Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Договорная теория происхождения государства (теория общественного договора)

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Следует подчеркнуть, что при этом общественный договор мыслился не как исторический факт подписания всеми какого-либо конкретного документа с будущим носителем власти (воевода, князь, царь), а как состояние общества, когда люди добровольно объединились в его государственно-организационную форму, как принцип, обосновывающий правомерность государственной власти. В договорной теории основная… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Введение стр
  • 2. Теория общественного договора Ж. Ж. Руссо стр
  • 3. Теория общественного договора Т. Гоббса стр
  • 4. Теория общественного договора Дж. Локка стр
  • 5. Теория общественного договора А. Н. Радищева стр
  • 6. Г. Гегель и критика теории общественного договора стр
  • Заключение стр
  • 8. Список использованной литературы и источников стр

Договорная теория происхождения государства (теория общественного договора) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Интернет-энциклопедия «Википедия» даёт развёрнутые и подробные определения понятию договорной теории происхождения государства. Вот некоторые из них:

«По мнению представителей данной доктрины, государство возникает как продукт сознательного творчества, как результат договора, в который вступают люди, находившиеся до этого в „естественном“, первобытном состоянии».

«Государство — рациональное объединение людей на основе соглашения между ними, в силу которого они передают часть своей свободы, своей власти государству. Изолированные до происхождения государства индивиды превращаются в единый народ. В итоге у правителей и общества возникает комплекс взаимных прав и обязанностей и соответственно ответственность за невыполнение последних. Так, государство имеет право принимать законы, собирать налоги, наказывать преступников и т. п., но обязано защищать свою территорию, права граждан, их собственность и т. д. Граждане обязаны соблюдать законы, платить налоги и пр., в свою очередь они имеют право на защиту свободы и собственности, а в случае злоупотребления правителями властью расторгнуть договор с ними даже путем свержения».

Договорная теория существует уже более двух тысячелетий и основывается на двух основных постулатах. Первый состоит в том, что до возникновения государства и права люди жили в условиях так называемого естественного состояния. Этот факт признается всеми представителями теории. Второй постулат гласит, что люди должны объединиться в государство. Для чего и на каких правах? Здесь мнения представителей договорной теории сильно расходятся.

Уже в Древней Греции некоторые софисты считали, что государство возникло в результате договорного объединения людей с целью обеспечения справедливости. Философ Эпикур писал, что «государство покоится на взаимном договоре людей…».

Своё развитие договорная теория получила в трудах блестящей плеяды мыслителей XVIIXVIII вв. Г. Гроция, Б. Спинозы (Голландия), Т. Гоббса, Дж. Локка (Англия), Ж.-Ж. Руссо (Франция), А. Н. Радищева (Россия).

Основная мысль договорной теории: государству предшествует естественное состояние, после которого люди заключают так называемый «общественный договор», создающий государство. Под понятием «общественный договор» понимается согласие между изолированными до того индивидами на объединение, на образование государства, превращая неорганизованное множество людей в единый народ.

Следует подчеркнуть, что при этом общественный договор мыслился не как исторический факт подписания всеми какого-либо конкретного документа с будущим носителем власти (воевода, князь, царь), а как состояние общества, когда люди добровольно объединились в его государственно-организационную форму, как принцип, обосновывающий правомерность государственной власти. В договорной теории основная фигура — это абстрактный, можно даже говорить «идеальный» человек, (ведь употребляют же физики понятие «идеальный газ»), который вступает в соглашение и образует государство. Но такого идеального человека как субъекта исторического процесса никогда не существовало. Человек всегда выступал в различных социальных объединениях: общинах, кланах, больших семьях, классах, в обществе, которые и были реальными субъектами процесса создания государства.

Общественный договор в том понимании, в котором его рассматривали сторонники договорной теории следует рассматривать как логическую предпосылку, без которой невозможно объяснить отличие государства от первобытного общества. Поэтому не случайно непосредственных и достоверных фактов возникновения государства в результате договора история не предъявляет. Хотя иногда в качестве примера приводят норманскую теорию происхождения российского государства. Так, согласно летописной легенде начальник варяжского военного отряда Рюрик, был призван ильменскими славянами вместе с братьями Синеусом и Трувором княжить в Новгород. Был устный договор, и этот момент многие считают моментом возникновения российского государства. Следует отметить, что норманская теория подвергалась резкой критике со стороны выдающегося русского ученого М. В. Ломоносова. Вместе с тем, данную теорию практически безоговорочно принимали Н. М. Карамзин, С. М. Соловьев .

Другим примером может служить договорная практика многих феодальных городов, заключавших договор с князем о его материальном обеспечении в обмен на управление городом, на защиту города от внешних посягательств и внутренних раздоров.

Данная теория получила отдельное подтверждение даже в XX веке, например, когда было заключено соглашение («поразумение») в кризисный период 80-х годов между польской «Солидарностью» и властью .

В своём реферате я проанализирую основные теории происхождения государства, выдвинутые представителями различных эпох, осударств и политических течений, а также попытаюсь сравнить, насколько по-разному сторонники данной теории обосновывают необходимость заключения общественного договора.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А.Г. Философия: Учебник для ВУЗов. М., 2006.
  2. И.К. Социалистическая мысль в России: переход от утопии к науке. М., 1973.
  3. Современная философия: словарь и хрестоматия. Ростов на Дону, 1995.
  4. Философия. Учебное пособие под редакцией В. Н. Лавриненко. М., 1996.
  5. А.А. Философия. Курс лекций. М., 1995.
  6. А.М. Философский энциклопедический словарь. М., 1989.
  7. В.С. История политических и правовых учений. М., 1994.
  8. Философия: Учебное пособие для высших учебных заведений / Под ред. Проф. Т. И. Кохановской, Ростов на Дону, 2004.
  9. Философия: Часть первая: История философии: Учеб. Пособие / Под ред. Проф. В. И. Кирилова, Проф. С. И. Попова, Проф. А. Н. Чумакова. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2004.
  10. А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. 3-е изд. М., 1999.
  11. Теория государства и права: Учебник / Под ред. В. К. Бабаева. М., 1999.
  12. Общая теория государства и права: Учебник / Под ред. В. В. Лазарева. 2-е изд., перераб. и доп. М., 1996.
  13. А.Н. «Демократия и тирания в новое и новейшее время»// Вопросы философии, 1993, № 10.
  14. С. Я, Попов И. М. Советский Союз в локальных войнах и конфликтах. М.: ACT; Астрель, 2003.
  15. Интернет-энциклопедия «Википедия» — http://ru.wikipedia.org
Заполнить форму текущей работой