Медико-фармацевтические знания Средних веков и эпохи Возрождения
Контрольная
Монастырская медицина в Западной Европе всецело была подчинена религиозной идеологии. Ее основной задачей было способствовать распространению католицизма. Врачебная помощь населению наряду с миссионерской и военной деятельностью монахов входила составной частью в комплекс мероприятий, осуществлявшихся католической церковью при завоевании феодалами новых территорий и народов. Орудием католической… Читать ещё >
Содержание
- Тема: «Медико-фармацевтические знания Средних веков и эпохи Возрождения»
- 1. Каковы особенности развития науки (в том числе фармации) в средневековой Европе? Приведите примеры
- 2. Почему европейская средневековая наука сохранила языческие знания древних цивилизаций? Как они соотносились с христианской доктриной?
- 3. Что понимается под европейской традицией образования? Какие преимущества дает она при подготовке специалистов?
- 4. Какие исторические события ускорили прогресс науки в эпоху Возрождения?
- 5. Как деятельность фармацевтов влияла на общий прогресс науки в этот период?
Список литературы
- Каковы особенности развития науки (в том числе фармации) в средневековой Европе? Приведите примеры.
- Переход от античного мира к средневековью в Западной Европе был связан на первых порах с глубоким экономическим и культурным упадком. Новые формы общественной жизни складывались медленно. Кельтские и германские племена, победившие рабовладельческие государства, принесли с собой пережитки родового строя с его экономическими и культурными чертами, прежде всего с натуральными формами хозяйства. В раннем средневековье преобладало натуральное хозяйство. В странах Западной Европы в течение ряда веков отмечался упадок науки.
- В 911 вв. центр научной медицинской мысли переместился в страны арабского Халифата. Византийской и арабской медицине мы обязаны сохранением ценного наследия медицины Древнего Мира, которое они обогатили описанием новых симптомов, болезней, лекарственных средств. Большую роль в развитии медицины сыграл уроженец Средней Азии, разносторонний ученый и мыслитель Ибн-Сина (Авиценна, 980−1037): его «Канон врачебной науки» был энциклопедическим сводом медицинских знаний.
- Мировоззрение средних веков было по преимуществу теологическим: церковь являлась наивысшим обобщением и санкцией существующего феодального строя. Духовенство к тому же было единственным образованным классом. Отсюда само собой вытекало, что церковная догма была исходным моментом и основой всякого мышления. Юриспруденция, естествознание, философия, медицина все содержание этих наук приводилось в соответствии с учнием церкви. В эпоху средневековья науку считали служанкой церкви, и ей не было позволено выходить за пределы, установленные верой. Современные университеты, гимназии, школы уходят своими корнями в средневековье. Они прямые потомки тех заведений, что были созданы для подготовки священников и монахов.
- В XXII веках доминирующей формой философии в Западной Европе стала схоластика. Схоластикой называется метод, характеризующийся следующими тремя чертами:
- убеждением, что все знания, необходимые человеку, даны в трудах общепризнанных «авторитетов» и вытекающим отсюда стремлением во всех вопросах науки держаться только этих «авторитетов»;
- убеждением, что наука состоит в умении выводить все низшие понятия из высших посредством аргументов, черпаемых в трудах «авторитетов», и посредством приемов формальной логики;
- полным и сознательным пренебрежением к опыту.
- В XIII веке схоластика достигла своего расцвета. Смысл схоластики заключался в обосновании, систематизации и защите официальной церковной идеологии путем искусственных формалистических логических ухищрений. Схоластика исходила из того положения, что все возможные знаниями уже даны либо в священном писании, либо в творениях отцов церкви. Создание схоластической единой картины мира и единой системы наук не помешало именно в XIIXIII в. выделению многих дисциплин из общего потока, как бы перекрываемого философией. Особое место отвоевала себе логика и стала играть наиболее заметную роль в образовании. Схоластика создала новую центральную форму европейской системы образования, остающейся таковой и сегодня.
- Философской основой средневековой науки являлось учение Аристотеля, в первую очередь космогония и физика, в значительной мере искаженные и поставленные на службу богословию. В средние века Аристотель был канонизирован схоластической наукой, его называли «предтечей Христа в объяснении природы».
- Для фармации средних веков характерны сложные лекарственные прописи. Число частей в одном рецепте нередко доходило до нескольких десятков. Особое место среди лекарств занимали противоядия: так называемый «териак», включавший 70 и больше составных частей (основная составная часть змеиное мясо), а также «митридат» (опал). «Териак» считался также средством против всех внутренних болезней, в том числе «моровых» лихорадок. Средства эти ценились очень дорого. Фармация в Средние века была тесно связана с алхимией, которая, преследуя фантастические задачи (поиски «философского камня», способного превращать неблагородные металлы в золото, попытки отыскать «жизненный эликсир» и панацею всеисцеляющее средство от всех болезней), вместе с тем накапливала опыт исследования веществ.
- Несмотря на большие затруднения для научной деятельности, созданные в Средние века господством церковной схоластики, в двух таких областях медицины, как хирургия и инфекционные болезни, накапливался значительный материал, способствовавший в дальнейшем обогащению медицинской науки.
- Вскрытия трупов при моровых поветриях проводились уже в VI в. н.э., но они мало способствовали развитию медицины. Первые вскрытия, сведения о которых дошли до нас, проводились с XIII в. В 1231 г. император Фридрих II разрешил проводить вскрытие человеческого трупа один раз в 5 лет, но в 1300 г. римский папа установил суровое наказание всякому, кто осмелится расчленить человеческий труп или выварить его, чтобы сделать скелет. Время от времени некоторым университетам разрешалось производить вскрытие трупов. Медицинский факультет в Монпелье в 1376 г. получил разрешение вскрывать трупы казненных; в Венеции в 1368 г. было разрешено производить одно вскрытие в год. В Праге регулярные вскрытия начались лишь в 1400 г., т. е. через 52 года после открытия университета. Венский университет получил такое разрешение с 1403 г., но за 94 года (с 1404 г. по 1498 г.) там было произведено всего 9 вскрытий. В Грейфсвальдском университете первый человеческий труп был вскрыт спустя 200 лет после организации университета. Вскрытие обычно производил цирюльник. Во время вскрытия профессор-теоретик читал вслух на латинском языке анатомическое сочинение Галена. Обычно вскрытие ограничивалось брюшной и грудной полостями.