Реформационные движения в восточно-славянских землях Речи Посполитой во второй половине XVI — первой половине XVII вв
![Диссертация: Реформационные движения в восточно-славянских землях Речи Посполитой во второй половине XVI — первой половине XVII вв](https://westud.ru/work/3440938/cover.png)
Диссертация
Некоторые советские исследователи допускают, что в пределах Русского государства существовали тайные общины вольнодумцев (см. Клибанов А. И. Реформационные движения в России, с. 270 271- его же. Народная социальная утопия в России. Период феодализма. М., 1977, с. 69 слл.- Корецкий В. И. Указ. соч., е. III), но прямых доказательств этому мы не имеем. Правда, И. Утенхоу в своем письме Буллингеру… Читать ещё >
Содержание
- ВВЕЩЕНЙЕ
- I. Постановка проблемы и определение задач исследования
- 2. Историография проблемы
- 3. Обзор источников
- Глава I. РЕФОРМАЦИОННЫЕ ДВИЖЕНИЯ В ВОСТОЧНОСЛАВЯНСКИХ ЗЕМЛЯХ РЕЧИ ПОСПОЛИТОЙ В 50-е — 60-е ГОДЫ
- I. Предпосылки, генезис и складывание рефор-мационных движений в восточнославянских землях Речи Посполитой в 50-е годы ХУ1 в
- 2. Реформационные движения в восточнославянских землях Речи Посполитой в 60-е гг. ХУ1 в
- Глава II. РЕФОРМАЦИОННЫЕ ДВИЖЕНИЯ В ВОСТОЧНОСЛАВЯНСКИХ ЗЕМЛЯХ РЕЧИ ПОСПОЛИТОЙ В 70-е ТОМ Ш — СЕРЕДИНЕ ХУЛ вв
- I. Реформационные движения в 70-е — начале
- 90-х годов ХУ1 в
- 2. Судьбы реформационных движений в конце
- ХУ1 — первой половине ХУЛ века
- Глава III. ИДЕОЛОГИЯ РЕФОНЩИОННЫХ ДШЕНИЙ В ВОСТОЧНОСЛАВЯНСКИХ ЗЕМЛЯХ РЕЧИ ПОСПОЛИТОЙ
- I. Религиозная программа восточнославянских реформаторов
- 2. Рационалистические и гуманистические идеи в восточнославянских реформационных движениях второй половины ХУ1 — первой половины ХУЛ вв
- 3. Социальный идеал восточнославянских ре
- Формационных движений второй половины
- ХУТ — первой половины ХУЛ вв
Список литературы
- Маркс К. Теории прибавочной стоимости. Там же, т. 26, ч.1, с. 23.
- Энгельс Ф. Крестьянская война в Германии. Там же, т. 7, с. 352, 360−362.
- Энгельс Ф. Из подготовительных работ к «Анти-Дюрингу».1. Там же, г. 20, с. 636.
- Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии. Там же, т. 21, с. 314.
- Энгельс Ф. Введение к английскому изданию «Развития социализма от утопии к науке». Там же, т. 22, с. 306.
- Энгельс Ф. К крестьянской войне. В кн.: Архив Маркса и Энгельса. В 15-ти томах. Т. X, М., 1948, с. 356.
- Ленин В.И. Государство и революция. Полн.coop.соч., т.33, с. 43.
- Использованные публикации источников
- Акты, относящиеся к истории Западной России, собранные и изданные Археографическою комиссиею. В 5-ти томах. Т. 3−5, СПб., 1848−1853.
- Акты, издаваемые Виленскою археографическою комиссиею. В 36-ти т. Т. 6, 8, 23, Вильно, 1872−1896.
- Акты, относящиеся к истории Южной и Западной России, собранные и изданные Археографическою комиссиею. В 15-ти т. Т. 1−3. СПб., 1861−1863.
- Артемий. Послания старца Артемия. РИБ, т. 1У, СПб., 1878, стб. I20I-I448.
- Беседа преподобных Сергия и Германа, валаамских чудотворцев. ЛЗАК, вып. 10, СПб., 1895, отд. II, с. 1−32.
- Будный С. Катихизис. АСД, т. 7, Вильно, 1870,
- Дудный С. Катихизис, то ест наука стародавная христианская от светого писма для простых людей языка руского в пытаниах и отказах собрана. Несвиж, 1562.
- Василий Великий. Книга еже во святых отца нашего Василиа Великого, архиепископа Кесариа Каппадокийския о постничестве. Острог, 1594.
- Василий Острожский. О единой истинной православной вере и о святой соборной апостолской церкви, откуда начало приняла и ка-ко повсюду распростреся. РИБ, т. УП, СПб., 1882, стб. 633−938.
- Вишенский И. Послания. Акты ЮЗР, т. 2. СПб., 1865, с. 205 270.
- Вновь открытые полемические сочинения против еретиков. СПб., 1907.
- Вопросы и ответы православному с падежником. РИБ, т. 7. СПб., 1882, стб. I-II0.
- Гармония Восточной церкви с костелом Римским. РИБ, т. 7, СПб., 1882, стб. 169−222.
- Государственный архив России ХУ1 столетия. Опыт реконструкции. Подготовка текста и комментарии А. А. Зимина. Ban. 1−3, М., 1978.
- Грек Максим. Сочинения преподобного Максима Грека. Часть I. Казань, 1859.
- Донесение папского нунция И. Торреса, архиепископа андриано-польского о событиях в Польше во время восстания Богдана Хмельницкого. В кн.: Сборник статей и материалов по истории Юго-Западной России, вып. 2. Киев, 1916, с. 1−181.
- Древнерусские полемические сочинения против протестантов. I. Ответ царя Иоанна Васильевича Грозного Яну Роките. Изд. А. Попов. ЧОИДР, 1878, кн. 2, о. I-6I.
- Другий лист небесный, В кн.: I. Франко. Карпаторуська л1-тература ХУП-ХУШ bIkIb. — ЗНТШ, 1900, т. 37, с. 23−27. Евангелие учительное. Заблудов, 1569.
- Ермолай Еразм. Книга Еразма о Святой Троице. В кн.: Попов А. Библиографические материалы. УШ. Книга Еразма о Святой Троице. — ЧОИДР, 1880, кн. 1У, с. 1−224.
- Зизаний Ст. Казанье св. Кирилла, патриарха Иерусалимского. -В кн.: Пам’ятки полемХчного письменства. Льв1 В, 1906, с. 31−199.
- Зиновий Отенский. Истины показание к вопросившим о новом учении. Сочинение инока Зиновия. Казань, 1863.
- Зиновий Отенский. Слово на открытие мощей архиепископа Ионы Новгородского. В кн.: Калугин Ф. Г. Зиновий, инок Отенский и его богословско-полемические и церковно-учительные произведения. СПб., 1894. Приложение П, с. 17−26.
- Зиновий Отенский. Слово похвальное об Ипатии, епископе Ган-грском. В кн.: Корецкий В. И. Вновь найденное противоеретичес-кое сочинение Зиновия Отенского. — ТОДРЛ, т. 21, М., 1965, с.166−182.
- Златоуст Иоанн. Книга иже во святых отца нашего Иоанна Зла-тоустаго архиепископа Костентина града Маргарит глаголемаа. Острог, 1595.
- Из истории философской и общественно-политической мысли Белоруссии. Избранные произведения ХУ1 начала XIX вв. Минск, 1962.
- История о разбойничьем Флорентийском соборе, изданная клириком Острожским в 1598 г. РИБ, т. 19. СПб., 1903, стб. 43 347?.
- Кальнофойский А. Извлечения из «Тературургимы» А. Кальнофой-ского, изданной в 1638 г. Архив ЮЗР, ч. I, т. 8, вып.1, с.473
- Катехизис албо вызнане веры святое апостолское воходнее церкви. ЧИОНЛ, 1890, кн. 4, с. 8−81.
- Копыстенский 3. Книга о вере единой святой соборной апос-толской церкве, которая под розсудок церкве Всходнее подцается.-Архив ЮЗР, ч. I, т. 8, вып. I, с. 180−344.
- Копыстенский 3. Омилиа, албо казане на роковую память. Елисея. Плетенецкого. там же, с. 345−385.
- Коссов С. Извлечение из сочинения Сильвестра Коссова «Ра-terikon, abo zywoty swietych. oycow pieczarskich* там. же, С.448−472.
- Кревза Л. Оборона унии. РИБ., т. 1У, СПб., 1878, стб. 157 312.
- Курбский А.М. Сочинения князя Курбского. РИБ., т. XXXI. СПб., 1914.
- Курбский A.M. Предисловие князя A.M. Курбского на книгу Словес Златоустовых, глаголемую Новый Маргарит. В кн.: Жизнь князя Андрея Михайловича Курбского в Литве и на Волыни, т. 2. Киев, 1849, с. 303−313.
- Могила П. Крест Христа Спасителя проповедь, произнесенная Киево-Печерским архимандритом П. Могилой в крестопоклонную неделю 1632 г. — Архив ЮЗР, ч. I, т. 8, вып. I, с. 386−421.
- Незвисний :тв1р Клирика Острогського. В кн.: Пам’ятки полем1чного письменства. Льв1 В, 1906.0 образах, о кресте, о хвале и молитве святых и о инных ар-тикулех веры единое правдивое церкве Христовы. В кн.: Архив ЮЗР, ч. I. Т. 8, вып. I, с. 59−123.
- Пресвятей Тройци и о иных артикулах единое правдивое церкве Христовы. там же, с. 124−179.
- Отпис Клирика Остожского Ипатию Потею 1598 г. РИБ, т. XIX. СПб., 1903, с. 377−432.
- Отписание антиохийского патриарха Петра венецианскому архиепископу Доминику. там же, стб. 9−46.
- Павел Иовий Новокомский. Книга о посольстве, отправленном Василием Иоанновичем Великим князем Московским к папе Клименту УП. -В кн.: Библиотека иностранных писателей о России, отд. I, т. I, СПб., 1836, с. 5−55.
- Пам’ятки полем1чного письменства к1нця ХУ1 I поч. ХУЛ в. Видав д-р. К. Студинський. Т. I. Льв1 В, 1906.
- Памятники, изданные Киевской комиссией для разбора древних актов. Изд. 2-е. В 3-х томах. Т. 1−3. Киев, 1897−1898.
- Памятники, изданные Временной комиссией для разбора древних актов. В 4-х т. Т. 4. Киев, 1859.
- Перестрога зело потребная на потомные часы православным Христианом. АЗР, т. 4, с. 203−236.
- Першодрукар Иван Федоров та його посл1довники на Укра1н1. (ХУ1 перша полова ХУЛ ст.). Зб1рн1к документ1 В. Киев, 1975.
- Полное собрание русских летописей. Т. ХШ. Вторая половина тома. СПб., 1906- т. XXIX, М., 1965- т. XXX, М., 1965.
- Попов А. Послание многословное. Сочинение инока Зиновия. -ЧОВДР, 1880, кн. 2, с. 1−305.
- Послание до латин из их же книг. РИБ, т. XIX, СПб., 1903, стб. II23−1148.
- Послание к неизвестному против люторов. Творение Парфения Уродивого, писателя ХУ1 в. Сообщил архимандрит Леонид. ПДПИ, вып. 60. СПб., 1886.
- Потей И. Антиризис или апология против Христофора Филалета. -РИБ, т. XIX, СПб., 1903, с. 477−982.
- Потей И. Гармония албо согласие веры, са1фаментов и церемоний святое Восточное церкви с костелом римским. РИБ, т. УП. СПб., 1882, стб. 169−222.
- Потей И. Лист Ипатия Потея князю Константину Константиновичу Острожскоцу. РИБ, т. XIX. СПб., 1903, стб. 98−1040.
- Потей И. Уния албо выклад предднейших артикулов. РИБ, т. УП. СПб., 1882, стб. III-I68.
- Потей И. Ответ Ипатия Потея Клирику Острожскому. РИБ, т. XIX. СПб., 1903, стб. I04I-II22.
- Поучения на евангелие по Няговскому списку. В кн.: Петров А. Л. Памятники церковно-религиозной жизни угроруссов ХУТ-ХУП вв. Пг., 1921, с. 1−226.
- Против повести нынешних безбожных еретиков. Архив ЮЗР, ч. I, т. 8, вып. I, с. 2−44.
- Пчела почаевская. Изборник назидательных поучений и статей, составленных и сочиненных преподобным Иовом, игуменом Лавры По-чаевской (I58I-I65I) по собственной рукописи преподобного Иова. Почаев, 1884.
- Соборник, называемый книга Кириллова. Москва, 1644.
- Скарга П. Берестейский собор и оборона его. Сочинение Петра
- Скарги. РИБ, т. XIX. СПб., 1903, стб. 183−328.
- Скарга П. Новые статьи. РИБ, т. УП, СПб., 1882. Скарга П. О единстве церкви божей под одним пастырем и о греческом от этого единства отступлении. — РИБ, т. УП, СПб., 1882, стб. 223−526.
- Укра1нська поезТя. К1нець ХУ1 початок ХУП ст. Ки1в: Науко-ва думка, 1978.
- Филалет X. Апокризис. РИБ, т. УП, СПб., 1882, стб. 11 031 820.
- Akty synodow roznowierczych w Polsce. Acta synodalia Ecclesi-arum Poloniae Reformatorum. T. 1. 1550−1559- t. 2. 15bO-1570. W-wa, 1966−1972.
- Czechowic M. Rozmowy chrystyjanskie. W-wa, 1979.- 292
- Pawejf G. zBrzezin. О prawdziwej sraierci, zmartwychwstaniu i zywocie wiecznym. Wroclaw etc. 1954.
- Rej M. Postylla, cz. 2. * ' -- WrocZaw etc., 1965.
- Абецедарский I.С. Белоруссия и Россия. Очерки русско-белорус ских связей второй половины ХУТ ХУЛ вв. — Минск: Вышэйшая школа, 1978. — 255 с.
- Алексютович Н.А. Будный идеолог гуманизма и рефордации в Белоруссии и Литве. — В кн.: Из истории философской и общественно-политической мысли Белоруссии. Избранные произведения ХУ1 -начала XIX вв. Минск, 1962, с. 40−50.
- Алексютович Н.А. Культурно-просветительская деятельность братьев Зизаниев. там же, с. 126−133.
- Алексютович Н.А. Русские волнодумцы в Белоруссии. * Там же, с. 100−110.
- Алексютович М.А. Скарына, яго дзейнасць I светопогляд. -Минск, 1958. 147 с.
- Алексютович Н.А. Тяпинский и его предисловие к евангелию. -В кн.: Из истории философской и общественно-политической мысли Белоруссии. Избранные произведения ХУТ начала XIX вв. Минск, 1962, с. 82−87.
- Анушкин А.И. В славном месте Виленском. Очерки из истории книгопечатания. М.: Искусство, 1962. — 172 с.
- Батюшков П.Н. Волынь. Исторические судьбы Юго-Западного края. СПб., 1888. — 288 + 128 с.
- Бегунов Ю.К. Кормчая Ивана-Волка Курицына .-ТОДРЛ, т. 12. М.-Л., 1956, с. 141−159.
- Бегунов Ю.К. Соборные приговоры как источник по истории нов-городско-московской ереси. ТОДРЛ, т. 13. М.-Л., 1957, с. 214 224.
- Беднов В.А. Православная церковь в Польше и Литве. Екате-ринослав, 1908. — 512 с.
- Беляев И.Д. Латинская церковь в северо-западном крае Руси до Бресткой унии. Русский вестник, 1870, т. 90, № II, с. 5−39.
- Беляновский А. Стефан Зизаний. Почаев, 1887. — 94 с.
- Бодянский О.М. О поисках моих в Познанской публичной библиотеке. ЧОИДР, 1846, Л I, с. 1−45.
- Боцян Й. Крех1вський Апостол. Укра1нсышй переклад ц1лого Апостола I Апокалипси з ХУ1 в. (Тимчасова в1стка). Стара Укра-1на, 1925, В 6, с. I09-III.
- Брянцев П.Д. История Литовского государства с древнейших времен. Вильно, 1889. — 659 с.
- Дудовниц И.У. Русская публицистика ХУТ в. М.* Л.: Изд-во АН СССР, 1947. — 311 с.
- Быков Н.Н. Князья Острокские и Волынь. -Пг., 1915. 60 с.
- Василенко Н.Н. Очерки по истории Западной Руси и Украины. -Киев, 1916. 589 с.
- Викторовский П.Г. Западнорусские дворянские фамилии * отпавшие от православия в конце ХУТ и в ХУЛ в. Вып. I. Киев, 1912.273 с.
- Вилинский С.Г. Послания старца Артемия. Одесса, 1906. -426 с.
- Владимиров П.В. Франциск Скорина, его переводы, печатные издания и язык. СПб., 1888. — 351 с.
- Владимирский-Буданов М. Ф. Очерки из истории литовско-русского права. У1. Церковные имущества в (c)го-Западной Руси ХУ1 в. -Киев, 1907. 224 с.
- Возняк М.С. 1стор1я укра1нсько1 л1тератури, т. 2. В1ки ХУ1-ХУШ. Ч. L Льв1 В, 1921, — 416 с.
- Востоков А.Х. Описание русских и^слвенских рукописей Румян-цевского музеума. СПб., 1842. — 899 с.
- Говорений К. О введении, распространении и судьбе кальвинизма в Белоруссии. Вестник Юго-Западной и Западной России, 1864, № 4, с. 19−28.
- Галенченка Г. Я. Василь Цяп1нск1й паслядоуник скарынинскай справи. — В кн.: 450-й год беларускага книгадрукаваня. MIhck, 1968, с. 171−178.
- Псторыя Беларускай ССР. Т. I. Минск: Навука I Тзхника, 1972. — 632 с.
- Голенищев-Кутузов И. Н. Гуманизм у восточных славян (Украина и Белоруссия) (У Международный съезд славистов. Доклады советской делегации). М.: Изд-во АН СССР. — 93 с.
- Голенченко Г. Я. Русские первопечатники и Симон Будный. В кн.: Книга. Исследования и материалы, сб. 10. М., 1965, с. 146 161.
- Голенченко Г. Я. Симон Будный. Книгоиздательская деятельность в Белоруссии. В кн.: Из истории книги, библиотечного дела и библиографии в Белоруссии. Минск, 1970, с. 168−193.
- Голубев С.Т. Киевский митрополит Петр Могила и его сподвижники. Опыт исторического исследования. Т. I. Киев, 1883−559+ 576 с- Т. 2, Киев, 1898. — 524+498 с.
- Голубев С.Т. Предисловие. Архив ЮЗР, ч. I, т. 8, вып. I. Киев, 1914, с. I-I2.
- Голубинский Е.Е. История русской церкви. Т. 2. Первая половина тома. М., 1900. — 919 с.
- Голубцов А. К вопросу об авторе, времени написания, цели и составе «Изложения на лютори». В кн.: Прибавления к изданию творений св. отцов в русском переводе за 1888 г., ч. 42. М., 1888, с. 152−176.
- Голубцов А.П. Прение о вере, вызванное делом королевича Вальдемара и царевны Ирины Михайловны. М., 1891. — 384 с.
- Горский А.В., Невоструев К. И. Описание славянских рукописей Московской синодальной библиотеки. Отд. 2, ч. 3. М., 1859. -844 с.
- Горфункель А.Х. Гуманизм и натурфилософия итальянского Возрождения. М.: Мысль, 1977. — 359 с.
- Горфункель А.Х. Гуманизм Реформация — Контреформация. -В кн.: Культура эпохи Возрождения и реформация. Л., 1981, с. 7−19.
- Грузинский А.С. Из истории перевода Евангелия в Южной России в ХУ1 в. Летковское евангелие. ЧИОНЛ, I9II, кн. 21, вып.1−2, с. 42−79- вып. 3, с. 87−124.
- Грущевський М.С. Взливи чеського нац1онального руху Х1У-ХУ вв. в у1фа1нськом життю I творчост1 як проблема доелиду. ЗНТШ, 1925, тт. 141−143, с. I-I3.
- Грушевсышй М.С. 3 1стор11 религ1йно1 думки на Укра1н1. -Льв1 В, 1925. 160 с.
- Грушевсышй М.С. 1стор1я Укра1ни-Руси. Т. У1, Ки1в-Льв1 В, 1907. 667 с.
- Грушевський М.С. 1стор1я укра1нсько1 л1тератури. Т. 5, чч. 1−2. Ки1в-Льв1в- Державне видавництво Укра1н1, 1926−27. — 515 с.
- Дашкевич И. Один из памятников религиозной полемики ХУТ в. (Послание прота Афонской горы 1534 г.) ЧИОНЛ, 1902, кн. 15, вып. 1У, отд. III, с. I5I-20I.
- Демьянович А.П. Иезуиты в Западной России в 1569—1772 гг.. -СПб., 1872. 226 с.
- Добрянский Ф.Н. Описание рукописей Виленской публичной библиотеки, церковно-славянских и русских. Вильно, 1883. — 533 с.
- Довнар-Запольский М.В. В. Н. Тяпинский, переводчик Евангелияна белорусское наречие. ИОРЯС, 1899, т. 17, кн. 3, с. 10 311 064.
- Драгоманов М.П. Громада. 7кра1нська зб1рка. Передне слово. -Женева, 1878. 101 с.
- Дэже Л. Очерки по истории закарпатских говоров. Будапешт: Издательство Венгерской Академии наук, 1967. — 306 с.
- Житецкий П.И. 0 пересопнвдкой рукописи. В кн.: Труды III Археологического съезда в России, бывшего в Киеве в августе 1874 г. Киев, 1978, т. 2, с. 221−230.
- Жукович П.Н. Кардинал Гозий и польская церковь его времени. СПб., 1882. — 542 с.
- Завитневич В.З. Палинодия Захарии Копыстенского и его место в истории западнорусской полемики ХУТ и ХУП вв. Варшава, 1883,400 с.
- Зайцев В.К. Реформационное движение в Белоруссии и Литве. (Вторая половина ХУТ в.). В кн.: Философия и право. Доклады П-й конференции молодых ученых АН БССР и вузов БССР. — Минск, 1968, с. 391−403.
- Зайцев В.К. Франциск Скорина и гуманистическая мысль в Белоруссии ХУ ХУТ вв. Автореферат, диссертации. доктора филологических наук. — Минск, 1970. — 64 с.
- Зайцев В.К. Перадумовы гуманизму у Беларус1. В кн.: 450-год беларускага книгадрукавання. Минск, 1968. с. 41−67.
- Зимин А.А. И.С. Пересветов и его современники. Очерки по истории русской общественно-политической мысли середины ХУТ в. -М.: Изд-во АН СССР. 498 с.
- Зимин А.А. Основные проблемы реформационно-гуманистического движения в России Х1У-ХУ1 вв. В кн.: История, фольклор, искусство славянских народов. Доклады советской делегации. У Международный съезд славистов. М., 1963, с. 91−119.
- Зимин А.А. Первое послание Курбского Ивану Грозному (текстологические проблемы) ТОДРЛ, т. 31, М., 1976, с. 176−201.
- Зимин А.А., Хорошкевич А. Л. Россия времени Ивана Грозного.-М.: Наука, 1982. 184 с.
- Зубрицкий Д. Летопись Львовского ставропигийского братства. Львов- Издание Ставропигийского института, 1926. — 197 с.
- Зубрицкий В.М. Рецензия на т. УШ Архива ЮЗР. В кн.: Украина, кн. 3. Ки1 В, 1914, с. 85−94.
- Исаевич Я.Д. Наследие Франциска Скорины на Украине. В кн.: Белорусский просветитель Ф. Скорина и начало книгопечатания в Белоруссии и Литве (Федоровские чтения, 1977). М., 1979, с. 170 175.
- Исаевич Я.Д. Першодрукар 1ван Федоров и виникнення друкарст-ва на Укра1н1. Изд. 2-е. — ЛьвГв: Издательство ЛГУ, 1983. -155 с.
- Исаевич Я.Д. Преемники первопечатника. М.: Книга, 1981. -191 с.
- История Белорусской ССР, т. I. Минск: Изд-во АН СССР, 1961. — 655 с.
- История Белорусской ССР. Минск: Наука и техника, 1977. -630 с.
- История Польши, т. I. М.: Изд-во АН СССР, 1954. — 583 с.
- История СССР. С древнейших времен до наших дней. В 2-х сер., 12 т. Сер. 1-я, т. 2. М.: Наука, 1966. — 631 с.
- Казакова Н.А. Западная Европа в русской письменности ХУ -ХУТ вв. Из истории международных культурных связей России. -I.: Наука, Ленинградское отделение, 1980. 278 с.
- Казакова Н.А. Нестяжательство и ереси. В кн.: Вопросы научного атеизма, вып. 25. М., 1980, с. 62−79.
- Казакова Н.А. Очерки по истории русской общественной мысли. Первая треть ХУТ в. Л.: Наука, Ленинградское отделение, 1970.300 с.
- Казакова Н.А., Лурье Я. С. Антифеодальные еретические движения на Руси Х1У начала ХУТ в. — М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1955.544 с.
- Калугин Ф.Г. Зиновий, инок Отенский и его богословско-поле-мические и церковно-учительные произведения. СПб., 1894. -364 + 26 с.
- Каманин И.М. Дошло ли до нас в подлиннике Пересопницкое евангелие? ЧИОШГ, 1912, кн. 22, вып. 3, с. 83−85.
- Каманин И.М. Заметки на полях Острожской Библии 1581 г. ее читетелей ХУЛ в. ЧИОШГ, I9II, кн. 22, вып. 1−2, с. 14−17.
- Каманин И.М. Несколько черт для характеристики князя Константина Константиновича Острожского. В кн.: Сборник статей и материалов по истории Его-Западной России, вып. 2. Киев, 1916, с. 1023.
- КаманГн I.M. Витв1цька 0. Водян1 знак1 на nanepl украГнсь-ких документ1 В в ХУ1 ХУЛ вв. (I566-I65I). — Ки1в: Всеура1нсь-ка Академ1я навук, 1923. — 144 с.
- Кареев Н.И. Очерк истории реформационного движения и католической реакции в Польше. СПб., 1886. — 192 с.
- Карский Е.Ф. Западнорусские переводы Псалтыри в ХУ-ХУП вв. -Варшава, 1896. 444 с.
- Карский Е.Ф. Белоруссы, т. Ш, ч. 2. Старая западнорусская письменность. Пг., 1921. — 246 с.
- Каталог белорусских изданий кирилловского шрифта ХУ1-ХУП вв. Вып. I (1523−1600). (Сост.: В.И. Лукьяненко). Л., 1973, -196 с.
- Клибанов А.И. Народная социальная утопия в России. Период феодализма. М.: Наука, 1977. — 335 с.
- Клибанов А.И. Некоторые идеологические формы социального протеста русского крестьянства. В кн.: Россия на путях централизации. Сб. статей. М., 1982, с. 239−250.
- Клибанов А. И, Религиозное сектантство в прошлом и настоящем. М., 1973: Наука, 1973 — 256 с.
- Клибанов А.И. Реформационные движения в России в Х1У первой половине ХУТ в. — М.: Изд-во АН СССР, I960. — 411 с.
- Клибанов А.И. «Самобытийная ересь». (Из истории русского свободомыслия конца ХУ первой половины ХУТ в.). — В кн.: Вопросы истории религии и атеизма, вып. 4. М., 1956, с. 203−229.
- Клибанов А.И. У истоков русской гуманистической мысли. -Вестник истории мировой культуры, 1958, В I, с. 22−39- № 2, с. 4563- 1959, № I, с. 33−48.
- Колосова В.П. Виршовий полемГчний комплекс 80-х 90-х ро-к1 В ХУТ ст. — В кн.: Укра1нська поез1я, КГнець ХУТ — початок ХУП ст. Зб1рка. Упор. В. П. Колосова, B. I, Крекотень. Ки1 В, 1978, с. 25−55.
- Копысский Б-3. Крестьяне Белоруссии в конце ХУТ первой половине ХУП в. Автореферат диссертации. канд. ист .наук. -Минск., 1981. — 18 с.
- Копысский З.Ю. Социально-политическое развитие городов Белоруссии в ХУТ первой половине ХУП в. — Минск: Наука и техника, 1975. — 191 с.
- Копысский З.Ю. Экономическое развитие городов Белоруссии в ХУТ первой половине ХУП в. — Минск: Наука и техника, 1966. -225 с.
- Корецкий В.И. К вопросу о социальной сущности «нового учения» Феодосия Косого. Вестник МГУ. Историко-филологическая серия, 1956, Л 2, с. 105−124.
- Корецкий В.И. Христологические споры в России (середина ХУТ в.). В кн.: Вопросы истории религии и атеизма, вып. П. М., 1963. с. 334−361.
- Коялович М.О. Лекции по истории Западной России. М., 1864. — 393 с.
- Коялович М.О. Отношение западнорусских православных к польским протестантам во время унии. Христианское чтение, I860, № 2, с. 225−256.
- Крипякевич И.П. Льв1вська Русь в перш1й половин1 ХУ1 в. -ЗНТШ, т. 79, 1907, с. 14−41.
- Крыловский А. Предисловие. Архив ЮЗР, ч. I, т. XI. Киев, 1904, с. I-I58.
- Лапшина Р.Г. Феодосий Косой идеолог крестьянства ХУ1 в. -ТОДРЛ, т. IX, М.-Л., 1953, с. 235−250.
- Лев В. Рец. на кн.: 0г1енко I. Укра1нська л1тературна мова ХУ1 ст. I Крех1вский апостол 1560-х р., т. 1−2. Варшава, 1930. -В кн.: Записки чина св. Василия Великого, т. 1У, вып. 1−2. Жовк-ва, 1932, с. 347−360.
- Левицкий 0. Социнианство в Польше и Юго-Западной Руси в ХУТ и ХУП вв. Киевская старина, 1882, № 4, с. 25−57- № 5, с. 193 224- В 6, с. 401−432.
- Левицкий 0. Внутреннее состояние западнорусской церкви в польско-литовском государстве в конце ХУТ в. и уния. Архив ЮЗР, ч.1, т. У1. Киев, 1884, с. I-I82.
- Лешпий К. Социальная программа плебейского крыла польского арианства. В кн.: Доклады и сообщения Института истории АН СССР, вып. 9. М., 1956, с. 153−166.
- Липинский В. Арианский соймик в Киселине.-ЗНТШ, т. 96, 1910, с. 41−57.
- Лихачев Д.С. Канон и молитва ангелу Грозному Парфения Уродивого (Ивана Грозного). В кн.: Рукописное наследие Древней Руси. По материалам Пушкинского дома. Л., 1972, с. 10−27.
- Лурье Я.С. Идеологическая борьба в русской публицистике конца ХУ начала ХУ1 в. — М.-Л.: Изд-во АН СССР. — 532 с.
- Лгобович Н.Н. История реформации в Польше. Кальвинисты и антитринитарии. Варшава, 1883. — 348 с.
- Макарий (Булгаков).История Русской церкви, т. 9, кн. 1У. История Западнорусской или Литовской митрополии. 1458−1596. СПб., 1879. 690 с.
- Малышевский И.И. Подложное письмо полоща Ивана Смеры великому князю Владимиру Святому. ТЕДА, 1876, № 6, с. 472−553- $ 7, с. 141−233.
- Малышевский И.И. Подложное письмо половца Ивана Смеры к киевскому князю Владимиру Святому. В кн.: Труды Ш Археологического съезда, вып. 2. Киев, 1878, с. 307−316.
- Материал1 для культурно1 и громадсько1 1сторИ Зах1дньо1 Укра1ни, т. I. Листування I. Франка I.M. Драгоманова. Ки1в: Вид-во Всеукра1нсько1 Академии навук, 1928. — 508 с.
- Микитась В.Л. Давня л1тература Закарпаття. Льв1 В, Изд-во Л1У, 1968. — 255 с.
- Мицько 1.3. 1деолог1чна боротьба на Укра1н1 в ХУЛ ст. I фор-мування та склад б1бл1отекгВ кн.: Ыбл1ограф1чна 1нформац1я I сучасн1сть. Ки1 В, 1981, с. I02-III.
- Мицько 1.3. Нов1 стор1нки з життя першодрукаря. Жовтень, 1983, Jfc II, с. 99−106.
- Морозова Л.Е. Вопросы атрибуции «Послания многословного», полемического произведения ХУТ в. История СССР, 1975, № I, с. 101−109.
- Мицько И.З. Острожский культурно-просветительный центр и его борьба против идеологической экспансии католицизма и унии на Украине (1536−1636). Автореферат диссертации. канд. ист.наук.1. Львов, 1983. 24 с.
- Назаревский А.А. Язык Евангелия 1581 г. в переводе В. Нега-левского. Университетские известия, I9II, № 8, с. 1−40.
- Немировский Е.Л. Иван Федоров в Белоруссии. М.: Книга, 1979. — 176 с.
- Немировский Е.Л. Начало книгопечатания на Украине. Иван Федоров. М.: Книга, 1974. — 224 с.
- Никольский А. Материалы для истории противолютеранской богословской полешки северо-восточной русской церкви 16 и 17 веков. ВДА, 1864, Я I, с. 3−35- № 2, с. I2I-I74.
- Охрименко П.П. К вопросу о влиянии Г. Скорины на украинскую книжность ХУЪ®-. В кн.: Ученые записки Гомельского педагогического института, вып. 2. Минск, 1956, с. 12−128.
- Павлов С.Н. Критика Феодосием Косым догмата о Троице. В кн.: Атеистические традиции русского народа. Л., 1982, с. 110 121.
- Падокшин С.А. .?ус1зм I грамадскГ рух Беларус1 I ЛГтви ХУ -ХУТ ст. В кн.: 450-й год беларускага книгадруокаванна. Минск. 1968, с. 69−83.
- Паславский И, В. Борьба против идеологии католицизма в общественно-политической и философской мысли Украины ХУП в. Автореферат диссертации. канд.философск.наук. Киев, 1979. — 24 с.
- Пашуто В.Т., Фяоря Б. Н., Хорошкевич А. Л. Древнерусское наследие и исторические судьбы восточного славянства. М.: Наука, 1982. 262 с.
- Перетц В.Н. Отчет об экскурсии семинария русской филологии в Житомир. Университетские известия, I9II, № 10, с. 57−110.
- Перетц В.Н. Отчет об экскурсии семинария русской филологии в Полтаву и Екатеринослав 1−9 июня 1910 г. Киев, 1910. — 100 с.
- Перфецкий Е.Ю. Религиозное движение в ХУ1 и начале ХУЛ веков в угорской Руси. ИОРЯС, 1915, № I, с. 24−77.
- Петров А. Л. Отзвук реформации в русском Закарпатье ХУ1 в. Няговские поучения на Евангелие. Прага, 1923. — 123 с.
- Петров Н.И. Западнорусские полемические сочинения ХУ1 в. -ТКДА, 1894, № 2, с. 154−186- Jfc 3, с. 343−383- № 4, с. 510−535.
- Петров Н.И. Описание рукописных собраний, находящихся в г. Киеве, вып. 2. М., 1896, — 294 с.
- Петров Н.И. Преподобный Иов Железо, игумен Почаевский, как духовный писатель. Странник, 1883, J? 9, с. 3−22- Л 10, с. 179 204- J& II, с. 373−381.
- Шчэта У. Беларускае адраджэньне у ХУ1 сталецыда. В кн.: 400-лецьце беларускага друку. Менск, 1926, с. 132−156.
- Пичета В.И. Возрождение Украины-Руси и Белой Руси в ХУ1 -начале ХУЛ в. В кн.: Пичета В. И. Белоруссия и Литва ХУ-ХУ1 вв. Исследования по истории социально-экономического, политического и культурного развития. М., 1961, с. 715−730.
- Пичета В.И. Культура Белоруссии в ХУ1 в. там же, с. 633 714.
- Пичета В.И. Образование Белорусского народа. там же, с. 595−632.
- Пичета В.И. Скориниана (1776−1926). там же, с. 731−788.
- Платонов С.Ф. Древнерусские сказания о Смутном времени ХУПв. как исторический источник.-СПб., 1888. 372 с.
- Плисс В.И. Исторический очерк проникновения и распространения Реформации в Литве и Западной Руси. Христианское чтение, 1914, Л 2, с. 199−234.
- Подокшин С.А. Да пытання аб фармировання радакальнага рэфар-мацыйнага руху у Беларус1 I Л1тве у другой палавине ХУ1 стагод-дзя. Весц1 АН БССР, серия грамадских навук, $ I, с. 78−88.
- Подокшин С.А. Идейное содержание Несвижского катехизиса 1562г. В кн.: Материалы к ХП конференции молодых ученых. Общественные науки. Минск, 1964, с. 32−37.
- Подокшин С.А. К вопросу о взаимодействии радикального направления реформации в Белоруссии и Литве с еретическим движением во второй половине ХУ1 в. В кн.: Материалы конференции молодых ученых АН БССР. Отделение общественных наук. Минск, 1962, с. 8188.
- Подокшин С.А. Реформация и общественная мысль Белоруссии и Литвы. (Вторая половина ХУТ начало ХУП в.). — Минск: Наука и техника, 1970. — 224 с.
- Подокшин С.А. Франциск Скорина. М.: Мысль, 1981. — 215 с.
- Подокшин С.А. Скорина и Будный. Очерк философских взглядов.
- Минск: Наука и техника, 1974. 175 с.
- Радо1ичи? З. С. Друго «Послан1е светогорског проте Гаврила Угарскогу кральу J овану Запольи» (из 1534 год). В кн.: U ижнославенски филолог. Повремени спис за словенсву филологиде>. кн. ХХП, 1−4. Београд, 1957−58, с. 167−177.
- Рогов А.И. Фрески Супрасля. В кн.: Древнерусское искусство. Монументальная живопись XI-ХУЛ вв. М., 1980, с. 343−358.
- Розов А. Отношение православных Западной и Юго-Западной Руси к протестанству в ХУТ и первой половине ХУЛ в. Вильно, 1881. — 96 с.
- Рущинский Л.П. Религиозный быт русских по сведениям иностранных писателей ХУ1 и ХУЛ вв. М., 1871. — 337 с.
- Савва В.И. Сочинения князя Ив. Андр. Хворостинина. В кн.: Ейовь открытые полемические сочинения против еретиков ХУЛ в. СПб., 1907, с. 7−32.
- Савич А. Нариси з 1стор11 культурних рух1 В на Вкра1н1 та Б1лорус1 у ХУ1-ХУШ ст. Ки1в: Всеукра1нська Академ1я навук, 1929. — 333 с.
- Свенц1цький I. Опис рукопис1 В Народного дому з коллевцИ Ант. Петрушевича, ч. I. Льв1 В, 1906. — 242 с.
- Светицкий И. Дерковно- и русско-славянские рукописи публичной библиотеки Народного дома во Львове. СПб., 1904. — 65 с.
- Селедкий А. Остройская типография и ее издания. Волынские епархиальные ведомооти, 1884, т 29−35, 1885, Jg 7-II, 20−26.
- Сербента А.А. К истории философской и общественно-политической мысли Белоруссии ХУ1 начала XIX в. — В кн.: Из истории философской и общественно-политической мысли Белоруссии. Избранные произведения ХУ1 — начала XIX в. Минск, 1962, с. 5−22.
- Скрынников Р.Г. Курбский и его письма в Псковско-Печерский монастырь. ТОДРЛ, т. ХУШ, М.-Л., 1962, с. 99−116.
- Сметанин В.А. Борьба чешских утраквистов за «Сукцессио апос-толика» в середине ХУ в. В кн.: Узловые вопросы советского славяноведения. Ужгород, 1982, с. 240.
- Соколов И.И. Отношение протестантизма к России в ХУ1 и ХУП веках. М., 1880. — 450 с.
- Студинсышй К. Передмова. В кн.: Пам’ятки полемГчного письменства, Льв1 В, 1906, с. 1-ХП.
- Студинсышй К. Перестрога. Русышй памятник початку ХУП в1-ка. 1стор1чно-л1тературна студТя. ЛьвГв, 1895. — 193 с.
- Тиховский. Ю.И. Малорусские и западнорусские учительные евангелия ХУТ и ХУП вв. и их место среди южнорусских и западнорусских переводов священного писания. В кн.: Труды ХП Археологического съезда в Харькове 1902 г., т. 3. М., 1905, с. 355−356.
- Фет1сов I.I. Укра1нськ1 рукописи зб1рки Ю. А. Яворського. -В кн.: Науковий зб1рник Лен1нградського товариства досл1дн1к1 В укра1нсько1 IcTopii, письменства та мови, вып. III. Ки1 В, 1931, с. 17−31.
- Филарет (1Умилевский). История Русской церкви. Изд. 5-е. — Период 3, от разделения митрополии до учреждения патриаршества (I4I0-I588). — М., 1888. — 262 с.
- Философская мысль в Киеве. Историко-философский очерк.
- Киев: Наукова даоса, 1982. 357 с.
- Философия эпохи ранних буржуазных революций. М.: Наука, 1983. — 583 с.
- Флоровский А.В. Франциск Скорина и Москва. ТОДРЛ, т. ХХ1У, М., 1969, с. 155−158.
- Фотинский О.А. Волынский религиозный вольнодумец ХУЛ в. -ЧИОНЛ, 1905, кн. 18, вып. 3−4, с. 71−102.
- Фотинский О.А. Социнианское движение на Волыни в ХУ1-ХУП в. Волынские епархиальные ведомости, 1894, № 25, с. 709−717.
- Франко I. Причинок до студий над 0строжсько1 Еиблиею.— ЗНТШ, т. 8, 1907, с. 5−18.
- Франко I. Карпато-руська л1тература ХУ1-ХУП bIkIb. ЗНТШ, т. 37, 1900, с. I-9I.
- Франко I. Студи1 на пол1 карпато-руського письменства ХУП-ХУШ вв. ШТШ, т. 41, 1901, с. 1−50.
- Ф.С. Рец. на книгу: Грушевський М. С. 3 1сторП рел1г1йно1 думки на Укра1ни. Льв1 В, 1925. В кн.: Запис1ш чина св. Василия Великого, т. II, вып. 1−2. Жовква, 1926, с. 459−461.
- Хойнацкий А.Ф. Новооткрытый православный писатель апологет. — Исторический вестник, 1884, т. 17, с. 171−180.
- Хойнацкий А.Ф. Преподобный Иов, игумен Почаевский, его жизнь и прославление. Подольские епархиальные ведомости, 1871, Ш 3−5, 7−8, II, 13.
- Цветаев Д.В. Протестантство и протестанты в России до эпохи преобразований. М., 1890. — 782 с.
- Чижевсышй Дм. 1стор1я укра1нсько1 л1тератури, кн. 2. 1У. Ренессанс та Реформац1я. У. Барок. — Прага, 1942. — 144 с.- 311
- Чиколини JI.С. Социальная утопия в Италии ХУ1 начала ХУП в.-М.- Наука, 1980. — 392 с.
- Чистович И.А. Очерк истории Западнорусской церкви, ч. 1−2. -СПб., 1882−1884. 220+419 с.
- Шевченко С.Ф. Повесть о бесе Зерефере, изданная в 1626 г. Киевско-Печерской лаврой. Варшава, 1915. — 8 с.
- Шелестов Д.К. Свободоглыслие в учении Феодосия Косого. -В кн.: Вопросы истории религии и атеизма, вып. 2. М., 1954, с. 194−218.
- Шляпкин И.А. Ермолай Прегрешный новый писатель эпохи Грозного. — В кн.: Сергею Федоровичу Платонову ученики, друзья и почитатели. СПб., I9II, с. 545−560.
- Шульгин B.C. Религия и церковь. В кн.: Очерки русской культуры ХУП в., ч. П. М., 1979, с. 288−312.
- Шапов Я.Н. Восточнославянские и южнославянские рукописные книги в собраниях Польской Народной Республики, вып. 1−2. М.: Институт истории СССР АН СССР, 1976. — 163+202 с.
- Щеглова С.А. Вирши праздничные и обличительные на ариан конца ХУ1 начала ХУП в. — СПб., 1913 — 114 с.
- Янчук Н.А. Нарыси па г1сторы1 беларускае л1тературы. Менск: Адраджэньне, 1922. — 119 с.
- Яременко П.К. Василь Суразький.-Укра1нське л1тературознавст-во, 1969, вып. 6, с. 81−88.
- Яременко П.К. Герасим Смотрицький. Радянське л1тературо-знавство, I960, J& 5, с. 57−68.
- Яременко П.К. Укра1нсышй письменник-полем1ст Христофор Филалет и його «Апокрисис». Льв1в: Вид-во ДНУ, 1964. — 109 с.
- Яременко П.К. Степан Зизаний укра1нський письменник-по-лем1ст к1нця ХУ1 в. — Радянське л1тературознавство, 1958, № 2, с. 40−54.
- Яременко П.К. Хто був автор «Апокрисиса». В кн.: Наукови записки Львовського педагогичного 1нст1туту. Серя $ 1лолог1чна. т. 13. Льв1 В, 1958, с. 3−22.
- Badecki К. Znaki wodne w ksifgach archiwum miasta Lwowa, 13 821 600. Lwow, 1928- 87 s.
- Bardach J. Bractwa cerkiewne na ziemiach ruskich Rzeczypos-politej XVI XVII w. — Kwartalnik historyczny, 1967, r. 74, N 1, s. 77−82.
- Barycz H. Budzynski St. In: Polski s/ewnik biograficzny, t. 3. W-wa, 1937, s. Ю5−106.
- Benz E. Wittenberg und Byzanz. Zur Begegnung und Auseinander-setzung der Reformation und der ostlich-orthodoxen Kirche. -2-е Auflage. Munchen: Milhelm Pink Verlag, 1971- 288 S.
- Bienkowski L. Organizacja kosciojta wschodniego w Polsce. -In: Koscioyf w Polsce, t. 2. Wieki XVI-XVIII. Krakow, 1969, s. 781-Ю34.
- Brtlckner A. Roznowiercy polscy. Szkice obyczajowe i literac— kie. W-wa: PWN, 1962. — 219 s.
- Ghodynicki K. KoscioX prawos^awny a Rzeczpospolita Polska. Zarys historyczny. 1379−1632. W-wa, 1934. — 632 s.
- Dan R. «Judaizare11 the career of a term. — In: Antitrini-tarism in the second half of the 16th Century. Budapest — Leiden, 1982, p. 25−34.
- Dzieje Polski. Pod red. J. Topolskiego. W-wa: PWN, 1976. -936 s.
- Franko I. Charakterystyka literatury ruskiej XVI-XVIII w. -Kwarlalnik historyczny, 1892, zesz. 4, s. 693−727.
- Franko I. Z dziejow synodu brzeskiego 1596 r. Kwartalnik historyczny, 1895, zesz. 1, s. 1−22.
- Gierowski J.A. Historia Polski. 1505−1764. W-wa: FWN. -432 s.
- Gorski K. Biblia i sprawy biblijne w «Postylli» Eeja. «In: Gorski K. Z historii i teorii literatury, seria 1. W., 1959, s. 7−67./
- Gorski K. Grzegorz PawejL z Brzezin. Krakow, 1929. 296 s.
- Gorski K. Studia nad dziejami polskiej literatury antitri-nitarskiea XVI w. Krakow: 1949. — 201 s.
- Halecki 0. Prom Florence to Brest. Hamden: Archon books, 1968. — 456 p.
- Hartleb K. Zagadnienia Eeformacji na ziemich litewskich. Problemy postulaty. — Lwow, 1955. — 17 s.
- Hering G. Orthodoxie und Protestantismus. — In: Jahrbuch der osterreichichen Byzantynistik, Bd. 31/2. Wien, 1981, s. 823- 874.
- Hernas Gz. Eozwoj ideologii Braci Polskich w XVI w. In: Z dziejow polskiej mysli filozoficznej i spo/ecznej, t. 1. Wieki XV-XVII. W-wa, 1956, s. 229−278.
- Janow J. Jfzyk ruski w ewangeliarzach kaznodzieoskich z Troscianca, XVI w. In: Sprawozdania towarzystwa naukowego we1. owie, 1929, г. IX, N 3, s. 197−206.
- Janow J. Problem klasyfikacji ewangeliarzy nuczytelnych"/kaz-nodziejskich/ Sprawozdania Polskiej Akademji Umieo^tnosci, 1947, N 8, s. 296−306.
- Janow J. Przyczynek do zrode/ ewangeliarza popa Andrzeja z Jaros^awia (przek^ad ruski pasji z «Postylli"' M. Eeja). In: Prace filologiczne, t. XV, cz. 2. W-wa, 1931, s. 119−162.
- Janow J. Tlumaczenia ruskie z Postylli M. Eeja w ewangelia-rzach kaznodziejskich XVI i XVII w. Sprawozdania Polskiej Aka-demji Umiej^tnosci, 1929, N 8, pazdziernikj s. 2−10.
- Janow J. Wp^yw Ееда na Eus. (Notatka). In: Prace filologiczne, t. XIV. W-wa, 1929, s. 476.
- Jobert А. Ашс origines de 1'union de Brest. Le protestantisme en Euthenie. In: Ksifga pamisfLtkowa 150-lecia Archiwum Glownego Akt dawnych w Warszawie, W-wa, 1958, s. 371−382.
- Jobert A. De Luther a Mohila. La Pologne dans la crise de la chretient€. Paris, 1974. — 683 p. (Collection historique de l’Institut des 6tudes slaves, 21).
- Jobert A. L*Etat polonais, la libert? religieuse et l’Eglise orthodoxe au XVII siecle. In: Eevue internationale de l’histoire1. OSpolitique et constitutionelle, 1955, n 19−20, pp. 236−243.
- Jorgensen K.E. J. Okumenische Bestrebungen unter den polnische Protestanten bis zum Jahre 1645. Kopenhagn, 1942. — 410 S.
- Juszczyk J. 0 badaniach nad judaizantyzmem. Kwartalnik historyczny, 1969, N 1, s. 141−151.
- Keller J. Prawosjfawie. W-wa: Iskry, 1982. 267 s. Klibanow A.I. Koscioyf prawosjfawny, sekciarstwo i walka klaso-wa w Eosji. — Kwartalnik historyczny, 1977, r. 84, zeszyt 4, s. 945−960.- 315
- KZoczowski J. Chrzescijanstwo polskie XVI-XVIII w. In: KoscioZ w Polsce, t. 2. Wieki XVI-XVIII. Krakow, 1969, s. 5−56.
- Kolbuszewski K. Postyllografia polska XVI i XVIII wieku. -Krakow: Polska Akademia umiejftnosci, 1921. 284 s.
- Kosman M. Badania nad reformacj.^ w Wielkim ksi^stwie Litew -skim (1919−1969). In: Odrodzenie i Reformacja w Polsce, t. XVI, W-wa, 1971, s. 141−164.
- Kosman M. Historia BiaJCorusi. Wroclaw etc.: Ossolineum, 1979. — 405 s.
- Kosman M. Reformacja i Kontrreformacja w Wielkim ksi^stwie Litewskim w swietle propagandy wyznaniowej. Wroclaw etc.: Osso lineum, 1973. — 275 s.
- Kopysski Z.I., Cepko V.V. Ohlas husitstvi na Bile Rusi. In: Mezinarodni ohlas husitstwi. Praha, 1958, s. 103−109.
- Kormanowa Z. Arianie polscy. Nowe drogi, 1949, К 4, s. 107 118.
- Kossowski A. Zarys dziejow protestantyzmu na Wo/yniu w XVI-XVII w. Ins Rocznik wo^ynski, t. 3, Rowne, 1933, s. 233−260.
- Kot St. Ideologia polityczna i spoXezna Braci polskich zwa-nych arianami. W-wa, 1932. — 160 s.
- Ma/ej Polsce. Poznan, 1853. — XII+435 s.
- Jfakaszewicz J. Dzieje koscio^ow wyznania helweckiego w Lit-wie. PoznatL, 1942. 414 s.
- Hainka R.M. Zinovij von Oten». Ein russischer Polemiker und Theologe der Mitte des 16. Jahrhunderts. Roma, 1961. — XVI+ 226 S.
- Martel A. La langue polonaise dans les pays ruthenes. Ukraine et Russie Blanche. 1569−1667. Lille, 1938. — 348 p.
- Mathiesen E. 'The Making of the Ostrih Bible Harvard Library Bulletin, 1981, vol. 29, No. 1, p. 71−1Ю.
- Medlin W.K., Patrinelis Ch. Renaissance influences and religious reforms in Russia, Western «nd Post-Byzantines impacts on culture and education. 16th 17th Centuries. — Geneve: Librairie Droz, 1971- - 181 p.
- Merczyng H. Arianie polscy i Dymitr Samozwaniec. Przegl^L, historyczny, 1907, t. 4, s. 170−180.
- Merczyng H. Zbory i senatorowie protestanccy w dawnej Ezeczy Pospolitej. W-wa, 1904. — 139 s.
- Melchisedek E. Die Verehrung der heiligen Ikonen in der Eus-sischen Orthodoxen Kirche. Standpunkt, Jg. 10, H. 12. Berlin, 1982, S. 331−334.
- Meyendorff J. La signification de la E6forme dans l*Histoire du christianisme. In: Meyendorff J. Orthodoxie et Gatholicit€. Paris, 1965, p. 109−129.
- Miiller L. Die Zritik des Protestantismus in der russischem Theologie vom 16. bis zum 18. Jahrhundert. Wiesbaden, 1951. — 93S.
- Murzynowski Zrod/a ewangelii peresopnickiej. In: Slavia. t. 5. Praha, 1927. s. 470−479.
- Ochmanski J. Litewska granica etniczna na wshodzie od epoki plemennej do XVI w. Poznan: Wydawnictwo universytetu im. A.- 317 -Mickiewicza, 1981. 84 s.
- Ogonowski Z. Antytrynitaryzm w Polsce. Stan badan i postulaty.- In: ¥-окоД! dziejow i tradycji arianimu. W., 1971» s. 7−27.
- Ogonowski Z. Filozoficzna i spo^eczna ideologia Braci Polskich- In: Z dziejow polskiej mysli filozoficznej i spo/ecznej, t. 1, Wieki XV—XVII. W-wa, 1956, s. 174−228.
- Ogonowski Z. Socynianizm a Oswiecenie, Studia nad mysl^ filo-zoficzno-religijn^ arian w Polsce XVI w. W-wa: PWN. — 571 s.
- Ogonowski Z. Z zagadnien tolerancji w Polsce XVII w. W-wa: PWN, 1958. — 351 s.
- Olteanu P. Les origines- des plus anciennes collections d’ho-melies romaines. In: Romanoslavica, t. IX. Bucuresti, 1963, p. 163−195.
- Onash K. Renaissance und Vorrcformation in der Byzantinisch-Slawischen orthodoxie. In: Aus der Byzantinischen Arbeit der DDR. Berlin, 1957, S. 288−302.
- Puryckis J. Die Glaubensspaltung in Litauen im XVI. Jh. bis zur Ankunft der Jesuiten im Jahre 1569. Freiburg, 1919. — 24−5 S.
- Sobieski W. Dymitr Sawozwaniec a Polska. In: Sobieski W. Studia historyczne. Lwow, 1912, s. 58−166.
- Szczucki L. Martin Czechowic. Studium z dziejow antytrinitariz-mu XVI w. W-wa. PWN, 1964. — 322 s.
- Tazbir J. Ajitytrinitarizm na ziemiach ukrainskich w XVII w.1.: Z polskich studiow slawistycznych. Seria 4. Historia. W-wa, 1972, s. 92−120.
- Tazbir J. Ideologia arian polskich. W—wa: Ksi^zka i wiedza, 1956. 55 s./ Tazbir J. Kisielinsko-bereski zbor Braci Polskcuch-Przegl^dhistoryczny, 1966, r. 57, zeszyt 1, s. 126−136.
- Tazbir J. Mifdzy marzeniem a rezygnacjs^. W krfgu utopijnych oraz biblijnych legend XVI w. In: Odrodzenie i Reformacja w Polsce, t. 24. W-wa, 1979, s. 43−64.
- Tazbir J. Miejsce Rakowa w ruchu arianskim. In: Woko’yC dziejow i ti*adycji arianizmu. W., 1971, s. 43−65.
- Tazbir J. Spo^eczenstwo wobec Eeformacji. In: Polska w epoce Odrodzenia. Panstwo — spoyCeczenstwo-kultura. W-wa, 1970, s. 197−223.s /
- Tazbir J. Stan badan i postulaty studiow nad arianizmem. In: Studia z dziejow ideologii religijnej XVI-XVII w. W-wa., 1960, s. 183−198.i
- Tazbir J. Swit i zmierzch polskiej Reformacji. W-wa: Wiedza powszechna, 1956. — 207 s.
- Thesen uber Martin Luther. Zum 500. Geburtstag. Zeitschrift fiir Geschinchtswissenschaft, 1981, Jg. 29, H. 10. S. 879−893.
- Tworek St. Rakow os’rodkiem radykalizmu arianskiego. — In:
- Rakow ognisko arianizmu. W-wa,. 1969, s. 51−81.
- Tworek St. Rakow w okresie «nieustaj^cego synodu» (1569−1572).- In: WokoX dziejow i tradycji arianizmu. W., 1971, s. 67−75.
- Tworek St. Zbo’r lubielski i о ego rola w ruchu arianskim w Polsce XVI—XVII w. Lublin: Wydawnictwo lubielskie, 1966. — 200 s.
- Urban W. Chlopi wobec Reformacji w Ma^opolsce w drugiej po^owie XVI w. Krakow: PWN, 1959. — 320 s.
- Urban W. Kosy T. In: Polski s^ownik biograficzny, t. XIV/3, zeszyt 62. Wroclaw etc., 1969, s. 369.
- Urban W. Losy Braci polskich od za^ozenia Rakowa do wygnania z Polski. In: Odrodzenie i Reformacja w Polsce, t. 1. W-wa, 1956, s. 103−139.
- Urban W. Miasteczko «panow aposto? ow». In: Odrodzenie i Re- 319 formacja w Polsce, t. 20. W-wa, 1975, s. 117−118.
- Yasoli C. La critica umanestica e le origini dell1antitri ni-tarismo. In: Antitrinitarism in the second half of the 16th Gen-turie. Budapest-Leiden, 1982, p. 269−285.
- Wolinski J. Polska a koscitfc prawos/Cawny. Zarys historyczny. -Lwow: Wydawnictwo zak/adu Narodowego im. Ossolinskich. 152 s.
- Zarys historii Polski. Pod red. J. Tazbira. W-wa: Panstwowy Instytut wydawniczy, 1980. — 861 s.
- АБАК Акты, издаваемые Виленскою Археографического комиссиею, Вильно.
- АЗР Акты, относящиеся к истории Западной России, собранные и изданные Археографическою комиссиею, СПб.
- Акты ЮЗР Акты, относящиеся к истории Южной и Западной России, собранные и изданные Археографическою комиссиею, СПб.
- Архив ЛОИИ Архив Ленинградского отделения Института истории АН СССР, Ленинград.
- Архив ЮЗР Архив Юго-Западной России, издаваемый комиссией для разбора древних актов, состоящей при Киевском, Подольском и Волынском генерал-губернаторе, Киев.
- АСД Археографический сборник документов, относящихся к истории Северо-Западной Руси, Вильно.
- ГИМ Государственный Исторический музей, отдел рукописей, Москва.
- ЖНП Журнал министерства народного просвещения, СПб.
- ЗНТШ Записки Наукового товариства Т. Г. Шевченка, Льв1 В.
- ИОРЯС Известия отделения русского языка и словесности Академии наук, СПб.
- ЛЗАК Летопись занятий Археографической мысли, СПб.
- ЛИМ Львовский исторический музей, Львов.
- ЛМУМ Льв1вски музей укра1нського мистецтва, Льв1 В.
- ОР ЕАН Литовок. ССР Отдел рукописей Библиотеки Академии наук Литовской ССР, Вильно.
- ОР ЕАН СССР Отдел рукописей Библиотеки Академии наук СССР, Ленинград.
- ОР ГЕЛ Отдел рукописей Государственной библиотеки им. В. И. Ленина, Москва.- 321
- ОР ШБ Отдел рукописей Государственной публичной библиотеки им. М.Е. Салтыкова-Щедрина, Ленинград.
- ОР ЛБАН Отдел рукописей Львовской библиотеки АН УССР им. Стефа-ника, Львов.
- ОР ННБ Отдел рукописей Харьковской государственной научной библиотеки им. В. Г. Короленко.
- ОР ЦНБ АН УССР Отдел рукописей Центральной научной библиотеки Академии наук УССР, Киев.
- ЦЩШ Памятники древней письменности и искусства, СПб.
- ПКК Памятники, изданные Киевской комиссией для разбора древ-ник актов, Киев.
- ПСРЛ Полное собрание русских летописей, СПб., Москва.
- РИБ Русская историческая библиотека, СПб.
- Сб. ОРЯС Сборник Отделения русского языка и словесности Академии наук, СПб.
- ТКДА. Труды Киевской духовной академии, Киев.
- ЦГИА УССР Центральный государственный исторический архив УССР, Киев.
- ЧИОНЛ Чтения в Историческом обществе Нестора-летописца, Киев.
- ЧОИДР Чтения в императорском обществе истории и древностей российских, Москва.