Нам уже известно, что универсалии — абстрактные представления. Они являются устойчивыми вследствие устойчивости конкретных жизненных явлений. Однако культурные универсалии, как следует, есть и отражение культурной деятельности, воплощение в устойчивых идеалах, образцах. То есть, с одной стороны культурные универсалии имеют под собой фактическое основание, а с другой — весь комплекс абстрактного информационного материала, накопленного человечеством и воплощённого в культуре. Но ведь культура сама есть универсалия. Следовательно, здесь опять-таки необходимо идти по ступенькам, уровням обобщённости: культура — общие абстрактные универсалии — конкретно-образные универсалии. Обсуждая место универсалий в культурном процессе, мы будем говорить о более мелких универсалиях первого и второго порядков.
Где вообще можно встретить культурные универсалии? Конечно, в самых различных областях культуры, но прежде всего — в творческой работе, в бытовых и политических отношениях. Это объясняется, во-первых, древностью самих отношений бытовых, властных, творческих, а во-вторых — насущностью этих самых отношений в современной жизни. Место универсалий мы рассмотрим на ряде примеров, в частности, на примере демократии.
Демократия — безусловно, один из важнейших компонентов и основ нашего общества. В самом общем смысле это — специфический политико-правовой режим, обладающий рядом характерных признаков и являющийся одним из наиболее полно учитывающих интересы человека способов управления. С точки зрения культурологии демократия — это ещё и определённая форма культуры (демократическая культура). Кроме того, это ещё и культурная универсалия. Наша задача — выяснить, какое место демократия занимает в сфере культуры и какое место занимают другие универсалии в самой демократии. Полученные характеристики позднее можно экстраполировать на другие культурные универсалии.