Вопрос, который рассматривается в данной работе, один из самых актуальных в педагогике сегодня. Это вопрос о развитии творческих способностей человека, об его одаренности. И самое главное какое влияние на эти способности оказывает развитие творческого потенциала ребенка, каким образом психологически правильно развивая воображение, обогащая духовный и культурный уровень можно достичь качественного улучшения процессов воображения.
В современной литературе появляется все больше статей, публикаций, так или иначе затрагивающих эту тему. Правда, все они всего лишь капля во множестве проблем, проявляющихся у учителей и родителей одаренных детей в наше время, когда информация меняется каждые пять лет, а порой и чаще. Нынешним школьникам приходиться вмещать столько в свою память, что порой их молодая неустойчивая психика не выдерживает таких нагрузок. Отсюда эмоциональные срывы, подавленность. Тут уже не приходиться говорить о развитии творческого потенциала, требующего бережного, вдумчивого отношения, происходит непрерывная гонка за количеством и качеством знаний.
Потребность в творчестве сложная духовая потребность. Пробуждение человека к творчеству открывает для него путь к раскрытию своей индивидуальности к реализации своих способностей.
В детстве творчество является наиболее содержательной формой психической активности. В творческой деятельности ребёнок совершает «открытия», проявляет такие качества, как инициативность, фантазия, самостоятельность, индивидуальность. [16, с.89]
Изобразительное искусство действенное средство воспитания активной личности с богатым духовным миром. Оно учит детей творчески воспринимать всё многообразие жизни, даёт возможность передать им огромный нравственный и эстетический опыт, накопленный человечеством.
В процессе занятий изобразительным искусством у учащихся развиваются фантазия, воображение, образное мышление, способность к анализу и синтезу, сравнению, обобщению и т. п.
Художественные знания, полученные младшими школьниками, умение эмоционально воспринимать произведения художников, приобретённые навыки собственной творческой деятельности мощные средства развития их творческих способностей и возможностей.
Поэтому неудивительно желание многих педагогов и психологов найти пути развития творческих способностей в изобразительной деятельности:
Выделили среди творческих способностей те, которые относятся к изобразительной деятельности и раскрывали суть этих способностей следующие психологи и педагоги: Ананьев Б. Г., Выготский Л. С., Голубева Э. А., Игнатьев В. И., Лейтес Н. С. и др.;
Проблемами развития творческих способностей в изобразительной деятельности занимались: Беляева Л. А., Волков И., Брунер Дж., Ивашкевич О. В., Кузин В. С. и др.;…
По проблемам психологии творческих способностей работали: Анохин П. К., Выготский Л. С, Игнатьев Е. И., Капланов С. Г., Кирнеенко В. И., Крутецкий В. А., Кузин В. С. и др.;
Над методикой проведения различных приёмов направленных на развитие творческих способностей в изобразительной деятельности работали: Беляева Л. А., Волков И., Лихачев Б. Т., Игнатьев Е. И., Ломов Б. Ф., Вертугина Н. А…, Зеленина Е. Л. и др.
Идентификацией уровня творческих способностей занимались: Щебланова Е. И., Аверипа И. С, Моляко В. А., Щужский П. П., Артеменко В. Р., Волков И., Брунер Дж. и др.
Выявлением возрастных особенностей творческих способностей в изобразительной деятельности занимались: Гуревич К. М., Мухина В. С., Брунер Дж., Кузин А. Г., Лук А. Н. и др.
Над различными проявлениями индивидуальных особенностей творческих способностей в изобразительной деятельности работали: Уманова Н. В., Беляева Л. А., Шумский П. П., Артеменко В. Р., Гуревич К. М., Хаюрюнен Ю. И., Мухина В. С. и др.
Такие авторы-психологи как Богоявленская Д. Б., Дьяченко М. И., Кандыбович Л. А. считают, что в психологии нет однозначной трактовки творчества. Л. С. Выготский рассматривал творчество как создание нового. С. Л. Рубинштейн определял творчество как деятельность, создающую нечто новое, оригинальное, что потом входит в историю развития не только самого творца, но и науки, искусства и т. д. А. М. Матюшкин выделял два вида активности: адаптивный и творческий. Задачей творческой активности является изменение существующего порядка, создание новых подходов. Брушлинский А. В. и Тихомиров О. К. в творчестве выделяют открытие неизведанного, создание нового, преодоление стереотипов и шаблонов. А. Маслоу считает, что подлинное творчество, креативность проявляются у человека и в повседневной реальной жизни, в каждодневном выборе жизненных ситуаций, в разных формах самовыражения. Для личности, стремящейся к творчеству, по мнению Я. А. Пономарева, характерна оригинальность, инициативность, высокая самоорганизация, огромная работоспособность. Творческая личность находит удовлетворение не столько в достижении цели труда, сколько в самом его процессе. Для Я. А. Пономарева определяющим в творчестве является развитие, возникновение новых структур, нового знания, новых способов деятельности. Б. Г. Ананьев среди свойств творческой личности выделял глубину и остроту мысли, необычность постановки вопроса и его решения, интеллектуальную инициативу. Для творческой личности как показал американский психолог П. Торранс, является потребность развиваться, потребность в постоянном росте. [3, c.4]. Свой вклад вносят и белорусские учёные С. Я. Астрейко, Г. П. Коваленко, В. Н. Наумчик, Н. Ф. Вишнякова.
Творчество — продуктивная форма активности и самостоятельности человека. Его результатом становятся научные открытия, изобретения, создание новых художественных произведений, решение новых задач в труде врача, учителя, худоника, инженера и т. д. [5, c.422]
Проанализировав взгляды на данную проблему, считаю, что уместным будет сказать, что творческий человек, это человек, у которого есть мотив достижения и самосовершенствования, которые выражаются в деятельности согласно его склонности, направленности, интересам.
Цель исследования:
— Изучение проблемы развития творческих способностей школьников, а именно тех аспектов, знание которых необходимо педагогу для практической деятельности в этом направлении.
— Выявление наиболее эффективных форм, методов развития творческих способностей школьников на уроках изобразительного искусства.
Объект исследования: процесс развития творческих способностей у школьников.
Предмет исследования: использование средств искусства в процессе развития творческих способностей школьников.
Задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу, касающуюся этой проблемы.
2. На основе анализа и обобщения передового педагогического опыта выявить эффективности форм, методов и приемов развития творческих способностей.
3. Определить условия, благоприятные для развития творческих способностей школьников на уроках изобразительного искусства.
4. Определить значимость основ композиции для развития творческих способностей.
5. Создать и описать ход работы живописных картин.
Гипотеза исследования: предполагается, что специально организованная развивающая программа будет способствовать развитию творческих способностей у детей в процессе композиционной деятельности.
Методы исследования: анализ литературы, анализ и обобщение передового педагогического опыта, а также выявление творческих способностей у детей на основе разработки необычных уроков изобразительного искусства.