Народная художественная культура в традиционных календарных праздниках и обрядах
С ночью на Ивана Купалу связано много суеверных представлений и легенд, в настоящее время имеющих интерес поэтического вымысла и игры воображения. Роса целебна в эту ночь, лечебные травы действуют особенно сильно, только в эту ночь дивным огненным цветком расцветает папоротник, а под ним открывается золотой клад. Но лишь бесстрашный человек сможет достать его: деревья в лесу переходят с места… Читать ещё >
Содержание
- Народная художественная культура в традиционных календарных праздниках и обрядах
- Введение
- Глава 1. Анализ основных понятий
- Глава 2. Древние календари
- Глава 3. Календарные народные праздники и обряды на Руси
- Глава 4. Традиционный народный праздник как комплекс магических обрядов, ритуалов. Художественные элементы праздников и обрядов
- Глава 5. Значение старинных народных календарных праздников, их роль в отношении человека с природой, сохранение и передача их поколение в поколение
- Заключение
- Список использованных источников
Народная художественная культура является одной из составляющих глобальной системы художественной культуры общества и активно взаимодействует со всеми ее образованиями. Народная художественная культура предстает в этих связях как многомерный феномен, имеющий сложные пограничные образования как с народной культурой в целом, так и с элитарным и массовым искусством. Народная художественная культура рассматривается с точки зрения самостоятельного, исторически обусловленного типа культуры, имеющего свои формы, механизмы, стратификацию и другие структурные факторы. В настоящем понимании традиционная народная художественная культура трактуется как сфера проявления устойчивых традиций, образцов, ценностей, сформировавшихся в рамках древнейшей культуры и ставших базисом для традиций, образцов, ценностей формирующихся в последующие эпохи. В результате, создав единый комплекс, они прочно закрепились в культурно-историческом опыте народа.
Целью написания курсовой работы является изучение народной художественной культуры в традиционных календарных праздниках и обрядах.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
Проанализировать основные понятия;
Описать древние календари;
Рассмотреть характерные черты календарных народных праздников и обрядов на Руси;
Изучить традиционный народный праздник как комплекс магических обрядов, ритуалов;
Рассмотреть значение старинных народных календарных праздников, их роль в отношении человека с природой, сохранение и передача их поколение в поколение.
Объектом исследования являются традиционные календарные народные праздники и обряды, предметом художественная культура в праздниках и обрядах.
При написании курсовой работы использовалась
литература, статьи в научных журналах, интернет-сайты.
Глава 1. Анализ основных понятий
Понятие «обычай» более широкое чем понятие «обряд». В самой общей форме обычай может быть определен как стереотипная форма поведения, которая связана с деятельностью, имеющей практическое значение. По мнению Р. Ф. Итса, обычай это «установленное правило поведения в данной этнической общности «. Таким образом, обычай это определенный устойчивый образец, общепринятая и практически выполняемая норма социального поведения данной этнической общности.
Определяя «обряд» С. А. Токарев писал, что обряд это такая разновидность обычая, «цель и смысл которой выражение (по большой части символическое) какой-либо идеи, действия, либо замена непосредственного воздействия на предмет воображаемым (символическим) воздействием «. В силу своего символического, знакового характера обрядовые действия лишены непосредственной целесообразности и сами по себе практического значения не имеют. В научной литературе синонимом понятия «обряд» часто выступает понятие «ритуал».
Остановимся вначале на определении понятия «праздник». Согласно толковому словарю живого Великорусского языка Владимира Даля, «праздник — день, посвященный отдыху, в память события гражданского, государственного, по случаю чего-то и т. д. Праздничность — праздновать, гулять, отдыхать и ничего не делать, пировать, бражничать, шататься, гульба, тунеядство, бродяжничество. Праздновать, быть праздным, не работать, совершать обряды церковные, во славу или в память событий церкви».
С.И. Ожегов определяет праздник как «день торжества, установленный в честь или память кого/чего-нибудь (Первое мая, Праздник Победы), Революционный праздник. Выходной не рабочий день. День, особо отмечаемый обычаем или церковью (Праздник Нового года). День радости и торжества по поводу чего-то. День игр, развлечений (спортивный праздник, праздник песни)».
В Большой Советской энциклопедии сказано: «Праздничные дни в СССР установлены законом, посвящены выдающимся событиям, традиционным датам, чествованию работников определенных профессий (8 марта — Международный женский день, 1,2 мая — Праздник весны и труда, 9 мая — Праздник Победы и т. д.)».
Таким образом, можно констатировать, что праздник — это многогранное общественное явление, отражающее жизнь каждого человека и общества в целом. Для каждого человека праздник связан с особым праздничным состоянием, которое побуждает его к участию в том или ином действии. Ощущение праздничности — это ощущение радости, бодрости, приподнятости духа.
Праздники всегда связаны с переломными, этапными моментами в жизни природы, общества, человека. Чем значительнее событие, лежащее в основе праздника, тем больше потребности у человека ощутить свою причастность к нему, выразить свое отношение, объединить свои чувства с чувствами других людей, своего народа.
Известное положение о том, что в праздник хочется быть на людях, поделиться своими чувствами, каждый реализует по-своему, выбирая себе объект для общения среди родных, друзей, товарищей по работе, учебе, отдыху и т. д.
Можно выделить следующие виды праздников:
— церковные праздники, главными из которых являются Рождество и Пасха и др.;
— календарно-обрядовые праздники — Новый год, Масленица (проводы зимы), праздник Ивана Купалы, праздник урожая;
— государственные и общественно-политические праздники;
— профессионально-трудовые праздники (день рыбака, шахтера, металлурга, учителя, милиции и т. д.);
— гражданско-личностные праздники, или семейные (свадьба, день рождения, юбилей и т. д.)
— спортивные праздники;
— праздники для детей и подростков;
— мемориальные праздники связанные с жизнью и творчеством великих русских поэтов и писателей, художников и композиторов;
— юбилейные праздники городов (День города), областей и республик .
Обряд это порядок действий направленных на достижение определённой цели.
Смысловое значение слова Обряд заключается в понятиях — порядка, хозяйства и определённого устройства. В этой связи, понятие «обряжать» (обрядить) несёт в себе смысловое значение — «убирать, оправлять и приводить в должный вид». Поэтому, зачастую сопутствующее с Обрядом понятие «наряд» (который может быть как в армии — «на кухню»), отнюдь не связаны друг с другом, так как эти понятия могут иметь противоположные значения. Наряд, без которого может обойтись практически любой Обряд, может быть лишь одним из дополнений к обрядности. В этой же связи, продолжая тему нарядов, можно вспомнить и о том, что до изобретения ткани люди ходили в шкурах, что отнюдь не мешало им проводить обиходные языческие обряды, и никто не стремился снять рубаху и нарядиться в шкуру — если этого не требовал сам Обряд. В настоящее время, в ряде течений интерпретирующих по-своему «язычество», большее внимание отводится именно наряду, а не Обряду, и поэтому такие мероприятия видятся как собрание «ряженых» (аналогичных только «хиппи» советского времени), а не ритуальное действо. При всём при этом, не следует забывать, что даже Великое Празднество, одним служит только предлогом к общему веселью и гуляниям (что отнюдь не возбраняется русским язычеством), а другим — поводом для наведения порядка в собственной духовной сфере.
Обряд — это церемониальное действо, проводимое в соответствии с определённым народной традицией обычаем, посредством нахождения порядка в материальном мире, служащего — порядку в мире духовном.
Обряд не есть нечто оторванное от жизни, условное, произвольно созданное волей человека, а напротив, он органически связан с жизнью, опытом которой он выработался и которую он сам же обслуживает.
Понятие обряда можно определить следующими словами: обряд есть узаконенный соответствующей властью обычай; последний же есть сумма опыта в данной области. Обычай в бытовой жизни, санкционированный гражданской властью, получает вид закона; обычай в религиозной жизни, получив санкцию от духовной власти, становится обрядом .
В качестве классического примера Обрядовых Радений (запрашивания совета у Высших Сил) можно отметить — новогодние гадания, в глубокой древности русской народной традиции получившие звание Колядования, то есть гадания на Коляду — языческий Новый Год. Колядование — древнейший род занятий на Красные Святки (с 24 стуженя по 6 просинца), под Новый Год, к которому обращался русский народ во все времена и в любые эпохи. Никоим образом по вопросам гаданий нельзя обращаться к людям православной веры и якобы христианским методикам, по той причине, что всё это предано анафеме самой Церковью. Для христиан, при Колядовании рекомендуется снимать крестики и не опоясываться. Не подлежат проклятию только языческие методики гадания, в силу независимости от христианства — языческих воззрений.
Существует великое множество методов гаданий используемых при Колядовании, среди которых можно отметить — гадания на рунах (которые будут приведены в пример), на воде, возле зеркала и по искрам от огня. Излюбленной темой гаданий было и остаётся — определение суженого, для незамужних девушек. Особенностью Колядования, в отличие от радений в другое время (т.е. не на Красные Святки), являются не только гадания, но и загадывания на Счастье, Благо и Удачу. Методов загадывания более чем достаточно, вплоть до обычного высказывания, но загаданное должно быть искренним желанием — от всего Сердца .
Список литературы
- Арутюнов С.А. Обычай, ритуал, традиции//СЭ, 1982, — № 2. — С. 97.
- Байбурин А.К. Ритуал в традиционной культуре. Л., 1993
- Бенифанд А.В. Праздники: сущность, история, современность. Красноярск, 1986
- Итс Р. Ф. Введение в этнографию. — Л., 1974. — С. 48.
- Токарев С.А. Обычаи и обряды как объект этнографического исследования // СЭ, 1980. ~№ 3. С. 28.
- Кириллов И. А. Сущность обряда http://portal-credo.ru/site/index.php?act=lib&id=1352
- Некрылова А.Ф. Круглый год. Русский земледельческий календарь. М.: Правда, 1989
- Митин С.Н., Митина И. Д., Рыкова О. Н. Народная культура Поволжья: Методическое пособие / Под ред. С. Н. Митина. — Ульяновск: ИПК ПРО, 1999. — 84 с.
- Панкеев И.А. Полная энциклопедия быта русского народа. Тт. 1, 2. М.: ОЛма-Пресс, 1998
- Пропп В. Русские аграрные праздники. М., 2000
- Степанов Н.П. Народные праздники на Святой Руси. М.: Российский раритет, 1992
- Суханов И.В. Обычаи, традиции и преемственность поколений. М., 1976 г.
- Бочарова Е.В. Традиционная народная художественная культура Программа и методические рекомендации http://analiculturolog.ru/upload/data/programms/2/3.htm
- Скворцов Б. Н. Праздник как фактор реализации соцально-культурной политики и развития территорий Российский институт культурологии, Комитет ЕКОВАСТ http://www.ecovast.ru/skvorcov%20pr.htm
- http://bujan.ru/tainstvo/obr.html
- http://therussianliterature.ru