Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Совершенствование рыночных отношений в зернопродуктовом подкомплексе АПК Волгоградской области

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

По нашему мнению, управленческие рыночные отношения — это управленческие отношения, возникающие между экономически самостоятельными субъектами рынка с целью регулирования процессов и результатов взаимодействия, а также с целью получения выгоды каждым из нихчто обеспечивает развитие рынка на конкурентной основе. Осуществляя свою хозяйственную деятельность на основе экономической выгоды… Читать ещё >

Содержание

  • 1. ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ ЗЕРНОПРОДУКТОВОГО ПОДКОМПЛЕКСА АПК
    • 1. 1. Концептуальные основы развития зернового рынка
      • 1. 1. 1. Особенности развития зернового рынка
      • 1. 1. 2. Конкуренция, концентрация производства и Альтернативные направления развития зернового сектора АПК
    • 1. 2. Тенденции интеграции товаропроизводителей, перерабатывающих и ресурсообеспечивающих предприятий зернового подкомплекса АПК
      • 1. 2. 1. Кооперация. Переход к интеграции сельскохозяйственных предприятий
      • 1. 2. 2. Агропромышленная интеграция
    • 1. 3. Основы государственного регулирования зернопродуктового рынка
      • 1. 3. 1. Теоретические предпосылки необходимости усиления государственного регулирования зернового рынка
      • 1. 3. 2. Основные направления государственного регулирования зернового рынка
  • 2. СОСТОЯНИЕ И ОЦЕНКА ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ НА ЗЕРНОВОМ РЫНКЕ
    • 2. 1. Современное состояние отечественного зернового рынка
      • 2. 1. 1. Особенности и структура посевных площадей, валового сбора и реализации зерна в Российской Федерации
      • 2. 1. 2. Особенности и структура потребления и распределения зерна в Российской Федерации
    • 2. 2. Состояние и оценка развития зернового подкомплекса Волгоградской области
      • 2. 2. 1. Особенности природно-климатических, географических и социально-экономических условий
      • 2. 2. 2. Конъюнктурный анализ и перспективные направления развития рынка зерна в агропромышленном комплексе области
      • 2. 2. 3. Анализ и оценка хозяйственной деятельности предприятий-производителей, перерабатывающих предприятий и оптовопосреднических организаций зернового подкомплекса АПК
    • 2. 3. Анализ и оценка организационно-экономических связей в сфере производства, переработки и реализации зернопродуктов Волгоградской области
      • 2. 3. 1. Внутрирегиональные организационно-экономические связи
      • 2. 3. 2. Межхозяйственные, межотраслевые формирования и их внутрихозяйственный экономический механизм
  • 3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ НА ЗЕРНОВОМ РЫНКЕ
    • 3. 1. Направления повышения эффективности функционирования зернового рынка
      • 3. 1. 1. Усиление регулирующей роли государства и повышение взаимной ответственности товаропроизводителей и государства за принятые обязательства
      • 3. 1. 2. Формирование горизонтальных и вертикальных маркетинговых систем и реструктуризация бизнеса на рынке зернопродуктов
      • 3. 1. 3. Восстановление биржевой торговли зерном и создание отраслевых Ассоциаций
    • 3. 2. Экономический механизм функционирования ассоциации по производству, переработке зерна и реализации зернопродуктов
      • 3. 2. 1. Организационно-производственная структура, технологические связи и функциональные взаимодействия в объединении ассоциированного типа
      • 3. 2. 2. Экономический механизм функционирования Ассоциации
      • 3. 2. 3. Социально-экономическая оценка эффективности ассоциации
    • 3. 3. Информационно-нструментальное обеспечение моделирования и оценки параметров зернового рынка
      • 3. 3. 1. Совершенствование информационного обслуживания зернового рынка
      • 3. 3. 2. Экономико-математические модели зернового рынка
      • 3. 3. 3. Складское свидетельство как средство регулирования взаимоотношений субъектов зернового рынка

Совершенствование рыночных отношений в зернопродуктовом подкомплексе АПК Волгоградской области (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В решении проблемы обеспечения продовольственной независимости Российской Федерации зерно и продукты его переработки имеют особую важность как продовольствие стратегического значения, являясь главными пищевыми продуктами населения, пригодными к длительному хранению в резервных фондах и высокотранспортабельными при необходимости перераспределении по территории страны [76].

В мировой практике уровень производства зерна на душу населения, степень самообеспечения государства отечественным зерном является одним из главных показателей продовольственной безопасности страны, поэтому во всех странах мира большое значение придается развитию отечественного зернового производства.

Не менее важный фактор самообеспеченности — степень рациональности использования зерна по всем каналам его потребления. Развитие отечественного зернового рынка связано с ликвидацией ранее существовавшей административно-командной системы управления производством, реализацией и использованием зерна, коренным изменением национальной зерновой политики, введением принципиально новой модели хозяйствования, «каркасом» и основой которой служат товарно-денежные отношения [26].

Неоценимый вклад в развитие теоретических основ становления рыночных отношений на рынке зерна внесли такие отечественные ученые, как А. И. Алтухов, В. И. Беспятых, А. Н. Жигалов, Е. В. Стрелков, В. А. Клюкач, Л. А. Трисвятский, С. И. Мальцов, Н. Д. Кондратьев, А. В. Чаянов, Л. И. Кочетков, А. Д. Кудель, Т. Ф. Рябова, М. А. Бабков, Н. А. Пролыгина, Н. Борхунов, С. Н. Гречанюк.

Рынок как обобщающее понятие, характеризующее определенный тип функционирования экономики и формирования хозяйственных связей между его субъектами, представляет собой такой тип функционирования зернового хозяйства, когда рыночные отношения не ограничены только сферой обмена, а включают в себя товарно-денежные отношения, с помощью и посредством которых регулируются производство, сбыт и потребление зерна, а также формируются гибкие хозяйственные связи между всеми субъектами зернового рынка. В соответствии с этим определением зерновой рынок представляет собой сложную и динамически развивающуюся организационно-экономическую систему и рассматривается, прежде всего, как противоположность сравнительно жестким административно-командным методам регулирования производства, сбыта и потребления зерна, существовавшим в прошлом.

Основанные на купле-продаже экономические отношения, возникающие между хозяйствующими субъектами зернового рынка, обеспечивающие, с одной стороны, предложение зерна и продуктов его переработки, а с другой — спрос на них, составляют многообразие рыночных отношений. Вся система хозяйственных связей и совокупность экономических отношений, охватывающие производство, распределение, обмен и потребление зерна, образуют механизм зернового рынка [26]. Его регулирование осуществляется посредством комплексной системы воздействия государства на развитие рыночных отношений, деятельность хозяйствующих субъектов и структуру зернового рынка. Эти и другие структуры зернового рынка в своем становлении и развитии тесно взаимосвязаны и органически взаимодействуют между собой. Большой интерес представляют работы Г. П. Абрамовой, В. П. Хлусова в области государственного регулирования зернового рынка.

Изменения экономических, организационных, управленческих и правовых условий производства, произошедшие в последние годы, значительно трансформировали систему интеграционного пространства, обусловили необходимость разработки новых методологических и методических подходов развития агропромышленного производства. Агропромышленная интеграция представляет собой процесс соединения сельского хозяйства и промышленности в организационно-экономических структурах, в частности, объединениях, на основе одной из организационно-правовых форм, предусмотренных Гражданским Кодексом РФ [1].

Развитию интеграционных процессов на зерновом рынке посвящены работы отечественных ученых: О. А. Родионовой, И. М. Куликова, Н. Тарасова, О. В. Иншакова, В. Володина, А. В. Чаянова, С. Б. Огнивцева, С. О. Сиптиц и др.

Опыт показывает, что в региональном АПК основой развития интеграции являются организационные факторы и в частности информационно-инструментальные. Высокоразвитые рыночные отношения и соответствующая им инфраструктура обеспечивают успешную реализацию обменного процесса на основе саморегулирования. Большой вклад в разработке системы информационно-инструментального обеспечения управления внесли такие отечественные ученые, как В. В. Кутовой, А. М. Блюмин, В. А. Перепелица, В. А. Кардаш, А. Ф. Рогачев, Г. Н. Хубаев и др.

Актуальность темы

определяет объект, предмет исследований, а также позволяет сформулировать задачи диссертационного исследования.

Предметом исследований являются экономические и организационно-управленческие проблемы зернопродуктового подкомплекса АПК в рыночных условиях.

Объектом диссертационного исследования являются сферы производства, переработки и реализации зернового рынка АПК Волгоградской области.

Целью диссертационной работы является разработка теоретических положений и практических рекомендаций по совершенствование рыночных отношений зернопродуктового подкомплекса АПК.

Основные задачи диссертационного исследования:

— выявить проблемы формирования и совершенствования рыночных отношений зернопродуктового подкомплекса АПК: определить концептуальные основы развития зернового рынка, тенденции интеграции товаропроизводителей, перерабатывающих и ресурсообеспечивающих предприятий зернового подкомплекса АПК, раскрыть основы государственного регулирования зернопродуктового рынка;

— оценить состояние организационно-экономических связей зернового рынка России и Волгоградской области в частности;

— определить направления совершенствования экономических взаимоотношений на зерновом рынке, разработать экономический механизм функционирования Ассоциации по производству, переработке зерна и реализации зернопродуктов, представить информационно-нструментальное обеспечение моделирования и оценки параметров зернового рынка.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем:

— уточнено определение понятия «управленческие рыночные отношения» как — это управленческие отношения, возникающие между экономически самостоятельными субъектами рынка с целью регулирования процессов и результатов взаимодействия, а также с целью получения выгоды каждым из нихчто обеспечивает развитие рынка на конкурентной основе;

— разработана структура агропромышленной интеграции предприятий зернового рынка в рамках некоммерческой организации, способствующая формированию вертикальных и горизонтальных маркетинговых систем, повышающих эффективность хозяйственной деятельность предприятий всех уровней;

— на основе проведенного комплексного конъюнктурного анализа зернового рынка Волгоградской области определены основные направления повышения эффективности функционирования зернового рынка;

— выполненная оценка организационно-экономических связей зернового рынка Волгоградской области позволила обосновать целесообразность создания Ассоциации по производству, переработке и реализации зернопродуктов;

— предложен экономический механизм функционирования Ассоциации по производству, переработке и реализации зернопродуктов, регламентирующий распределение выручки от реализации конечной продукции;

— разработана экономико-математическая модель баланса зерна на рынке, учитывающая межгодовую изменчивость валовых сборов, позволяющая обосновывать нормативы резервных запасов зерна;

— обоснован инструментарий регулирования управленческих взаимоотношений субъектов зернового рынка посредством специфических товарораспорядительных документов, служащих экономическим интересам всех участников рынка.

Теоретической и методической основой данной работы послужили труды отечественных и зарубежных экономистов по проблемам рыночных отношений в зерновом подкомплексе АПК, собственные исследования автора по вопросам управления развитием зернового рынка. В ходе проведенного исследования использовались кроме общенаучных методов (диалектический, абстрагирование, дедукция и индукция, анализ и синтез, монографический метод), экономико-статистические методы (сравнение, анализ абсолютных и относительных величин, графический метод), экономико-математические методы, метод экспертных оценок.

Теоретическая значимость диссертационной работы заключается в разработке структуры агропромышленной интеграции предприятий зернового рынка в рамках некоммерческой организации, способствующей формированию вертикальных и горизонтальных маркетинговых систем, повышающих эффективность хозяйственной деятельность предприятий всех уровней.

Практическая значимость диссертационного исследования состоит в разработке конкретных рекомендаций по совершенствованию рыночных отношений между всеми субъектами зернового подкомплекса АПК Волгоградской области. Результаты исследования обсуждались и получили одобрение на научных Всероссийских и Международных конференциях. Полученные результаты внедрены в практическую деятельность ряда предприятий производителей и переработчиков Волгоградской области, таких как ООО «Волгоградзерноэкспорт», ОАО «Волгоградзхлебопродукт», «Крестьянское хозяйство С.Д.Стрекалова» и др.

Основные положения опубликованы в 5 научных работах и изложены на заседаниях научных семинаров. Результаты исследований докладывались в Волгограде на VI региональной конференции молодых исследователей Волгоградской области (2002 г.), в Кирове на Международных научно-практических конференциях «Экономическое развитие отраслей народного хозяйства в рыночных условиях» (2003 г.) и «Роль региональной экономики в становлении развитого экономического пространства» (2003 г.).

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка использованной литературы. Работа изложена на 177 страницах машинописного текста, содержит 7 приложений, 35 таблиц, 17 рисунков.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенные диссертационные исследования позволили сделать следующие выводы.

Принципиальная позиция концепции развития отечественного зернового рынка состоит в том, что обеспечение в необходимых размерах роста производства зерна и эффективного функционирования его рынка имеет ключевое значение для повышения жизненного уровня населения и достижения продовольственной безопасности страны.

Главная задача зернового рынка заключается в бесперебойном снабжении всех российских регионов зерном, мукой, крупой, а населения хлебом и хлебными продуктами в широком ассортименте. Для этого необходимо: наличие адекватной условиям рыночных отношений страны стабильной законодательной базы, определяющей комплексную систему государственных экономических и организационно-административных мерорганизованное и беспрепятственное перемещение зерна от его производителей к конечным потребителямразвитые межотраслевые экономические отношения, межрегиональные и межгосударственные зерновые связиобеспечение с помощью государственной поддержки условий для формирования рыночной цены на зерно, окупающей затраты основной части его товаропроизводителейсуществование развитой инфраструктуры зернового рынканаличие различных постоянно действующих государственных целевых программ по развитию зернового рынка и отдельных его сегментовразвитый механизм страхования экономических рисков при производстве и сбыте зерна.

Поскольку рынок присущ товарному производству, то в соответствии с объективными экономическими законами эффективное функционирование зернового рынка возможно при осуществлении комплекса мер, регулирующих непосредственно сам переход зернового хозяйства на рыночные отношения и одновременно способствующих развитию зернового рынка с характерными для него элементами: свободой предпринимательства, реальным правом товаропроизводителя распоряжаться своей продукцией и доходами, конкуренцией, ликвидацией монополизма, ценообразованием в зависимости от спроса и предложения и др.

По нашему мнению, управленческие рыночные отношения — это управленческие отношения, возникающие между экономически самостоятельными субъектами рынка с целью регулирования процессов и результатов взаимодействия, а также с целью получения выгоды каждым из нихчто обеспечивает развитие рынка на конкурентной основе. Осуществляя свою хозяйственную деятельность на основе экономической выгоды, собственной инициативы, предприимчивости, в их поведении будут присутствовать мотивы, которые обеспечат действенность рыночного механизма хозяйствования и его основных элементов: цены, спроса, предложения, конкуренции. Рыночные отношения представляют собой качественно новую систему экономических отношений между производителем зерна и его потребителем, каждый из которых преследует, прежде всего, свои экономические интересы. Эти отношения принимают форму экономической состязательности, из которой возникает побудительный механизм, вынуждающий производителя, в силу экономической зависимости от потребителя, приспосабливать объем и структуру производства зерна к нуждам, требованиям и платежеспособной возможности последнего, то есть к удовлетворению его потребностей, а стало быть, и к более полному обеспечению общественных потребностей в зерне.

Развитие зернового рынка — это проблема не только наращивания производства зерна и продуктов его переработки, но и проблема рынка.

162 средств производства для всех отраслей зернопродуктового подкомплекса. Острота и продолжительность решения этих проблем определяется, прежде всего, резко возросшими ценами на энергоносители, технику, средства производства. Региональные особенности, возросшая экстенсивность зернового производства оказывают дополнительное воздействие на зерновую проблему. Дальнейшее развитие рынка зерна возможно лишь на основе интенсификации, прогрессивной аграрной реформы и социально-экономических преобразований в АПК.

Российская Федерация является одной из крупнейших стран — производителей зерна, занимающей четвертое место в мире среди основных зернопроизводящих государств, — после Китая, США и Индии.

Среди государств, образовавшихся на территории бывшего СССР, Российская Федерация занимает первое место по объему производства зерна и основных продуктов его переработки. В 1991 — 2001 гг. удельный вес Российской Федерации в валовом сборе зерна по указанным государствам составил 56%.

Проявляющаяся в последние годы в Российской Федерации тенденция уменьшения посевных площадей зерновых культур, не сопровождалась стабильным ростом урожайности и валового сбора зерновых культур, как это происходило, в таких зернопроизводящих странах, как США, Канада, Франция, Австралия, Китай, Индия, где посевная площадь этих культур также уменьшилась.

Волгоградская область имеет развитое сельскохозяйственное производство. Уникальные почвенно-климатические условия Волгоградской области позволяют организовать крупное производство высококачественного продовольственного зерна, крупяных культур, маслосемян подсолнечника и горчицы, овощей, фруктов, продукции животноводства. Потребности в инвестициях перерабатывающей промышленности из расчета возможных производства и переработки сельхозпродукции весьма значительны.

Процесс адаптации сельскохозяйственных производителей к рыночным условиям в настоящее время не завершен. Все опрошенные в ходе обследования экономической конъюнктуры сельхозпредприятия имеют прямые связи с перерабатывающими предприятиями. Но только четверть предприятий имеют гарантированный выход на местный оптовый продовольственный рынок. Возможность выбора поставщиков материально-технических ресурсов имеют около 70% сельхозпредприятий, покупателей выращенной сельскохозяйственной продукции — около 80%. Крестьянские (фермерские) хозяйства более ориентированы на оптовые продовольственные рынки, с перерабатывающими предприятиями они поддерживают прямые связи в основном на давальческих условиях. Среди КФХ доля хозяйств, имеющих возможность выбора партнеров, ниже, чем в сельхозпредприятиях,.

Для создания в аграрном секторе экономики благоприятной экономической среды эффективная государственная поддержка необходима не только в отношении сельскохозяйственных предприятий, крестьянских (фермерских) хозяйств, но и личных подсобных хозяйств населения.

Несмотря на значительное сокращение производства зерна в 90-е годы, Волгоградская область остается одним из крупных зернопроизводящих регионов страны. В 2000 году на долю Волгоградской области приходилось 3% всего российского зерна.

На рынке зерна на уровне сельхозпроизводителей — остается высокой доля зерна, реализованная предприятиям и организациям других отраслей экономики в обмен за поставленную продукцию (оказанные услуги), по этому каналу на рынок перепродаж отвлекается 47% всего реализованного зерна- - седьмая часть зерна по-прежнему отпускается населению (в основном своим работникам в порядке натуральной оплаты). С учетом реализации предприятиям и организациям других отраслей экономики, в порядке расчетов расходуется 61% всего произведенного зерна.

В реальных производственно-экономических условиях паритет между участниками зернового рынка является проблематичным, поскольку уровень экономических взаимоотношений определяется монополистами, которыми в данном случае выступают владельцы материально-технических ресурсов и перерабатывающие предприятия.

Анализ экономических взаимоотношений сельских товаропроизводителей с системой заготовительных организаций (элеваторы, хлебоприемные пункты) свидетельствует о том, что в недалеком прошлом они базировались на технологических связях при хранении товарной массы зерна на производственных площадях хлебоприемных пунктов и элеваторов. Производственные мощности позволяли с учетом технологии хранения уменьшать потерн от перегрева, заражения вредителями и снижать удельный вес дефектного зерна. Все это обеспечивало повышение качества зерна и, следовательно, улучшало экономику его производства.

Имеющиеся законодательные акты не обусловливают сбалансированность экономических отношений субъектов аграрного рынка, а наоборот, ослабляют систему договорных отношений между ними. Другой негативной особенностью формирующегося рынка зерна является слабая информационная база.

Несмотря на перспективность агропромышленной интеграции в сфере зернового рынка, межхозяйственные и межотраслевые формирования оказались нежизнеспособными, причиной чего явился неотработанный экономический механизм взаимодействия субъектов рынка.

Организационные преобразования на зерновом рынке в первую очередь связаны с переходом от обычного канала распределения к горизонтальным и вертикальным маркетинговым системам. В наибольшей степени совершенствование экономических взаимоотношений между партнерами зернового рынка достигается при вертикальной маркетинговой системе, в которой участники производства зерна, его заготовки, переработки.

165 и реализации готовой продукции подчинены единой и непрерывной технической, технологической, организационно-управленческой и экономической политике, ориентированной на конечный результат.

Совершенствование экономических отношений на зерновом рынке во многом зависит от самих его участников, что может быть реализовано через их отраслевые союзы и Ассоциации. В таком варианте объединения возможен наиболее полный учет интересов всех участников зернового рынка на всей территории страны, а также координация их деятельности. Ассоциация могла бы оказывать весомую помощь государственным структурам в формировании зерновой политики в стране, а также в выборе направлений государственного регулирования экономических взаимоотношений.

Применительно к рынку зерна Волгоградской области организационно-производственная структура интегрированных формирований должна включать в себя помимо сельских товаропроизводителей предприятия, могущие оказать им услуги в обеспечении горюче-смазочными материалами, удобрениями, техникой, материально-техническими ресурсами и кредитами. Непременным участником формирующейся ассоциации должно быть мукомольное предприятие, а также хозяйства, обеспечивающие хранение, подработку и поставку кондиционного зерна на переработку. Членами ассоциации могут быть и частные коммерческие формирования на основе взаимной выгоды. Технологические, рыночные связи и участников ассоциации базируются на взаимовыгодной основе. Товаропроизводители поставляют на переработку высококачественное зерно не только в соответствии с двухсторонним договором, но и в счет оплаты за полученную от поставщиков технику и материально-технические ресурсы. В свою очередь, переработчики производят без задержки расчет в денежной или иной форме в соответствии с договоренностью партнеров.

В целом ассоциация призвана решать вопросы трансформации потоков денежных средств, товарного кредита и зерна с целью технологического согласования деятельности субъектов зернового подкомплекса. Целесообразно аппарат управления ассоциации сделать минимальным. Главную нагрузку переложить на экономический механизм взаимоотношений.

Реализация проектных решений позволит, при необходимой государственной поддержке и паритетных отношениях между членами ассоциации, обеспечить прирост производства продукции, улучшить экономическое положение сельских товаропроизводителей и других участников ассоциации. Расчеты показывают, что темп прироста валовой продукции сельского хозяйства после преодоления ее спада составит примерно 2−2,5%, производительность труда — 3−4%.

Социально-экономические результаты интеграции будут проявляться в повышении доходов работников сельского хозяйства, переработчиков, работников сферы обеспечения ресурсами, в развитии и улучшении инфраструктуры сельских территорий, на которых размещаются предприятия — субъекты ассоциации.

Успешное развитие рыночных отношений невозможно без информационного обслуживания рынка. Основными принципами современного информационного обслуживания зернового рынка является открытость и доступность информации, ее достоверность и оперативность.

Создание и комплексное развитие центров информационной и маркетинговой службы АПК Волгоградской области, автоматизированной системы управления региональным заказом, центра логистики на базе ТВЦ «Нижняя Волга», электронной биржи обеспечит развитие электронной коммерции на территории области и привлечение интереса из других регионов. Это обеспечит анализ потребности в сельхозпродуктах, его прогнозирования, возможность участия в торгах товаропроизводителей без.

167 привлечения посреднических структур и снижения прибыли, заинтересованность в увеличении объемов производимой продукции, реальную занятость населения в агропромышленном комплексе и экономию бюджетных средств. И как часть комплекса — создание и внедрение автоматизированной системы ценового мониторинга Волгоградской области.

Учитывая тот факт, что результаты функционирования этой системы оказывают приоритетное влияние на общую экономическую ситуацию в стране и на ее социальную сферу, весьма актуальной является постановка задачи исследования характеристик этой системы, особенно, в период становления и активного развития рыночных отношений. Анализ параметров этой системы и моделирование ее поведения в общей технико-экономической среде могут позволить выработать методологические основы целенаправленного контроля основных параметров зернового рынка и их рационального регулирования, в том числе со стороны государства. В условиях перепроизводства зерна относительно расчетного баланса часть ресурсных запасов переходит в составляющую баланса, что увеличивает объемы экспортных возможностей, уменьшает долю импортных поставок и тем самым позволяет обеспечить продовольственную безопасность страны и усилить потенциал отечественного зернового рынка на мировом уровне.

В условиях создания ассоциации на рынке зерна Волгоградской области необходимы надежные рыночные инструменты, служащие экономическим интересам всех участников рынка, более того создающие, инициирующие сами рыночные отношения. Одно из них — Складское свидетельство. Складское свидетельство (СС) — это вид ценной бумаги, в форме товарораспорядительного документа, выдаваемого товарным складом в подтверждение факта принятия товара на хранение. СС позволяет распоряжаться хранимым товаром путем передачи не товара, а документа, с ее помощью можно производить такие операции, какие просто невозможны с элеваторной квитанцией (Ф. № 13). Для производителя зерна СС.

168 незаменимый инструмент, во-первых, для обеспечения (залога) по кредитам для посевных и уборочных кампанийво-вторых — для выравнивания денежных потоков за продаваемое зернов-третьих — это прекрасная форма 100%-ной гарантии полной и своевременной оплаты проданного зерна. Для переработчика зерна СС — уникальная возможность «застолбить» за собой партию зерна, оплатив только часть его стоимости (финансовый рычаг), с минимумом собственных средств и без всяких посредников, бесплодных согласований базиса поставки и т. д. Для торгового оператора зерна или заготовителя СС — непревзойденный инструмент страхования (недаром оно до сих пор применяется на мировых биржах), во-первых, от непоставки, во-вторых, от ценовых рисков.

В заключение отметим, что проведенные исследования позволяют реально оценить ситуацию на рынке зерна Волгоградской областиреализация намеченных мероприятий создаст положительные тенденции его развития, что обеспечит экономическую и социально-экономическую эффективность функционирования зернового рынка и экономическую безопасность региона.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Гражданский кодекс РФ. 4.1, ст. 121// Рос. газета.— 1994. — 8 дек.
  2. Закон Волгоградской области «О прогнозировании, программах и планах социально-экономического развития Волгоградской области"от 29 мая 2002 г. № 719-ОД
  3. Закон Волгоградской области «О Программе социально-экономического развития Волгоградской области на 2001−2005 годы» от 19 марта 2001 г. № 519-ОД,
  4. Закон Волгоградской области «Об инвестиционной деятельности в Волгоградской областюют 14 февраля 2002 г. № 668-ОД
  5. Закон Волгоградской области «Об областных целевых программах» от 31 октября 2002 г. № 747-ОД
  6. Закон РФ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации"от 20 июля 1995 г. № 115-ФЗ
  7. Закон РФ «О государственном регулировании агропромышленного производства» от 14.07.97 г. № 100 —ФЗ // Агропромышленный комплекс России: Сб. нормат. актов и документов (по состоянию на 5.05.96). — Новосибирск: 000 «Изд-во ЮКЭПА», 1998. — С.103−118.
  8. Закон РФ «О зерне» (в ред. федеральных законов от 02.12.1994 N 53-Ф3, от 10.01.2003 N 15-ФЗ, с изм., внесенными Указом Президента РФ от 21.12.1993 N2232).
  9. Закон РФ «О финансово-промышленных группах» от 30.11.95 г. № 190 // Рос. газета. — 1995. — 6 дек.
  10. Закон РФ «О закупах и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд». Принят Гос. Думой 26.10.94. // Собрание законодательства РФ. — 1994. — № 32. — Ст. 3303.
  11. Постановление Правительства Российской Федерации «О федеральной целевой программе «Юг России» от 8 августа 2001 г. № 581
  12. Постановление Правительства Российской Федерации «О государственном регулировании цен и тарифов на продукцию и услуги предприятий монополистов в 1992—1993 годах» // Рос. газета. — 1992. — 28 авг.
  13. Постановление Правительства Российской Федерации «О федеральной целевой программе «Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов Российской Федерации (2002−2010 годы и до 2015 года)» от 11 октября 2001 г. № 717
  14. Приказ Государственной хлебной инспекции при Правительстве РФ «Об утверждении порядка учета зерна и продуктов его переработки» от 8 апреля 2002 г. N 29.
  15. Приказ Государственной хлебной инспекции при Правительстве РФ «Об утверждении инструкции по проведению экспертизы зерна и продуктов его переработки, непригодных для использования в пищу» от 5 апреля 2002 г. N28.
  16. Приказ Государственной хлебной инспекции при Правительстве РФ «Об утверждении правил проведения государственного контроля за качеством и рациональным использованием зерна и продуктов его переработки» от 11 января 2002 г. N 2
  17. Программа экономического и социального развития Волгоградской области на 2004, 2005 годы и на период до 2010 года. Волгоград, 2003.
  18. Распоряжениями Правительства Российской Федерации «О программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002−2004 годы)» от 10 июля 2001 г. № 910-р
  19. Указ Президента РФ «О либерализации зернового рынка в России:». № 2280. — 1993. — Декабрь.
  20. Л.И. Совершенствование социалистических производственных отношений // Вопр. экономики.— 1979— № 7. — С. 16−25.
  21. Н.П. Термины агропромышленной интеграции // Экономика сел. хоз-ва. — 1975. — № 2. — С. 45−49.
  22. JI.H. Организационно-экономический механизм функционирования регионального рынка зерна / Автореф. дисс.канд. экон. наук. Саратов, 1997. — 22 с.
  23. А.И. Проблемы формирования и развития зернового рынка в России. — М., 1998. — С. 25.
  24. А.И. Формирование рынка зерна в современных условиях: Учеб. пособие. — М., 1994. — С. 7.
  25. А.И., Васютин А. С. Зерно России. М.: Эконо ДС-К, 2002.
  26. И.А. Финансово-промышленные группы -форма интеграции // Рыночные отношения в АПК: современное состояние и перспективы. -Москва-Минск: Армита-Маркетинг, Менеджмент, 1997, Т. 2. С. 90−96.
  27. З.П. Компании холдингового типа в переходной экономике России / Автореф. дисс.канд. экон. наук. Томск: ТГУ, 1998.-24 с.
  28. И.В., Лобова С. В. Основные направления развития региональной агропромышленной интеграции. Барнаул: Изд-воГУСХиП, 1998.-57 с.
  29. А.А. Проблемы развития кооперации и интеграции в агропромышленном комплексе / Автореф. дисс. канд. экон. наук. -Краснодар, 1997. -46 с.
  30. А.А., Никифоров Л. В. Агропромышленные комплексы и сближение двух форм социалистической собственности. — М.: Знание, 1976. —64 с.
  31. Г. А. Кооперативные формы аграрно-промыш-ленной интеграции в ОАО. М., 1975. — 21 с.
  32. Г. В. Моделирование аграрной сферы в рыночной экономике // Вестник сельскохозяйственной науки, 1991, № 11 .-С. 62−64.
  33. A.M. Моделирование системы зернового рынка и оценка ее параметров//Аграрная Россия, 2000. № 1. — с.52−54.
  34. М.А. Организационно-экономические основы развития в АПК: Автореф. дис. д-ра экон. наук.— М., 1999.—С. 43.
  35. А.С. Формирование и развитие межрегионального рынка зерна. -М.: ГП УСЗ Минсельхоз России, 1997. 97 с.
  36. A.M. Швеция: социально-экономическая модель: Справочник. — М.: Мысль, 1991.— 189 с.
  37. В.Ф. Система управления в региональном АПК (на материалах Ставропольского края) / Автореф. дисс. канд. экон. наук.-М.:ВНИИЭСХ, 2001.
  38. А.М. Экономические проблемы развития рыночных отношений в АПК. Актуальность проблемы и оценка ситуации / Труды 5-ой международной НПК Независимого научного аграрно-экономического общества России, вып. 5, Т. 1. М.: Изд. МСХ, 2001. -С. 9−10.
  39. A.M. Экономическая теория: толковый терминологический словарь. М.:Колос, 1999. — 248с.
  40. А.В. Ассоциации в зерновом подкомплексе АПК: проблемы, решения. -Н.: Экономика сельского хозяйства, 2002. 125 с.
  41. А.В. Ценовой механизм интегрированных формирований / РАСХН. Сиб. отд-ние. СибНИИЭСХ. — Новосибирск, 1999.
  42. В.П. Развитие экономических отношений в производстве, переработке и реализации животноводческой продукции // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий, 1995, № 3. С. 7.10.
  43. Г. М. Экономика АПК региона: теория и практика хозяйственного управления. Барнаул: Изд-во АГГИК, 2001. — 340 с.
  44. Е.А. Аграрно-промышленное кооперирование и управление производством.— М.: Экономика, 1976.— 151с.
  45. Достижения и проблемы: Конф. зернового союза // Хлебопродукты. — 1997, —№ 4, —С. 7−9.
  46. А., Сухорукое А. Информатизация зерноперераба-тывающих предприятий // Комбикорма, 2002, № 6. С. 9−10.
  47. А.Н., Стрелков Е. В. Метод определения показателей уровня продуктового и сырьевого самообеспечения регионов хлебопродуктами. -М., 1993, № 4.
  48. А.Н., Стрелков Е. В. Организация зернового рынка в России. -М.: Хлебинформ, 1996. 416 с.
  49. Л.И. Тенденции развития интеграционных процессов на рынках сельскохозяйственного сырья // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий, 1997, № 6. С. 37−38.
  50. А.А. Эффективность функционирования районных агропромышленных объединений. Агропромышленный комплекс, совершенствование хозяйственного механизма. — Рига: Зинатне, 1982. — С. 84−120.
  51. Л. Организационные основы маркетинговой деятельности в АПК // Международный сельскохозяйственный журнал, 2002, № 4.
  52. В.А. Экономика оптимального погодного риска в АПК. М.: Агропромиздат, 1989.
  53. В.В. Формирование вертикально-интегрированных систем компаний и управление их капиталом / Автореф. дисс. канд. экон. наук. -Санкт-Петербург, 1997. 17 с.
  54. В.А., Алтухов А. И., Пролыгина М. К., Бабков М. А. Система сбыта зерна в России // Экономика с.-х. и перераб. предприятий. — 1997. — № 11.—С. 10−13.
  55. В.В., Алтухов A.M. Рекомендации по государственному регулированию зернового рынка РФ,— М.: 2000. 85 с.
  56. М.В. Проблемы стабилизации производства зерна в условиях реформирования АПК РФ// Материалы VI региональной конференции молодых исследователей Волгоградской области/ВГСХА. Волгоград, 2002. с.125−126.
  57. М.В. Формирование эффективной системы кредитного обеспечения сельскохозяйственных предприятий// Материалы VI региональной конференции молодых исследователей Волгоградской области/ВГСХА. Волгоград, 2002. с.129−130
  58. Н.Д. Рынок хлебов и его регулирование во время войны и революции. М.: Наука, 1991. — 487 с.
  59. А.Р. Погода, почва и урожай озимой пшеницы. — Л.: Гидрометеоиздат, 1978. — 264 с.
  60. И.А. Развитие регионального зернопродуктового подкомплекса (теория, методология и практика). М.: ВНИИЭСХ, 2003. -289с.
  61. А.Д. Концепция становления рынка зерна в России. М.: Гуманитарный центр «Монолит», 1997. — 112 с.
  62. А.Д. Концепция становления рынка зерна в России.—М., 1997.—С. 112
  63. А., Солопов В., Жидков С. Хлебопродуктовые холдинги необходимы // АПК: экономика, управление, 2002, № 9. -С. 29−32.
  64. И.Т., Шмаков Г. Е., Диганов В. И. Совершенствование организации научного обеспечения АПК Сибири в условиях рыночных отношений / СибНИИЭСХ. — Новосибирск, 1991.—С. 46−50.
  65. И.В. Экономика агропромышленного комплекса Сибири в период перехода к рыночным отношениям / РАСХН. Сиб. отд-ние. СибНИИЭСХ,—Новосибирск, 1996.—С. 116, 118.
  66. И.В., Першукевич П. М., Головатюк М. З. и др. Организационно-экономические основы системы ведения АПК Новосибирской области / РАСХН. Сиб. отд-ние. СибНИИЭСХ. — Новосибирск, 1988. — С. 10−11.
  67. В. В. Складское свидетельство инструмент цивилизованного рынка зерна // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий, 2002. — с.44−47.
  68. В.Ф. Специализация и концентрация сельскохозяйственного производства. М.: Знание, 1972. -60 с.
  69. В.И. Полн. собр. соч., 5 изд., т. 29. М., 1970. — с. 124
  70. С.В. Проектирование агропромышленных корпоративных систем (на материалах Алтайского края): Автореф. дисс.канд. экон. наук. — Барнаул, 1999. — С. 9.
  71. С.В. Проектирование корпоративных систем: теория и модели. -Барнаул: Изд-во АГУ, 1998. 65с.
  72. Т.М., Васютин А. С. Проблемы формирования и использования ресурсов зерна в российской федерации //Аграрная Россия, 2000. -№ 1.-с.21−26.
  73. В.З., Кумехов К. К. Агропромышленные объединения холдингового типа // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий, № 7−8. С. 11−14.
  74. А.П. Эволюция мирового кооперативного движения.—М., 1993.—С. 15.
  75. С.Б. Проблемы агропромышленной интеграции в Японии. — М.: Наука, 1982. — С. 287.
  76. Н.Н. Развитие международного разделения труда и размещение производительных сил СССР: теория, методы, практика.—М.: Наука, 1981.—288с.
  77. С.Б., Сиптиц С. О., Ткачук А. Н. Моделирование объединительных и интеграционных процессов в АПК // Научн. труды ВИППИ, 2000. Вып. З, стр.350−366.
  78. А.Б. Как определяются основные направления развития зернового сектора АПК // Аграрная наука, 1999, № 6.
  79. В.А., Попова Е. В. Математическое моделирование экономических и социально-экологических рисков. Ростов-на-Дону: ростовский университет, 2001. — 126с.
  80. П.М. Социально-экономические основы формирования и функционирования коллективов высокопроизводительного труда в растениеводстве. —Новосибирск, 1989.—114с.
  81. JI.A. Вертикальная интеграция в фермерских кооперативах развитых капиталистических стран. М.: ВНИИТЭИагро-пром, 1990.-65с.
  82. Н.С. Новые формы хозяйствования в АПК (СССР) // Междунар. агропромышл. журн. — 1989. — № 5. — С. 50−55.
  83. Н.С. Управление агропромышленным производством. М.: Росагропромиздат, 1989.— 192 с.
  84. Н. А., Бабков М. А. Направления совершенствования экономических взаимоотношений на зерновом рынке // Аграрная Россия, 2000. № 1.-с.41−47.
  85. А.З., Багмут А. А. Агропромышленная кооперация и перестройка структуры регионального АПК в условиях перехода к рынку.1. Краснодар, 1994. — 5с.
  86. Т.Ф., Куделя А. Д. Организация и управление рынком зерна и хлебопродуктов / Учебное пособие для ВУЗов. Под общей редакцией Т. Ф. Рябовой М.: Хлебопродинформ, 1998. -С.848.
  87. Т.Ф., Куделя А. Д. Развитие рынка зерна в России. 1986−1996.— М.: Гуманитар, центр «Монолит», 1997.— С. 140.
  88. Е.В. Аграрная экономика. М.: ГУ ВШЭ, 1999. — 480с.
  89. И.В., Беспятых В. И. Маркетинг. Конспект лекций. Киров: ВятГУ, 2003.- 173 с.
  90. А. Исследования о природе и причинах богатства народов (Кн. 1-LLI).1. М.: Наука, 1992. — 572 с.
  91. Е. Об изменениях на рынке зерна и обеспечении Москвы зерном и продуктами их переработки // Хлебопродукты. — 1998. — № 3. — С. 2−7.
  92. Н., Володин В. Объединение сельскохозяйственных производственных кооперативов (кооперация или интеграция?)//АПК. Экономика и управление, 2001.-№ 5. с.57−64.
  93. М. Сельское хозяйство и продовольствие в экономике развитых стран. Введение-в теорию, практику и политику: Пер. с англ. — СПб.: Экон. шк., 1995,—431 с.
  94. JI.A., Рябова Т. Ф., Кочетков Л. И. Российский хлебный рынок. М.: ЦНИИТЭИ хлебопродуктов, 1993. — 35 с.
  95. Ушачев И. Г, Анисимов А., Югай А., Арашуков В. Организация и функционирование агропромышленных формирований холдингового типа // АПК: экономика, управление, 2002, № 3. С. 25−35.
  96. И.Г. Управление агропромышленным комплексом.— М.: Агропромиздат, 1985.—С. 107−112.
  97. Д.А., Храмцов Н. С., Щетинина И. В. Развитие интеграции в АПК Сибири. —Новосибирск, 1998. — С. 14.
  98. Д.А., Храмцов П. С. Агропромышленная интеграция и развитие агросервиса // Оршиизпцнонно-экономпческие основы системы ведения АПК Новосибирской обл./ СибНИЭСХ. — 1998. — С. 62−63.
  99. В. Принципы функционирования различных сельскохозяйственных кооперативов // АПК: Экономика и управление. — 1997. —№ 8. —С. 55−59.
  100. И., Тихомиров В. Государственное управление аграрным производством в регионе // АПК: экономика и управление. — 1995. — № 5. — С. 30−33.
  101. Л.И. Ценовое регулирование в агропромышленном комплексе России // Экономика с.-х. и персраб. предприятий. — 1997. — № 11. — С. 3−7.
  102. Е.И. Новые технологии в преподавании моделирования экономических процессов//Российский агропромышленный комплекс и мировые продовольственные рынки. Сборник трудов НАЭКОР. Вып.4. T.IV. М.: Изд-во МСХА, 2000. — с.281−284.
  103. А. В. Избранные произведения. — М.: Московский рабочий, 1989, с. 196- 197.
  104. А.В. Основные идеи и формы организации сельскохозяйственной кооперации.— М.: Наука, 1991.—С, 391−392,456.27.
  105. Л.С. Автоматизированная информационная система зернового рынка. М.: Хлёбпродинформ, 1997. — 220 с.
  106. Л.С. Организация рынка зерна и продуктов его переработки. -М.: Хлёбпродинформ, 1999. 367с.
  107. А.С. Организационно-экономические основы функционирования аграрного сектора Дальнего Востока в переходный период: Автореф. дис.. д-ра экон. наук. —Хабаровск, 1996.—С. 34.
  108. Маркетинг в системе управления рынком зерна на федеральном уровне (Исп. В .А. Клюкач, М. А. Бабков, Н.А. Пролыгина). М.: РАСХН, ВНИИЭСХ, 1996.-С. 54.
  109. Математическое моделирование экономических процессов в сельском хозяйстве/Под ред. проф. A.M. Гатаулина -М.: Агропромиздат, 1990.
  110. Методические основы разработки моделей развития зернового производства. М.: ВНИИЭСХ, 2002. — 153 с.
  111. Поддержка принятия управленческих решений: инструментально-информационное обеспечение/Под ред. проф. А. Ф. Рогачева Волгоград: Изд-во Волгоградского государственного университета, 2001. — 124с.
  112. Проблемы развития рыночных отношений и конкурентных рыночных механизмов. М.: Институт экономики РАН, 1991. -219с.
  113. Рекомендации по рыночной адаптации перерабатывающих предприятий (маркетинг, логистика, инвестиции) / Кузнецов В. В., Маркин С. Ю., Павлушкина О. И. и др. / РАСХН, Всерос. НИИ экономики и нормативов. -Ростов-на-Дону, 1997. -64 с.
  114. Рекомендации Россельхозакадемии по развитию кооперации и интеграции в АПК страны. М.: 1997.
  115. Управление сельскохозяйственным производством в системе АПК / Под ред. В. К. Буги.— Минск: Ураджай, 1988.— 190с.
  116. Gardner В. The Economics of Agricultural Policies. N.Y.: Macmilian Press Ltd., 1987.
  117. Jonson D.Gale. World Agriculture in Disarray. L: Macmilian Press Ltd., 1991
  118. McCalla A.F., Josling Т.Е. Agricultural Policies and World Markets. N.Y. I,.: Macmilian Press Ltd., 1985.
  119. Tracy M. Agricultural Policy in the European Union and Other Market Economies. Brussels: EU, 1996.
  120. Tsakok I. Agricultural Price Policy: A Practitioner’s Guide to Initial-Equilibrium Analysis. Ithaca L.: Cornell Uni Press, 1990.
Заполнить форму текущей работой