Экологическое аудирование рассматривается как вид предпринимательской деятельности, как составная часть общего аудита в системе экологического менеджмента и как организационно-управленческий инструмент обеспечения национальной безопасности в экологической сфере.
Организация деятельности по экологическому аудированию как вида предпринимательской деятельности должна соответствовать нормам гражданского законодательства, уголовного законодательства и Временным правилам аудиторской деятельности в Российской Федерации.
Деятельность в области производственного экологического управления определяется Государством через органы государственного экологического контроля и управления. На практике государственное регулирование здесь осуществляется через систему природоохранительных требований, закрепленных в законодательных и нормативных документах федерального, регионального и местного уровней. Непосредственно деятельность в области производственного экологического управления регулируется ГОСТом 24 525.4−80 «Управление охраной окружающей среды. Управление производственным объединением и промышленным предприятием. Основные положения» и является обязательной.
Деятельность экономических субъектов в области экологического менеджмента обязательной не является. Подобную деятельность невозможно ввести в рамки еще одного формально обязательного вида деятельности промышленных предприятий. Государство может только инициировать и стимулировать развитие экологического менеджмента, используя разнообразные косвенные меры и действия, например, через системы лицензирования, сертификации, налогообложения, страхования, экологической экспертизы и т. п.
Тема, выбранная для написания контрольной работы «Аудит соответствия деятельности предприятия требованиям обеспечения безопасности предприятия и окружающей среды (аудит лицензий, паспортов предприятий, сертификатов соответствия выпускаемой продукции требованиям…)» достаточно актуальна.
Цель написания работы — изучить данную тему, используя экономическую литературу и нормативно-правовые акты.
Основные задачи работы можно сформулировать следующим образом: рассмотреть юридическое закрепление ряда правовых, экономических и организационно-управленческих механизмов при осуществлении отдельных видов деятельности (как косвенное свидетельство повышенной опасности соответствующих видов деятельности). Иеется ввиду:
— обязательность государственной экологической экспертизы для перечня экспертируемых видов деятельности и объектов;
— обязательность декларирования безопасности промышленных объектов;
— обязательность лицензирования в соответствии с ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»;
— обязательность экологической сертификации в соответствии с приказом Минприроды РФ от 23.01.95 г. № 218 «Об организации системы сертификации по экологическим требованиям для предупреждения вреда окружающей природной среде».
I. Аудит паспортов и иных документов предприятия, организации, учреждения, содержащих сведения об их безопасности для окружающей среды и населения:
Основным документом, подтверждающим безопасность того или иного вида деятельности для окружающей среды и населения, является заключение государственной экологической экспертизы.
Обязанность проведения государственной экологической экспертизы, ее принципы, организация, перечни экспертируемых объектов определены следующими правовыми нормативными актами:
— Федеральными законами: «Об охране окружающей природной среды» (ст.ст.35,39); «Об экологической экспертизе», Водным кодексом РФ (ст.ст.80,116); Лесным кодексом РФ (ст.ст.46,65); «О континентальном шельфе РФ» (ст.31); «Об отходах производства и потребления» (ст.10); «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне РФ» (ст.34); Градостроительным кодексом РФ (ст.28); «О животном мире» (ст.ст.5,6,10,13,20); «Об исключительной экономической зоне РФ» от 17.12.98 г.
№ 191-ФЗ (ст.27);
— постановлением Правительства РФ т 18.05.98 г. № 462 Об утверждении Положения о проведении государственного экологического контроля в закрытых административно-территориальных образований, на режимных, особо режимных и особо важных объектах Вооруженных Сил РФ и государственной экологической экспертизы вооружения и военной техники, военных объектов и военной деятельности.
В 90-е гг. дальнейшее развитие получили нормативно-правовые основы паспортизации хозяйственных объектов (приказ Минприроды России от 16.03.93 г. № 53 «Об экологической паспортизации на территории РФ»). Разрабатываются экологические паспорта сельскохозяйственных, транспортных, судостроительных предприятий, опасных промышленных объектов и т. п. Введенные ранее экологические паспорта промышленных