Понятие сетевых организаций
Сетевые формы организации экономической деятельности за последние двадцать лет позволяет судить о сложности и неоднозначности самого объекта изучения. Как правило, одновременное существование нескольких теоретических подходов, тем более созданных в различных областях научного знания (экономика, социология, социальная психология, биология), свидетельствует о том, что само изучаемое явление… Читать ещё >
Содержание
- ВВЕДЕНИЕ
- 1. ПОНЯТИЕ СЕТЕВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
- 2. МЕХАНИЗМ И ФОРМЫ ПЕРЕХОДА
- 3. СЕТЕВЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ И СЕТЕВОЕ ОБЩЕСТВО: К ВОПРОСУ О СТРАТЕГИЧЕСКИХ ВЫЗОВАХ XXI ВЕКА
- ЗАКЛЮЧЕНИЕ
- СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
В западных странах 80-е годы проходили под знаменем борьбы за качество продукции, в 90-е годы лозунгом десятилетия были принципы реинжиниринга производственных процессов, а к концу века ведущей темой становится переход к сетевым принципам организации предприятий. Это обусловлено тем, что производственная и коммерческая деятельность все более усложняется и предприятия для своего выживания и развития должны искать методы адаптации к изменениям среды[2,c.12]. При этом необходимо учитывать фактор времени (повышение оперативности действий требует нового подхода к методам производства и управления) и расширение пространства предприятия (если оно хочет выжить, надо очень быстро раздвинуть свой рынок до национальных, а затем международных масштабов).
Предприятия должны также быстрее осваивать управление новым стратегическим ресурсом — информацией.
Между тем традиционный управленческий инструментарий стал менее эффективным, если не уже устаревшим. Отсюда необходимость для стран переходного типа быть более осторожными к восприятию того, что происходит в мире, и не копировать отжившее. В центре внимания должны быть новые методы, позволяющие миновать некоторые этапы развития менеджмента и добиться существенного выигрыша во времени.
Переход к современным методам управления связан с сетевыми организационными структурами.
1.ПОНЯТИЕ СЕТЕВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ Суть сетевых организаций очень проста — отсутствие единого управляющего органа и множественность центров управления.
Могут существовать консультационные советы руководителей ячеек или какие-то временные координационные структуры[3,c.14]. По сетевому принципу построен Интернет.
Внутри ячеек сети могут сосуществовать самые разные способы управления, естественно, что большой узел сам делится на многие узлы, но внутри них способы управления могут быть иерархическими (как в армии или церкви), демократическими, аморфными (как в семье где все знают свои обязанности и добровольно их выполняют), комбинированными и так далее. Один из наиболее характерных способов сетевого самоуправления — «экспертный», при этом решения от всей ячейки по конкретному вопросу принимает человек, который признан ячейкой как наиболее компетентный в данном вопросе, он же несет всю ответственность за последствия[3,c.21]. Ещё один способ управления — «семейный», когда лидер ячейки обладает настолько большим духовным авторитетом, что может отменить практически любое решение, принятое демократическим самоуправлением ячейки или настоять на решении, против которого исходно хоть все ее члены, по сути — это духовный отец. Последними двумя способами обычно управлялись даосские ячейки, возможно, самые древние и опытные из сетевых организаций.
Обычным для сетей является образование временных сообществ, создаваемых для решения конкретной задачи и самоликвидирующихся после ее выполнения. В результате отношения в организации пронизываются множеством сложных связей. Участник организации может в одном случае быть руководителем своих руководителей в каком-то другом деле или равноправным с ними в третьем вопросе. Небольшие первичные ячейки нередко специализируются на какой-то задаче, например, добывании информации, анализе, обеспечении безопасности, связи и так далее. Cетевые общины могут быть центрами производства и источниками материальных средств, что очень важно.
Сетевые организации обычно создаются тогда, когда нет иных шансов на победу, это путь к победе, скорее, умом и хитростью, а не силой. Сила, конечно, тоже может применяться, особенно на завершающей стадии борьбы. Сетевые организации могут широко пользоваться легальными методами работы и традиционными общественными институтами, вплоть до использования парламентских методов борьбы[4,c.23]. Средства эффективной борьбы с сетевыми организациями в настоящее время практически отсутствуют, но и создать такие организации непросто.
Сетевая организация позволяет с минимумом затрат «раскрутить» практически любую персону. При этом решается вопрос т.н. «общественного контроля»: если раскрученный силами сети человек внезапно начинает идти против движения, его репутация, авторитет и известнось будут разрушены так же быстро и с тем же энтузиазмом, как и создавались.
Так же обстоит дело и с коммерсантами. В любой структуре рано или поздно проявляются люди с деловыми способностями. Их поддержка — обязательное условие существование сетевой организации. Сетевые структуры за счет своих разветвленных связей способны пролоббировать ряд выгодных условий для бизнеса, подготовить рынок сбыта, подыскать в своих рядах деловых партнеров и кадровый состав. В дальнейшем все будет зависеть от персональной ответственности предпринимателя перед собратьями по организации.
Бизнес-структуры в сетевых организациях — это не только источник дохода для какой-то узкой группы лиц, но также и основа материально-технического обеспечения организаций на местах[7,c.47]. Собственные фирмы позволяют участникам движения стать материально независимыми, открывая возможность совместного финансирования общих проектов.
Еще один аспект успешного функционирования сетевых организаций — наличие прочных контактов с соотечественниками и единомышленниками. Они могут принять на своей территории людей, денежные и материальные средства (например, типографии, редакции и необходимое оборудование). В настоящее время для российского сетевого фронта союзниками должны стать белорусские, приднестровские организации, а также сообщества соотечественников в других странах ближнего и дальнего зарубежья.
Список литературы
- Большой экономический словарь./ Под ред. А. Н. Азрилияна. 5-е изд. перераб. и доп. М.: Институт новой экономики, 2007. 1280с.
- Кеворков В.В., Леонтьев С. В. Политика и практика маркетинга на предприятии. М.: Диво, 2006. 216с.
- Котлер Ф. Маркетинг, менеджмент. Анализ, планирование, контроль. СПб.: Финансы и статистика, 2007. 300с.
- Маркетинг: основы профессионального успеха./ Пер. с нем. — М.: ИНФРА-М, 2007. — 384с.
- Маркетинг./ Под ред. А. Н. Романова. — М: Банки и биржи; ЮНИТИ, 2007. 146с.
- Ноздрачева Р., Цычинко Л. Маркетинг: как побеждать на рынке. М.: Финансы и статистика, 2008. 250с.
- Ноздрева Р.Б., Крылова Г. Д., Соколова М. И. Маркетинг. — М.: Юристъ, 2008. — 568с.
- Сорочинская С.И. Организация службы маркетинга.// Маркетинг в России и за рубежом. 2007, № 3.