противолютеранской богословской полешки северо-восточной русской церкви 16 и 17 веков. ВДА, 1864, Я I, с. 3−35- № 2, с. I2I-I74.
  196. П.П. К вопросу о влиянии Г. Скорины на украинскую книжность ХУЪ®-. В кн.: Ученые записки Гомельского педагогического института, вып. 2. Минск, 1956, с. 12−128.
  197. С.Н. Критика Феодосием Косым догмата о Троице. В кн.: Атеистические традиции русского народа. Л., 1982, с. 110 121.
  198. Падокшин С.А. .?ус1зм I грамадскГ рух Беларус1 I ЛГтви ХУ -ХУТ ст. В кн.: 450-й год беларускага книгадруокаванна. Минск. 1968, с. 69−83.
  199. Паславский И, В. Борьба против идеологии католицизма в общественно-политической и философской мысли Украины ХУП в. Автореферат диссертации. канд.философск.наук. Киев, 1979. — 24 с.
  200. В.Т., Фяоря Б. Н., Хорошкевич А. Л. Древнерусское наследие и исторические судьбы восточного славянства. М.: Наука, 1982. 262 с.
  201. В.Н. Отчет об экскурсии семинария русской филологии в Житомир. Университетские известия, I9II, № 10, с. 57−110.
  202. В.Н. Отчет об экскурсии семинария русской филологии в Полтаву и Екатеринослав 1−9 июня 1910 г. Киев, 1910. — 100 с.
  203. Е.Ю. Религиозное движение в ХУ1 и начале ХУЛ веков в угорской Руси. ИОРЯС, 1915, № I, с. 24−77.
  204. А. Л. Отзвук реформации в русском Закарпатье ХУ1 в. Няговские поучения на Евангелие. Прага, 1923. — 123 с.
  205. Н.И. Западнорусские полемические сочинения ХУ1 в. -ТКДА, 1894, № 2, с. 154−186- Jfc 3, с. 343−383- № 4, с. 510−535.
  206. Н.И. Описание рукописных собраний, находящихся в г. Киеве, вып. 2. М., 1896, — 294 с.
  207. Н.И. Преподобный Иов Железо, игумен Почаевский, как духовный писатель. Странник, 1883, J? 9, с. 3−22- Л 10, с. 179 204- J& II, с. 373−381.
  208. У. Беларускае адраджэньне у ХУ1 сталецыда. В кн.: 400-лецьце беларускага друку. Менск, 1926, с. 132−156.
  209. В.И. Возрождение Украины-Руси и Белой Руси в ХУ1 -начале ХУЛ в. В кн.: Пичета В. И. Белоруссия и Литва ХУ-ХУ1 вв. Исследования по истории социально-экономического, политического и культурного развития. М., 1961, с. 715−730.
  210. В.И. Культура Белоруссии в ХУ1 в. там же, с. 633 714.
  211. В.И. Образование Белорусского народа. там же, с. 595−632.
  212. В.И. Скориниана (1776−1926). там же, с. 731−788.
  213. С.Ф. Древнерусские сказания о Смутном времени ХУПв. как исторический источник.-СПб., 1888. 372 с.
  214. В.И. Исторический очерк проникновения и распространения Реформации в Литве и Западной Руси. Христианское чтение, 1914, Л 2, с. 199−234.
  215. С.А. Да пытання аб фармировання радакальнага рэфар-мацыйнага руху у Беларус1 I Л1тве у другой палавине ХУ1 стагод-дзя. Весц1 АН БССР, серия грамадских навук, $ I, с. 78−88.
  216. С.А. Идейное содержание Несвижского катехизиса 1562г. В кн.: Материалы к ХП конференции молодых ученых. Общественные науки. Минск, 1964, с. 32−37.
  217. С.А. К вопросу о взаимодействии радикального направления реформации в Белоруссии и Литве с еретическим движением во второй половине ХУ1 в. В кн.: Материалы конференции молодых ученых АН БССР. Отделение общественных наук. Минск, 1962, с. 8188.
  218. С.А. Реформация и общественная мысль Белоруссии и Литвы. (Вторая половина ХУТ начало ХУП в.). — Минск: Наука и техника, 1970. — 224 с.
  219. С.А. Франциск Скорина. М.: Мысль, 1981. — 215 с.
  220. С.А. Скорина и Будный. Очерк философских взглядов.
  221. Минск: Наука и техника, 1974. 175 с.
  222. Радо1ичи? З. С. Друго «Послан1е светогорског проте Гаврила Угарскогу кральу J овану Запольи» (из 1534 год). В кн.: U ижнославенски филолог. Повремени спис за словенсву филологиде>. кн. ХХП, 1−4. Београд, 1957−58, с. 167−177.
  223. А.И. Фрески Супрасля. В кн.: Древнерусское искусство. Монументальная живопись XI-ХУЛ вв. М., 1980, с. 343−358.
  224. А. Отношение православных Западной и Юго-Западной Руси к протестанству в ХУТ и первой половине ХУЛ в. Вильно, 1881. — 96 с.
  225. Л.П. Религиозный быт русских по сведениям иностранных писателей ХУ1 и ХУЛ вв. М., 1871. — 337 с.
  226. В.И. Сочинения князя Ив. Андр. Хворостинина. В кн.: Ейовь открытые полемические сочинения против еретиков ХУЛ в. СПб., 1907, с. 7−32.
  227. А. Нариси з 1стор11 культурних рух1 В на Вкра1н1 та Б1лорус1 у ХУ1-ХУШ ст. Ки1в: Всеукра1нська Академ1я навук, 1929. — 333 с.
  228. Свенц1цький I. Опис рукопис1 В Народного дому з коллевцИ Ант. Петрушевича, ч. I. Льв1 В, 1906. — 242 с.
  229. И. Дерковно- и русско-славянские рукописи публичной библиотеки Народного дома во Львове. СПб., 1904. — 65 с.
  230. А. Остройская типография и ее издания. Волынские епархиальные ведомооти, 1884, т 29−35, 1885, Jg 7-II, 20−26.
  231. А.А. К истории философской и общественно-политической мысли Белоруссии ХУ1 начала XIX в. — В кн.: Из истории философской и общественно-политической мысли Белоруссии. Избранные произведения ХУ1 — начала XIX в. Минск, 1962, с. 5−22.
  232. Р.Г. Курбский и его письма в Псковско-Печерский монастырь. ТОДРЛ, т. ХУШ, М.-Л., 1962, с. 99−116.
  233. В.А. Борьба чешских утраквистов за «Сукцессио апос-толика» в середине ХУ в. В кн.: Узловые вопросы советского славяноведения. Ужгород, 1982, с. 240.
  234. И.И. Отношение протестантизма к России в ХУ1 и ХУП веках. М., 1880. — 450 с.
  235. К. Передмова. В кн.: Пам’ятки полемГчного письменства, Льв1 В, 1906, с. 1-ХП.
  236. К. Перестрога. Русышй памятник початку ХУП в1-ка. 1стор1чно-л1тературна студТя. ЛьвГв, 1895. — 193 с.
  237. . Ю.И. Малорусские и западнорусские учительные евангелия ХУТ и ХУП вв. и их место среди южнорусских и западнорусских переводов священного писания. В кн.: Труды ХП Археологического съезда в Харькове 1902 г., т. 3. М., 1905, с. 355−356.
  238. Фет1сов I.I. Укра1нськ1 рукописи зб1рки Ю. А. Яворського. -В кн.: Науковий зб1рник Лен1нградського товариства досл1дн1к1 В укра1нсько1 IcTopii, письменства та мови, вып. III. Ки1 В, 1931, с. 17−31.
  239. Филарет (1Умилевский). История Русской церкви. Изд. 5-е. — Период 3, от разделения митрополии до учреждения патриаршества (I4I0-I588). — М., 1888. — 262 с.
  240. Философская мысль в Киеве. Историко-философский очерк.
  241. Киев: Наукова даоса, 1982. 357 с.
  242. Философия эпохи ранних буржуазных революций. М.: Наука, 1983. — 583 с.
  243. А.В. Франциск Скорина и Москва. ТОДРЛ, т. ХХ1У, М., 1969, с. 155−158.
  244. О.А. Волынский религиозный вольнодумец ХУЛ в. -ЧИОНЛ, 1905, кн. 18, вып. 3−4, с. 71−102.
  245. О.А. Социнианское движение на Волыни в ХУ1-ХУП в. Волынские епархиальные ведомости, 1894, № 25, с. 709−717.
  246. I. Причинок до студий над 0строжсько1 Еиблиею.— ЗНТШ, т. 8, 1907, с. 5−18.
  247. I. Карпато-руська л1тература ХУ1-ХУП bIkIb. ЗНТШ, т. 37, 1900, с. I-9I.
  248. I. Студи1 на пол1 карпато-руського письменства ХУП-ХУШ вв. ШТШ, т. 41, 1901, с. 1−50.
  249. Ф.С. Рец. на книгу: Грушевський М. С. 3 1сторП рел1г1йно1 думки на Укра1ни. Льв1 В, 1925. В кн.: Запис1ш чина св. Василия Великого, т. II, вып. 1−2. Жовква, 1926, с. 459−461.
  250. А.Ф. Новооткрытый православный писатель апологет. — Исторический вестник, 1884, т. 17, с. 171−180.
  251. А.Ф. Преподобный Иов, игумен Почаевский, его жизнь и прославление. Подольские епархиальные ведомости, 1871, Ш 3−5, 7−8, II, 13.
  252. Д.В. Протестантство и протестанты в России до эпохи преобразований. М., 1890. — 782 с.
  253. Дм. 1стор1я укра1нсько1 л1тератури, кн. 2. 1У. Ренессанс та Реформац1я. У. Барок. — Прага, 1942. — 144 с.- 311
  254. JI.С. Социальная утопия в Италии ХУ1 начала ХУП в.-М.- Наука, 1980. — 392 с.
  255. И.А. Очерк истории Западнорусской церкви, ч. 1−2. -СПб., 1882−1884. 220+419 с.
  256. С.Ф. Повесть о бесе Зерефере, изданная в 1626 г. Киевско-Печерской лаврой. Варшава, 1915. — 8 с.
  257. Д.К. Свободоглыслие в учении Феодосия Косого. -В кн.: Вопросы истории религии и атеизма, вып. 2. М., 1954, с. 194−218.
  258. И.А. Ермолай Прегрешный новый писатель эпохи Грозного. — В кн.: Сергею Федоровичу Платонову ученики, друзья и почитатели. СПб., I9II, с. 545−560.
  259. B.C. Религия и церковь. В кн.: Очерки русской культуры ХУП в., ч. П. М., 1979, с. 288−312.
  260. Я.Н. Восточнославянские и южнославянские рукописные книги в собраниях Польской Народной Республики, вып. 1−2. М.: Институт истории СССР АН СССР, 1976. — 163+202 с.
  261. С.А. Вирши праздничные и обличительные на ариан конца ХУ1 начала ХУП в. — СПб., 1913 — 114 с.
  262. Н.А. Нарыси па г1сторы1 беларускае л1тературы. Менск: Адраджэньне, 1922. — 119 с.
  263. П.К. Василь Суразький.-Укра1нське л1тературознавст-во, 1969, вып. 6, с. 81−88.
  264. П.К. Герасим Смотрицький. Радянське л1тературо-знавство, I960, J& 5, с. 57−68.
  265. П.К. Укра1нсышй письменник-полем1ст Христофор Филалет и його «Апокрисис». Льв1в: Вид-во ДНУ, 1964. — 109 с.
  266. П.К. Степан Зизаний укра1нський письменник-по-лем1ст к1нця ХУ1 в. — Радянське л1тературознавство, 1958, № 2, с. 40−54.
  267. П.К. Хто був автор «Апокрисиса». В кн.: Наукови записки Львовського педагогичного 1нст1туту. Серя $ 1лолог1чна. т. 13. Льв1 В, 1958, с. 3−22.
  268. Badecki К. Znaki wodne w ksifgach archiwum miasta Lwowa, 13 821 600. Lwow, 1928- 87 s.
  269. Bardach J. Bractwa cerkiewne na ziemiach ruskich Rzeczypos-politej XVI XVII w. — Kwartalnik historyczny, 1967, r. 74, N 1, s. 77−82.
  270. Barycz H. Budzynski St. In: Polski s/ewnik biograficzny, t. 3. W-wa, 1937, s. Ю5−106.
  271. Benz E. Wittenberg und Byzanz. Zur Begegnung und Auseinander-setzung der Reformation und der ostlich-orthodoxen Kirche. -2-е Auflage. Munchen: Milhelm Pink Verlag, 1971- 288 S.
  272. Bienkowski L. Organizacja kosciojta wschodniego w Polsce. -In: Koscioyf w Polsce, t. 2. Wieki XVI-XVIII. Krakow, 1969, s. 781-Ю34.
  273. Brtlckner A. Roznowiercy polscy. Szkice obyczajowe i literac— kie. W-wa: PWN, 1962. — 219 s.
  274. Ghodynicki K. KoscioX prawos^awny a Rzeczpospolita Polska. Zarys historyczny. 1379−1632. W-wa, 1934. — 632 s.
  275. Dan R. «Judaizare11 the career of a term. — In: Antitrini-tarism in the second half of the 16th Century. Budapest — Leiden, 1982, p. 25−34.
  276. Dzieje Polski. Pod red. J. Topolskiego. W-wa: PWN, 1976. -936 s.
  277. Franko I. Charakterystyka literatury ruskiej XVI-XVIII w. -Kwarlalnik historyczny, 1892, zesz. 4, s. 693−727.
  278. Franko I. Z dziejow synodu brzeskiego 1596 r. Kwartalnik historyczny, 1895, zesz. 1, s. 1−22.
  279. Gierowski J.A. Historia Polski. 1505−1764. W-wa: FWN. -432 s.
  280. Gorski K. Biblia i sprawy biblijne w «Postylli» Eeja. «In: Gorski K. Z historii i teorii literatury, seria 1. W., 1959, s. 7−67./
  281. Gorski K. Grzegorz PawejL z Brzezin. Krakow, 1929. 296 s.
  282. Gorski K. Studia nad dziejami polskiej literatury antitri-nitarskiea XVI w. Krakow: 1949. — 201 s.
  283. Halecki 0. Prom Florence to Brest. Hamden: Archon books, 1968. — 456 p.
  284. Hartleb K. Zagadnienia Eeformacji na ziemich litewskich. Problemy postulaty. — Lwow, 1955. — 17 s.
  285. Hering G. Orthodoxie und Protestantismus. — In: Jahrbuch der osterreichichen Byzantynistik, Bd. 31/2. Wien, 1981, s. 823- 874.
  286. Hernas Gz. Eozwoj ideologii Braci Polskich w XVI w. In: Z dziejow polskiej mysli filozoficznej i spo/ecznej, t. 1. Wieki XV-XVII. W-wa, 1956, s. 229−278.
  287. Janow J. Jfzyk ruski w ewangeliarzach kaznodzieoskich z Troscianca, XVI w. In: Sprawozdania towarzystwa naukowego we1. owie, 1929, г. IX, N 3, s. 197−206.
  288. Janow J. Problem klasyfikacji ewangeliarzy nuczytelnych"/kaz-nodziejskich/ Sprawozdania Polskiej Akademji Umieo^tnosci, 1947, N 8, s. 296−306.
  289. Janow J. Przyczynek do zrode/ ewangeliarza popa Andrzeja z Jaros^awia (przek^ad ruski pasji z «Postylli"' M. Eeja). In: Prace filologiczne, t. XV, cz. 2. W-wa, 1931, s. 119−162.
  290. Janow J. Tlumaczenia ruskie z Postylli M. Eeja w ewangelia-rzach kaznodziejskich XVI i XVII w. Sprawozdania Polskiej Aka-demji Umiej^tnosci, 1929, N 8, pazdziernikj s. 2−10.
  291. Janow J. Wp^yw Ееда na Eus. (Notatka). In: Prace filologiczne, t. XIV. W-wa, 1929, s. 476.
  292. А. Ашс origines de 1'union de Brest. Le protestantisme en Euthenie. In: Ksifga pamisfLtkowa 150-lecia Archiwum Glownego Akt dawnych w Warszawie, W-wa, 1958, s. 371−382.
  293. Jobert A. De Luther a Mohila. La Pologne dans la crise de la chretient€. Paris, 1974. — 683 p. (Collection historique de l’Institut des 6tudes slaves, 21).
  294. Jobert A. L*Etat polonais, la libert? religieuse et l’Eglise orthodoxe au XVII siecle. In: Eevue internationale de l’histoire1. OSpolitique et constitutionelle, 1955, n 19−20, pp. 236−243.
  295. Jorgensen K.E. J. Okumenische Bestrebungen unter den polnische Protestanten bis zum Jahre 1645. Kopenhagn, 1942. — 410 S.
  296. J. 0 badaniach nad judaizantyzmem. Kwartalnik historyczny, 1969, N 1, s. 141−151.
  297. Keller J. Prawosjfawie. W-wa: Iskry, 1982. 267 s. Klibanow A.I. Koscioyf prawosjfawny, sekciarstwo i walka klaso-wa w Eosji. — Kwartalnik historyczny, 1977, r. 84, zeszyt 4, s. 945−960.- 315
  298. KZoczowski J. Chrzescijanstwo polskie XVI-XVIII w. In: KoscioZ w Polsce, t. 2. Wieki XVI-XVIII. Krakow, 1969, s. 5−56.
  299. Kolbuszewski K. Postyllografia polska XVI i XVIII wieku. -Krakow: Polska Akademia umiejftnosci, 1921. 284 s.
  300. Kosman M. Badania nad reformacj.^ w Wielkim ksi^stwie Litew -skim (1919−1969). In: Odrodzenie i Reformacja w Polsce, t. XVI, W-wa, 1971, s. 141−164.
  301. Kosman M. Historia BiaJCorusi. Wroclaw etc.: Ossolineum, 1979. — 405 s.
  302. Kosman M. Reformacja i Kontrreformacja w Wielkim ksi^stwie Litewskim w swietle propagandy wyznaniowej. Wroclaw etc.: Osso lineum, 1973. — 275 s.
  303. Kopysski Z.I., Cepko V.V. Ohlas husitstvi na Bile Rusi. In: Mezinarodni ohlas husitstwi. Praha, 1958, s. 103−109.
  304. Kormanowa Z. Arianie polscy. Nowe drogi, 1949, К 4, s. 107 118.
  305. Kossowski A. Zarys dziejow protestantyzmu na Wo/yniu w XVI-XVII w. Ins Rocznik wo^ynski, t. 3, Rowne, 1933, s. 233−260.
  306. Kot St. Ideologia polityczna i spoXezna Braci polskich zwa-nych arianami. W-wa, 1932. — 160 s.
  307. Ma/ej Polsce. Poznan, 1853. — XII+435 s.
  308. Jfakaszewicz J. Dzieje koscio^ow wyznania helweckiego w Lit-wie. PoznatL, 1942. 414 s.
  309. Hainka R.M. Zinovij von Oten». Ein russischer Polemiker und Theologe der Mitte des 16. Jahrhunderts. Roma, 1961. — XVI+ 226 S.
  310. Martel A. La langue polonaise dans les pays ruthenes. Ukraine et Russie Blanche. 1569−1667. Lille, 1938. — 348 p.
  311. E. 'The Making of the Ostrih Bible Harvard Library Bulletin, 1981, vol. 29, No. 1, p. 71−1Ю.
  312. Medlin W.K., Patrinelis Ch. Renaissance influences and religious reforms in Russia, Western «nd Post-Byzantines impacts on culture and education. 16th 17th Centuries. — Geneve: Librairie Droz, 1971- - 181 p.
  313. Merczyng H. Arianie polscy i Dymitr Samozwaniec. Przegl^L, historyczny, 1907, t. 4, s. 170−180.
  314. Merczyng H. Zbory i senatorowie protestanccy w dawnej Ezeczy Pospolitej. W-wa, 1904. — 139 s.
  315. Melchisedek E. Die Verehrung der heiligen Ikonen in der Eus-sischen Orthodoxen Kirche. Standpunkt, Jg. 10, H. 12. Berlin, 1982, S. 331−334.
  316. Meyendorff J. La signification de la E6forme dans l*Histoire du christianisme. In: Meyendorff J. Orthodoxie et Gatholicit€. Paris, 1965, p. 109−129.
  317. Miiller L. Die Zritik des Protestantismus in der russischem Theologie vom 16. bis zum 18. Jahrhundert. Wiesbaden, 1951. — 93S.
  318. Murzynowski Zrod/a ewangelii peresopnickiej. In: Slavia. t. 5. Praha, 1927. s. 470−479.
  319. Ochmanski J. Litewska granica etniczna na wshodzie od epoki plemennej do XVI w. Poznan: Wydawnictwo universytetu im. A.- 317 -Mickiewicza, 1981. 84 s.
  320. Ogonowski Z. Antytrynitaryzm w Polsce. Stan badan i postulaty.- In: ¥-окоД! dziejow i tradycji arianimu. W., 1971» s. 7−27.
  321. Ogonowski Z. Filozoficzna i spo^eczna ideologia Braci Polskich- In: Z dziejow polskiej mysli filozoficznej i spo/ecznej, t. 1, Wieki XV—XVII. W-wa, 1956, s. 174−228.
  322. Ogonowski Z. Socynianizm a Oswiecenie, Studia nad mysl^ filo-zoficzno-religijn^ arian w Polsce XVI w. W-wa: PWN. — 571 s.
  323. Ogonowski Z. Z zagadnien tolerancji w Polsce XVII w. W-wa: PWN, 1958. — 351 s.
  324. Olteanu P. Les origines- des plus anciennes collections d’ho-melies romaines. In: Romanoslavica, t. IX. Bucuresti, 1963, p. 163−195.
  325. Onash K. Renaissance und Vorrcformation in der Byzantinisch-Slawischen orthodoxie. In: Aus der Byzantinischen Arbeit der DDR. Berlin, 1957, S. 288−302.
  326. Puryckis J. Die Glaubensspaltung in Litauen im XVI. Jh. bis zur Ankunft der Jesuiten im Jahre 1569. Freiburg, 1919. — 24−5 S.
  327. Sobieski W. Dymitr Sawozwaniec a Polska. In: Sobieski W. Studia historyczne. Lwow, 1912, s. 58−166.
  328. Szczucki L. Martin Czechowic. Studium z dziejow antytrinitariz-mu XVI w. W-wa. PWN, 1964. — 322 s.
  329. Tazbir J. Ajitytrinitarizm na ziemiach ukrainskich w XVII w.1.: Z polskich studiow slawistycznych. Seria 4. Historia. W-wa, 1972, s. 92−120.
  330. Tazbir J. Ideologia arian polskich. W—wa: Ksi^zka i wiedza, 1956. 55 s./ Tazbir J. Kisielinsko-bereski zbor Braci Polskcuch-Przegl^dhistoryczny, 1966, r. 57, zeszyt 1, s. 126−136.
  331. Tazbir J. Mifdzy marzeniem a rezygnacjs^. W krfgu utopijnych oraz biblijnych legend XVI w. In: Odrodzenie i Reformacja w Polsce, t. 24. W-wa, 1979, s. 43−64.
  332. Tazbir J. Miejsce Rakowa w ruchu arianskim. In: Woko’yC dziejow i ti*adycji arianizmu. W., 1971, s. 43−65.
  333. Tazbir J. Spo^eczenstwo wobec Eeformacji. In: Polska w epoce Odrodzenia. Panstwo — spoyCeczenstwo-kultura. W-wa, 1970, s. 197−223.s /
  334. Tazbir J. Stan badan i postulaty studiow nad arianizmem. In: Studia z dziejow ideologii religijnej XVI-XVII w. W-wa., 1960, s. 183−198.i
  335. Tazbir J. Swit i zmierzch polskiej Reformacji. W-wa: Wiedza powszechna, 1956. — 207 s.
  336. Thesen uber Martin Luther. Zum 500. Geburtstag. Zeitschrift fiir Geschinchtswissenschaft, 1981, Jg. 29, H. 10. S. 879−893.
  337. Tworek St. Rakow os’rodkiem radykalizmu arianskiego. — In:
  338. Rakow ognisko arianizmu. W-wa,. 1969, s. 51−81.
  339. Tworek St. Rakow w okresie «nieustaj^cego synodu» (1569−1572).- In: WokoX dziejow i tradycji arianizmu. W., 1971, s. 67−75.
  340. Tworek St. Zbo’r lubielski i о ego rola w ruchu arianskim w Polsce XVI—XVII w. Lublin: Wydawnictwo lubielskie, 1966. — 200 s.
  341. Urban W. Chlopi wobec Reformacji w Ma^opolsce w drugiej po^owie XVI w. Krakow: PWN, 1959. — 320 s.
  342. Urban W. Kosy T. In: Polski s^ownik biograficzny, t. XIV/3, zeszyt 62. Wroclaw etc., 1969, s. 369.
  343. Urban W. Losy Braci polskich od za^ozenia Rakowa do wygnania z Polski. In: Odrodzenie i Reformacja w Polsce, t. 1. W-wa, 1956, s. 103−139.
  344. Urban W. Miasteczko «panow aposto? ow». In: Odrodzenie i Re- 319 formacja w Polsce, t. 20. W-wa, 1975, s. 117−118.
  345. Yasoli C. La critica umanestica e le origini dell1antitri ni-tarismo. In: Antitrinitarism in the second half of the 16th Gen-turie. Budapest-Leiden, 1982, p. 269−285.
  346. Wolinski J. Polska a koscitfc prawos/Cawny. Zarys historyczny. -Lwow: Wydawnictwo zak/adu Narodowego im. Ossolinskich. 152 s.
  347. Zarys historii Polski. Pod red. J. Tazbira. W-wa: Panstwowy Instytut wydawniczy, 1980. — 861 s.
  348. АБАК Акты, издаваемые Виленскою Археографического комиссиею, Вильно.
  349. АЗР Акты, относящиеся к истории Западной России, собранные и изданные Археографическою комиссиею, СПб.
  350. Акты ЮЗР Акты, относящиеся к истории Южной и Западной России, собранные и изданные Археографическою комиссиею, СПб.
  351. Архив ЛОИИ Архив Ленинградского отделения Института истории АН СССР, Ленинград.
  352. Архив ЮЗР Архив Юго-Западной России, издаваемый комиссией для разбора древних актов, состоящей при Киевском, Подольском и Волынском генерал-губернаторе, Киев.
  353. АСД Археографический сборник документов, относящихся к истории Северо-Западной Руси, Вильно.
  354. ГИМ Государственный Исторический музей, отдел рукописей, Москва.
  355. ЖНП Журнал министерства народного просвещения, СПб.
  356. ЗНТШ Записки Наукового товариства Т. Г. Шевченка, Льв1 В.
  357. ИОРЯС Известия отделения русского языка и словесности Академии наук, СПб.
  358. ЛЗАК Летопись занятий Археографической мысли, СПб.
  359. ЛИМ Львовский исторический музей, Львов.
  360. ЛМУМ Льв1вски музей укра1нського мистецтва, Льв1 В.
  361. ОР ЕАН Литовок. ССР Отдел рукописей Библиотеки Академии наук Литовской ССР, Вильно.
  362. ОР ЕАН СССР Отдел рукописей Библиотеки Академии наук СССР, Ленинград.
  363. ОР ГЕЛ Отдел рукописей Государственной библиотеки им. В. И. Ленина, Москва.- 321
  364. ОР ШБ Отдел рукописей Государственной публичной библиотеки им. М.Е. Салтыкова-Щедрина, Ленинград.
  365. ОР ЛБАН Отдел рукописей Львовской библиотеки АН УССР им. Стефа-ника, Львов.
  366. ОР ННБ Отдел рукописей Харьковской государственной научной библиотеки им. В. Г. Короленко.
  367. ОР ЦНБ АН УССР Отдел рукописей Центральной научной библиотеки Академии наук УССР, Киев.
  368. ЦЩШ Памятники древней письменности и искусства, СПб.
  369. ПКК Памятники, изданные Киевской комиссией для разбора древ-ник актов, Киев.
  370. ПСРЛ Полное собрание русских летописей, СПб., Москва.
  371. РИБ Русская историческая библиотека, СПб.
  372. Сб. ОРЯС Сборник Отделения русского языка и словесности Академии наук, СПб.
  373. ТКДА. Труды Киевской духовной академии, Киев.
  374. ЦГИА УССР Центральный государственный исторический архив УССР, Киев.
  375. ЧИОНЛ Чтения в Историческом обществе Нестора-летописца, Киев.
  376. ЧОИДР Чтения в императорском обществе истории и древностей российских, Москва.
Заполнить форму текущей работой