Допуск граждан РФ к сведениям составляющим государственную тайну
Рассматриваемый закон также определил порядок лицензирования работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, и порядок сетификации средств защиты информации, а также ввел государственную аттестацию руководителей предприятий, учреждений и организаций, ответственных за защиту сведений, составляющих государственную тайну. Особое внимание уделяется совершенствованию… Читать ещё >
Содержание
- ПЛАН
- 1. Допуск к государственной тайне
- 2. Понятие информационно-правового обеспечения
- 3. Система информационно-правового обеспечения государственной тайны в Российской Федерации
- Заключение
- Приложение
Ни одна сфера жизни современного общества не может функционировать без развитой информационной системы. Национальный информационный ресурс является сегодня одним из главных источников экономической и военной мощи государства. Проникая во все сферы деятельности государства, информация приобретает конкретные политическое, материальное и стоимостное выражения. На этом фоне все более актуальный характер приобретают вопросы обеспечения информационной безопасности Российской Федерации как неотъемлемого элемента национальной безопасности, а защита информации превращается в одну из приоритетных государственных задач.
В любом государстве безопасности придается особое значение. В своем развитии эта задача проходит множество этапов в зависимости от потребностей государства, возможностей, методов и средств добывания сведений (в частности разведки), правового режима государства и реальных его усилий по обеспечению защиты информации.
Одним из важнейших аспектов обеспечения национальной безопасности любого государства, являются вопросы сохранения государственной тайны. Роль информационно-правового обеспечения в этой сфере трудно переоценить. Однако рассмотрение данных вопросов невозможно без определения таких понятий, как «информация», «правовая информация», «информационные системы», «информационно-правовое обеспечение». Тем более, что данные понятия неоднозначно трактуются в различных литературных источниках, освещающих вопросы работы с информацией и нормативно-правовой литературе.
В настоящем реферате на основе сведений, содержащихся в законодательной, учебной и научной литературе, мной была предпринята попытка сформулировать свое видение этих понятий применительно к защите информации, составляющей государственную тайну.
1. ДОПУСК К ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЕ Государственная тайна это защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации;
Законодательство Российской Федерации о государственной тайне основывается на Конституции Российской Федерации, Законе Российской Федерации «О безопасности» и включает Закон О государственной тайне, а также положения других актов законодательства, регулирующих отношения, связанные с защитой государственной тайны.
К государственной тайне могут быть отнесены следующие сведения:
1) сведения в военной области: о содержании стратегических и оперативных планов, документов боевого управления по подготовке и проведению операций.
2) сведения в области экономики, науки и техники: то есть о содержании планов подготовки Российской Федерации и ее отдельных регионов к возможным военным действиям, мобилизационных мощностях промышленности по изготовлению вооружения и военной техники, об объемах поставок и о запасах стратегических видов сырья и материалов, а также о размещении и фактических размерах государственных материальных резервов;
об использовании инфраструктуры Российской Федерации в интересах обеспечения ее обороноспособности и безопасности;
о государственных запасах драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, ее финансах и бюджетной политике (кроме обобщенных показателей, характеризующих общее состояние экономики и финансов).
3) сведения в области внешней политики и экономики: то есть о внешнеполитической и внешнеэкономической (торговой, кредитной и валютной) деятельности Российской Федерации, преждевременное распространение которых может нанести ущерб ее интересам
4) сведения в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности: то есть о силах, средствах, источниках, методах, планах и результатах разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, а также данные о финансировании этой деятельности, если эти данные раскрывают перечисленные сведения;
Отнесение сведений к государственной тайне осуществляется в соответствии с их отраслевой, ведомственной или программно-целевой принадлежностью.
Для осуществления единой государственной политики в области засекречивания сведений межведомственная комиссия по защите государственной тайны формирует Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне. В этом Перечне указываются органы государственной власти, наделяемые полномочиями по распоряжению данными сведениями. Указанный Перечень утверждается Президентом Российской Федерации, подлежит открытому опубликованию и пересматривается по мере необходимости.
Не подлежат засекречиванию сведения: о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, и их последствиях, а также о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях;
о состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, демографии, образования, культуры, сельского хозяйства, а также о состоянии преступности;
о привилегиях, компенсациях и льготах, предоставляемых государством гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям и организациям;
о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина;
о размерах золотого запаса и государственных валютных резервах Российской Федерации;
о состоянии здоровья высших должностных лиц Российской Федерации;
о фактах нарушения законности органами государственной власти и их должностными лицами.
Устанавливаются три степени секретности сведений, составляющих государственную тайну, и соответствующие этим степеням грифы секретности для носителей указанных сведений: «особой важности», «совершенно секретно» и «секретно».
Допуск должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне осуществляется в добровольном порядке.
Допуск лиц, имеющих двойное гражданство, лиц без гражданства, а также лиц из числа иностранных граждан, эмигрантов и реэмигрантов к государственной тайне осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Допуск должностных лиц и граждан к государственной тайне предусматривает: принятие на себя обязательств перед государством по нераспространению доверенных им сведений, сставляющих государственную тайну.
Для должностных лиц и граждан, допущенных к государственной тайне на постоянной основе, устанавливаются следующие льготы: процентные надбавки к заработной плате в зависимости от степени секретности сведений, к которым они имеют доступ;
преимущественное право при прочих равных условиях на оставление на работе при проведении органами государственной власти, предприятиями, учреждениями и организациями организационных и (или) штатных мероприятий.
Устанавливаются три формы допуска к государственной тайне должностных лиц и граждан, соответствующие трем степеням секретности сведений, составляющих государственную тайну: к сведениям особой важности, совершенно секретным или секретным.
Наличие у должностных лиц и граждан допуска к сведениям более высокой степени секретности является основанием для доступа их к сведениям более низкой степени секретности.
Допуск должностного лица или гражданина к государственной тайне может быть прекращен по решению руководителя органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации в случаях: расторжения с ним трудового договора (контракта) в связи с проведением организационных и (или) штатных мероприятий;
однократного нарушения им взятых на себя предусмотренных трудовым договором (контрактом) обязательств, связанных с защитой государственной тайны;
Прекращение допуска должностного лица или гражданина к государственной тайне является дополнительным основанием для расторжения с ним трудового договора (контракта), если такие условия предусмотрены в трудовом договоре (контракте).
Прекращение допуска к государственной тайне не освобождает должностное лицо или гражданина от взятых ими обязательств по неразглашению сведений, составляющих государственную тайну.
Порядок доступа должностного лица или гражданина к сведениям, составляющим государственную тайну, устанавливается нормативными документами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Должностные лица и граждане, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации о государственной тайне, несут уголовную, административную, гражданско-правовую или дисциплинарную ответственность в соответствии с действующим законодательством.
2. ПОНЯТИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ.
Любой вид человеческой деятельности, в том числе органов государственной власти и управления, немыслим без четкой организации информационных процессов и их потоков. Под информационными процессами в современной литературе принято понимать способы восприятия, хранения переработки и передачи информации другому познающему субъекту или техническому устройству.
Термин «информация» («informatio» — разъяснение, изложение) возник в социальной среде и первоначально применялся для обозначения сведений, передаваемых одними людьми другим устным, письменным или иным способом .
В настоящее время распространено мнение, что окружающий нас мир представляет собой информационную систему, в которой циркулирует и преобразуется различная по природе информация. Информация предстает перед человеком в очень многих физических формах и разновидностях, по-разному воспринимается нашими органами чувств и сознанием. Поэтому трактовка термина «информация» является очень многогранной и, как все подобные ключевые понятия, не имеющей однозначного, универсального определения. Была даже высказана идея, что информация — это неопределяемое понятие, так как уточнение его содержания с помощью определения сводит это понятие к другим неопределенным основным понятиям .
Список литературы
- Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации» от 20 февраля 1995 г. //Российская газета. 1995. 22 февраля.
- Федеральный закон «О государственной охране» от 27 мая 1996 г. (с изменениями от 18 июля 1997 г., 7 ноября 2000 г., 7 мая 2002 г., 30 июня 2003 г. //СЗ РФ. 1996. № 22. Ст. 2594.
- Закон Российской Федерации «О государственной тайне» от 21 Указ Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. «О Концепции национальной безопасности Российской Федерации» Российская газета. 2000. 18 января.
- Защита от несанкционированного доступа к информации. Агапов А. Б. Основы государственного управления в сфере информатизации в Российской Федерации. М.: Юристъ, 1997. 344 с.
- Бачило И.Л., Лопатин В. Н., Федотов М. А. Информационное право: Учебник / Под ред. Б. Н. Топорнина. Спб.: Юрид. центр «Пресс», 2001.
- Гаврилов О. А. Информатизация правовой системы России. Теортические и практические проблемы. М.: Юрид. книга, 1998.
- Емельянов Г. В., Стрельцов А. А. Информационная безопасность России. Ч.1. Основные понятия и определения: Учебн. пособие Под общ. ред. проф. А. А. Прохожева. М.: РАГС при Президенте РФ, 1999.
- Лопатин В. Н. Концепция развития законодательства в сфере обеспечения информационной безопасности Российской Федерации (проект). М., 1998.
- Правовая информатика и кибернетика: Учебник /Под ред. Н. С. Полевого. М.: Юрид. лит., 1993.
- Асфандиаров Б. М. Вопросы правовой охраны информационных ресурсов. //НТИ. Сер. 1. 1999. № 5.