Логистика часть экономической науки и область деятельности, предмет которых заключается в организации и регулировании процессов продвижения товаров от производителей к потребителям, функционирования сферы обращения продукции, товаров, услуг, управления товарными запасами, создания инфраструктуры товародвижения.
Выделяют различные подсистемы логистики: закупочная, распределительная, транспортная, логистика запасов и многие другие.
Закупочная логистика является одной из основных логистических подсистем и изучает процесс движения сырья, материалов, комплектующих и запасных частей с рынка закупок до складов предприятия.
Закупочная логистика является одной из важных частей общественного производства, охватывает значительную часть сферы обращения, обеспечивает физическое перемещение материальных ресурсов как от производителя до потребителя, так и внутри предприятия. Закупочная логистика объединяет комплекс операций, направленных на снабжение предприятия ресурсами, объемом готовой продукции, движение приобретаемых материальных ресурсов по подразделениям на предприятии и между ними, занимающаяся управлением материальными потоками, в процессе организации обеспечения материальными ресурсами. 5]
Актуальность темы
«Закупочная логистика» обуславливается тем, что любое предприятие, как производственное, так и торговое, имеет службу, осуществляющую закупку, доставку и временное хранение сырья, полуфабрикатов и товаров народного потребления. От налаженной системы снабжения во многом зависит как эффективность отдельных звеньев предприятия, так и всей деятельности в целом.
Целью курсовой работы является изучение теоретических и практических аспектов организации закупочной логистики.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
— Изучить понятие закупочной логистики, ее место в системе предприятия;
— Изучить основные этапы снабжения;
— Проанализировать систему закупок в магазине «Застолье»;
— Предложить пути совершенствования организации закупочной деятельности в магазине «Застолье».
1. Теоретические аспекты закупочной логистики
1.1 Понятие закупочной логистики, ее место в системе предприятия
Закупочная логистика является одной из важных частей общественного производства, она охватывает значительную часть сферы обращения, обеспечивает физическое перемещение материальных ресурсов как от производителя до потребителя, так и внутри предприятия. Закупочная логистика объединяет комплекс операций, направленных на снабжение предприятия ресурсами, объемом готовой продукции, движение приобретаемых материальных ресурсов по подразделениям на предприятии и между ними, занимающаяся управлением материальными потоками, в процессе организации обеспечения материальными ресурсами, а именно:
— сырьем, полуфабрикатами, первичными ресурсами;
— производственными или вспомогательными материалами, т. е. тем, из чего делают и на чем работают, например топливо;
— комплектующие изделия, т. е. то, что необходимо добавить, например детали машин;
— запасные части и инструменты.
Основной целью закупочной логистики является удовлетворение потребностей производства в материалах с максимально возможной экономической эффективностью. При этом следует помнить, что новая система хозяйствования характеризуется: свободой выбора партнера/контрагента по закупке товаров; множественностью источников закупки (поставщиков); равноправием партнеров; возросшей ролью договоров, контрактов на поставку товаров; саморегулированием процессов поставки товаров; свободой ценообразования; конкуренцией поставщиков и покупателей; экономической ответственностью сторон; инициативой, самостоятельностью и предприимчивостью продавца и покупателя.
Различают следующие функции закупочной логистики:
— определение потребности в материальных ресурсах;
— получение и оценка предложений;
— выбор поставщиков;
— согласование цены и заключение договоров;
— формирование заказов;
— контроль количества и сроков поставок;
— входной контроль и размещение материальных ресурсов на складе;
— управление запасами и контроль.