Архитектурное наследие Возрождения: собор Санта Мария дель Фиоре во Флоренции
Купол, проект которого предложил Брунеллески, строился по совершенно новой и уникальной по тем временам технологии. Брунеллески предложил сделать купол двухслойным, выложив его из плиток елочкой, когда предыдущий слой будет держать равновесие для следующего. В результате в 1434 году потрясенные флорентийцы увидели не только купол, но и шпиль с шаром, который наверх подняли с помощью машины… Читать ещё >
Содержание
- Введение
- Глава 1. Особенности архитектуры эпохи Возрождения в Италии
- 1. 1. Основные черты искусства эпохи Возрождения
- 1. 2. Архитектура Раннего Возрождения в Италии
- 1. 3. Архитектура и изобразительное искусство Высокого и Позднего Возрождения в Италии
- Глава 2. Собор Санта-Мария-дель-Фьоре
- 2. 1. История создания собора
- 2. 2. Архитектурные особенности
- 2. 3. Интерьер собора
- Заключение
- Список использованных источников
Культура эпохи Возрождения славится поразительным обилием ярких талантов, множеством достижений в разных областях творчества, шедеврами искусства и литературы, которые принадлежат к наивысшим созданиям человечества. Тесно связанная с общественной, политической и другими сторонами жизни эпохи, она отличается исключительной многогранностью и не лишена противоречий, которые проявляются не только в специфике общих тенденций ее развития, но и в индивидуальном вкладе в культуру многих ее деятелей из разных стран Европы.
Само понятие «Возрождение» (rinascita, rinascentia) возникло в Италии XVI в. как некий итог осмысления культурного новаторства эпохи. Этой метафорой обозначали первый со времен античности (как тогда считали) блестящий расцвет литературы, гуманитарных наук и искусства, наконец-то наступивший после долгого, почти тысячелетнего упадка культуры.
Собор Санта-Мария-дель-Фьоре (итал. La Cattedrale di Santa Maria del Fiore) кафедральный собор во Флоренции, самое знаменитое из архитектурных сооружений итальянского Средневековья и Возрождения. Актуальность изучении архитектуры собора Санта Мария дель Фьоре определяется его значением для развития всей архитектуры эпохи Возрождения. Более того, собор на сегодняшний день представляет наглядный памятник архитектуры эпоху Возрождения в Италии.
Целью написания курсовой работы является изучение архитектурного наследия Возрождения на примере собора Санта Мария дель Фьоре во Флоренции.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
Описать особенности архитектуры эпохи Возрождения в Италии;
Рассмотреть историю создания собора Санта Мария дель Фьоре;
Изучить Архитектурные особенности и интерьер собора Санта Мария дель Фьоре.
При написании курсовой работы использовалась
литература, статьи в научных журналах, интернет ресурсы.
Первая
глава IIосвящена рассмотрению особенностей архитектуры разных периодов эпохи Возрождения в Италии.
Во второй главе рассмотрен памятник архитектуры — собор Санта Мария дель Фьоре во Флоренции, как образец архитектуры эпохи Возрождения.
Глава 1. Особенности архитектуры эпохи Возрождения в Италии
1.1. Основные черты искусства эпохи Возрождения
Исключительно важное место в культуре Возрождения обрело искусство. Возродив античный принцип жизнеподобия, «подражания природе», а вместе с ним и идеал прекрасного, гармоничного человека, оно стало зеркалом новых представлений о ценности личности и красоте земного мира, инструментом познания и вместе с тем поэтизации действительности. В изучении перспективы, анатомии, пропорций искусство нередко шло рука об руку с научными исканиями. В нем рождаются станковая картина, свободно стоящая статуя, новые виды архитектурных сооружений дворец, Исключительно важное место в культуре Возрождения обрело искусство. Возродив античный принцип жизнеподобия, «подражания природе», а вместе с ним и идеал прекрасного, гармоничного человека, оно стало зеркалом новых представлений о ценности личности и красоте земного мира, инструментом познания и вместе с тем поэтизации действительности. В изучении перспективы, анатомии, пропорций искусство нередко шло рука об руку с научными исканиями. В нем рождаются станковая картина, свободно стоящая статуя, новые виды архитектурных сооружений дворец, вилла .
1.2. Архитектура Раннего Возрождения в Италии
В культуре итальянского Возрождения архитектура и изобразительное искусство занимают выдающееся место. По обилию талантливых мастеров, размаху и многообразию художественного творчества, а главное, по его смелому новаторству Италия опередила в XV в. все другие страны Европы. Итальянское искусство Кватроченто развивалось в рамках локальных школ. В архитектуре сложи лись тосканская, ломбардская, венецианская школы, в стилистике которых новые веяния нередко сочетались с местными традициям.
В изобразительном искусстве, прежде всего в живописи, также сформировалось несколько школ флорентийская, умбрийская, североитальянская, венецианскаясо своими неповторимыми стилистическими особенностями.
Основоположником флорентийской школы являлся Джотто (XIIXIV вв.). В начале XV века флорентийская школа становится авангардом гуманистического искусства Возрождения (архитекторы Ф. Брунеллески, Л. Б. Альберти, скульпторы Донателло, Л. Гиберти, живописцы Мазаччо, А. Верроккьо, С. Боттичелли). Своего расцвета она достигла в искусстве Леонардо да Винчи и Микеланджело. Эту школу характеризует углубленное религиозное начало, мифологическое восприятие мира, тонкий психологизм .
Начало радикальных преобразований в искусстве относится к первым десятилетиям XV в. Лидером в творческих поисках и открытиях в художественной сфере, как и в гуманизме, на протяжении почти всего этого столетия была Флоренция. Брунеллески, Донателло, Мазаччо три флорентийских гения открыли новую эпоху в архитектуре и изобразительном искусстве.
В постройках Брунеллески во Флоренции капелле Пацци, примыкающей к церкви Санта Кроче, приюте для подкидышей (Оспедале дельи Инноченти), церкви Сан Лоренцо и другихиспользованы творчески освоенные зодчим формы и принципы античной ордерной архитектуры. В Оспедале дельи Инноченти в противовес устремлению здания ввысь, свойственному готике, Брунеллески впервые создал нижний этаж фасада в виде легкого портика, развернувшегося по горизонтали во всю его ширину и примыкающего к площади. Эта архитектура, вызывающая впечатление соразмерности и покоя, положила начало формированию нового, ренессансного облика городских общественных зданий. В церквах Сан Лоренцо и Санто Спирито Брунеллески сочетал традиционный базиликальный тип постройки со свободным использованием ордера колоннами, несущими аркаду. Это придало монументальную величественность и в то же время легкость интерьерам обоих храмов. Одним из самых совершенных творений Брунеллески стала капелла Пацци построенная по заказу этой семьи молельня, небольшое крытое куполом здание с портиком, расположенное во дворе монастыря. Архитектор и здесь применяет ордер, выявляющий, в отличие от готики, несущую роль стеы в конструкции здания.
Здания Брунеллески с характерными для них портиками, арками, колоннами отличают гармоничность, ясность пропорций, соизмеримость масштабов архитектуры с человеком.
Формирование ренессансной архитектуры во второй половине XV в. продолжил ряд выдающихся мастеров. Возведенный по проекту Микелоццо дворец (палаццо) Медичи во Флоренции стал образцом для строительства и других трехэтажных палаццо, торжественных и строгих по облику, с богато украшенными интерьерами. Новаторством отмечены проекты Леона Баттиста Альберти: в палаццо Ручеллаи во Флоренции он впервые применил членение трех ярусов фасада пилястрами разных ордеров, а при переделке фасада готической церкви Санта Мария Новелла первым использовал волюты, чтобы зрительно объединить его центральную часть с более низкими боковыми. В ренессансном стиле, одним из главных создателей которого был он сам, Альберти проектировал постройки в Мантуе и Римини. В проектах церквей в Мантуе он, в частности, творчески использовал мотив античной триумфальной арки, придав постройкам особую монументальность.
Лучано Лаурана начал в новом стиле строительство герцогского дворца в Урбино. Сохранив некоторые элементы облика замка в фасаде, он придал архитектуре парадных помещений, и особенно внутреннего двора, классически ренессансные стройность и изящество. В Милане проводником новых идей был зодчий Филарете. К концу XV в. не только в Тоскане, но и в некоторых других областях Италии утвердились ренессансные типы жилых зданий городского (палаццо) и загородного (вилла). Строгая простота и величавая масштабность богатых дворцов и вилл подчеркивали высокий социальный статусь их владельцев знати и купечества. В ренессансном зодчестве восторжествовал принцип гармонической соразмерности человека и архитектуры.
Своеобразием отличалась венецианская архитектура Возрождения. Она складывалась позже, чем в Тоскане, в последние десятилетия XV в. Местные готические традиции сочетались в ней с ренессансными чертами. Венецианцы ценили нарядность, красочность зданий. Стоящие на сваях дворцы патрицианской знати украшались лоджиями, тонкой резьбой по камню, многоцветными инкрустациями, кирпич облицовывался привозным мрамором.
Черты новой архитектуры проявлялись не только в светских постройках, но и в церковном зодчестве, ярче всего в церкви Санта Мария деи Мираколи, интерьер которой схож с залами венецианских дворцов, и в церкви Сан Дзаккария. Она славится стройным многоярусным фасадом с целой системой колонн, полуколонн, пилястр и вторящих друг другу полукружий архитектурных форм. Своеобычны и возводившиеся в ту пору помещения религиозных братств скуол, особенно Скуола Гранде ди Сан Марко с двухъярусным ордерным фасадом и декорацией в виде перспективных мраморных рельефов
Список литературы
- История культуры стран Западной Европы в эпоху Возрождения. Под ред. Л. М. Брагиной. М.: Высшая школа, 1999. — 479 с.
- История и культурология. Изд. второе, перераб. и доп.: Учебное пособие для студентов вузов / Н. В. Шишова, Т. В. Акулич, М. И. Бойко и др.; Под ред. Н. В. Шишовой. — М.: Логос, 2000. — 456 с.
- Кравченко А. И. Культурология Учебное пособие для вузов 4-е изд М.: Академический Проект, Трикста, 2003 496 с.
- Культурология. Полищук В. И. М.: Гардарики, 1999. 446 с.
- Памятники мирового искусства. Искусство Италии конца 13−14 веков. Научно-исследовательский институт теории и истории изобразительных искусств. М.: Искусство.1987.
- Данилова И. Е. Брунеллески и Флоренция. Творческая личность в контексте ренессансной культуры. М.: Искусство. 1991. 203 с.
- Лазарев В. Н. Начало раннего Возрождения в итальянском искусстве. М.: Искусство.1979
- Всеобщая история искусств, т. 3 Искусство эпохи Возрождения. Под общей редакцией Ю. Д. Колпинского и Е. И. Ротенберга М.: Искусство. 1962
- http://izbumagi.ru/168-kafedralnyjj-sobor-santa-marija-del-fiore.html
- http://turismo-italia.ru:8080/photos/61−240
- http://www.holidaym.ru/mel/italy/san_mar_f.php
- http://www.krugosvet.ru/articles/116/1 011 673/1011673a1.htm