Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Индивидуально-психологические особенности личности: темперамент и характер

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

О характере человека обычно говорят тогда, когда пытаются оценить или охарактеризовать отдельного человека. В общей структуре личности характер занимает центральное место, объединяя все другие свойства и особенности поведения. Характер человека влияет на его познавательные процессы − восприятие, воображение, мышление, память. Это влияние осуществляется через волевые и инструментальные черты… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Общее понятие о темпераменте
    • 1. 1. Концепции и теории темперамента
    • 1. 2. Основные свойства темперамента
    • 1. 3. Физиологические основы темперамента
    • 1. 4. Соотношение типов высшей нервной деятельности со свойствами темпераментов
    • 1. 5. Психологическая характеристика темпераментов
    • 1. 6. Темперамент и личность
    • 1. 7. Роль темперамента в деятельности человека
  • Вывод по главе
  • Глава 2. Характер
    • 2. 1. Общее понятие о характере
    • 2. 2. История учений о характере
    • 2. 3. Типология характеров
    • 2. 4. Свойства характера
    • 2. 5. Физиологические основы характера
    • 2. 6. Природные и социальные предпосылки характера
    • 2. 7. Черты характера и их связи
    • 2. 8. Черты характера и отношения личности
    • 2. 9. Акцентуации характера
  • Вывод по главе
  • Глава 3. Влияние темперамента на формирование черт характера
    • 3. 1. Природа характера и темперамента
    • 3. 2. Когда формируется характер?
    • 3. 3. Связь характера и темперамента
  • Заключение
  • Список используемой литературы

Индивидуально-психологические особенности личности: темперамент и характер (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

" Темперамент", «характер», «личность» в этих понятиях исходно содержится сложная внутренняя диалектика. Мы используем их для определения человеческой индивидуальности — того, что отличает данного человека от всех остальных, что делает его уникальным. Вместе с тем мы заранее предполагаем в этой уникальности черты, общие с другими людьми, иначе всякая классификация, да и само употребление перечисленных понятий, потеряла бы смысл. Какие же именно черты, стороны, качества, особенности человека отражает каждое из этих понятий? Слова «темперамент», «характер», «личность» употребляются нами постоянно и повсеместно, они нужны и свою роль выполняют. В повседневном общении в каждое из них вкладывается достаточно определенный смысл и с их помощью достигается взаимопонимание.

Темперамент является врожденной базой, на которой строится характер человека. Темперамент определяет наличие многих психических различий между людьми, в том числе по интенсивности, впечатлительности, темпу и энергичности действий, а также по целому ряду других динамических характеристик.

Темперамент человека оказывает большое влияние на характер его общения с другими людьми.

Темперамент — динамическая характеристика психических процессов и поведения человека, проявляющаяся в их скорости, изменчивости, интенсивности и других характеристиках.

Темперамент характеризует динамичность личности, но не характеризует ее убеждений, взглядов, интересов, не является показателем ценности или малоценности личности, не определяет ее возможности (не следует смешивать свойства темперамента со свойствами характера или способностями). Можно выделить следующие основные компоненты, определяющие темперамент.

1.Общая активность психической деятельности и поведения человека выражается в различной степени стремления активно действовать, осваивать и преобразовывать окружающую действительность, проявлять себя в разнообразной деятельности. Выражение общей активности у различных людей различно.

Можно отметить две крайности: с одной стороны, вялость, инертность, пассивность, а с другой — большая энергия, активность, страстность и стремительность в деятельности. Между этими двумя полюсами располагаются представители различных темпераментов.

2. Двигательная, или моторная, активность показывает состояние активности двигательного и речедвигательного аппарата. Выражается в быстроте, силе, резкости, интенсивности мышечных движений и речи человека, его внешней подвижности (или, наоборот, сдержанности), говорливости (или молчаливости).

3. Эмоциональная активность выражается в эмоциональной впечатлительности (восприимчивость и чуткость к эмоциональным воздействиям), импульсивности, эмоциональной подвижности (быстрота смены эмоциональных состояний, начала и прекращение их). Темперамент проявляется в деятельности, поведении и поступках человека и имеет внешнее выражение. По внешним устойчивым признакам можно до известной степени судить о некоторых свойствах темперамента.

Древнегреческий врач Гиппократ, живший в 5 веке до н.э., описал четыре темперамента, которые получили следующие названия: сангвинический темперамент, флегматический темперамент, холерический темперамент, меланхолический темперамент. Он описал основные типы темпераментов, дал им характеристики, однако связывал темперамент не со свойствами нервной системы, а с соотношением различных жидкостей в организме: крови, лимфы и желчи. Первую классификацию темпераментов предложил Гален, и она в относительно малоизмененном виде дошла до наших дней. Последнее из известных ее описаний, которое используется и в современной психологии, принадлежит немецкому философу И. Канту.

И. Кант разделял темпераменты человека (проявления темперамента можно заметить и у высших животных) на два типа: темпераменты чувства и темпераменты деятельности.

Отсутствие необходимых знаний не позволяло дать в то время подлинно научную основу учению о темпераментах, и только исследования высшей нервной деятельности животных и человека, проведенные И. П. Павловым, установили, что физиологической основой темперамента являются сочетания основных свойств нервных процессов.

О характере человека обычно говорят тогда, когда пытаются оценить или охарактеризовать отдельного человека. В общей структуре личности характер занимает центральное место, объединяя все другие свойства и особенности поведения. Характер человека влияет на его познавательные процессы − восприятие, воображение, мышление, память. Это влияние осуществляется через волевые и инструментальные черты характера. Эмоциональная жизнь человека находится под прямым влиянием характера. В первую очередь характер определяет индивидуальность и своеобразие личности.

Характер не является врожденным, — он формируется в жизни и деятельности человека как представителя определенной группы, определенного общества. Поэтому характер человека — это всегда продукт общества, чем и объясняется сходство и различие в характерах людей, принадлежащих к различным группам.

Цель данной работы: выявить новую актуальную информацию об индивидуально-психологических особенностях личности: темпераменте и характере.

Для реализации поставленной цели ставлю следующие задачи:

1. Сравнить концепции и теории темперамента и характера в ходе историко-психологических исследований отечественных и зарубежных психологов.

2. Рассмотреть индивидуальные особенности темперамента и характера с позиции теории.

3. Проследить влияние темперамента на формирование черт характера (теоретические наработки ученых-психологов).

Показать весь текст

Список литературы

  1. А. «Понять природу человека». Спб. 1997
  2. А. Г. «Психология личности». М. 1990
  3. Ю. Б. «Введение в общую психологию». М. 1988
  4. А. Г. Психология личности, изд. 3. М., «Просвещение», 1970.
  5. Краткий словарь системы психологических понятий /К.К.Платонов — М. Высшая школа 1984.
  6. Э. Теория темпераментов. // Психология индивидуальных различий. Хрестоматия. М., 2000.
  7. В.С. Очерк теории темперамента, М., 1964
  8. В.Д. Актуальные проблемы дифференциальной психофизиологии. // Психология индивидуальных различий. Хрестоматия. М., 2000.
  9. Р.С. Психология (в трех книгах), книга 1, М., 1998.
  10. Общая психология /Состав. Е. И. Рогов — М. ВЛАДОС, 1995
  11. Т.И., Допира А. И., Дьяконов Г. В. Практикум по общей психологии. Учебное пособие для студентов педагогических вузов. М.: Изд. «Институт практической психологии», 1996.
  12. О.Н. Общая психология. Методические указания. Научно-учебный центр психологии НГУ, 1996.
  13. А. В. Введение в психологию. М., 1995.
  14. В. А., Виноградова А. М., Кларина Л. М. и др. Учимся общаться с ребенком. М., 1993.
  15. С. Л. Основы общей психологии. Т. II М., 1989.
  16. В.М. Биологические основы индивидуально-психологических различий. М., 1979.
  17. В.М. О природе темперамента и его места в структуре индивидуальных свойств человека. // Вопросы психологии. 1985 том 1.
  18. П. В., Ершов П. М. Темперамент. Характер. Личность, изд. М., «Наука», 1984.
  19. Л.Д. Основы психологии. Ростов н /Д, 2004.
  20. Я. Роль темперамента в психическом развитии. М., 1982.
  21. Теоретические проблемы психологии личности, под ред. Е. В. Шорохова, М., 1974
Заполнить форму текущей работой