Правовые обязанности граждан
Л. Д. Воеводин также отмечает, что отсутствие в юридической науке полновесного анализа понятия обязанностей вовсе не означает недооценки их роли в правовом регулировании поведения членов общества. Напротив, все авторы, в той или иной мере затрагивающие проблему обязанностей, довольно единодушно подчеркивают их важное значение в укреплении общественной дисциплины и правопорядка. Видимо, причина… Читать ещё >
Содержание
- Введение
- Глава 1. Административные обязанности граждан как элемент административно-правового статуса
- 1. 1. Понятие юридических обязанностей, возложенных нормами права на граждан
- 1. 2. Конституционные (основные) обязанности граждан
- 1. 3. Административно-правовые обязанности граждан
- Глава 2. Ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение своих обязанностей
- 2. 1. Понятие административной ответственности
- 2. 2. Правонарушение основание для административной ответственности
- Заключение
- Список литературы
Проблема взаимоотношений государства и личности имеет глубокие историко-философские корни. Данная тема нашла свое отражение в трудах выдающихся исследователей философов, юристов, социологов и т. д., во многих статьях и монографиях, она продолжает оставаться актуальной и в наши дни.
Важнейшим смыслом прав и свобод человека выступает то, что каждый субъект, признающий за собой право иметь собственные ценности и осуществлять свои права и потребности, должен понимать, что и любой другой субъект имеет те же права, а также признавать свою обязанность не ущемлять эти права. Правовые системы стран мира построены на основе равных для всех членов общества прав и обязанностей. И это естественно, ибо равенство прав и обязанностей означает справедливость как существенный принцип права.
С началом преобразований в России в 90-х годах ХХ в. и конституционно-правовым закреплением демократического социального государства вопросам прав и свобод человека и гражданина уделялось приоритетное внимание. И это понятно более чем семидесятилетнее господство советской социалистической идеологии вызвало необходимость заполнения вакуума в вопросах о буржуазных правах и свободах. При этом элементы обязанностей, сопровождающих любые права и свободы, оказались в тени. Об обязанностях практически ничего не говорилось либо говорилось очень мало.
Если правам и свободам личности в действующей ныне Конституции РФ в юридической науке уделяется большое внимание, то об обязанностях этого нельзя сказать. В Конституции РФ содержится лишь несколько статей, посвященных обязанностям. Между тем, не выполняя своих обязанностей, человек мешает другим гражданам осуществлять свои права. Проблема обязанностей оказалась весьма актуальной в наше время, когда Россия стоит на пути развития рыночных отношений и формирования правового государства и гражданского общества. Пока же наше государство сталкивается с массовым неисполнением гражданами своих обязанностей (например, уклонение от уплаты налогов и от военной службы).
Актуальность темы данной работы определяется тем, что общество все еще не осознало, что именно обязанности составляют фундамент взаимной безопасности сочленов общества и объективно необходимое условие их взаимодействия.
Характерной чертой современного российского законодательства является его нестабильность, обусловленная существенными изменениями и колебаниями экономического курса, бесконечными перестройками государственного аппарата, чрезмерной ролью субъективного курса.
Говоря об отрасли административного права необходимо отметить, что действующее на сегодняшний день оно до сих пор не в полной мере приведено в соответствие с Конституцией.
Цель данной работы дать характеристику правовых обязанностей граждан. Рассмотреть административные обязанности граждан как элемент административно-правового статуса. В курсовой работе раскрываются положения, определяющие понятие и цели административной ответственности, указываются законодательные нормы, определяющие применение административной ответственности.
Исходя из этого, в курсовой работе рассматриваются следующие вопросы:
1. понятие юридических обязанностей;
2. конституционные (основные) обязанности и административно-правовые обязанности граждан;
3. ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение своих обязанностей.
В конце работы сделаны обобщающие
выводы по рассмотренной теме.
Глава 1. Административные обязанности граждан как элемент административно-правового статуса
1.1. Понятие юридических обязанностей, возложенных нормами права на граждан
Б.С. Эбзеев отмечает: «Многие сотни книг, статей, диссертаций посвящены осмыслению теоретической и практической модели прав человека и воплощению в Конституции основных закономерностей их развитияИ в этом мощном хоре поющих аллилуйя правам человека и гражданина, принадлежащим ему от рождения и неотчуждаемым, совершенно теряется голос, призывающий вспомнить об обязанностях человека и гражданина. Между тем обязанность есть столь же важный элемент механизма саморегуляции и саморазвития общества, как и права» .
В этой связи можно привести высказывание известного русского мыслителя Н. А. Бердяева: «Декларация прав человека и гражданина, чтобы не быть формальной, должна быть также декларацией обязанностей человека и гражданина» .
Например, Б. С. Эбзеев обращает внимание на то обстоятельство, что в книге С. А. Авакьяна «Конституционное право России» рассмотрению основных прав человека и гражданина посвящено более 100 страниц текста, в то время как вопросы, связанные с обязанностями, освещаются на трех страницах. В учебнике для вузов, подготовленном М. В. Баглаем, для обоснования прав и свобод выделено более 130 страниц, а обязанностей семь и т. д.
Проблема обязанностей приобрела мировоззренческий характер. Проблема обязанностей может рассматриваться и развиваться в различных ее аспектах, в том числе историческом, философском, социальном, политическом, нравственном, психологическом, юридическом и т. д.
Обязанность граждан не застывшее явление, а постоянно развивающаяся система, динамика которой обусловлена, с одной стороны, природой государства и общества и характером их взаимоотношений с личностью, а с другой стороны развивающимися общественными потребностями и необходимостью их согласования с индивидуальными интересами.
Иными словами, новые условия создают не только дополнительные возможности по развитию прав и свобод, но и новые ограничения.
Социальная ценность человека определяется не только тем, что ему предоставлены широкие права. Она измеряется и тем, насколько добросовестно он выполняет свои обязанности. Наблюдается следующая закономерность: чем выше уровень правовой культуры народа, чем популярней идея правопослушания, тем меньше мелочных бюрократических предписаний издается в стране.
«Судья Л. Хенд (США) высказал верную мысль, что «конституция может действовать эффективно только тогда, когда она находится в сердцах и умах людей». Именно тогда можно позволить себе такую роскошь, как наличие пробелов в законодательстве, формулирование правовых предписаний лишь на уровне принципов, без их детализации, упрощение судопроизводства.
И наоборот, массовое неисполнение гражданами обязанностей влечет издание огромного количества строжайших нормативных актов, целевых программ, которые накапливаются, но вскоре забываются" .
Правовая норма, закрепляя должное поведение людей, регулирует их деятельность посредством установления либо прав, либо обязанностей. Категория «должное поведение», т. е. поведение, обеспечиваемое принудительной силой государства и соответствующей санкцией в юридической норме, отражает специфику права в целом, отличие правовых от всех других социальных норм.
«Правовая необходимость полнее всего раскрывает существо юридической обязанности. Она, с одной стороны, указывает, что эта обязанность существует и развивается в рамках должного, установленного законом и обеспечиваемого государством поведения. С другой же стороны, она выражает содержание обязанности и присущую ей специфику. «Необходимость» для раскрытия обязанности играет такую же роль, какую в понятии прав и свобод личности выполняет «возможность» .
Возлагая на граждан основные обязанности, государство сохраняет за собой возможность в лице соответствующих органов устанавливать содержание и объем этих обязанностей путем издания конкретизирующих актов, определять условия их исполнения, принимать меры воздействия к тем, кто злостно уклоняется от их несения.
Подобно тому, как конституционным правам и свободам соответствуют обязанности государства, выражающиеся в гарантиях этих прав, так и конституционные обязанности сопряжены с полномочиями государства и его органов создавать, руководствуясь принципами законности, такие условия, предпринимать такие меры, которые должны обеспечить неуклонное исполнение содержащихся в обязанностях предписаний.
Таким образом, можно сказать, что, предоставляя гражданам права и свободы и возлагая на них обязанности, государство берет на себя бремя гарантировать эти права и сохраняет за собой возможность в пределах правопорядка прибегнуть к широкому диапазону мер от убеждения до принуждения с тем, чтоы установленные обязанности были исполнены.
Обязанности выступают пределами свободы личности, которые очерчены в нормативном порядке. Они являются формой выражения ответственности личности перед государством и обществом.
1.2. Конституционные (основные) обязанности граждан
С правами граждан тесно связаны обязанности. Эти структурные элементы правового статуса личности взаимообусловливают друг друга. Особенности конституционных обязанностей состоят в следующем. Они направлены на охрану, защиту и развитие важнейших социальных ценностей, служат как личным, так и общественным интересам, имеют важную общественную и государственную значимость.
Правовое содержание обязанностей сочетается с нравственным отношением общества к соответствующим проблемам. Конституционные обязанности, будучи закрепленными в Конституции РФ, приобретают высшую юридическую силу и всеобщий характер.
«Обязанности составная часть правового статуса личности. Они тесно связаны с правами и свободами человека и гражданина, и этим следует объяснить то обстоятельство, что обязанности закрепляются в гл. 2 Конституции РФ („Права и свободы человека и гражданина“). Нельзя представить себе человека, несущего только обязанности, как невозможны и права человека без обязанностей. Свобода только тогда становится реальной, когда она обретает черты порядка, основанного на праве, а порядок это и есть единство прав и обязанностей» .
Обязанности различны по своей природе. Одни из них вытекают из принадлежности лица к гражданству государства, другие не связаны с таким статусом и возлагаются на каждого. Обязанности может порождать членство лица в местном сообществе или в различного рода объединениях (политических, экономических, по интересам и т. д.). Широкий круг обязанностей формируется в связи с обладанием лицом определенным статусом работника, служащего, учащегося, собственника имущества, обвиняемого, свидетеля и т. п.
«Конституционное право выполняет в закреплении обязанностей человека и гражданина специфическую роль. Оно закрепляет основные обязанности человека и гражданина, которые: 1) имеют всеобщий характер, 2) не зависят от конкретного правового статуса лица, 3) закрепляются на высшем, конституционном уровне» .
Принцип, установленный ч. 2 ст. 6 Конституции, касается каждого гражданина России и непосредственно связан с равенством прав и свобод. В практическом плане он означает, что ни один гражданин не должен освобождаться или уклоняться от обязанностей, это бремя в равной мере распространяется на всех граждан.
Соблюдение Конституции и законов это самая главная обязанность, лежащая на гражданах, о чем говорится в ч. 2 ст. 15 Конституции РФ. По сути, она распространяется и на неграждан, поскольку нельзя допустить, чтобы кто-то из проживающих в стране лиц имел привилегию не соблюдать действующие в этой стране законы. Соблюдение Конституции и законов всеобщее правило, не знающее исключений.
Помимо общей обязанности соблюдать Конституцию, существует и прямое предписание гражданам соблюдать конкретные конституционные запреты. Так, в ч. 5 ст. 13 запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели и действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни. Эта норма конкретизирует конституционную обязанность граждан, предписывая им воздерживаться от указанных действий.
Часть 3 ст. 17 Конституции устанавливает, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
В ч. 2 и 3 ст. 38 Конституции закреплены две конституционные обязанности граждан. Во-первых, родители обязаны заботиться о детях, их воспитании. Во-вторых, трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.
Список литературы
- Конституция Российской Федерации 1993 г. М.: Новое право, 1994. 175 с.
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. М.: Издательство «Омега», 2007. 304 с.
- Агапов А. Б. Курс административного права. М.: Статут, 2005. 621 с.
- Алехин А.Б., Кармолицкий А. А. Административное право России. М.: Издательство «Зерцало», 2007. 712 с.
- Антонова В.П. Административно-правовой статус человека и гражданина (Седьмые «Лазаревские чтения»)//Государство и право. 2003. № 11. С. 5−43.
- Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. 6-е изд., изм. и доп. М.: Норма, 2007. 784 с.
- Бахрах Д.Н., Россинский Б. В., Старилов Ю. Н. Административное право. 2-е изд., изм. и доп. М.: Норма, 2007. 800 с.
- Бахрах Д.Н. Дисциплинарно-правовое принуждение в Российской Федерации//Государство и право. 2006. № 6. С. 43−50.
- Виг И. Соотношение прав и обязанностей человека и проблема преступности//Государство и право. 1995. № 7. С. 45−49.
- Жумагулов М.М. О сущности и понятии административно-правового принуждения//Государство и право. 2006. № 10. С. 22−30.
- Кашанина Т.В., Кашанин А. В. Основы российского права. М.: Норма, 2006. 800 с.
- Козлов Ю.М., Попов Л. Л. Административное право/Под ред. Ю. М. Козлова, Л. Л. Попова. М.: Юрист, 2006. 728 с.
- Козлова Е.И., Кутафин О. Е. Конституционное право России. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. 608 с.
- Конин Н.М. Административное право России. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. 448 с.
- Максимов И.В. Концепция позитивной административной ответственности в теории и праве//Государство и право. 2006. № 8. С. 29−37.
- Малько А.В., Субочев В. В. Законный интерес и юридическая обязанность//Государство и право. 2007. № 2. С. 30−36/
- Манохин В.М., Адушкин Ю. С., Багишаев З. А. Российское административное право. М.: Юрист, 2007. 472 с.
- Масленников М.Я. Перспективы развития регионального законодательства об административной ответственности//Российская юстиция. 2007. № 9. С. 30−32.
- Овчарова Е.В. Проблемы применения административной ответственности за нарушения налогового законодательства по Налоговому кодексу РФ (НК РФ) и по Кодексу РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ)//Государство и право. 2007. № 8. С. 14−22.
- Смоленский М.Б. Конституционное (государственное) право России. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К»; Ростов н/Д: Наука-Пресс, 2006. 416 с.
- Талапина Э.В. Новые институты административного права//Государство и право. 2006. № 5. С. 14−21.Чухвичев Д. В. Свобода личности и юридическая ответственность//Государство и право. 2005. № 3. С. 103−108.
- Эбзеев Б.С. Личность и государство в России: взаимная ответственность и конституционная обязанность. М.: Норма, 2007. 383 с.
- Якимов А.Ю. Повышенная ответственность за неоднократное совершение административных правонарушений (Правовые и организационные вопросы)//Государство и право. 2007. № 8. С. 5−13.